Отзыв: Фильм "Меню" (2022) - Указом императора кухни
Достоинства: Эстетика стиля, выдающаяся гармония кадра, блистательные роли Рэйфа Файнса и Ани Тейлор-Джой, очень перспективная идея и смелость в средствах – у ленты было почти всё, что стать шедевром…
Недостатки: Но не стала по причине недокрученности смыслов и слабого раскрытия остальных героев.
Азартная погоня хозяев жизни за изяществом формы и совершенством вкуса завершилась на крохотном острове, где компания изнеженных нуворишей и капризных звёзд расселась в ожидании неописуемо изысканного ужина. Осанистый шеф-повар невозмутимым тоном объявлял одно неординарное угощение за другим и достиг в жутких презентациях таких высот, что рвотные рефлексы не вылезли у гостей ни разу, хотя стоило бы. Угощаться пришлось нетипичными блюдами после столь мерзких описаний, что не выдержал бы и сам Ганнибал Лектер, а главного гурмана среди киноманьяков пробить на эмоции трудно. Тем и удивляет чудаковатый перчёный триллер с обманчиво многообещающим названием «Меню», что вместо естественных позывов пробуждает интерес от противного: чем ещё шокирует посетителей флегматичный дьявол в белоснежном мундире и какой глубины шрамы оставят зловещие кулинарные сюрпризы на спине привилегированного общества.
Жгучая сатирическая направленность фильма перестаёт быть загадкой блюду к третьему, и в оставшейся части интрига витает вокруг двух персонажей: шеф-повара, бесподобно сыгранного Рэйфом Файнсом, и дерзкой девицы, чья профессия раскрывается в нужный момент – и это очередной классный выход Ани Тейлор-Джой. Остальные же лица ленты мелькают как в подшивке изобличительных статеек жёлтой прессы – присутствуют, чтобы было в кого ткнуть пальцем, кого высмеять и кого даже не вздумать жалеть, ибо получили по заслугам. Этим нескрываемым разделением на важных и вторичных героев режиссёр Марк Майлод будто стремился подальше отмежевать кино от эталонных в жанре кровавой игры на выбывание «Десяти негритят». И хотя по ходу дела даются обрывочные сведения, чем провинился тот или иной сукин сын перед скромными обывателями, а в полноценных участников действия никто так и не переходит, и это несколько обедняет широту задумки. Майлод настолько не чурается быть предсказуемым, что у него и на редкость неприятная женщина-метрдотель отвечает за звериные проявления человеческой натуры. Удивлять постановщик, если и собирался, то недосказанностью личности элитарного мстителя.
Снявшись в «Красном драконе», Рэйф Файнс ровно двадцать лет спустя перевоплотился в ещё одну, не менее опасную особь, помешанную на идее перерождения. Однако в «Меню» британский актёр показал человека, чья внутренняя боль уже не так очевидна по причине куцей предыстории. Режиссёр ограничился нарезкой, раскрывающей прошлое адского шеф-повара, но в таком случае слишком много остаётся пробелов в карьерном пути от амбициозного кулинара до главной персоны ресторана и декадента по убеждениям. Фильм показывает уставшего, разочарованного, озлобленного гения, чей дар оказался нивелирован законами сферы обслуживания. Клиент всегда прав, но с какой стати, если этот клиент – сволочь, подлец и ничтожество, в бумажнике которого помимо стопки кредитных карт имеются ещё и телефонные номера на все случаи жизни. Понятна мысль Майлода, понятен вектор и не вызывает вопросов итог, однако на харизму Файнса сделана чересчур большая ставка, и не хватает парочки «фишек», коими могли бы стать сцены из биографии повара, которые раскрыли бы конкретные моменты жизни, так озлобившие императора кухни.
На контрасте с драмой шефа куда живее прописана линия Марго – героини Тейлор-Джой. Корни этого образа тянутся к всё тем же «Десяти негритятам», а точнее к бывшей няне Вере Клейторн, чья кажущаяся невинность и не кажущаяся молодость отнюдь не мешают взять контроль над ситуацией и выступить неким подобием совести. Именно подобием, поскольку положительные персонажи в подобной ленте отсутствуют в принципе, но тут играет если не тяжесть вины, приведшая на остров, то хотя бы… неиспорченность, что ли. Режиссёр круто распорядился решительностью характера Марго, а внутренний стержень актрисы помог компенсировать прорехи со сценарием. За героиню, сохранившую ясность ума и ещё не утратившую умение сострадать, начинаешь переживать как за случайную жертву чужих разборок. На пользу девушке идут логичность поступков и – как особо острое блюдо – единственная классная экшен-сцена. В остальном же фильм не опирается на логику, что подчёркивается колкой репликой самого шеф-повара. Элегантный стиль – вот ради чего Марк Майлод жертвует связностью событий и проработкой персонажей. Режиссёр сумел наделить картину визуальным пиршеством и фантастически выстроенной перспективой кадра, ресторан выглядит как проект одержимого перфекциониста, ну а издевательские подписи к блюдам подчёркивают любовь к гармонии, даже если люди – не более чем фон.
«Меню» больше других подходит характеристика «недокрученная». Лента замахивается на охват смежных тем, но в итоге зацикливается на социальной критике, что определяет фильму участь младшего брата «Бойцовского клуба», только без каноничных идолов типа Тайлера Дёрдена. Вместе с тем, если воспринимать фильм как отдельное художественное творение, где эстетика назначена главной частью, то «Меню» заслуживает только лестных оценок и за саму идею, и за смелость реализации. Марку Майлоду не хватило то ли хронометража, то ли яркости отдельных исполнителей, от чего картина превратилась в шоу двух актёров, но, во-первых, что это за актёры! Во-вторых, важнее само напоминание о ценности призвания и недопустимости превращения любимого дела в постылую рутину. Не всё и не всегда зависит от мастера, чьи гордые идеалы однажды рухнули, а на смену пришли нули в контрактах, но тем почётнее мимолётная человечность, сохранить которую в эпоху извращённой нравственности всё сложнее и сложнее.
P.S. Посвящается Кате.
Жгучая сатирическая направленность фильма перестаёт быть загадкой блюду к третьему, и в оставшейся части интрига витает вокруг двух персонажей: шеф-повара, бесподобно сыгранного Рэйфом Файнсом, и дерзкой девицы, чья профессия раскрывается в нужный момент – и это очередной классный выход Ани Тейлор-Джой. Остальные же лица ленты мелькают как в подшивке изобличительных статеек жёлтой прессы – присутствуют, чтобы было в кого ткнуть пальцем, кого высмеять и кого даже не вздумать жалеть, ибо получили по заслугам. Этим нескрываемым разделением на важных и вторичных героев режиссёр Марк Майлод будто стремился подальше отмежевать кино от эталонных в жанре кровавой игры на выбывание «Десяти негритят». И хотя по ходу дела даются обрывочные сведения, чем провинился тот или иной сукин сын перед скромными обывателями, а в полноценных участников действия никто так и не переходит, и это несколько обедняет широту задумки. Майлод настолько не чурается быть предсказуемым, что у него и на редкость неприятная женщина-метрдотель отвечает за звериные проявления человеческой натуры. Удивлять постановщик, если и собирался, то недосказанностью личности элитарного мстителя.
Снявшись в «Красном драконе», Рэйф Файнс ровно двадцать лет спустя перевоплотился в ещё одну, не менее опасную особь, помешанную на идее перерождения. Однако в «Меню» британский актёр показал человека, чья внутренняя боль уже не так очевидна по причине куцей предыстории. Режиссёр ограничился нарезкой, раскрывающей прошлое адского шеф-повара, но в таком случае слишком много остаётся пробелов в карьерном пути от амбициозного кулинара до главной персоны ресторана и декадента по убеждениям. Фильм показывает уставшего, разочарованного, озлобленного гения, чей дар оказался нивелирован законами сферы обслуживания. Клиент всегда прав, но с какой стати, если этот клиент – сволочь, подлец и ничтожество, в бумажнике которого помимо стопки кредитных карт имеются ещё и телефонные номера на все случаи жизни. Понятна мысль Майлода, понятен вектор и не вызывает вопросов итог, однако на харизму Файнса сделана чересчур большая ставка, и не хватает парочки «фишек», коими могли бы стать сцены из биографии повара, которые раскрыли бы конкретные моменты жизни, так озлобившие императора кухни.
На контрасте с драмой шефа куда живее прописана линия Марго – героини Тейлор-Джой. Корни этого образа тянутся к всё тем же «Десяти негритятам», а точнее к бывшей няне Вере Клейторн, чья кажущаяся невинность и не кажущаяся молодость отнюдь не мешают взять контроль над ситуацией и выступить неким подобием совести. Именно подобием, поскольку положительные персонажи в подобной ленте отсутствуют в принципе, но тут играет если не тяжесть вины, приведшая на остров, то хотя бы… неиспорченность, что ли. Режиссёр круто распорядился решительностью характера Марго, а внутренний стержень актрисы помог компенсировать прорехи со сценарием. За героиню, сохранившую ясность ума и ещё не утратившую умение сострадать, начинаешь переживать как за случайную жертву чужих разборок. На пользу девушке идут логичность поступков и – как особо острое блюдо – единственная классная экшен-сцена. В остальном же фильм не опирается на логику, что подчёркивается колкой репликой самого шеф-повара. Элегантный стиль – вот ради чего Марк Майлод жертвует связностью событий и проработкой персонажей. Режиссёр сумел наделить картину визуальным пиршеством и фантастически выстроенной перспективой кадра, ресторан выглядит как проект одержимого перфекциониста, ну а издевательские подписи к блюдам подчёркивают любовь к гармонии, даже если люди – не более чем фон.
«Меню» больше других подходит характеристика «недокрученная». Лента замахивается на охват смежных тем, но в итоге зацикливается на социальной критике, что определяет фильму участь младшего брата «Бойцовского клуба», только без каноничных идолов типа Тайлера Дёрдена. Вместе с тем, если воспринимать фильм как отдельное художественное творение, где эстетика назначена главной частью, то «Меню» заслуживает только лестных оценок и за саму идею, и за смелость реализации. Марку Майлоду не хватило то ли хронометража, то ли яркости отдельных исполнителей, от чего картина превратилась в шоу двух актёров, но, во-первых, что это за актёры! Во-вторых, важнее само напоминание о ценности призвания и недопустимости превращения любимого дела в постылую рутину. Не всё и не всегда зависит от мастера, чьи гордые идеалы однажды рухнули, а на смену пришли нули в контрактах, но тем почётнее мимолётная человечность, сохранить которую в эпоху извращённой нравственности всё сложнее и сложнее.
P.S. Посвящается Кате.
Общее впечатление | Указом императора кухни |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву56
Значит интересный фильм. а то не понял, когда смотрел…)
Только глаза Джой понравились… и как запекали посетителей ресторана в шоколаде
Саш, отличный отзыв, и тут пишут уже на главной.
В оценке фильма, я смотрю ты тоже пренебрег логикой и отдался эстетике подачи и с легкой руки подарил оценку 4. Ну что же, так тому и быть, ведь у каждого своя кухня и каждый в ней творит свои непотребства)
Ты больше подчеркиваешь оскорбленную гениальность, как главный смысл фильма. Так и есть конечно. Я когда писала отзыв на " Меню", этот ракурс оставила в тени.
Согласна с тем, что только два актёра во многом повлияли на качество фильма. Эстетика была на высоте. А вот проработка деталей подкачала.
Поздравляю с главной!
У меня, напротив, скорбная история была с публикацией на этот фильм. Видно совсем неформат я для этого сайта.
Спасибо за посвящение, я это ценю!
Теперь с этим фильмом связано столько ассоциаций…))
А слово " винные" у меня странным образом оживило в памяти забавную цитату из " Пены дней" Бориса Виана: " Служитель в белом свитере открыл ему кабину и сунул в карман чаевые, но по всему было видно, что он лжец, что чая он не пьёт, что для него это не невинные чаевые, а винные или даже коньячные.":))
Что касается фильма, благодарю за детальный обзор, но для себя решила, что смотреть не буду. Почитав отзывы на фильм, сложилось такое мнение, - не мое…
О…прекрасная компания тоже делает свое дело в настрое на кино, и даже воспринимается оно иначе, чем поодиночке или в семейном кругу. Впрочем как и в театре (у меня был такой запоминающийся случай).
Когда он только вышел, его так отчаянно обсуждали, выискивая тайные смыслы и размышляя о героях, что я было подумала, есть сходство с «Платформой», возле которой в свое время тоже было много шумихи. Настроилась на умопомрачительное кино, которое потом можно будет обсудить в кругу своих, и… была так разочарована. Нет, все есть так, как ты описал, Файнс просто бесподобен, несмотря на свой слегка потрёпанный вид (уж извините, для меня он навечно останется в памяти как молодой Амот Гет), и даже Аня сыграла превосходно, выжав максимум из своей роли, но фильму не хватило. Не хватило деталей, вкусных, точных, которые полностью бы раскрыли второстепенные роли, они там тоже были интересные. Могло получится превосходное кино, а так лишь на большого любителя.
Наверное, все же посмотрю)
«Побудь в моей шкуре» как-то давненько я пыталась посмотреть, но выдержала только полчаса максимум, показалось полным бредом. Но мне нравится Йоханссон, может и сделаю вторую попытку, раз ты написал мне о нем.
«Побудь в моей шкуре» — в чистом виде компоновка художественных эскизов, объединенных идеей перерождения. Насколько оно болезненно — лишний раз напоминать ни к чему, лучше просто увидеть и помолчать. Это по-хорошему безумный эксперимент, многогранный психологический ребус с бесчисленным количеством вероятных решений. С любыми возможными нюансами, но все они касаются значения, желанности и обретения жизни под сизым небом…