Отзыв: Экскурсия по г. Тутаев (Россия) - Город с широкой волжской душой, заставивший влюбиться в себя.
Достоинства: Прекрасные волжские виды. Сохранившаяся атмосфера старинного купеческого города. Священники в обоих городских соборах, выступившие в роли добровольных экскурсоводов. Росписи Крестовоздвиженского собора.
Недостатки: Многие здания явно нуждаются в реставрации.
Здравствуйте! Сегодня мне хотелось бы посвятить свой отзыв замечательному городку Ярославской области, в котором побывали во время весеннего отдыха в этих краях, о Тутаеве, бывшем Романове-Борисоглебске. Ездили в него из областного центра, Ярославля, в котором и останавливались, в прекрасных просторных апартаментах, при этом расположенных в самом центре, на Почтовой улице.
Во время пребывания в Ярославле не ограничивались только этим городом, в частности ездили в Кострому и в Ростов, которые изначально значились обязательными пунктами в программе нашего недельного отдыха в этих краях. А вот насчёт третьего места куда бы поехали (больше дальних поездок был бы перебор) возникли сомнения между двумя точками Ярославской области. Это так разрекламированное в последние годы "самое красивое село России" Вятское и как раз таки Тутаев, не так бурно распиаренный, но про который слышал и читал, в частности, здесь, на Отзовике, да и передача Михаила Жебрака из цикла "Пешком..." посвященная этому городу, тоже заставила заинтересоваться Тутаевым.
В итоге в пользу Тутаева сыграло то, что является плюсом для туристов, и с другой стороны, минусом для местных жителей. Все дело в том, что как поется в одной, уже старой песне "городок наш разделяет река...", в данном случае, Волга. И иного способа в теплое время года перебраться из одной части Тутаева в другую, кроме как воспользоваться паромом нет.
Когда мы были на Ярославщине, а это была вторая половина апреля, по Волге, в том же Ярославле не курсировали ещё суда, ни рейсовые пассажирские, ни прогулочные, навигация должна была начаться только в мае. И единственное место где можно было совершить хотя бы кратковременную водную прогулку в этих краях, был как раз Тутаев.
Так что при всех, может и не равных, но сопоставимых плюсах обоих мест, именно Волга и возможность пересечь ее дважды на судне, послужили той "гирькой", которая склонила выбор в пользу Тутаева, о чем мы, могу сказать смело, нисколько не пожалели.
Добираться в него из областного центра, если иметь ввиду общественный транспорт, можно на автобусе. Причем большинство автобусов, как мы выяснили, идут до Тутаева не с главного автовокзала на Московском проспекте, а с автостанции расположенной прямо перед железнодорожным вокзалом Ярославль-Главный. Вот оттуда мы и направились субботним утром в Тутаев.
Ещё одной особенностью автобусного сообщения между двумя городами является то, что автобусы прибывают в Тутаев в обе части города, и правобережную, Борисоглебскую сторону, и на противоположный берег, в Романовскую часть города. При этом большинство рейсов совершаются в южную, Борисоглебскую часть города, да и по времени в эту часть Тутаева добираться на автобусах быстрее. Так что мы поехали именно до правобережной части города, выйдя на остановке Тутаев-центральная. Стоимость билетов составила 130 рублей, а по времени рейс занял порядка 45 минут. Правда автобусы, что на пути в Тутаев, что при возвращении, не назвал бы сильно комфортабельными.
Выйдя из автобуса первое что мы увидели неподалеку от остановки была вот такая "припаркованная" лошадка, мирно стоящая в самом, практически, центре города.
Уже от остановки виднеется чуть вдали главный храм Борисоглебской стороны города, Воскресенский собор, к которому ведёт от автостанции улица Машиностроителей, затем переходящая в Соборную улицу, которая собственно и приводит в итоге к храму.
Тут стоит немного вспомнить об истории Тутаева. Начиналась же она с двух поселений возникших на противоположных берегах Волги. Первой возникло поселение на правобережной, Борисоглебской стороне, превратившееся со временем в Борисоглебскую рыбацкую слободу.
А вот куда менее населенный ныне бывший Романов возник изначально как город во второй половине 13-го века по воле князя Углицкого Романа Владимировича, позже признанного святым. Вот в честь него то Романов и получил свое имя.
Так и существовали эти два города (а Борисоглебск со временем тоже получил городской статус) друг напротив друга, пока в 19-м веке, во время правления Александра I-го они не были объединены в один, получивший имя Романов-Борисоглебск. К слову сказать, именно тогда, вот уже два века тому назад, возникли первые планы строительства моста через Волгу, связывающего две части тогдашнего Романова-Борисоглебска, но эти планы до сих пор остаются планами. Сейчас, вроде бы, разрабатываются планы по обустройству канатной дороги пролегающей прямо над Волгой.
Нынешнее же свое имя Тутаев получил всего спустя год после событий 17-го, в честь погибшего в этих краях красноармейца Ильи Тутаева, о котором ещё пойдет речь у памятника этому "герою". Причем изначально была мысль дать городу также двойное имя, Луначарск-Тутаев, но в итоге от этой идеи отказались.
Первым делом мы направились к Волге, не такой уж и широкой в этих краях, для того, чтобы переправиться на противоположный берег, на Романовскую сторону, на упомянутом выше пароме. Стоимость переправы, к слову сказать, чисто символическая, всего в 50 рублей она обойдется.
Уже с набережной Борисоглебской стороны открываются неплохие виды на противоположный берег Волги и достопримечательности Романовской стороны расположенные в прибрежной полосе.
Чуть правее от переправы виднеются купола Крестовоздвиженского собора, в котором мы ещё прибываем, а ближе к высокому берегу Волги мы видим практически ампирный особняк дворян Зацепиных.
Левее же видна Казанская церковь с отдельно стоящей колокольней, которая является настоящей визитной карточкой Тутаева и которую, в частности, часто изображал на своих полотнах Борис Кустодиев, любивший этот город.
Выйдя с парома мы поднялись по довольно симпатичной металлической лестнице в центральную часть Романовской стороны. Тут стоит подчеркнуть что обе части Тутаева расположены на возвышенности относительно Волги, текущей, получается, как бы в низине относительно городских кварталов.
В первую очередь, едва поднявшись, мы видим памятник установленный в честь адмирала Федора Ушакова. Он совсем не случайно установлен в Тутаеве, ведь будущий флотоводец родился не так далеко, в селе Бурнаково, а на противоположной, Борисоглебской стороне имеется музей Федора Ушакова и русского флота, но его мы не посещали.
Бюст в честь Федора Ушакова был установлен на месте снесённого памятника некому революционеру Панину. Данный же памятник стал во многом народным, деньги на него собирали всем миром прихожане соседнего Крестовоздвиженского собора, отлит он был безвозмездно в мастерской местного колокольного мастера, а сам макет бюста был выполнен здешним скульптором-любителем Всеволодом Алаевым.
Сразу за памятником Федору Ушакову начинается зелёная зона называемая Городским парком, хотя по площади это скорее большой сквер. В этом месте когда то работал рынок-ярмарка, а в начале 20-х был установлен бюст с изображением Карла Маркса, бывшую ярмарочную площадь назвали соответственно, площадью Маркса, а рядом разбили сквер. Нынешний же свой вид он приобрел весной 1945 года, в ходе субботников по благоустройству этой части Тутаева.
Помимо автора "Капитала" имеется в городском парке и вот такая парочка, выполненная в стиле соцреализма - "Ткачиха" и "Женщина с корзиной".
В парке имеется, к слову сказать, и туалет, хотя и платный, но цена копеечная, то ли 10, то ли 15 рублей, но больше всего удивило что это заведение попутно выполняет роль своеобразного информационного туристического центра. При входе лежат различные бесплатные буклеты и карты, интересные как раз туристам. Вот такая, так сказать, диверсификация)).
Наш же путь от парка лежал в сторону виднеющейся чуть вдали смотровой башни при местном пожарном отделении. Я уже рассказывал в отдельном отзыве о подъёме на вершину пожарной каланчи, на которой работает смотровая площадка, а также о работающем в соседнем здании музейной экспозиции, в которой реконструируется типичный провинциальный банк, а именно местный Романовско-Борисоглебский общественный банк, работавший как раз в том здании.
Данная каланча, к слову сказать, засветилась в одной из экранизаций "Двенадцати стульев", а именно в фильме Леонида Гайдая. Тутаев, к слову сказать, довольно часто служил натурой для съёмок кинокартин, да и до сих пор в нем периодически снимают фильмы и сериалы.
Площадь на которой расположена каланча и до сих пор работающая пожарная часть называется площадью Ленина. И как же на подобной площади без памятника "вождю мирового пролетариата", имеется на ней и такой, кажущийся несколько карикатурным учитывая маленькие размеры самого монумента по сравнению с постаментом. Кстати, рукой он указывает в направлении бюста Карла Маркса который мы уже видели в соседнем Городском парке.
Далее наш путь пролегал в сторону того места, где ещё в конце 13-го столетия зародился Романов, а именно к собору Воздвижения креста Господня что в валах, или по простому - Крестовоздвиженскому. По пути на улице Ушакова можно увидеть целый ряд сохранившихся купеческих зданий. Увы, далеко не все из них находятся в идеальном состоянии, прилизанности, что называется, Тутаеву не хватает. Но главное что в целом атмосфера старинного приволжского купеческого города сохранилась.
Перед глубоким оврагом, одним из нескольких, что изрезают высокий романовский берег Волги, в данном случае разделяющим нынешний центр левобережной части Тутаева от место зарождения древнего Романова, стоит дом купца Апахова, занимавшегося торговлей мукой и хлебом. По легенде один из представителей этой семьи проиграл этот дом в карты, но спустя несколько лет Апаховы все таки смогли выкупить его обратно.
Через овраг по дну которого протекает неширокая речка Медведица, скорее похожая на ручей, перекинут Леонтьевский мостик, по иному называемый "итальянским", выстроенный в конце 19-го века. На заднем фоне видны земляные валы, окружающие территорию древнего городища. Именно здесь и зародился древний Романов.
Внутри валов находится главный храм левобережной части бывшего Романова-Борисоглебска, упомянутый выше Крестовоздвиженский собор, который мы видели ещё с противоположного берега Волги.
В нынешнем виде он был сооружён в середине 17-го века, в типичном для храмов Ярославщины стиле. Хотя изначально первая церковь появилась здесь практически одновременно с основания древнего Романова, и тот деревянный ещё храм посетил Иван Грозный, возвращавшийся с богомолья в Кириллово-Белозерском монастыре. На возведение же первого в Романове каменного храма собирали деньги всем миром, плюс ещё и царь Алексей Михайлович пожаловал немалые, как я понимаю, по тем временам, 100 рублей.
Но самое главное в этом храме это не внешний его облик, повторюсь, во многом типичный, а его интерьер, если быть точным, сохранившиеся, пускай не в самом лучшем состоянии, фрески.
Тут стоит сказать, что едва мы подошли к входу в собор, тут же раскрылась дверь и выглянул батюшка приглашая нас в храм. Мало того, он провел для нас экскурсию, через несколько минут к нам присоединилась местная семья, с противоположного берега Тутаева.
Причем это была именно, в первую очередь, экскурсия посвященная истории Крестовоздвиженского собора и фрескам, сохранившихся со времени строительства храма а также их автору, Гурию Никитину, священник, отец Антоний, не стал нас грузить религиозной, что называется, пропагандой.
Вот от иконостаса мало что осталось, точнее сохранился деревянный каркас зияющий пустотой в тех местах где когда то были размещены иконы. Тут стоит заметить что Крестовоздвиженский собор, как и большинство церквей в советское время был закрыт, в данном случае в начале 30-х, а под охрану, как объект культурного наследия был поставлен спустя три десятилетия.
Сохранившиеся фрески, покрывающие практически все внутреннее пространство основной части храма а также частично боковые галереи, что и говорить, впечатляют даже в нынешнем, неотреставрированном виде. Выполнены росписи были Гурием Никитиным, причем росписи галерей чуть ли не самая ранняя, из известных, по всему мере, работ этого признанного мастера иконописи и фресковой живописи.
Конечно не совсем правильно расставлять художников по местам их условного рейтинга, но как считается, Гурия Никитина можно поставить сразу за признанной троицей гениев иконописи, Андреем Рублевым, Дионисием и Феофаном Греком, кроме того его называют последним великим иконописцем Руси.
Мы как раз за пару дней перед поездкой в Тутаев ездили в Кострому, на родину Гурия Никитина, и видели в Ипатьевском монастыре его работы. И вот новое знакомство с творчеством этого незаурядного мастера иконописи и фресковой живописи.
В основном приделе Крестовоздвиженского собора, где и сохранилась большая часть фресок, службы сейчас не идут, здесь стараются хотя бы сохранить эти шедевры древнерусской живописи в нынешнем состоянии, на большее нет средств.
В боковых галереях храма, как я упоминал выше, тоже сохранились древние росписи, причем изначально были выполнены именно они, здесь же расположена небольшая выставка посвященная истории собора и росписей, а также можно увидеть фотографии других известных работ Гурия Никитина.
Под впечатлением от экскурсии совсем забыли что хотели подойти к усадебному зданию дворян Зацепиных, которым любовались со стороны Волги, который расположен по соседству с Крестовоздвиженским собором.
Наш же путь лежал к ещё одному храму расположенному в восточной Романовской стороны Тутаева. По пути можно полюбоваться симпатичными деревянными домами, украшенными резными вставками.
А вот и ещё один из семи храмов Романовской стороны города - Вознесенская, она же Леонтьевская церковь.
Мы же вернулись в центр Романовской стороны и миновав Городской парк и площадь Ленина и пошли по все той же улице Ушакова в западную часть бывшего Романова. Увы, здесь, по соседству с центральной вроде бы площадью, можно увидеть здания явно нуждающимися в срочной и безотлагательной реставрации.
Вдали, в перспективе улицы Ушакова видна типичная для Ярославской архитектуры колокольня Покровской церкви, до которой мы правда так и не дошли.
Если после ещё одного оврага свернуть с улицы Ушакова на Архангельскую улицу, которая названа так вовсе не в честь областного центра на севере России, то вскоре над невысокой местной застройкой будет виден силуэт ещё одного храма - Спасо-Архангельской церкви, по которой, как нетрудно догадаться, и получила свое наименование улица.
Сама церковь была выстроена в середине 18-го столетия, на месте двух сгоревших деревянных храмов, а спустя век стала единоверческой, то есть одного из направлений в старообрядчестве, которое подчиняется Московскому патриархату. По сравнению с другими храмами Тутаева, которые хотя бы внешне выглядят довольно хорошо, состояние Архангельской церкви явно оставляет желать лучшего.
От Архангельской церкви мы потихоньку начали возвращаться к месту переправы через Волгу, чтобы вернуться на Борисоглебскую сторону, но разумеется не могли пройти мимо красивейшей Казанской церкви которой мы любовались с противоположного берега Волги и с борта судна пересекавшего реку.
И тут, как раз при подходе к церкви пошел сильнейший ливень, заставивший укрыться от него под каким то навесом. При этом над противоположным берегом Волги вовсю сияло солнце. Фотографии, конечно, слабо передают ту необычную картину, представшую перед нами.
На этом же берегу вовсю бушевала стихия. Вот как выглядела так называемая Кустодиевская набережная, протянувшаяся вдоль высокого волжского берега с другой стороны оврага, если смотреть от Казанской церкви.
Буквально через несколько минут ливень закончился, да и тучи ушли, резко, что и говорить, изменились погодные условия. Неподалеку от Казанской церкви установлены, судя по всему совсем недавно качели.
Сама Казанская церковь с колокольней лучше всего выглядит, конечно с воды, но и с этой стороны этот храмовый комплекс надолго остаётся в памяти. Особенностью его является то, что сама церковь выстроена чуть ниже по склону, а м без того высокая колокольня была сооружена практически на самой вершине волжского откоса.
С таким расположением этих составных частей храмового комплекса связана красивая легенда. Якобы перед началом строительства на предполагаемым местом строительства был заложен закладной камень, но когда с утра строители пришли на место будущей стройки то оказалось что камень скатился вниз. Решив что так угодно богу, было решено выстроить саму церковь ниже, на том месте, куда укатился в итоге закладной камень, а на первоначальном предполагаемым местом строительства возвести колокольню.
На нижнем уровне колокольни рядом с образом Богоматери увидели положенные рядом три апельсина. Уж не знаю почему именно этот экзотический фрукт был выбран для подношения, или тот, кто их положил большой поклонник творчества Карло Гоцци или Сергея Прокофьева)).
Сама Казанская церковь была возведена в середине 18-го столетия на месте где ранее располагался женский монастырь с двумя храмами. Вот имени зодчего выстроившего этот запоминающийся комплекс история, к сожалению, не сохранила. Но бесспорно, это был талантливый мастер, идеально вписавший церковь и колокольню в окружающий пейзаж.
А вот какой вид открывается от здания церкви на все ту же Кустодиевскую набережную. Как резко поменялись погодные условия. Само название данной набережной не случайно.
Борис Кустодиев очень любил этот город, называвшийся в его пору ещё Романове-Борисоглебском, и не раз изображал его виды и те же храмы, в частности Казанскую церковь. Интересно что познакомился с этим приволжским городом Борис Михайлович во многом благодаря стечению обстоятельств.
Он возвращался с поездки на этюды обратно в Петербург, а шел 1905 год и тут забастовали железнодорожники. В результате он был вынужден прервать свой путь, и переждать революционную бурю в тогдашнем Романове-Борисоглебске. И этот город так полюбился Борису Кустодиеву что он не раз возвращался в эти края, а на многих его полотнах можно узнать пейзажи нынешнего Тутаева.
Сама Казанская церковь была закрыта, впрочем судя по виденному мною видео внутри храма, закрытого, как и большинство церквей нашей страны в советские годы, внутри ничего интересного нет. Зато снаружи что церковь, что колокольня выглядят как новые.
Затем дойдя до места переправы через Волгу и перебравшись на противоположный берег, мы приступили к более детальному ознакомлению с Борисоглебской стороной Тутаева. Набережная на этой стороне Волги проходит понизу и, судя по всему, она относительно недавно была обустроена и облагорожена, по крайней мере на участке от пристани до подъёма к Воскресенскому собору. Имеется здесь и небольшой, но обустроенный пляжик. Не знаю как в сезон, но в конце апреля, понятно, особого скопления народа на пляже не наблюдалось.
Как раз от пляжа к выстроенному на возвышении Воскресенскому собору проложена лестница, недавно облагороженная и выглядящая как с иголочки.
На заборе примыкающим к лестнице размещена уличная выставка, посвященная образам Тутаева в искусстве. В центре плакатов приведены репродукции полотен Бориса Кустодиева на которых можно узнать образы старого Романова-Борисоглебска, а сбоку приведены кадры из многочисленных кинокартин, которые снимались в Тутаеве.
А это и одна из версий "Двенадцати стульев" авторства Леонида Гайдая, в этом фильме Тутаев выполнял роль и Старгорода, и Васюков, и "Русский бунт" с "Доктором Живаго" Александра Прошкина, киноповесть Василия Шукшина "Позови меня в даль светлую", "Фортуна" Георгия Данелии с Вахтангом Кикабидзе, "Нежный возраст" Сергея Соловьева и еще целый ряд менее знаковых фильмов.
Некоторые скамейки установленные по мере подъёма на лестницу обозначены именными табличками с поздравительным текстом. Вот, скажем на одной из скамеек можно увидеть посвящение любимой супруге.
А вот как выглядит Волга и противоположный, Романовский ее берег с вершины лестницы. Если присмотреться то видна и Казанская церковь с возвышающейся над ней колокольней.
Такими видами залюбовался даже вот такой милый пёсик.
А вот и главный городской храм, собор Воскресения Христова, выстроенный в нынешнем виде во второй половине 17-го столетия на месте морально устарелой церкви Бориса и Глеба, в честь которого эта часть Тутаева, а когда то отдельный город Борисоглебск и получил свое название.
Во многом появление нового храма в тогдашнем Борисоглебске это заслуга знаменитого Ионы Сысоевича, ростовского и ярославского митрополита, благодаря которому Ростов Великий обзавелся так называемым кремлём, по сути резиденцией митрополита. Этот человек способствовал не только обустройству своей шикарной резиденции, но и возведению целого ряда храмов и монастырей на вверенной ему территории, в частности данного храма в Борисоглебске.
Особенностью данного храмового комплекса является отдельно стоящая колокольня которая, если внимательно приглядеться имеет определенный наклон, может и не столь явный, как в случае с легендарной Пизанской башней, но все равно он чувствуется.
Ещё одним примечательным фактом является то, что Воскресенский собор ни разу не закрывался, проработав все годы советской власти.
Мы заходили в собор, правда в нем не делал фотографии, но вот что удивило, так это ещё один словоохотливый и весьма доброжелательный батюшка, рассказавший об основных ценностях Воскресенского собора. Прямо поразили в этом плане храмы Тутаева.
Самым известным раритетом Воскресенского собора является огромный трёхметровый образ Спаса Всемилостивого, по иному - Спаса Борисоглебского, которая по легенде приплыла прямо по Волге и ее прибило волнами к берегу Борисоглебска. Под иконой существуют специальный пролаз, по которому верующие должны проползать. Правда при мне ни одного желающего это сделать замечено не было.
От Воскресенского собора наш путь лежал по одной из центральных улиц этой части Тутаева, по Луначарского, в сторону еще одного примечательного места о котором читал до визита в этот город, о парке СССР. Рядом с парком расположен своеобразный музейный квартал, с одной стороны улицы, в краснокирпичном двухэтажном здании, в котором когда то работал полицейский участок Борисоглебской стороны, открыт упомянутый выше музей Федора Ушакова и русского флота.
На противоположной стороне улицы Луначарского открыт музейно-выставочный комплекс "Борисоглебская старина", по сути краеведческий музей. Правда времени на посещение обоих музеев у нас уже не было.
Парк под названием "СССР" примыкает к этим музеям. Когда-то на этом месте был расположен базар, а к полувековому юбилею переворота (или революции) октября 17-го здесь был обустроен сквер, со временем превратившийся в парк. К 2000-м годам он стал запущенным и тогда и родилась идея превратить его в своеобразный музей под открытым небом, посвященный советской эпохе. В частности, сюда были свезены заброшенные памятники и скульптуры советских времён.
Единственный памятник который не пришлось никуда переносить, это бюст на котором изображен Илья Тутаев, тот человек, имя которого до сих пор носит город. Насчёт его гибели во время подавления антибольшевистского восстания в Ярославле, летом 18-го года, существуют разные версии.
По наиболее распространенной, в частности озвученной Михаилом Жебраком, ведущим замечательной передачи "Пешком..." на "Культуре". Так вот, отряд в котором состоял Илья Тутаев отплыл из Романова-Борисоглебска в сторону Ярославля, но по пути увидев красивое здание, стоящее на берегу Волги, которое принадлежало бывшему городскому голове Ярославля, красноармейцы решили заодно и пограбить его, но встретили неожиданный отпор. Причем оказывал сопротивление один хозяин здания, которому, правда, помогала супруга, подносившая патроны.
В результате был убит как раз Илья Тутаев, плюс ещё несколько человек ранены и отряд красноармейцев ретировался обратно на судно. Об этой жертве вспомнили спустя несколько месяцев, в канун годовщины событий октября 17-го, и переименовали Романов-Борисоглебск в Тутаев. Это, кстати, был один из первых, если не первый (не нашел точную информацию) подобный пример с переименованием городов в годы советской власти.
Вокруг же единственного памятника находящегося на своем родном месте установлены свезенные из населенных пунктов Тутаевского района работы а также из областного центра скульпторов советских времен. Этакий Музеон в миниатюре получился, рассказывал в свое время про этот московский парк расположенный по соседству с Новой Третьяковкой, куда также свезены многочисленные работы скульпторов советского времени.
Имеются в парке и скульптуры с изображением юных пионеров, но это не оригиналы, а точные копии работ советского времени, выполненные местным скульптором Всеволодом Алаевым, тем самым который изготовил бюст Федора Ушакова, который мы видели на противоположном берегу Волги. В кадр попали также раритеты отечественного автопрома, также выставленные в парке. Имеется в нем и старинный аппарат с газированной водой.
В целом можно зайти при случае в этот парк, минут 10-15, не больше, потратить на знакомство с ним, парк совсем не большой по площади.
С противоположной стороны от главного входа в парк, перед зданием местного Дворца культуры, в сквере на Юбилейной площади запомнился вот такой разноцветный медведь. Изображения медведя присутствует, в том числе, и на гербе Тутаева. Правда у некоторых местных жителей такой медведь вызвал вопросы, но не своими художественными достоинствами или недостатками. Кому то пришло в голову что такая раскраска является чуть ли не пропагандой нетрадиционных отношений, ну что в голове у многих зомбированных товарищей, большой вопрос.
Вот таким мне запомнился этот чудесный волжский город, Тутаев, пускай и далёкий от какого-либо внешнего лоска, но все же город с душой, я бы даже сказал большой волжской душой, пускай в этих местах Волга и не такая уж и широкая. Прямо таки влюбился в этот город и понял почему он пришёлся по душе тому же Борису Кустодиеву. Вот вроде далеко не везде благоустроенный, даже по нашим, российским меркам, но что-то есть в нем такое, что сейчас, если услышу название этого города, сразу теплые воспоминания приходят на ум.
Так что, подытоживая мои впечатления, могу смело рекомендовать посетить Тутаев и побывать, конечно же, в обоих частях этого города, разделенного Волгой.
Во время пребывания в Ярославле не ограничивались только этим городом, в частности ездили в Кострому и в Ростов, которые изначально значились обязательными пунктами в программе нашего недельного отдыха в этих краях. А вот насчёт третьего места куда бы поехали (больше дальних поездок был бы перебор) возникли сомнения между двумя точками Ярославской области. Это так разрекламированное в последние годы "самое красивое село России" Вятское и как раз таки Тутаев, не так бурно распиаренный, но про который слышал и читал, в частности, здесь, на Отзовике, да и передача Михаила Жебрака из цикла "Пешком..." посвященная этому городу, тоже заставила заинтересоваться Тутаевым.
В итоге в пользу Тутаева сыграло то, что является плюсом для туристов, и с другой стороны, минусом для местных жителей. Все дело в том, что как поется в одной, уже старой песне "городок наш разделяет река...", в данном случае, Волга. И иного способа в теплое время года перебраться из одной части Тутаева в другую, кроме как воспользоваться паромом нет.
Когда мы были на Ярославщине, а это была вторая половина апреля, по Волге, в том же Ярославле не курсировали ещё суда, ни рейсовые пассажирские, ни прогулочные, навигация должна была начаться только в мае. И единственное место где можно было совершить хотя бы кратковременную водную прогулку в этих краях, был как раз Тутаев.
Так что при всех, может и не равных, но сопоставимых плюсах обоих мест, именно Волга и возможность пересечь ее дважды на судне, послужили той "гирькой", которая склонила выбор в пользу Тутаева, о чем мы, могу сказать смело, нисколько не пожалели.
Добираться в него из областного центра, если иметь ввиду общественный транспорт, можно на автобусе. Причем большинство автобусов, как мы выяснили, идут до Тутаева не с главного автовокзала на Московском проспекте, а с автостанции расположенной прямо перед железнодорожным вокзалом Ярославль-Главный. Вот оттуда мы и направились субботним утром в Тутаев.
Ещё одной особенностью автобусного сообщения между двумя городами является то, что автобусы прибывают в Тутаев в обе части города, и правобережную, Борисоглебскую сторону, и на противоположный берег, в Романовскую часть города. При этом большинство рейсов совершаются в южную, Борисоглебскую часть города, да и по времени в эту часть Тутаева добираться на автобусах быстрее. Так что мы поехали именно до правобережной части города, выйдя на остановке Тутаев-центральная. Стоимость билетов составила 130 рублей, а по времени рейс занял порядка 45 минут. Правда автобусы, что на пути в Тутаев, что при возвращении, не назвал бы сильно комфортабельными.
Выйдя из автобуса первое что мы увидели неподалеку от остановки была вот такая "припаркованная" лошадка, мирно стоящая в самом, практически, центре города.
Уже от остановки виднеется чуть вдали главный храм Борисоглебской стороны города, Воскресенский собор, к которому ведёт от автостанции улица Машиностроителей, затем переходящая в Соборную улицу, которая собственно и приводит в итоге к храму.
Тут стоит немного вспомнить об истории Тутаева. Начиналась же она с двух поселений возникших на противоположных берегах Волги. Первой возникло поселение на правобережной, Борисоглебской стороне, превратившееся со временем в Борисоглебскую рыбацкую слободу.
А вот куда менее населенный ныне бывший Романов возник изначально как город во второй половине 13-го века по воле князя Углицкого Романа Владимировича, позже признанного святым. Вот в честь него то Романов и получил свое имя.
Так и существовали эти два города (а Борисоглебск со временем тоже получил городской статус) друг напротив друга, пока в 19-м веке, во время правления Александра I-го они не были объединены в один, получивший имя Романов-Борисоглебск. К слову сказать, именно тогда, вот уже два века тому назад, возникли первые планы строительства моста через Волгу, связывающего две части тогдашнего Романова-Борисоглебска, но эти планы до сих пор остаются планами. Сейчас, вроде бы, разрабатываются планы по обустройству канатной дороги пролегающей прямо над Волгой.
Нынешнее же свое имя Тутаев получил всего спустя год после событий 17-го, в честь погибшего в этих краях красноармейца Ильи Тутаева, о котором ещё пойдет речь у памятника этому "герою". Причем изначально была мысль дать городу также двойное имя, Луначарск-Тутаев, но в итоге от этой идеи отказались.
Первым делом мы направились к Волге, не такой уж и широкой в этих краях, для того, чтобы переправиться на противоположный берег, на Романовскую сторону, на упомянутом выше пароме. Стоимость переправы, к слову сказать, чисто символическая, всего в 50 рублей она обойдется.
Уже с набережной Борисоглебской стороны открываются неплохие виды на противоположный берег Волги и достопримечательности Романовской стороны расположенные в прибрежной полосе.
Чуть правее от переправы виднеются купола Крестовоздвиженского собора, в котором мы ещё прибываем, а ближе к высокому берегу Волги мы видим практически ампирный особняк дворян Зацепиных.
Левее же видна Казанская церковь с отдельно стоящей колокольней, которая является настоящей визитной карточкой Тутаева и которую, в частности, часто изображал на своих полотнах Борис Кустодиев, любивший этот город.
Выйдя с парома мы поднялись по довольно симпатичной металлической лестнице в центральную часть Романовской стороны. Тут стоит подчеркнуть что обе части Тутаева расположены на возвышенности относительно Волги, текущей, получается, как бы в низине относительно городских кварталов.
В первую очередь, едва поднявшись, мы видим памятник установленный в честь адмирала Федора Ушакова. Он совсем не случайно установлен в Тутаеве, ведь будущий флотоводец родился не так далеко, в селе Бурнаково, а на противоположной, Борисоглебской стороне имеется музей Федора Ушакова и русского флота, но его мы не посещали.
Бюст в честь Федора Ушакова был установлен на месте снесённого памятника некому революционеру Панину. Данный же памятник стал во многом народным, деньги на него собирали всем миром прихожане соседнего Крестовоздвиженского собора, отлит он был безвозмездно в мастерской местного колокольного мастера, а сам макет бюста был выполнен здешним скульптором-любителем Всеволодом Алаевым.
Сразу за памятником Федору Ушакову начинается зелёная зона называемая Городским парком, хотя по площади это скорее большой сквер. В этом месте когда то работал рынок-ярмарка, а в начале 20-х был установлен бюст с изображением Карла Маркса, бывшую ярмарочную площадь назвали соответственно, площадью Маркса, а рядом разбили сквер. Нынешний же свой вид он приобрел весной 1945 года, в ходе субботников по благоустройству этой части Тутаева.
Помимо автора "Капитала" имеется в городском парке и вот такая парочка, выполненная в стиле соцреализма - "Ткачиха" и "Женщина с корзиной".
В парке имеется, к слову сказать, и туалет, хотя и платный, но цена копеечная, то ли 10, то ли 15 рублей, но больше всего удивило что это заведение попутно выполняет роль своеобразного информационного туристического центра. При входе лежат различные бесплатные буклеты и карты, интересные как раз туристам. Вот такая, так сказать, диверсификация)).
Наш же путь от парка лежал в сторону виднеющейся чуть вдали смотровой башни при местном пожарном отделении. Я уже рассказывал в отдельном отзыве о подъёме на вершину пожарной каланчи, на которой работает смотровая площадка, а также о работающем в соседнем здании музейной экспозиции, в которой реконструируется типичный провинциальный банк, а именно местный Романовско-Борисоглебский общественный банк, работавший как раз в том здании.
Данная каланча, к слову сказать, засветилась в одной из экранизаций "Двенадцати стульев", а именно в фильме Леонида Гайдая. Тутаев, к слову сказать, довольно часто служил натурой для съёмок кинокартин, да и до сих пор в нем периодически снимают фильмы и сериалы.
Площадь на которой расположена каланча и до сих пор работающая пожарная часть называется площадью Ленина. И как же на подобной площади без памятника "вождю мирового пролетариата", имеется на ней и такой, кажущийся несколько карикатурным учитывая маленькие размеры самого монумента по сравнению с постаментом. Кстати, рукой он указывает в направлении бюста Карла Маркса который мы уже видели в соседнем Городском парке.
Далее наш путь пролегал в сторону того места, где ещё в конце 13-го столетия зародился Романов, а именно к собору Воздвижения креста Господня что в валах, или по простому - Крестовоздвиженскому. По пути на улице Ушакова можно увидеть целый ряд сохранившихся купеческих зданий. Увы, далеко не все из них находятся в идеальном состоянии, прилизанности, что называется, Тутаеву не хватает. Но главное что в целом атмосфера старинного приволжского купеческого города сохранилась.
Перед глубоким оврагом, одним из нескольких, что изрезают высокий романовский берег Волги, в данном случае разделяющим нынешний центр левобережной части Тутаева от место зарождения древнего Романова, стоит дом купца Апахова, занимавшегося торговлей мукой и хлебом. По легенде один из представителей этой семьи проиграл этот дом в карты, но спустя несколько лет Апаховы все таки смогли выкупить его обратно.
Через овраг по дну которого протекает неширокая речка Медведица, скорее похожая на ручей, перекинут Леонтьевский мостик, по иному называемый "итальянским", выстроенный в конце 19-го века. На заднем фоне видны земляные валы, окружающие территорию древнего городища. Именно здесь и зародился древний Романов.
Внутри валов находится главный храм левобережной части бывшего Романова-Борисоглебска, упомянутый выше Крестовоздвиженский собор, который мы видели ещё с противоположного берега Волги.
В нынешнем виде он был сооружён в середине 17-го века, в типичном для храмов Ярославщины стиле. Хотя изначально первая церковь появилась здесь практически одновременно с основания древнего Романова, и тот деревянный ещё храм посетил Иван Грозный, возвращавшийся с богомолья в Кириллово-Белозерском монастыре. На возведение же первого в Романове каменного храма собирали деньги всем миром, плюс ещё и царь Алексей Михайлович пожаловал немалые, как я понимаю, по тем временам, 100 рублей.
Но самое главное в этом храме это не внешний его облик, повторюсь, во многом типичный, а его интерьер, если быть точным, сохранившиеся, пускай не в самом лучшем состоянии, фрески.
Тут стоит сказать, что едва мы подошли к входу в собор, тут же раскрылась дверь и выглянул батюшка приглашая нас в храм. Мало того, он провел для нас экскурсию, через несколько минут к нам присоединилась местная семья, с противоположного берега Тутаева.
Причем это была именно, в первую очередь, экскурсия посвященная истории Крестовоздвиженского собора и фрескам, сохранившихся со времени строительства храма а также их автору, Гурию Никитину, священник, отец Антоний, не стал нас грузить религиозной, что называется, пропагандой.
Вот от иконостаса мало что осталось, точнее сохранился деревянный каркас зияющий пустотой в тех местах где когда то были размещены иконы. Тут стоит заметить что Крестовоздвиженский собор, как и большинство церквей в советское время был закрыт, в данном случае в начале 30-х, а под охрану, как объект культурного наследия был поставлен спустя три десятилетия.
Сохранившиеся фрески, покрывающие практически все внутреннее пространство основной части храма а также частично боковые галереи, что и говорить, впечатляют даже в нынешнем, неотреставрированном виде. Выполнены росписи были Гурием Никитиным, причем росписи галерей чуть ли не самая ранняя, из известных, по всему мере, работ этого признанного мастера иконописи и фресковой живописи.
Конечно не совсем правильно расставлять художников по местам их условного рейтинга, но как считается, Гурия Никитина можно поставить сразу за признанной троицей гениев иконописи, Андреем Рублевым, Дионисием и Феофаном Греком, кроме того его называют последним великим иконописцем Руси.
Мы как раз за пару дней перед поездкой в Тутаев ездили в Кострому, на родину Гурия Никитина, и видели в Ипатьевском монастыре его работы. И вот новое знакомство с творчеством этого незаурядного мастера иконописи и фресковой живописи.
В основном приделе Крестовоздвиженского собора, где и сохранилась большая часть фресок, службы сейчас не идут, здесь стараются хотя бы сохранить эти шедевры древнерусской живописи в нынешнем состоянии, на большее нет средств.
В боковых галереях храма, как я упоминал выше, тоже сохранились древние росписи, причем изначально были выполнены именно они, здесь же расположена небольшая выставка посвященная истории собора и росписей, а также можно увидеть фотографии других известных работ Гурия Никитина.
Под впечатлением от экскурсии совсем забыли что хотели подойти к усадебному зданию дворян Зацепиных, которым любовались со стороны Волги, который расположен по соседству с Крестовоздвиженским собором.
Наш же путь лежал к ещё одному храму расположенному в восточной Романовской стороны Тутаева. По пути можно полюбоваться симпатичными деревянными домами, украшенными резными вставками.
А вот и ещё один из семи храмов Романовской стороны города - Вознесенская, она же Леонтьевская церковь.
Мы же вернулись в центр Романовской стороны и миновав Городской парк и площадь Ленина и пошли по все той же улице Ушакова в западную часть бывшего Романова. Увы, здесь, по соседству с центральной вроде бы площадью, можно увидеть здания явно нуждающимися в срочной и безотлагательной реставрации.
Вдали, в перспективе улицы Ушакова видна типичная для Ярославской архитектуры колокольня Покровской церкви, до которой мы правда так и не дошли.
Если после ещё одного оврага свернуть с улицы Ушакова на Архангельскую улицу, которая названа так вовсе не в честь областного центра на севере России, то вскоре над невысокой местной застройкой будет виден силуэт ещё одного храма - Спасо-Архангельской церкви, по которой, как нетрудно догадаться, и получила свое наименование улица.
Сама церковь была выстроена в середине 18-го столетия, на месте двух сгоревших деревянных храмов, а спустя век стала единоверческой, то есть одного из направлений в старообрядчестве, которое подчиняется Московскому патриархату. По сравнению с другими храмами Тутаева, которые хотя бы внешне выглядят довольно хорошо, состояние Архангельской церкви явно оставляет желать лучшего.
От Архангельской церкви мы потихоньку начали возвращаться к месту переправы через Волгу, чтобы вернуться на Борисоглебскую сторону, но разумеется не могли пройти мимо красивейшей Казанской церкви которой мы любовались с противоположного берега Волги и с борта судна пересекавшего реку.
И тут, как раз при подходе к церкви пошел сильнейший ливень, заставивший укрыться от него под каким то навесом. При этом над противоположным берегом Волги вовсю сияло солнце. Фотографии, конечно, слабо передают ту необычную картину, представшую перед нами.
На этом же берегу вовсю бушевала стихия. Вот как выглядела так называемая Кустодиевская набережная, протянувшаяся вдоль высокого волжского берега с другой стороны оврага, если смотреть от Казанской церкви.
Буквально через несколько минут ливень закончился, да и тучи ушли, резко, что и говорить, изменились погодные условия. Неподалеку от Казанской церкви установлены, судя по всему совсем недавно качели.
Сама Казанская церковь с колокольней лучше всего выглядит, конечно с воды, но и с этой стороны этот храмовый комплекс надолго остаётся в памяти. Особенностью его является то, что сама церковь выстроена чуть ниже по склону, а м без того высокая колокольня была сооружена практически на самой вершине волжского откоса.
С таким расположением этих составных частей храмового комплекса связана красивая легенда. Якобы перед началом строительства на предполагаемым местом строительства был заложен закладной камень, но когда с утра строители пришли на место будущей стройки то оказалось что камень скатился вниз. Решив что так угодно богу, было решено выстроить саму церковь ниже, на том месте, куда укатился в итоге закладной камень, а на первоначальном предполагаемым местом строительства возвести колокольню.
На нижнем уровне колокольни рядом с образом Богоматери увидели положенные рядом три апельсина. Уж не знаю почему именно этот экзотический фрукт был выбран для подношения, или тот, кто их положил большой поклонник творчества Карло Гоцци или Сергея Прокофьева)).
Сама Казанская церковь была возведена в середине 18-го столетия на месте где ранее располагался женский монастырь с двумя храмами. Вот имени зодчего выстроившего этот запоминающийся комплекс история, к сожалению, не сохранила. Но бесспорно, это был талантливый мастер, идеально вписавший церковь и колокольню в окружающий пейзаж.
А вот какой вид открывается от здания церкви на все ту же Кустодиевскую набережную. Как резко поменялись погодные условия. Само название данной набережной не случайно.
Борис Кустодиев очень любил этот город, называвшийся в его пору ещё Романове-Борисоглебском, и не раз изображал его виды и те же храмы, в частности Казанскую церковь. Интересно что познакомился с этим приволжским городом Борис Михайлович во многом благодаря стечению обстоятельств.
Он возвращался с поездки на этюды обратно в Петербург, а шел 1905 год и тут забастовали железнодорожники. В результате он был вынужден прервать свой путь, и переждать революционную бурю в тогдашнем Романове-Борисоглебске. И этот город так полюбился Борису Кустодиеву что он не раз возвращался в эти края, а на многих его полотнах можно узнать пейзажи нынешнего Тутаева.
Сама Казанская церковь была закрыта, впрочем судя по виденному мною видео внутри храма, закрытого, как и большинство церквей нашей страны в советские годы, внутри ничего интересного нет. Зато снаружи что церковь, что колокольня выглядят как новые.
Затем дойдя до места переправы через Волгу и перебравшись на противоположный берег, мы приступили к более детальному ознакомлению с Борисоглебской стороной Тутаева. Набережная на этой стороне Волги проходит понизу и, судя по всему, она относительно недавно была обустроена и облагорожена, по крайней мере на участке от пристани до подъёма к Воскресенскому собору. Имеется здесь и небольшой, но обустроенный пляжик. Не знаю как в сезон, но в конце апреля, понятно, особого скопления народа на пляже не наблюдалось.
Как раз от пляжа к выстроенному на возвышении Воскресенскому собору проложена лестница, недавно облагороженная и выглядящая как с иголочки.
На заборе примыкающим к лестнице размещена уличная выставка, посвященная образам Тутаева в искусстве. В центре плакатов приведены репродукции полотен Бориса Кустодиева на которых можно узнать образы старого Романова-Борисоглебска, а сбоку приведены кадры из многочисленных кинокартин, которые снимались в Тутаеве.
А это и одна из версий "Двенадцати стульев" авторства Леонида Гайдая, в этом фильме Тутаев выполнял роль и Старгорода, и Васюков, и "Русский бунт" с "Доктором Живаго" Александра Прошкина, киноповесть Василия Шукшина "Позови меня в даль светлую", "Фортуна" Георгия Данелии с Вахтангом Кикабидзе, "Нежный возраст" Сергея Соловьева и еще целый ряд менее знаковых фильмов.
Некоторые скамейки установленные по мере подъёма на лестницу обозначены именными табличками с поздравительным текстом. Вот, скажем на одной из скамеек можно увидеть посвящение любимой супруге.
А вот как выглядит Волга и противоположный, Романовский ее берег с вершины лестницы. Если присмотреться то видна и Казанская церковь с возвышающейся над ней колокольней.
Такими видами залюбовался даже вот такой милый пёсик.
А вот и главный городской храм, собор Воскресения Христова, выстроенный в нынешнем виде во второй половине 17-го столетия на месте морально устарелой церкви Бориса и Глеба, в честь которого эта часть Тутаева, а когда то отдельный город Борисоглебск и получил свое название.
Во многом появление нового храма в тогдашнем Борисоглебске это заслуга знаменитого Ионы Сысоевича, ростовского и ярославского митрополита, благодаря которому Ростов Великий обзавелся так называемым кремлём, по сути резиденцией митрополита. Этот человек способствовал не только обустройству своей шикарной резиденции, но и возведению целого ряда храмов и монастырей на вверенной ему территории, в частности данного храма в Борисоглебске.
Особенностью данного храмового комплекса является отдельно стоящая колокольня которая, если внимательно приглядеться имеет определенный наклон, может и не столь явный, как в случае с легендарной Пизанской башней, но все равно он чувствуется.
Ещё одним примечательным фактом является то, что Воскресенский собор ни разу не закрывался, проработав все годы советской власти.
Мы заходили в собор, правда в нем не делал фотографии, но вот что удивило, так это ещё один словоохотливый и весьма доброжелательный батюшка, рассказавший об основных ценностях Воскресенского собора. Прямо поразили в этом плане храмы Тутаева.
Самым известным раритетом Воскресенского собора является огромный трёхметровый образ Спаса Всемилостивого, по иному - Спаса Борисоглебского, которая по легенде приплыла прямо по Волге и ее прибило волнами к берегу Борисоглебска. Под иконой существуют специальный пролаз, по которому верующие должны проползать. Правда при мне ни одного желающего это сделать замечено не было.
От Воскресенского собора наш путь лежал по одной из центральных улиц этой части Тутаева, по Луначарского, в сторону еще одного примечательного места о котором читал до визита в этот город, о парке СССР. Рядом с парком расположен своеобразный музейный квартал, с одной стороны улицы, в краснокирпичном двухэтажном здании, в котором когда то работал полицейский участок Борисоглебской стороны, открыт упомянутый выше музей Федора Ушакова и русского флота.
На противоположной стороне улицы Луначарского открыт музейно-выставочный комплекс "Борисоглебская старина", по сути краеведческий музей. Правда времени на посещение обоих музеев у нас уже не было.
Парк под названием "СССР" примыкает к этим музеям. Когда-то на этом месте был расположен базар, а к полувековому юбилею переворота (или революции) октября 17-го здесь был обустроен сквер, со временем превратившийся в парк. К 2000-м годам он стал запущенным и тогда и родилась идея превратить его в своеобразный музей под открытым небом, посвященный советской эпохе. В частности, сюда были свезены заброшенные памятники и скульптуры советских времён.
Единственный памятник который не пришлось никуда переносить, это бюст на котором изображен Илья Тутаев, тот человек, имя которого до сих пор носит город. Насчёт его гибели во время подавления антибольшевистского восстания в Ярославле, летом 18-го года, существуют разные версии.
По наиболее распространенной, в частности озвученной Михаилом Жебраком, ведущим замечательной передачи "Пешком..." на "Культуре". Так вот, отряд в котором состоял Илья Тутаев отплыл из Романова-Борисоглебска в сторону Ярославля, но по пути увидев красивое здание, стоящее на берегу Волги, которое принадлежало бывшему городскому голове Ярославля, красноармейцы решили заодно и пограбить его, но встретили неожиданный отпор. Причем оказывал сопротивление один хозяин здания, которому, правда, помогала супруга, подносившая патроны.
В результате был убит как раз Илья Тутаев, плюс ещё несколько человек ранены и отряд красноармейцев ретировался обратно на судно. Об этой жертве вспомнили спустя несколько месяцев, в канун годовщины событий октября 17-го, и переименовали Романов-Борисоглебск в Тутаев. Это, кстати, был один из первых, если не первый (не нашел точную информацию) подобный пример с переименованием городов в годы советской власти.
Вокруг же единственного памятника находящегося на своем родном месте установлены свезенные из населенных пунктов Тутаевского района работы а также из областного центра скульпторов советских времен. Этакий Музеон в миниатюре получился, рассказывал в свое время про этот московский парк расположенный по соседству с Новой Третьяковкой, куда также свезены многочисленные работы скульпторов советского времени.
Имеются в парке и скульптуры с изображением юных пионеров, но это не оригиналы, а точные копии работ советского времени, выполненные местным скульптором Всеволодом Алаевым, тем самым который изготовил бюст Федора Ушакова, который мы видели на противоположном берегу Волги. В кадр попали также раритеты отечественного автопрома, также выставленные в парке. Имеется в нем и старинный аппарат с газированной водой.
В целом можно зайти при случае в этот парк, минут 10-15, не больше, потратить на знакомство с ним, парк совсем не большой по площади.
С противоположной стороны от главного входа в парк, перед зданием местного Дворца культуры, в сквере на Юбилейной площади запомнился вот такой разноцветный медведь. Изображения медведя присутствует, в том числе, и на гербе Тутаева. Правда у некоторых местных жителей такой медведь вызвал вопросы, но не своими художественными достоинствами или недостатками. Кому то пришло в голову что такая раскраска является чуть ли не пропагандой нетрадиционных отношений, ну что в голове у многих зомбированных товарищей, большой вопрос.
Вот таким мне запомнился этот чудесный волжский город, Тутаев, пускай и далёкий от какого-либо внешнего лоска, но все же город с душой, я бы даже сказал большой волжской душой, пускай в этих местах Волга и не такая уж и широкая. Прямо таки влюбился в этот город и понял почему он пришёлся по душе тому же Борису Кустодиеву. Вот вроде далеко не везде благоустроенный, даже по нашим, российским меркам, но что-то есть в нем такое, что сейчас, если услышу название этого города, сразу теплые воспоминания приходят на ум.
Так что, подытоживая мои впечатления, могу смело рекомендовать посетить Тутаев и побывать, конечно же, в обоих частях этого города, разделенного Волгой.
Год посещения | 2024 |
Общее впечатление | Город с широкой волжской душой, заставивший влюбиться в себя. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву50
А я думал всегда что Романов-Борисоглебск - это в честь династии Романовых…
А оказывается нет…
Удивило то, что в Ярославле не было экскурсий в эти небольшие интересные городки… А самостоятельно добираться сложновато да и времени не хватило.
Больше всего в этом городке поразила трёхметровая икона Спаса Всемилостивого, нигде такой не видала. Да ещё и с лазом. Даже не представляю как ее носят в крестный ход, она же тяжёлая.
А вот народ в Тутаеве тоже весьма доброжелательный попадался, но это не исключение из правил, а вот такие священники сильно удивили