Отзыв: Фильм "Козел" (2016) - "Брат за брата, так за основу взято"
Достоинства: то, что ранее превозносилось или демонстрировалось смеха ради, в "Козле" рассматривается с другой, более реалистичной точки
Недостатки: немного не дотянула концовка; хочется более концентрированного действия
Ох уже эти университетские братства: в каждой молодёжной комедии, действие которой происходит в кампусе или недалеко от него, непременно будет сцена с разнузданной вечеринкой, в рамках которой мы увидим обнажёнку, море пива и развлечения американских качков, не особо-то отличающихся умом и сообразительностью, в отличие от птицы Говорун. На экране всё выглядит довольно весело и непринуждённо, но жизнь накладывает свои коррективы. Например, документалки, типа "Охотничьих угодий", представляют нам братства, как обители зла, над которыми не властны ни полиция, ни администрация университета, потому что всё зиждится на деньгах и власти, а большие журналистские расследования вскрывают не очень-то лицеприятную подноготную, касающуюся изнасилований и издевательств в рамках студенческих общин. Конечно, кто-то, как Ричард Линклейтер в своём последнем фильме "Каждому своё", с нежностью вспоминает это общинное прошлое, когда ты стоишь плечом к плечу со своими студенческими друзьями, и пусть они привязывали тебя скотчем к забору и пуляли бейсбольными мячами, всё равно считаешь свою принадлежность к группе чем-то безмерно крутым, но по большому счёту, разве все эти издевательства, начиная от невинных вливаний в первокурсников бочек тёплого пива до тушения об их тело окурков или уж совсем непечатных непотребств не являются только лишь унижением человеческого достоинства, которое вовсе не обязательный элемент обряда инициации?
Вот об этом, видимо, и подумал молодой режиссёр Эндрю Нил и создал "Козла". Фильм не прошёл незамеченным, во-первых, его поддерживал (не только информационно, но и финансово) Джеймс Франко, исполнивший в картине одну из ролей, а потому хоть немного, но пресса о нём говорила, во-вторых, получена была номинация Гран-при в категории драма на кинофестивале Сандэнс. Получена, кстати, вполне заслужено.
В центре сюжета два брата: Бреди и Бретт - первый стоит на пороге поступления в колледж, второй уже учится в нём и относится к братству, куда, естественно, и стремится попасть его брат. Проблема лишь в том, что старший брат - брутальный качок, а младший - несколько размазня с богатым внутренним миром. Но охота пуще неволи, сами ж знаете, тем паче, что вступление в братство - это престиж, уважуха и доступные "тёлочки", а что ещё нужно молодому парню. Но как только начинаются суровые испытания для новичков, в головы обоих, хоть и несколько по-разному, закрадываются сомнения: а так ли круто быть "братом", если для этого нужно пережить самые настоящие унижения, дедовщину и чёрт знает что ещё, если тебя откровенно называют шестёркой (это в русском переводе, в оригинале было даже более подходящее слово, которое вы можете найти в песне Бритни Спирс "Work...").
Если думать, что каждой кинокартине, как диплому, необходимы актуальность и новизна, то в "Козле" именно это и становится главным: вы оказываетесь не сторонним наблюдателем бесчинств братства, а погружаетесь с головой в то, что приходится переживать первокурсникам, и тут уже становится не до смеха, который обычно сопровождает подобные истории в американских комедиях. Эндрю Нил не просто рассказывает историю пары парней, а исследует механизмы, которые заставляют одних добровольно идти на унижение и становиться безвольными игрушками в чужих руках, а других совершать абсолютно бессмысленные и крайне гнусные поступки, за которые они, в общем-то, ничего и не получат, кроме чувства собственной крутизны.
Козёл, который в рамках картины существует во вполне традиционном виде бородатого животного с висящими ушами, становится аллегорией для всех участников действия и главным страхом первогодок. Самая яркая серия "Чёрного зеркала" была посвящена сексу премьер-министра Великобритании со свиньёй, это было мощно, но что, если поставить перед людьми, какое-то время живущими в страхе и унижении, вполне реальную возможность секса с козлом? Где вообще те границы, когда должно становится не смешно? Когда у тех, у кого хватило ума поступить в колледж, включатся мозги для того, чтобы сказать "баста", встать и уйти? И долго ли можно смотреть на то, как твоего родного младшего брата превращают в бессловесное животное? Кто вообще тут больший козёл: тот, кто делает, или тот, кто позволяет что-то делать с собой, идя на поводу у общественного мнения и руководствуясь стереотипами?
Может, конечно, я чего-то не знаю о суровой мужской дружбе, и именно в таких условиях, когда тебя заставляют жрать блевоту, доставать что-то из унитаза и совать в рот, раздевают и сажают в клетку и пр. она и рождается, плечом к плечу, брат с братом, но всё это больше похоже на игры тестастероновых мальчиков, каждый из которых хочет отомстить за то, что тоже некогда пережил, ведь каждый из старших братьев, придумывая изощрённые испытания для новичков думает отнюдь не о "прикольности" или "интересности" задания, а о том, как отомстить за то, что некогда пережил так. Как забыть о своём унижении, как превратиться из униженного замёрзшего страдальца в вожака-мужика. И эта месть, как песенка, ходит по кругу, спускаясь по спирали от старших к младшим, и на каждом новом витке, набирает обороты, становится всё гнуснее и беспощадней.
Всё это смотрится ещё гаже на фоне того, чего ожидал главный герой от вступления в братства: ещё не будучи его членом, он получал поддержку от друзей брата, тусил на университетских вечеринках, был, хоть и неполноценным, но членом команды, какой-то якобы большой и дружной семьи. И тогда, когда он переживал трудный период, когда психологически он и так стоял на грани, постоянно живя в страхе из-за реального нападения, он получает удар в спину от тех, кого считал своей университетской семьёй, кто должен был дать ему заботу, совет, помочь пережить былое.
В общем, к просмотру советую. Балл снимаю за то, что вместо того, чтобы по уши погрузиться в психологизм и довести всё действо до точки кипения, которая бы заставила зрителя стонать и стенать, режиссёр в какой-то момент сбегает с дистанции и пускает картину в дебри мелодраматизма, слёзок на колёсиках и братских обнимашек. Розовых единорогов и радужного финала, конечно, нет, но я ожидала более сложную развязку, которая поставила бы в этой истории жирную точку и погрузила смотрящего в катарсис.
Вот об этом, видимо, и подумал молодой режиссёр Эндрю Нил и создал "Козла". Фильм не прошёл незамеченным, во-первых, его поддерживал (не только информационно, но и финансово) Джеймс Франко, исполнивший в картине одну из ролей, а потому хоть немного, но пресса о нём говорила, во-вторых, получена была номинация Гран-при в категории драма на кинофестивале Сандэнс. Получена, кстати, вполне заслужено.
В центре сюжета два брата: Бреди и Бретт - первый стоит на пороге поступления в колледж, второй уже учится в нём и относится к братству, куда, естественно, и стремится попасть его брат. Проблема лишь в том, что старший брат - брутальный качок, а младший - несколько размазня с богатым внутренним миром. Но охота пуще неволи, сами ж знаете, тем паче, что вступление в братство - это престиж, уважуха и доступные "тёлочки", а что ещё нужно молодому парню. Но как только начинаются суровые испытания для новичков, в головы обоих, хоть и несколько по-разному, закрадываются сомнения: а так ли круто быть "братом", если для этого нужно пережить самые настоящие унижения, дедовщину и чёрт знает что ещё, если тебя откровенно называют шестёркой (это в русском переводе, в оригинале было даже более подходящее слово, которое вы можете найти в песне Бритни Спирс "Work...").
Если думать, что каждой кинокартине, как диплому, необходимы актуальность и новизна, то в "Козле" именно это и становится главным: вы оказываетесь не сторонним наблюдателем бесчинств братства, а погружаетесь с головой в то, что приходится переживать первокурсникам, и тут уже становится не до смеха, который обычно сопровождает подобные истории в американских комедиях. Эндрю Нил не просто рассказывает историю пары парней, а исследует механизмы, которые заставляют одних добровольно идти на унижение и становиться безвольными игрушками в чужих руках, а других совершать абсолютно бессмысленные и крайне гнусные поступки, за которые они, в общем-то, ничего и не получат, кроме чувства собственной крутизны.
Козёл, который в рамках картины существует во вполне традиционном виде бородатого животного с висящими ушами, становится аллегорией для всех участников действия и главным страхом первогодок. Самая яркая серия "Чёрного зеркала" была посвящена сексу премьер-министра Великобритании со свиньёй, это было мощно, но что, если поставить перед людьми, какое-то время живущими в страхе и унижении, вполне реальную возможность секса с козлом? Где вообще те границы, когда должно становится не смешно? Когда у тех, у кого хватило ума поступить в колледж, включатся мозги для того, чтобы сказать "баста", встать и уйти? И долго ли можно смотреть на то, как твоего родного младшего брата превращают в бессловесное животное? Кто вообще тут больший козёл: тот, кто делает, или тот, кто позволяет что-то делать с собой, идя на поводу у общественного мнения и руководствуясь стереотипами?
Может, конечно, я чего-то не знаю о суровой мужской дружбе, и именно в таких условиях, когда тебя заставляют жрать блевоту, доставать что-то из унитаза и совать в рот, раздевают и сажают в клетку и пр. она и рождается, плечом к плечу, брат с братом, но всё это больше похоже на игры тестастероновых мальчиков, каждый из которых хочет отомстить за то, что тоже некогда пережил, ведь каждый из старших братьев, придумывая изощрённые испытания для новичков думает отнюдь не о "прикольности" или "интересности" задания, а о том, как отомстить за то, что некогда пережил так. Как забыть о своём унижении, как превратиться из униженного замёрзшего страдальца в вожака-мужика. И эта месть, как песенка, ходит по кругу, спускаясь по спирали от старших к младшим, и на каждом новом витке, набирает обороты, становится всё гнуснее и беспощадней.
Всё это смотрится ещё гаже на фоне того, чего ожидал главный герой от вступления в братства: ещё не будучи его членом, он получал поддержку от друзей брата, тусил на университетских вечеринках, был, хоть и неполноценным, но членом команды, какой-то якобы большой и дружной семьи. И тогда, когда он переживал трудный период, когда психологически он и так стоял на грани, постоянно живя в страхе из-за реального нападения, он получает удар в спину от тех, кого считал своей университетской семьёй, кто должен был дать ему заботу, совет, помочь пережить былое.
В общем, к просмотру советую. Балл снимаю за то, что вместо того, чтобы по уши погрузиться в психологизм и довести всё действо до точки кипения, которая бы заставила зрителя стонать и стенать, режиссёр в какой-то момент сбегает с дистанции и пускает картину в дебри мелодраматизма, слёзок на колёсиках и братских обнимашек. Розовых единорогов и радужного финала, конечно, нет, но я ожидала более сложную развязку, которая поставила бы в этой истории жирную точку и погрузила смотрящего в катарсис.
Общее впечатление | "Брат за брата, так за основу взято" |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву11