4
Отзыв рекомендуют 133 112

Отзыв: Фильм "Рассекая волны" (1996) - Молитва у черты

Достоинства: Картина-гимн головокружительному безрассудству любви, готовности принести в жертву близкому человеку абсолютно всё: совесть, честь, достоинство, даже жизнь – и это очень мощно.
Недостатки: Как и кинематограф Триера в целом, эта лента бросает настоящий вызов зрительскому терпению и чувства меры, что не всегда оправдано сюжетом.
Нужно искать того, что выше сострадания, выше добра. Нужно искать Бога.
Лев Шестов

Блаженная девчонка в подвенечном платье не бежала, а летела навстречу брутальному жениху, едва сошедшему с подножки вертолёта. Взрослый ребёнок с девственно чистым сердцем вступала в новую жизнь – зрелую, загадочную и жестокую. Бояться юная Бесс даже не умела, а когда впервые столкнулась с трудностями – вахта бурового мастера на платформе длится не три дня – по привычке заговорила с Господом. Так не умел больше никто в шотландской общине ортодоксальных кальвинистов – обращаться к Всевышнему и отвечать себе его словами. Неистовая вера и поспешные толкования привели «летящую» девицу к краю, когда с очередной смены экстренно вернулся не пышущий здоровьем муж, а беспомощный паралитик, чью жизнь невозмутимые врачи назовут существованием. Бесс не сдастся, вознесёт молитву, разрушит по незнанию мир, где в храмах не висят колокола, а вера надёжно погребена под толщей застарелых дедовских догм.


«Нельзя любить слово. Надо уметь любить человека». Устами молоденькой Эмили Уотсон Ларс фон Триер в 1996 году яростно заклеймил придуманных ханжей, отведя бородатым мудрецам участь безграмотных толкователей божьей воли, что десятилетиями смотрят на небо и видят там кукиш из облаков. Первая же из череды воспитанниц мрачного датского гения рушит не столько религиозные каноны, сколько нормы общественной морали. За милой и порывистой Бесс последуют другие героини Триера – Карен в «Идиотах», Сельма из «Танцующей в темноте» и Грейс родом из «Догвилля», но только жертва одурманенной любовью шотландки окутана христианским флёром. Воззвания сиделки инвалида к Богу, принесение женской чести в жертву ради выздоровления вызывает ужас сродни исповеди безумца, однако Бесс не совершает больше ничего непостижимого, если вспомнить детали потери невинности – вместо супружеской спальни сгодился туалет, какой уж после этого страх осуждения.

Семь смертных грехов Триер переиначил в семь частей из жизни британской Марии Магдалины, хотя нести службу приходится скорее Ветхозаветному Богу. Тому самому, что устал указывать людям на грехи и разразился всемирным потопом. Отсюда и водное название фильма, а «волнами» выступает десяток одинаково мерзких мужиков, которые в силу скудоумия не верят обрушившемуся счастью с вульгарным макияжем и на шпильках, почему и укладывают рабу господню прямиком в грязь. Бесс «рассекает» жутких волков, затесавшихся среди овец, в надежде снова увидеть «пастуха» живым и на ногах, и во имя этой великой цели идут прахом любые слова, любые угрозы и поступки. Преображение Эмили Уотсон из чистой, сражающей ароматом юности крошки в потасканную вавилонскую блудницу происходит так стремительно, словно между первой попыткой соблазнения врача и новым рывком на корабль моряков-садистов успело смениться поколение. Остаётся неизменным взгляд познавшей стыд и унижение Евы, и нашедшей это терпимым, ведь её Адам успел отведать райского яблочка. Проблема лишь в том, что страдалец Стеллана Скарсгарда на библейского праотца не тянет, и жертва Бесс такая же бесполезная, как уступка мужской похоти в день свадьбы. Знание настигает человека – днём раньше, днём позже – а вместо счастливых воспоминаний в голове остаётся одно отвращение.

Через трагедию одержимой шотландки датский мизантроп укоренился в мысли о полной неспособности персонажей-мужчин вынести бремя веры, и необязательно христианской. Триеру удалось безболезненно адаптировать идеи кумира Тарковского под католическое понимание связи с Богом. В мучительных попытках обмануть судьбу Бесс напоминает литейщика Бориску из «Андрея Рублёва», чья настойчивость и упрямство увенчались вожделенным звоном колоколов. Наследник Андрея Арсеньевича в русле режиссёрского пессимизма создаёт на затерянном острове клочок земли – свою «Зону», где не действуют традиционные понятия о добре и зле, и языческие представления в духе «око за око» неизмеримо действеннее безвкусного послушания. Триер тогда, в 1996-м, отказался от жалости в любых её проявлениях, но в отличие от фильмов раннего этапа, аскетизм и обскурантизм «Волн» обладает чертами авторского манифеста, ещё только хаотического и набросочного, но уже достаточного, чтобы подвергать главную героиню не остракизму, а уважению. Вера и отчаяние Бесс безрассудны, девушка обитает на задворках рационализма, откуда выбирается единственный раз за фильм – когда не слышит голоса Всевышнего и теряется при отсутствии новых указаний. Спасает та самая настойчивость, подсмотренная у Тарковского, которой нет прагматичного объяснения, зато есть надежда на чудо.

Триер с видимой неохотой возвращается из вымышленной вселенной с колоколами в небе на грешную землю, с многообразием конфессией и совсем уж чудовищным применением религии как пороха для ружейного ствола. Сюжет ленты «Рассекая волны» скукоживается до размеров крохотной общины, коих на одном Туманном Альбионе хватает с избытком, но благодаря яростной силе слова и таланту съёмки история оживает и бросает в дрожь, даже при наличии гадостных сцен. Чувство меры в итоге проигрывает художественному вкусу автора, который идёт на риск, выводит зрителя из зоны комфорта и ухитряется при этом вызывать симпатии к персонажам методом от противного. В сущности, и калека Ян, сыгранный Скарсгардом, не тянет на извращенца – это любящий, заботливый, пусть и грубоватый, до обидного невезучий мужик. Триер между делом установил некий стандарт для драм, где в центре внимания паралитики, их чудовищная боль и невольное желание поскорее умереть, чтобы не мучить потом ни себя, ни любимую женщину. За датчанином подсмотрят и землячка Сюзанна Бир в «Открытых сердцах», и хитрый испанец Алехандро Аменабар для ленты «Море внутри». Давить на жалость – наука нехитрая, а лютый Ларс управился с ловкостью нейрохирурга. Нашлось бы на кого направить инструмент – стоя у черты терять так и так нечего.
Общее впечатление Молитва у черты
Моя оценка
4
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву112

Гжела
Александр, такой красивый текст у вас. Из отзыва обрушился на меня шквал боли, которую не может излечить даже всевышний, и поток противоречий изувеченной души. Пока читала, во мне звучали, как параллельное эхо, слова Р. Рождественского. «Любовь тебе отдать? – Любовь. – Не будет этого. – За что?! – За то, что не люблю рабов». Надо посмотреть этот фильм Триера, чтобы понять, почему душа девушки была такой рабской.
KatrinH
Она не была рабской, она была святой.
Это святость по Трийеру)
Чтение-страсть
Согласна,это был именно свободный выбор,свободная жертва во спасение.
KatrinH
Так и есть)
Nightmare163
С эмоциями у меня почти всегда всё в порядке, а вот язык похоже в этот раз подкачал :) Это бывает, тем более я простой автор, со своими достоинствами и недостатками. Рад, что вам понравилась моя работа, Гжела, спасибо!
KatrinH
Ты это серьёзно?! Бесподобный текст!!!
Nightmare163
Да мне почти каждый текст нравится одинаково, Катюш. Есть какие-то шероховатости, я поправлю. В мощи эффекта не потеряет, обещаю.
KatrinH
Значит опять кокетничаешь? :))
Nightmare163
Провожу шлифовку своего товара :)
KatrinH
Вспоминай Насреддина! :)
Nightmare163
Я читал только про Мюнхгаузена :(
KatrinH
У Мюнхгаузена всегда всё было зашибись! :))
Nightmare163
Да, я его брал в эпиграф предыдущего текста)
Гжела
У меня нет претензий к тексту, я все поняла. Я всегда понимаю ваши тексты, Александр. Иногда могу перечитать некоторые моменты, чтобы ещё лучше понять. В этом тексте меня резануло то, что написано в "достоинствах": честь и достоинство принести в жертву любимому. Вот здесь я запнулась и назвала героиню рабыней. Я не утверждаю, что это так и есть, поскольку фильм не смотрела. Екатерина с Ниной мне возразили. Мне пока нечего им ответить, очень хочу посмотреть и разобраться.
Nightmare163
Для меня нередко становится проблемой, что писать в этих графах, честно говоря. Особенно для таких фильмов, которые лишь с натяжкой можно отнести к драмам, мелодрамам, триллерам и т.д. Так хочется порой оставить прочерки :) А если резануло, это даже к лучшему, поскольку в духе самого режиссёра. Хотя лукавить не стану, не стремился никого "резать" :)
KatrinH
Сашенька, это великолепно! Такое удовольствие ты доставил мне этим отзывом на один из моих любимых фильмов Ларса.
Спасибо тебе!
Понравились аналогии с творчеством Андрея Тарковского.
Полностью согласна с анализом религиозной составляющей фильма.
И " Море внутри" тоже вспомнила с блестящим Бардемом в главной роли.
Ты так тонко описал метаморфозу главной героини! Переход от милой доверчивой девушки к порочной с виду несчастной, но не сломленной, осененной безграничной верой женщине.
У Трийера своеобразное представление о вере. Все "святые" его фильмов неправильные, изломанные. Он видит святость только в испытавших на себе жизненный молох. Правильные до тошноты презираемы им.
А ещё в этом кино удивительные, лиричные саундтреки, так гениально подобранные режиссёром.
Я рада что ты посмотрел этот шедевр Трийера и он тебя не оставил равнодушным.
Чтение-страсть
Да,и как снял порочность именно только "с виду",только покров - а внутри всё равно чистота,кристальность.Можно сомневаться по поводу его концепции,но снято прекрасно.
KatrinH
Потому что порок это всегда лживость. А его " святые" настоящие и искренние.
Чтение-страсть
Ну вот тут не соглашусь - бывает вполне правдивая и искренняя порочность,в духе "вы давно страдаете … - нет,я им наслаждаюсь"…
KatrinH
Ну наверное я имела ввиду и самообман тоже)
Гжела
Была такая героиня, Соня Мармеладова.
Nightmare163
Спасибо тебе, Катя. Мне кажется, Триер один из немногих режиссёров, к творчеству которых крайне сложно оставаться безучастным. Статистику не веду, но судя по моим давним знакомым с КП, ценителей Триера несколько больше, чем хулителей, а что до его взглядов и концепций - ну вовсе необязательно их разделять, чтобы получать удовольствие или же просто какие-то впечатления от фильмов.
KatrinH
Для таких безбашенных как я, прям в самый раз!
И по правде говоря мне вообще всё равно большинство его любит или меньшинство.
Его люблю я! У тебя отразилось в душе. Что уже немало)
Nightmare163
Но-но, какая же ты безбашенная? :) Безбашенные, боюсь, красят волосы в невообразимые цвета, делают пирсинг в носу и набивают татухи на всё тело. Ах да, ну и Триер для них нечто вроде лёгкой закуски, тогда как полноценное блюдо составляют фильмы Мэриен Дора и Йорга Буттгерайта.
KatrinH
Эти имена мне неизвестны:) Стоит посмотреть?
Хочется сказать на манер Раневской: " Перестали называть [Цензура], теряю популярность":)
Только слово с двумя точками заменить на "безбашенная":))
Она разная бывает, Саша, пусть у меня будет винтажная безбашенность, без татух и оранжевых волос, обусловленная только тараканами:))
Nightmare163
Думаю, не стоит. Во всяком случае не сейчас. "Макабро" лучше посмотри, так в сто тыщ раз всё куда безобиднее. Эти же немецкие господа из эксплуатационного кино, а оно, как ты понимаешь, даже не на любителя, а на экстремала.

Хорошо, Катенька, как скажешь :) Но лучше будь просто адекватной, мне достаточно.
KatrinH
Куда без адекватности? Только быть правильной так скууучно!
Nightmare163
Это не одно и то же, Кать. Адекватность и правильность. Знаешь лучше меня :)
KatrinH
Догадываюсь о характере кино:) Жестко- эротическое, да? Это мы тоже посматриваем иногда в перерывах между вязанием и вышиванием гладью:))
Nightmare163
Про одного я тебе уже рассказывал. Могу потом рецензию с КП прислать, если интересно. Да и с другим, который Дора, тоже честь уже имел знаться. У него там в одном фильме, кстати, в главной роли снимается та симпатичная блондинка из "Связанной".
KatrinH
Знаешь, задумалась о написании отзыва по " Связанной"…
Nightmare163
Это был бы для меня фантастический подарок! Мне бы самому её переписать, ибо тот старенький текст с КП невозможно читать без смеха. Ну, с другой стороны, там зато в эпиграфе аж целый Nemo. Главная песня моей жизни.
KatrinH
Вот значит жди в ближайшее:)
Nightmare163
Здорово! Очень приятное известие.
KatrinH
Дерзкая тема, как мы любим:)
PenelopkaMe2045
Как у вас тут интересно, ребят:))
KatrinH
Не то слово! :))
Чтение-страсть
Ох,не думала ,что будет повод…Отзыв , конечно , хороший - но вот текст в этот раз глушил давние впечатления о фильме из-за неудачных оборотов,когда вроде оригинальные метафоры шероховаты , постоянно цепляешься … Ну вот мир, " где вера надежно погребена под толщей застарелых дедовских догм" - эпитет "хрупкий" не монтируется с этой конструкцией,конечно,контраст работает и по смыслу правильный,но …"Рассекает овец этого жуткого стада" - живописно,но эти особи как овцы … скорее она как овечка среди волков,а если пастух - то стада козлищ,через которое пробивается к пастуху овечка! "Она обитает в потёмках рационализма" - было бы возможно,когда рационализм рассматривается как темная ипостасть,откуда можно пробится к свету веры…но в данном контексте ведь наоборот "потёмки рационализма" - это реальность,в которой существует блаженная Бесс (хотела написать что-то типа сумрак,туман ,но это тоже было бы неправильно) - мысль понятна,но формулировка неудачна.
А фильм в своё время потряс,оглушил - не решилась его ни разу пересмотреть и не все эпизоды чётко помню,сейчас бы восприняла и поняла бы скорее всего по другому.
Nightmare163
На первой же фразе заностальгировал по славным и не всегда славным конкурсным временам… Я очень сожалею, что вам пришлось подвисать над каждым вторым моим предложением, Нина. Спасибо за правки, но пока у меня нет моральных сил возвращаться к этому. Мой русский далеко не всегда идеален, увы. Иногда образное мышление выбивается из рамок. Приведу себя в порядок и посмотрю, что можно сделать.
Чтение-страсть
Нет,не над каждым вторым,конечно,да и полезно иногда не глотать текст,а притормозить и продумать - даже чтобы сформулировать для себя,что настораживает.Да и не надо может ничего править - пусть текст останется уникальным.
Nightmare163
Уникальным в косячности русского языка? Нет, увольте, я поправлю. Говорите обо всех местах, которые вызвали у вас не согласие или отторжение, Нина, я же не против! Даже за, ибо в лести я ничуть не нуждаюсь, у меня всё в порядке с эго, и конструктивной критике я только рад. Поправлю те места, которые вы мне выделили.
Чтение-страсть
Ну насчет хрупкого мира и жуткого стада - там нет никакого нарушения правил и норм,просто разночтение образов у нас.Вот "потёмки рационализма" - вот это , наверное , стоит по-другому сформулировать.
Nightmare163
"…девушка обитает в эмоциональной западне,…" - так лучше? К чёрту потёмки, вы правы. Я и сам не хочу в них блуждать.
Чтение-страсть
Но именно эта мысль,что в жизни Бесс почти нет рационализма,она обитает в своём мире - она очень правильная,и вот она возвращается в реальность!Только потемки в предложении работают наоборот,а какое слово употребить - где рационализм присутствует,но по-минимуму?И чтобы не в ущерб метафоричности…Боюсь,не подскажу,у меня не так хорошо работает воображение - потому и восхищаюсь,когда авторы находят для своих чувств и мыслей такие интересные образы!
Чтение-страсть
Чтобы не менять всю грамматическую конструкцию,может "на задворках рационализма" она обитает?Что-то типа этого,чтобы красивое и точное по сути предложение не менять…
Nightmare163
В данном случае вы были по-моему далеки от восхищения. Ладно, Нина. За рациональностью это, боюсь, вообще не ко мне, я слишком пылкая натура, хотя в необходимых рамках приходится держаться, куда деваться. Давайте заменю "потёмки" на "капкан". Фразу про стадо, кстати, тоже поправил. Обратите внимание.
Чтение-страсть
Да,перечитала всё ещё раз.А то самое предложение - несколько раз…Видимо,я всё-таки недопонимаю , или совсем не понимаю - все-таки более четверти века назад фильм смотрела - как Бесс может быть в "капкане рационализма" , если она вне рацио существует,и весь отзыв об этом - "её вера и отчаяние безрассудны"…В капкане рационализма может быть субъект,живущий слишком рассудочно и не допускающий взять верх чувствам,безрассудству - разве не так ? Бесс же совсем наоборот,находится в капкане иррационализма, и один раз выбирается из него … Простите за занудство,Саша,но я правда не из вредности,уже и сама запуталась в смыслах и сомневаюсь!
Nightmare163
Давайте употреблю ваш вариант про задворки. Я его вчера не заметил, потому что вы ответили сами себе. Для меня это не настолько принципиальный момент. Честно, был бы кто-то другой на вашем месте, я даже обращать бы внимание не стал, но вы относитесь с искренним интересом к моему творчеству, и если вы спотыкаетесь, то споткнулись бы и более строгие судьи, вроде тех, с которыми сталкивался на конкурсах. Конкурсы давно в прошлом, но я по привычке пишу так, чтобы любой или почти любой текст мог быть заигран и снискать успех. Поэтому мне важно, чтобы вышло сейчас удачно. Даже если спотыкаетесь в данном случае только вы.
Чтение-страсть
Мне правда неловко, и другому бы автору не стала досаждать - но у Вас всегда такая чувствуется работа за каждым отзывом,такая тщательная отделка,и мне очень нравится именно читать Ваши необычные тексты!Я уж и не говорю про информацию - почти всегда много неизвестных мне фактов,так красиво "упакованных" - оригинальные метафоры,сложные небанальные эпитеты : каждый отзыв как подарок!Иногда бывало,что "напрягали" отдельные конструкции,но я чётко понимала,что это чистая вкусовщина , да и ведь мы обсуждаем фильмы,а не филологические нюансы! Но с этим рационализмом,будь он неладен - я чувствую, уверена,что смысл словосочетания получается прямо противоположный тому,что имелось в виду - поэтому вот и прикопалась…Жаль только,что не считываются повторные прочтения!Всё,Саша - мир,и жду нового творения!
Nightmare163
Так и есть, работаю я на совесть, и каждый текст занимает порядка трёх-четырёх часов, если считать суммарное время на написание черновика с последующей шлифовкой и в том числе и использованием специальных приложений. За три часа я могу заработать своим детям на недельный запас всяких вкусняшек, чтобы вы понимали, что для меня это в чистом виде общественная нагрузка. Поэтому хочется, чтобы такой альтруизм приносил исключительно положительные впечатления, в которых я, как эмоциональный человек, очень нуждаюсь. С другой стороны, как уже говорил выше, льстить мне не надо, и если есть за что покритиковать - критикуйте, я не обижусь. Поверьте, я читал столько грязи в свой адрес, в том числе и пожелания… смерти, что меня трудно шокировать. Я могу расстроиться, как в этот раз - да, есть такое, но дело прежде всего, а если вы мне помогаете с улучшением, то не это ли главнее расстройств? В общем, да - мир, Нина. Фразу я поправил, пусть остаётся "на задворках рационализма". Новые творения будут, но попозже. Еще эти две последние работы далеко не все прочли…
Чтение-страсть
Согласна , лесть умному человеку не только не нужна , но неприятна и обидна , а вот заслуженная похвала - никогда не лишняя ! А вот насчёт агрессии и зложелательств - я в шоке ! Конечно,неадекваты встречаются , но Вы так корректны всегда , избегаете провокаций …Пусть такого не повторится,а тех , кому вы симпатичны и интересны - большинство , я уверена !
Nightmare163
Случалось всякое за 8 лет активной авторской деятельности. Здесь в целом люди намного доброжелательнее, чем на Кинопоиске, поэтому и дорожу вами) Не будем о грустном.
black-cat-spb
Сейчас закидают меня тухлыми яйцами, но я Ларса не перевариваю и его творчество считаю, хм, слегка отшибленным. Разумеется, это его видение мира и вещей, так что оставляю любование для фанатов, а сама ретируюсь))
Nightmare163
Уверяю, Женя, ты не уникальна в этом своём отторжении :) Я же к нему отношусь спокойно. Не близко творчество в целом, но признаю его несомненную художественную ценность и огромное пространство для авторских измышлений.
black-cat-spb
Согласна Саш. В последнее время посещает мысль, что через жёсткость показать что-то гораздо проще. Куда сложнее доставить до зрители зловещие мысли, соблюдая какой-то баланс. Триер так не умеет)
Nightmare163
Всё правильно, ведь иногда или даже часто людей надо насильно выдёргивать из привычной среды из пресловутой зоны комфорта. Особенно когда стоит цель показать нечто непривычное как раз.
KatrinH
Он против шерсти гладит и иллюзий лишает. У меня их и так нет. А Трийера люблю не только за провокации. Он Гений. Это так, просто поделилась мнением фаната:))
black-cat-spb
Ни в коем случае не буду спорить, разумеется, у каждого таланта есть свои последователи:)
PenelopkaMe2045
Пожалуй, стоит все-таки попробовать раскрыть своё сердце для ещё одного творения знаменитого датчанина, которое я постоянно задвигаю в дальной угол. Триер совершенно точно не мой режиссёр, но всё же я отчасти могу понять его душевные метания, выливающиеся в подобные картины. Отрицая религиозность и каноническую веру, он ищет Бога, по-своему, странно и изощренно.
Мне нужно настроиться. Судя по противоречивым комментариям, которые всегда возникают на отзывы данного товарища, меня ждёт что-то зубодробительное. «Антихриста» я не хочу смотреть, может, смогу одолеть «Рассекая волны». Все-таки некоторые его фильмы живут во мне и здравствуют)
Nightmare163
О, после "Антихриста" уже ничего не страшно, Тань. Тем более и "Антихрист" не самое беспощадное кино на свете, поверь. Мне по-прежнему больше других работ Триера нравится "Меланхолия", но с ней ещё просто связаны приятные воспоминания, а так в целом и её к любимым лентам причислить не могу. Решай сама, раскрывать ли тебе своё сердце для этого небритого мизантропа, а я лишь разобрал ещё один фильм) К слову, Триер своё похоже отснимал, его теперь гораздо больше занимают проблемы со здоровьем…
PenelopkaMe2045
Я не смотрела «Антихрист», и не хочу. «Меланхолия» мне понравилась, но любимая картина у него - «Догвиль», вот вообще без нареканий, шикарно.
Думаю, что всё же попробую эту осилить. Кстати, мне очень нравится Эмили Уотсон, сильная актриса.
А Триера жалко. Как и Брюса Уиллиса…
Nightmare163
"Догвилль" я смотрел и… испытал жесточайшее разочарование. Это и по сей день единственный фильм Триера, который я смотрел и не стал рецензировать. В основном, как раз потому, что очень многими он считается вершиной Триера, и я просто не захотел без железной аргументации идти против этого мнения. Не настолько раззадорил. Просто не впечатлил почему-то. Иногда и я остаюсь глухим к искусству…
PenelopkaMe2045
Я думаю, что он просто максимально доступен для понимания обывателя, которым я и являюсь, остальное уже сложнее. Вот тебе и не зашло. Не слышала, чтобы этот фильм считался его вершиной. Но меня он действительно впечатлил. Плюс я обожаю Николь Кидман. Так что все сложилось)
Nightmare163
От многих просто это слышал, что самый любимый фильм Триера именно "Догвилль", Тань. Плюс есть цифры рейтинга и кинопремий. Только и всего)
PenelopkaMe2045
Я-то тебе верю! Просто удивилась. Думала, что раз мне нравится, значит, непопулярно))
Nightmare163
Не будь к себе такой строгой) Быть обывателем - не значит иметь плохой вкус. В том числе и в интеллектуальном кино.
PenelopkaMe2045
Я знаю, на вкус я не жалуюсь, но мне порой не хватает элементарных знаний, насмотренности. Я бы и рада того же Линча полюбить, но хоть ты тресни, не могу. Не нравится совсем. «Синий бархат» - единственная картина, которая хотя бы не вызвала отторжения и даже не породила вопросов. Все остальное - мимо. И так по многим культовым вещам.
Nightmare163
Что ж поделать, насиловать себя в любом случае ни к чему. У всех есть свои такие, я бы сказал, уязвимости. А я вот к опере пока приобщиться никак не могу, например)
PenelopkaMe2045
Кстати, оперу я люблю, правда, не удалось ни разу послушать ее вживую, надеюсь, скоро исправлю эту досадную оплошность. А тебе желаю найти свои радости хоть в опере, хоть ещё в чем-то новом.
Nightmare163
Спасибо, Таня. Да я просто наобум брякнул. С тем же успехом мог бы упомянуть приобщение к рэп-батлам, например) Хотя без этого уж точно переживу.
foxic8594
Какие же отзывы у Вас всегда классные!! Такая вязь словесная классная! Фильм видела, но как-то не мое…
Nightmare163
Спасибо) Пока вот не потерял ещё вкус к выразительным работам, ещё теплится что-то внутри. Постараюсь сохранить, как бы ни было порой тяжело.
НоннаДерзновенко
Отзыв зацепил, интересный! Помню, после просмотра фильма был восторг, смешанный с тошнотой. Со временем восторг прошёл, тошнота осталась. Интересный режиссёр, но понравилась только "Меланхолия", и то - за пристальное внимание к распространённому ныне греху уныния.
"Ради красного словца…"- вот общее ощущение от работ режиссёра.
Не согласна с параллелью с творчеством Тарковского - интеллигента, ищущего Бога и своё предназначение.
Nightmare163
Это только моё виденье, Нонна. Оно не претендует на абсолютную истину. Тарковский вообще главный кумир для Триера, это, думаю, ни для кого не новость, а в "Страстях по Андрею" точно такой же богоискательный пафос, и плюс мотив колоколов слишком явно совпадает. Вряд ли просто совпадение.
НоннаДерзновенко
Для меня новость.)) Глянула в инете. Но вроде Тарковскому его фильм очень не понравился?)
В общем, подумаю на досуге.
Nightmare163
Тарковского не стало в 1986 году, а "Рассекая волны" вышел десятью годами позже. Так что это вряд ли.
НоннаДерзновенко
Не, какой-то там первый фильм Триера.)
Nightmare163
Теоретически Тарковский ещё успевал посмотреть дебютную ленту Триера - "Элемент преступления", но вот она-то как раз не имеет никакого отношения к Тарковскому. Имеет отношение к другому классику - Фрицу Лангу и его фильму "М-убийца". Ну так, к слову.
Slomanovse
Люблю этот фильм. Надо бы пересмотреть…
Nightmare163
Попробуйте, возможно вам что-то новое откроется.
LeviSna25
Потрясающий текст, который очень эмоционально меня затронул. Триера смотрела далеко не всего (только «Танцующая в темноте» и «Догвилль»), поэтому - смотреть и как можно быстрее, пока эмоции от Вашего отзыва не стерлись)) Спасибо!
Nightmare163
Я очень рад, Света) Смотрите.
Elena Sheptuha
а я совсем не умею молиться, да и веры ни во что практически не осталось(
Nightmare163
Я тоже, Лен. Вообще придерживаюсь агностических взглядов.
irina post
Беспощадное кино. Смотрела - как в пасть удаву влезала. Надо иметь железные нервы для того, чтобы решиться на повторный просмотр
Nightmare163
Пожалуй. Мне второй просмотр, бог даст, никогда не потребуется, да и слишком много ещё лежит всего несмотренного. Думаю, по меркам Триера всё же не самый жуткий фильм.
Nataly8april
О, да! Первый просмотр этого шедевра вызвал шок, но Уотсон и Скарсгард там прекрасны! Я их тогда и заприметила, стала искать, где ещё снимались. Вот тут 100 процентов про религию, даже не поспорить.)
Nightmare163
Четверть века спустя они оба снялись в главных ролях в том самом "Чернобыле" от канала НВО, Наташ. И нынешняя Эмили Уотсон уже почти ничем не напоминает ту изящную девчонку с блаженным взглядом, увы. Скарсгарду же седина даже к лицу, благороднее стал.
Nataly8april
Уотсон мне понравилась в "Эквилибриум", я прямо рыдала. ) Да, антиутопия - специфический жанр, утрированный, мрачный, но это один из любимых фильмов до сих пор.
Nightmare163
Да, мне этот фильм тоже настолько дорог, что одно время на аватарке Кристиана Бэйла носил в той роли клерика)
Oleg-1966
Всегда читаю с интересом ваши обзоры. Они зачастую интереснее фильмов )
Nightmare163
Не уверен, что на этот раз, ведь речь идёт о классике авторского кино, но я в любом случае всегда стараюсь соответствовать. Спасибо вам, Олег.
Наталийка123
Данный фильм смотрела очень давно практически в детстве, на меня фильм произвел " врезающееся" впечатление. Поняла до конца что же там произошло…только уже будучи "взрослой". Наверное это любовь…Ваш отзыв тоже открыл мне на многие моменты фильма глаза. Сейчас наверное не решусь посмотреть. Взгляд на многое изменился, да и я сама…
Nightmare163
Такой фильм как произведение классической литературы - в каком возрасте ни ознакомишься, а что-нибудь ценное обязательное вынесешь. Не уверен, что для фильмов Триера есть какой-то подходящий возраст. Он просто достоин просмотра. Думаю, это важнее всего. Спасибо.
Сандрия
Отзыв хорош, и фильм потрясающий. Но во время просмотра подумалось: а ведь часто за голос бога мы принимаем голос дьявола.
Nightmare163
Александра, здравствуй! Очень рад тебя снова видеть. Знаешь, я хоть и православный христианин, но в разговоры с некой сверхъестественной сущностью не верю. Триер может верить во что хочет и показывать это, а мне ближе старая мудрая истина "На Бога надейся, но сам не плошай".
Сандрия
Слава богу, гОлоса мне ни разу не было, и побаиваюсь (даже опасаюсь) тех, кто что-то там слышит. Я о интуиции, о том, что толкает на тот или иной поступок, действие. Потому что тут часто включается "думал, чтоб как лучше, а получилось как всегда".
Nightmare163
А что, попадались такие "слушатели" по жизни? Мне нет, хотя излишне зацикленных на разного рода знаках свыше и подчас поспешных толкованиях - сколько угодно. Что сказать, все сходят по-своему. Надо жить и делать, что считаешь правильным. А что на это толкает - посторонним знать и необязательно.
ууу333666
Красиво написали!
Nightmare163
Фильм этого заслуживает, благодарю вас.
infekcia2008
Фу! Как же я не люблю подобные фильмы! Но придется смотреть, потому что заинтересовали.)))
Nightmare163
Вот эту ленту, конечно, очень рекомендую, ибо кино попросту заслуживает внимания, даже если в итоге вызовет ярое неодобрение.
infekcia2008
Согласна! Яркие отрицательные эмоции - это тоже плюс фильму, порой.))
Nightmare163
Конечно, ибо хуже всего безразличие…
Mika
Название очень на слуху было когда-то, но не смотрела.
Nightmare163
Да, а сейчас осталось на слуху только для узкого круга ценителей.
Mr Henry-M
Решил заглянуть к тебе на несколько минут, друг, хотя с работой тут ситуация все веселее и веселее становится, так сказать) Но все-таки несколько слов по тексту напишу. Как и всегда, снимаю шляпу, поскольку на момент просмотра этой картины я едва ли сумел бы так же ясно и непредвзято проанализировать происходящее, а уж тем более – предполагаемый режиссерский замысел. Как вспомню взгляд Эмили Уотсон, как вспомню ее «разговоры» с Богом и что именно она потом делала, сразу подкатывает какое-то омерзение) Не то чтобы сильное и решающее в отношении оценки фильма и таланта самого Триера, но вот как-то не смог я тогда пробиться к идеологической составляющей «Рассекая волны» и попробовать понять, а зачем он все это вот так показал и вообще про такое снял. Сейчас бы, наверное, воспринял все сдержаннее и терпимее, но, честно говоря, не уверен, что стоит это проверять :)
Nightmare163
Ха-ха, ну это уж тебе виднее, Владимир, стоит ли проверять. Думаю, в каком возрасте ни посмотришь Триера, а впечатления в любом случае окажутся сильными, и едва ли захочется повторять. Хотя… Вот пересматривал же в своё время "Меланхолию", и отнюдь не из-за личной симпатии к Кирстен Данст, хотя она там очень хороша, Триер вообще умеет снимать актрис, они у него через одну - писаные красавицы. В том числе и Уотсон в "Волнах", какую бы дичь ни творила. Спасибо, дорогой друг, и заглядывай поскорее снова :)
Kate Phoenix
Саша, привет!

Виртуозный текст. Сразу видно, как тщательно ты работал над ним, как вдумчиво складывал в своей голове "картину мира" создателя фильма. И - вуаля - ещё одна интерпретация, для коих Триер всегда предоставляет огромный простор. И, конечно, подобный отзыв мотивирует к пересмотру фильма. Если б у меня в памяти было свежо личное восприятие, я бы, вероятно, больше смогла написать в комментарии. Но в данном случае скажу лишь то, что Триер не ставит целью пристыдить священство, "бородатых мудрецов", закостеневших в "застарелых дедовских догмах", он хочет пристыдить всех и каждого, заставляя почувствовать себя ханжой. Он на протяжении всей жизни ведёт борьбу с самим собой, создавая собственную религиозность. Это его "ларсова" вера… религия "идиотов", так скажем, в которой грешники святы и те, кто попирает устои - единственно достойны восхищения. Но, каким бы талантливым рассказчиком он ни был (а Триер действительно рассказчик редкостный), каким бы ни был интересным мыслителем… невозможно "чёрное" назвать "белым" и выставить "святым" то, что мерзко по сути своей.
Nightmare163
Добрый день, Катя!

Ура, я верил, я очень надеялся, что ты найдёшь время и желание, чтобы ещё заглянуть сюда и найти эту мою работу. Спасибо, мне ужасно приятно! Всегда бы с таких новостей субботнее утро встречать :) Знаешь, ты гораздо лучше разбираешься в устройстве триеровского сознания и в частности того, как он воспринимает религию и определяет её влияние. Мне же всегда кажется, что это настолько тонкий, даже интимный вопрос (кто во что верит?), и как краеугольный камень для выстраивания фильма он не годится. По крайней мере, Даррену Аронофски, по моему скромному мнению, лучше оставить библейские сюжеты в покое. Но Триер - он другой, ему можно о чём угодно и как угодно, поскольку он художник. Да, мрачный, пессимистичный, провокационный, однако - художник. У него сердце художника, а это позволяет как угодно выворачивать религиозные представления, чтобы на выходе получалось нечто по-настоящему запоминающееся.
Цц12345
Спасибо, за отзыв, а так же комментарии, было интересно почитать. Многие смотрят на то, как написан отзыв. Дают вам советы. И вы прислушиваетесь, но делаете по-своему. Хороший, добрый, круг по интересам сложился тут. Здорово. Все учатся друг у друга. Мне понравилось.

Я читала и другие ваши отзывы, они и вправду порой интереснее фильмов.

Этот фильм мне советовала посмотреть психотерапевт, что бы у меня сложилось понимание к чему приводят созависимые отношения. Режиссёр сгущаетесь краски, что бы было интереснее смотреть. Но в целом созависимость она такая. Один инфантилен, как Бесс. Другому необходимо чувствовать себя Богом. Поэтому Ян отталкивает Бесс, когда оказывается беспомощным калекой. Более того, когда Бесс умерла, Ян возвёл ее в святые. Больше ни одна девушка в его жизни не сможет занять место Бесс и сравниться с ней. Его личная жизнь закрыта.
Тяжёлый фильм, впрочем как и созависимость.
Nightmare163
Добрый день, Елена. Да, мне дорого моё окружение, вы правы. Оно и держит меня на этом сайте, который ведь совсем не про кино. И это довольно редкий случай, когда мне дают какие-то советы по конкретным формулировкам. Обычно то ли скромничают, то ли нет повода :) Но тут видимо случай особый: Ларс фон Триер провоцирует дискуссии, которые для меня, как для автора, нечто вроде живой воды. Далеко не с каждым отзывом так получается, а я был бы только "за". Тяжёлый фильм, но далеко не самый, даже у Триера.