Отзыв: Фильм "Тюремный эксперимент в Стэнфорде" (2015) - Великий Экспериментатор, или Сумасшедший профессор?
Достоинства: Теперь дикая природа человека научно доказана
Недостатки: Затрудняюсь сюда что-либо вписать
Фильм "Тюремный эксперимент в Стэнфорде" сразу привлек своей оригинальностью - ничего подобного я раньше не смотрела, хотя говорят, кинематографические аналоги уже были. Но для меня это что-то новое, а с психологической подоплекой - вдвойне интереснее, поэтому просмотр картины был отложен не на пару месяцев, как это нередко бывает, а всего на пару недель.
Смысл фильма в том, что профессор Стэнфордского университета Зимбардо набрал для имитации тюремной зоны в одном из подвалов этого престижного учебного заведения в качестве охранников и заключенных 24 добровольца за 15 долларов в день: молодые и, казалось бы, здоровые во всех отношениях мужчины частично в результате интервьюирования, частично просто подбрасыванием монетки были распределены в разнополюсные группы - охранники и заключенные. Затрудняюсь сказать, в какое время это происходило, но судя по патлатости избранных это были года 70-е.
Задачей экспериментатора было руками охранников создать неестественные для современного человека из группы заключенных условия. Полное лишение индивидуальности - тюремные номера вместо нормальных имен, женские тряпки без нижнего белья, дезориентация во времени, пространстве и ситуации уже на второй день вывели из строя здоровенных физически, но морально раздавленных мужиков. Долго думала, что у них такое на головах, пока не прочитала описание реального эксперимента профессора Зимбардо, который (ну да) имел место в 1971 году, - на головах у них плотные колготки, символизирующие обритую голову.
Охранники вжились в роль прямо-таки с первых секунд: безнаказанность, природные садистские наклонности, сопротивление или отсутствие сопротивления заключенных (как оказалось - это не так уж и важно) распаляли их все больше и больше. Заключенные в долгу не оставались: психологически несдержанный, дерзкий бунтарь Номер 8612 поднял революцию, но сдулся на второй день до мощного психологического срыва и его отпустили из эксперимента. Непредсказуемые повороты событий, изощренная садистская фантазия нескольких охранников, которые ради возможности поиздеваться над ближним выходили на работу не в свою смену или оставались на сверхурочные неоплачиваемые дежурства.
Наказанием за любую провинность могло быть лишение сна, еды, физические упражнения (прыжки, приседания, отжимания - ну хоть форму физическую подтянули...). Через-два три дня группа цветущих заключенных превратилась в деморализованных и совершенно разбитых мужчин.
Отдельной фигурой всего фильма является сам профессор Зимбардо. Он настолько слился со своим экспериментальным детищем, что и сам стал верить в реальность происходящего: лихорадочно блестящие глаза, нежелание остановить свои психологические опыты даже после того, как его покинули некоторые из коллег и отбывшие когда-то настоящий тюремный срок консультанты, даже ссора с невестой-психологом, которая усомнилась в этичности происходящего, не сразу заставили его остановиться. Зато получил бесценные материалы на многие годы дальнейшей работы, которые достались ему ценою шести дней моральных издевательств над группой "заключенных".
В силу того, что эксперимент в нужной колее сдержать не удалось, и он моментально вышел из-под контроля, Зимбардо принял решение прекратить его уже на шестой день вместо положенного двухнедельного срока. Многие охранники были очень расстроены, что им не дали наиграться вдоволь, - наверно, они согласились бы доплатить сами, лишь бы еще продлить собственные удовольствия.
Каких-то особенно знакомых актеров не было, кроме разве что вновь прибывшего вместо досрочно выбывших заключенного Номер 416, объявившего голодовку - Томас Манн отлично сыгрыл главную роль в фильме "Я, Эрл и умирающая девушка".
Теперь мое мнение о фильме "Тюремный эксперимент в Стэнфорде": я его, конечно, посоветую - сильная вещь. Не скажу, что стал большой неожиданностью такой поворот дела, но смотреть было интересно: что еще придумает больная человеческая фантазия и каков предел психологических издевательств, которые может выдержать человек.
Смысл фильма в том, что профессор Стэнфордского университета Зимбардо набрал для имитации тюремной зоны в одном из подвалов этого престижного учебного заведения в качестве охранников и заключенных 24 добровольца за 15 долларов в день: молодые и, казалось бы, здоровые во всех отношениях мужчины частично в результате интервьюирования, частично просто подбрасыванием монетки были распределены в разнополюсные группы - охранники и заключенные. Затрудняюсь сказать, в какое время это происходило, но судя по патлатости избранных это были года 70-е.
Задачей экспериментатора было руками охранников создать неестественные для современного человека из группы заключенных условия. Полное лишение индивидуальности - тюремные номера вместо нормальных имен, женские тряпки без нижнего белья, дезориентация во времени, пространстве и ситуации уже на второй день вывели из строя здоровенных физически, но морально раздавленных мужиков. Долго думала, что у них такое на головах, пока не прочитала описание реального эксперимента профессора Зимбардо, который (ну да) имел место в 1971 году, - на головах у них плотные колготки, символизирующие обритую голову.
Охранники вжились в роль прямо-таки с первых секунд: безнаказанность, природные садистские наклонности, сопротивление или отсутствие сопротивления заключенных (как оказалось - это не так уж и важно) распаляли их все больше и больше. Заключенные в долгу не оставались: психологически несдержанный, дерзкий бунтарь Номер 8612 поднял революцию, но сдулся на второй день до мощного психологического срыва и его отпустили из эксперимента. Непредсказуемые повороты событий, изощренная садистская фантазия нескольких охранников, которые ради возможности поиздеваться над ближним выходили на работу не в свою смену или оставались на сверхурочные неоплачиваемые дежурства.
Наказанием за любую провинность могло быть лишение сна, еды, физические упражнения (прыжки, приседания, отжимания - ну хоть форму физическую подтянули...). Через-два три дня группа цветущих заключенных превратилась в деморализованных и совершенно разбитых мужчин.
Отдельной фигурой всего фильма является сам профессор Зимбардо. Он настолько слился со своим экспериментальным детищем, что и сам стал верить в реальность происходящего: лихорадочно блестящие глаза, нежелание остановить свои психологические опыты даже после того, как его покинули некоторые из коллег и отбывшие когда-то настоящий тюремный срок консультанты, даже ссора с невестой-психологом, которая усомнилась в этичности происходящего, не сразу заставили его остановиться. Зато получил бесценные материалы на многие годы дальнейшей работы, которые достались ему ценою шести дней моральных издевательств над группой "заключенных".
В силу того, что эксперимент в нужной колее сдержать не удалось, и он моментально вышел из-под контроля, Зимбардо принял решение прекратить его уже на шестой день вместо положенного двухнедельного срока. Многие охранники были очень расстроены, что им не дали наиграться вдоволь, - наверно, они согласились бы доплатить сами, лишь бы еще продлить собственные удовольствия.
Каких-то особенно знакомых актеров не было, кроме разве что вновь прибывшего вместо досрочно выбывших заключенного Номер 416, объявившего голодовку - Томас Манн отлично сыгрыл главную роль в фильме "Я, Эрл и умирающая девушка".
Теперь мое мнение о фильме "Тюремный эксперимент в Стэнфорде": я его, конечно, посоветую - сильная вещь. Не скажу, что стал большой неожиданностью такой поворот дела, но смотреть было интересно: что еще придумает больная человеческая фантазия и каков предел психологических издевательств, которые может выдержать человек.
Время использования | 2 часа |
Общее впечатление | Великий Экспериментатор, или Сумасшедший профессор? |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву21
А мне вот еще подумалось - хорошо, что дальше не пошли: женская имитация тюрьмы, или женщины-охранники, мужчины-заключенные. Хотя кто его знает, может и такое есть