Отзыв: Фильм "Рай" (2016) - исповеведь перед вечностью
Достоинства: тема, которая не теряет своей актуальности
Недостатки: одноголосый дубляж
Фильм Михалкова-Кончаловского "Рай" посвящен теме холокоста.
Казалось бы, тема уничтожения еврее уже исчерпала себя, всё или почти всё известно о зверствах нацистов, о переломанных судьбах миллионов несчастных людей и о тех, кто смог подняться на собственными страхами и помочь хотя бы одному из несчастных.
Но жизнь доказывает, что каждое новое поколение нужно обязательно информировать, образовывать в этом плане. Потому что, проходит время и рассматривать пожелтевшие фотографии с горами умертвшленных людей уже не интересно, а зверства нацистов, о которых где-то, что-то слышал кажутся уже не такими страшными. А цели их вообще кое-кому кажутся прекрасными, ведь национал-социалистическая партия хотела устроить немецкий рай на земле.
А какова цена этого "рая"? Чтобы немцы жили в "раю", в Освенциме, Майданеке, Дахау лучшие люди рейха с ног валятся от усталости, сутками не спят выполняя свой долг( это цитата из фильма). Они уничтожают евреев, как главную причину, которая препятствует торжеству немецкой идеи на Земле. И ведь все приличные люди: воспитанные, поддерживающие семейные традиции, даже религиозные. Как в головах столь просвещенной нации могли появиться такие страшные идеи и злодеяния? Как они жили с этим? Как находили объяснения своим поступкам? Для меня всегда было это за гранью понимания. Как мне кажется, картина Андрона Кончаловского ищет ответы на эти вопросы.
В фильме трое героев: Француз Жюль (Филипп Дюкен) пособник нацистов, русская эмигрантка Ольга(Юлия Высоцкая), попавшая в концлагерь за спасение еврейских детей и немецкий аристократ Хельмут Фогель(Кристиан Клаус) "честный" немец, который борется с коррупцией в концлагере. Да, да, ужасающий цинизм борьбы с воровством руководства лагеря на фоне ежедневного уничтожения ЛЮДЕЙ.
Перед неведомой камерой трое героев рассказывают истории своей жизни. Они одеты в странную униформу и их воспоминания отрывочны и не всегда последовательны. Жюль, Ольга и Хельмут вспоминают не самые значимые события своей жизни, постоянно сбиваются на частности, окрашивают свои исповеди сиюминутными эмоциями.
Они предстают перед... Вот тут трудно точно понять пред кам герои исповедуются: пред богом, перед собой или пред каким-то незнакомым слушателем или зрителем? Остается ощущение, что именно перед тобой они открывают свою душу. Скажу, что на меня самое сильное впечатление произвела исповедь персонажа Якоба Диля.
В воспоминаниях, судьбы трех главных персонажей картины соприкасаются: первый (Жюль)- мог спасти, второй(Хельмут)- попытался спасти, а третья(Ольга) не захотела, не смогла спастись сама, но спасла других.
Фильм черно-белый, в некоторых местах похож на хронику, словно открылись какие-то новые киноархивы.
Очень сильный финал картины.
Должна признать, что я ожидала какого-то философского обобщения причин страшного безумия немецкого народа, но, наверное, это непосильная задача.
Получилась, по-европейски тонкая, без пережима и излишних страстей история трех жертв страшной войны, которые находились по разные стороны фронта, но все оказались ее жертвами.
Фильм "Рай" получил высокую оценку европейского киносообщества. На Венецианском кинофестивале 2016 года отмечен Серебряным львом за лучшую режиссерскую работу. И это именно европейское кино и европейская тематика, в том плане, что нет пафосности, ура-патриотизма, и как во многих Голливудских фильмах типа "Пёрл-Харбор", "Искатель воды" и подобных. Это камерное, "тихое" кино о теме, которая всегда приносила "дивиденды" тем, кто ее затрагивал. Не могу не отметить то, что и Кончаловский в своем фильме "Рай" ориентировался на европейское признание в том смысле, что показано уничтожение и страдания именно евреев, пусть и из разных стран, словно в этих же лагерях не уничтожались и другие нации. Безусловно, это не уменьшает достоинств картины "Рай", просто, возникает вопрос: "А кто же расскажет о трагедии русских, украинцев, цыган, евреев и других, всех вместе, без национальных различий?"
К недостаткам картины отнесу только одно: герои картины говорят на трех языках и реплики с немецкого и французского дублируются одним мужским голосом, причем, основная звуковая дорожка настолько громкая, что перевод во многих местах звучит невнятно и не передает эмоций героев.
Подводя итог скажу, что "Рай" - достойный фильм. Воздержусь от сравнения его с фильмами на военную тематику прошлого года. Все же, это- другое кино .
Казалось бы, тема уничтожения еврее уже исчерпала себя, всё или почти всё известно о зверствах нацистов, о переломанных судьбах миллионов несчастных людей и о тех, кто смог подняться на собственными страхами и помочь хотя бы одному из несчастных.
Но жизнь доказывает, что каждое новое поколение нужно обязательно информировать, образовывать в этом плане. Потому что, проходит время и рассматривать пожелтевшие фотографии с горами умертвшленных людей уже не интересно, а зверства нацистов, о которых где-то, что-то слышал кажутся уже не такими страшными. А цели их вообще кое-кому кажутся прекрасными, ведь национал-социалистическая партия хотела устроить немецкий рай на земле.
А какова цена этого "рая"? Чтобы немцы жили в "раю", в Освенциме, Майданеке, Дахау лучшие люди рейха с ног валятся от усталости, сутками не спят выполняя свой долг( это цитата из фильма). Они уничтожают евреев, как главную причину, которая препятствует торжеству немецкой идеи на Земле. И ведь все приличные люди: воспитанные, поддерживающие семейные традиции, даже религиозные. Как в головах столь просвещенной нации могли появиться такие страшные идеи и злодеяния? Как они жили с этим? Как находили объяснения своим поступкам? Для меня всегда было это за гранью понимания. Как мне кажется, картина Андрона Кончаловского ищет ответы на эти вопросы.
В фильме трое героев: Француз Жюль (Филипп Дюкен) пособник нацистов, русская эмигрантка Ольга(Юлия Высоцкая), попавшая в концлагерь за спасение еврейских детей и немецкий аристократ Хельмут Фогель(Кристиан Клаус) "честный" немец, который борется с коррупцией в концлагере. Да, да, ужасающий цинизм борьбы с воровством руководства лагеря на фоне ежедневного уничтожения ЛЮДЕЙ.
Перед неведомой камерой трое героев рассказывают истории своей жизни. Они одеты в странную униформу и их воспоминания отрывочны и не всегда последовательны. Жюль, Ольга и Хельмут вспоминают не самые значимые события своей жизни, постоянно сбиваются на частности, окрашивают свои исповеди сиюминутными эмоциями.
Они предстают перед... Вот тут трудно точно понять пред кам герои исповедуются: пред богом, перед собой или пред каким-то незнакомым слушателем или зрителем? Остается ощущение, что именно перед тобой они открывают свою душу. Скажу, что на меня самое сильное впечатление произвела исповедь персонажа Якоба Диля.
В воспоминаниях, судьбы трех главных персонажей картины соприкасаются: первый (Жюль)- мог спасти, второй(Хельмут)- попытался спасти, а третья(Ольга) не захотела, не смогла спастись сама, но спасла других.
Фильм черно-белый, в некоторых местах похож на хронику, словно открылись какие-то новые киноархивы.
Очень сильный финал картины.
Должна признать, что я ожидала какого-то философского обобщения причин страшного безумия немецкого народа, но, наверное, это непосильная задача.
Получилась, по-европейски тонкая, без пережима и излишних страстей история трех жертв страшной войны, которые находились по разные стороны фронта, но все оказались ее жертвами.
Фильм "Рай" получил высокую оценку европейского киносообщества. На Венецианском кинофестивале 2016 года отмечен Серебряным львом за лучшую режиссерскую работу. И это именно европейское кино и европейская тематика, в том плане, что нет пафосности, ура-патриотизма, и как во многих Голливудских фильмах типа "Пёрл-Харбор", "Искатель воды" и подобных. Это камерное, "тихое" кино о теме, которая всегда приносила "дивиденды" тем, кто ее затрагивал. Не могу не отметить то, что и Кончаловский в своем фильме "Рай" ориентировался на европейское признание в том смысле, что показано уничтожение и страдания именно евреев, пусть и из разных стран, словно в этих же лагерях не уничтожались и другие нации. Безусловно, это не уменьшает достоинств картины "Рай", просто, возникает вопрос: "А кто же расскажет о трагедии русских, украинцев, цыган, евреев и других, всех вместе, без национальных различий?"
К недостаткам картины отнесу только одно: герои картины говорят на трех языках и реплики с немецкого и французского дублируются одним мужским голосом, причем, основная звуковая дорожка настолько громкая, что перевод во многих местах звучит невнятно и не передает эмоций героев.
Подводя итог скажу, что "Рай" - достойный фильм. Воздержусь от сравнения его с фильмами на военную тематику прошлого года. Все же, это- другое кино .
Общее впечатление | исповеведь перед вечностью |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву20
Почему один человек убивает и находит в этом оправдание а другой осознанно делает выбор и жертвует своей жизнью ради спасения другого …