Отзыв: Выставка "Театральный костюм на рубеже веков. 1990-2015" в музее А. А. Бахрушина (Россия, Москва) - Завораживает и не отпускает...
Достоинства: Шикарно! Великолепно! Феерично!
Недостатки: Не стоит об этом... Как часто бывает, назойливые смотрительницы.
Решили сходить в музей Бахрушина на День города, потому как тучи не разогнали, с неба капала какая-то грустная мокрота, было зябко и тоскливо. Непраздничное настроение решили нивелировать, приобщившись к прекрасному. А в этом прекрасном, оказывается, согласно рекламным баннерам на ограде, ещё и замечательная международная выставка проходила "Театральный костюм на рубеже веков. 1990–2015".
Как выяснилось, выставка проходит уже давно, и окончание её было запланировано на какое-то там августа, но потом она была продлена. Нам посчастливилось - предоставилась возможность увидеть работы театральных дизайнеров и художников - создателей волшебных сценических костюмов из 31 страны мира, созданных за последнюю четверть века.
Как я поняла, уже готовя материал для отзыва, экспозиции разных стран решили расположить по алфавиту - от А до Я, и первое моё впечатление досталось костюмам австралийских художников и костюмеров.
Выставка располагается в нескольких комнатах, некоторые - смежные, некоторые выходят в общий коридор. Получается, как будто перетекаешь из помещения в помещение, наслаждаясь контрастными картинками.
Фон стен преимущественно чёрный, что придаёт изысканность и торжественность процессу - чувствуешь, что ты приобщаешься к чему-то необычному, выходящему за рамки каждодневной жизни.
Сначала меня просто удивляла фантазия создателей костюмов.
Потом заинтересовала технология изготовления. Смотрите, например, на фото ниже, кукла с правой стороны. Под кукольной головой предусмотрено место для головы актрисы, которая будет ту самую куклу изображать. Это ведь совсем не то же самое, что загриммировать актрису куклой! Надо предусмотреть, чтобы кукольная голова не валилась из стороны в сторону, и не выглядела фигура глупо. Это же искусство! С остальными персонажами - то же самое. Если присмотреться, под всеми кукольными головами предусмотрено место для голов артистов.
Так, заинтригована я была уже в первой комнате. А в ней ещё были представлены настоящие костюмы спектакля Мастерской Петра Фоменко "Алиса в Зазеркалье".
Костюм Розы.
Костюм Чёрной Королевы.
Костюм Маргаритки. Кстати, то, что вверху на манекене - шляпка, а не наворот платья.
Правда, в этом же зале я была не только приятно поражена, но и огорошена. Разворачивающееся на мониторе действо мне было не то, чтобы непонятным. Оно было неприятным.
Показалось навскидку, что молодой человек странной комплекции избавляется от, с позволенья сказать, театрального костюма, под ненавязчивую музыку.
Без сожаленья перешли в соседний зал. Представленные эскизы костюмов показались интереснее ролика.
Знаете, я, рассматривая эти "весёлые картинки", будто в детство вернулась. Так интересно!
Следом шла экспозиция эскизов костюмов из Бельгии и Болгарии.
Разумеется, интересно было рассматривать эскизы. Но не менее интересно разглядывать настоящие костюмы вампиров, Лестата и его подружки из "Интервью с вампиром".
Идём дальше. Венесуэла.
Бесспорно, необычно.
Более чем. Фигуры артистов в костюмах напомнили мне деревянные фигурки из IKEA.
И - пожалуйста! Роскошный, в полный рост, наряд, украшенный стразами и кожанными аппликациями. Залюбуешься!
И этот! Шляпа странная, и нашивки платья своеобразные - черепушки, свиточки, коробочки, ракушки, перья, и даже чипы микросхем...
Экспозиция Германии. Невольные ассоциации, может быть, слегка непристойные... Но - таковы грани искусства!
Британская Такис, в противовес, целомудренна и скрыта покровом таинственности.
Костюмы из Дании. Если честно, не "зацепили". Показались просто обмотанными тряпками манекенами. Может на сцене, в совокупностями с декорациями, это выглядит по другому. А здесь - мне не показалось достойным внимания.
Эскизы костюмов к "Тартюфу" - совсем другое дело.
Из итальянской коллекции позабавили особенно "Итальянки в Алжире".
Испания неожиданно удивила. Нет, не платьем, которое, как и большинство сценических костюмов, скомбинировано из различных видов материалов.
Но висящими на стенах эскизами.
Заметно, что над из созданием поработала Академия моды Антверпена, недавно видела в интернете фотки с показа высокой моды, там похожие на Кончиту персонажи.
Вот и здесь. "Дикие, но симпатишные" типо мужики с торчащими из-под подола мохнатками, в брюко-гамашах и с баранками косичек вызывают, как в зоопарке, желание рассмотреть. Прошу прощения, если кого задела моя нетолерантность.
Понравились экспонаты из Канады. Фото сцены спектакля "Великая война, история деревни и маленьких хижин, 1914-1919".
Эскизы костюмов госпожи Чивли из "Идеального мужа".
Понравилось рассматривать пометки художников, сделанных возле эскизов - как что должно выглядеть, чтобы костюм соответствовал образу персонажа.
Не могла оторваться от эскизов костюмов канадских "Тристана и Изольды" и их воплощений на сцене.
Насколько точное соответствие, поражаешься просто!
Костюм Чумы из постановки в театре Маяковского спектакля Г. Горина "Чума на оба ваших дома".
Китай, Корея, Норвегия, Нидерланды прислали малое количество экспонатов, не запомнилось особо ничего.
Разве что-то совсем экстравагантное, как костюм справа на фото.
Зато Мексика порадовала.
Невероятные костюмы мексиканской постановки "Принцесса Тита".
И "Каждый солдат - чей-то сын".
И "Волшебной флейты".
Польша прислала костюмов и фото много, и разных.
Польские "Хуана Безумная" и "Орландо".
"Севильский цирюльник". Эскизы костюмов Нотариуса, Человека с шарами, Розины.
Интересны заметки дизайнера к эскизам - где-то нужно "украшение из бисера", а где-то - "полупрозрачный муслин".
Мыши и кот. Невозможно пройти мимо! Вообще, наблюдение за тем, как менялись за последние 25 лет костюмы - увлекательнейший процесс.
Какие выразительные Жаба и Сын Жабы из "Дюймовочки"!
Для костюмов и эскизов российских выделена отдельная комната.
Удивлена была, что костюмы изготавливаются не только "под персонаж", но ещё и "под актёра". Если присмотреться, то видно, что костюмы из "Служанок" будут носить Н. Добрынин и Константин Райкин.
Эскизы костюмов к спектаклям "Руслан и Людмила" (вверху), "Мольер", "Маугли".
А костюмы к мюзиклу "12 стульев" Тиграна Кеосаяна в МДМ выполнены объёмно.
Эксизные разработки костюма Рыцаря из "Дядюшкина сна", поставленного в Будапеште. Сколько набросков!
Можно посмотреть на эскизы несостоявшихся постановок. Ниже - костюм Валентина из "Фауста".
Пачка Феи из питерского балета "Спящая красавица ".
Костюм императрицы Феодоры из спектакля Мастерской Петра Фоменко "Отравленная туника".
И огромное количество экспонатов из США. Не могла не порадоваться. Ведь несмотря на то, что творится сейчас в политике, творческим людям не до этого. Привезенная в Москву экспозиция восхитительна и объёмна.
Костюмы "в рост".
И фото. В частности, из "Спящей красавицы". Можно рассмотреть и поразиться тонкостью работы создателей.
Персонажи из "Хроник Нарнии". Снова такие фото, как мне полюбились. Эскиз, рисунок - и воплощение его, костюм на актёре.
"Травиата". Костюмы Быка и Цыганки Виолетты.
Здесь тоже не без странностей. Как вам костюмы из Масачусетских "Мучений жён" и "Баяйской Одиссеи на море"? Мне - так показались чересчур экстравагантными.
Или такой вот неоднозначный женский костюм Ярости из "Проекта Миллениум" по "Орестее" Эсхила.
Намного симпатичней мне показался женский костюм из серии "Игрушки" московского театра фольклора "Русская песня".
Немало эскизов предоставила Украина.
Много знакомых спектаклей и необычных костюмов.
Есть ну очень красивые. Как вот эта Царевна - Лебедь из постановки "Лебединое озеро. Современная версия".
Костюмы восточные. Кстати, многие авторы привезли в Москву только эскизы нарядов, ссылаясь на то, что перевозка самих костюмов представляет для страховых компаний огромные риски. "Несмотря на то, что на дворе XXI век, для некоторых видов театра, таких, как кабуки, мы по-прежнему делаем очень традиционные костюмы – принт на ткани, вышивка – не менялись более сотни лет. Все – ручная работа, вплоть до нижнего белья, – чистый шелк. Это очень дорого", - по словам театрального художника Казуе Хатано.
Более тысячи работ примерно двухсот художников и дизайнеров представлено на международной выставке. Здесь многообразие "образцов костюмов для драматического театра, оперы, балета, современного танца и перформанса. На выставке представлены фотографии, видеопроекции и многое другое" - так она презентуется.
Помимо основных помещений, под выставку занята комната Лектория. Наверное, здесь проходят какие-то мастер-классы или лекции. Из нескольких выставленных на подиуме костюмов некоторые изготовлены даже из бумаги.
И ещё одно помещение пришлось занять - находящийся рядом с музеем Бахрушина Каретный сарай.
В нём выставили экспонаты, подаренные России создателями - участниками выставки.
Рассматривая костюмы, честно скажу, потеряла счёт времени.
Платье "Леди-Павлин" из "Книги Джунглей" театра Гудмана и компании Дисней.
Платья Домны Платоновны из "Воительницы" МХТ Чехова.
Костюмы можно пристально рассмотреть, удивляясь технологиям изготовления и окрашивания тканей.
Знакомый вид рукоделия, когда из свёрнутых полосок ткани выкладывается рисунок.
Или скрапбукинг. Узнаёте? Это костюмы из смятой бумаги, украшенной кусочками салфеток и тряпочек. Бесподобно!
Апофеозом экспозиции, выставленной здесь, является подвенечное платье императрицы высотой 4 метра, изготовленное болгарским дизайнером Нури Димитровой, и его копия высотой 40 см.
Что сказать в заключение... Калейдоскоп нарядов и рисунков... Многоцветье красок... Палитра материалов - от бумаги до пластика и металла... Буйство фантазии и скромность классических костюмов... Разнообразие стилей от эклектики до фантастики...
Сказать, что я впечатлена, будет слабо. Но это так. Очень рада, что случайно попала на выставку, живые впечатления от неё запомнятся надолго. Надеюсь, что смогла передать их, хотя бы частично, в отзыве.
Как выяснилось, выставка проходит уже давно, и окончание её было запланировано на какое-то там августа, но потом она была продлена. Нам посчастливилось - предоставилась возможность увидеть работы театральных дизайнеров и художников - создателей волшебных сценических костюмов из 31 страны мира, созданных за последнюю четверть века.
Как я поняла, уже готовя материал для отзыва, экспозиции разных стран решили расположить по алфавиту - от А до Я, и первое моё впечатление досталось костюмам австралийских художников и костюмеров.
Выставка располагается в нескольких комнатах, некоторые - смежные, некоторые выходят в общий коридор. Получается, как будто перетекаешь из помещения в помещение, наслаждаясь контрастными картинками.
Фон стен преимущественно чёрный, что придаёт изысканность и торжественность процессу - чувствуешь, что ты приобщаешься к чему-то необычному, выходящему за рамки каждодневной жизни.
Сначала меня просто удивляла фантазия создателей костюмов.
Потом заинтересовала технология изготовления. Смотрите, например, на фото ниже, кукла с правой стороны. Под кукольной головой предусмотрено место для головы актрисы, которая будет ту самую куклу изображать. Это ведь совсем не то же самое, что загриммировать актрису куклой! Надо предусмотреть, чтобы кукольная голова не валилась из стороны в сторону, и не выглядела фигура глупо. Это же искусство! С остальными персонажами - то же самое. Если присмотреться, под всеми кукольными головами предусмотрено место для голов артистов.
Так, заинтригована я была уже в первой комнате. А в ней ещё были представлены настоящие костюмы спектакля Мастерской Петра Фоменко "Алиса в Зазеркалье".
Костюм Розы.
Костюм Чёрной Королевы.
Костюм Маргаритки. Кстати, то, что вверху на манекене - шляпка, а не наворот платья.
Правда, в этом же зале я была не только приятно поражена, но и огорошена. Разворачивающееся на мониторе действо мне было не то, чтобы непонятным. Оно было неприятным.
Показалось навскидку, что молодой человек странной комплекции избавляется от, с позволенья сказать, театрального костюма, под ненавязчивую музыку.
Без сожаленья перешли в соседний зал. Представленные эскизы костюмов показались интереснее ролика.
Знаете, я, рассматривая эти "весёлые картинки", будто в детство вернулась. Так интересно!
Следом шла экспозиция эскизов костюмов из Бельгии и Болгарии.
Разумеется, интересно было рассматривать эскизы. Но не менее интересно разглядывать настоящие костюмы вампиров, Лестата и его подружки из "Интервью с вампиром".
Идём дальше. Венесуэла.
Бесспорно, необычно.
Более чем. Фигуры артистов в костюмах напомнили мне деревянные фигурки из IKEA.
И - пожалуйста! Роскошный, в полный рост, наряд, украшенный стразами и кожанными аппликациями. Залюбуешься!
И этот! Шляпа странная, и нашивки платья своеобразные - черепушки, свиточки, коробочки, ракушки, перья, и даже чипы микросхем...
Экспозиция Германии. Невольные ассоциации, может быть, слегка непристойные... Но - таковы грани искусства!
Британская Такис, в противовес, целомудренна и скрыта покровом таинственности.
Костюмы из Дании. Если честно, не "зацепили". Показались просто обмотанными тряпками манекенами. Может на сцене, в совокупностями с декорациями, это выглядит по другому. А здесь - мне не показалось достойным внимания.
Эскизы костюмов к "Тартюфу" - совсем другое дело.
Из итальянской коллекции позабавили особенно "Итальянки в Алжире".
Испания неожиданно удивила. Нет, не платьем, которое, как и большинство сценических костюмов, скомбинировано из различных видов материалов.
Но висящими на стенах эскизами.
Заметно, что над из созданием поработала Академия моды Антверпена, недавно видела в интернете фотки с показа высокой моды, там похожие на Кончиту персонажи.
Вот и здесь. "Дикие, но симпатишные" типо мужики с торчащими из-под подола мохнатками, в брюко-гамашах и с баранками косичек вызывают, как в зоопарке, желание рассмотреть. Прошу прощения, если кого задела моя нетолерантность.
Понравились экспонаты из Канады. Фото сцены спектакля "Великая война, история деревни и маленьких хижин, 1914-1919".
Эскизы костюмов госпожи Чивли из "Идеального мужа".
Понравилось рассматривать пометки художников, сделанных возле эскизов - как что должно выглядеть, чтобы костюм соответствовал образу персонажа.
Не могла оторваться от эскизов костюмов канадских "Тристана и Изольды" и их воплощений на сцене.
Насколько точное соответствие, поражаешься просто!
Костюм Чумы из постановки в театре Маяковского спектакля Г. Горина "Чума на оба ваших дома".
Китай, Корея, Норвегия, Нидерланды прислали малое количество экспонатов, не запомнилось особо ничего.
Разве что-то совсем экстравагантное, как костюм справа на фото.
Зато Мексика порадовала.
Невероятные костюмы мексиканской постановки "Принцесса Тита".
И "Каждый солдат - чей-то сын".
И "Волшебной флейты".
Польша прислала костюмов и фото много, и разных.
Польские "Хуана Безумная" и "Орландо".
"Севильский цирюльник". Эскизы костюмов Нотариуса, Человека с шарами, Розины.
Интересны заметки дизайнера к эскизам - где-то нужно "украшение из бисера", а где-то - "полупрозрачный муслин".
Мыши и кот. Невозможно пройти мимо! Вообще, наблюдение за тем, как менялись за последние 25 лет костюмы - увлекательнейший процесс.
Какие выразительные Жаба и Сын Жабы из "Дюймовочки"!
Для костюмов и эскизов российских выделена отдельная комната.
Удивлена была, что костюмы изготавливаются не только "под персонаж", но ещё и "под актёра". Если присмотреться, то видно, что костюмы из "Служанок" будут носить Н. Добрынин и Константин Райкин.
Эскизы костюмов к спектаклям "Руслан и Людмила" (вверху), "Мольер", "Маугли".
А костюмы к мюзиклу "12 стульев" Тиграна Кеосаяна в МДМ выполнены объёмно.
Эксизные разработки костюма Рыцаря из "Дядюшкина сна", поставленного в Будапеште. Сколько набросков!
Можно посмотреть на эскизы несостоявшихся постановок. Ниже - костюм Валентина из "Фауста".
Пачка Феи из питерского балета "Спящая красавица ".
Костюм императрицы Феодоры из спектакля Мастерской Петра Фоменко "Отравленная туника".
И огромное количество экспонатов из США. Не могла не порадоваться. Ведь несмотря на то, что творится сейчас в политике, творческим людям не до этого. Привезенная в Москву экспозиция восхитительна и объёмна.
Костюмы "в рост".
И фото. В частности, из "Спящей красавицы". Можно рассмотреть и поразиться тонкостью работы создателей.
Персонажи из "Хроник Нарнии". Снова такие фото, как мне полюбились. Эскиз, рисунок - и воплощение его, костюм на актёре.
"Травиата". Костюмы Быка и Цыганки Виолетты.
Здесь тоже не без странностей. Как вам костюмы из Масачусетских "Мучений жён" и "Баяйской Одиссеи на море"? Мне - так показались чересчур экстравагантными.
Или такой вот неоднозначный женский костюм Ярости из "Проекта Миллениум" по "Орестее" Эсхила.
Намного симпатичней мне показался женский костюм из серии "Игрушки" московского театра фольклора "Русская песня".
Немало эскизов предоставила Украина.
Много знакомых спектаклей и необычных костюмов.
Есть ну очень красивые. Как вот эта Царевна - Лебедь из постановки "Лебединое озеро. Современная версия".
Костюмы восточные. Кстати, многие авторы привезли в Москву только эскизы нарядов, ссылаясь на то, что перевозка самих костюмов представляет для страховых компаний огромные риски. "Несмотря на то, что на дворе XXI век, для некоторых видов театра, таких, как кабуки, мы по-прежнему делаем очень традиционные костюмы – принт на ткани, вышивка – не менялись более сотни лет. Все – ручная работа, вплоть до нижнего белья, – чистый шелк. Это очень дорого", - по словам театрального художника Казуе Хатано.
Более тысячи работ примерно двухсот художников и дизайнеров представлено на международной выставке. Здесь многообразие "образцов костюмов для драматического театра, оперы, балета, современного танца и перформанса. На выставке представлены фотографии, видеопроекции и многое другое" - так она презентуется.
Помимо основных помещений, под выставку занята комната Лектория. Наверное, здесь проходят какие-то мастер-классы или лекции. Из нескольких выставленных на подиуме костюмов некоторые изготовлены даже из бумаги.
И ещё одно помещение пришлось занять - находящийся рядом с музеем Бахрушина Каретный сарай.
В нём выставили экспонаты, подаренные России создателями - участниками выставки.
Рассматривая костюмы, честно скажу, потеряла счёт времени.
Платье "Леди-Павлин" из "Книги Джунглей" театра Гудмана и компании Дисней.
Платья Домны Платоновны из "Воительницы" МХТ Чехова.
Костюмы можно пристально рассмотреть, удивляясь технологиям изготовления и окрашивания тканей.
Знакомый вид рукоделия, когда из свёрнутых полосок ткани выкладывается рисунок.
Или скрапбукинг. Узнаёте? Это костюмы из смятой бумаги, украшенной кусочками салфеток и тряпочек. Бесподобно!
Апофеозом экспозиции, выставленной здесь, является подвенечное платье императрицы высотой 4 метра, изготовленное болгарским дизайнером Нури Димитровой, и его копия высотой 40 см.
Что сказать в заключение... Калейдоскоп нарядов и рисунков... Многоцветье красок... Палитра материалов - от бумаги до пластика и металла... Буйство фантазии и скромность классических костюмов... Разнообразие стилей от эклектики до фантастики...
Сказать, что я впечатлена, будет слабо. Но это так. Очень рада, что случайно попала на выставку, живые впечатления от неё запомнятся надолго. Надеюсь, что смогла передать их, хотя бы частично, в отзыве.
Время использования | 3,5 часа |
Стоимость | 400 ₽ |
Год посещения | 2015 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Центральный федеральный округ |
Район | Москва |
Город или поселок | Москва |
Улица | Бахрушина |
Дом № | 10/32 |
Общее впечатление | Завораживает и не отпускает... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву46
А всё идёт к тому, чтобы сделать их нормой жизни, к сожалению.
Недавно перечитала "1984" Оруэлла, грустно всё. "Мир - это война" - один из тамошних лозунгов. Как у нас: "извращения - это норма"(((
Да, это именно такая выставка, от которой приходишь в восторг, и которую потом ещё долго вспоминаешь.
Я, помнится, радовалась, когда побывала на выставке "Весенний бал на Ветошном", но та - гораздо менее значимая.
Ещё потрясающие впечатления от выставки "47 ронинов", не напишу о них никак.
Отзыв о "47 ронинов" жду с нетерпением!
Отзыв долго писала, 4 дня((
Может, ещё продлят?
Посмотрите на сайте музея Бахрушина, там постоянно интересные мероприятия проводятся - скоро выставка "Портреты и объекты" будет, и персональная выставка работ московского художника Владимира Герасимова «Новое о былом и простое о вечном».
Уверена, там есть чем утолить культурный голод))
В целом интересная выставка, есть чему удивиться.
Кстати, в "Идеальном муже" - миссис ЧИВЛИ.
По-нашему, может, она и Чивли, но я списала так с таблички возле экспоната.
Сначала думаю, пусть уж так, по-забугорному, и остаётся.
Но после Вашего коммента, пожалуй, верну ей привычное имя)))
Ошиблась. Такое оно непредсказуемое, современное чувство прекрасного)))