Отзыв: Фильм "Ведьма" (2015) - "Возвышенный хоррор"
Достоинства: Не хватило отзыва, чтобы их перечислить
Недостатки: Не удалось найти
Привет всем заглянувшим!
Фильм Роберта Эггерса "Ведьма" я впервые посмотрела лет 5 назад. Прошло время, сюжет подзабылся, и теперь с огромным удовольствием и с новыми мыслями я пересмотрела это "Новоанглийское сказание".
Фильм является режиссерским дебютом Роберта Эггерса в формате полного метра. Но снят он так, будто над ним работал матёрый Кинотворец. И не удивительно, ведь таких перфекционистов ещё поискать! До начала съемок автор перелопатил кучу литературы, касающейся колдовства, прочёл материалы судебных процессов над ведьмами и некоторые диалоги перенёс в свой фильм. Герои здесь говорят на староанглийском диалекте.
Согласно источникам, из тысяч судебных процессов, которые проводила инквизиция в XVI-XVII веках, к смерти было приговорено несколько десятков ведьм. В большинстве своём вердикты были оправдательные. Во-первых, потому что наговоров было немало, а во-вторых, всё-таки целью инквизиторов было обращение в христианство заблудших. Расцвет колдовства пришёлся не на Средневековье, как принято считать, а уже на период Ренессанса, когда это стало модным и проникло в среду сословной знати. Повсеместное баловство с заклинаниями, наведением порчи и другим вредительством ближнему своему стало принимать пугающие масштабы, а в связи с этим появилось огромное количество случаев самочинной расправы. Массовый психоз, связанный со страхом колдовства, приводил к тому, что человека могли покалечить или убить в результате подозрения или намеренного оклеветания. Католическая церковь пыталась помещать разбирательства с ведьмами в законные рамки. Чтобы начать судебный процесс, необходимо было наличие двух свидетелей, которые независимо друг от друга могли свидетельствовать об одном и том же факте, обличающем колдунью. Сам процесс длился долго, порой годами. С одной стороны, чтобы тщательно проверить правдивость обвинения, а с другой - тяжбы оплачивались населением, и инквизиция кормилась "охотой на ведьм".
Несмотря на то, что документальные источники о судебных процессах над ведьмами были использованы автором для создания диалогов и стилизации речи персонажей, в фильме ни о каких судах речи не идёт. Эггерс не был бы самим собой, если бы не поставил в центр сюжета самое что ни на есть потаённое и скрытое, самое страшное и непостижимое. Сделку с дьяволом. Без прикрас, без вуали, без иносказаний... Только тру-хоррор.
Я не могу выделить в фильме ни одного недостатка. Ну вот ни единого. Здесь всё на своих местах. Каждая деталь оправдана. Вообще подобное внимание к деталям не часто встречается, потому особенно восхищает. Здесь продумано всё, каждый символ. В этой картине родился характерный авторский стиль Эггерса, который он сохранит и в будущих работах.
--- Цветокор, свойственный фильмам ужасов, но у Эггерса кадры даже ещё более тёмные, порой трудно разглядеть, что происходит на экране.
--- Музыка играет здесь чуть ли не ключевую роль, создавая нужную атмосферу. Марк Корвен также напишет саундтрек для второго фильма Эггерса -" Маяк ". Эти звуки, кажется, задевают самые дальние уголки души, заставляя её дрожать от ощущения чего-то жуткого и непостижимого, щекочут рептильный мозг и покрывают кожу мурашками.
--- Потрясающие диалоги, великолепнейшая актёрская игра. Для Ани Тейлор-Джой это также первая работа, и сразу главная роль. Девочка просто живёт на экране, отдавая себя без остатка для превращения в персонажа. Никак не забыть мне этот момент... истерический хохот проклятой души... Так и стоит перед глазами... На мой взгляд, это гениально. Подобный кадр возникнет и в фильме "Маяк". Тот же хохот персонажа Роберта Паттинсона. И даже экспозиция схожа.
Подчеркну, что визуальная сторона фильмов всегда очень важна для Эггерса, потому что он ещё и дизайнер, немало занимался художественным оформлением фильмов и сериалов. Для ведьмы он даже костюмы сам разрабатывал. Не удивлюсь, если и шил сам.
Режиссёр добивается невиданного до сей поры эффекта в жанре хоррор, когда путём только лишь нагнетания атмосферы с помощью специального освещения и звуков, достигается реально устрашающий эффект. Здесь ни разу не покажут ни одной страшной рожи, здесь не будет бу-эффекта... Даже когда ведьма поворачивает голову, она делает это так медленно, что зритель успевает подготовиться. Но кадр размыт, её лица не разглядеть. И при всём при этом фильм достигает своего эффекта. И если вы не будете реально трястись от страха, вам уж точно будет некомфортно при просмотре. Тягостное ощущение в душе от присутствия нечистой силы вам обеспечено.
Стивен Кинг заявил, что фильм напугал его до ужаса…
Фильм высоко оценён критиками, щедро расхвален и вознаграждён зрителем. Ведь Картина с бюджетом в 4 миллиона долларов принесла в 10 раз больше в кинопрокате. На фестивале "Санденс" фильм получил приз за режиссуру. И это также невиданный прорыв для фильма в жанре ужасов. В рядах кинолюбителей заговорили о создании нового поджанра "возвышенный хоррор".
Автор предлагает нашему вниманию историю одной пуританской семьи, которая, отколовшись от христианской общины, покинула окрестности Новой Англии и разбила ферму аккурат возле дремучего леса. Немного удивляет подобная смелость и самонадеянность. Но с другой стороны, в названии фильма есть подзаголовок "Сказка Новой Англии", а в сказке герои всегда уходят в лес, не подумав о безопасности. К тому же, куда еще может повести мужчина-фермер свою семью, как не на незанятые земли. А вот дальше полтора часа экранного времени перед нами развивается интересный, хотя и довольно стандартный в своём роде сюжет. Но то, как он прописан и оформлен, как наполнен драматургией, выделяет фильм из общего сонма мистических ужасов, ставит на порядок выше многих других представителей жанра и позволяет считать эталоном, что, собственно, и делают многие критики. И для меня этот фильм является эталонным.
Что касается драматургии. Персонажи здесь настолько глубокие и продуманные, что по каждому можно чуть ли не диссертацию писать (исключая, наверное, только младенца Самуэля).
Ведомый страшной гордыней отец семейства идет на конфликт с церковью и увозит свою семью к черту на рога (почти в буквальном смысле). Гордыня - как раковая опухоль. Если с ней не бороться, она даст метастазы и поразит все здоровые органы, приведя к неминуемой гибели. С каждым новым эпизодом мы видим, как Уильям глубже и глубже укореняет свою гордыню, но параллельно автор нам показывает духовные проблемы и остальных членов семьи.
Уныние;
Маловерие, перерастающее в неверие в Бога;
Ненависть;
Похоть...
Всё это есть и у нас, скажете вы. Это так. Но в отсутствии духовного наставления и в условиях полной изоляции, пороки начинают прогрессировать с бешеной скоростью, порой доводя до помешательства. Эту же идею Эггерс воплотит и в фильме "Маяк". Что интересно, режиссер не просто показывает нам грехи каждого из членов семьи, но и использует явно читаемые символы, чтобы показать, за какой крючок дьявол цепляет каждого из них. И, как водится, к сделке с самим собой враг рода человеческого подталкивает именно самого духовно чистого и одаренного… самого ценного для своей победы.
Желаю полезного просмотра и благодарю за внимание.
Фильм Роберта Эггерса "Ведьма" я впервые посмотрела лет 5 назад. Прошло время, сюжет подзабылся, и теперь с огромным удовольствием и с новыми мыслями я пересмотрела это "Новоанглийское сказание".
Фильм является режиссерским дебютом Роберта Эггерса в формате полного метра. Но снят он так, будто над ним работал матёрый Кинотворец. И не удивительно, ведь таких перфекционистов ещё поискать! До начала съемок автор перелопатил кучу литературы, касающейся колдовства, прочёл материалы судебных процессов над ведьмами и некоторые диалоги перенёс в свой фильм. Герои здесь говорят на староанглийском диалекте.
Согласно источникам, из тысяч судебных процессов, которые проводила инквизиция в XVI-XVII веках, к смерти было приговорено несколько десятков ведьм. В большинстве своём вердикты были оправдательные. Во-первых, потому что наговоров было немало, а во-вторых, всё-таки целью инквизиторов было обращение в христианство заблудших. Расцвет колдовства пришёлся не на Средневековье, как принято считать, а уже на период Ренессанса, когда это стало модным и проникло в среду сословной знати. Повсеместное баловство с заклинаниями, наведением порчи и другим вредительством ближнему своему стало принимать пугающие масштабы, а в связи с этим появилось огромное количество случаев самочинной расправы. Массовый психоз, связанный со страхом колдовства, приводил к тому, что человека могли покалечить или убить в результате подозрения или намеренного оклеветания. Католическая церковь пыталась помещать разбирательства с ведьмами в законные рамки. Чтобы начать судебный процесс, необходимо было наличие двух свидетелей, которые независимо друг от друга могли свидетельствовать об одном и том же факте, обличающем колдунью. Сам процесс длился долго, порой годами. С одной стороны, чтобы тщательно проверить правдивость обвинения, а с другой - тяжбы оплачивались населением, и инквизиция кормилась "охотой на ведьм".
Несмотря на то, что документальные источники о судебных процессах над ведьмами были использованы автором для создания диалогов и стилизации речи персонажей, в фильме ни о каких судах речи не идёт. Эггерс не был бы самим собой, если бы не поставил в центр сюжета самое что ни на есть потаённое и скрытое, самое страшное и непостижимое. Сделку с дьяволом. Без прикрас, без вуали, без иносказаний... Только тру-хоррор.
Я не могу выделить в фильме ни одного недостатка. Ну вот ни единого. Здесь всё на своих местах. Каждая деталь оправдана. Вообще подобное внимание к деталям не часто встречается, потому особенно восхищает. Здесь продумано всё, каждый символ. В этой картине родился характерный авторский стиль Эггерса, который он сохранит и в будущих работах.
--- Цветокор, свойственный фильмам ужасов, но у Эггерса кадры даже ещё более тёмные, порой трудно разглядеть, что происходит на экране.
--- Музыка играет здесь чуть ли не ключевую роль, создавая нужную атмосферу. Марк Корвен также напишет саундтрек для второго фильма Эггерса -" Маяк ". Эти звуки, кажется, задевают самые дальние уголки души, заставляя её дрожать от ощущения чего-то жуткого и непостижимого, щекочут рептильный мозг и покрывают кожу мурашками.
--- Потрясающие диалоги, великолепнейшая актёрская игра. Для Ани Тейлор-Джой это также первая работа, и сразу главная роль. Девочка просто живёт на экране, отдавая себя без остатка для превращения в персонажа. Никак не забыть мне этот момент... истерический хохот проклятой души... Так и стоит перед глазами... На мой взгляд, это гениально. Подобный кадр возникнет и в фильме "Маяк". Тот же хохот персонажа Роберта Паттинсона. И даже экспозиция схожа.
Подчеркну, что визуальная сторона фильмов всегда очень важна для Эггерса, потому что он ещё и дизайнер, немало занимался художественным оформлением фильмов и сериалов. Для ведьмы он даже костюмы сам разрабатывал. Не удивлюсь, если и шил сам.
Режиссёр добивается невиданного до сей поры эффекта в жанре хоррор, когда путём только лишь нагнетания атмосферы с помощью специального освещения и звуков, достигается реально устрашающий эффект. Здесь ни разу не покажут ни одной страшной рожи, здесь не будет бу-эффекта... Даже когда ведьма поворачивает голову, она делает это так медленно, что зритель успевает подготовиться. Но кадр размыт, её лица не разглядеть. И при всём при этом фильм достигает своего эффекта. И если вы не будете реально трястись от страха, вам уж точно будет некомфортно при просмотре. Тягостное ощущение в душе от присутствия нечистой силы вам обеспечено.
Стивен Кинг заявил, что фильм напугал его до ужаса…
Фильм высоко оценён критиками, щедро расхвален и вознаграждён зрителем. Ведь Картина с бюджетом в 4 миллиона долларов принесла в 10 раз больше в кинопрокате. На фестивале "Санденс" фильм получил приз за режиссуру. И это также невиданный прорыв для фильма в жанре ужасов. В рядах кинолюбителей заговорили о создании нового поджанра "возвышенный хоррор".
Автор предлагает нашему вниманию историю одной пуританской семьи, которая, отколовшись от христианской общины, покинула окрестности Новой Англии и разбила ферму аккурат возле дремучего леса. Немного удивляет подобная смелость и самонадеянность. Но с другой стороны, в названии фильма есть подзаголовок "Сказка Новой Англии", а в сказке герои всегда уходят в лес, не подумав о безопасности. К тому же, куда еще может повести мужчина-фермер свою семью, как не на незанятые земли. А вот дальше полтора часа экранного времени перед нами развивается интересный, хотя и довольно стандартный в своём роде сюжет. Но то, как он прописан и оформлен, как наполнен драматургией, выделяет фильм из общего сонма мистических ужасов, ставит на порядок выше многих других представителей жанра и позволяет считать эталоном, что, собственно, и делают многие критики. И для меня этот фильм является эталонным.
Что касается драматургии. Персонажи здесь настолько глубокие и продуманные, что по каждому можно чуть ли не диссертацию писать (исключая, наверное, только младенца Самуэля).
Ведомый страшной гордыней отец семейства идет на конфликт с церковью и увозит свою семью к черту на рога (почти в буквальном смысле). Гордыня - как раковая опухоль. Если с ней не бороться, она даст метастазы и поразит все здоровые органы, приведя к неминуемой гибели. С каждым новым эпизодом мы видим, как Уильям глубже и глубже укореняет свою гордыню, но параллельно автор нам показывает духовные проблемы и остальных членов семьи.
Уныние;
Маловерие, перерастающее в неверие в Бога;
Ненависть;
Похоть...
Всё это есть и у нас, скажете вы. Это так. Но в отсутствии духовного наставления и в условиях полной изоляции, пороки начинают прогрессировать с бешеной скоростью, порой доводя до помешательства. Эту же идею Эггерс воплотит и в фильме "Маяк". Что интересно, режиссер не просто показывает нам грехи каждого из членов семьи, но и использует явно читаемые символы, чтобы показать, за какой крючок дьявол цепляет каждого из них. И, как водится, к сделке с самим собой враг рода человеческого подталкивает именно самого духовно чистого и одаренного… самого ценного для своей победы.
Желаю полезного просмотра и благодарю за внимание.
Общее впечатление | "Возвышенный хоррор" |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву52
Надеюсь, фильм такой же интересный, как ваш отзыв)))
Многое про ведьм я не знала. И про то, что Эггерс, оказывается, дизайнер. Тогда понятно))
Я до сих пор под впечатлением. Боялась, что не смогу заснуть, но удалось, ничего такого не снилось. Но при просмотре я тряслась как осиновый лист, это очень страшно! И да, без единого монстра, выпрыгивающего из-за угла, без отрезанных конечностей и намотанных кишок. Это просто древний ужас, сковывающий сознание. Все бы так хорроры снимали)
И про исторические мифы, в которых мы живём. И про гордыню, которая оправдает всегда и всё. И про губительность изоляции, когда теряются нравственные ориентиры.
Ну и про кино, само собой. )
Всё же фильм глубокий. Бриллиант просто.
Аню больше нигде не видела, не помню по крайней мере. Надо исправлять.
Первое - попытка оправдать инквизицию. Ей были замучены и убиты не десятки, как Вы пишете, а десятки тысяч невинных, в большинстве своем женщин. Причем, обвинения эти были часто нелепы и абсурдны по современным, правда, представлениям.
А второй момент который меня настораживает, это то, что Вы получаете удовольствие от просмотра подобных фильмов. Это говорит о многом. Что нравится, то притягивает, тем духом пропитываешься. Не даром есть понятие духовной пищи. Это именно пища. Чем питаешься, тем и становишься. Понимаете о чем речь? Я вот, к примеру, не смотрю подобные фильмы, т.к. не получаю от этого удовольствие. Вас саму-то не настораживают в себе такие интересы и предпочтения?
А про душу - я и не пытаюсь показывать себя лучше, чем я есть. Вы вправе делать свои выводы на мой счёт. Спасибо за беспокойство, меня очень трогает. Я заметила, что с началом спецоперации перестала на какой-то период смотреть кино, а потом поняла, что мне нужно уходить в совершенно другой мир, с другими проблемами, чтобы отвлекаться. И желательно, чтоб как можно меньше общего было с реальностью. И вот я подсела на хоррор.
По поводу текущей ситуации все понятно. Но все же получать удовольствие от хорора - это должно тревожить не столько меня, сколько Вас. Я понимаю, когда уходят в реальность детектива там или мелодрам и т.д. Но хорора? И отдыхать там душой? Не понимаю…
Это сильнее меня )
Я читал как-то "Мельмот скиталец", и там испанские монах-католики соглашаются дать приют в монастыре англичанину-протестанту (лютому врагу во всех смыслах) при условии, что он примет участие в диспуте об "истинной вере". А мы говорим "мрачные и дикие времена"!
Сейчас иная точка зрения зачастую воспринимается как личное оскорбление, увы ((
Ну и фактами и логикой в полемическом задоре тоже пренебрегать не стоит. Хотя сейчас всё построено на эмоциях, а не разуме, так что удивляться не чему…
А как же римские императоры, которые скармливали христиан диким зверям на потеху толпе?
Или вот, из свежего: "Разъяренная толпа на западе Кении сожгла заживо 15 женщин, подозреваемых в ведовстве".
Я вообще-то не адвокат инквизиции, и оценивать её не берусь, но понимаю, что она не причина, а следствие этой самой "атмосферы".
Например: "ВЦИОМ: 35% россиян считают, что Солнце вращается вокруг Земли".
Вот мы с Катей и "кинулись" развеять заблуждения по поводу инквизиции.
Может, кто-то усомниться в своём сложившемся мнении. Вспомнит Аврелия Августина: "Заблуждаться — дело человеческое, упорствовать в заблуждении — дело дьявольское", да и почитает Википедию, хотя бы.
А зачем "кинулись", я и сам не знаю. ((
Но мне казалось, что всегда интересно узнать, как оно было на самом деле, а не упорствовать в заблуждениях.
К примеру, насколько был грозен Иван Грозный, или был ли в СССР секс. Ну и про инквизицию, в данном случае ))
Если Вы заметили, я "цепляюсь" обычно не к позиции, а к аргументам в её защиту.
Я допускаю, что "у каждого своя правда".
Но спорь честно, не мухлюй, не скачи с темы на тему, дружи с логикой, и прочая…
Если спор пустой, зачем вы его начали в своём комментарии к отзыву?
Тем не менее, спасибо, было занятно.
Вспомнилось вдруг, что предков режиссера Мурнау но женской линии, двоих точно придали огню, как ведьм. А одну заточили в башне навсегда за колдовство. Может это и сыграло в пользу инфернальности некоторых его фильмов.
Читал давно "Молот ведьм" и его расшифровки - жутковато от охвата населения Инквизицией…
Какие там тысячи - десятки тысяч были схвачены и "очищены от скверны".
Потому что без вариантов - попала в Инквизицию значит всё. В лучшем случае калекой выйдешь. До следующего доноса.
Книга «Молот ведьм» появилась на свет в 1485 г. Римская Инквизиция основана только в 1542 г. К размышлению Вам.
А еще вот статистика:
В архивах Suprema (Верховного суда инквизиции), хранящихся сейчас в Национальном историческом архиве, есть ежегодные отчеты местных судов.
Всего там хранятся 49 092 досье.
Из них:
иудействующие 5007;
мориски - 11 311;
лютеране- 3499;
гностики (alumbrados) - 149;
суеверия -3750;
допускавшие еретические суждения - 14 319;
двоеженцы - 2790;
сексуальные преступления духовенства (solicitación) - 1241;
хула на Святую Инквизицию (ofensas al Santo Oficio) - 3954;
разное - 2575.
Из них смертные приговоры вынесены всего лишь 775 обвиненным. Большинство из них по-прежнему составляли иудаизанты, но среди них было и несколько десятков морисков, более сотни протестантов (главным образом, иностранцев, особенно французов), около 50 гомосексуалистов и несколько баскских ведьм.
Против такого историка трудно бороться ) Спасибо большое )
А ее, несомненные массовые казни и "охоты за ведьмами" просто мифом.