Отзыв: Книга "Медведица или легенда о Черном Янгаре" - Карина Демина - Опять чересчур мрачно, однако же вещь получилась стоящая
Достоинства: оригинальность, проблематика, образы, стиль, мифологические мотивы
Недостатки: перескакивания в стилях, мрачно, жестко, элементы восточного деспотизма на Севере
Я читала эту книгу под заголовком "Черный Янгар", но медведица там тоже есть;) И признаки легенды, такие, как персонаж-сирота не просто хорошего рода, а потомок божества, забывший, а затем вспомнивший о своем происхождении, суровая богиня, вынужденное оборотничество (и вполне укладывающееся в рамки легенды условие избавления от оного), обделенная и избалованная дочери (на сей раз в качестве обделенной и наполовину сироты выступает не младшая, а старшая), неправедный правитель, ну и конечно, любовь (без откровенных сцен и сильных страстей). А ещё начинает свое повествование автор просто шикарным языком, каким и положено слагать легенды, правда, практически через главу перемежает этот "легендарный" стиль с обычным современным, что меня несколько разочаровало (у непревзойденной, на мой взгляд, Марии Семеновой и в "Волкодаве", и в эталонной "Валькирии" тоже иногда случались подобного рода перескакивания, но у Семеновой это были именно редкие ошибки, Демина же, кажется, перескакивает намерено: вот идет идет легенда, а вот тут надо, например, рассказать о чувствах, на которых в легендах не принято обращать внимания или подать мысль, что в стремлении отомстить в принципе нет ничего хорошего - и язык становится современным, хоть и не изобилующим современными понятиями (разве что словосочетание "жизненная необходимость" резануло мне глаз).
А в целом повествование получилось интересным, с неожиданными сюжетными поворотами и весьма неплохо прописанными героями. Мир авторский, придуманный, но за основу взят этакий сплав карело-финской Калевалы (имена многих персонажей похожи на карело-финские, а мельница Сампо и вовсе упомянута, пусть и вскользь), скандинавской мифологии и, возможно, мифологии каких-то коренных народов Сибири. Или третий компонент чисто авторская придумка не знаю, с мифологией народов Сибири у меня, честно говоря, вообще никак. Но я склонна именно ей приписывать черты восточного правителя немощного и телом, и духом кёнига ("кёниг" - по-немецки "король", если кто не знает) Вилхо. Потому что если сие есть авторская придумка, то она, по-моему, крайне неудачна. Условный скандинавский Север не потерпел бы слабого правителя, чей авторитет рабы и окружение поддерживали бы с помощью обманов, вроде золотой пудры на лице и встроенных в стены и подлокотники трона труб, чтобы голос правителя казался громче. На условном востоке такое бы прокатило, а на Севере были совсем иные конунги и иные правила поддержания власти.
Что ещё мне не понравилось? Все-таки общая атмосфера мрачновата и с жестокостями перебор. Понятно, что юность у главного героя была отнюдь не солнечной, но с другой стороны, у Волкодава Семеновой юность была ничуть не лучше, и Волкодав тоже постоянно рефлексирует на тему пережитого им, а его расправа над насильниками показана и вовсе очень подробно, однако же всё это ничуть не делает общую атмосферу повествования мрачной или жестокой. Тут же просто "ох" - то над ГГ издеваются или пытают его, то он кого-то пытает, то загнанному или приготовленному в жертву коню перерезают горло... Вроде и нет особых подробностей всего этого, но всё же... С одной стороны, легенда затягивает и очаровывает, а с другой - хочется поскорее из неё "вынырнуть". Знаю, что "солнечно" у данного автора практически не бывает, но вот, например, из атмосферы "Дома последней надежды" мне "выныривать" не хотелось, хотя там тоже не особо "солнечно" и всякие демоны-чудовища японской мифологии представлены в количестве.
Понравились знакомые по более поздним произведениям автора персонажи - Змей Полоз и сумеречница в незнакомом мне амплуа. В отличие от Великого Полоза в книгах "Лиса в курятнике" и "Охота на охотника", вызывающего ассоциации со сказами Бажова, здесь этот персонаж больше напоминает скандинавских змеев (хоть и не противостоит ни богам, ни людям, ни миру), но тоже хорош. Хоть я и не очень люблю скандинавскую мифологию, как таковую. И сумеречница здесь вовсе не похожа на сумеречников из "Коммуналки", тут это именно тварь, которую надо только уничтожить без вариантов, иначе... будет очень плохо.
А ещё в этой книге нет классической детективной линии (с убийством и поисками преступника), нет надоевшего уже в других книгах Деминой образа психотравмированной доброй девочки, которую достойный и сильный мужчина должен "отогреть". Есть аналог богини Кали и "амок", но всё это, как ни странно, очень гармонично вписано в сюжетную канву.
А главная идея книги - пожалуй, как сохранить в себе человека в очень сложных условиях. Пройти по грани - и не превратиться в чудовище или в ничтожество. Самому. Без помощи высших сил.
Короче, несмотря на все её недостатки, у "Черного Янгара" есть своё лицо, эта книга не похожа на многие другие книги автора, в которых, увы, слишком часто повторяются типажи и мотивы.
Хэппи-энд наличествует
Высшей оценки поставить не могу, но "четверка" будет абсолютно заслуженной.
А в целом повествование получилось интересным, с неожиданными сюжетными поворотами и весьма неплохо прописанными героями. Мир авторский, придуманный, но за основу взят этакий сплав карело-финской Калевалы (имена многих персонажей похожи на карело-финские, а мельница Сампо и вовсе упомянута, пусть и вскользь), скандинавской мифологии и, возможно, мифологии каких-то коренных народов Сибири. Или третий компонент чисто авторская придумка не знаю, с мифологией народов Сибири у меня, честно говоря, вообще никак. Но я склонна именно ей приписывать черты восточного правителя немощного и телом, и духом кёнига ("кёниг" - по-немецки "король", если кто не знает) Вилхо. Потому что если сие есть авторская придумка, то она, по-моему, крайне неудачна. Условный скандинавский Север не потерпел бы слабого правителя, чей авторитет рабы и окружение поддерживали бы с помощью обманов, вроде золотой пудры на лице и встроенных в стены и подлокотники трона труб, чтобы голос правителя казался громче. На условном востоке такое бы прокатило, а на Севере были совсем иные конунги и иные правила поддержания власти.
Что ещё мне не понравилось? Все-таки общая атмосфера мрачновата и с жестокостями перебор. Понятно, что юность у главного героя была отнюдь не солнечной, но с другой стороны, у Волкодава Семеновой юность была ничуть не лучше, и Волкодав тоже постоянно рефлексирует на тему пережитого им, а его расправа над насильниками показана и вовсе очень подробно, однако же всё это ничуть не делает общую атмосферу повествования мрачной или жестокой. Тут же просто "ох" - то над ГГ издеваются или пытают его, то он кого-то пытает, то загнанному или приготовленному в жертву коню перерезают горло... Вроде и нет особых подробностей всего этого, но всё же... С одной стороны, легенда затягивает и очаровывает, а с другой - хочется поскорее из неё "вынырнуть". Знаю, что "солнечно" у данного автора практически не бывает, но вот, например, из атмосферы "Дома последней надежды" мне "выныривать" не хотелось, хотя там тоже не особо "солнечно" и всякие демоны-чудовища японской мифологии представлены в количестве.
Понравились знакомые по более поздним произведениям автора персонажи - Змей Полоз и сумеречница в незнакомом мне амплуа. В отличие от Великого Полоза в книгах "Лиса в курятнике" и "Охота на охотника", вызывающего ассоциации со сказами Бажова, здесь этот персонаж больше напоминает скандинавских змеев (хоть и не противостоит ни богам, ни людям, ни миру), но тоже хорош. Хоть я и не очень люблю скандинавскую мифологию, как таковую. И сумеречница здесь вовсе не похожа на сумеречников из "Коммуналки", тут это именно тварь, которую надо только уничтожить без вариантов, иначе... будет очень плохо.
А ещё в этой книге нет классической детективной линии (с убийством и поисками преступника), нет надоевшего уже в других книгах Деминой образа психотравмированной доброй девочки, которую достойный и сильный мужчина должен "отогреть". Есть аналог богини Кали и "амок", но всё это, как ни странно, очень гармонично вписано в сюжетную канву.
А главная идея книги - пожалуй, как сохранить в себе человека в очень сложных условиях. Пройти по грани - и не превратиться в чудовище или в ничтожество. Самому. Без помощи высших сил.
Короче, несмотря на все её недостатки, у "Черного Янгара" есть своё лицо, эта книга не похожа на многие другие книги автора, в которых, увы, слишком часто повторяются типажи и мотивы.
Хэппи-энд наличествует
Высшей оценки поставить не могу, но "четверка" будет абсолютно заслуженной.
Общее впечатление | Опять чересчур мрачно, однако же вещь получилась стоящая |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву2