Отзыв: Сериал "Трасса" (2024 - ...) - Никому ничего не говори
Достоинства: Похвальна сама попытка выстроить сериал вокруг чудовищного явления, и нельзя сказать, что люди подошли к вопросу неподготовленными, тем более локальные удачи у ленты, несомненно, есть.
Недостатки: Неудача с обеими исполнительницами главных ролей, посредственное раскрытие тяжёлой темы, затянутое повествование, однотипность задействованных художественных приёмов.
Над Ставропольем сгустилась непроглядная мгла. Очередное серое утро на тихом хуторке громыхнуло парой ружейных залпов: 13-летняя девочка с непроницаемым лицом решила оформить родителям экспресс до преисподней. Чуть сама не отправилась туда следующим рейсом, да соседский мужчина – такой же сумрачный и нелюдимый – вовремя вытащил из петли. Местные сыщики и без того бездельем не страдали, а им ещё работы навалили – постаралась беглянка из Питера, рванувшая от приемной матери на юг, чтобы отыскать настоящих родителей. Мать фактическая, не успев спуститься с трапа, начала поучать малограмотных следователей нюансам розыскной работы – судья как-никак! Неизвестно, правда, за какие таланты её там держат: с её-то припадками неконтролируемой ярости, хаотичными половыми связями и не особо тайным алкоголизмом.
Странности с характером героини Светланы – далеко не единственное, чем озадачивает «Трасса». Третий совместный проект тандема режиссёра Душана Глигорова и сценариста Олега Маловичко тянется за первым их выстрелом в десятку – «Хрустальным», жутким и натуралистически кровавым криминальным триллером, чьё действие также происходило в дремучей провинции. Разобравшись затем с темой наркотрафика в добротной «Химере», кинематографисты перешли к сексуальному насилию и похищениям детей. Это поистине чёрный омут, ещё и навеянный не успевшими стереться из памяти событиями в станице Кущёвская. Расстрел двенадцати человек, среди которых были четверо детей, потряс всю страну в 2010 году. Однако в «Трассе» перебора с жестью не наблюдается: гнетущая аура играет с предчувствием скорых расправ, но атмосферой по большей части дело в фильме и ограничивается. Если не считать крутого сюжетного поворота с убийством следователя в самый разгар повествования.
Будто подхватив моду из четвёртого сезона «Настоящего детектива», Глигоров с Маловичко отправили на поиски истины двух женщин: одну из Петербурга, другую – из Ставрополя. Светлана в исполнении Карины Разумовской сыграна так, что гордая реплика актрисы «я снимаюсь редко, потому что внимательно выбираю роль!» воспринимается теперь с усмешкой. Она банально слаба в образе героини с тяжёлым прошлым, но винить в этом приходится не столько её саму, сколько сценарий. Хоть убейте, а это точно не судья. Купившая аттестат в переходе, ага. Ни одной сцены с мало-мальски убедительным отображением патологии в постели ей тоже не обломилось. Напротив, Карина установила сомнительный стандарт асексуальности, и в те моменты, когда её стоило бы пожалеть, хочется закрыть глаза руками – со стыда за фальшь. В том же «Хрустальном» Разумовская была на своём месте – органично перевоплотилась в давнюю подружку главного героя, которой захотелось возрождения романа. «Трасса» не стала бенефисом Карины, тут она ходит с потерянным лицом, а когда по сюжету ей требуется кричать, то выглядит это не менее натужно. В сравнении с коллегой опытная Анна Михалкова смотрится получше, но глядя на неё, видишь не следователя по особо важным делам, а максимум – инспектора по делам несовершеннолетних. Имя Эльвира – добавляет нелепости, ибо ну помилуйте, откуда бы у максимально славянской особы могут взяться тюркские корни…
Провал с актёрскими работами взрослых бросается в глаза на контрасте с тем, как тут играют дети. Когда у создателей лучшую роль отыгрывает девочка, то с этой лентой явно что-то не так. Шестая серия, раскрывающая трагические события из детства судьи, с огромным запасом превосходит остальные. Впрочем, и к ней есть вопросы. Жриц любви и их, так сказать, поляну невест, показали ну просто как райский уголок, где тебя всегда с радостью встретят, обогреют, накормят, а на сдачу – ещё и удовлетворят. Старшая дама на этом празднике плоти, сыгранная малоизвестной Екатериной Стуловой, виртуозно крадёт каждый кадр со своим участием. Вот кому веришь безоговорочно! Как и нечистой на руку директрисе детского дома, кстати. А изнанки у представительниц древнейшей профессии и их поломанной психики как будто не существует в природе. Персонажи второго плана в «Трассе» не оставили ни единого шанса основному составу, где более-менее хорош разве что Александр Ильин – выросший из роли чудика в «Интернах» в таинственного бродягу с ирреальным обаянием.
Но бог с ними, с действующими лицами творящегося беспредела. Сериал проваливается в основе своей фабулы. Тема с похищениями девочек остаётся где-то на периферии, пока Светлана ищет дочь и попутно выносит мозги всем оказывающимся поблизости мужикам. По непонятной причине сочинители углубились в строительство города-миража, который лишь контурно схож с чем-то реальным. Стилистика населённого пункта, где все власти повязаны кровью с преступниками, остаётся очень схематичной, и по факту Глигоров с Маловичко соорудили нечто вроде российского Твин Пикса, только без сов и трупов в полиэтиленовых мешках. Однако шедевр Линча принадлежит ушедшему времени, когда не были изобретены GPS-трекеры. Маловероятно, что авторы потрудились разобраться, как в действительности выглядит торговля людьми и какими пугающими масштабами обладает этот, с позволения сказать, бизнес. «Трасса» вообще не о специфике конкретных преступлений, а скорее о неизбежности превращения охотника в такого же зверя, за которым он (точнее она) гонится, но по причине плохого сценария с очевидными прорехами, на таких охотников – просто наплевать, как и на их внутренних демонов.
И всё-таки «Трасса» сериал скорее удавшийся, пусть с огромной натяжкой. Несмотря на поверхностность подачи и многочисленные промахи, наши кинематографисты хотя бы научились пугать ожиданием, делать из людей эдаких телесных призраков, живущих от одной улики до другой. Реплика-мантра Светланы, которую она кричит дочери: «Найди якорь! Уцепись за якорь!» – это ведь универсальное средство борьбы как раз с мучением от неизвестности исхода, от неопределённости развязки. Она безжалостно завладевает сознанием и давит на мозг до такой степени, что не можешь думать больше ни о чем. Эту мысль удалось сохранить и даже вывести на передний план как то немногое, что отделяет отчаявшегося человека от морального урода, в чьей предыстории нет смысла копаться, ибо во всём виноват он сам. Понятно, о чём хотели рассказать авторы, какие больные точки общества обозначить, но взяв разгон, они слишком оторвались от земли, воспарив в вымышленную реальность, где кошмарные события происходят, будто некая данность для обозначенного городка и его окрестностей. Словно иного эти жители и не заслужили. Но люди не рождаются животными, за каждым преступлением стоят причины. А трасса – она где-нибудь закончится, оставив пассажиров наедине с болью и смертью.
Странности с характером героини Светланы – далеко не единственное, чем озадачивает «Трасса». Третий совместный проект тандема режиссёра Душана Глигорова и сценариста Олега Маловичко тянется за первым их выстрелом в десятку – «Хрустальным», жутким и натуралистически кровавым криминальным триллером, чьё действие также происходило в дремучей провинции. Разобравшись затем с темой наркотрафика в добротной «Химере», кинематографисты перешли к сексуальному насилию и похищениям детей. Это поистине чёрный омут, ещё и навеянный не успевшими стереться из памяти событиями в станице Кущёвская. Расстрел двенадцати человек, среди которых были четверо детей, потряс всю страну в 2010 году. Однако в «Трассе» перебора с жестью не наблюдается: гнетущая аура играет с предчувствием скорых расправ, но атмосферой по большей части дело в фильме и ограничивается. Если не считать крутого сюжетного поворота с убийством следователя в самый разгар повествования.
Будто подхватив моду из четвёртого сезона «Настоящего детектива», Глигоров с Маловичко отправили на поиски истины двух женщин: одну из Петербурга, другую – из Ставрополя. Светлана в исполнении Карины Разумовской сыграна так, что гордая реплика актрисы «я снимаюсь редко, потому что внимательно выбираю роль!» воспринимается теперь с усмешкой. Она банально слаба в образе героини с тяжёлым прошлым, но винить в этом приходится не столько её саму, сколько сценарий. Хоть убейте, а это точно не судья. Купившая аттестат в переходе, ага. Ни одной сцены с мало-мальски убедительным отображением патологии в постели ей тоже не обломилось. Напротив, Карина установила сомнительный стандарт асексуальности, и в те моменты, когда её стоило бы пожалеть, хочется закрыть глаза руками – со стыда за фальшь. В том же «Хрустальном» Разумовская была на своём месте – органично перевоплотилась в давнюю подружку главного героя, которой захотелось возрождения романа. «Трасса» не стала бенефисом Карины, тут она ходит с потерянным лицом, а когда по сюжету ей требуется кричать, то выглядит это не менее натужно. В сравнении с коллегой опытная Анна Михалкова смотрится получше, но глядя на неё, видишь не следователя по особо важным делам, а максимум – инспектора по делам несовершеннолетних. Имя Эльвира – добавляет нелепости, ибо ну помилуйте, откуда бы у максимально славянской особы могут взяться тюркские корни…
Провал с актёрскими работами взрослых бросается в глаза на контрасте с тем, как тут играют дети. Когда у создателей лучшую роль отыгрывает девочка, то с этой лентой явно что-то не так. Шестая серия, раскрывающая трагические события из детства судьи, с огромным запасом превосходит остальные. Впрочем, и к ней есть вопросы. Жриц любви и их, так сказать, поляну невест, показали ну просто как райский уголок, где тебя всегда с радостью встретят, обогреют, накормят, а на сдачу – ещё и удовлетворят. Старшая дама на этом празднике плоти, сыгранная малоизвестной Екатериной Стуловой, виртуозно крадёт каждый кадр со своим участием. Вот кому веришь безоговорочно! Как и нечистой на руку директрисе детского дома, кстати. А изнанки у представительниц древнейшей профессии и их поломанной психики как будто не существует в природе. Персонажи второго плана в «Трассе» не оставили ни единого шанса основному составу, где более-менее хорош разве что Александр Ильин – выросший из роли чудика в «Интернах» в таинственного бродягу с ирреальным обаянием.
Но бог с ними, с действующими лицами творящегося беспредела. Сериал проваливается в основе своей фабулы. Тема с похищениями девочек остаётся где-то на периферии, пока Светлана ищет дочь и попутно выносит мозги всем оказывающимся поблизости мужикам. По непонятной причине сочинители углубились в строительство города-миража, который лишь контурно схож с чем-то реальным. Стилистика населённого пункта, где все власти повязаны кровью с преступниками, остаётся очень схематичной, и по факту Глигоров с Маловичко соорудили нечто вроде российского Твин Пикса, только без сов и трупов в полиэтиленовых мешках. Однако шедевр Линча принадлежит ушедшему времени, когда не были изобретены GPS-трекеры. Маловероятно, что авторы потрудились разобраться, как в действительности выглядит торговля людьми и какими пугающими масштабами обладает этот, с позволения сказать, бизнес. «Трасса» вообще не о специфике конкретных преступлений, а скорее о неизбежности превращения охотника в такого же зверя, за которым он (точнее она) гонится, но по причине плохого сценария с очевидными прорехами, на таких охотников – просто наплевать, как и на их внутренних демонов.
И всё-таки «Трасса» сериал скорее удавшийся, пусть с огромной натяжкой. Несмотря на поверхностность подачи и многочисленные промахи, наши кинематографисты хотя бы научились пугать ожиданием, делать из людей эдаких телесных призраков, живущих от одной улики до другой. Реплика-мантра Светланы, которую она кричит дочери: «Найди якорь! Уцепись за якорь!» – это ведь универсальное средство борьбы как раз с мучением от неизвестности исхода, от неопределённости развязки. Она безжалостно завладевает сознанием и давит на мозг до такой степени, что не можешь думать больше ни о чем. Эту мысль удалось сохранить и даже вывести на передний план как то немногое, что отделяет отчаявшегося человека от морального урода, в чьей предыстории нет смысла копаться, ибо во всём виноват он сам. Понятно, о чём хотели рассказать авторы, какие больные точки общества обозначить, но взяв разгон, они слишком оторвались от земли, воспарив в вымышленную реальность, где кошмарные события происходят, будто некая данность для обозначенного городка и его окрестностей. Словно иного эти жители и не заслужили. Но люди не рождаются животными, за каждым преступлением стоят причины. А трасса – она где-нибудь закончится, оставив пассажиров наедине с болью и смертью.
Общее впечатление | Никому ничего не говори |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву57
Но текст прекрасный, опять же, особенно на фоне главной это бросается в глаза. Мне такие фильмы сложно оценивать, слишком он тяжёлый. Не стал бы его смотреть, так же как не стал смотреть «Хрустальный», но жене кто-то порекомендовал. А уж когда втянулся, остановиться было уже сложно. Послевкусие тяжёлое от таких фильмов. Мне кажется, даже спал пару ночей плохо. Именно поэтому с оценкой воздержусь, но фильм неплохой, хотя и не мой жанр. Текст прекрасен, тут не отнять.
А вот Стулова по- моему набирает обороты. Последний раз ее видела в детском фильме про домовенка. Ее баба-яга практически затмила всех героев !)
Сериалы такой темы не смотрю. Не могу осмыслить информацию в них.
Зато отзыв ваш прекрасно укладывается в голове!)
Не понравилась, как раз, Стулова, показалась нелепой в этой роли. И она уже оскомину набила своей «малоизвестностью» - в каждом сериале… И актёр сыгравший главного маньяка тоже ну никак маньячной харизмой не обладает, не веришь, что это он, хотя с первой серии на него подумала, зная уже фишки создателей.
Сериал несмотря на всякую дичь в сценарии, типа судьи с купленным в переходе аттестатом, с большим интересом смотрела. Спасибо за отзыв)!
Главный герой "Хрустального" - пьющий следователь, получивший психологическую травму в детстве. В изображении пьянства нашему кинематографу нет равных, образы получаются на 100% достоверными. Умеют снимать. ) А в "Трассе" - женские образы, они труднее даются режиссёрам для понимания. )
Спасибо за отзыв!
Спасибо, Саша, в очередной раз порадовал своим талантом!