Отзыв: Музей-квартира А. А. Блока (Россия, Санкт-Петербург) - "Одно-единственное движенье губ. Имя твое - пять букв" Марина Цветаева
Достоинства: Интереснейший музей с прекрасными, хорошо организованными экспозициями и пространством. Мемориальная квартира с "блоковской" атмосферой
Недостатки: Их нет и быть не может в таком месте
В начале января 2023 года в Петербурге был открыт памятник А. А. Блоку.
Событие долгожданное, споры не утихают по этому поводу - памятник классическим не назовёшь. Уговорила мужа пойти поглядеть на это сооружение, интересно увидеть монумент "живьём" и составить своё мнение.
Установлен памятник в сквере у дома по ул. Декабристов, где жил поэт.
Мы шли с Английского проспекта и я увидела впереди огромную наклоненную, почти под углом 45 градусов, статую, которая будто-бы вырастает из земли. Памятник высотой 3,60 метра очень удивляет и вызывает недоумение, даже пугает, если в темноте его увидеть из-за угла...
Авторы памятника - петербургский скульптор Евгений Ротанов и архитектор Иван Кожин. Узнала из прессы, что Е. Ротанов больше полувека вынашивал образ памятника любимому поэту, с творчеством которого он познакомился ещё в студенческие годы. Мечту свою воплотил - не прошло и 60-ти лет. Но эта скульптура автора не единственная - есть ещё скульптуры поэта во дворе СПбГУ и в Большом драматическом театре (БДТ). В своё время Александр Блок был первым художественным руководителем театра.
А что же памятник? Важно первое впечатление... Оно у меня негативное. Муж сказал, что "похож на зомби"). Горожане уже нарекли "падающим Блоком", "пизанской башней", "Оскаром в смирительной рубашке")).
Я не стала фотографировать скульптуру поэта в анфас - в сквере, сразу за памятником, идёт ремонт, там свалены строительные материалы, трубы, установлены бытовки для рабочих. Вид совершенно неприглядный, вредит памятнику.
Поэта скульптор изобразил в зрелом возрасте, не кудрявым красавцем - такой образ со школы запомнился. Он в длинном пальто, в руках держит шляпу, усталый и отрешённый от мира, идёт в город навстречу ветру... Ощущение, что он вот-вот упадёт... Ну неестественная поза совсем! У меня сразу возникла картина:
"Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер - на всем божьем свете!" (из поэмы "Двенадцать")
Но наступит весна, выглянет солнышко, распустятся листья на деревьях бульвара и картина будет более оптимистичная и приятная для глаз. Будем привыкать к такому Блоку...
Ну а мы решили зайти в музей А. Блока, раз уж оказались рядом в самом "блоковском месте" Петербурга. О музее мой отзыв.
Дом № 57 находится на углу Набережной реки Пряжки и ул. Декабристов (ранее - Офицерской). Построен в 1874-1876 г. по проекту архитектора М. Петерсона, ранее этот доходный дом принадлежал купцу первой гильдии М. Петровскому, который сдавал квартиры внаём жильцам среднего достатка.
В этом доме А. А. Блок прожил свои последние годы. Сейчас здесь располагается музей-квартира А. А. Блока, открытый в 1980 году, к 100-летию поэта.
Квартира начинается с прихожей, или с передней (так раньше называлась) - с полосатыми обоями. Обои, конечно, современные, но подобраны по цвету под оригинальные, которые обнаружились при ремонте под многочисленными слоями газет.
Мебель в музей-квартире подлинная, чудесным образом все вещи сохранились и были почти полностью, после смерти супруги Блока - Любови Дмитриевны, переданы в Институт русской литературы (Пушкинский дом). Когда открывали музей, все мемориальные вещи вернули обратно.
В прихожей - напольное зеркало в деревянной раме, дорожный чемодан и сундук для вещей и, привлекающий внимание, старинный телефонный аппарат на стене. Но Блоку этот аппарат не принадлежал, он здесь для антуража.
В этом кабинете Александр Александрович создал многие свои произведения, в том числе известную поэму "Двенадцать".
У окна в кабинете - большой письменный стол, доставшийся в наследство от бабушки -
Е. Г. Бекетовой, кресло у стола и диван принадлежало ранее деду - А. Н. Бекетову, учёному-ботанику, ректору Петербургского университета.
В углу висит икона, принадлежавшая А. Блоку.
Кабинет очень уютный, просторный, стены украшают картины и репродукции, приобретённые поэтом и подаренные его матерью.
Его письменный стол содержался в идеальном порядке - об этом вспоминали современники, бывавшие в квартире.
На столе, обитом зелёным сукном, привлекает внимание милая фарфоровая фигурка таксы. Это пепельница, но пепел туда поэт никогда не сбрасывал, такса, как мне кажется, просто радовала его... Он с детства очень любил собак, в Шахматове, в усадьбе деда, всегда жили и дворовые псы, и небольшие таксы. Однажды Блок купил таксу матери в подарок, назвали её Крабб.
Лампа, которая освещает эту комнату, оригинальная (начало XX века) - при жизни Блока она была керосиновой, потом её переделали в электрическую. Эта лампа, что интересно, никогда не покидала эту квартиру. Висела на потолке и в то время, когда здесь была коммунальная квартира и хорошо сохранилась - ей больше 100 лет.
За столом собиралась семья, приходили друзья и все подолгу "чайнили" - такое милое слово придумал Блок для семейных и дружеских посиделок с чаепитием.
На столе стоит бульотка - сосуд для кипятка, в котором температура воды поддерживалась при помощи спиртовки. Рядом стоит чашка, одна из двух, сохранившаяся. Эти 2 синие чашки купила однажды Любовь Дмитриевна для семейных чаепитий.
В этой столовой Сергей Есенин прочитал свои стихи, он прибыл в столицу из Рязани и прямо с вокзала отправился в дом к Блоку, которого очень уважал.
Этот вид очень нравился поэту, он часто стоял у окна и видел почитательниц своего творчества, которые собирались на Банном мосту и жаждали увидеть своего кумира.
Район Петербурга - Коломна, в начале XX века ещё был тихой городской окраиной и очень нравился поэту.
К мемориальным вещам нельзя приближаться - везде шнуры натянуты и срабатывает сигнализация, о чём нас предупредили.
В этой комнате только необходимая мебель, кровать закрыта ширмой, но видно, что она металлическая.
На столике у шкафа - портрет Любови Андреевны Менделеевой, жены и музы поэта.
Я решила сфотографировать портрет поближе, протянула руку с фотоаппаратом через шнур... и тут громко, на весь музей, запищала сигнализация. Прибежали служащие, укоризненно попеняли: "А вас предупреждали..." А я увлеклась и забыла)).
Пришлось извиняться. Хорошо, что хоть фотографировать можно, не то, что в в музее Л. Н. Толстого...
Александр Блок и Любовь Менделеева были знакомы с детства, дачи их родителей -Шахматово и Боблово, находились поблизости. Чувства возникли позднее, не буду вдаваться в подробности романа, но именно Люба Менделеева стала "прекрасной дамой" и музой поэта.
Отношения в браке у них были более чем странные, детей не было. Но этой темы я касаться не буду. Кому интересны подробности личной жизни Блоков, читайте книги.
Любовь Дмитриевна интересовалась театром, изучала архитектуру Петербурга, была актрисой труппы В. Мейерхольда и сыграла на сцене около 100 ролей.
В гостиной стоит рояль, на котором хозяйка музицировала и развлекала гостей.
На рояле лежала чёрная шляпа, о которой ничего неизвестно и спросить было не у кого. Предполагаю, что это шляпа хозяйки.
Оригинальный портрет висел на стене у рояля, сейчас он отправлен на временную выставку.
В углу комнаты, у окна, изящный столик-геридон, на котором находится сосуд в форме кувшина.
В этой комнате уютно, все предметы подобраны со вкусом, а комнатные растения очень оживляют интерьер.
В удобном кресле-шезлонге Любовь Дмитриевна отдыхала, читала книги и занималась рукоделием. Торшер с абажуром тоже оригинальный, блоковский, придаёт комнате душевности и уюта.
Слева - керамическая настенная ваза с драконом. Её подарил музею один из почитателей таланта Блока - точно такая же была и у Любови Дмитриевны, но не сохранилась.
А вот небольшой деревянный книжный шкаф, украшенный вышивкой (под стеклом), сохранился очень хорошо:
Следующая выставка посвящена самому, пожалуй, известному стихотворению А. Блока:
"Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь - начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь"
Гениальное стихотворение, в нём, правда, какая-то безысходность и тоска...
Впервые увидела выставку, посвящённую стихотворению - в прошедшем году исполнилось 110 лет со дня написания этих строк. Важно и то, что это было первое стихотворение, написанное А. Блоком именно в квартире № 21, куда он летом 1912 года переехал с женой. Выставка погружает посетителей в прошлое - дореволюционный Петербург, которое утеряно навсегда, но остались старинные фотографии, открытки, печатные издания, они хранятся в фондах научной библиотеки Музея истории Петербурга.
Все эти материалы и представлены в одной их комнат музея, где интерьер современный, стены ярко-зелёные, а в витринах разложены исторические экспонаты.
На выставке можно прочитать мнения и современников поэта, и учёных по этому вопросу, даже есть фотографии старинных аптек в домах, которые находились в Коломне. Дома сохранились, аптеки - нет. Но многие склоняются к тому, что та самая аптека находилась недалеко от Крюкова канала, напротив Мариинского театра - по Офицерской улице в доме № 27, ведь: "ночь, ледяная рябь канала..."
В одной из витрин представлен справочник "Весь Петербург" 1912 года - он раскрыт на странице, где есть список аптек, расположенных на ул. Офицерской. Их было аж 6 и каждая из них могла вдохновить А. Блока.
Очень жаль, что историческая аптека не сохранилась. Была бы она, несомненно, достопримечательностью...
В стеклянном шкафу я увидела много аптечных пузырьков и колб разных размеров - в таких хранились лекарства. Ведь в начале XX века в аптеках лекарства изготавливали.
Есть здесь и аптечные инструменты.
На стене - портреты, выполненные Надеждой Войтинской-Левитиной (1909 г.), это портреты современников А. Блока: М. Добужинского, З. Гиппиус, Е Пиленко и др.
Следующая выставка - "Очарованный круг "Балаганчика", её посвятили одноимённой лирической драме Блока.
"Балаганчик" - первая лирическая драма, её А. Блок написал за 20 дней - в январе 1906 года.
Премьера состоялась в Драмтеатре Комиссаржевской, пьесу поставил Всеволод Мейерхольд, он же исполнил роль Пьеро. В этой постановке впервые в русском театре использовался опыт использования масок, как в итальянской комедии дель арте.
Выставка расположена в просторной комнате, здесь создано мультимедийное театральное пространство, куда приглашают зрителей. Можно присесть и послушать аудиоверсию спектакля, сыгранного театральными актёрами. Таким образом и нас погрузили в атмосферу театра Александра Блока. Интересный приём. Можно сидеть и слушать, а можно, слушая, разглядывать экспонаты, представленные на выставке, что мы и сделали.
Здесь я увидела импровизированную сцену из спектакля, центральная роль здесь отведена Пьеро.
Последняя экспозиция, посвящённая А. А. Блоку, размещается в квартире № 23.
Здесь проживала мать поэта - Александра Андреевна Кублицкая-Пиоттух, урождённая Бекетова.
В феврале 1920 года семью Блоков обязали потесниться - квартиры уплотняли и семья - Александр и Любовь, были вынуждены квартиру № 21 освободить и переехать на 2-й этаж, к матери. Вход в квартиру был только с чёрной лестницы. Эта квартира - последнее пристанище А. А. Блока, здесь он прожил недолго - до 7 августа 1921 года.
Сейчас в этой квартире располагается литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Блока.
Здесь представлены личные фото, а также жизнь и деятельность Александра Блока по временным периодам.
В этой квартире интересно будет тем, кто изучает творчество Блока - здесь много уникальных материалов, представленных Музеем истории и Пушкинским домом.
Сюда приходят школьники, рассаживаются на ярких пуфах в белой комнате и слушают увлекательные рассказы экскурсовода о жизни А. Блока, знакомятся наглядно с его творчеством.
Вот Саша Блок в возрасте 4-х лет (слева) и 5-6 лет, очень похожий на милую девочку).
Не знала, что в раннем детстве поэт жил с мамой и тётей Александрой (сестрой матери) в Триесте и Флоренции. В Триесте, в одном из фотоателье, и сделано это уникальное фото.
Александр был единственным ребёнком в семье, горячо любимым и обласканным родственниками - дедом и бабушкой, многочисленными тётушками. Детство у Сашуры (так его называли дома) было счастливое и беззаботное и это видно по фотографиям:
А верхний рисунок уже во взрослом возрасте, подписан он так: "Люба и Саша делают великосветский визит").
А последнее фото с посмертной маской поэта в той комнате, где и окончилась его жизнь. Прожил он всего 41 год, так мало. Великие поэты не живут долго... А сколько мог ещё написать...
В моей памяти Александр Блок остался одним из самых ярких поэтов Серебряного века.
Я рада была снова посетить этот замечательный музей, где бережно хранят память о гениальном поэте и популяризируют его творчество. Верю, что народная тропа не зарастёт и вам рекомендую этот музей время от времени посещать. Музей живой, интересный, выставки меняются, а коллектив музея очень доброжелателен и приветлив.
Здесь очень уютно и интересно!
P.S. Марина Цветаева писала "Стихи к Блоку" в 1916 г., согласно правописанию на то время фамилия поэта писалась "Блокъ" (5 букв).
Событие долгожданное, споры не утихают по этому поводу - памятник классическим не назовёшь. Уговорила мужа пойти поглядеть на это сооружение, интересно увидеть монумент "живьём" и составить своё мнение.
Установлен памятник в сквере у дома по ул. Декабристов, где жил поэт.
Мы шли с Английского проспекта и я увидела впереди огромную наклоненную, почти под углом 45 градусов, статую, которая будто-бы вырастает из земли. Памятник высотой 3,60 метра очень удивляет и вызывает недоумение, даже пугает, если в темноте его увидеть из-за угла...
Авторы памятника - петербургский скульптор Евгений Ротанов и архитектор Иван Кожин. Узнала из прессы, что Е. Ротанов больше полувека вынашивал образ памятника любимому поэту, с творчеством которого он познакомился ещё в студенческие годы. Мечту свою воплотил - не прошло и 60-ти лет. Но эта скульптура автора не единственная - есть ещё скульптуры поэта во дворе СПбГУ и в Большом драматическом театре (БДТ). В своё время Александр Блок был первым художественным руководителем театра.
А что же памятник? Важно первое впечатление... Оно у меня негативное. Муж сказал, что "похож на зомби"). Горожане уже нарекли "падающим Блоком", "пизанской башней", "Оскаром в смирительной рубашке")).
Я не стала фотографировать скульптуру поэта в анфас - в сквере, сразу за памятником, идёт ремонт, там свалены строительные материалы, трубы, установлены бытовки для рабочих. Вид совершенно неприглядный, вредит памятнику.
Поэта скульптор изобразил в зрелом возрасте, не кудрявым красавцем - такой образ со школы запомнился. Он в длинном пальто, в руках держит шляпу, усталый и отрешённый от мира, идёт в город навстречу ветру... Ощущение, что он вот-вот упадёт... Ну неестественная поза совсем! У меня сразу возникла картина:
"Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер - на всем божьем свете!" (из поэмы "Двенадцать")
Но наступит весна, выглянет солнышко, распустятся листья на деревьях бульвара и картина будет более оптимистичная и приятная для глаз. Будем привыкать к такому Блоку...
Ну а мы решили зайти в музей А. Блока, раз уж оказались рядом в самом "блоковском месте" Петербурга. О музее мой отзыв.
Дом № 57 находится на углу Набережной реки Пряжки и ул. Декабристов (ранее - Офицерской). Построен в 1874-1876 г. по проекту архитектора М. Петерсона, ранее этот доходный дом принадлежал купцу первой гильдии М. Петровскому, который сдавал квартиры внаём жильцам среднего достатка.
В этом доме А. А. Блок прожил свои последние годы. Сейчас здесь располагается музей-квартира А. А. Блока, открытый в 1980 году, к 100-летию поэта.
Квартира начинается с прихожей, или с передней (так раньше называлась) - с полосатыми обоями. Обои, конечно, современные, но подобраны по цвету под оригинальные, которые обнаружились при ремонте под многочисленными слоями газет.
Мебель в музей-квартире подлинная, чудесным образом все вещи сохранились и были почти полностью, после смерти супруги Блока - Любови Дмитриевны, переданы в Институт русской литературы (Пушкинский дом). Когда открывали музей, все мемориальные вещи вернули обратно.
В прихожей - напольное зеркало в деревянной раме, дорожный чемодан и сундук для вещей и, привлекающий внимание, старинный телефонный аппарат на стене. Но Блоку этот аппарат не принадлежал, он здесь для антуража.
В этом кабинете Александр Александрович создал многие свои произведения, в том числе известную поэму "Двенадцать".
У окна в кабинете - большой письменный стол, доставшийся в наследство от бабушки -
Е. Г. Бекетовой, кресло у стола и диван принадлежало ранее деду - А. Н. Бекетову, учёному-ботанику, ректору Петербургского университета.
В углу висит икона, принадлежавшая А. Блоку.
Кабинет очень уютный, просторный, стены украшают картины и репродукции, приобретённые поэтом и подаренные его матерью.
Его письменный стол содержался в идеальном порядке - об этом вспоминали современники, бывавшие в квартире.
На столе, обитом зелёным сукном, привлекает внимание милая фарфоровая фигурка таксы. Это пепельница, но пепел туда поэт никогда не сбрасывал, такса, как мне кажется, просто радовала его... Он с детства очень любил собак, в Шахматове, в усадьбе деда, всегда жили и дворовые псы, и небольшие таксы. Однажды Блок купил таксу матери в подарок, назвали её Крабб.
Лампа, которая освещает эту комнату, оригинальная (начало XX века) - при жизни Блока она была керосиновой, потом её переделали в электрическую. Эта лампа, что интересно, никогда не покидала эту квартиру. Висела на потолке и в то время, когда здесь была коммунальная квартира и хорошо сохранилась - ей больше 100 лет.
За столом собиралась семья, приходили друзья и все подолгу "чайнили" - такое милое слово придумал Блок для семейных и дружеских посиделок с чаепитием.
На столе стоит бульотка - сосуд для кипятка, в котором температура воды поддерживалась при помощи спиртовки. Рядом стоит чашка, одна из двух, сохранившаяся. Эти 2 синие чашки купила однажды Любовь Дмитриевна для семейных чаепитий.
В этой столовой Сергей Есенин прочитал свои стихи, он прибыл в столицу из Рязани и прямо с вокзала отправился в дом к Блоку, которого очень уважал.
Этот вид очень нравился поэту, он часто стоял у окна и видел почитательниц своего творчества, которые собирались на Банном мосту и жаждали увидеть своего кумира.
Район Петербурга - Коломна, в начале XX века ещё был тихой городской окраиной и очень нравился поэту.
К мемориальным вещам нельзя приближаться - везде шнуры натянуты и срабатывает сигнализация, о чём нас предупредили.
В этой комнате только необходимая мебель, кровать закрыта ширмой, но видно, что она металлическая.
На столике у шкафа - портрет Любови Андреевны Менделеевой, жены и музы поэта.
Я решила сфотографировать портрет поближе, протянула руку с фотоаппаратом через шнур... и тут громко, на весь музей, запищала сигнализация. Прибежали служащие, укоризненно попеняли: "А вас предупреждали..." А я увлеклась и забыла)).
Пришлось извиняться. Хорошо, что хоть фотографировать можно, не то, что в в музее Л. Н. Толстого...
Александр Блок и Любовь Менделеева были знакомы с детства, дачи их родителей -Шахматово и Боблово, находились поблизости. Чувства возникли позднее, не буду вдаваться в подробности романа, но именно Люба Менделеева стала "прекрасной дамой" и музой поэта.
Отношения в браке у них были более чем странные, детей не было. Но этой темы я касаться не буду. Кому интересны подробности личной жизни Блоков, читайте книги.
Любовь Дмитриевна интересовалась театром, изучала архитектуру Петербурга, была актрисой труппы В. Мейерхольда и сыграла на сцене около 100 ролей.
В гостиной стоит рояль, на котором хозяйка музицировала и развлекала гостей.
На рояле лежала чёрная шляпа, о которой ничего неизвестно и спросить было не у кого. Предполагаю, что это шляпа хозяйки.
Оригинальный портрет висел на стене у рояля, сейчас он отправлен на временную выставку.
В углу комнаты, у окна, изящный столик-геридон, на котором находится сосуд в форме кувшина.
В этой комнате уютно, все предметы подобраны со вкусом, а комнатные растения очень оживляют интерьер.
В удобном кресле-шезлонге Любовь Дмитриевна отдыхала, читала книги и занималась рукоделием. Торшер с абажуром тоже оригинальный, блоковский, придаёт комнате душевности и уюта.
Слева - керамическая настенная ваза с драконом. Её подарил музею один из почитателей таланта Блока - точно такая же была и у Любови Дмитриевны, но не сохранилась.
А вот небольшой деревянный книжный шкаф, украшенный вышивкой (под стеклом), сохранился очень хорошо:
Следующая выставка посвящена самому, пожалуй, известному стихотворению А. Блока:
"Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь - начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь"
Гениальное стихотворение, в нём, правда, какая-то безысходность и тоска...
Впервые увидела выставку, посвящённую стихотворению - в прошедшем году исполнилось 110 лет со дня написания этих строк. Важно и то, что это было первое стихотворение, написанное А. Блоком именно в квартире № 21, куда он летом 1912 года переехал с женой. Выставка погружает посетителей в прошлое - дореволюционный Петербург, которое утеряно навсегда, но остались старинные фотографии, открытки, печатные издания, они хранятся в фондах научной библиотеки Музея истории Петербурга.
Все эти материалы и представлены в одной их комнат музея, где интерьер современный, стены ярко-зелёные, а в витринах разложены исторические экспонаты.
На выставке можно прочитать мнения и современников поэта, и учёных по этому вопросу, даже есть фотографии старинных аптек в домах, которые находились в Коломне. Дома сохранились, аптеки - нет. Но многие склоняются к тому, что та самая аптека находилась недалеко от Крюкова канала, напротив Мариинского театра - по Офицерской улице в доме № 27, ведь: "ночь, ледяная рябь канала..."
В одной из витрин представлен справочник "Весь Петербург" 1912 года - он раскрыт на странице, где есть список аптек, расположенных на ул. Офицерской. Их было аж 6 и каждая из них могла вдохновить А. Блока.
Очень жаль, что историческая аптека не сохранилась. Была бы она, несомненно, достопримечательностью...
В стеклянном шкафу я увидела много аптечных пузырьков и колб разных размеров - в таких хранились лекарства. Ведь в начале XX века в аптеках лекарства изготавливали.
Есть здесь и аптечные инструменты.
На стене - портреты, выполненные Надеждой Войтинской-Левитиной (1909 г.), это портреты современников А. Блока: М. Добужинского, З. Гиппиус, Е Пиленко и др.
Следующая выставка - "Очарованный круг "Балаганчика", её посвятили одноимённой лирической драме Блока.
"Балаганчик" - первая лирическая драма, её А. Блок написал за 20 дней - в январе 1906 года.
Премьера состоялась в Драмтеатре Комиссаржевской, пьесу поставил Всеволод Мейерхольд, он же исполнил роль Пьеро. В этой постановке впервые в русском театре использовался опыт использования масок, как в итальянской комедии дель арте.
Выставка расположена в просторной комнате, здесь создано мультимедийное театральное пространство, куда приглашают зрителей. Можно присесть и послушать аудиоверсию спектакля, сыгранного театральными актёрами. Таким образом и нас погрузили в атмосферу театра Александра Блока. Интересный приём. Можно сидеть и слушать, а можно, слушая, разглядывать экспонаты, представленные на выставке, что мы и сделали.
Здесь я увидела импровизированную сцену из спектакля, центральная роль здесь отведена Пьеро.
Последняя экспозиция, посвящённая А. А. Блоку, размещается в квартире № 23.
Здесь проживала мать поэта - Александра Андреевна Кублицкая-Пиоттух, урождённая Бекетова.
В феврале 1920 года семью Блоков обязали потесниться - квартиры уплотняли и семья - Александр и Любовь, были вынуждены квартиру № 21 освободить и переехать на 2-й этаж, к матери. Вход в квартиру был только с чёрной лестницы. Эта квартира - последнее пристанище А. А. Блока, здесь он прожил недолго - до 7 августа 1921 года.
Сейчас в этой квартире располагается литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Блока.
Здесь представлены личные фото, а также жизнь и деятельность Александра Блока по временным периодам.
В этой квартире интересно будет тем, кто изучает творчество Блока - здесь много уникальных материалов, представленных Музеем истории и Пушкинским домом.
Сюда приходят школьники, рассаживаются на ярких пуфах в белой комнате и слушают увлекательные рассказы экскурсовода о жизни А. Блока, знакомятся наглядно с его творчеством.
Вот Саша Блок в возрасте 4-х лет (слева) и 5-6 лет, очень похожий на милую девочку).
Не знала, что в раннем детстве поэт жил с мамой и тётей Александрой (сестрой матери) в Триесте и Флоренции. В Триесте, в одном из фотоателье, и сделано это уникальное фото.
Александр был единственным ребёнком в семье, горячо любимым и обласканным родственниками - дедом и бабушкой, многочисленными тётушками. Детство у Сашуры (так его называли дома) было счастливое и беззаботное и это видно по фотографиям:
А верхний рисунок уже во взрослом возрасте, подписан он так: "Люба и Саша делают великосветский визит").
А последнее фото с посмертной маской поэта в той комнате, где и окончилась его жизнь. Прожил он всего 41 год, так мало. Великие поэты не живут долго... А сколько мог ещё написать...
В моей памяти Александр Блок остался одним из самых ярких поэтов Серебряного века.
Я рада была снова посетить этот замечательный музей, где бережно хранят память о гениальном поэте и популяризируют его творчество. Верю, что народная тропа не зарастёт и вам рекомендую этот музей время от времени посещать. Музей живой, интересный, выставки меняются, а коллектив музея очень доброжелателен и приветлив.
Здесь очень уютно и интересно!
P.S. Марина Цветаева писала "Стихи к Блоку" в 1916 г., согласно правописанию на то время фамилия поэта писалась "Блокъ" (5 букв).
Время использования | 2 часа |
Стоимость | 200 ₽ |
Год посещения | 2023 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Санкт-Петербург |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Улица | Декабристов |
Дом № | 57 |
Общее впечатление | "Одно-единственное движенье губ. Имя твое - пять букв" Марина Цветаева |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву88
Я всеми руками за новаторство, но здесь малость переборщили, хотя в свете солнышка и Блоку может позитива привалит. Надо рядом поставить копию скандально известной уличной скульптуры "Аленушка", вместе они будут ничего.
Прогуляюсь в Коломну весной, возможно и получше будет выглядеть этот памятник среди зелёного бульвара
В квартире ни разу не была, даже не думала, что там столько всего!)
А в музее стоит побывать, он очень интересный!
Интересный музей ,много всего интересного узнала из вашего отзыва
В моем сознании навсегда сохранится прежний образ поэта, несмотря ни на что.
За экскурсию по дому-музею А.А. Блока - отдельное спасибо.
А сам музей очень понравился в свое время, особенно запомнились служители, даже кассир уже при выходе нам целую интересную лекцию прочитала об истории улицы Декабристов и ближайших домах.
Мы как раз здесь)
А Петра в Петропавловке я нормально воспринимаю. Мы застали время, когда у него можно было сидеть на коленях и у нас есть семейные фото)) Это к слову…
С большим интересом все посмотрел и прочитал. Спасибо!
У памятника Андрея Сахарова побывал, место не самое проходное.
Хорошо, что есть ещё нормальные учителя, учат доброму, вечному.
За отзыв - огромное спасибо!
Хотелось бы видеть Блока не забитым тоскою… Буду в Москве, обязательно посмотрю памятник Блоку. Благодарю Вас за комментарий!)
Очень хочу услышать себя рядом с этим гигантом, что падает и не падает, ветер гонит его, а он стоит…тяжелая судьба и , видимо, борьбу нам показали.
Стыдно признаться, но я знаю только то стихотворение Блока, что вы написали в тексте.