Отзыв: Экскурсия "Памятный знак" (Россия, Булгар) - Древние артефакты и восточная роскошь в одном флаконе.
Достоинства: Возможность познакомиться с бытом и культурой древнего народа.
Недостатки: нет минусов
На развалины, как и на воду или огонь, можно смотреть бесконечно долго. Особенно, если развалины представляют собой живописный архипелаг. Это оттого, что фантазия рисует, какими эти руины были при жизни тех, других людей, их построивших. Вот тут, возможно, была арка с арабской вязью, а на этом месте – уступ в виде карниза с белоснежной лепниной. А здесь – михраб с резьбой по камню: это значит, что искусные мастера жили и творили в этом городе. Вот так, по крошечкам, и воссоздается собственной фантазией облик города. Возможно, эта фантазия будет отличаться от официальной версии, но это даже пикантнее и оригинальнее. Артефакты, обнаруженные на месте древних поселений, выставляются в историко-краеведческих музеях. Создаются целые композиции культуры и быта. Налет старины привлекает туристов.
==ПАМЯТНЫЙ ЗНАК==
Памятный Знак в Болгаре – именно такой музей. Вернее – его часть, так как есть еще целых 6 этажей историко-археологической экспозиции, выставленной в здании на набережной Болгара. Первый этаж этого здания по совместительству выполняет роль речного вокзала. Здесь можно купить билет на теплоход до Казани и возвратиться в гостиницу речным транспортом. Можно отправиться и вниз по Волге вплоть до Астрахани, по пути изучая страну волгарей.
Но вернемся к Памятному Знаку. Сооружение с таким незатейливым названием было открыто для публики в 2012 году. Стоит Знак высоко на косогоре реки. Высота здания – с 10-этажный дом. Титанитовый купол, отливающий золотом, с полумесяцем виден практически со всех точек Волжского городища.
Своим трех-ярусным строением Знак напоминает Черную Палату городища. Отличие между ними – в количестве граней. У Черной Палаты – четыре грани, переходящие в восемь на втором ярусе. А у Знака – сразу с основания идут восемь граней. Восьмигранники вообще очень характерны для исламской архитектуры. Но почему так? Чем цифра «восемь» заслужила такое уважение? Смысл «восьмерки», конечно, религиозный. Дело в том, что трон Аллаха поддерживают 8 ангелов, которые взирают на 8 сторон света, пользуясь при этом восемью группами арабского алфавита. В этом и есть сакральный смысл восьмерки, так почитаемой в исламской культуре. Считается, что постройки-восьмигранники бережнее охраняются Аллахом, чем какие-либо теремки или избушки.
Снаружи сооружение отделано мрамором пастельного оттенка. В обрамлении около дверей и на дверях – витой восточный декор. Витражи на арочных проемах в голубых тонах - бесподобны. Купол сияет золотым светом. Восточная сказка!
Внутренний интерьер – тоже мраморный. Он скромен, но торжественен. Ведь надо, чтобы взоры посетителей были направлены на экспонаты, а не на стены и потолки. И все же! Потолок с изящной люстрой весом 1,5 тонны - это первое, что захватывает внимание посетителей. Под куполом – арабская вязь узоров, оказывается это написание 99 имен Аллаха.
Далее взгляд падает на пол – и бегущий по всей поверхности витиеватый узор арабесок просто пленит и не отпускает некоторое время. В убранстве зала нет ни камней, ни золота – но в этом и заключается магия по-восточному.
Изначально постройка «Памятный Знак» была задумана для одного-единственного экспоната – книги Корана, которую изготовили в супер-мега-макси-варианте, украсили ее самоцветами, лентами, орнаментами и выставили на постаменте. Следующие цифры наглядно показывают весомость и значимость книги Корана: толщина – 17 см, длина – 2 метра, ширина – 1,52 метра, вес – 800 кг. Каждая страница весит 250 г, а всего бумажных страниц в издании – 632. Экспонат позиционируется как «самый большой печатный Коран в мире», об этом есть сертификат из Книги рекордов Гиннеса. Обложка вся сверкает блеском драгоценных камней с инкрустацией из сусального золота и серебра. Малахит, топаз, бирюза, яшма – целый набор уральских самоцветов! Игра каменьев чарует и завораживает. И ты стоишь столбом, представляя себя в пещере сокровищ из сказки про Али Бабу. Сегодня Коран располагается в застекленной витрине, и любоваться им можно только через стекло. К постаменту за стеклом ведут ступеньки, можно подойти вплотную к хрупкому ограждению и вдоволь любоваться им. Обзор хороший. А вот, когда не было стекла, а был лишь постамент с ленточным ограждением, то увидеть всю эту красоту было затруднительно из-за невозможности заглянуть сверху на обложку. Что там говорить! «Брависсимо» итальянским мастерам!
Это не единственное в музее издание священного писания мусульман. Есть обширная коллекция Коранов поменьше. Они не такие помпезные, но тоже очень впечатляющие.
После осмотра Корана и некоторых экспонатов спускаемся в цокольный этаж. Здесь обустроены картинная галерея и витрины с артефактами. Среди них предметы ювелирного ремесла, некоторые монеты, найденные на раскопках городища, оригиналы и копии карт и письменных грамот. А вот и мозаичное панно из муранской смальты на тему 922 года, когда хан Алмуш принимал делегацию Багдадского Халифа, что и вылилось в добровольное принятие исламской религии и образование Волжской Булгарии. Называется панно «Принятие булгарами ислама». Автор: Фарит Валиуллин.
В этом же зале расположилась карта, изображающая маршрут Багдадского посольства. Карта – не из древних дней, а работа современного художника. Карта выглядит объемной, так как материалами для ее изготовления послужили мрамор, ракушечник и доломит. Рядом разместился документ – «Записки о путешествии на Волгу», автором которого является багдадский посол в Болгарах Ибн-Фадлан.
За стеклами витрин располагаются истинные раритеты: книги XIX и начала XX века. Среди них – настоящие шедевры, как, например, татарский просветительский календарь. Вот – учебник арабской грамматики, турецкие и татарские периодические издания, духовные книги на полуистлевших страницах. Есть издание Государственного исторического музей о волжских булгарах.
Есть и экспозиция картин татарских художников, в той или иной мере отображающих жизнь народа древней Булгарии.
А вот и стеллажи с музейной утварью. В "Памятном Знаке" их немного. Основная экспозиция с настоящими артефактами хранится в Музее Болгарской Цивилизации.
==МУЗЕЙ БОЛГАРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ==
Тему артефактов, собранных в Памятном Знаке, продолжает Музей Болгарской Цивилизации. Как я уже сказала, он совмещен с речным вокзалом, занимающим первый этаж. Музей был открыт в 2013 году. Это целых 6 этажей предметов древности: кухонная утварь, изделия из камня и керамики, оружие, предметы одежды из ткани и кожи, рыболовные и земледельческие инструменты, разные карты, коллекции посуды, мебели и другого антиквариата.
Интересна витрина, воспроизводящая реконструированные облики болгарских жителей XIII века.
Здесь же можно посмотреть макеты ханских усадьб, дворцов, минаретов. Особое место занимает композиция-макет Волжского городища, на котором четко видны все детали и планировка: от рва, окружающего комплекс до ханских палат.
Роскошь интерьера фойе, где находится шикарная статуя национальному поэту и просветителю Татарстана Кул Гали, здесь сразу бросается в глаза. Восточный стиль правит бал: отделка из натурального камня, колоритный орнамент из сказок Шехерезады на полу и по потолочным перекладинам. Хотя, вероятно, это цитаты из древних сур или какие-то арабские письмена. Великий мыслитель и просветитель XIII века изображен сидящим на ковре: в одной руке держит перо, в другой книгу – как и подобает ученому человеку. Перед ним – раскрытая духовная книга, установленная на крестообразной восточной подставке. Такую Маша из «Орла и Решки» покупала где-то в Бухаре. Не смотрела бы я тот выпуск, не догадалась бы, что этот предмет – подставка для книг.
Об экспонате «Маклашеевский всадник» рассказывают в обязательном порядке. И не только потому, что это бронза XIII века и оригинальная мини-скульптурка, но и потому что она имела практическое значение. Это замòк. Есть в нем какой-то секрет в виде стержня и замочной скважины, куда вставлялся ключ.
Останавливаются посетители также у фигуры коня, ряженного в булгарские доспехи. Его одежда - очень красочная. Непонятно, зачем это было нужно татарским ханам. Если – для военных походов, то неразумно, ведь маскировка под природу напрочь отсутствует.
В музее есть кинозал с большим монитором. Здесь проходит демонстрация документальных фильмов про Болгар, древних татар и раскопки. Заинтересованным лицам, наверняка, понравится такая возможность. Но у меня, поскольку я была с группой, время было ограниченно и под фильмы не предусмотрено.
Музей Болгарской цивилизации имеет уникальное месторасположение. Он как бы встроен и замурован в откосный рельеф берега Волги. Поэтому, все этажи кроме верхнего, находятся под землей. Часть откоса взята под стекло и имеет вид теплицы. Я заглянула фотокамерой под это стекло, но не поняла – что же там такое. Какие-то ямы с песком и землей. Возможно, банные кабинки знатных булгар, а, может быть и древние захоронения.
Внутри этой многоярусной постройки действуют лифты и эскалаторы, есть ресторан и смотровая площадка. Вид с косогора на Волгу – очень впечатлительный.
Вот так за один день, вернее за 5 часов чистого времени, я пробежалась галопом по Волжскому раскопу и городищу, посетила два музея, побывала на «огоньке» татарского пикника, приобрела сувенир-гигант под названием «карандаш-сучок» с надписью «Болгар». Привожу здесь его фотографию рядом с ручкой стандартного размера. Не древний артефакт, конечно, но память о поездке в Болгары.
За пять часов мною выполнен невероятный объем дел. Для полного ознакомления с древним городом, окутанным тайнами и мистикой, этих часов явно недостаточно. Крупинка в беге истории.
==ПАМЯТНЫЙ ЗНАК==
Памятный Знак в Болгаре – именно такой музей. Вернее – его часть, так как есть еще целых 6 этажей историко-археологической экспозиции, выставленной в здании на набережной Болгара. Первый этаж этого здания по совместительству выполняет роль речного вокзала. Здесь можно купить билет на теплоход до Казани и возвратиться в гостиницу речным транспортом. Можно отправиться и вниз по Волге вплоть до Астрахани, по пути изучая страну волгарей.
Но вернемся к Памятному Знаку. Сооружение с таким незатейливым названием было открыто для публики в 2012 году. Стоит Знак высоко на косогоре реки. Высота здания – с 10-этажный дом. Титанитовый купол, отливающий золотом, с полумесяцем виден практически со всех точек Волжского городища.
Своим трех-ярусным строением Знак напоминает Черную Палату городища. Отличие между ними – в количестве граней. У Черной Палаты – четыре грани, переходящие в восемь на втором ярусе. А у Знака – сразу с основания идут восемь граней. Восьмигранники вообще очень характерны для исламской архитектуры. Но почему так? Чем цифра «восемь» заслужила такое уважение? Смысл «восьмерки», конечно, религиозный. Дело в том, что трон Аллаха поддерживают 8 ангелов, которые взирают на 8 сторон света, пользуясь при этом восемью группами арабского алфавита. В этом и есть сакральный смысл восьмерки, так почитаемой в исламской культуре. Считается, что постройки-восьмигранники бережнее охраняются Аллахом, чем какие-либо теремки или избушки.
Снаружи сооружение отделано мрамором пастельного оттенка. В обрамлении около дверей и на дверях – витой восточный декор. Витражи на арочных проемах в голубых тонах - бесподобны. Купол сияет золотым светом. Восточная сказка!
Внутренний интерьер – тоже мраморный. Он скромен, но торжественен. Ведь надо, чтобы взоры посетителей были направлены на экспонаты, а не на стены и потолки. И все же! Потолок с изящной люстрой весом 1,5 тонны - это первое, что захватывает внимание посетителей. Под куполом – арабская вязь узоров, оказывается это написание 99 имен Аллаха.
Далее взгляд падает на пол – и бегущий по всей поверхности витиеватый узор арабесок просто пленит и не отпускает некоторое время. В убранстве зала нет ни камней, ни золота – но в этом и заключается магия по-восточному.
Изначально постройка «Памятный Знак» была задумана для одного-единственного экспоната – книги Корана, которую изготовили в супер-мега-макси-варианте, украсили ее самоцветами, лентами, орнаментами и выставили на постаменте. Следующие цифры наглядно показывают весомость и значимость книги Корана: толщина – 17 см, длина – 2 метра, ширина – 1,52 метра, вес – 800 кг. Каждая страница весит 250 г, а всего бумажных страниц в издании – 632. Экспонат позиционируется как «самый большой печатный Коран в мире», об этом есть сертификат из Книги рекордов Гиннеса. Обложка вся сверкает блеском драгоценных камней с инкрустацией из сусального золота и серебра. Малахит, топаз, бирюза, яшма – целый набор уральских самоцветов! Игра каменьев чарует и завораживает. И ты стоишь столбом, представляя себя в пещере сокровищ из сказки про Али Бабу. Сегодня Коран располагается в застекленной витрине, и любоваться им можно только через стекло. К постаменту за стеклом ведут ступеньки, можно подойти вплотную к хрупкому ограждению и вдоволь любоваться им. Обзор хороший. А вот, когда не было стекла, а был лишь постамент с ленточным ограждением, то увидеть всю эту красоту было затруднительно из-за невозможности заглянуть сверху на обложку. Что там говорить! «Брависсимо» итальянским мастерам!
Это не единственное в музее издание священного писания мусульман. Есть обширная коллекция Коранов поменьше. Они не такие помпезные, но тоже очень впечатляющие.
После осмотра Корана и некоторых экспонатов спускаемся в цокольный этаж. Здесь обустроены картинная галерея и витрины с артефактами. Среди них предметы ювелирного ремесла, некоторые монеты, найденные на раскопках городища, оригиналы и копии карт и письменных грамот. А вот и мозаичное панно из муранской смальты на тему 922 года, когда хан Алмуш принимал делегацию Багдадского Халифа, что и вылилось в добровольное принятие исламской религии и образование Волжской Булгарии. Называется панно «Принятие булгарами ислама». Автор: Фарит Валиуллин.
В этом же зале расположилась карта, изображающая маршрут Багдадского посольства. Карта – не из древних дней, а работа современного художника. Карта выглядит объемной, так как материалами для ее изготовления послужили мрамор, ракушечник и доломит. Рядом разместился документ – «Записки о путешествии на Волгу», автором которого является багдадский посол в Болгарах Ибн-Фадлан.
За стеклами витрин располагаются истинные раритеты: книги XIX и начала XX века. Среди них – настоящие шедевры, как, например, татарский просветительский календарь. Вот – учебник арабской грамматики, турецкие и татарские периодические издания, духовные книги на полуистлевших страницах. Есть издание Государственного исторического музей о волжских булгарах.
Есть и экспозиция картин татарских художников, в той или иной мере отображающих жизнь народа древней Булгарии.
А вот и стеллажи с музейной утварью. В "Памятном Знаке" их немного. Основная экспозиция с настоящими артефактами хранится в Музее Болгарской Цивилизации.
==МУЗЕЙ БОЛГАРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ==
Тему артефактов, собранных в Памятном Знаке, продолжает Музей Болгарской Цивилизации. Как я уже сказала, он совмещен с речным вокзалом, занимающим первый этаж. Музей был открыт в 2013 году. Это целых 6 этажей предметов древности: кухонная утварь, изделия из камня и керамики, оружие, предметы одежды из ткани и кожи, рыболовные и земледельческие инструменты, разные карты, коллекции посуды, мебели и другого антиквариата.
Интересна витрина, воспроизводящая реконструированные облики болгарских жителей XIII века.
Здесь же можно посмотреть макеты ханских усадьб, дворцов, минаретов. Особое место занимает композиция-макет Волжского городища, на котором четко видны все детали и планировка: от рва, окружающего комплекс до ханских палат.
Роскошь интерьера фойе, где находится шикарная статуя национальному поэту и просветителю Татарстана Кул Гали, здесь сразу бросается в глаза. Восточный стиль правит бал: отделка из натурального камня, колоритный орнамент из сказок Шехерезады на полу и по потолочным перекладинам. Хотя, вероятно, это цитаты из древних сур или какие-то арабские письмена. Великий мыслитель и просветитель XIII века изображен сидящим на ковре: в одной руке держит перо, в другой книгу – как и подобает ученому человеку. Перед ним – раскрытая духовная книга, установленная на крестообразной восточной подставке. Такую Маша из «Орла и Решки» покупала где-то в Бухаре. Не смотрела бы я тот выпуск, не догадалась бы, что этот предмет – подставка для книг.
Об экспонате «Маклашеевский всадник» рассказывают в обязательном порядке. И не только потому, что это бронза XIII века и оригинальная мини-скульптурка, но и потому что она имела практическое значение. Это замòк. Есть в нем какой-то секрет в виде стержня и замочной скважины, куда вставлялся ключ.
Останавливаются посетители также у фигуры коня, ряженного в булгарские доспехи. Его одежда - очень красочная. Непонятно, зачем это было нужно татарским ханам. Если – для военных походов, то неразумно, ведь маскировка под природу напрочь отсутствует.
В музее есть кинозал с большим монитором. Здесь проходит демонстрация документальных фильмов про Болгар, древних татар и раскопки. Заинтересованным лицам, наверняка, понравится такая возможность. Но у меня, поскольку я была с группой, время было ограниченно и под фильмы не предусмотрено.
Музей Болгарской цивилизации имеет уникальное месторасположение. Он как бы встроен и замурован в откосный рельеф берега Волги. Поэтому, все этажи кроме верхнего, находятся под землей. Часть откоса взята под стекло и имеет вид теплицы. Я заглянула фотокамерой под это стекло, но не поняла – что же там такое. Какие-то ямы с песком и землей. Возможно, банные кабинки знатных булгар, а, может быть и древние захоронения.
Внутри этой многоярусной постройки действуют лифты и эскалаторы, есть ресторан и смотровая площадка. Вид с косогора на Волгу – очень впечатлительный.
Вот так за один день, вернее за 5 часов чистого времени, я пробежалась галопом по Волжскому раскопу и городищу, посетила два музея, побывала на «огоньке» татарского пикника, приобрела сувенир-гигант под названием «карандаш-сучок» с надписью «Болгар». Привожу здесь его фотографию рядом с ручкой стандартного размера. Не древний артефакт, конечно, но память о поездке в Болгары.
За пять часов мною выполнен невероятный объем дел. Для полного ознакомления с древним городом, окутанным тайнами и мистикой, этих часов явно недостаточно. Крупинка в беге истории.
Стоимость | 1200 ₽ |
Год посещения | 2015 |
Общее впечатление | Древние артефакты и восточная роскошь в одном флаконе. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву56
на днях по ТВ об этом была передача.
Я вот там не была.((
Спасибо Вам, что читаете мои прошлые отзывы! :)