Отзыв: Фильм "Иррациональный человек" (2015) - Достоевщина от Вуди Аллена: вышло вполне интересно
Достоинства: актёрская игра, музыкальное сопровождение, наличие интриги до последних кадров фильма
Недостатки: есть банальности в сюжете, орфоэпические ошибки в русском закадровом дубляже
Вуди Аллен с завидным постоянством выпускает минимум по фильму в год. Каждый раз он рассказывает своему зрителю незамысловатую и милую историю, порой, не очень правдоподобную, порой излишне грустную. В большинстве своём на восьмом десятке лет Аллен снимает незамысловатую лирическую комедию, с которой приятно провести вечер, но невозможно вспомнить о ней через полгода. В этом смысле свежая картина режиссёра "Иррациональный человек" для меня стала ягодой несколько иного поля...
Разбитый и подавленный событиями своей жизни преподаватель философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс) получает приглашение преподавать в местечковом колледже, так как он уже "никому не верит и ничего не ждёт", Эйб берёт фляжку с виски, садиться в старый автомобиль и отправляется на новое место работы. Дурная слава идёт впереди героя: в кампусе уже всем известно, что от Эйба к лучшему другу ушла жена, после чего он искал утешения в объятьях многочисленных студенток философского факультета, а после того, как его лучший друг умер в Ираке, Эйб дружит только с крепким алкоголем, руководствуясь принципом "чем больше, тем лучше". При всём при этом и даже при наличии пузика, Эйб в глазах всего женского населения колледж-парка является "интересным мужчиной": ещё бы, он пережил большое горе и спивается - прям как женщины любят, ведь его можно не только утешить, но и излечить. За это дело берутся сразу две разновозрастные дамы: юная и отнюдь неодинокая Джилл (Эмма Стоун) и среднего возраста преподавательница химии Рита (кстати, Рита замужем, что не мешает ей клеиться к Эйбу). Но женщины женщинами, а герой наш начинает видеть смысл жизни совсем в другом...
Как-то так вышло, что помимо западноевропейской философии Эйба и Джилл связывает ещё и любовь к Фёдору нашему Михайловичу, и как-то раз, сидя в дешёвой забегаловке, они случайно подслушивают разговор разведённой женщины, которая жалуется своим друзьям на судью, который ведёт процесс, связанный с опекой над детьми: судья оказывается другом адвоката её мужа и у бедной матери нет шансов заполучить опеку несмотря на показания учителей, врачей и многочисленные апелляции. Если вы знакомы со школьной программой по литературе, то аллюзии вам должны быть вполне очевидны. И вот, как и перед радионом Романовичем, перед Эйбом Лукасом встаёт вопрос: тварь я дрожащая или право имею? Но дело вовсе не в теории правоимеющих, а просто в том, чтоб сделать мир лучше посредством "идеального убийства" одного нехорошего человека. Конечно, Эйб отлично осознаёт, что это всего лишь капля в море, но если у него есть возможность помочь этой славной незнакомой женщине, то почему бы не сделать это. Именно идея "идеального убийства" и становится тем светом, который озаряет жизнь Эйба и даёт ему силы жить дальше: убийство, которое поможет не только тем, кто страдает от рук судьи, но и вернёт самого Эйба к жизни, вернёт ему вкус, цвет и запах.
Как и Раскольников, Лукас одержим своей идеей, она поглощает его, становится центром жизни, подчиняет себе стандартный распорядок преподавателя колледжа. Эйб уже не тот фаталист, что держит у виска револьвер с одной пулей в барабане, он берёт жизнь в свои руки и возвращает себе ко всему прочему ещё и "мужскую силу". Проблема лишь в том, что убийство не очень поощряется среди нормальных людей, пусть даже совершено оно из добрых намерений, и в этом иррациональность Эйба Лукаса: как учёный Эйб занимается как раз проблемой этики и несколько раз акцентировал внимание своих студентов на том, что философия - это лишь словесная мастурбация, а вот жизнь - это нечто гораздо более сложное, то, в чём есть место геноциду, предательству, мести и пр.
Всё действие фильма герой работает над монографией о Хайдеггере и нацизме, хотя на самом деле персонажем своей теории становится он сам. Эйб тот самый субъект философской этики, на примере которого можно рассказать студентам в том числе и о Хайдеггере, не говоря уже о канте или Кьеркегоре. По два полюса от него находятся его женщины: для Джилл убийство в любом виде и под любым предлогом - дело плохое, убийца не становится для неё пропащим человеком, но принять содеянное она никогда не сможет. Рита же готова закрывать глаза на всё, что угодно, убийство в том числе, если ей это будет выгодно, мало того, в принципе, она и сама будет готова пойти на это.
Немного философии и много Достоевского отлично соединяются у Аллена то с милой романтической комедией, то с интригующим зрителя детективом, при этом, мы, как и в случае с "Преступлением и наказанием", знаем, кто убийца, но от этого нам не становится менее интересно следить за расследованием или реакцией на содеянное со стороны "виновника торжества". Режиссёр добивается того, что мы к середине фильма проникаемся симпатией ко всем основным героям и вполне можем принять идеи всех троих, или хотя бы понять их, оставаясь при своём.
Помимо довольно неплохой идеологической составляющей, которая, несомненно, добавляет изюма в сюжет, "Иррациональный человек" подкупает ещё и актёрской работой. Хоакин Феникс намеренно отрастил животик и вспомнил то, что он выдавал не так давно у Пола Томаса Андерсона во "Врождённом пороке", так что его депрессивный, но при этом импозантный герой кажется самым что ни на есть настоящим. Эмма Стоун, ставшая новой музой Вуди Аллена, после Пенелопы Круз и Скарлетт Йоханссон, вполне убедительна в роли умной, но скованной по рукам и ногам общественной моралью, студенточки, ну а Паркер Поузи, которая редко выходит из независимого кино на большой экран коммерческого кинематографа, через свою героиню Риту показала, что в споре молодости и опытности, далеко не всегда выигрывает первое.
В целом, Аллен создал свой лучший за последние несколько лет фильм, наконец, перестав показывать нам галерею его любимых мест мира (да, смотреть на Рим, Барселону, Париж, Лазурный берег, Нью-Йорк было очень приятно, но когда фильм превращается в фотоальбом с лучшими кадрами из поездки, недоумение - это единственное, что тебя захватывает целиком и полностью) и нормально проработав сюжет. Конечно, это по прежнему тот "типичный Вуди Аллен", которого многие любят, но теперь помимо "мимими", можно получить ещё и удовольствие от обыгрывания каких-то жанровых клише, известных моделей и русской классики. Смотреть советую, на минусах заострять внимание не буду, на сей момент это всего второй за этот год удачный фильм из массового кинематографа (первый - "Вдали от обезумевшей толпы" Винтерберга, который вдруг взял и снял костюмированную мелодраму по роману Гарди).
А вот на чём внимание заострю, так это на русском дубляже. Извините, но когда официальный дубляж делается с ошибками в ударении, то это уже ни в какие ворота, меня каждый раз перекашевало, когда актёр, озвучивавший Хоакина Феникса говорил "ХайдЭггер". Хоть бы Гуглом воспользовались, раз пропустили курс философии двадцатого века.
Разбитый и подавленный событиями своей жизни преподаватель философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс) получает приглашение преподавать в местечковом колледже, так как он уже "никому не верит и ничего не ждёт", Эйб берёт фляжку с виски, садиться в старый автомобиль и отправляется на новое место работы. Дурная слава идёт впереди героя: в кампусе уже всем известно, что от Эйба к лучшему другу ушла жена, после чего он искал утешения в объятьях многочисленных студенток философского факультета, а после того, как его лучший друг умер в Ираке, Эйб дружит только с крепким алкоголем, руководствуясь принципом "чем больше, тем лучше". При всём при этом и даже при наличии пузика, Эйб в глазах всего женского населения колледж-парка является "интересным мужчиной": ещё бы, он пережил большое горе и спивается - прям как женщины любят, ведь его можно не только утешить, но и излечить. За это дело берутся сразу две разновозрастные дамы: юная и отнюдь неодинокая Джилл (Эмма Стоун) и среднего возраста преподавательница химии Рита (кстати, Рита замужем, что не мешает ей клеиться к Эйбу). Но женщины женщинами, а герой наш начинает видеть смысл жизни совсем в другом...
Как-то так вышло, что помимо западноевропейской философии Эйба и Джилл связывает ещё и любовь к Фёдору нашему Михайловичу, и как-то раз, сидя в дешёвой забегаловке, они случайно подслушивают разговор разведённой женщины, которая жалуется своим друзьям на судью, который ведёт процесс, связанный с опекой над детьми: судья оказывается другом адвоката её мужа и у бедной матери нет шансов заполучить опеку несмотря на показания учителей, врачей и многочисленные апелляции. Если вы знакомы со школьной программой по литературе, то аллюзии вам должны быть вполне очевидны. И вот, как и перед радионом Романовичем, перед Эйбом Лукасом встаёт вопрос: тварь я дрожащая или право имею? Но дело вовсе не в теории правоимеющих, а просто в том, чтоб сделать мир лучше посредством "идеального убийства" одного нехорошего человека. Конечно, Эйб отлично осознаёт, что это всего лишь капля в море, но если у него есть возможность помочь этой славной незнакомой женщине, то почему бы не сделать это. Именно идея "идеального убийства" и становится тем светом, который озаряет жизнь Эйба и даёт ему силы жить дальше: убийство, которое поможет не только тем, кто страдает от рук судьи, но и вернёт самого Эйба к жизни, вернёт ему вкус, цвет и запах.
Как и Раскольников, Лукас одержим своей идеей, она поглощает его, становится центром жизни, подчиняет себе стандартный распорядок преподавателя колледжа. Эйб уже не тот фаталист, что держит у виска револьвер с одной пулей в барабане, он берёт жизнь в свои руки и возвращает себе ко всему прочему ещё и "мужскую силу". Проблема лишь в том, что убийство не очень поощряется среди нормальных людей, пусть даже совершено оно из добрых намерений, и в этом иррациональность Эйба Лукаса: как учёный Эйб занимается как раз проблемой этики и несколько раз акцентировал внимание своих студентов на том, что философия - это лишь словесная мастурбация, а вот жизнь - это нечто гораздо более сложное, то, в чём есть место геноциду, предательству, мести и пр.
Всё действие фильма герой работает над монографией о Хайдеггере и нацизме, хотя на самом деле персонажем своей теории становится он сам. Эйб тот самый субъект философской этики, на примере которого можно рассказать студентам в том числе и о Хайдеггере, не говоря уже о канте или Кьеркегоре. По два полюса от него находятся его женщины: для Джилл убийство в любом виде и под любым предлогом - дело плохое, убийца не становится для неё пропащим человеком, но принять содеянное она никогда не сможет. Рита же готова закрывать глаза на всё, что угодно, убийство в том числе, если ей это будет выгодно, мало того, в принципе, она и сама будет готова пойти на это.
Немного философии и много Достоевского отлично соединяются у Аллена то с милой романтической комедией, то с интригующим зрителя детективом, при этом, мы, как и в случае с "Преступлением и наказанием", знаем, кто убийца, но от этого нам не становится менее интересно следить за расследованием или реакцией на содеянное со стороны "виновника торжества". Режиссёр добивается того, что мы к середине фильма проникаемся симпатией ко всем основным героям и вполне можем принять идеи всех троих, или хотя бы понять их, оставаясь при своём.
Помимо довольно неплохой идеологической составляющей, которая, несомненно, добавляет изюма в сюжет, "Иррациональный человек" подкупает ещё и актёрской работой. Хоакин Феникс намеренно отрастил животик и вспомнил то, что он выдавал не так давно у Пола Томаса Андерсона во "Врождённом пороке", так что его депрессивный, но при этом импозантный герой кажется самым что ни на есть настоящим. Эмма Стоун, ставшая новой музой Вуди Аллена, после Пенелопы Круз и Скарлетт Йоханссон, вполне убедительна в роли умной, но скованной по рукам и ногам общественной моралью, студенточки, ну а Паркер Поузи, которая редко выходит из независимого кино на большой экран коммерческого кинематографа, через свою героиню Риту показала, что в споре молодости и опытности, далеко не всегда выигрывает первое.
В целом, Аллен создал свой лучший за последние несколько лет фильм, наконец, перестав показывать нам галерею его любимых мест мира (да, смотреть на Рим, Барселону, Париж, Лазурный берег, Нью-Йорк было очень приятно, но когда фильм превращается в фотоальбом с лучшими кадрами из поездки, недоумение - это единственное, что тебя захватывает целиком и полностью) и нормально проработав сюжет. Конечно, это по прежнему тот "типичный Вуди Аллен", которого многие любят, но теперь помимо "мимими", можно получить ещё и удовольствие от обыгрывания каких-то жанровых клише, известных моделей и русской классики. Смотреть советую, на минусах заострять внимание не буду, на сей момент это всего второй за этот год удачный фильм из массового кинематографа (первый - "Вдали от обезумевшей толпы" Винтерберга, который вдруг взял и снял костюмированную мелодраму по роману Гарди).
А вот на чём внимание заострю, так это на русском дубляже. Извините, но когда официальный дубляж делается с ошибками в ударении, то это уже ни в какие ворота, меня каждый раз перекашевало, когда актёр, озвучивавший Хоакина Феникса говорил "ХайдЭггер". Хоть бы Гуглом воспользовались, раз пропустили курс философии двадцатого века.
Общее впечатление | Достоевщина от Вуди Аллена: вышло вполне интересно |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву4