Отзыв: Книга "Красное и черное" - Стендаль - Слово дано человеку, чтобы скрывать свои мысли.
Достоинства: Стендаль. Единственный и неповторимый.
Недостатки: В других произведениях автора все не так ярко выражено.
Стендаль занял в моей читательской жизни особенное положение, если я без труда нахожу аналогов среди любых интересных мне авторов (и среди неинтересных тоже), то у Стендаля какая-то отдельная ниша, которой я, если и нашел определение, то весьма образное. Скажем, я когда-то сетовал на отсутствие писателей для конкретно моего полноценного отдыха ввиду отсутствия соответствующих людей в литературе в принципе. Не у меня одного такие проблемы, потому что, скажем, скромные и тихие люди типа Достоевского редко выдвигаются в публичные фигуры и проводят жизнь где-нибудь в уголочке, оставляя свои шедевры на рассмотрения мышам и прочим домашним животным. То есть, найти аналог мировосприятия Достоевского очень трудно. Хотя и можно.
В моем случае несколько иная ситуация, потому что искомое мною жизнерадостное существо просто не способно долго сидеть на одном месте, для этого оно должно быть гением типа Пушкина или Марк Твена, либо попасть в исключительную не только жизненную, но и государственного масштаба ситуацию (Белль, Сол Беллоу, Думбадзе). Стендаль если и похож чем-то на вышеозначенных авторов, то только тем, что, если вышеозначенные авторы находили, скажем, друзей и интересное в школе (а это их всегда интересовало больше учебы), то Стендаль обходился без нее. Вам, наверное, доводилось встречать в своем классе перманентных двоечников, хулиганов и прогульщиков, которые, такое ощущение, только и ждали, когда же пройдет отведенное время и они навсегда покинут эти бесполезные стены.
Так вот, у меня сложилось полное впечатление, что Стендаль именно такой, с поправкой на время, среду и менталитет, но даже эти поправки мне с трудом объясняют причину, как подобный человек вообще мог взяться за перо. Это своего рода нонсенс и могу сказать, что ни на что подобное я в мировой литературе ни разу не натыкался. Нет нужды говорить, что в целом его мировосприятие мне импонирует, с заправскими хулиганами я всегда с удовольствием общался, когда заставал их сидящими на батарее с непонятными мне целями уже во время урока. Поговорив со мной и, судя по всему, получив все, что требовалось от школы, они спокойно удалялись.
Противостояния между обещанным красными мундирами и черными сутанами, обещанное мне уж в который раз, я так и не ощутил. Более того, у автора такое свойство, что от его аляповатых мазков по страницам романа совершенно пропадает всякое желание его анализировать, а это бывает со мной только тогда, когда я встречаю практически полное единение с писателем. Вспомнить еще раз о Пушкине здесь очень умело, а, написал там что-то, оно важное, да, постойте, оно же гениальное, автор же о том тут же забыл, перенесся с пятого на десятое, пропустил пару строф, потом типа напишу, конечно же не написал, а там появилось что-то другое, еще более интересное.
При всем при этом "Красное и черное" достаточно целостное, а чтение тревожное и завораживающее. Примерно также я каждый новый раз читаю "Преступление и наказание", хотя, казалось бы, при чем здесь Достоевский. Внутренний мир Жюльена Сореля так завлекает, да еще и в любом возрасте, теряешь даже элементы собственной личности. Забываешь о реалиях персонажа, тебя бросает, вместе с персонажем, то в жар, то в холод. Ужасающее сочетание обезоруживающей искренности и махрового цинизма.
Все хочу найти труд Стендаля, писанный от первого лица, ибо от Жюльена Сореля писатель, конечно, отстраняется. Как будто написал что-то слишком личное и отводит от себя подозрения. Произведение мне видится, кроме предсказуемой темы, еще и обилием интриг и сложных отношений. Написать же в подобном универсальном виде о молодом человеке, чей трепет и отчаянная храбрость, мнительность и несвойственная юным мудрость, кажется присуща просто молодым. Все это легко в молодости, но только не написать. Легче мастеровому автору лет в пятьдесят, но неуравновешенность Жюльена Сореля уже не вернешь. Что же это за автор такой, сочетающий в себе такие противоречия.
При этом произведение абсолютно демократичное, разнузданное в приличном сочетании, невероятно приземленное и полное поэзии души. В общем, я прерву панегирик Стендалю и его "Красному и черному". Очень хочется еще раз перечитать, но труд объемный и на это потребуется время.
Книгу могу рекомендовать, читав когда-нибудь великие произведения, просто невозможно пройти мимо Стендаля. Вот отзыв на "Арманс ". Кстати, когда я в детстве таскал книги Стендаля из родительского шкафа, то забуксовал на втором же произведении. А может это потому, что Мопассана было таскать проще.
Роман много раз экранизирован, разумеется, никакие экранизации всей глубины не передают и передадут никогда.
В моем случае несколько иная ситуация, потому что искомое мною жизнерадостное существо просто не способно долго сидеть на одном месте, для этого оно должно быть гением типа Пушкина или Марк Твена, либо попасть в исключительную не только жизненную, но и государственного масштаба ситуацию (Белль, Сол Беллоу, Думбадзе). Стендаль если и похож чем-то на вышеозначенных авторов, то только тем, что, если вышеозначенные авторы находили, скажем, друзей и интересное в школе (а это их всегда интересовало больше учебы), то Стендаль обходился без нее. Вам, наверное, доводилось встречать в своем классе перманентных двоечников, хулиганов и прогульщиков, которые, такое ощущение, только и ждали, когда же пройдет отведенное время и они навсегда покинут эти бесполезные стены.
Так вот, у меня сложилось полное впечатление, что Стендаль именно такой, с поправкой на время, среду и менталитет, но даже эти поправки мне с трудом объясняют причину, как подобный человек вообще мог взяться за перо. Это своего рода нонсенс и могу сказать, что ни на что подобное я в мировой литературе ни разу не натыкался. Нет нужды говорить, что в целом его мировосприятие мне импонирует, с заправскими хулиганами я всегда с удовольствием общался, когда заставал их сидящими на батарее с непонятными мне целями уже во время урока. Поговорив со мной и, судя по всему, получив все, что требовалось от школы, они спокойно удалялись.
Противостояния между обещанным красными мундирами и черными сутанами, обещанное мне уж в который раз, я так и не ощутил. Более того, у автора такое свойство, что от его аляповатых мазков по страницам романа совершенно пропадает всякое желание его анализировать, а это бывает со мной только тогда, когда я встречаю практически полное единение с писателем. Вспомнить еще раз о Пушкине здесь очень умело, а, написал там что-то, оно важное, да, постойте, оно же гениальное, автор же о том тут же забыл, перенесся с пятого на десятое, пропустил пару строф, потом типа напишу, конечно же не написал, а там появилось что-то другое, еще более интересное.
При всем при этом "Красное и черное" достаточно целостное, а чтение тревожное и завораживающее. Примерно также я каждый новый раз читаю "Преступление и наказание", хотя, казалось бы, при чем здесь Достоевский. Внутренний мир Жюльена Сореля так завлекает, да еще и в любом возрасте, теряешь даже элементы собственной личности. Забываешь о реалиях персонажа, тебя бросает, вместе с персонажем, то в жар, то в холод. Ужасающее сочетание обезоруживающей искренности и махрового цинизма.
Все хочу найти труд Стендаля, писанный от первого лица, ибо от Жюльена Сореля писатель, конечно, отстраняется. Как будто написал что-то слишком личное и отводит от себя подозрения. Произведение мне видится, кроме предсказуемой темы, еще и обилием интриг и сложных отношений. Написать же в подобном универсальном виде о молодом человеке, чей трепет и отчаянная храбрость, мнительность и несвойственная юным мудрость, кажется присуща просто молодым. Все это легко в молодости, но только не написать. Легче мастеровому автору лет в пятьдесят, но неуравновешенность Жюльена Сореля уже не вернешь. Что же это за автор такой, сочетающий в себе такие противоречия.
При этом произведение абсолютно демократичное, разнузданное в приличном сочетании, невероятно приземленное и полное поэзии души. В общем, я прерву панегирик Стендалю и его "Красному и черному". Очень хочется еще раз перечитать, но труд объемный и на это потребуется время.
Книгу могу рекомендовать, читав когда-нибудь великие произведения, просто невозможно пройти мимо Стендаля. Вот отзыв на "Арманс ". Кстати, когда я в детстве таскал книги Стендаля из родительского шкафа, то забуксовал на втором же произведении. А может это потому, что Мопассана было таскать проще.
Роман много раз экранизирован, разумеется, никакие экранизации всей глубины не передают и передадут никогда.
Время использования | с 1989 года |
Общее впечатление | Слово дано человеку, чтобы скрывать свои мысли. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву33
Но читала долго,по пол года, переодически бросая и отдыхая на Гарри Поттере.
Красное так вообще везде с собой таскала, по итогу утопила в ванной, дочитала и в утиль. (((
А по итогу была рада, что осилила.
Не знаю, смоглу ли перечитать.
Но сейчас аудио варианты очень спасают.