Отзыв: Сериал "Хрустальный" (2021) - Операция «Расплата»
Достоинства: Беспрецедентно угрюмый, лишённый наигранности сериал о нелёгкой доле охотника на маньяков, врывающегося штормом в тихий коррупционный быт родного городка.
Недостатки: Постоянное «запикивание» мата вызывает недоумение при наличии «взрослого» рейтинга.
Мрачные до чёрного вышли люди,
Тяжко и чинно выстроились в городе,
Будто сейчас набираться будет
Хмурых монахов чёрный орден.
Владимир Маяковский. «Чудовищные похороны»
Зоркие глаза всматривались в ночь. Рука покоилась на кобуре, патрон уже сидел в стволе, и хватило бы подозрительного шороха, чтобы тихую мглу прорезал грохот выстрела. Сыщик шёл по следу самозваного сатаны, ведомый чувствами, нежели разумом. Охотник на маньяков доверял инстинктам больше, чем директивам начальства, и чутьё ни разу не подводило бывалого истребителя нелюдей. Методичный спец Сергей Смирнов неустанно защёлкивал наручники на запястьях серийных убийц, истязателей и выродков, но меньше работы не становилось. Художественный облик грозы маньяков из сериала «Хрустальный» отличается от зубров угрозыска, раскрывших дело Чикатило – Амурхана Яндиева и Анатолия Евсеева, но ведь и эпопея из десяти эпизодов не похожа на изнурительные годы погони за зверем в человеческом обличии. Результат – вот, что искупает нюансы. Как печально знаменитая операция «Лесополоса» поставила точку в многолетнем расследовании злодейств ростовского потрошителя, так и канал Kion одарил телевидение беспрецедентно мрачной лентой о тяжёлых буднях социального изгоя с удостоверением полицейского, которому приходится бороться с монстром на родной земле, а заодно и со всеми официальными властями.
Попытки снять наш ответ забугорным «декстерам» предпринимались и раньше, причём теми же создателями «Хрустального», но первый сезон «Метода» с Хабенским получился всё-таки излишне театральным, а во втором – скатился в бредятину. Отчасти эта вершина так и остаётся непокорённой, поскольку сериал по сценарию Олега Маловичко нацелен не столько на исследование сыщицкой доли, сколько на изучение последствий поломанной психики. Героя картины Сергея нельзя назвать обаятельным: это российский эквивалент фаталиста и мизантропа Раста Коула из «Настоящего детектива», и неизвестно, кто лучше растворился в образе: малоизвестный Антон Васильев или голливудская знаменитость. Прожжённый сыскарь сумел стать величиной в рискованном деле, заплатив высокую цену. Возвращение в родные пенаты из Москвы тревожит старые раны и заставляет вглядываться в поистине ницшеанскую бездну собственной души. Авторы ухитрилась показать события из прошлого Сергея даже более кошмарными, чем обстоятельства дела о похищенных мальчиках, которым приходится заниматься теперь. Тем самым внушается мысль о процентах кровью, что достигли абсурдных величин. Временами Смирнов будто упивается собственным бунтарством, получая извращённое удовольствие от постоянных перепалок с родным братом, ставшим за время отсутствия Сергея главой полиции и шишкой на ровном месте. На деле же московский профи наблюдает круговую поруку в городке незамутнённым взглядом и предпочитает оставаться колючим бродягой с флягой коньяка под рукой.
Угрюмость персонажа Васильева доходит до Абсолюта в сценах общения с женщинами. Неважно, с кем Сергей ведёт разговор или кого укладывает в постель: повзрослевшую пассию из детства или проститутку, попавшую на панель тогда же – Смирнов остаётся честным в декларации сознательного одиночества, но если вначале эти слова вызывают недоумение, то по мере раскручивания сюжета вопросов остаётся всё меньше. Детектив вживается в шкуру упыря, орудующего в этот раз на родной земле, а воспоминания давят на психику тяжёлым надгробием. Создателям удалось подойти к понятию «насилие» с разных сторон, и тут характерно, что главные подонки носят респектабельные костюмы и не отираются среди заброшенных шахт. Временами фильм испытывает терпение зрителя на прочность: хотя омерзительные вещи и остаются за кадром, но благодаря нажиму воображение само дорисовывает контуры. Смерть бродит поблизости, однако жизнь в «Хрустальном» ничуть не лучше и вторгается проявлениями бесчеловечности благодаря обманчивым светофильтрам. Эпизоды в Москве выглядят сизыми и выхолощенными, будто в столицу попадают только лишённые чувств. В то же время выбор цвета в обители братьев привлекает невинной солнечностью, тогда как с наступлением ночи приходит напоминание об истоках вдохновения сериала.
Рабочие города мало чем отличаются друг от друга. Вслед за добываемой породой они расползаются на десятки километров в длину, растут не вверх, а вширь, оставаясь, по сути, гигантскими посёлками. Картину снимали в Шахтах Ростовской области, том самом городке, где Чикатило совершил больше всего убийств. Тревожная атмосфера в сочетании с давящей музыкой не даёт оторваться ни на миг, а длина неторопливо движущихся серий такова, что просмотр становится испытанием на силу зрительской воли. Отсутствие же раскрученных актёров играет на пользу проекта и усиливает эффект правдоподобия. Персонажи этого сериала щедро сдобрены узнаваемыми пороками казённых структур, представители которых готовы пойти на преступления, только бы не лишиться тёплых кресел и хлебных должностей. Ревизионизмом никто не заниматься не хочет, несмотря на щедро льющуюся из уст главных героев матерщину, «запикиваемую» целыми фразами, и вот от этого точно устаёшь. Серии к восьмой из десяти мечтаешь, чтобы маньяка уже нашли и изобличили, а сюжет подкидывает и подкидывает новые повороты – как и в реальной жизни, где после задержания подозреваемого до вынесения приговора проходят годы.
«Хрустальный» выдерживает нелёгкую битву с «Вампирами средней полосы» за звание лучшего российского сериала 2021 года, и победитель остаётся неизвестным. Эти две картины в равной степени удались как явление – каждая в своём жанре, но жуткая история о маньяках из собственной памяти и наяву подойдёт меньшему числу любителей провести десяток вечеров за экраном. Картина Олега Маловичко и режиссёра Душана Глигорова обращается к запретным уголкам человеческих душ, где и происходят невидимые глазу процессы, побуждающие отнять чужую жизнь. Наблюдать, как вчерашние отщепенцы превращаются в безжалостных извергов тяжело, но тут, как и в случае с политической сферой – невозможно оставаться в стороне до бесконечности: однажды вникнуть всё равно придётся. Титру «Хрустального» не хватает объявления о чрезмерной жестокости, какой появлялся в отдельных выпусках «Криминальной России» с канала НТВ, но в случае с художественным фильмом хватит и первых серий, чтобы понять «твоё/не твоё». Все десять же фрагментов осядут в памяти как признание заслуг наших киноделов, сумевших снять продирающий до кончиков ногтей фильм, оценив который будешь мечтать только об одном: больше никогда не натыкаться на такие происшествия в сводках новостей.
Тяжко и чинно выстроились в городе,
Будто сейчас набираться будет
Хмурых монахов чёрный орден.
Владимир Маяковский. «Чудовищные похороны»
Зоркие глаза всматривались в ночь. Рука покоилась на кобуре, патрон уже сидел в стволе, и хватило бы подозрительного шороха, чтобы тихую мглу прорезал грохот выстрела. Сыщик шёл по следу самозваного сатаны, ведомый чувствами, нежели разумом. Охотник на маньяков доверял инстинктам больше, чем директивам начальства, и чутьё ни разу не подводило бывалого истребителя нелюдей. Методичный спец Сергей Смирнов неустанно защёлкивал наручники на запястьях серийных убийц, истязателей и выродков, но меньше работы не становилось. Художественный облик грозы маньяков из сериала «Хрустальный» отличается от зубров угрозыска, раскрывших дело Чикатило – Амурхана Яндиева и Анатолия Евсеева, но ведь и эпопея из десяти эпизодов не похожа на изнурительные годы погони за зверем в человеческом обличии. Результат – вот, что искупает нюансы. Как печально знаменитая операция «Лесополоса» поставила точку в многолетнем расследовании злодейств ростовского потрошителя, так и канал Kion одарил телевидение беспрецедентно мрачной лентой о тяжёлых буднях социального изгоя с удостоверением полицейского, которому приходится бороться с монстром на родной земле, а заодно и со всеми официальными властями.
Попытки снять наш ответ забугорным «декстерам» предпринимались и раньше, причём теми же создателями «Хрустального», но первый сезон «Метода» с Хабенским получился всё-таки излишне театральным, а во втором – скатился в бредятину. Отчасти эта вершина так и остаётся непокорённой, поскольку сериал по сценарию Олега Маловичко нацелен не столько на исследование сыщицкой доли, сколько на изучение последствий поломанной психики. Героя картины Сергея нельзя назвать обаятельным: это российский эквивалент фаталиста и мизантропа Раста Коула из «Настоящего детектива», и неизвестно, кто лучше растворился в образе: малоизвестный Антон Васильев или голливудская знаменитость. Прожжённый сыскарь сумел стать величиной в рискованном деле, заплатив высокую цену. Возвращение в родные пенаты из Москвы тревожит старые раны и заставляет вглядываться в поистине ницшеанскую бездну собственной души. Авторы ухитрилась показать события из прошлого Сергея даже более кошмарными, чем обстоятельства дела о похищенных мальчиках, которым приходится заниматься теперь. Тем самым внушается мысль о процентах кровью, что достигли абсурдных величин. Временами Смирнов будто упивается собственным бунтарством, получая извращённое удовольствие от постоянных перепалок с родным братом, ставшим за время отсутствия Сергея главой полиции и шишкой на ровном месте. На деле же московский профи наблюдает круговую поруку в городке незамутнённым взглядом и предпочитает оставаться колючим бродягой с флягой коньяка под рукой.
Угрюмость персонажа Васильева доходит до Абсолюта в сценах общения с женщинами. Неважно, с кем Сергей ведёт разговор или кого укладывает в постель: повзрослевшую пассию из детства или проститутку, попавшую на панель тогда же – Смирнов остаётся честным в декларации сознательного одиночества, но если вначале эти слова вызывают недоумение, то по мере раскручивания сюжета вопросов остаётся всё меньше. Детектив вживается в шкуру упыря, орудующего в этот раз на родной земле, а воспоминания давят на психику тяжёлым надгробием. Создателям удалось подойти к понятию «насилие» с разных сторон, и тут характерно, что главные подонки носят респектабельные костюмы и не отираются среди заброшенных шахт. Временами фильм испытывает терпение зрителя на прочность: хотя омерзительные вещи и остаются за кадром, но благодаря нажиму воображение само дорисовывает контуры. Смерть бродит поблизости, однако жизнь в «Хрустальном» ничуть не лучше и вторгается проявлениями бесчеловечности благодаря обманчивым светофильтрам. Эпизоды в Москве выглядят сизыми и выхолощенными, будто в столицу попадают только лишённые чувств. В то же время выбор цвета в обители братьев привлекает невинной солнечностью, тогда как с наступлением ночи приходит напоминание об истоках вдохновения сериала.
Рабочие города мало чем отличаются друг от друга. Вслед за добываемой породой они расползаются на десятки километров в длину, растут не вверх, а вширь, оставаясь, по сути, гигантскими посёлками. Картину снимали в Шахтах Ростовской области, том самом городке, где Чикатило совершил больше всего убийств. Тревожная атмосфера в сочетании с давящей музыкой не даёт оторваться ни на миг, а длина неторопливо движущихся серий такова, что просмотр становится испытанием на силу зрительской воли. Отсутствие же раскрученных актёров играет на пользу проекта и усиливает эффект правдоподобия. Персонажи этого сериала щедро сдобрены узнаваемыми пороками казённых структур, представители которых готовы пойти на преступления, только бы не лишиться тёплых кресел и хлебных должностей. Ревизионизмом никто не заниматься не хочет, несмотря на щедро льющуюся из уст главных героев матерщину, «запикиваемую» целыми фразами, и вот от этого точно устаёшь. Серии к восьмой из десяти мечтаешь, чтобы маньяка уже нашли и изобличили, а сюжет подкидывает и подкидывает новые повороты – как и в реальной жизни, где после задержания подозреваемого до вынесения приговора проходят годы.
«Хрустальный» выдерживает нелёгкую битву с «Вампирами средней полосы» за звание лучшего российского сериала 2021 года, и победитель остаётся неизвестным. Эти две картины в равной степени удались как явление – каждая в своём жанре, но жуткая история о маньяках из собственной памяти и наяву подойдёт меньшему числу любителей провести десяток вечеров за экраном. Картина Олега Маловичко и режиссёра Душана Глигорова обращается к запретным уголкам человеческих душ, где и происходят невидимые глазу процессы, побуждающие отнять чужую жизнь. Наблюдать, как вчерашние отщепенцы превращаются в безжалостных извергов тяжело, но тут, как и в случае с политической сферой – невозможно оставаться в стороне до бесконечности: однажды вникнуть всё равно придётся. Титру «Хрустального» не хватает объявления о чрезмерной жестокости, какой появлялся в отдельных выпусках «Криминальной России» с канала НТВ, но в случае с художественным фильмом хватит и первых серий, чтобы понять «твоё/не твоё». Все десять же фрагментов осядут в памяти как признание заслуг наших киноделов, сумевших снять продирающий до кончиков ногтей фильм, оценив который будешь мечтать только об одном: больше никогда не натыкаться на такие происшествия в сводках новостей.
Общее впечатление | Операция «Расплата» |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву141
Как человек, проживший жизнь, скажу, что жить её можно)
Тогда да, ты можешь ее не знать. Но посмотри фото в сети, настаиваю! Хотя надо в роли видеть, в мимике. Это нечто.
Может,через пару часов откажутся от своей позиции…Но камера уже отъехала
Насчёт последнего абзаца, наши уже столько наснимали хороших сериалов, ДЕСЯТКИ за последние пару лет, что теперь рейтинг лучших составить невозможно.)) Начнём с "Шторм" и "Обычная женщина" - Хлебникова, ну этот режиссёр стоит у меня особняком.
А так, "Перевал Дятлова", "Топи", "Псих", "Домашний арест", "Вампиры средней полосы", "Пищеблок", "Эпидемия" (первое место в мире на Netflix занимал) - и это я перечисляю лучшие сериалы в разных жанрах.
Например, "Территория" с Фёдоровым не хуже "Хрустального", если искать похожие.
Из последних, конечно, "Обоюдное согласие" - топ!
А ещё мне ооочень понравился "Контакт", где Павел Майков для меня раскрылся, как великолепный актёр. Тоже такой "социальный" "жизненный" "криминальный".
Так что Саша, для тебя русские сериалы - ещё непаханное поле, будет чем заняться, если американское кино окончательно закончится в России.)))
Спасибо за небольшой экскурс, Слава) О большинстве перечисленных тобою сериалах я хотя бы слышал. Будет что глянуть. "Обоюдное согласие" - уж точно в обязательном порядке. Ну а "Вампиров…" всегда рад упомянуть как самый близкий мне тематике сериал. Может он на самом деле и далеко не лучших из прошлогодних, но могу я же высказать лично своё мнение на сей счёт, правда?
Я как-то повелась на восторги про наших маньяков, 12 серий какой-то лабуды просмотрела. С тех времен зареклась.поэтому наше я точно не буду смотреть. Буду ждать 4-й сезон Детектива, там Фостер будет. Может она вытянет. Третий сезон был дурной
"Настоящий детектив" всё-таки немного перехваливают, хотя первые два сезона мне тоже очень нравятся. Особенно второй, как ни странно. Благодаря наличию рыжеволосой красотки Келли Райлли. Ей там играть особо нечего, просто хороша сама по себе. Третий же - да, дурной. И ужасно скучный, я его бросил на полпути. Удивился, в какого унылого сморчка превратился Стивен Дорфф. Это же бывший Фрост! Мой любимец из первого "Блэйда". Ужус-ужус… Ну а четвёртый - не знаю, аннотация меня уже пугает, да и Фостер старенькая стала…
Фи, Паттисон вообще ужас) Но на меня ориентироваться нельзя, у меня извращённые вкусы)
Батюшки, что-то меня на философию потянуло)
к отечественному.Между ними,как и между актёрами их показавшими,прямо -пустыня Сахара.
В одном из комментов вы сказали, что вам лучше удается передать атмосферу фильма нежели провести его анализ. Могу вас уверить - и то , и другое вам удается на 100% ! Я просто зачиталась! прониклась! и только в конце отзыва поняла, что не близкой мне темой!!!! Была бы у меня шляпа, я бы ее сняла перед этим отзывом!) серьезно!
Я смотрела всего один сериал, связанный с похищением детей. Испанский "Охота. Монте - Пердидо." В нем тоже виноватым оказался тот, на кого не думал и вовсе. Это видно фишка всех сериалов по теме.
Ну так детективы как жанр перестали бы кого-то интересовать, если бы преступника можно было вычислить с первого раза, не находите? Один известный итальянский учёный-криминолог развернул целую теорию на эту тему. Чезаре Ломброзо в смысле. Что тут скажешь, мировая криминалистика опровергла его смелые суждения.
Тебя интересно читать, я даже класс ставлю, оставляю тебя "на потом" и после всех спокойно смакую))) Правда, ты не один такой интересный)))
Там правда и там умеют играть)
И отзыв очень.