Отзыв: Музей Русской Иконы (Россия, Москва) - "Господство тихой глубины над поверхностными бурями" (Григорий Померанц)
Достоинства: Огромная коллекция икон и предметов сакрального искусства; пример бескорыстного меценатства и созидания; бесплатное посещение и экскурсии
Недостатки: Нет
Есть на свете такие музеи, попадая в которые вдруг понимаешь, что этот музей станет особенным для тебя, что будешь возвращаться, и от одного предвкушения новой встречи будет радостно замирать сердце. Одному такому музею я и посвящаю этот отзыв.
Как вы уже поняли, речь пойдет о Музее Русской Иконы в Москве.
Проект создания этого музея придумал и пестовал предприниматель и меценат Михаил Абрамов. Музей полностью частный. Когда Михаил Абрамов его основывал, он решил, что музей будет бесплатный. Так оно есть и по сей день. Общедоступный музей с бесплатным посещением основной экспозиции, выставок и экскурсий.
К сожалению, жизнь мецената оборвалась неожиданно и трагически, но созданный им фонд продолжает просветительскую работу и содержит музей. Дело жизни Михаила Абрамова продолжают его семья, жена и дети, единомышленники.
О Музее Русской Иконы я узнала несколько лет назад, спасибо Татьяне за отзыв. Пока раскачивалась с посещением, грянул ковид, ну а дальше вы и сами знаете.
Наконец, планируя прошлые выходные, было решено, что хватит тянуть резину, успокаивая себя тем, что, дескать, в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева мы были, тема нам близкая и время от времени дополняемая и пополняемая новыми впечатлениями, пришло время посетить Музей Русской Иконы в родном городе.
Итак, мы с мужем решили, что поедем в любом случае, удастся нам попасть на экскурсию или нет, но всё же экскурсия предпочтительна.
По телефону, указанному на сайте музея, из интереса я справилась о времени проведения экскурсий и в ответ услышала любезное: "Пожалуйста, приезжайте. Могу записать вас на экскурсию, завтра в 13:00". Всё сложилось на редкость удачно, и вот мы здесь.
Вход в здание выделен архитектурно оформленным порталом, напоминающим вход в храм.
Прекрасный светлый атриум. Ощущение воздуха и чистоты.
Благожелательная атмосфера. Живая зелень. Современный свежий интерьер.
Здание музея объединяет два особняка XIX - начала XX века.
В атриуме, на видном месте, у входа в музейные залы, фото его основателя и свежие живые цветы.
Каждому периоду иконописи соответствует отдельный зал,
кроме того, есть тематические залы, как например вот этот,
"Мастерская иконописца",
где можно увидеть все этапы создания иконы на Руси от подготовки доски, ковчега, до состава натуральных минеральных красок для письма икон в древней технике яичной темперы.
Святитель Николай архиепископ Мирликийский.
Интересна история обретения иконы. В 70-х годах прошлого века художник Ершов писал пейзажи Архангельской области. В поисках красивых пейзажей, просящихся на холст, он набрел на заброшенный храм в заброшенной деревне, зашел и увидел там почерневшие от времени иконы. Он решил взять их с собой, а в Москве реставраторы расчистили эти иконы от копоти и увидели чудесный образ Святителя Николая:
Чудо Георги о змие,
датированная XIV веком:
Будучи увлеченной вышивкой, я в своё время училась азам лицевого (золотного) шитья, поэтому не могла пройти мимо экспонатов, выполненных в этой сложной и трудоемкой технике. Их немного, наиболее сохранившаяся из представленных -
пелена конца XVI века с иконографией "Положение во гроб" (фото ниже).
На богослужении это полотно выносится на поклонение верующих только один раз в год, в страстную пятницу, самый скорбный день в церковном календаре.
Удивительное мастерство!
Название у неё говорящее - хорос (от слов хоровод, хор, круг). Сейчас вы поймете, почему.
Дело в том, что сама люстра была создана так, что сверху по круглому ободу в неё вставлялись свечи, а снизу по ободу подвешивались небольшие двусторонние иконы. И во время праздничного богослужения светильник потихоньку раскручивали, создавая эффект мерцания свечных бликов на иконах храма, и весь храм начинал мерцать и переливаться.
Должно быть, эффект был совершенно завораживающим.
старообрядческая молельня середины XVII века из Тверской области.
В российской глубинке, в лесу удалось найти старообрядческую молельню, которая была уже разрушена. Ни крыши, ни дверей. Венцы сгнили, и только в середине оставались более-менее нормальные бревна XVII века. Получили разрешение на вывоз, уже на месте восстановили домик-часовню и наполнили его подлинными экспонатами старообрядческого богослужения и быта. Ну ведь здорово! С глубоким благоговением приезжают сюда старообрядцы, и кланяются до земли, благодаря о том, что их помнят...
Молятся, поют... Прямо здесь, в музее... Не видела, но слышала об этом. Аж сердце щемит...
Как известно, в древних иконах вам вряд ли удастся найти подпись изографа - не было такой традиции - подписывать иконы, не принято было. Хотя и канонического запрета тоже не было. Иконы создавались во славу Божию. Но позднее, со второй половины XVII века, под влиянием западной культуры, всё чаще можно было увидеть подпись того, чьи кисти воспроизводили на холсте святой образ (образы).
Богоматерь Одигитрия 1675-1678 годы.
Невероятный по силе воздействия образ. Ощущение внутреннего света, сияния, исходящего изнутри.
Словом, внимательный человек, обладая некоторой насмотренностью, сможет отличить ранние и поздние иконы по манере письма.
Иконы -медальоны - четыре евангелиста и Благовещенье - фрагменты Царских врат.
Последняя треть XVIII века.
Справа - оклад к иконе.
Святые благоверные князья Борис и Глеб. 1815 год Мстёра:
Её христианская история на 600 лет старше нашей.
Эфиопское богослужение проходит под музыкальное сопровождение. Среди экспонатов - барабан и бубен.
Вроде и времени провели мы с мужем в музее немало – около двух часов одна экскурсия длится! И ещё с полчаса сами дополнительно прихватили. Но вот многое рассмотреть не успели. Оставили на потом! Знаем точно – на тематическую экскурсию ли, на самостоятельное посещение, но вернемся обязательно!
Светлая память и безмерная благодарность меценату и основателю музея Михаилу Абрамову. По всему чувствуется, что в музейное дело помимо немалых материальных средств вложена колоссальная энергия души создателя - именно он вдохнул в музей жизнь, собрал команду единомышленников и ученых. Моё убеждение, что о таких людях, которые всю свою созидательную энергию и финансовые возможности направляют на служение людям надо рассказывать больше, и тогда, возможно, мир станет хоть чуточку добрее.
Музей Русской Иконы открыт с 11:00 до 19:00, выходной день-среда.
Адрес: Гончарная ул, д.3, строение 1.
Ближайшая станция метро Таганская, но если вы не прочь чуть дольше прогуляться пешочком до Швивой горки, то можно воспользоваться и станцией метро Китай-город.
Для ориентира - высотка на Котельнической набережной совсем неподалеку.
Благодарю за уделенное внимание.
Добра и мира!
Как вы уже поняли, речь пойдет о Музее Русской Иконы в Москве.
Проект создания этого музея придумал и пестовал предприниматель и меценат Михаил Абрамов. Музей полностью частный. Когда Михаил Абрамов его основывал, он решил, что музей будет бесплатный. Так оно есть и по сей день. Общедоступный музей с бесплатным посещением основной экспозиции, выставок и экскурсий.
К сожалению, жизнь мецената оборвалась неожиданно и трагически, но созданный им фонд продолжает просветительскую работу и содержит музей. Дело жизни Михаила Абрамова продолжают его семья, жена и дети, единомышленники.
О Музее Русской Иконы я узнала несколько лет назад, спасибо Татьяне за отзыв. Пока раскачивалась с посещением, грянул ковид, ну а дальше вы и сами знаете.
Наконец, планируя прошлые выходные, было решено, что хватит тянуть резину, успокаивая себя тем, что, дескать, в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева мы были, тема нам близкая и время от времени дополняемая и пополняемая новыми впечатлениями, пришло время посетить Музей Русской Иконы в родном городе.
Итак, мы с мужем решили, что поедем в любом случае, удастся нам попасть на экскурсию или нет, но всё же экскурсия предпочтительна.
По телефону, указанному на сайте музея, из интереса я справилась о времени проведения экскурсий и в ответ услышала любезное: "Пожалуйста, приезжайте. Могу записать вас на экскурсию, завтра в 13:00". Всё сложилось на редкость удачно, и вот мы здесь.
Вход в здание выделен архитектурно оформленным порталом, напоминающим вход в храм.
Прекрасный светлый атриум. Ощущение воздуха и чистоты.
Благожелательная атмосфера. Живая зелень. Современный свежий интерьер.
Здание музея объединяет два особняка XIX - начала XX века.
В атриуме, на видном месте, у входа в музейные залы, фото его основателя и свежие живые цветы.
Каждому периоду иконописи соответствует отдельный зал,
кроме того, есть тематические залы, как например вот этот,
"Мастерская иконописца",
где можно увидеть все этапы создания иконы на Руси от подготовки доски, ковчега, до состава натуральных минеральных красок для письма икон в древней технике яичной темперы.
Святитель Николай архиепископ Мирликийский.
Интересна история обретения иконы. В 70-х годах прошлого века художник Ершов писал пейзажи Архангельской области. В поисках красивых пейзажей, просящихся на холст, он набрел на заброшенный храм в заброшенной деревне, зашел и увидел там почерневшие от времени иконы. Он решил взять их с собой, а в Москве реставраторы расчистили эти иконы от копоти и увидели чудесный образ Святителя Николая:
Чудо Георги о змие,
датированная XIV веком:
Будучи увлеченной вышивкой, я в своё время училась азам лицевого (золотного) шитья, поэтому не могла пройти мимо экспонатов, выполненных в этой сложной и трудоемкой технике. Их немного, наиболее сохранившаяся из представленных -
пелена конца XVI века с иконографией "Положение во гроб" (фото ниже).
На богослужении это полотно выносится на поклонение верующих только один раз в год, в страстную пятницу, самый скорбный день в церковном календаре.
Удивительное мастерство!
Название у неё говорящее - хорос (от слов хоровод, хор, круг). Сейчас вы поймете, почему.
Дело в том, что сама люстра была создана так, что сверху по круглому ободу в неё вставлялись свечи, а снизу по ободу подвешивались небольшие двусторонние иконы. И во время праздничного богослужения светильник потихоньку раскручивали, создавая эффект мерцания свечных бликов на иконах храма, и весь храм начинал мерцать и переливаться.
Должно быть, эффект был совершенно завораживающим.
старообрядческая молельня середины XVII века из Тверской области.
В российской глубинке, в лесу удалось найти старообрядческую молельню, которая была уже разрушена. Ни крыши, ни дверей. Венцы сгнили, и только в середине оставались более-менее нормальные бревна XVII века. Получили разрешение на вывоз, уже на месте восстановили домик-часовню и наполнили его подлинными экспонатами старообрядческого богослужения и быта. Ну ведь здорово! С глубоким благоговением приезжают сюда старообрядцы, и кланяются до земли, благодаря о том, что их помнят...
Молятся, поют... Прямо здесь, в музее... Не видела, но слышала об этом. Аж сердце щемит...
Как известно, в древних иконах вам вряд ли удастся найти подпись изографа - не было такой традиции - подписывать иконы, не принято было. Хотя и канонического запрета тоже не было. Иконы создавались во славу Божию. Но позднее, со второй половины XVII века, под влиянием западной культуры, всё чаще можно было увидеть подпись того, чьи кисти воспроизводили на холсте святой образ (образы).
Богоматерь Одигитрия 1675-1678 годы.
Невероятный по силе воздействия образ. Ощущение внутреннего света, сияния, исходящего изнутри.
Словом, внимательный человек, обладая некоторой насмотренностью, сможет отличить ранние и поздние иконы по манере письма.
Иконы -медальоны - четыре евангелиста и Благовещенье - фрагменты Царских врат.
Последняя треть XVIII века.
Справа - оклад к иконе.
Святые благоверные князья Борис и Глеб. 1815 год Мстёра:
Её христианская история на 600 лет старше нашей.
Эфиопское богослужение проходит под музыкальное сопровождение. Среди экспонатов - барабан и бубен.
Вроде и времени провели мы с мужем в музее немало – около двух часов одна экскурсия длится! И ещё с полчаса сами дополнительно прихватили. Но вот многое рассмотреть не успели. Оставили на потом! Знаем точно – на тематическую экскурсию ли, на самостоятельное посещение, но вернемся обязательно!
Светлая память и безмерная благодарность меценату и основателю музея Михаилу Абрамову. По всему чувствуется, что в музейное дело помимо немалых материальных средств вложена колоссальная энергия души создателя - именно он вдохнул в музей жизнь, собрал команду единомышленников и ученых. Моё убеждение, что о таких людях, которые всю свою созидательную энергию и финансовые возможности направляют на служение людям надо рассказывать больше, и тогда, возможно, мир станет хоть чуточку добрее.
Музей Русской Иконы открыт с 11:00 до 19:00, выходной день-среда.
Адрес: Гончарная ул, д.3, строение 1.
Ближайшая станция метро Таганская, но если вы не прочь чуть дольше прогуляться пешочком до Швивой горки, то можно воспользоваться и станцией метро Китай-город.
Для ориентира - высотка на Котельнической набережной совсем неподалеку.
Благодарю за уделенное внимание.
Добра и мира!
Время использования | 2 часа |
Год посещения | 2022 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Москва |
Город или поселок | Москва |
Улица | Гончарная |
Дом № | 3, стр.1 |
Общее впечатление | "Господство тихой глубины над поверхностными бурями" (Григорий Померанц) |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву109
«Маки на закате», Вы имеете ввиду особняк Беляева? Очень красиво, я правда лишь на фото видела. Спасибо, что-то я упустила из виду, что он рядом. Постараюсь обьединить с посещением Афонского подворья, не загадывая.
Вы там с экскурсией были или самостоятельно?
Вам - удачи с посещением и приятных впечатлений!
Приезжайте!)
Очень тронул рассказ о старообрядцах, защипало в носу. Да и весь отзыв пронизан добром и теплотой, Инна. Так написать способны только Вы. Спасибо.
Когда-то давно, ещё когда сын учился в средней школе, ему подарили набор открыток «Русская икона». Среди прочих шедевров там была (и есть) открытка с изображением Богоматери Елеуса-Киккская кистей Симона Ушакова. Очень необычная иконография, и такая в ней нежность…Помню, тоже волнение охватило, когда ее увидела… Вот тебе пожалуйста, всего лишь открытка… Симон Ушаков…
Но я практически ничего не знаю про технику иконописи, если честно. Тут очень силён человеческий фактор, от мастера столько зависит…Но ведь это ещё и Божья искра, как мне кажется. И с какими помыслами мы приступаем к работе, ведь все мы люди.
Кстати, про Эфиопию была очень удивлена, я ничего об этом не знала, к своему стыду.
Спасибо, Инна, что поведали об этом интересном музее! В ближайшее время я туда наведаюсь)
Только рада проложить тропинку в Музей!
Мы собираемся в Москву, я покажу ваш отзыв зятю. Это тема его заинтересует.
Алла, спасибо Вам большое за добрые слова, приятно слышать. Но тут больше не моя заслуга, а объектов отзывов, о которых хочется рассказать.
Я за то, чтобы иконы были. В церквях-монастырях, в музеях, дома…
Об обновлении икон в храмах я знаю, есть такие случаи. Видимо, в вашем храме сильна соборная молитва… «где двое или трое…»
И от всей души, искренне, поддерживаю Ваш призыв трубить от таких людях, как Михаил Абрамов. Совсем недавно, в очередной раз, услышала расхожее мнение, что перевелись меценаты… не перевелись!!!
Часть Ваших отзывов - тому примером. Не хлебом единым, как говорится. Вот почему-то нет этому должного освещения, а напрасно!
Ещё раз спасибо Вам за рассказ о Музее Русской иконы, я в восхищении!
Вас - с возвращением на Отзовик!
Прочитала отзыв -- замечательный музей и отзыв очень хороший, видно что душу вложили, рада была почитать о таком красивом месте и посмотреть на старинные иконы.
Смотришь на иконы, и что-то меняется в душе, ты становишься чище, светлее …
Очень хочу выбраться в музей.
По поводу атмосферы Вы совершенно правы, она здесь на редкость благожелательная и возвышенная.
Спасибо!
Спасибо, Света, за душевный отклик! Не покидайте нас, заглядывайте хоть изредка, по себе знаю - здесь есть люди, которые Вас ждут, сколь долгим бы ни был перерыв в общении.
Отрадно, что эта тонкая тема вызвала у Вас ответный отклик.
Спасибо.
По поводу энтузиастов согласна полностью.
Музейная экспозиция из тех, что вызывают эмоции.
Музей редкостный, совершенно удивительный по атмосфере и наполнению
Очень впечатлило - как выглядит певческий сборник для знаменного пения в древнерусской нотной записи …