Отзыв: Фильм "Искусственный разум" (2001) - - Усик...Сократ...Частица...Децибел...Ураган...Дельфин...Тюльпан...Моника. Дэвид. - Я люблю тебя, мама. (с)
Достоинства: Я не знаю более профессионально снятой картины: сюжет, его воплощение, идея, актеры, музыка - все сделано с полной отдачей.
Недостатки: Нет
Не сочтите бредом мое "общее впечатление" - всего лишь процитировала одну из самых трогательных сцен фильма. Правда, тут сцен этих... Женщинам при просмотре: пройдете весь путь от набегающих слез до всхлипываний, а потом и до рыданий в голос. Дядькам - если будете смотреть в одиночестве, всплакнете. Если при семье - сдержитесь, вы же все невозможно брутальные, но покурить скорее всего будете отлучаться чаще, чем обычно. Поверьте, я не слезливая тетка, меня еще фиг прошибешь. Но я готова спорить с самым разнузданным и разудалым циником/скептиком - фильм и вас проймет.
Если такие чувства, как жалость, сопричастность, ответственность за чужую жизнь не пустой звук, если вы в состоянии осмыслить великое, святое, пропустить через себя - посмотрите. Отодвиньте к черту все закладки на Отзовике, я убедительно вас прошу! Фильм того стоит - без вариантов. И не переживайте за свою хрупкую психику, давление или что у вас там, это всего лишь фильм. Но сильный. Но Стивена Спилберга. Но с Хейли Осментом.
Для меня "Искусственный разум" относится к той категории фильмов, которые "люблю, но часто пересматривать не могу". Переживания, вызываемые этим фильмом, слишком сильны. Ну, чтобы сравнить степень воздействия: это как "Дом, в котором" Мириам Петросян. Такие вещи становятся для нас целым миром, вызывают "похмелье", заставляют думать, взывают к самому лучшему, что в нас есть, развивают, очищают и улучшают.
Имена, которые я назвала выше, стали кинобрендом. Стивен Спилберг, сценарист и режиссер - он же знак качества. Его после выхода фильма в прокат в чем только не упрекали: и за создание слезливой мелодрамы, и за изменение задумки Стэнли Кубрика, и за "претензию на моралитэ". Помните Шарикова Полиграфа Полиграфовича, который тоже обо всем имел своем мнение и даже смел "думать"? Не зная ничего, не умея даже писать грамотно, не умея мыслить, анализировать, сравнивать... А с каких пор произведения, взывающие к человеческой морали, стали называться "претенциозными"?
Ну что ж, тут каждому свое, "кому и кобыла - невеста". У нас сейчас так много критиков, претендующих на оригинальность в ущерб адекватности, что... ладно, хватит, а то меня запикивать придется.
Однако, к фильму.
Сюжет его многогранен, сложен, но это никак не мешает восприятию. Действие переносит зрителя в далекое будущее, где после экологической катастрофы люди вынуждены жить, ограничивая себя в некоторых аспектах, в частности, в количестве детей. Но есть выход: роботы. Новейшие, высокотехничные настолько, что способны на бескорыстную, истинную, святую любовь. Но... мы прекрасно знаем, что чужая любовь нас и в реальности ни к чему не обязывает, мы запросто плюем на нее, можем раздавить, растоптать, посмеяться над ней. Куда уж там машине нас растрогать, вызвать ответное чувство...
Вот от это чувства неразделенной любви мальчика к маме, от его тоски, безысходности и рождаются все сюжетные линии-перипетии: одиссея по миру людей/роботов, новые знакомства, новые трагедии, обманутые надежды, реалистичные иллюзии, жестокость, борьба за жизнь, столкновения миров. Сколько километров нужно пройти, когда преследуешь цель? Сколько времени ждать у закрытой двери, стучать в нее, прежде чем откроют?
Весь фильм - это сплошное противопоставление миров, чувств, ситуаций.
Мир роботов оказывается куда как человечнее и сложнее мира людей: это им свойственно товарищество, самопожертвование, взаимовыручка. Что остается людям? Жить, развлекаясь в меру своей испорченности, принимать решения, не руководствуясь ни голосом сердца, ни совестью, а проблему выбора решать, руководствуясь целесообразностью.
Необыкновенно силен в фильме христианский посыл. Здесь "любовь долготерпит" следует воспринимать в самом прямом значении, молитва настолько пронзительна, что просто не может не дойти, не может не быть услышанной. А как полно раскрывается тема о человеке как таковом! Что делает нас людьми? Спилберг не загадывает загадок, его "Искусственный разум" - это ответ. Думаю, всего две вещи: способность бескорыстно любить и способность пережить любое страдание ради любви. И всё. Эти вещи обеспечат все остальное, воспитают лучшие человеческие качества, сделают героем даже мальчишку.
Странным показалось мне следующее: практически весь фильм - это действие, в котором масса участников, ведущих диалоги, совершающих поступки и проч. Пусть фантастическая и жестокая, но это реальность того мира, воспринимаемая безоговорочно, без излишней сказочности (потому что от нашей отличается разве что технологиями). Но вот долгожданный финал и... появляется закадровый голос. Теперь действие замедляется, персонажи разговаривают куда как меньше. Их остается только двое: сын, мать и этот голос, обращенный только к зрителю, будто сказку рассказывающий. И это для меня звучит зловеще, будто все. что было до - вот это была правда, и финал - это фантазия на тему Пиноккио. И если я правильно поняла задумку режиссера, то, наверное, правильна его идея - уничтожить мир человека, ни одному из нас не оставить шанса. Предав то, о чем я писала выше, забыв о самом главном - чего мы стоим?
Среди актеров выделю двоих. Красавец Джуд Лоу, сыгравший робота-любовника, вобрал в себя все заштампованные качества прожженного ловеласа. Его банальные, но такие желанные речи, его бравурные, отточенные движения - ну просто идеальный жеребец.
Ну а Осмент - это вообще актерище. Я знаю его по "Шестому чувству", "Заплати другому" - уже тогда, будучи еще совсем маленьким, он мог запросто переиграть любого взрослого коллегу. На момент выходы "Искусственного разума" парнишке было всего 13 лет, и мне кажется, только он один и мог воплотить все те чувства, эмоции, которые пережил его персонаж, "сделать" на экране этот драматический образ. Очень хочется помнить его маленьким, не хочу ничего знать о "Иоганутых", в котором он вроде как снимался - боюсь лишить себя эйфорической памяти. Не представляю его в комедии вообще: внешность не та!
Картина на удивление цельная, ни одной сцены, диалога, персонажа не вырежешь. Атмосферность, какая-то высшая мудрость, профессионализм каждого, кто прикоснулся к ее созданию сделали ее фильмом на долгие десятилетия. Такие картины выходят далеко не каждый год. И пусть некоторые сцены с Лоу отчасти фривольны, я обязательно прослежу, чтобы моя 14-летняя дочь посмотрела этот фильм. И вы, если не видели - не лишайте себя фильма, устраните этот пробел.
Если такие чувства, как жалость, сопричастность, ответственность за чужую жизнь не пустой звук, если вы в состоянии осмыслить великое, святое, пропустить через себя - посмотрите. Отодвиньте к черту все закладки на Отзовике, я убедительно вас прошу! Фильм того стоит - без вариантов. И не переживайте за свою хрупкую психику, давление или что у вас там, это всего лишь фильм. Но сильный. Но Стивена Спилберга. Но с Хейли Осментом.
Для меня "Искусственный разум" относится к той категории фильмов, которые "люблю, но часто пересматривать не могу". Переживания, вызываемые этим фильмом, слишком сильны. Ну, чтобы сравнить степень воздействия: это как "Дом, в котором" Мириам Петросян. Такие вещи становятся для нас целым миром, вызывают "похмелье", заставляют думать, взывают к самому лучшему, что в нас есть, развивают, очищают и улучшают.
Имена, которые я назвала выше, стали кинобрендом. Стивен Спилберг, сценарист и режиссер - он же знак качества. Его после выхода фильма в прокат в чем только не упрекали: и за создание слезливой мелодрамы, и за изменение задумки Стэнли Кубрика, и за "претензию на моралитэ". Помните Шарикова Полиграфа Полиграфовича, который тоже обо всем имел своем мнение и даже смел "думать"? Не зная ничего, не умея даже писать грамотно, не умея мыслить, анализировать, сравнивать... А с каких пор произведения, взывающие к человеческой морали, стали называться "претенциозными"?
Ну что ж, тут каждому свое, "кому и кобыла - невеста". У нас сейчас так много критиков, претендующих на оригинальность в ущерб адекватности, что... ладно, хватит, а то меня запикивать придется.
Однако, к фильму.
Сюжет его многогранен, сложен, но это никак не мешает восприятию. Действие переносит зрителя в далекое будущее, где после экологической катастрофы люди вынуждены жить, ограничивая себя в некоторых аспектах, в частности, в количестве детей. Но есть выход: роботы. Новейшие, высокотехничные настолько, что способны на бескорыстную, истинную, святую любовь. Но... мы прекрасно знаем, что чужая любовь нас и в реальности ни к чему не обязывает, мы запросто плюем на нее, можем раздавить, растоптать, посмеяться над ней. Куда уж там машине нас растрогать, вызвать ответное чувство...
Вот от это чувства неразделенной любви мальчика к маме, от его тоски, безысходности и рождаются все сюжетные линии-перипетии: одиссея по миру людей/роботов, новые знакомства, новые трагедии, обманутые надежды, реалистичные иллюзии, жестокость, борьба за жизнь, столкновения миров. Сколько километров нужно пройти, когда преследуешь цель? Сколько времени ждать у закрытой двери, стучать в нее, прежде чем откроют?
Весь фильм - это сплошное противопоставление миров, чувств, ситуаций.
Мир роботов оказывается куда как человечнее и сложнее мира людей: это им свойственно товарищество, самопожертвование, взаимовыручка. Что остается людям? Жить, развлекаясь в меру своей испорченности, принимать решения, не руководствуясь ни голосом сердца, ни совестью, а проблему выбора решать, руководствуясь целесообразностью.
Необыкновенно силен в фильме христианский посыл. Здесь "любовь долготерпит" следует воспринимать в самом прямом значении, молитва настолько пронзительна, что просто не может не дойти, не может не быть услышанной. А как полно раскрывается тема о человеке как таковом! Что делает нас людьми? Спилберг не загадывает загадок, его "Искусственный разум" - это ответ. Думаю, всего две вещи: способность бескорыстно любить и способность пережить любое страдание ради любви. И всё. Эти вещи обеспечат все остальное, воспитают лучшие человеческие качества, сделают героем даже мальчишку.
Странным показалось мне следующее: практически весь фильм - это действие, в котором масса участников, ведущих диалоги, совершающих поступки и проч. Пусть фантастическая и жестокая, но это реальность того мира, воспринимаемая безоговорочно, без излишней сказочности (потому что от нашей отличается разве что технологиями). Но вот долгожданный финал и... появляется закадровый голос. Теперь действие замедляется, персонажи разговаривают куда как меньше. Их остается только двое: сын, мать и этот голос, обращенный только к зрителю, будто сказку рассказывающий. И это для меня звучит зловеще, будто все. что было до - вот это была правда, и финал - это фантазия на тему Пиноккио. И если я правильно поняла задумку режиссера, то, наверное, правильна его идея - уничтожить мир человека, ни одному из нас не оставить шанса. Предав то, о чем я писала выше, забыв о самом главном - чего мы стоим?
Среди актеров выделю двоих. Красавец Джуд Лоу, сыгравший робота-любовника, вобрал в себя все заштампованные качества прожженного ловеласа. Его банальные, но такие желанные речи, его бравурные, отточенные движения - ну просто идеальный жеребец.
Ну а Осмент - это вообще актерище. Я знаю его по "Шестому чувству", "Заплати другому" - уже тогда, будучи еще совсем маленьким, он мог запросто переиграть любого взрослого коллегу. На момент выходы "Искусственного разума" парнишке было всего 13 лет, и мне кажется, только он один и мог воплотить все те чувства, эмоции, которые пережил его персонаж, "сделать" на экране этот драматический образ. Очень хочется помнить его маленьким, не хочу ничего знать о "Иоганутых", в котором он вроде как снимался - боюсь лишить себя эйфорической памяти. Не представляю его в комедии вообще: внешность не та!
Картина на удивление цельная, ни одной сцены, диалога, персонажа не вырежешь. Атмосферность, какая-то высшая мудрость, профессионализм каждого, кто прикоснулся к ее созданию сделали ее фильмом на долгие десятилетия. Такие картины выходят далеко не каждый год. И пусть некоторые сцены с Лоу отчасти фривольны, я обязательно прослежу, чтобы моя 14-летняя дочь посмотрела этот фильм. И вы, если не видели - не лишайте себя фильма, устраните этот пробел.
Время использования | 2,5часа |
Общее впечатление | - Усик...Сократ...Частица...Децибел...Ураган...Дельфин...Тюльпан...Моника. Дэвид. - Я люблю тебя, мама. (с) |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву39
Это мудрый, прекрасный фильм, заставляющий работать разум и сердце. Это не мультик, не развлечение. Но мы все вправе выбирать свой досуг.
Тронуло то, что какой-то робот так любил свою маму (да еще парнишка-актер такой трогательный, хорошо сыграл). А мои дети не могли меня тогда пожалеть, не понимали…
Слава богу, выросли сейчас. Стали совершенно другими. И помогут, и посочувствуют.
Одни книги и фильмы и спасают, честно говоря. И еще интернет.))