Отзыв: Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина (Россия, Москва) - Версаль на Зацепе. Осколки былого величия.
Достоинства: Оригинальные, действительно старинные экспонаты. Описание экспозиций на бумаге.
Недостатки: Платная фотосъёмка.
На музей Бахрушина я заглядывалась давно, надеялась сходить в третье воскресенье месяца бесплатно, как во многие московские музеи. Но оказалось, что он - не городского, а федерального подчинения, и таких праздников раздачи халявы не устраивает. Ну что ж, "не прошло - и не надо". Интерес перевесил. Всё равно пошли.
Привлёк он меня, во-первых, своим видом. Частенько проходя мимо, невозможно не заметить приковывающий взгляд особнячок. Он, построенный по проекту архитектора Карла Гиппиуса, такой слегка готичный, хорош в любое время года, радостный и яркий летом, и задумчивый зимой. "Версалем на Зацепе" - названием, которое я привела выше, его величали многие гости, любившие захаживать сюда.
И, во-вторых, когда узнала, что это бывший дом А. А. Бахрушина, и улица, на которой он находится, тоже названа тем же именем, переименована из Лужнецкой, или Лужниковской, поискала информацию о нём. Оказалось, что это такого склада человек, представителей которого я безмерно уважаю, и даже преклоняюсь перед ними.
Алексей Александрович Бахрушин - известный меценат, купец в самом хорошем понимании этого слова, "крепкий" такой купец. Из тех, которым "за державу обидно". Которые, думая, конечно, и о своём благосостоянии, во главу угла ставят всё-таки благосостояние города, оказывают помощь бедным, руководит ими желание делать добро людям.
Семью Бахрушиных называли "профессиональными благотворителями" - по истечении каждого "хорошего" финансового года они выделяли определённые суммы как сейчас говорят, "социально незащищённым категориям граждан", сами же к роскоши были равнодушны. И строили приюты, училища, "дома призрения". Были эдаким "фактором социальной стабильности в российском обществе", создавая на свём кожевенном производстве рабочие места. Подробную информацию о семье Бахрушиных укажу в разделе "Описание".
Сам Алексей Александрович волей случая стал коллекционером вещей, связанных с театром. Музей потому так и называется - театральный музей. Хотя снаружи особняк сохранил свой первоначальный вид, внутри его пришлось восстанавливать, оригинален лишь вестибюль (часть его - на фото выше) и какие-то части декора кабинета. Возможно, и эти восхитительные резные кресла.
Осмотр экспозиции предлагаю начать с нижнего помещения, в которое ведет массивная лестница из кабинета.
Эта лестница называется "лестницей Сальвини", по имени итальянского трагика, предложившего с её помощью оптимизировать маршрут осмотра коллекции для гостей дома. "Нужно столько труда, пройти столько комнат, было бы хорошо, если бы с вашего кабинета можно было спуститься вниз!" Сказано - сделано.
Итак, осматриваем комнату в целом и предметы, находящиеся в ней.
Множество картин, рисунков, карикатур (на фото ниже, сверху вниз - Петипа в женском образе, Феликс Кшесинский, Анна Павлова).
На подоконнике - посмертная маска А. Павловой в головном уборе "Лебедь", сделанная в 1931 году и скульптурный портрет Марии Тальони, выполненный столетием ранее.
Прислонившись к лестнице, стоят два массивных шкафа.
В чёрном - предметы реквизита.
Безделушки, принадлежавшие великим артистам.
Правый шкаф представляет собой реквизит "вертепа" - рождественского представления.
Сюжет традиционный. Волхвы, ясли, младенец Иисус.
Фигурки кукол, изображающих героев действа, выполнены довольно топорно, так было принято. Об этом чуть позже.
Книжный шкаф с собранием фолиантов.
Старинные вещи. Функциональные и сувениры, как, например, этот, памятный, в честь визита Николая II во Францию в 1896 году, хранящийся в семье Бахрушиных. Это вам не магнитик на холодильник. Оригиналы, не копии. Сей факт всегда приводит меня в трепет. В таких предметах хранится само время...
Итальянская чернильница в виде гондолы начала ХХ века из ""коллекции материально - вещевых предметов Драматической студии А. О. Гунста"... Пенсне черепаховое самого Алексея Александровича...
Умилила перламутровая "бальная записная книжка". Посмотрите на её размеры! 7,5*5 сантиметров! И карандашик вставлен. Не знаю, как вы, а я живо представила себе кокетку, расписывающую, с каким из кавалеров она пойдёт танцевать каждый танец. Зачем? Дабы не вышел конфуз...
Кошелёчек Бахрушина тоже миниатюрный, размером примерно 8*7 см. И печать с ручкой из слоновой кости мала. По фото сложно, наверное, представить, как смотрятся эти предметы. Всё такое изящное!
Изумительной красоты вееры, шёлковый и бумажный. Лекго представить шуршание материала в руках какой-нибудь красотки.
Ориентироваться здесь лекго самостоятельно, и это мне понравилось. Несмотря на то, что картины на стене не имеют описания, о них можно прочесть, взяв со стола заламинированные листы. Возможно, экскурсовод рассказала бы больше о каждом из экспонатов, но не факт.
Разумеется, сразу узнаёшь дом, в котором находишься - рисунок Гиппиуса, подарок жене хозяина Вере Васильевне.
Картины на любой вкус. Здесь и эскиз декорации к опере Глинки "Жизнь за царя".
И "народное гулянье" середины XIX века.
С картинами замечательно соседствуют костюмы актрис или балерин.
Осмотрев нижнее помещение поднимаемся по лестнице в кабинет Алексея Бахрушина. Эспонатов здесь огромное количество. Это, опять же, картины и эскизы. Афиши. Много портретов.
И очень много фотографий, рассказывающих нам о членах семьи коллекционера.
Мать Алексея Александровича, жена с дочерью, сын. Интересно рассматривать старые снимки, следить за изменениями облика в разном возрасте и за семейным сходством.
Инкрустированное бюро, наверное, тоже один из сохранившихся "элементов декора".
А в другом углу - необычный пятиугольный столик с нежно-розовой лампой.
С интересом рассматривала записи в трудовой книжке.
И пропуск в Кремль, выданный в смутное время революционным уже правительством.
А вот и один из домов, построенных Бахрушиными "для призрения престарелых артистов и их семейств" на Лужниковской улице.
От фотодокументов вновь обращаемся к портретам.
Рассматривать можно долго.
Некоторых артистов сложно узнать в их сценическом образе.
Некоторых, как Шаляпина, например, не спутаешь.
Жаль, не удалось сфотографировать без бликов, с какой стороны не подходила.
Фото актёров и актрис.
Много портретов и фотографий дают возможность рассмотреть и запомнить, как выглядит этот великий человек.
Такое интеллигентное лицо...
Окинув взглядом кабинет, по-хорошему завидую Алексею Александровичу. Имея такой рабочий стол, видимо, постоянно чувстуешь присутствие музы))
В вестибюле обращают на себя внимание стрельчатые арки дверей.
Переходим в следующее помещение.
Эта комната отреставрирована недавно. Вообще, надо отметить, что музей преображается постепенно, и в лучшую сторону. Используются современные технологии. Смотрите, каждый раздел экспозиции - а здесь их, если не ошибаюсь, шесть, оснащён монитором с тачскрином. "Листая" страницы, можно прочесть информацию о каждом экспонате, увидеть его в приближённом виде. Это удобно, потому что высота потолков внушительная, и размещённые где-то вверху экспонаты, бывало трудно разглядеть. А на экране - красота. Посмотришь, сравнишь, почитаешь... По уму сделано.
Люстра здесь необыкновенная. Функционально она не очень, но настрой создаёт подходящий. Выполнена, как мне показалось из синего матового стекла.
Как только входишь, взгляд притягивает портрет знаменитой актрисы Прасковьи Жемчуговой.
Невозможно не обратить внимание на предметы обстановки.
И на предметы театрального реквизита. Этот, например, бутафорский шлем из папье-маше - из крепостного театра князей Апраксиных.
В целом это выглядит так. Как видите, высота потолков метра 4. Комната разделена перегородками так, что в хронологическом порядке показаны этапы развития театральных постановок на руси.
Вместе отсеки похожи на гармошку. Это, повторюсь, необычно, и привлекает.
Вверху каждого отсека, под потолком, размещён портрет действующего на тот момент правителя - от Алексея Михайловияа до Екатерины II. Или, как на первой картинке, "доправителя".
В первом отсеке - материалы по бытующему в России с XVII века "вертепному действу" - традиционной кукольной мистерии, посвящённой Рождеству Христову.
Помните светлый шкаф в первой комнате? Вертеп? В переводе с церковнославянского слово "вертеп" означает пещеру. А шкаф этот - символ пещеры, в которой родился Иисус.
"Простые старинные куклы, огоньки свечей, живой, без фонограмм и усилителей техники звук голосов и музыки, погружают зрителей в мир древней мистерии, которую каждые Святки разыгрывали на огромных пространствах от Малороссии до Сибири". На стенде представлены вращающиеся куклы на палочках.
Фигурки небольшие, сантиметров по 20. Выполены, как можно видеть, топорно, но смысл - не в этом. А в передаче сюжета и настроения.
Представления разыгрывались не только канонические, но и придуманные авторами, с иными действующими лицами - есть куклы Рахили, Смерти, Араба, Жениха - Хохла и Невесты Хохла. Понятно, что к рождественской мистерии они вряд ли имеют отношение. Ниже - фото с монитора, с разводами))
На другом стенде, в другом времени - историческая реконструкция в уменьшенной копии "главнейших и самых больших в Москве часов". На мониторе - описание их.
На следующей витрине - рожденственское представление другой эпохи, другой театр.
Сценарий. Роли расписаны. Всё подлинное.
В торце комнаты - стена с портретами видных театральных и околотеатральных деятелей. Некоторые фамилии знакомы. Большинство - нет. Так, будучи уверенной, глядя на верхний левый портрет, что это видная дама, прочла в описании, что это "Пётр Алексеевич Плавильщиков в роли".
Так выклядят отсеки "изнутри". Хотя в помещении сумрачно, как я уже говорила, светодиодная подсветка хорошо освещает экспонаты, можно внимательно их рассмотреть.
Экспонаты екатерининской эпохи. Огромное внимание она уделяла театру, иногда сама писала пьесы. Как она говаривала, "театр - школа народная. я - главный учитель в этой школе, и за нравы народа - мой первый ответ Богу".
Среди экспонатов - принадлежащие императрице предметы.
На последнем стенде - множество фигурок танцовщиц из мейсенского фарфора.
Выйдя обратно в вестибюль, обратила внимание на резной узор ограждения лестницы. Напомнил он мне изображение цветка чертополоха - негласного герба Бахрушиных.
Таким образом, именно под коллекцию Алексея Александровича Бахрушина сейчас отводится три помещения - одно внизу главного здания, и два - вверху.
Остальные помещения любезно предоставляются под проходящие здесь периодически выставки. Так, на момент нашего посещения музея, здесь размещалась шикарнейшая выставка "Театральный костюм на рубеже веков".
Лекторий музея работает постоянно. Там проходят творческие встречи и, бывает, представления.
В Каретном сарае, недавно отреставрированном, тоже оборудовали выставочный зал. Предусмотрели возможность показа спектаклей.
Для забавы посетителей выставили предметы, найденные в Каретном сарае во время ремонта. Музей - он во всём музей))
Теперь руководство музея планирует отреставрировать фасады музейных зданий. Именно здесь, во дворе, в 90-е годы прошлого века располагалась макаронная фабрика, руины которой, "остро-аварийные сооружения, не подлежащие реконструкции", и были переданы музею.
Как говорит директор музея Дмитрий Родионов, "у меня есть мечта — восстановить тут старорусский сад, посадить яблони, вишни, скамейки поставить". Большую реконструкцию планируют завершить в 2018 году.
По мне, так уже сейчас территория выглядит мило и ухоженно.
В одном из двориков стоит бюст А. А. Бахрушина.
Обратно мы вышли через главное здание. На кассе нам порекомендовали взять программу ближайших выставок и мероприятий, проводимых музеем и филиалами.
Что сказать в итоге.
В музее душевно и интересно. Можно, заплатив за экскурсию, узнать больше о каждом экспонате. А можно, ознакомившись с жизнеописанием основателя музея, просто ходить и наслаждаться видом экспонатов.
Конечно, немного обидно, что из более чем миллиона экспонатов выставлена небольшая чась, зато можно будет прийти через некоторое время и увидеть обновлённую экспозицию.
От посещения музея у меня осталось чрезвычайно тёплое ощущение.
Рекомендую!
Привлёк он меня, во-первых, своим видом. Частенько проходя мимо, невозможно не заметить приковывающий взгляд особнячок. Он, построенный по проекту архитектора Карла Гиппиуса, такой слегка готичный, хорош в любое время года, радостный и яркий летом, и задумчивый зимой. "Версалем на Зацепе" - названием, которое я привела выше, его величали многие гости, любившие захаживать сюда.
И, во-вторых, когда узнала, что это бывший дом А. А. Бахрушина, и улица, на которой он находится, тоже названа тем же именем, переименована из Лужнецкой, или Лужниковской, поискала информацию о нём. Оказалось, что это такого склада человек, представителей которого я безмерно уважаю, и даже преклоняюсь перед ними.
Алексей Александрович Бахрушин - известный меценат, купец в самом хорошем понимании этого слова, "крепкий" такой купец. Из тех, которым "за державу обидно". Которые, думая, конечно, и о своём благосостоянии, во главу угла ставят всё-таки благосостояние города, оказывают помощь бедным, руководит ими желание делать добро людям.
Семью Бахрушиных называли "профессиональными благотворителями" - по истечении каждого "хорошего" финансового года они выделяли определённые суммы как сейчас говорят, "социально незащищённым категориям граждан", сами же к роскоши были равнодушны. И строили приюты, училища, "дома призрения". Были эдаким "фактором социальной стабильности в российском обществе", создавая на свём кожевенном производстве рабочие места. Подробную информацию о семье Бахрушиных укажу в разделе "Описание".
Сам Алексей Александрович волей случая стал коллекционером вещей, связанных с театром. Музей потому так и называется - театральный музей. Хотя снаружи особняк сохранил свой первоначальный вид, внутри его пришлось восстанавливать, оригинален лишь вестибюль (часть его - на фото выше) и какие-то части декора кабинета. Возможно, и эти восхитительные резные кресла.
Осмотр экспозиции предлагаю начать с нижнего помещения, в которое ведет массивная лестница из кабинета.
Эта лестница называется "лестницей Сальвини", по имени итальянского трагика, предложившего с её помощью оптимизировать маршрут осмотра коллекции для гостей дома. "Нужно столько труда, пройти столько комнат, было бы хорошо, если бы с вашего кабинета можно было спуститься вниз!" Сказано - сделано.
Итак, осматриваем комнату в целом и предметы, находящиеся в ней.
Множество картин, рисунков, карикатур (на фото ниже, сверху вниз - Петипа в женском образе, Феликс Кшесинский, Анна Павлова).
На подоконнике - посмертная маска А. Павловой в головном уборе "Лебедь", сделанная в 1931 году и скульптурный портрет Марии Тальони, выполненный столетием ранее.
Прислонившись к лестнице, стоят два массивных шкафа.
В чёрном - предметы реквизита.
Безделушки, принадлежавшие великим артистам.
Правый шкаф представляет собой реквизит "вертепа" - рождественского представления.
Сюжет традиционный. Волхвы, ясли, младенец Иисус.
Фигурки кукол, изображающих героев действа, выполнены довольно топорно, так было принято. Об этом чуть позже.
Книжный шкаф с собранием фолиантов.
Старинные вещи. Функциональные и сувениры, как, например, этот, памятный, в честь визита Николая II во Францию в 1896 году, хранящийся в семье Бахрушиных. Это вам не магнитик на холодильник. Оригиналы, не копии. Сей факт всегда приводит меня в трепет. В таких предметах хранится само время...
Итальянская чернильница в виде гондолы начала ХХ века из ""коллекции материально - вещевых предметов Драматической студии А. О. Гунста"... Пенсне черепаховое самого Алексея Александровича...
Умилила перламутровая "бальная записная книжка". Посмотрите на её размеры! 7,5*5 сантиметров! И карандашик вставлен. Не знаю, как вы, а я живо представила себе кокетку, расписывающую, с каким из кавалеров она пойдёт танцевать каждый танец. Зачем? Дабы не вышел конфуз...
Кошелёчек Бахрушина тоже миниатюрный, размером примерно 8*7 см. И печать с ручкой из слоновой кости мала. По фото сложно, наверное, представить, как смотрятся эти предметы. Всё такое изящное!
Изумительной красоты вееры, шёлковый и бумажный. Лекго представить шуршание материала в руках какой-нибудь красотки.
Ориентироваться здесь лекго самостоятельно, и это мне понравилось. Несмотря на то, что картины на стене не имеют описания, о них можно прочесть, взяв со стола заламинированные листы. Возможно, экскурсовод рассказала бы больше о каждом из экспонатов, но не факт.
Разумеется, сразу узнаёшь дом, в котором находишься - рисунок Гиппиуса, подарок жене хозяина Вере Васильевне.
Картины на любой вкус. Здесь и эскиз декорации к опере Глинки "Жизнь за царя".
И "народное гулянье" середины XIX века.
С картинами замечательно соседствуют костюмы актрис или балерин.
Осмотрев нижнее помещение поднимаемся по лестнице в кабинет Алексея Бахрушина. Эспонатов здесь огромное количество. Это, опять же, картины и эскизы. Афиши. Много портретов.
И очень много фотографий, рассказывающих нам о членах семьи коллекционера.
Мать Алексея Александровича, жена с дочерью, сын. Интересно рассматривать старые снимки, следить за изменениями облика в разном возрасте и за семейным сходством.
Инкрустированное бюро, наверное, тоже один из сохранившихся "элементов декора".
А в другом углу - необычный пятиугольный столик с нежно-розовой лампой.
С интересом рассматривала записи в трудовой книжке.
И пропуск в Кремль, выданный в смутное время революционным уже правительством.
А вот и один из домов, построенных Бахрушиными "для призрения престарелых артистов и их семейств" на Лужниковской улице.
От фотодокументов вновь обращаемся к портретам.
Рассматривать можно долго.
Некоторых артистов сложно узнать в их сценическом образе.
Некоторых, как Шаляпина, например, не спутаешь.
Жаль, не удалось сфотографировать без бликов, с какой стороны не подходила.
Фото актёров и актрис.
Много портретов и фотографий дают возможность рассмотреть и запомнить, как выглядит этот великий человек.
Такое интеллигентное лицо...
Окинув взглядом кабинет, по-хорошему завидую Алексею Александровичу. Имея такой рабочий стол, видимо, постоянно чувстуешь присутствие музы))
В вестибюле обращают на себя внимание стрельчатые арки дверей.
Переходим в следующее помещение.
Эта комната отреставрирована недавно. Вообще, надо отметить, что музей преображается постепенно, и в лучшую сторону. Используются современные технологии. Смотрите, каждый раздел экспозиции - а здесь их, если не ошибаюсь, шесть, оснащён монитором с тачскрином. "Листая" страницы, можно прочесть информацию о каждом экспонате, увидеть его в приближённом виде. Это удобно, потому что высота потолков внушительная, и размещённые где-то вверху экспонаты, бывало трудно разглядеть. А на экране - красота. Посмотришь, сравнишь, почитаешь... По уму сделано.
Люстра здесь необыкновенная. Функционально она не очень, но настрой создаёт подходящий. Выполнена, как мне показалось из синего матового стекла.
Как только входишь, взгляд притягивает портрет знаменитой актрисы Прасковьи Жемчуговой.
Невозможно не обратить внимание на предметы обстановки.
И на предметы театрального реквизита. Этот, например, бутафорский шлем из папье-маше - из крепостного театра князей Апраксиных.
В целом это выглядит так. Как видите, высота потолков метра 4. Комната разделена перегородками так, что в хронологическом порядке показаны этапы развития театральных постановок на руси.
Вместе отсеки похожи на гармошку. Это, повторюсь, необычно, и привлекает.
Вверху каждого отсека, под потолком, размещён портрет действующего на тот момент правителя - от Алексея Михайловияа до Екатерины II. Или, как на первой картинке, "доправителя".
В первом отсеке - материалы по бытующему в России с XVII века "вертепному действу" - традиционной кукольной мистерии, посвящённой Рождеству Христову.
Помните светлый шкаф в первой комнате? Вертеп? В переводе с церковнославянского слово "вертеп" означает пещеру. А шкаф этот - символ пещеры, в которой родился Иисус.
"Простые старинные куклы, огоньки свечей, живой, без фонограмм и усилителей техники звук голосов и музыки, погружают зрителей в мир древней мистерии, которую каждые Святки разыгрывали на огромных пространствах от Малороссии до Сибири". На стенде представлены вращающиеся куклы на палочках.
Фигурки небольшие, сантиметров по 20. Выполены, как можно видеть, топорно, но смысл - не в этом. А в передаче сюжета и настроения.
Представления разыгрывались не только канонические, но и придуманные авторами, с иными действующими лицами - есть куклы Рахили, Смерти, Араба, Жениха - Хохла и Невесты Хохла. Понятно, что к рождественской мистерии они вряд ли имеют отношение. Ниже - фото с монитора, с разводами))
На другом стенде, в другом времени - историческая реконструкция в уменьшенной копии "главнейших и самых больших в Москве часов". На мониторе - описание их.
На следующей витрине - рожденственское представление другой эпохи, другой театр.
Сценарий. Роли расписаны. Всё подлинное.
В торце комнаты - стена с портретами видных театральных и околотеатральных деятелей. Некоторые фамилии знакомы. Большинство - нет. Так, будучи уверенной, глядя на верхний левый портрет, что это видная дама, прочла в описании, что это "Пётр Алексеевич Плавильщиков в роли".
Так выклядят отсеки "изнутри". Хотя в помещении сумрачно, как я уже говорила, светодиодная подсветка хорошо освещает экспонаты, можно внимательно их рассмотреть.
Экспонаты екатерининской эпохи. Огромное внимание она уделяла театру, иногда сама писала пьесы. Как она говаривала, "театр - школа народная. я - главный учитель в этой школе, и за нравы народа - мой первый ответ Богу".
Среди экспонатов - принадлежащие императрице предметы.
На последнем стенде - множество фигурок танцовщиц из мейсенского фарфора.
Выйдя обратно в вестибюль, обратила внимание на резной узор ограждения лестницы. Напомнил он мне изображение цветка чертополоха - негласного герба Бахрушиных.
Таким образом, именно под коллекцию Алексея Александровича Бахрушина сейчас отводится три помещения - одно внизу главного здания, и два - вверху.
Остальные помещения любезно предоставляются под проходящие здесь периодически выставки. Так, на момент нашего посещения музея, здесь размещалась шикарнейшая выставка "Театральный костюм на рубеже веков".
Лекторий музея работает постоянно. Там проходят творческие встречи и, бывает, представления.
В Каретном сарае, недавно отреставрированном, тоже оборудовали выставочный зал. Предусмотрели возможность показа спектаклей.
Для забавы посетителей выставили предметы, найденные в Каретном сарае во время ремонта. Музей - он во всём музей))
Теперь руководство музея планирует отреставрировать фасады музейных зданий. Именно здесь, во дворе, в 90-е годы прошлого века располагалась макаронная фабрика, руины которой, "остро-аварийные сооружения, не подлежащие реконструкции", и были переданы музею.
Как говорит директор музея Дмитрий Родионов, "у меня есть мечта — восстановить тут старорусский сад, посадить яблони, вишни, скамейки поставить". Большую реконструкцию планируют завершить в 2018 году.
По мне, так уже сейчас территория выглядит мило и ухоженно.
В одном из двориков стоит бюст А. А. Бахрушина.
Обратно мы вышли через главное здание. На кассе нам порекомендовали взять программу ближайших выставок и мероприятий, проводимых музеем и филиалами.
Что сказать в итоге.
В музее душевно и интересно. Можно, заплатив за экскурсию, узнать больше о каждом экспонате. А можно, ознакомившись с жизнеописанием основателя музея, просто ходить и наслаждаться видом экспонатов.
Конечно, немного обидно, что из более чем миллиона экспонатов выставлена небольшая чась, зато можно будет прийти через некоторое время и увидеть обновлённую экспозицию.
От посещения музея у меня осталось чрезвычайно тёплое ощущение.
Рекомендую!
Время использования | 1 раз |
Стоимость | 200 ₽ |
Год посещения | 2015 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Центральный федеральный округ |
Район | Москва |
Город или поселок | Москва |
Общее впечатление | Версаль на Зацепе. Осколки былого величия. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву35
Страна должна знать своих героев!
спасибо за отзыв, там оказывается столько всего интересного!
Вам спасибо!
И сами они в большинстве своём субтильные, а то как же их на руках носить?))
Тоже рассматривала трудовую книжку)
Спасибо))
Похоже! В музей, который возле дома находится, тоже никак не дойду))
Я вот тоже никак не дойду до музея, недалеко от дома расположенного. И не потому, что недосуг - БОЮСЬ! Он - музей афганской войны, а я очень болезненно эту тему воспринимаю…