Отзыв: Фильм "Чужой: Завет" (2017) - Не ходите, дети, на незнакомые планеты гулять!
Достоинства: линия Дэвида и Уолтера; фактически два сливающихся воедино сюжета различных жанров; баланс болтовни и экшена
Недостатки: монтаж в экшен-сценах; персонажей ещё не запомнил, а они уже и мертвы; герои часто ведут себя совершенно нелогично
Давным-давно в не такой уж далёкой галактике начинающий режиссёр Ридли Скотт взялся за реализацию кинопроекта "Чужой". В 1980 не было ему фильма равным по спецэффектам и добрые полтора десятка лет "Чужой" смотрелся "ничего себе так", обрастая продолжениями даже тогда, когда Скотт проект покинул и ему на смену пришли такие не менее славные парни как Дэвид Финчер, Джеймс Кэмерон и Жан-Пьер Жёне. И вот спустя заветные 33 года Скотт вновь вернулся к одному из первых своих детищ, желая рассказать откуда у этого самого Чужого ноги растут в приквеле "Прометей". Насколько это действительно хотел сделать Скотт, а не студия - тот ещё вопрос, конечно, учитывая, что режиссёру поставили весьма недвусмысленное условие: "Окупится "Прометей" - будешь "Советника" по роману МакКарти снимать, не окупится - ищи других дураков, чтоб тебя спонсировать", но если Скотт за дело взялся сам, не отдав фильм на откуп какому-нибудь молодому да раннему, став лишь продюсером, значит всё ж таки какие-то тёплые чувства к своему созданию режиссёр питает, и если так старательно отстаивал идею делать из "Прометея" философский sci-fi с креационистскими идеями, а не просто космическую страшилку, в которой монстр бы гонялся за какой-нибудь бабёнкой по коридорам космического корабля, разбрасывая слюни по блестящим металлическим стенам, значит есть во всём этом заколачивании денег на старой, любимой некоторыми с детства или молодости франшизе, хоть какая-то толика смысла и авторского видения.
"Прометей" вышел в 2012, окупился, и хотя фильм сверхприбыли не получил, Скотту дали возможность не только снять "Советника" (а кто его вообще сейчас вспомнит-то, в отличие от "Прометея"?!), но и идти дальше по тому же пути и рассказывать историю любимых многими ксеноморфов и их создателей. Вот только зритель, так и не получивший кучи крови, монстров, выбегающих из-за угла (и традиционно убивающих женщин, когда они моются в душе, а мужчин - когда те сидят на унитазе), негодовал и восклицал "а ксеноморфы где? хотим ксеноморфов!", поэтому обещано ему было в "Чужом: Завет" хоть немного тупого хоррора с мочиловом и капающими из пасти монстров слюнями, ну а то кто ж в кино ходить будет, если публике не угождать? В итоге в 2017 мы имеем вторую часть свежего ответвления вселенной "Чужого", в которой старые герои, оставшиеся в живых в "Прометее", отправились встречаться с инопланетными богами-творцами, а новые - как водится бороздят космические просторы на очередном шикарном корабле. Теперь, когда все вы знаете, что представляет из себя франшиза и зачем вообще "Чужой: Завет" существует на белом свете, настала пора сесть поудобней, пристегнуть ремень и отправится в кинопутешествие, но для начала я решила составить FAQ для тех, кто ещё не решил, идти ли ему на фильм в кино (и вообще смотреть ли его).
FAQ
1. Я не видел никаких "Чужих" и смотреть и не хочу, как, впрочем, и "Прометея", можно ли мне смотреть "Завет" и пойму ли я что-нибудь?
"Завет" вполне цельная и самостоятельная кинокартина, и, хотя там есть один перекочевавший из "Прометея" персонаж, вполне может быть понятен и тем, кто только открывает эту киновселенную.
2. Говорят, есть видеоролик-пролог, связывающий события "Прометея" и "Чужого: Завет", нужно ли его смотреть перед тем, как идти в кино?
Трёхминутный видеоролик вкратце рассказывает о событиях в жизни андроида Дэвида за 10 лет, прошедших между экспедицией "Прометея" и событиями "Завета", но умалчивает главное, к тому же, вкратце он сам озвучивает показанное в рамках нового фильма, так что никакой важной информации в ролике нет.
3. Нынче всё в 3D, что за фигня с "Заветом", почему вдруг 2D?
На самом деле в "Завете" не так много спецэффектов, во всяком случае для фантастического фильма: почти половина съёмок прошла "в натуре", а не в павильонах, даже кровушку решено было не рисовать, а разбрызгивать, не говоря о том, что часть монстров - создания роботехники.
4. А надо ли вообще идти в кино, или можно и дома на диване, с котиком под боком?
Котик - веский аргумент для того, чтобы смотреть кино в комфортной обстановке, но подобные масштабные проекты создаются прежде всего для большого экрана. Вообще, я, конечно, собиралась агитировать за поход в кино, но надо признать, что какого-то вау-вау именно от звука или картинки не вышло, тот же "Призрак в доспехах" куда выгодней смотрится именно в кинотеатре, в случае "Завета" куда логичней говорить об усовершенствовании всего того, что некогда было в стареньких "Чужих", нежели о кардинальном новаторстве Скотта.
Первым делом любой зритель, конечно же, обращает внимание на название: после "Прометея", которого на первый беглый взгляд ничего не связывало с "Чужим", "Чужой: Завет" так и кричит о своей принадлежности к старой франшизе про вылезающего из брюха Сигурни Уивер монстра, и не с проста. Если "Прометей" куда больше рассказывал о поиске человечеством своего создателя, чем о космических мутантах, то в "Завете" эти товарищи перебегают с периферии в центр повествования. Ну и если "Прометей" обращал наш взор на античный миф о титане, который вступился за человечество перед богами, за что был прикован к скале, как мы все знаем из рекламы препарата "Галстена", то "Завет" разворачивает нашу головёшку в сторону Ветхого Завета, первого "договора" людей с богом, первого "свода правил" для новых обитателей Земли обетованной, коими здесь является не группка богоизбранного народа, а земные колонисты, летящие на корабле "Завет". Символично, что на планете, которую отправилась исследовать часть членов экипажа "Завета", им встречается андроид Дэвид, знакомый зрителю по "Прометею" и получивший своё имя в честь царя израильского народа Давида (и ещё более символично, что это имя сотворённый человеком Адам-Давид выбирает себе имя самостоятельно, этот акт адамизма - первое творение Дэвида).
Лично для меня ключевой темой "Завета" стала тема Творца и Творения. Она перекочевала сюда из "Прометея", но при этом развернулась в новой плоскости: человек становится на место творца, создавая робота-андроида, его творение в какой-то момент само становится творцом, и при этом пытается возвысится над человеком. Дэвид - этакий ницшианский сверхчеловек, бог которого - мёртвый бог, и он сам может занять его место, став божеством для других (и Вагнер тут тоже имеется, если что, для усиления ницшеанского эффекта). Но что есть акт творения Дэвида? Смог бы он дать себе имя, коли в белой комнате, где произошла его встреча с создателем, не стояла бы в центре приковывающая к себе внимание копия статуи Микеланджело, творение рук человеческих? Очевидно, что нет. Как не может он стать полноценным создателем с большой буквы "С", поскольку его творение - это копия, реплика, тиражирование, этакий коллаж из сотворённого другими. Думая, что цитирует строки из Байрона, он произносит строки Перси Биши Шелли, мужа Мэри Шелли, создательницы "Нового Прометея", известного нам под названием "Франкенштейн". Любое творение Дэвида - это и есть своеобразный монстр Франкенштейна, скроенный из лоскутов чего-то чужого (и мёртвого, иначе никак). Цитируя строки из "Озимандии", Дэвид заодно ставит себя на место Рамсеса Великого, египетского фараона, во времена правления которого евреи покинули Египет (и снова помашем ручкой Ветхому Завету), этим он выдаёт себя с потрохами "брату" Уолтеру, новой усовершенствованной версии андроида, лишённой свободы воли.
Но есть в "Завете" не только братья-андроиды (и да, Скотта очень заботит вопрос, мечтают ли они об электроовцах, но студия давлеет и снимать приходится всё больше о неоморфах), но и своеобразные "мать" и "отец". Вообще этакая семейность - один из ключевых образов нового "Чужого": принципиально важно, что все члены экипажа - семейные пары, летящие на новую планету, чтобы жить там в деревянных домиках и заводить добрососедские отношения, именно этим отчасти объясняются абсурдно тупые поступки, которые совершают герои: ради близких мы готовы на всё, эмоции захлёстывают так, что забываешь о своём звании и высшем долге. Чужой в этот раз разрушает не конкретные жизни, а в том числе семьи, на сей раз вопрос стоит не о выживании того или иного человека, а человечества в целом, *слюни про вторую половинку и всё такое*.
Раз уж выше речь зашла о тупых поступках, то добавлю в этот свой удивительно медовый отзыв ложку дёгтя: да, иной раз смотря на экран так и хочется сказать "тупой что ли?!". Герои будут вести ровно так же, как в дешёвых хоррорах ведут себя подростки, коим уготована короткая экранная жизнь - идти, куда не следует, совать свой нос, куда не надо, открывать дверь перед монстром, шмалять по кислородным баллонам и всё остальное. Тупость героев - идеальный двигатель сюжета, эх, скольких бы фильмов лишилось человечество, если бы персонажи вели себя разумно и рационально! Хотя герои "Завета" попадают в сходную ситуацию с героями "Прометея" ведут они себя абсолютно иначе, забыв про всякую безопасность и вполне разумные мысли хоть как-то подстраховаться и не закончить свою жизнь здесь и сейчас на богом забытой планете - это, конечно, несколько раздражает.
В "Чужой: Завет" есть своя Рипли - это Дэниелс, фамилию которой периодически сокращают до Дени (и снова дева без имени!), в исполнении Кэтрин Уотерсон - относительно свежего лица для Голливуда, которая смотрится на экране куда лучше, чем несколько замороженная Нуми Рапас, исполнявшая роль Элизабет Шоу в "Прометее", но главная звезда нового ответвления "Чужого" - это, конечно, Майкл Фассбендер, который вновь демонстрирует, что он хорош даже в роли человекообразного робота, причём, на сей раз у него целых две роли, так что остальным актёрам, чьи герои успевают умереть раньше, чем мы запомним кто они вообще такие и с кем состоят в паре, остаётся ему только позавидовать.
Ну а что же неоморфы и ксеноморфы, логично спросите вы? Их есть у меня! Ну, вернее, у Ридли Скотта. Причём, если вам уже поперёк горла стоит классический Чужой, созданный Гансом Гигером, то тут ваш глаз может порадоваться, глядя на представителей различных ступеней эволюции вида от маленького машущего лапками дитятьки только-только разорвавшего чужое пузико и явившегося на свет божий до несколько антропоморфного альбиноса, в коем где-то блестят зачатки разума. Конечно, тут есть и классический Чужой с длинных хвостиком и обильным слюноотделением, так что если для вас вся эта история про Творца - непонятная заумь, аллюзии на "Гамлета" или "Космическую Одиссею 2001" будут не опознаны, даже если пальцем тыкать, и вы идёте на "Завет" исключительно, чтобы посмотреть космический хоррор про то, как инопланетяне убивают людей (не, ну а что, в конце концов "Чужого" полюбили за спецэффекты, а не за метафоры новой жизни), то вполне можете оказаться довольными: кровь льётся, тела разрываются, ксеноморфы прыгают, ну и, конечно, сцена в душе имеется, как иначе.
В целом "Чужой: Завет" - это такой синтез "Прометея" и старого-доброго "Чужого". Мне лично, конечно, куда больше понравилась линия с Дэвидом и Уолтером, и я была бы довольна ещё больше, если бы в картине была вставка на несколько минут о Создателях (вообще, и отдельный фильм был бы кстати, что уж там), но, надо признать, некогда "Прометей" пошёл у меня с трудом как раз из-за отсутствия в фильме динамики. На сей раз баланс соблюдён почти идеально, так что как минимум на разовый просмотр фильм вполне годится.
"Прометей" вышел в 2012, окупился, и хотя фильм сверхприбыли не получил, Скотту дали возможность не только снять "Советника" (а кто его вообще сейчас вспомнит-то, в отличие от "Прометея"?!), но и идти дальше по тому же пути и рассказывать историю любимых многими ксеноморфов и их создателей. Вот только зритель, так и не получивший кучи крови, монстров, выбегающих из-за угла (и традиционно убивающих женщин, когда они моются в душе, а мужчин - когда те сидят на унитазе), негодовал и восклицал "а ксеноморфы где? хотим ксеноморфов!", поэтому обещано ему было в "Чужом: Завет" хоть немного тупого хоррора с мочиловом и капающими из пасти монстров слюнями, ну а то кто ж в кино ходить будет, если публике не угождать? В итоге в 2017 мы имеем вторую часть свежего ответвления вселенной "Чужого", в которой старые герои, оставшиеся в живых в "Прометее", отправились встречаться с инопланетными богами-творцами, а новые - как водится бороздят космические просторы на очередном шикарном корабле. Теперь, когда все вы знаете, что представляет из себя франшиза и зачем вообще "Чужой: Завет" существует на белом свете, настала пора сесть поудобней, пристегнуть ремень и отправится в кинопутешествие, но для начала я решила составить FAQ для тех, кто ещё не решил, идти ли ему на фильм в кино (и вообще смотреть ли его).
FAQ
1. Я не видел никаких "Чужих" и смотреть и не хочу, как, впрочем, и "Прометея", можно ли мне смотреть "Завет" и пойму ли я что-нибудь?
"Завет" вполне цельная и самостоятельная кинокартина, и, хотя там есть один перекочевавший из "Прометея" персонаж, вполне может быть понятен и тем, кто только открывает эту киновселенную.
2. Говорят, есть видеоролик-пролог, связывающий события "Прометея" и "Чужого: Завет", нужно ли его смотреть перед тем, как идти в кино?
Трёхминутный видеоролик вкратце рассказывает о событиях в жизни андроида Дэвида за 10 лет, прошедших между экспедицией "Прометея" и событиями "Завета", но умалчивает главное, к тому же, вкратце он сам озвучивает показанное в рамках нового фильма, так что никакой важной информации в ролике нет.
3. Нынче всё в 3D, что за фигня с "Заветом", почему вдруг 2D?
На самом деле в "Завете" не так много спецэффектов, во всяком случае для фантастического фильма: почти половина съёмок прошла "в натуре", а не в павильонах, даже кровушку решено было не рисовать, а разбрызгивать, не говоря о том, что часть монстров - создания роботехники.
4. А надо ли вообще идти в кино, или можно и дома на диване, с котиком под боком?
Котик - веский аргумент для того, чтобы смотреть кино в комфортной обстановке, но подобные масштабные проекты создаются прежде всего для большого экрана. Вообще, я, конечно, собиралась агитировать за поход в кино, но надо признать, что какого-то вау-вау именно от звука или картинки не вышло, тот же "Призрак в доспехах" куда выгодней смотрится именно в кинотеатре, в случае "Завета" куда логичней говорить об усовершенствовании всего того, что некогда было в стареньких "Чужих", нежели о кардинальном новаторстве Скотта.
Первым делом любой зритель, конечно же, обращает внимание на название: после "Прометея", которого на первый беглый взгляд ничего не связывало с "Чужим", "Чужой: Завет" так и кричит о своей принадлежности к старой франшизе про вылезающего из брюха Сигурни Уивер монстра, и не с проста. Если "Прометей" куда больше рассказывал о поиске человечеством своего создателя, чем о космических мутантах, то в "Завете" эти товарищи перебегают с периферии в центр повествования. Ну и если "Прометей" обращал наш взор на античный миф о титане, который вступился за человечество перед богами, за что был прикован к скале, как мы все знаем из рекламы препарата "Галстена", то "Завет" разворачивает нашу головёшку в сторону Ветхого Завета, первого "договора" людей с богом, первого "свода правил" для новых обитателей Земли обетованной, коими здесь является не группка богоизбранного народа, а земные колонисты, летящие на корабле "Завет". Символично, что на планете, которую отправилась исследовать часть членов экипажа "Завета", им встречается андроид Дэвид, знакомый зрителю по "Прометею" и получивший своё имя в честь царя израильского народа Давида (и ещё более символично, что это имя сотворённый человеком Адам-Давид выбирает себе имя самостоятельно, этот акт адамизма - первое творение Дэвида).
Лично для меня ключевой темой "Завета" стала тема Творца и Творения. Она перекочевала сюда из "Прометея", но при этом развернулась в новой плоскости: человек становится на место творца, создавая робота-андроида, его творение в какой-то момент само становится творцом, и при этом пытается возвысится над человеком. Дэвид - этакий ницшианский сверхчеловек, бог которого - мёртвый бог, и он сам может занять его место, став божеством для других (и Вагнер тут тоже имеется, если что, для усиления ницшеанского эффекта). Но что есть акт творения Дэвида? Смог бы он дать себе имя, коли в белой комнате, где произошла его встреча с создателем, не стояла бы в центре приковывающая к себе внимание копия статуи Микеланджело, творение рук человеческих? Очевидно, что нет. Как не может он стать полноценным создателем с большой буквы "С", поскольку его творение - это копия, реплика, тиражирование, этакий коллаж из сотворённого другими. Думая, что цитирует строки из Байрона, он произносит строки Перси Биши Шелли, мужа Мэри Шелли, создательницы "Нового Прометея", известного нам под названием "Франкенштейн". Любое творение Дэвида - это и есть своеобразный монстр Франкенштейна, скроенный из лоскутов чего-то чужого (и мёртвого, иначе никак). Цитируя строки из "Озимандии", Дэвид заодно ставит себя на место Рамсеса Великого, египетского фараона, во времена правления которого евреи покинули Египет (и снова помашем ручкой Ветхому Завету), этим он выдаёт себя с потрохами "брату" Уолтеру, новой усовершенствованной версии андроида, лишённой свободы воли.
Но есть в "Завете" не только братья-андроиды (и да, Скотта очень заботит вопрос, мечтают ли они об электроовцах, но студия давлеет и снимать приходится всё больше о неоморфах), но и своеобразные "мать" и "отец". Вообще этакая семейность - один из ключевых образов нового "Чужого": принципиально важно, что все члены экипажа - семейные пары, летящие на новую планету, чтобы жить там в деревянных домиках и заводить добрососедские отношения, именно этим отчасти объясняются абсурдно тупые поступки, которые совершают герои: ради близких мы готовы на всё, эмоции захлёстывают так, что забываешь о своём звании и высшем долге. Чужой в этот раз разрушает не конкретные жизни, а в том числе семьи, на сей раз вопрос стоит не о выживании того или иного человека, а человечества в целом, *слюни про вторую половинку и всё такое*.
Раз уж выше речь зашла о тупых поступках, то добавлю в этот свой удивительно медовый отзыв ложку дёгтя: да, иной раз смотря на экран так и хочется сказать "тупой что ли?!". Герои будут вести ровно так же, как в дешёвых хоррорах ведут себя подростки, коим уготована короткая экранная жизнь - идти, куда не следует, совать свой нос, куда не надо, открывать дверь перед монстром, шмалять по кислородным баллонам и всё остальное. Тупость героев - идеальный двигатель сюжета, эх, скольких бы фильмов лишилось человечество, если бы персонажи вели себя разумно и рационально! Хотя герои "Завета" попадают в сходную ситуацию с героями "Прометея" ведут они себя абсолютно иначе, забыв про всякую безопасность и вполне разумные мысли хоть как-то подстраховаться и не закончить свою жизнь здесь и сейчас на богом забытой планете - это, конечно, несколько раздражает.
В "Чужой: Завет" есть своя Рипли - это Дэниелс, фамилию которой периодически сокращают до Дени (и снова дева без имени!), в исполнении Кэтрин Уотерсон - относительно свежего лица для Голливуда, которая смотрится на экране куда лучше, чем несколько замороженная Нуми Рапас, исполнявшая роль Элизабет Шоу в "Прометее", но главная звезда нового ответвления "Чужого" - это, конечно, Майкл Фассбендер, который вновь демонстрирует, что он хорош даже в роли человекообразного робота, причём, на сей раз у него целых две роли, так что остальным актёрам, чьи герои успевают умереть раньше, чем мы запомним кто они вообще такие и с кем состоят в паре, остаётся ему только позавидовать.
Ну а что же неоморфы и ксеноморфы, логично спросите вы? Их есть у меня! Ну, вернее, у Ридли Скотта. Причём, если вам уже поперёк горла стоит классический Чужой, созданный Гансом Гигером, то тут ваш глаз может порадоваться, глядя на представителей различных ступеней эволюции вида от маленького машущего лапками дитятьки только-только разорвавшего чужое пузико и явившегося на свет божий до несколько антропоморфного альбиноса, в коем где-то блестят зачатки разума. Конечно, тут есть и классический Чужой с длинных хвостиком и обильным слюноотделением, так что если для вас вся эта история про Творца - непонятная заумь, аллюзии на "Гамлета" или "Космическую Одиссею 2001" будут не опознаны, даже если пальцем тыкать, и вы идёте на "Завет" исключительно, чтобы посмотреть космический хоррор про то, как инопланетяне убивают людей (не, ну а что, в конце концов "Чужого" полюбили за спецэффекты, а не за метафоры новой жизни), то вполне можете оказаться довольными: кровь льётся, тела разрываются, ксеноморфы прыгают, ну и, конечно, сцена в душе имеется, как иначе.
В целом "Чужой: Завет" - это такой синтез "Прометея" и старого-доброго "Чужого". Мне лично, конечно, куда больше понравилась линия с Дэвидом и Уолтером, и я была бы довольна ещё больше, если бы в картине была вставка на несколько минут о Создателях (вообще, и отдельный фильм был бы кстати, что уж там), но, надо признать, некогда "Прометей" пошёл у меня с трудом как раз из-за отсутствия в фильме динамики. На сей раз баланс соблюдён почти идеально, так что как минимум на разовый просмотр фильм вполне годится.
Общее впечатление | Не ходите, дети, на незнакомые планеты гулять! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву27
Отличный, просто великолепный текст!
Команда Инженеров "яйца" создала Жизнь и Человечество на Земле, Команда Инженеров "бублики" решила забить гол в ворота команды "яйца" и уничтожить Человечество?! ;)
Причем в начале фильма Прометей видно, что на планете, где совершает свой "подвиг" Инженер-создатель, есть растительность (трава) на видах ландшафта! т.е. хоть растительность вроде бы не он осеменил ;)
Учитывая большое количество космических кораблей (со слов Дэвида) на планете-военной базе Инженеров из фильма Прометей, забитых биологическим оружием, Инженеры явно с кем-то вели войну и явно не с жалким человечеством, а с кем-то посерьезнее! Развитие сюжета в этом направлении было бы интересным и расширило бы вселенную Чужих, но Ридли Скотт к сожалению пока решил уйти в темы по большей части философствования, а жаль…