Отзыв: Экскурсия по г. Спелло (Италия, Спелло) - Маленькая Италия или каменно-цветочная рапсодия!
Достоинства: аутентичный средневековый городок, богатое римское наследие, отличные смотровые площадки, великолепное цветочное убранство улиц, отличная туристическая инфраструктура
Недостатки: нет и быть не может
Привет всем читателям и писателям!
Кто про что, а я опять - про Италию и нашу весеннюю поездку...:))
Все друзья мои прекрасные, думаю, помнят наше волшебное место жительства в Спелло.
Сегодня же - о самом городке.
Он среди туристов и знатоков итальянских красот - явно не на слуху. Все многочисленные ахи-вздохи всегда (и конечно тоже - заслуженно-презаслуженно) достаются маленьким городкам Тосканы.
Но прокатившись прошлой осенью из Рима в Перуджу я открыла для себя другой удивительный регион - Умбрию.
В электричке - буквально всю дорогу (а это почти три часа) не отрывалась от окна - живописнейшая природа - холмы и долины, и настоящее созвездие красавцев-городов не позволяли!
Крохотные и не очень - просматривались они отлично - ведь каждый, как правило, расположен на высоком холме.
Затевая поездку, я первым делом стремилась в известные - Перуджу и Ассизи. Но тут глаза разбегались - а как же - вот все эти волшебные Нарни, Терни, Треви или вот - Спелло?!!
Хотелось в каждый. Или так - хотелось поселиться в одном, и оттуда уже путешествовать в другие.
Тем более, что железнодорожное сообщение такому исследованию только способствует - не очень они далеко друг от друга.
Вот нынешней весной мы так и поступили.
Спелло был выбран спонтанно, и в основном из-за своего близкого расположения к Ассизи и Перудже, в которые очень хотелось заглянуть еще раз.
А первым нашим гидом в Спелло стал хозяин апартаментов Джулио. :) Экскурсию провёл стремительно, на машине ( местным разрешено "гонять" по узким улочкам) - показал и главную городскую улицу, и главную площадь, конечно - с Палаццо Коммунале тринадцатого века и фонтаном чуть младше, и главный храм, и главные кафе-ресторанчики-магазины, и про великолепные пейзажи не забыл (тут разве что главные выбрать было сложно:).
И в сторону основных достопримечательностей, конечно, кивнул - древние римляне и здесь постарались, оставили - чем полюбоваться потомкам.
Слушала я его и думала - ну такой получается совершенно типичный итальянский средневековый каменный городок.
Италия в миниатюре. Со своим постоянным и весьма любимым туристами "меню".
Весь набор присутствует - Архитектура-История-Природа-Искусство.
А там уж кто - что выберет себе в качестве "аперитива" и "основного блюда".:)
В наших организмах после долгой зимы, видимо, не хватало зелени и просторов - свою личную экскурсию мы начали с пробежки по окрестным полям и лугам - в сторону гор. Прошлись вдоль древних крепостных стен.
Замерли на первой из смотровых площадок... Задышали чуть медленнее и реже, но глубже:))
И спустились вниз, прогулялись по опоясывающим городок дорожкам. Впитывая и вкусный воздух, и разноцветье, царившее кругом.
А из растительности были обнаружены нами и опознаны - и виноградники, и оливы, и кипарисы, и разные бобовые.
Да из долины и сам Спелло лучше виден.
Вообще в отличие от многих его умбрийских холмистых городов -соседей, куда без лифтов-эскалаторов не заберёшься - он легко покоряется пешим ходом.
И пожалуй, сразу и всем интуитивно понятен - не заблудилась даже я. :))
Первые следы римлян обнаруживаются уже на площади внизу (ну если не считать, что и в целом - 80 процентов зданий здесь имеют именно римские фундаменты).
В те далекие времена город назывался Гиспеллум.
И по легенде - основателем его считается Испео Пелизио, прибывший сюда из Трои вместе с Энеем.
Юлий Цезарь - к городу оказался неравнодушен, считал его своей колонией, и по некоторым сведениям - подарил земли тут своим легионерам. Жизнь в те времена в этих краях бурлила, и население было большое.
А вот эти ворота - Порта Консоларе - построены уже при императоре Августе.
Надпись на другой стороне переводится как - "Спелло - великолепнейшая колония Юлия".
А вот три женские статуи-фигуры на воротах появились гораздо позднее - их обнаружили во время раскопок. Они из ближайшего к Спелло римского амфитеатра, и созданы в первом веке до нашей эры.
Башня же, которая вплотную примыкает к воротам - это уже Средневековье. И растущими наверху оливами она так напомнила мне башни другого города - гордой и прекрасной Лукки.
С олив, кстати, постоянно собирают урожай:)
В продолжение же римской темы - по соседству с Порта Консоларе - один из интересных городских музеев - Вилла деи Мозаики.
Причем, это едва ли не самый молодой музей в городе.
В 2005 году во время строительства парковки случайно-неслучайно были обнаружены фундаменты виллы, относящейся, вероятно, к эпохе Августа и явно принадлежавшей влиятельному и богатому горожанину Гиспеллума.
Археологов вилла поразила великолепной сохранностью мозаик. Чтобы уберечь их - собственно сверху над ними и построили Атриум, а в В 2018 -ом открыли музей.
Любителям римских древностей пропустить его никак нельзя. И сохранность - действительно - отличная, и объемы - солидные. 20 комнат фактически. Сориентироваться в которых нам очень помог аудиогид (он есть на итальянском и английском).
Расшифровать эти мозаичные рисунки, конечно, ученые уже попытались. У каждого пространства есть своё имя.
И комната Солнца.
И комната Куропаток. :))
Да, да, и "рогатые олени, гуси и пауки":)) Очень, конечно, много изображений животных и птиц, иногда весьма фантастических. Есть и необычные геометрические фигуры. И фигуры сатиров, и сцены с разливанием вина... Эти как раз очень способствуют фантазиям на тему - как же это всё здесь происходило столетия -столетия назад:))
Билет в Музей Мозаики возможен комплексный - мы, к примеру, взяли посещение Виллы и Пинакотеки.
Но римская тема на этом не заканчивается. Идём дальше, точнее - выше.
Поднимаемся наверх, на холм. Он довольно вытянутой формы. И одна центральная улица - протянулась почти по всему городку. Те, что уводят влево-вправо - тоже не стоит игнорировать - они могут вывести на очередную смотровую площадку. Либо же - да, если свернете налево - помогут найти главный символ города - красивейшие римские ворота - Порто Венере.
Изначально выглядели они несколько иначе, башни были пристроены гораздо позднее.
Видела фото в интернете с гуляющими наверху туристами - можно было подняться на них, внутри даже была экспозиция.
Но сейчас увы - там, где, видимо, находились кассы - царит запустение. И не уверена - можно ли верить найденной информации в интернете, что желающим взобраться наверх - надо написать письмо по электронной почте за два дня.
Ворота же сами очень эффектны и фотогеничны. Да и виды от них на долины-холмы и фермы - тоже отличные.
Город - потом уже, после римлян - сильно разрушили варвары. И то, что мы видим сейчас - это по большей части - средневековые улицы и здания.
Довольно аутентичные, отлично сохранившиеся. И оказаться в их лабиринте - настоящее приключение. Да собственно за этим удовольствием и счастьем погружения вглубь столетий - и прилетают туристы со всего света в такие средневековые городки. Чтобы - буквально руками - потрогать убежавшее время. Случайно застывшее в Спелло...
Есть, конечно, в Спелло и старинные палаццо, и монастыри, и храмы. Тринадцатый, четырнадцатый, пятнадцатый век.
Они, как и большинство ранне-романских церквей, могут показаться довольно аскетичными и не такими уж интересными снаружи... Хотя... вот у этого ассиметричного фасада церкви Сан-Лоренцо мы простояли довольно долго, пытаясь разгадать все отметки, вкрапления времён, архитектурной моды и пожеланий настоятеля или благотворителей:). И найти хоть какую-то логику в этой геометрии окон и дверей:))
Внутри в ней, конечно, ничего от романской аскезы - фонтанирующее барокко, но - гораздо больше гармонии:)
Скромна и сдержана в смысле архитектуры и главная церковь - Санта Мария Маджоре.
Её сокровище - внутри. Это капелла Бальони. Вход в саму церковь ( она сейчас усиленно реставрируется)- бесплатный. А вот чтобы попасть в капеллу надо заплатить три евро.
Но я бы заплатила и больше, чтобы это чудо увидеть.
Думаю - в каждом небольшом итальянском городке есть свой Художник. Своя икона художественного стиля. Поклоняются которой уже многие века. В ближайшей Перудже - это без сомнения - Перуджино, а здесь, в Спелло - Пинтуриккьо. Один из гениев Возрождения. Конечно, гораздо больше известны его работы в Риме (церковь Санта-Мария- дель-Попполо), в Ватикане (где он участвовал в росписи Сикстинской капеллы и создал "Апартаменты Борджиа"), в Сиене, где расписывал знаменитую библиотеку Пикколомини в Сиенском Соборе.
Но капелла Бальони... это тоже - маленькое волшебство. В общем - смотрите сами.
Пинтуриккьо расписывал её в 1500 году, естественно - по приглашению семьи Бальони.
Фрески с изображением сцен Благовещения, Рождества, а еще - Христос среди учителей, встреча Иисуса с Сивиллами.
Пинтуриккьо современники часто обвиняли в том, что он слишком стремится угодить богатым заказчикам, в чрезмерной идеалистичности, декоративности, красивости и яркости.
Да, он такой - сказочник. А сказки временами бывают очень нужны...
Мне же он нравится умением легко и гармонично выстраивать композицию, своей любовью к неординарным деталям и скажем так - фантазийностью. Ну вот оцените - хвост лошади:) Где это видано, где это слыхано?
А лица, посмотрите - какие выразительные лица!
Собственно здесь, в капелле - на фреске Благовещенье - можно увидеть и автопортрет художника. Тоже ведь - редкость...
Работа Пинтуриккьо есть и в соседней церкви Св. Андрея. Она тоже - скромна снаружи, но щедра на краски внутри.
А если заглянуть в служебный коридор - удивит еще и картонными, деревянными персонажами, которые наверняка оживают в религиозные праздники.
И еще буквально несколько слов про местную Пинакотеку.
Она находится рядом с церковью Санта-Мария-Маджоре. И очень невелика. Порядка восьми залов. А одним из главных экспонатов является вот эта картина, которую раньше приписывали Пинтуриккьо. Сейчас же считается, что это скорее рука маэстро дель Ассунта ди Амелия. Эта работа - героиня детективной истории.
Дело в том, что в прошлом веке в семидесятых годах она была похищена. А потом - уже в 1992-ом её пытались продать на одном из зарубежных аукционов. Но ничего не вышло. Картину узнали. И чудо-чудесное - вернули обратно в Спелло.
Вот только совсем вернуть-установить её на прежнее место не получилось из-за размеров и повреждений - вырезали, видимо, довольно жёстко и грубо. Картина эта вообще демонстрировалась, как часть полиптиха (вероятно, его заказывали изначально для Церкви Санта-Мария-Маджоре, а потом панели разъединили, он использовались отдельно, и были собраны уже в выставочном пространстве).
Украли центральную часть и одну из панелей. Долгое время вместо подлинника на выставке была лишь фотография.
А теперь они так и висят друг напротив друга - подлинник и черно-белое фото в богатой раме. Рассказывая посетителям эту грустно-счастливую историю.
Конечно, есть где экскурсантам в Спелло и немного развлечься.
Вот например, на одной из смотровых площадок еще и туристический аттракцион - как поместить большую девушку в маленькое колечко. :)) Пользуется, кстати, успехом.
Есть и где отдохнуть после экскурсий и попробовать местную кухню.
Наш чудесный "экскурсовод" Джулио посоветовал неподалеку от апартаментов ресторанчик по имени - ну вот как вы думаете?! - ну конечно же - по имени "Пинтуриккьо"!
Что-то мы там винно-мясное заказывали. Помню, что всё было вкусно - но фотография осталась только одна - с панакотой. :))
Спелло вообще - хоть и смотрится снаружи каменным и однотонным, на самом деле внутри - яркий и цветочный:))
Гордо носит звание - одной из самых красивых борго (деревень) Италии. А все потому что действительно - весь в цветах, причем - круглогодично.
Возможностей для романтичных фотосессий - превеликое множество - только выбирай местечко поярче и по-уютнее:)
Конкурсы там проводятся разные - выбирают цветочных супер-мастеров по украшению улиц, стен, балконов. Победителям вручают керамические таблички.
Проводится здесь раз в год и знаменитый конкурс цветочных ковров - Инфьората.
Украшения - и весьма креативные! - используют, впрочем, не только цветочные. Металл, керамика - и всё со смыслом!
Ну, а у нас в дополнение ко всем стационарным украшательствам был еще и буйный весенний период цветения всего и вся. И я думала - точно отсюда не уеду, и в день отъезда все стояла и стояла на ближайшей смотровой.
Но всё же назвать Спелло Италией в миниатюре - нельзя, поскольку Италия всегда ассоциируется еще и с морем. А вот Спелло, да и вся Умбрия как раз - тот самый единственный регион в стране, не имеющий выхода к морю! Впрочем, отсутствие его слегка компенсируется морем зелени, окружающей все городки :)
Итак, мои рекомендации - что делать туристу, если судьба подарила ему Спелло:
- для начала - просто погулять по улочкам его чистейшим и узким, рассматривая цветники повсюду - на стенах, балконах, и просто в кадках и ведерках на брусчатке
- насладиться видами со смотровых площадок и сделать стопятьсот фото окрестностей
- найти все римские достопримечательности - все шесть ворот римских - Порта Консоларе, Порта Венере...
- изучить античные мозаики в музее Вилла Мозаики
- найти Пинтуриккьо в церкви Санта-Мария Маджоре
- исследовать асимметричный фасад церкви Сан-Лоренцо
- удивиться картонным созданиям в церкви Св. Андрея
- заглянуть в еще неотреставрированный ораторий Св. Георгия
- разыскать местную цитадель
- подняться на Торри де Проперцио
- увидеть картину-героиню детективной истории в местной Пинакотеке
- познакомиться с местной кухней, к примеру в ресторане "Пинтуриккьо"
Ах, да, чуть не забыла! И самую классную фотографию котиков я тоже привезла именно из волшебного Спелло.
Ну что там, за новым поворотом?!
Удачных всем путешествий! Спасибо, что читаете!
Кто про что, а я опять - про Италию и нашу весеннюю поездку...:))
Все друзья мои прекрасные, думаю, помнят наше волшебное место жительства в Спелло.
Сегодня же - о самом городке.
Он среди туристов и знатоков итальянских красот - явно не на слуху. Все многочисленные ахи-вздохи всегда (и конечно тоже - заслуженно-презаслуженно) достаются маленьким городкам Тосканы.
Но прокатившись прошлой осенью из Рима в Перуджу я открыла для себя другой удивительный регион - Умбрию.
В электричке - буквально всю дорогу (а это почти три часа) не отрывалась от окна - живописнейшая природа - холмы и долины, и настоящее созвездие красавцев-городов не позволяли!
Крохотные и не очень - просматривались они отлично - ведь каждый, как правило, расположен на высоком холме.
Затевая поездку, я первым делом стремилась в известные - Перуджу и Ассизи. Но тут глаза разбегались - а как же - вот все эти волшебные Нарни, Терни, Треви или вот - Спелло?!!
Хотелось в каждый. Или так - хотелось поселиться в одном, и оттуда уже путешествовать в другие.
Тем более, что железнодорожное сообщение такому исследованию только способствует - не очень они далеко друг от друга.
Вот нынешней весной мы так и поступили.
Спелло был выбран спонтанно, и в основном из-за своего близкого расположения к Ассизи и Перудже, в которые очень хотелось заглянуть еще раз.
А первым нашим гидом в Спелло стал хозяин апартаментов Джулио. :) Экскурсию провёл стремительно, на машине ( местным разрешено "гонять" по узким улочкам) - показал и главную городскую улицу, и главную площадь, конечно - с Палаццо Коммунале тринадцатого века и фонтаном чуть младше, и главный храм, и главные кафе-ресторанчики-магазины, и про великолепные пейзажи не забыл (тут разве что главные выбрать было сложно:).
И в сторону основных достопримечательностей, конечно, кивнул - древние римляне и здесь постарались, оставили - чем полюбоваться потомкам.
Слушала я его и думала - ну такой получается совершенно типичный итальянский средневековый каменный городок.
Италия в миниатюре. Со своим постоянным и весьма любимым туристами "меню".
Весь набор присутствует - Архитектура-История-Природа-Искусство.
А там уж кто - что выберет себе в качестве "аперитива" и "основного блюда".:)
В наших организмах после долгой зимы, видимо, не хватало зелени и просторов - свою личную экскурсию мы начали с пробежки по окрестным полям и лугам - в сторону гор. Прошлись вдоль древних крепостных стен.
Замерли на первой из смотровых площадок... Задышали чуть медленнее и реже, но глубже:))
И спустились вниз, прогулялись по опоясывающим городок дорожкам. Впитывая и вкусный воздух, и разноцветье, царившее кругом.
А из растительности были обнаружены нами и опознаны - и виноградники, и оливы, и кипарисы, и разные бобовые.
Да из долины и сам Спелло лучше виден.
Вообще в отличие от многих его умбрийских холмистых городов -соседей, куда без лифтов-эскалаторов не заберёшься - он легко покоряется пешим ходом.
И пожалуй, сразу и всем интуитивно понятен - не заблудилась даже я. :))
Первые следы римлян обнаруживаются уже на площади внизу (ну если не считать, что и в целом - 80 процентов зданий здесь имеют именно римские фундаменты).
В те далекие времена город назывался Гиспеллум.
И по легенде - основателем его считается Испео Пелизио, прибывший сюда из Трои вместе с Энеем.
Юлий Цезарь - к городу оказался неравнодушен, считал его своей колонией, и по некоторым сведениям - подарил земли тут своим легионерам. Жизнь в те времена в этих краях бурлила, и население было большое.
А вот эти ворота - Порта Консоларе - построены уже при императоре Августе.
Надпись на другой стороне переводится как - "Спелло - великолепнейшая колония Юлия".
А вот три женские статуи-фигуры на воротах появились гораздо позднее - их обнаружили во время раскопок. Они из ближайшего к Спелло римского амфитеатра, и созданы в первом веке до нашей эры.
Башня же, которая вплотную примыкает к воротам - это уже Средневековье. И растущими наверху оливами она так напомнила мне башни другого города - гордой и прекрасной Лукки.
С олив, кстати, постоянно собирают урожай:)
В продолжение же римской темы - по соседству с Порта Консоларе - один из интересных городских музеев - Вилла деи Мозаики.
Причем, это едва ли не самый молодой музей в городе.
В 2005 году во время строительства парковки случайно-неслучайно были обнаружены фундаменты виллы, относящейся, вероятно, к эпохе Августа и явно принадлежавшей влиятельному и богатому горожанину Гиспеллума.
Археологов вилла поразила великолепной сохранностью мозаик. Чтобы уберечь их - собственно сверху над ними и построили Атриум, а в В 2018 -ом открыли музей.
Любителям римских древностей пропустить его никак нельзя. И сохранность - действительно - отличная, и объемы - солидные. 20 комнат фактически. Сориентироваться в которых нам очень помог аудиогид (он есть на итальянском и английском).
Расшифровать эти мозаичные рисунки, конечно, ученые уже попытались. У каждого пространства есть своё имя.
И комната Солнца.
И комната Куропаток. :))
Да, да, и "рогатые олени, гуси и пауки":)) Очень, конечно, много изображений животных и птиц, иногда весьма фантастических. Есть и необычные геометрические фигуры. И фигуры сатиров, и сцены с разливанием вина... Эти как раз очень способствуют фантазиям на тему - как же это всё здесь происходило столетия -столетия назад:))
Билет в Музей Мозаики возможен комплексный - мы, к примеру, взяли посещение Виллы и Пинакотеки.
Но римская тема на этом не заканчивается. Идём дальше, точнее - выше.
Поднимаемся наверх, на холм. Он довольно вытянутой формы. И одна центральная улица - протянулась почти по всему городку. Те, что уводят влево-вправо - тоже не стоит игнорировать - они могут вывести на очередную смотровую площадку. Либо же - да, если свернете налево - помогут найти главный символ города - красивейшие римские ворота - Порто Венере.
Изначально выглядели они несколько иначе, башни были пристроены гораздо позднее.
Видела фото в интернете с гуляющими наверху туристами - можно было подняться на них, внутри даже была экспозиция.
Но сейчас увы - там, где, видимо, находились кассы - царит запустение. И не уверена - можно ли верить найденной информации в интернете, что желающим взобраться наверх - надо написать письмо по электронной почте за два дня.
Ворота же сами очень эффектны и фотогеничны. Да и виды от них на долины-холмы и фермы - тоже отличные.
Город - потом уже, после римлян - сильно разрушили варвары. И то, что мы видим сейчас - это по большей части - средневековые улицы и здания.
Довольно аутентичные, отлично сохранившиеся. И оказаться в их лабиринте - настоящее приключение. Да собственно за этим удовольствием и счастьем погружения вглубь столетий - и прилетают туристы со всего света в такие средневековые городки. Чтобы - буквально руками - потрогать убежавшее время. Случайно застывшее в Спелло...
Есть, конечно, в Спелло и старинные палаццо, и монастыри, и храмы. Тринадцатый, четырнадцатый, пятнадцатый век.
Они, как и большинство ранне-романских церквей, могут показаться довольно аскетичными и не такими уж интересными снаружи... Хотя... вот у этого ассиметричного фасада церкви Сан-Лоренцо мы простояли довольно долго, пытаясь разгадать все отметки, вкрапления времён, архитектурной моды и пожеланий настоятеля или благотворителей:). И найти хоть какую-то логику в этой геометрии окон и дверей:))
Внутри в ней, конечно, ничего от романской аскезы - фонтанирующее барокко, но - гораздо больше гармонии:)
Скромна и сдержана в смысле архитектуры и главная церковь - Санта Мария Маджоре.
Её сокровище - внутри. Это капелла Бальони. Вход в саму церковь ( она сейчас усиленно реставрируется)- бесплатный. А вот чтобы попасть в капеллу надо заплатить три евро.
Но я бы заплатила и больше, чтобы это чудо увидеть.
Думаю - в каждом небольшом итальянском городке есть свой Художник. Своя икона художественного стиля. Поклоняются которой уже многие века. В ближайшей Перудже - это без сомнения - Перуджино, а здесь, в Спелло - Пинтуриккьо. Один из гениев Возрождения. Конечно, гораздо больше известны его работы в Риме (церковь Санта-Мария- дель-Попполо), в Ватикане (где он участвовал в росписи Сикстинской капеллы и создал "Апартаменты Борджиа"), в Сиене, где расписывал знаменитую библиотеку Пикколомини в Сиенском Соборе.
Но капелла Бальони... это тоже - маленькое волшебство. В общем - смотрите сами.
Пинтуриккьо расписывал её в 1500 году, естественно - по приглашению семьи Бальони.
Фрески с изображением сцен Благовещения, Рождества, а еще - Христос среди учителей, встреча Иисуса с Сивиллами.
Пинтуриккьо современники часто обвиняли в том, что он слишком стремится угодить богатым заказчикам, в чрезмерной идеалистичности, декоративности, красивости и яркости.
Да, он такой - сказочник. А сказки временами бывают очень нужны...
Мне же он нравится умением легко и гармонично выстраивать композицию, своей любовью к неординарным деталям и скажем так - фантазийностью. Ну вот оцените - хвост лошади:) Где это видано, где это слыхано?
А лица, посмотрите - какие выразительные лица!
Собственно здесь, в капелле - на фреске Благовещенье - можно увидеть и автопортрет художника. Тоже ведь - редкость...
Работа Пинтуриккьо есть и в соседней церкви Св. Андрея. Она тоже - скромна снаружи, но щедра на краски внутри.
А если заглянуть в служебный коридор - удивит еще и картонными, деревянными персонажами, которые наверняка оживают в религиозные праздники.
И еще буквально несколько слов про местную Пинакотеку.
Она находится рядом с церковью Санта-Мария-Маджоре. И очень невелика. Порядка восьми залов. А одним из главных экспонатов является вот эта картина, которую раньше приписывали Пинтуриккьо. Сейчас же считается, что это скорее рука маэстро дель Ассунта ди Амелия. Эта работа - героиня детективной истории.
Дело в том, что в прошлом веке в семидесятых годах она была похищена. А потом - уже в 1992-ом её пытались продать на одном из зарубежных аукционов. Но ничего не вышло. Картину узнали. И чудо-чудесное - вернули обратно в Спелло.
Вот только совсем вернуть-установить её на прежнее место не получилось из-за размеров и повреждений - вырезали, видимо, довольно жёстко и грубо. Картина эта вообще демонстрировалась, как часть полиптиха (вероятно, его заказывали изначально для Церкви Санта-Мария-Маджоре, а потом панели разъединили, он использовались отдельно, и были собраны уже в выставочном пространстве).
Украли центральную часть и одну из панелей. Долгое время вместо подлинника на выставке была лишь фотография.
А теперь они так и висят друг напротив друга - подлинник и черно-белое фото в богатой раме. Рассказывая посетителям эту грустно-счастливую историю.
Конечно, есть где экскурсантам в Спелло и немного развлечься.
Вот например, на одной из смотровых площадок еще и туристический аттракцион - как поместить большую девушку в маленькое колечко. :)) Пользуется, кстати, успехом.
Есть и где отдохнуть после экскурсий и попробовать местную кухню.
Наш чудесный "экскурсовод" Джулио посоветовал неподалеку от апартаментов ресторанчик по имени - ну вот как вы думаете?! - ну конечно же - по имени "Пинтуриккьо"!
Что-то мы там винно-мясное заказывали. Помню, что всё было вкусно - но фотография осталась только одна - с панакотой. :))
Спелло вообще - хоть и смотрится снаружи каменным и однотонным, на самом деле внутри - яркий и цветочный:))
Гордо носит звание - одной из самых красивых борго (деревень) Италии. А все потому что действительно - весь в цветах, причем - круглогодично.
Возможностей для романтичных фотосессий - превеликое множество - только выбирай местечко поярче и по-уютнее:)
Конкурсы там проводятся разные - выбирают цветочных супер-мастеров по украшению улиц, стен, балконов. Победителям вручают керамические таблички.
Проводится здесь раз в год и знаменитый конкурс цветочных ковров - Инфьората.
Украшения - и весьма креативные! - используют, впрочем, не только цветочные. Металл, керамика - и всё со смыслом!
Ну, а у нас в дополнение ко всем стационарным украшательствам был еще и буйный весенний период цветения всего и вся. И я думала - точно отсюда не уеду, и в день отъезда все стояла и стояла на ближайшей смотровой.
Но всё же назвать Спелло Италией в миниатюре - нельзя, поскольку Италия всегда ассоциируется еще и с морем. А вот Спелло, да и вся Умбрия как раз - тот самый единственный регион в стране, не имеющий выхода к морю! Впрочем, отсутствие его слегка компенсируется морем зелени, окружающей все городки :)
Итак, мои рекомендации - что делать туристу, если судьба подарила ему Спелло:
- для начала - просто погулять по улочкам его чистейшим и узким, рассматривая цветники повсюду - на стенах, балконах, и просто в кадках и ведерках на брусчатке
- насладиться видами со смотровых площадок и сделать стопятьсот фото окрестностей
- найти все римские достопримечательности - все шесть ворот римских - Порта Консоларе, Порта Венере...
- изучить античные мозаики в музее Вилла Мозаики
- найти Пинтуриккьо в церкви Санта-Мария Маджоре
- исследовать асимметричный фасад церкви Сан-Лоренцо
- удивиться картонным созданиям в церкви Св. Андрея
- заглянуть в еще неотреставрированный ораторий Св. Георгия
- разыскать местную цитадель
- подняться на Торри де Проперцио
- увидеть картину-героиню детективной истории в местной Пинакотеке
- познакомиться с местной кухней, к примеру в ресторане "Пинтуриккьо"
Ах, да, чуть не забыла! И самую классную фотографию котиков я тоже привезла именно из волшебного Спелло.
Ну что там, за новым поворотом?!
Удачных всем путешествий! Спасибо, что читаете!
Время использования | 3 дня |
Год посещения | 2024 |
Общее впечатление | Маленькая Италия или каменно-цветочная рапсодия! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву78
Как все красиво. Действительно можно замирать надолго за каждым поворотом!
Есть у меня мечта увидеть все самые красивые деревни Италии, не теряю надежды, что сбудется. Как-то в последние десятилетия мне стала близка эта идея путешествий именно по малым городам и деревням. Даже в Рим больше не хочется, а в самую красивую итальянскую деревню охота:)
Римские мозаики - это не менее чудесно! Я обожаю античность, мозаики так вообще моя великая любовь!! Я б там зависла, обожаю постоять и подумать, как оно там было 2000 лет назад то, вот и нет уж Рима, а красота то жива! Ох, античные развалины всегда меня радуют и вдохновляют на фантазии.
Смотровые площадки меня ооочень порадовали. Какие же Вы шикарные фото сделали! Фото весенние, радостные, пробуждающие к жизни и они такие дымчатые, как по весне бывает, когда листочки только-только начинают пробиваться, а цветочки только начали свою ежегодную революцию радости.
Фото с десертом меня порадовало. Хоть, мне и нельзя, но за Вас прямо порадовалась! Ведь вкуснота то! Вкусно в Италии, еда хороша для желудков, нет риска, что от чего-нибудь плохо станет, а готовить они умеют не только вечные макаронья:))
Заключительные фото, даже фрески Пинтуриккьо затмили. Это каких же Вы красавчиков то запечатлели. С такими жителями городок сразу же оживает и понимаешь, что эти котики и предки видели тут и Юлия Цезаря и много кого еще! И значит городок жив!
Аттракцион с девушкой и колечком - занятная игра из серии "найди ракурс"- и ведь поместили же!))
И одновременно немного грустно… Хочется перефразировать известную песню:
Чао Италия, о,
Где я не буду никогда.
Услышу ли песню,
Которую запомню навсегда…
Благодарю!
И который раз подумала, насколько такая невозможная красота влияет на формирование внутреннего мира рождённых и постоянно живущих в этом окружении людей.
Вопрос философский в каком-то роде) И тем не менее…
А в лицах на фресках Пинтуриккьо что-то Босха напомнило!
Девушка в кольце - это вы?
Улицы с цветами роскошные!
- Да!
- Да, очень здорово они это придумали - действительно - оживили "каменные мешки"!
Ну ладно. Бог с ним. Спасибо за чудесную экскурсию! Спасибо за радость глаз))) За еще одну возможность виртуально побродить по Италии)
По Италии же - желаю обязательно побродить реально!
Верно подмечено - Это такая концентрированная Италия.
А ваше фото в кольце - просто Класс !!