Отзыв: Выставка Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик. Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) - Достойная выставка. Подчёркивающая, что Дали – классик сюрреализма, почему? Прочтите отзыв с 50 фотографиями.
Достоинства: Идея выставки. Оформление экспозиции. Полный комплект иллюстраций «Божественной комедии» Данте. Картины из частных коллекций.
Недостатки: нет.
Здравствуйте уважаемые друзья!
В Санкт-Петербурге до 1 июля работает очередная выставка картин сюрреализма: яркого представителя этого направления живописи – Сальвадора Дали.
«Сальвадор Дали, сюрреалист и классик».
В последнее время, можно сказать, прорвало. В начале года в Эрмитаже прошла, уникальная для этого музея, выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали».
Наконец, наши любители сюрреализма начали удовлетворять свой интерес.
Постараюсь в своём отзыве познакомить читателей, которые в силу разных причин не могут приехать в Питер, с этой, на мой взгляд удачной выставкой.
Выставка организована в помещениях частного Музея Фаберже во дворце Нарышкиных- Шуваловых Санкт-Петербурга
по адресу: Набережная Фонтанки, д.21.
Проходим сквозь рамки металлоискателей, поворачиваем направо.
Попадаем в кассовый зал.
Стоимость билетов 450 руб., для пенсионеров – 200 руб. Музей открыт каждый день с 10:00 до 20:45.
Для знакомства с экспозицией гости музея могут арендовать аудиогид за 150 рублей или воспользоваться бесплатным буклетом-указателем. Депозит за аудиогид составляет 1000 рублей наличными. Также все желающие смогут ознакомиться с электронной версией буклета на своем смартфоне или планшете, считав соответствующий QR-код во входной зоне музея.
Перед входом в зал необходимо надеть на обувь бахилы.
Начало экспозиции. За углом Вас встречает характерный взгляд Мастера.
Полутёмный зал с портретом Сальвадора Дали, настороженный взгляд Мастера, настраивает на предстоящую совместную работу, потому что восприятие сюрреалистических картин невозможно без совместного встречного движения зрителя к художнику. Такое движение необходимо в любом направлении изобразительного искусства, но в сюрреализме оно особенно обострено.
Поднимаемся по прекрасной лестнице. Всё здание частного музея было отреставрировано после того как оно было передано городом на 50 лет культурно-историческому фонду «Связь времён», созданному в 2004 году известным российским предпринимателем Виктором Вексельбергом.
Проходим через залы постоянной экспозиции музея.
Надо обязательно посвятить один из своих свободных дней постоянной экспозиции этого музея.
И вот начало выставки. Прекрасная фотография Дали.
В зале полумрак. Каждая картина освещена персональными светильниками. Оформление экспозиции очень похоже на оформление в музее художника сюрреалиста Рене Магритта в Брюсселе, который мне посчастливилось посмотреть в этом году.
Парадоксы сюрреализма начинаются с названия выставки. «Сальвадор Дали – сюрреалист и классик», в каком смысле классик? - адепт классицизма или классик сюрреализма? Рассмотрим это ниже по ходу осмотра экспозиции.
Начало экспозиции характеризует С. Дали как классика сюрреализма. На первом плане картина «В поисках четвёртого измерения». Если присмотреться, то можно увидеть различные варианты порталов. Но самый главный портал – это наша мысль.
Картина "Фигура и драпировка на фоне пейзажа".
Картина "Обычный языческий пейзаж".
Картина "Пейзаж с загадочными элементами".
Но вот оно. Казалось бы, возврат к классицизму! Картина «Без названия. По мотивам скульптуры «Моисей» с надгробия папы Юлия II работы Микеланджело». Но одного взгляда на задний план достаточно, чтобы понять что данная работа очередной пример сюрреализма.
«Костюм для обнажённой с хвостом трески». 1941. Картина из частной коллекции. Не картина, а сюрреалистическое кино.
Ах, какая ловушка для мужского взгляда. Заметьте, лица почти нет. Где глаза, в которых отражается ум? - а зачем они, зачем видеть ум? Волосы, причёска отражены слегка – их мужчины почти не видят. Губы – присутствуют. Зато как прорисовано остальное.
Умные мужчины выбирают женщин, которые совсем наоборот. Всё в природе уравновешивается.
Русалочка. У её ног лежит предупреждение, череп. И море страсти пересохло. Но она в любой момент может вильнуть хвостом и уплыть. И хвост то не один. На память приходит парадоксальный образ русалки у другого художника-сюрреалиста, Рене Магритта.
Но может быть всё совсем и не так. Это же сюрреализм.
«Женщина с бабочкой». 1958. Магическая картина. Её, конечно, надо видеть воочию. Какой свет льётся от этой картины. Этот свет просто завораживает.
А это обращение к классицизму.
«Без названия. По мотивам скульптуры «Джулиано Медичи» с надгробия Джулиано Медичи работы Микеланджело». Но, в то же время здесь больше сюрреализма, чем классицизма. Дорога. Пейзаж. Загадочные фигуры. Колонны, парящие в воздухе. Надо думать, думать, думать…
Воин или «Los embozados» по мотивам скульптуры «Лоренцо Медичи» с надгробия Лоренцо Медичи работы Микеланджело. Но это не тот воин. Посмотрите какой ужас в глазах. Палец прикрывающий рот. Одинокий кипарис на заднем плане. Почему? Смотрите глубже.
Далее экспозиция продолжается графикой С. Дали, характеризующей С. Дали не только как сюрреалиста, но и как превосходного графика.
Иллюстрации к книге «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, Флорентийца, написанная им самим во Флоренции». Это автобиографический роман итальянского скульптора, ювелира и писателя.
Челлини родился 3 ноября 1500 года во Флоренции. Несмотря на желание отца, которому хотелось видеть сына музыкантом, Бенвенуто в 1513 году нанялся учеником в мастерскую ювелира Брандини, где обучился способам художественной обработки металла. Он прожил бурную жизнь, полную приключений, неоднократно заключался в тюрьмы за драки, убийства и другие преступления. При этом он был прекрасным ювелиром, а затем и скульптором. С 1545 по 1553 годы Челлини находился на службе у герцога Козимо 1 Медичи во Флоренции, где создал знаменитую статую Персея, держащего голову Медузы-Горгоны.
А за создание геммы из многоцветного сардоникса «Тайная вечеря» Бенвенуто Челлини был провозглашён возлюбленным сыном церкви. Его шедевр торжественно перенесли в собор апостоля Петра и поставили в алтаре главного притвора. Здесь он и находится до сего времени наряду с другими избранными геммами всех времён христианства.
Автобиография Бенвенуто Челлини вдохновила Александра Дюма на создание романа «Асканио» — где описывается период жизни Бенвенуто Челлини во Франции.
В графических работах С. Дали мастерски отражена бурная жизнь Челлини.
Смесь реального и мистического в его жизни.
Похождения и драки, сопровождавшие Челлини на протяжении всей жизни. Это та форма эпатажа, которая существовала во времена жизни Челлини. И это близко самому С. Дали.
Разгул, сопровождавший Челлини на протяжении всей жизни.
Убийства обидчиков, конкурентов…
И при этом работа, работа, работа …
Образы его многочисленных муз.
Которые он оставил в своих скульптурных композициях.
Вспомним строчки Марины Цветаевой (Комедьянт (1918)):
«Вы столь забывчивы, сколь незабвенны.
-- Ах, Вы похожи на улыбку Вашу! --
Сказать еще? -- Златого утра краше!
Сказать еще? -- Один во всей вселенной!
Самой Любви младой военнопленный,
Рукой Челлини ваянная чаша.»
И смертный одр в 71 год. Подведение итогов жизни. Только рукой С. Дали можно было так выразительно показать жизнь такого человека, как Челлини. Но даже эти графические работы при внимательном рассмотрении сюрреалистичны. И благодаря этому, так выразительны.
Но все же большая часть залов отдана тонкой по манере и яркой по образности графике Дали, иллюстрировавшей «Божественную комедию» Данте Алигьери.
Серию акварельных иллюстраций для юбилейного издания «Божественной комедии» итальянское правительство заказало Дали в 1951 году, к празднованию 700-летия Данте. Художник работал девять лет и создал по одной акварели к каждой тысяче строк поэта. В дальнейшем, по заказу французского издателя Жозефа Форе, эта серия была воплощена в графике, что потребовало 55 месяцев упорного труда и 3 тыс 500 деревянных досок для изготовления 5 тыс гравюр.
В настоящее время местонахождение первоначальных акварелей неизвестно.
В первом зале представлена экспозиция иллюстраций к «Божественной комедии». Данте. Глава Ад.
Остановимся на некоторых работах.
«Неблагодарные». Это будущее тех, кто активно сейчас занимается тюнингом некоторых частей своего тела, путём их наращивания.
"Люди, пожирающие друг друга". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Ад. Картина выполненная в характерном для Дали стиле. Вспомните картину «Постоянство памяти» 1931г. Стекающие часы.
"Поддельщики". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Ад. Так любимые подставочки, как, например, в картине «Сон».
"Дьявол-логик". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Ад.
"Святокупцы". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Ад.
"Еретики". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Ад. Еретики изображены в длинных саванах, закрывающих лицо, глаза. Подчёркивается их слепота.
"У седьмого круга". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Ад.
Перекликается с картиной « Предвидение гражданской войны в Испании (Мягкая конструкция с варёнными бобами)». 1936г.
Продолжение выставки в следующем зале. В переходе вставлены фотографии Мастера.
Сальвадор Дали на фоне своей восковой головы. Любовь к эпатажу сопровождала его всю жизнь. И в этом его всегда поддерживала его жена – несравненная Гала.
Дали рядом со скульптурой Венеры Милосской с ящиками.
Вот Сальвадор Дали позирует рядом со своей музой, моделью, вдохновителем и мучителем – женой Гала. Урождённой Еленой Ивановной (Димитриевной) Дьяконовой, русской, родившейся в Казани. Её можно увидеть на ряде полотен художника, например, «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». 1944г., которая экспонировалась на выставке в Эрмитаже «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали», о которой я рассказывал ранее в своём отзыве.
В этих залах – продолжение иллюстраций «Божественной комедии» Данте. Главы Чистилище и Рай.
Также здесь представлены работы С. Дали выполненные по мотивам классических произведений, показанные в данном отзыве выше.
"Второй круг". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Чистилище.
"Сладострастие". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Чистилище.
"Падший ангел". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Чистилище.
Приём изображения ангела перекликается со скульптурой «Венеры Милосской с выдвинутыми ящиками». Но если там ящики до конца не видны и остаётся загадка, то здесь ящики выдвинуты полностью и видно, что они пусты. Ангел с пустой Душой – Падший ангел.
"Долина земных властителей". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Чистилище.
Земные Властители. Они и в Чистилище продолжают делить Мир на картах, мечтая о его переделе и разоряя людей в угоду своим амбициям, не понимая, что жизнь конечна и с собой Туда ничего не заберёшь, и будешь Там стоять в том, в чём мама родила.
"Прекраснейшая Беатриче". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Рай.
В раю Данте встречает и сопровождает вместо Вергилия – прекрасная Беатриче.
"Так была сотворена Земля". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Рай.
Да. Как-то мрачновато была сотворена Земля.
"Торжество Иисуса Христа и Девы Марии". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Рай.
На первом плане Дева Мария с маленьким Иисусом.
Интересно изображён Творец, восседающий на троне и изображённый лишь штрихами. Вскинутые руки подчёркивают досаду: «Что же я натворил!».
А может это жест умиления. Приёмы сюрреализма оставляют свободу творчества для зрителя.
В заключение.
1. Сальвадор Дали мечтал написать иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Поэтому, когда в 1951 году, он получил заказ итальянского правительства на создание серии иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери и изготовление на их основе гравюр, то немедленно приступил к работе. За несколько лет маэстро нарисовал 100 акварелей: по одной к каждой из 100 песен «Комедии», по-своему интерпретировав наиболее важные моменты.
И даже когда общественность Италии, узнав о том, что творение великого итальянца иллюстрирует испанец, да ещё Сальвадор Дали, выступила с протестом, и заказ был отменен, Дали, с детства влюбленный в произведение Данте, не остановил работу. Издательство Ле Эюра Клера, в конечном итоге, занялось реализацией проекта.
Дали лично контролировал процесс создания досок для ксилографии, проверяя и утверждая каждую из них. Работа над ксилографиями была окончена в 1963-м году, а годом позже «Божественная комедия» с иллюстрациями Дали была сдана в печать.
2. Удачная Идея этой выставки. Сопоставляя, перекликающиеся по технике исполнения, более ранние работы С. Дали с иллюстрациями «Божественной комедии» Данте, можно понять, что только средствами сюрреализма можно глубоко отразить это бессмертное произведение в изобразительном искусстве.
Сальвадор Дали в этой работе опирался на опыт создания предыдущих своих работ.
3. После просмотра выставки становится понятным её название: «Сальвадор Дали сюрреалист и классик.» - Классик сюрреализма.
4. Если удастся, посетите эту выставку. Вы откроете для себя другого Сальвадора Дали.
В Санкт-Петербурге до 1 июля работает очередная выставка картин сюрреализма: яркого представителя этого направления живописи – Сальвадора Дали.
«Сальвадор Дали, сюрреалист и классик».
В последнее время, можно сказать, прорвало. В начале года в Эрмитаже прошла, уникальная для этого музея, выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали».
Наконец, наши любители сюрреализма начали удовлетворять свой интерес.
Постараюсь в своём отзыве познакомить читателей, которые в силу разных причин не могут приехать в Питер, с этой, на мой взгляд удачной выставкой.
Выставка организована в помещениях частного Музея Фаберже во дворце Нарышкиных- Шуваловых Санкт-Петербурга
по адресу: Набережная Фонтанки, д.21.
Проходим сквозь рамки металлоискателей, поворачиваем направо.
Попадаем в кассовый зал.
Стоимость билетов 450 руб., для пенсионеров – 200 руб. Музей открыт каждый день с 10:00 до 20:45.
Для знакомства с экспозицией гости музея могут арендовать аудиогид за 150 рублей или воспользоваться бесплатным буклетом-указателем. Депозит за аудиогид составляет 1000 рублей наличными. Также все желающие смогут ознакомиться с электронной версией буклета на своем смартфоне или планшете, считав соответствующий QR-код во входной зоне музея.
Перед входом в зал необходимо надеть на обувь бахилы.
Начало экспозиции. За углом Вас встречает характерный взгляд Мастера.
Полутёмный зал с портретом Сальвадора Дали, настороженный взгляд Мастера, настраивает на предстоящую совместную работу, потому что восприятие сюрреалистических картин невозможно без совместного встречного движения зрителя к художнику. Такое движение необходимо в любом направлении изобразительного искусства, но в сюрреализме оно особенно обострено.
Поднимаемся по прекрасной лестнице. Всё здание частного музея было отреставрировано после того как оно было передано городом на 50 лет культурно-историческому фонду «Связь времён», созданному в 2004 году известным российским предпринимателем Виктором Вексельбергом.
Проходим через залы постоянной экспозиции музея.
Надо обязательно посвятить один из своих свободных дней постоянной экспозиции этого музея.
И вот начало выставки. Прекрасная фотография Дали.
В зале полумрак. Каждая картина освещена персональными светильниками. Оформление экспозиции очень похоже на оформление в музее художника сюрреалиста Рене Магритта в Брюсселе, который мне посчастливилось посмотреть в этом году.
Парадоксы сюрреализма начинаются с названия выставки. «Сальвадор Дали – сюрреалист и классик», в каком смысле классик? - адепт классицизма или классик сюрреализма? Рассмотрим это ниже по ходу осмотра экспозиции.
Начало экспозиции характеризует С. Дали как классика сюрреализма. На первом плане картина «В поисках четвёртого измерения». Если присмотреться, то можно увидеть различные варианты порталов. Но самый главный портал – это наша мысль.
Картина "Фигура и драпировка на фоне пейзажа".
Картина "Обычный языческий пейзаж".
Картина "Пейзаж с загадочными элементами".
Но вот оно. Казалось бы, возврат к классицизму! Картина «Без названия. По мотивам скульптуры «Моисей» с надгробия папы Юлия II работы Микеланджело». Но одного взгляда на задний план достаточно, чтобы понять что данная работа очередной пример сюрреализма.
«Костюм для обнажённой с хвостом трески». 1941. Картина из частной коллекции. Не картина, а сюрреалистическое кино.
Ах, какая ловушка для мужского взгляда. Заметьте, лица почти нет. Где глаза, в которых отражается ум? - а зачем они, зачем видеть ум? Волосы, причёска отражены слегка – их мужчины почти не видят. Губы – присутствуют. Зато как прорисовано остальное.
Умные мужчины выбирают женщин, которые совсем наоборот. Всё в природе уравновешивается.
Русалочка. У её ног лежит предупреждение, череп. И море страсти пересохло. Но она в любой момент может вильнуть хвостом и уплыть. И хвост то не один. На память приходит парадоксальный образ русалки у другого художника-сюрреалиста, Рене Магритта.
Но может быть всё совсем и не так. Это же сюрреализм.
«Женщина с бабочкой». 1958. Магическая картина. Её, конечно, надо видеть воочию. Какой свет льётся от этой картины. Этот свет просто завораживает.
А это обращение к классицизму.
«Без названия. По мотивам скульптуры «Джулиано Медичи» с надгробия Джулиано Медичи работы Микеланджело». Но, в то же время здесь больше сюрреализма, чем классицизма. Дорога. Пейзаж. Загадочные фигуры. Колонны, парящие в воздухе. Надо думать, думать, думать…
Воин или «Los embozados» по мотивам скульптуры «Лоренцо Медичи» с надгробия Лоренцо Медичи работы Микеланджело. Но это не тот воин. Посмотрите какой ужас в глазах. Палец прикрывающий рот. Одинокий кипарис на заднем плане. Почему? Смотрите глубже.
Далее экспозиция продолжается графикой С. Дали, характеризующей С. Дали не только как сюрреалиста, но и как превосходного графика.
Иллюстрации к книге «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, Флорентийца, написанная им самим во Флоренции». Это автобиографический роман итальянского скульптора, ювелира и писателя.
Челлини родился 3 ноября 1500 года во Флоренции. Несмотря на желание отца, которому хотелось видеть сына музыкантом, Бенвенуто в 1513 году нанялся учеником в мастерскую ювелира Брандини, где обучился способам художественной обработки металла. Он прожил бурную жизнь, полную приключений, неоднократно заключался в тюрьмы за драки, убийства и другие преступления. При этом он был прекрасным ювелиром, а затем и скульптором. С 1545 по 1553 годы Челлини находился на службе у герцога Козимо 1 Медичи во Флоренции, где создал знаменитую статую Персея, держащего голову Медузы-Горгоны.
А за создание геммы из многоцветного сардоникса «Тайная вечеря» Бенвенуто Челлини был провозглашён возлюбленным сыном церкви. Его шедевр торжественно перенесли в собор апостоля Петра и поставили в алтаре главного притвора. Здесь он и находится до сего времени наряду с другими избранными геммами всех времён христианства.
Автобиография Бенвенуто Челлини вдохновила Александра Дюма на создание романа «Асканио» — где описывается период жизни Бенвенуто Челлини во Франции.
В графических работах С. Дали мастерски отражена бурная жизнь Челлини.
Смесь реального и мистического в его жизни.
Похождения и драки, сопровождавшие Челлини на протяжении всей жизни. Это та форма эпатажа, которая существовала во времена жизни Челлини. И это близко самому С. Дали.
Разгул, сопровождавший Челлини на протяжении всей жизни.
Убийства обидчиков, конкурентов…
И при этом работа, работа, работа …
Образы его многочисленных муз.
Которые он оставил в своих скульптурных композициях.
Вспомним строчки Марины Цветаевой (Комедьянт (1918)):
«Вы столь забывчивы, сколь незабвенны.
-- Ах, Вы похожи на улыбку Вашу! --
Сказать еще? -- Златого утра краше!
Сказать еще? -- Один во всей вселенной!
Самой Любви младой военнопленный,
Рукой Челлини ваянная чаша.»
И смертный одр в 71 год. Подведение итогов жизни. Только рукой С. Дали можно было так выразительно показать жизнь такого человека, как Челлини. Но даже эти графические работы при внимательном рассмотрении сюрреалистичны. И благодаря этому, так выразительны.
Но все же большая часть залов отдана тонкой по манере и яркой по образности графике Дали, иллюстрировавшей «Божественную комедию» Данте Алигьери.
Серию акварельных иллюстраций для юбилейного издания «Божественной комедии» итальянское правительство заказало Дали в 1951 году, к празднованию 700-летия Данте. Художник работал девять лет и создал по одной акварели к каждой тысяче строк поэта. В дальнейшем, по заказу французского издателя Жозефа Форе, эта серия была воплощена в графике, что потребовало 55 месяцев упорного труда и 3 тыс 500 деревянных досок для изготовления 5 тыс гравюр.
В настоящее время местонахождение первоначальных акварелей неизвестно.
В первом зале представлена экспозиция иллюстраций к «Божественной комедии». Данте. Глава Ад.
Остановимся на некоторых работах.
«Неблагодарные». Это будущее тех, кто активно сейчас занимается тюнингом некоторых частей своего тела, путём их наращивания.
"Люди, пожирающие друг друга". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Ад. Картина выполненная в характерном для Дали стиле. Вспомните картину «Постоянство памяти» 1931г. Стекающие часы.
"Поддельщики". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Ад. Так любимые подставочки, как, например, в картине «Сон».
"Дьявол-логик". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Ад.
"Святокупцы". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Ад.
"Еретики". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Ад. Еретики изображены в длинных саванах, закрывающих лицо, глаза. Подчёркивается их слепота.
"У седьмого круга". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Ад.
Перекликается с картиной « Предвидение гражданской войны в Испании (Мягкая конструкция с варёнными бобами)». 1936г.
Продолжение выставки в следующем зале. В переходе вставлены фотографии Мастера.
Сальвадор Дали на фоне своей восковой головы. Любовь к эпатажу сопровождала его всю жизнь. И в этом его всегда поддерживала его жена – несравненная Гала.
Дали рядом со скульптурой Венеры Милосской с ящиками.
Вот Сальвадор Дали позирует рядом со своей музой, моделью, вдохновителем и мучителем – женой Гала. Урождённой Еленой Ивановной (Димитриевной) Дьяконовой, русской, родившейся в Казани. Её можно увидеть на ряде полотен художника, например, «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». 1944г., которая экспонировалась на выставке в Эрмитаже «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали», о которой я рассказывал ранее в своём отзыве.
В этих залах – продолжение иллюстраций «Божественной комедии» Данте. Главы Чистилище и Рай.
Также здесь представлены работы С. Дали выполненные по мотивам классических произведений, показанные в данном отзыве выше.
"Второй круг". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Чистилище.
"Сладострастие". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Чистилище.
"Падший ангел". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Чистилище.
Приём изображения ангела перекликается со скульптурой «Венеры Милосской с выдвинутыми ящиками». Но если там ящики до конца не видны и остаётся загадка, то здесь ящики выдвинуты полностью и видно, что они пусты. Ангел с пустой Душой – Падший ангел.
"Долина земных властителей". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Чистилище.
Земные Властители. Они и в Чистилище продолжают делить Мир на картах, мечтая о его переделе и разоряя людей в угоду своим амбициям, не понимая, что жизнь конечна и с собой Туда ничего не заберёшь, и будешь Там стоять в том, в чём мама родила.
"Прекраснейшая Беатриче". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Рай.
В раю Данте встречает и сопровождает вместо Вергилия – прекрасная Беатриче.
"Так была сотворена Земля". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Рай.
Да. Как-то мрачновато была сотворена Земля.
"Торжество Иисуса Христа и Девы Марии". Иллюстрация к «Божественной комедии». Данте. Рай.
На первом плане Дева Мария с маленьким Иисусом.
Интересно изображён Творец, восседающий на троне и изображённый лишь штрихами. Вскинутые руки подчёркивают досаду: «Что же я натворил!».
А может это жест умиления. Приёмы сюрреализма оставляют свободу творчества для зрителя.
В заключение.
1. Сальвадор Дали мечтал написать иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Поэтому, когда в 1951 году, он получил заказ итальянского правительства на создание серии иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери и изготовление на их основе гравюр, то немедленно приступил к работе. За несколько лет маэстро нарисовал 100 акварелей: по одной к каждой из 100 песен «Комедии», по-своему интерпретировав наиболее важные моменты.
И даже когда общественность Италии, узнав о том, что творение великого итальянца иллюстрирует испанец, да ещё Сальвадор Дали, выступила с протестом, и заказ был отменен, Дали, с детства влюбленный в произведение Данте, не остановил работу. Издательство Ле Эюра Клера, в конечном итоге, занялось реализацией проекта.
Дали лично контролировал процесс создания досок для ксилографии, проверяя и утверждая каждую из них. Работа над ксилографиями была окончена в 1963-м году, а годом позже «Божественная комедия» с иллюстрациями Дали была сдана в печать.
2. Удачная Идея этой выставки. Сопоставляя, перекликающиеся по технике исполнения, более ранние работы С. Дали с иллюстрациями «Божественной комедии» Данте, можно понять, что только средствами сюрреализма можно глубоко отразить это бессмертное произведение в изобразительном искусстве.
Сальвадор Дали в этой работе опирался на опыт создания предыдущих своих работ.
3. После просмотра выставки становится понятным её название: «Сальвадор Дали сюрреалист и классик.» - Классик сюрреализма.
4. Если удастся, посетите эту выставку. Вы откроете для себя другого Сальвадора Дали.
Год посещения | 2017 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Санкт-Петербург |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Улица | Набережная реки Фонтанки |
Дом № | 21 |
Общее впечатление | Достойная выставка. Подчёркивающая, что Дали – классик сюрреализма, почему? Прочтите отзыв с 50 фотографиями. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву39
Необычные картины. Лица в глазницах, опустошенный ангел и другие.