Отзыв: Фильм "Коммивояжер" (2016) - Обычная совсем история ... смотрим кино Ирана
Достоинства: мощный режиссёр, снявший историю вне стран и народов; хорошая игра главных актёров
Недостатки: временами действию не хватает динамики
Иранское кино во многом является загадкой для современного российского зрителя. Эта страна находится от нас совсем недалеко, имеет границу с бывшими союзными республиками - Азербайджаном, Арменией, Туркменистаном, но, в отличие от мощной киноиндустрии таких стран Востока, как Индия, Япония, Китай, у нас практически ничего неизвестно об иранском кинематографе. Страна имеет древнейшую историю, которой почти пять тысяч лет, а населяющий её народ – потомки древних персов, чья империя в V—IV вв. до н. э. была самой могущественной державой мира. Население Персидской империи в период расцвета, составляло по разным оценкам, от 25 до 50 млн человек, что соответствовало половине населения Земли!
Но всё это было очень-очень давно...
В двадцатом веке, во время II Мировой войны Персия была оккупирована войсками Великобритании и Советского Союза, на этой земле сталкивались интересы советской, английской и немецкой разведок, например, показанные в неплохом политическом детективе «Тегеран-43» (СССР—Франция—Швейцария—Испания, 1980). Затем период забвения, религиозные волнения, исламская революция 1979 года, конфликт с США, ирано-иракская война 1980 – 1988 гг. В настоящее время Иран известен прежде всего, как страна, где ведущую роль играет религиозная власть.
Вот, собственно и всё, что можно сказать о современном Иране… ещё правда могу упомянуть отдельных смельчаков, путешествующих в эту страну, а также возросший в последние годы поток иранских туристов, предпочитающих селится в самых роскошных отелях Санкт-Петербурга.
И вот, работа известного режиссёра Асгара Фархади о современном иранском обществе. Кинокартина этого режиссера «Развод Надера и Симин» (2011) получила в 2012 году Оскар, Золотой Глобус, Сезар и Золотого медведя как лучший фильм на иностранном языке
Собственно, это и было одним из стимулов, которые побудили меня сходить на этот фильм.
Прежде всего скажу, что в картине совершенно отсутствуют религиозные мотивы. Главные герои – Эмад и Рана – жители большого города. На вид им 25-30 лет, они любят друг друга и с полным правом их можно назвать иранской интеллигенцией. Он – преподаватель в старших классах школы, в меру добрый, в меру строгий, она, по-видимому, не работает. И у них есть общее увлечение: по вечерам они вместе репетируют в любительском театре спектакль по пьесе Артура Миллера «Смерть коммивояжера».
Судя по всему, маленький театр популярен, он находится в неплохом помещении и на премьеру приходит порядка 80 человек. Актёры, режиссёр давно знают друг друга и готовы прийти на выручку в трудной ситуации.
Именно с этого и начинается фильм: пара вынуждена срочно искать новую квартиру, поскольку в старой появилась трещина в стене. Один из членов труппы предлагает переехать в его квартиру, которую он сдавал, и она как раз недавно освободилась. Ребят всё устраивает, да вот только старая жиличка оставила свои вещи в одной из комнат и никак не хочет их забирать.
Обычная история, не правда ли?
Хозяйка принимает решение вынести все эти вещи и сложить их у подъезда…
В один из вечеров Эмад, играющий в театре главного героя, остаётся допоздна на прогоне пьесы, чтобы защитить работу перед комиссией по цензуре. Рана же возвращается в новый дом, распаковывает вещи, вешает шторы и, собираясь принять душ, вдруг слышит звонок в домофон. Давно ожидая мужа, машинально открывает, не забыв также приоткрыть и входную дверь…
Обычное дело, не правда ли?...
Что произошло дальше, мы доподлинно так и не узнаем. Рана оказывается в больнице с сильной ссадиной на голове и в глубоком психологическом шоке… В квартире побывал посторонний мужчина, он видел её обнажённой и…
Тут я прерву свой рассказ и скажу, что не знаю глубоко мусульманских обычаев, но с учётом традиций закрытости женщин в исламе, хотя Рада носит шейлу, а не чадру, подозреваю, что это может быть очень глубокой травмой, позором, как для самой женщины, так и для её мужа.
Друзья пытаются помочь, соседи активно судачат о происшествии… Неожиданно обнаруживаются вещественные доказательства и вот тут, как это часто бывает в триллерах (не могу не вспомнить шикарную работу Пола Верховена «Она», 2016), пара решает НЕ обращаться в полицию. Они прячут вещественные доказательства, и муж, напомню, школьный учитель, начинает собственное расследование.
Не буду раскрывать все нюансы сюжета, скажу лишь, что это частное расследование увенчалось успехом, но оказалось, что найти виновного – лишь половина дела: виновный найден, но что делать дальше, как его покарать?! И что будет с отношениями в семье после совершённой мести? Вопросы, вопросы, вопросы…
Режиссёр не даёт на них однозначного ответа, понятно лишь, что жизнь этой пары после произошедшего никогда не будет прежней. Да и сохранятся ли они как пара, тоже большой вопрос…
Фильм «Коммивояжёр» психологически довольно тяжёлый, особенно в последней трети киноленты.
Хочу также отметить, что сюжет во многом интернационален, эта историю можно легко представить с европейскими актёрами например где-нибудь в Германии или с американскими в Америке. Возможно, поэтому «Коммивояжёр» опередил сугубо европейский и очень глубокий фильм Андрея Кончаловского «Рай» на пути к премии американских кинематографистов «Оскар» в категории Лучший фильм на иностранном языке.
Собственно, иранской «экзотики» в фильме практически нет, за исключением того, что номера машин и вывески написаны арабской вязью, а в обращении в обязательном порядке присутствуют формулы вежливости – «господин», «госпожа».
Рекомендую к просмотру тем, кому важно ещё раз подумать о таких моральных категориях, как семья, добро и зло, справедливость и месть, прощение….
Посмотрев этот фильм, я понял, что иранское кино существует и умеет говорить в полный голос на хорошем интернациональном языке.
Но всё это было очень-очень давно...
В двадцатом веке, во время II Мировой войны Персия была оккупирована войсками Великобритании и Советского Союза, на этой земле сталкивались интересы советской, английской и немецкой разведок, например, показанные в неплохом политическом детективе «Тегеран-43» (СССР—Франция—Швейцария—Испания, 1980). Затем период забвения, религиозные волнения, исламская революция 1979 года, конфликт с США, ирано-иракская война 1980 – 1988 гг. В настоящее время Иран известен прежде всего, как страна, где ведущую роль играет религиозная власть.
Вот, собственно и всё, что можно сказать о современном Иране… ещё правда могу упомянуть отдельных смельчаков, путешествующих в эту страну, а также возросший в последние годы поток иранских туристов, предпочитающих селится в самых роскошных отелях Санкт-Петербурга.
И вот, работа известного режиссёра Асгара Фархади о современном иранском обществе. Кинокартина этого режиссера «Развод Надера и Симин» (2011) получила в 2012 году Оскар, Золотой Глобус, Сезар и Золотого медведя как лучший фильм на иностранном языке
Собственно, это и было одним из стимулов, которые побудили меня сходить на этот фильм.
Прежде всего скажу, что в картине совершенно отсутствуют религиозные мотивы. Главные герои – Эмад и Рана – жители большого города. На вид им 25-30 лет, они любят друг друга и с полным правом их можно назвать иранской интеллигенцией. Он – преподаватель в старших классах школы, в меру добрый, в меру строгий, она, по-видимому, не работает. И у них есть общее увлечение: по вечерам они вместе репетируют в любительском театре спектакль по пьесе Артура Миллера «Смерть коммивояжера».
Судя по всему, маленький театр популярен, он находится в неплохом помещении и на премьеру приходит порядка 80 человек. Актёры, режиссёр давно знают друг друга и готовы прийти на выручку в трудной ситуации.
Именно с этого и начинается фильм: пара вынуждена срочно искать новую квартиру, поскольку в старой появилась трещина в стене. Один из членов труппы предлагает переехать в его квартиру, которую он сдавал, и она как раз недавно освободилась. Ребят всё устраивает, да вот только старая жиличка оставила свои вещи в одной из комнат и никак не хочет их забирать.
Обычная история, не правда ли?
Хозяйка принимает решение вынести все эти вещи и сложить их у подъезда…
В один из вечеров Эмад, играющий в театре главного героя, остаётся допоздна на прогоне пьесы, чтобы защитить работу перед комиссией по цензуре. Рана же возвращается в новый дом, распаковывает вещи, вешает шторы и, собираясь принять душ, вдруг слышит звонок в домофон. Давно ожидая мужа, машинально открывает, не забыв также приоткрыть и входную дверь…
Обычное дело, не правда ли?...
Что произошло дальше, мы доподлинно так и не узнаем. Рана оказывается в больнице с сильной ссадиной на голове и в глубоком психологическом шоке… В квартире побывал посторонний мужчина, он видел её обнажённой и…
Тут я прерву свой рассказ и скажу, что не знаю глубоко мусульманских обычаев, но с учётом традиций закрытости женщин в исламе, хотя Рада носит шейлу, а не чадру, подозреваю, что это может быть очень глубокой травмой, позором, как для самой женщины, так и для её мужа.
Друзья пытаются помочь, соседи активно судачат о происшествии… Неожиданно обнаруживаются вещественные доказательства и вот тут, как это часто бывает в триллерах (не могу не вспомнить шикарную работу Пола Верховена «Она», 2016), пара решает НЕ обращаться в полицию. Они прячут вещественные доказательства, и муж, напомню, школьный учитель, начинает собственное расследование.
Не буду раскрывать все нюансы сюжета, скажу лишь, что это частное расследование увенчалось успехом, но оказалось, что найти виновного – лишь половина дела: виновный найден, но что делать дальше, как его покарать?! И что будет с отношениями в семье после совершённой мести? Вопросы, вопросы, вопросы…
Режиссёр не даёт на них однозначного ответа, понятно лишь, что жизнь этой пары после произошедшего никогда не будет прежней. Да и сохранятся ли они как пара, тоже большой вопрос…
Фильм «Коммивояжёр» психологически довольно тяжёлый, особенно в последней трети киноленты.
Хочу также отметить, что сюжет во многом интернационален, эта историю можно легко представить с европейскими актёрами например где-нибудь в Германии или с американскими в Америке. Возможно, поэтому «Коммивояжёр» опередил сугубо европейский и очень глубокий фильм Андрея Кончаловского «Рай» на пути к премии американских кинематографистов «Оскар» в категории Лучший фильм на иностранном языке.
Собственно, иранской «экзотики» в фильме практически нет, за исключением того, что номера машин и вывески написаны арабской вязью, а в обращении в обязательном порядке присутствуют формулы вежливости – «господин», «госпожа».
Рекомендую к просмотру тем, кому важно ещё раз подумать о таких моральных категориях, как семья, добро и зло, справедливость и месть, прощение….
Посмотрев этот фильм, я понял, что иранское кино существует и умеет говорить в полный голос на хорошем интернациональном языке.
Время использования | 1 раз |
Стоимость | 100 ₽ |
Общее впечатление | Обычная совсем история ... смотрим кино Ирана |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву27
Туризм в Иран еще станет популярен, вот увидите)
Европейцы уже во всю ездят!
Спасибо за отзыв!