Отзыв: Аудиокнига "Золото бунта" - Алексей Иванов - ... только ей поклоняемся мы от зимы до зимы (Анатолий Киреев "Севера")
Достоинства: Тревожный, не отпускающий сюжет; яркие характеры; Чусовая; Герасимов
Недостатки: нет
Я тут наткнулась на одну аудиокнигу, которая мне душу буквально наизнанку вывернула, да так, что Достоевскому и не снилось. Такая боль от нее, такая обида за всех нас, что до сих пор слезы наворачиваются, когда безысходность ее сюжета вспоминаешь. Отзыв писать не стала, не могу. А тут еще ковид, а тут еще события... Решила аж двумя клинами этот клин из себя вышибить: событийным сериалом и новой (для меня) книгой Иванова.
Его книги я не просто люблю, я их в отдельную касту выделяю. Если вы его читали/слушали, то наверняка разделяете мои восторги: потрясающие истории, размытая граница между былью и сказкой, харизматичные, запоминающиеся персонажи, историчность, и очень для важное качество - познавательность. Обожаю книги, которые заставляют меня рыться в инете в поисках дополнительной информации, рассматривать карты местности, где происходили события, отслеживать описанные маршруты и прочее.
Так вот, в этом отношении "Золото бунта" - очень благодарная книга. Я немного знаю об Иванове, но сомнений нет: человек писал о крае, историю, природу, людей, поверья, быт, культуру которого знает как Отче наш. По крайней мере, уверенность слога производит именно такое впечатление. И я позволю себе не согласиться с теми авторами отзывов, что уличили писателя на подражании бажовской сказовости: нет, перечитайте еще раз, нет там ее! Внешний антураж не воспринимайте как пародию, он всего лишь местом и временем действия обусловлен, но подражанию тут места точно нет!
Действие "Золота бунта" происходит в конце 18 века. Вот только что прокатилось по России кровавое колесо пугачевщины, оставило плохо заживающие раны, дурную память, а где-то среди прибрежных скал-бойцов на реке Чусовой еще и клад - казну Емельяна Пугачева - то самое золото бунта.
Претензия на историчность? Ну, скорее поскольку-постольку. Сюжет не слишком привязан именно к какой-то конкретной исторической эпохе, у меня сложилось при прослушивании ощущение, что тут можно было бы ею и вовсе пренебречь, просто с Пугачевым оно повнушительнее и пореалистичнее будет.
Авантюрность? Скорее да, чем нет, потому что именно поиски клада и ведут сюжет, а найденный он или не найденный, но в определенной степени определит исход всей истории. Но и приключения эти - просто шум за сценой, для бойкости и резвого хода событий.
Персонажи? Очень ивановские. Я имею в виду их одержимость какой-то целью, идеей, что ведет их, предопределяет их жизнь и поступки. Захочешь свернуть - не получится, это тоже очень по-ивановски, я о предопределенности событий. Кстати, именно это, как мне показалось, и сюжетом рулит - некий фатум. И ни добрым, ни злым его в классическом понимании этих категорий его не определишь. Это нечто более высокое, далекое от человеческой возни. Не презирающее человека, не насмехающееся над его чаяниями, просто отстраненное, не привязанное к человеку, но определяющее его.
Сюжет "Золота бунта" укладывается в совсем не большой промежуток времени, даже не в человеческую жизнь. Тем не менее место и обстоятельства действия обязывает персонажей книги к большим свершениям, стремительным и жизнеопределяющим. Флешбеки немногочисленны, да и хронологически далеко от основного действия не отстоят, поэтому всё повествование воспринимается цельным. Все герои сливаются воедино, в какой-то немыслимый, туго связанный клубок: и ищущий правды Осташа, и корыстный Колыван, заговоривший душу на медный крест и почти тронувшийся разумом от утраченного сокровища, и душу потерявшая ведьма Бойтэ, камлающая так, что и не отмолить потом, и остервеневшие от жажды наживы братья Гусевы, и Переход-праведник, и прочие, даже обезглавленный Пугачев - все они тесно срослись в одном немыслимом, не могущем существовать клубке, сплелись так, что концов не найти. А найти ой как надо, иначе и жить незачем.
Сосредоточься Иванов на этой - пусть пугающий (некоторые эпизоды - прям до мурашек), полудетективной-полумистической истории, пусть временами неоправданно жестокой (особо нервные дамочки, в сад), пусть иной раз просто душу выколачивающей истории - но! все-таки при этом и очень человеческой (в то числе и из-за жестокости своей), то книга получилась бы довольно заурядной. И тогда мы бы говорили о захватывающем сюжете, о ляпах, возможно, провисании действия, о ненужных персонажах и так далее.
Есть еще один персонаж - тот самый "фатум", которому, как я уже писала выше, нет дела до людской возни. Это река Чусовая. Да знаю я, знаю: это свойственно огромному числу произведений русской литературы - когда писатель либо очеловечивает природу, либо делает ее полноценным персонажем. чуть ли не наравне с людьми. Но у Иванова природа часто встает над людьми, замечали? В "Золоте бунта" это проявляется еще явственнее, чем, к примеру в "Сердце Пармы": здесь природа сродни той дикой, враждебной тайге, что окружала, околдовывала героев "Тобола". Но она уже не просто обожествляется, становится идолом, которому поклонялись когда-то наши предки, она становится судьбой. И вот ты - искусный ли сплавщик, в совершенстве познавший сове ремесло, или бурлак, от которого только и требуется, что физическая сила... А может, ты промышленник. добываешь и сплавляешь руду по воде? В любом случае жизнь твоя предопределена рекой и скалами, она уже захватила тебе и несет, несет, бьет о бойцы, может походя и вовсе убить. Покорить такую? Наукой одолеть? Ну-ну, много таких было, собственными костями и барками разбитыми дно Чусовой устлавшими. Только и остается, что молиться, что в этот раз жив.
В этом есть какая-то вдохновляющая безысходность, ей-богу. Это то, что сподвигает на безрассудные, лихие поступки, проникает в самое нутро, формирует характер. Что победит в тебе - Чусовая со своим непредсказуемым бешеным нравом, или ты всё-таки сбережешь душу, не осквернишь себя, не станешь податливой, но неразумной баркой, которую река несет да о камни колотит?
Кстати, если вы реально думаете, что можно выбрать только один вариант и его строго придерживаться...
По времени книга большууущая, я такие люблю. Мне удалось найти сайт, который предлагает ее к прослушиванию бесплатно (а то бОльшая часть сейчас рассказывает об авторских правах и проч. Мне с моей учительской зарплатой только чужие авторские права и учитывать). "Золото бунта" начитал Вячеслав Герасимов - все, кто слушает аудиокниги, наверняка хорошо знают этого чтеца и любят его за профессиональное исполнение. Он как всегда эмоционален, так что и с этой стороны ровного сказового повествования ждать не стоит.
Однозначно рекомендую книгу, особенно тем. кто любит творчество Иванова.
Его книги я не просто люблю, я их в отдельную касту выделяю. Если вы его читали/слушали, то наверняка разделяете мои восторги: потрясающие истории, размытая граница между былью и сказкой, харизматичные, запоминающиеся персонажи, историчность, и очень для важное качество - познавательность. Обожаю книги, которые заставляют меня рыться в инете в поисках дополнительной информации, рассматривать карты местности, где происходили события, отслеживать описанные маршруты и прочее.
Так вот, в этом отношении "Золото бунта" - очень благодарная книга. Я немного знаю об Иванове, но сомнений нет: человек писал о крае, историю, природу, людей, поверья, быт, культуру которого знает как Отче наш. По крайней мере, уверенность слога производит именно такое впечатление. И я позволю себе не согласиться с теми авторами отзывов, что уличили писателя на подражании бажовской сказовости: нет, перечитайте еще раз, нет там ее! Внешний антураж не воспринимайте как пародию, он всего лишь местом и временем действия обусловлен, но подражанию тут места точно нет!
Действие "Золота бунта" происходит в конце 18 века. Вот только что прокатилось по России кровавое колесо пугачевщины, оставило плохо заживающие раны, дурную память, а где-то среди прибрежных скал-бойцов на реке Чусовой еще и клад - казну Емельяна Пугачева - то самое золото бунта.
Претензия на историчность? Ну, скорее поскольку-постольку. Сюжет не слишком привязан именно к какой-то конкретной исторической эпохе, у меня сложилось при прослушивании ощущение, что тут можно было бы ею и вовсе пренебречь, просто с Пугачевым оно повнушительнее и пореалистичнее будет.
Авантюрность? Скорее да, чем нет, потому что именно поиски клада и ведут сюжет, а найденный он или не найденный, но в определенной степени определит исход всей истории. Но и приключения эти - просто шум за сценой, для бойкости и резвого хода событий.
Персонажи? Очень ивановские. Я имею в виду их одержимость какой-то целью, идеей, что ведет их, предопределяет их жизнь и поступки. Захочешь свернуть - не получится, это тоже очень по-ивановски, я о предопределенности событий. Кстати, именно это, как мне показалось, и сюжетом рулит - некий фатум. И ни добрым, ни злым его в классическом понимании этих категорий его не определишь. Это нечто более высокое, далекое от человеческой возни. Не презирающее человека, не насмехающееся над его чаяниями, просто отстраненное, не привязанное к человеку, но определяющее его.
Сюжет "Золота бунта" укладывается в совсем не большой промежуток времени, даже не в человеческую жизнь. Тем не менее место и обстоятельства действия обязывает персонажей книги к большим свершениям, стремительным и жизнеопределяющим. Флешбеки немногочисленны, да и хронологически далеко от основного действия не отстоят, поэтому всё повествование воспринимается цельным. Все герои сливаются воедино, в какой-то немыслимый, туго связанный клубок: и ищущий правды Осташа, и корыстный Колыван, заговоривший душу на медный крест и почти тронувшийся разумом от утраченного сокровища, и душу потерявшая ведьма Бойтэ, камлающая так, что и не отмолить потом, и остервеневшие от жажды наживы братья Гусевы, и Переход-праведник, и прочие, даже обезглавленный Пугачев - все они тесно срослись в одном немыслимом, не могущем существовать клубке, сплелись так, что концов не найти. А найти ой как надо, иначе и жить незачем.
Сосредоточься Иванов на этой - пусть пугающий (некоторые эпизоды - прям до мурашек), полудетективной-полумистической истории, пусть временами неоправданно жестокой (особо нервные дамочки, в сад), пусть иной раз просто душу выколачивающей истории - но! все-таки при этом и очень человеческой (в то числе и из-за жестокости своей), то книга получилась бы довольно заурядной. И тогда мы бы говорили о захватывающем сюжете, о ляпах, возможно, провисании действия, о ненужных персонажах и так далее.
Есть еще один персонаж - тот самый "фатум", которому, как я уже писала выше, нет дела до людской возни. Это река Чусовая. Да знаю я, знаю: это свойственно огромному числу произведений русской литературы - когда писатель либо очеловечивает природу, либо делает ее полноценным персонажем. чуть ли не наравне с людьми. Но у Иванова природа часто встает над людьми, замечали? В "Золоте бунта" это проявляется еще явственнее, чем, к примеру в "Сердце Пармы": здесь природа сродни той дикой, враждебной тайге, что окружала, околдовывала героев "Тобола". Но она уже не просто обожествляется, становится идолом, которому поклонялись когда-то наши предки, она становится судьбой. И вот ты - искусный ли сплавщик, в совершенстве познавший сове ремесло, или бурлак, от которого только и требуется, что физическая сила... А может, ты промышленник. добываешь и сплавляешь руду по воде? В любом случае жизнь твоя предопределена рекой и скалами, она уже захватила тебе и несет, несет, бьет о бойцы, может походя и вовсе убить. Покорить такую? Наукой одолеть? Ну-ну, много таких было, собственными костями и барками разбитыми дно Чусовой устлавшими. Только и остается, что молиться, что в этот раз жив.
В этом есть какая-то вдохновляющая безысходность, ей-богу. Это то, что сподвигает на безрассудные, лихие поступки, проникает в самое нутро, формирует характер. Что победит в тебе - Чусовая со своим непредсказуемым бешеным нравом, или ты всё-таки сбережешь душу, не осквернишь себя, не станешь податливой, но неразумной баркой, которую река несет да о камни колотит?
Кстати, если вы реально думаете, что можно выбрать только один вариант и его строго придерживаться...
По времени книга большууущая, я такие люблю. Мне удалось найти сайт, который предлагает ее к прослушиванию бесплатно (а то бОльшая часть сейчас рассказывает об авторских правах и проч. Мне с моей учительской зарплатой только чужие авторские права и учитывать). "Золото бунта" начитал Вячеслав Герасимов - все, кто слушает аудиокниги, наверняка хорошо знают этого чтеца и любят его за профессиональное исполнение. Он как всегда эмоционален, так что и с этой стороны ровного сказового повествования ждать не стоит.
Однозначно рекомендую книгу, особенно тем. кто любит творчество Иванова.
Время использования | 1 раз |
Общее впечатление | ... только ей поклоняемся мы от зимы до зимы (Анатолий Киреев "Севера") |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву22
Личутин - необычный писатель, он пишет на архангельском диалекте. Тексты его будто смеются над тобой: то простые, то сложные. Рекомендую вам скандальную Миледи Ротман. Там безысходность, но много похабщины. Это уже поганые отклонения похотливых старцев. Обратить внимание там стоит на трагические судьбы.
И оценка ну очень крутая - да так, что Достоевскому и не снилось.
Отложила до неопределенных времен.
Завидую вашим ученикам))