Отзыв: Книга "Король и Шут. Между Купчино и Ржевкой..." - Александр Балунов - Мы в ответе за тех, кого придумали...
Достоинства: самая полная биография группы, подробный разбор песен, интервью с участниками и не только, стиль изложения
Недостатки: нет
Спустя три года после смерти Михаила Горшенева и развала Короля и Шута один человек таки собрался с мыслями и смог написать биографию этой уникальной во всех смыслах музыкальной группы. Этим человеком оказался бывший басист Александр Балунов. Не лидер группы, но один из основателей, и самый преданный и близкий друг Горшка.
"Между Купчино и Ржевкой" на данный момент самая полная и подробная книга о Короле и Шуте. Все предыдущие рукописи, как говорится, рядом не лежали. В ней 99 глав, в которых отражены история знакомства музыкантов, идея создания группы, полный разбор песен всех альбомов вплоть до 2006-го года, интересные детали концертных туров, курьезные случаи и тонна всего прочего. Я не буду отдельно описывать здесь для примера какие-то интересные факты истории - просто чтобы никого не обламывать. Скажу просто - каждый человек, к которому эта группа забралась в душу, просто обязан прочитать эту книгу.
А поговорить мне хочется скорее о необычности Короля и Шута, поскольку эта группа стала настоящим феноменом на российской рок-сцене.
Они считали себя панками, но при этом воспринимались совершенно по иному. Настоящим двигателем российского панк-рока всегда были и до сих пор остаются Наив и Тараканы. Король и шут стоял особняком и был панком скорее в текстовом плане, чем в музыкальном.
Помнится, в одном из интервью Борис Гребенщиков дал очень тонкое определение этому понятию: "Панк - это не давание другим думать за себя". Многие критики считали сказочный стиль Шутов несерьезным, наивным и отчасти детским. Мол, на рок-сцене о таком не поют. Как по мне, так формат сказок в песнях на порядок лучше философий и псевдофилософий, которыми пытаются загрузить голову слушателю другие группы. Под псевдофилософией я подразумеваю срифмованное нечто, написанное, как правило, по-пьяни, и якобы содержащее цельную авторскую мысль. Для групп, основанный в 90-х и ранее, такое почти не характерно, а вот для современного поколения - сплошь и рядом. Тексты представляют собой хаос из образов и мыслей, не несущих в себе какую-либо ценность.
И на этом фоне тексты Шутов своей простотой и доступностью просто выносят мозг. Их одинаково хорошо поймет и взрослый, и ребенок. При этом, если вдумываться, практически в каждом из них есть глубина. Ведь где сказка, там и мораль.
Фольклорный стиль текстов подкупает еще и наличием сюжета, что для песен вообще не характерно. При этом большинство историй выстроено по всем литературным канонам - с завязкой, кульминацией и развязкой. И здесь раскрывается талант главного автора песен - Князя. Он умеет грамотно работать с интригой. Умеет ее вовремя раскрывать. Вспоминая собственные юношеские эмоции от прослушивания новых альбомов этой группы, у меня часто было ощущение будто на последнем четверостишии большинства песен кто-то неведомый каждый раз ударял подушкой меня по голове. Князь очень умело раскрывал интригу очередной истории и эта интрига переворачивала твое сознание, вызывая на несколько секунд полный ступор. У определенной категории фильмов есть этот эффект: когда концовка создает смысловую ловушку, из-за которой твое восприятие сюжета оказывается неверным от какой-то неизвестной тебе ключевой детали. И когда тебе ее таки показывают в финале, ты понимаешь, что все это время сценарист водил тебя за нос. И как не странно, это было приятно. В песнях Шутов был этот эффект. Эффект, который никто кроме них в песенном формате создать не мог.
Но Король и Шут это не только сказочный мир. Это атмосфера и энергетика на концертах, которые по большей части создавали двое лидеров. И наверное, в русском роке это был лучший тандем исполнителей. Причем не только исполнительский, но и авторский. Горшок своей музыкой умело подчеркивал настроение князевских текстов. Именно он придумал любимые и узнаваемые мотивы большинства шутовских хитов. И тем серьезнее контраст, когда сейчас ты включаешь Северный флот (группа бывших музыкантов Короля и Шута) и не слышишь ничего гениального в их музыке. Дело не в сменившемся музыкальном стиле. Дело в людях, в которых попросту нет искры писать классную музыку. Мелодизм Короля и Шута полностью заслуга Горшка.
В жизни группы можно выделить два громких события: уход Балу и уход Князя. В книге они описаны напрямую от лица участников. Про свой уход и обстоятельства с ним связанные рассказывает сам автор, а про расставание с Князем рассказывает, собственно, сам Князь, в форме интервью.
И вообще, в этой книге много людей и интервью с их участием. Помнится, в книге об Аматори мне очень нравилось, что сами музыканты разбирали свое творчество буквально попесенно. Здесь абсолютно такой же подход. В разборе шутовского творчества участвуют Балу, Князь и скрипачка Маша. Думаю, излишне будет писать, что куча интересных фактов об истории создания любимых песен отражены именно на этих страницах.
Ну а финал данной книги очень минорный. Даже не потому, что группы нет, а потому что ключевой ее участник ушел из жизни. Балу, конечно же, рассказывает свою личную версию событий, свое виденье. И здесь каждый волен для себя решить - доверять его словам или нет. В эту историю, пожалуй, стоит немного углубится и рассказать поподробнее.
После ухода из группы Балу и Князя в группе каждый стал сам за себя. Горшку же, как человеку, который не раз безуспешно завязывал с наркотиками, нужна была поддержка и забота. По гороскопу он Лев, а Львам необходимо ощущать чужую заботу и очень важно, чтобы кто-то говорил им, что они сильные. А говорить было некому. Есть даже определенный символизм в том, что последняя студийная песня, которую он записал, называется "На краю". И начинается она со слов "Хватит притворятся живым...".
В книге Балунов ни в кого не тыкает пальцем и не называет виноватых. В аннотации он прямо пишет, что это книга о друзьях и для друзей. Но факт, что часть из этих "друзей" официально отказалась участвовать в ее создании, на мой взгляд, игнорировать нельзя. Сейчас в ВК существует одна единственная группа об этом музыкальном коллективе - "Архивы Король и Шут". В должности администраторов в ней Балу и Князь. То есть именно эти люди сейчас занимаются сохранением памяти о группе. А где же остальные...? А остальные рубят бабло на концертах, исполняя кишовские песни.
Конечно же, кто-то скажет, что ребята из Северного флота просто не останавливаются - создали новую группу и идут своим путем. И в целом это правильно, я соглашусь. Но всегда нужно помнить, благодаря чему и кому ты стал тем, кем являешься. И вот с памятью у участников этой группы видимо большие проблемы. Почему за три года так и не был снят хороший качественный фильм о группе (поделка "Король шутов" не в счет)? Почему за это время не написано ни одной книги? И главное, почему когда таки кто-то решился ее написать, не помочь ему в этом!? Я не могу этого понять... Ради общего дела, общей памяти, памяти о друге нужно уметь забивать на личные обиды.
По факту в создании данной книги поучаствовали только те, кто по-настоящему жил и дышал Королем и Шутом - Балу, Князь, Маша и басист Захар. Остальные не соизволили. Для меня, как фаната группы, это показатель их преданности и их отношения к памяти погибшего друга.
Но я не хочу заканчивать этот текст словами о продажных с*ках, коих всегда было и будет в избытке.
Король и шут навечно записал себя в список Легенд русского рока. И как Кино и Сектор Газа, эта группа бессмертна. Их уникальный сказочный сеттинг раз за разом продолжает манить к себе, даря волшебную возможность попасть в иную реальность с целым набором удивительных персонажей и их личными историями. Это каждый раз будит в тебе ребенка, заставляя дико работать вялое и дряхлое взрослое воображение. У сказок есть особенность - они не умирают. Они живут в нас. Напоминая кто и когда их нам подарил.
"Между Купчино и Ржевкой" на данный момент самая полная и подробная книга о Короле и Шуте. Все предыдущие рукописи, как говорится, рядом не лежали. В ней 99 глав, в которых отражены история знакомства музыкантов, идея создания группы, полный разбор песен всех альбомов вплоть до 2006-го года, интересные детали концертных туров, курьезные случаи и тонна всего прочего. Я не буду отдельно описывать здесь для примера какие-то интересные факты истории - просто чтобы никого не обламывать. Скажу просто - каждый человек, к которому эта группа забралась в душу, просто обязан прочитать эту книгу.
А поговорить мне хочется скорее о необычности Короля и Шута, поскольку эта группа стала настоящим феноменом на российской рок-сцене.
Они считали себя панками, но при этом воспринимались совершенно по иному. Настоящим двигателем российского панк-рока всегда были и до сих пор остаются Наив и Тараканы. Король и шут стоял особняком и был панком скорее в текстовом плане, чем в музыкальном.
Помнится, в одном из интервью Борис Гребенщиков дал очень тонкое определение этому понятию: "Панк - это не давание другим думать за себя". Многие критики считали сказочный стиль Шутов несерьезным, наивным и отчасти детским. Мол, на рок-сцене о таком не поют. Как по мне, так формат сказок в песнях на порядок лучше философий и псевдофилософий, которыми пытаются загрузить голову слушателю другие группы. Под псевдофилософией я подразумеваю срифмованное нечто, написанное, как правило, по-пьяни, и якобы содержащее цельную авторскую мысль. Для групп, основанный в 90-х и ранее, такое почти не характерно, а вот для современного поколения - сплошь и рядом. Тексты представляют собой хаос из образов и мыслей, не несущих в себе какую-либо ценность.
И на этом фоне тексты Шутов своей простотой и доступностью просто выносят мозг. Их одинаково хорошо поймет и взрослый, и ребенок. При этом, если вдумываться, практически в каждом из них есть глубина. Ведь где сказка, там и мораль.
Фольклорный стиль текстов подкупает еще и наличием сюжета, что для песен вообще не характерно. При этом большинство историй выстроено по всем литературным канонам - с завязкой, кульминацией и развязкой. И здесь раскрывается талант главного автора песен - Князя. Он умеет грамотно работать с интригой. Умеет ее вовремя раскрывать. Вспоминая собственные юношеские эмоции от прослушивания новых альбомов этой группы, у меня часто было ощущение будто на последнем четверостишии большинства песен кто-то неведомый каждый раз ударял подушкой меня по голове. Князь очень умело раскрывал интригу очередной истории и эта интрига переворачивала твое сознание, вызывая на несколько секунд полный ступор. У определенной категории фильмов есть этот эффект: когда концовка создает смысловую ловушку, из-за которой твое восприятие сюжета оказывается неверным от какой-то неизвестной тебе ключевой детали. И когда тебе ее таки показывают в финале, ты понимаешь, что все это время сценарист водил тебя за нос. И как не странно, это было приятно. В песнях Шутов был этот эффект. Эффект, который никто кроме них в песенном формате создать не мог.
Но Король и Шут это не только сказочный мир. Это атмосфера и энергетика на концертах, которые по большей части создавали двое лидеров. И наверное, в русском роке это был лучший тандем исполнителей. Причем не только исполнительский, но и авторский. Горшок своей музыкой умело подчеркивал настроение князевских текстов. Именно он придумал любимые и узнаваемые мотивы большинства шутовских хитов. И тем серьезнее контраст, когда сейчас ты включаешь Северный флот (группа бывших музыкантов Короля и Шута) и не слышишь ничего гениального в их музыке. Дело не в сменившемся музыкальном стиле. Дело в людях, в которых попросту нет искры писать классную музыку. Мелодизм Короля и Шута полностью заслуга Горшка.
В жизни группы можно выделить два громких события: уход Балу и уход Князя. В книге они описаны напрямую от лица участников. Про свой уход и обстоятельства с ним связанные рассказывает сам автор, а про расставание с Князем рассказывает, собственно, сам Князь, в форме интервью.
И вообще, в этой книге много людей и интервью с их участием. Помнится, в книге об Аматори мне очень нравилось, что сами музыканты разбирали свое творчество буквально попесенно. Здесь абсолютно такой же подход. В разборе шутовского творчества участвуют Балу, Князь и скрипачка Маша. Думаю, излишне будет писать, что куча интересных фактов об истории создания любимых песен отражены именно на этих страницах.
Ну а финал данной книги очень минорный. Даже не потому, что группы нет, а потому что ключевой ее участник ушел из жизни. Балу, конечно же, рассказывает свою личную версию событий, свое виденье. И здесь каждый волен для себя решить - доверять его словам или нет. В эту историю, пожалуй, стоит немного углубится и рассказать поподробнее.
После ухода из группы Балу и Князя в группе каждый стал сам за себя. Горшку же, как человеку, который не раз безуспешно завязывал с наркотиками, нужна была поддержка и забота. По гороскопу он Лев, а Львам необходимо ощущать чужую заботу и очень важно, чтобы кто-то говорил им, что они сильные. А говорить было некому. Есть даже определенный символизм в том, что последняя студийная песня, которую он записал, называется "На краю". И начинается она со слов "Хватит притворятся живым...".
В книге Балунов ни в кого не тыкает пальцем и не называет виноватых. В аннотации он прямо пишет, что это книга о друзьях и для друзей. Но факт, что часть из этих "друзей" официально отказалась участвовать в ее создании, на мой взгляд, игнорировать нельзя. Сейчас в ВК существует одна единственная группа об этом музыкальном коллективе - "Архивы Король и Шут". В должности администраторов в ней Балу и Князь. То есть именно эти люди сейчас занимаются сохранением памяти о группе. А где же остальные...? А остальные рубят бабло на концертах, исполняя кишовские песни.
Конечно же, кто-то скажет, что ребята из Северного флота просто не останавливаются - создали новую группу и идут своим путем. И в целом это правильно, я соглашусь. Но всегда нужно помнить, благодаря чему и кому ты стал тем, кем являешься. И вот с памятью у участников этой группы видимо большие проблемы. Почему за три года так и не был снят хороший качественный фильм о группе (поделка "Король шутов" не в счет)? Почему за это время не написано ни одной книги? И главное, почему когда таки кто-то решился ее написать, не помочь ему в этом!? Я не могу этого понять... Ради общего дела, общей памяти, памяти о друге нужно уметь забивать на личные обиды.
По факту в создании данной книги поучаствовали только те, кто по-настоящему жил и дышал Королем и Шутом - Балу, Князь, Маша и басист Захар. Остальные не соизволили. Для меня, как фаната группы, это показатель их преданности и их отношения к памяти погибшего друга.
Но я не хочу заканчивать этот текст словами о продажных с*ках, коих всегда было и будет в избытке.
Король и шут навечно записал себя в список Легенд русского рока. И как Кино и Сектор Газа, эта группа бессмертна. Их уникальный сказочный сеттинг раз за разом продолжает манить к себе, даря волшебную возможность попасть в иную реальность с целым набором удивительных персонажей и их личными историями. Это каждый раз будит в тебе ребенка, заставляя дико работать вялое и дряхлое взрослое воображение. У сказок есть особенность - они не умирают. Они живут в нас. Напоминая кто и когда их нам подарил.
Общее впечатление | Мы в ответе за тех, кого придумали... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву43
Многие гениальные люди стремясь сообщить слушателям о глобальных проблемах или поделиться информацией используют несерьезные жанры, юмор, сатиру, элементы фольклора. Потому что человек, решившийся изложить подобное открытым текстом априори подписывает себе смертный приговор. А дальше уже вступает в силу поговорка «умный не скажет, дурак не догадается». Назвать сказки шутов поверхностными могут только недалекие люди с мнением, подслушанным из телевизора.
Ну а то, что таких людей начинают ценить только после смерти факт печальный, но никого не удивляющий. Как и стремление *прилипал * извлечь выгоду из памяти талантливого человека.
За упоминание львиной натуры отдельный плюсик.)
У Шутов была особенность - быть неординарными не только по отношению к поп-культуре, но и среди коллег по цеху. Это настоящий образец жанра "хоррор" в песенном формате. Их прямые отсылки к Лавкрафту в последних альбомах это лишний раз доказывают.
Их песни подкупают доступностью и атмосферой, от чего воспринимаются очень легко и быстро запоминаются. Наше поколение хорошо помнит ощущения, когда мама или бабушка читали нам сказки на ночь. В них добро всегда побеждало зло. В песнях Шутов не всегда так. Но и мы уже вроде как не дети) И все-таки вот этот фольклорный настрой умудряется на короткое время окунуть нас в детство :)
"Кукрыниксы" не хуже, они просто другие) Помню их шутливую песенку "Чучело", с приветом "КиШу", забавно - но не их стиль. Лёше подходят песни другого рода.
Мне ранние Кукры нравились, там не было излишней готичности и в целом аранжировки были гораздо бодрее. Последний альбом - так вообще пару песен себе оставил. Уже не то.
А Князь - да! У него с музыкой и подачей полный порядок. Ему бы бэк-вокалиста, который бы помогал на "нижних нотах" петь на манер Горшка - получилось бы еще атмосфернее. А так-то он много шутовских тем на концертах поет, на передаче об этом говорил. Молоток!
Но не моя тема, я Кино слушала, слушаю и буду…
Спасибо за отзыв - он восхитительный!
Я бы к панку скорее отнес ГроБ и Сектор Газа…
Но отзыв отличный, видно что вам нравилась эта группа))
По-моему, бессмысленность текстов - как раз тренд 90-х.
С другой стороны, мое предвзятое отношение к современным молодежным группам и к тому, что они поют, тоже в определенной степени можно списать на мою старость))
А в 90-е на слуху были Би-2, Агата Кристи, Наутилус, Алиса. Тексты там понимают только большие любители.
А если брать упомянутые НАИВ и Тараканов, то в 90-е их как-то не сильно было слышно.
Говоря про сегодняшний день, хорошо, если можно похвастаться знанием хотя бы 10% команд. Сегодня больше выбор, шлака не мало, но можно слушать то, что нравится, а не только то, что есть.
НАИВ и Тараканы вышли из андеграунда как раз в нулевые уже будучи с солидной армией фанатов. И именно они, и Сектор Газа были основоположниками русского панк-рока. Сейчас панк играет каждая вторая команда и в их творчестве нет ничего уникального и запоминающегося. Любой может купить гитару и начать лабать. В 90-е же был редкий дефицит по музыкальному оборудованию, его достать было большим успехом.
А на счет групп - в том и суть, что нравится в нынешнее время как раз все, что со стажем 10+) Время является прямым показателем зрелости музыкального коллектива, и количества умных слов в их произведениях. Согласен, выбор есть и это хорошо. Но это, к сожалению, не прибавляет мозгов музыкальной молодятине. Что, в свою очередь, заставляет обращать внимание на уже проверенные и хорошо знакомые коллективы.