Отзыв: Фильм "Сторожевая застава" (2017) - Душевная украинская альтернатива попсовому бездушному "Последнему богатырю". Постояли за Русь!
Достоинства: правильная осовремененная сказка для детей и подростков, неплохие декорации и спецэффекты для такого бюджета, юмор
Недостатки: бюджетность, линейный и предсказуемый сюжет, скомканный финал
Как следует из общего впечатления, фильм использует популярную в последнее время тему "попаданцев" из будущего в былинное прошлое. Также как и в фильме "Последний богатырь" объект переноса перемещается не голым и босым, а прихватив с собой несколько гаджетов. К чести сценаристов на эти "артефакты" из 21 века не навешивается какая-то мало-мальски значимая роль в сюжете. Так, баловство.
Первое чем радует фильм, это возраст и характер «попаданца». Это не испорченный большими деньгами и столичной жизнью великовозрастный жулик как персонаж Хориняка в «Богатыре». Это скромный и застенчивый школьник, к тому же страдающий акрофобией (причины появления фобии серьезные и раскрываются во вступительной заставке), но как и положено в правильном произведении эволюционирующий и преодоляющий свои страхи. И хотя много вопросов к качеству сценария и режиссерской и актерской работе, необходимый элемент присутствует.
Что роднит фильм с «богатырем» так это наличие эпичной русской троицы. Нет, это не Трус, Балбес и Бывалый. Это былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, и Алеша Попович. В украинском варианте Илько, Добрыня и Олешко. Но как их не назови суть не меняется. А вот образы раскрыты куда лучше. В «последнем богатыре» Илья какой-то престарелый худосочный дрыщ, который не тянул на роль самого главного богатыря. Здесь и внешне и голосом Илья очень напоминает Никиту Джигуду. Олег Волощенко отличный выбор на эту роль. Почему-то на украинском языке голос Олега не показался похожим на голос Джигурды. Нет той фирменной хрипотцы.
Алеша-Олешко (Роман Луцкий) тоже прекрасная находка. Отлично раскрывается образ самого младшего богатыря, шалопая но в тоже время героизма ему не занимать. Всегда готов на авантюры, и является объектом постоянных упреков со стороны старших товарищей. Очень напоминает образ Алеши из франшизы анимационной студии Мельница.
А вот Добрыня подкачал… Почему-то лысый и безбородый. Да и актер Александр Комаров вообще неизвестный. Габариты то богатырские, но вот с гримом и диалогами обидели. Почему-то в сценарии ему меньше всего места досталось. Есть правда странная отсылка в одной сцене. «Если пуля (стрела) в лоб, так пуля (стрела) лоб». Растительности у Арсения Петровича на лице тоже немного. В общем в очередной раз перефразируя мэра Виталия «всю глубину наших глубин не все могут понять. Вернее понять могут не только лишь все, мало кто может это делать». Я не смог понять сценарный или режиссерский замысел в этой сцене.
Что касается спецэффектов то они вполне достойные для такого бюджета. Как и декорации. Клим Жуков конечно может внести свои коррективы в аутентичность архитектуры, вооружения и доспехов как русских воинов как и половцев, но я не он и мне показалось всё довольно прилично. Если не знаете кто такой Клим Жуков можете посмотреть на ютубе у Гоблина его нескучные беседы про средневековье.
Женские персонажи тоже неплохи. Условно можно поделить на три возрастные группы как и персонажей мужских. Т. е. наблюдается некая симметрия. Виктору школьнику - Аленка, Алеше-Олешко – Росанка. Мелана симметрия Илье (сестра его). Дамы боевые, при атаке половцев не прячутся под лавками а тоже учавствуют в обороне. Вот только не вник в семейные взаимоотношения Меланы Росанки и Аленки. Родственники или нет но живут вроде в одной хате. Возможно Росанка старшая дочь а Аленка младшая и обе получается племянницы Ильи? А отец их кто и что с ним стало?
Ну и пару слов о половцах. Традиционные войны кочевники семантически связанные с монголами. За деталями к историкам и этнографам. Что радует, то что актеров взяли аутентичных, казахов Ержана Нурымбета и Ерболата Тогузакова. К их игре претензий нет, есть претензии к сценаристам. А именно то что не был раскрыт вопрос каким образом их язык понимает мальчик Витя? Ну ладно современники русские по необходимости освоили, но вроде как казахский или монгольский Витя в своем времени не изучал, но хана понимал. Я к тому что для добавления аутентичности половцы общались не только между собой на своем языке (казахском?) но и с противниками, и накладывался перевод на украинский или русский.
Фильм рекомендую к просмотру. Добрый и душевный. Скину одну звездочку за сценарий который можно было сделать и более увлекательным и за не всегда отличную актерскую игру. Спецэффекты достойные для затраченных денег. В старые времена режиссеры снимали отличные фильмы и без помощи компьютера и вешать на него всё глупо.
Первое чем радует фильм, это возраст и характер «попаданца». Это не испорченный большими деньгами и столичной жизнью великовозрастный жулик как персонаж Хориняка в «Богатыре». Это скромный и застенчивый школьник, к тому же страдающий акрофобией (причины появления фобии серьезные и раскрываются во вступительной заставке), но как и положено в правильном произведении эволюционирующий и преодоляющий свои страхи. И хотя много вопросов к качеству сценария и режиссерской и актерской работе, необходимый элемент присутствует.
Что роднит фильм с «богатырем» так это наличие эпичной русской троицы. Нет, это не Трус, Балбес и Бывалый. Это былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, и Алеша Попович. В украинском варианте Илько, Добрыня и Олешко. Но как их не назови суть не меняется. А вот образы раскрыты куда лучше. В «последнем богатыре» Илья какой-то престарелый худосочный дрыщ, который не тянул на роль самого главного богатыря. Здесь и внешне и голосом Илья очень напоминает Никиту Джигуду. Олег Волощенко отличный выбор на эту роль. Почему-то на украинском языке голос Олега не показался похожим на голос Джигурды. Нет той фирменной хрипотцы.
Алеша-Олешко (Роман Луцкий) тоже прекрасная находка. Отлично раскрывается образ самого младшего богатыря, шалопая но в тоже время героизма ему не занимать. Всегда готов на авантюры, и является объектом постоянных упреков со стороны старших товарищей. Очень напоминает образ Алеши из франшизы анимационной студии Мельница.
А вот Добрыня подкачал… Почему-то лысый и безбородый. Да и актер Александр Комаров вообще неизвестный. Габариты то богатырские, но вот с гримом и диалогами обидели. Почему-то в сценарии ему меньше всего места досталось. Есть правда странная отсылка в одной сцене. «Если пуля (стрела) в лоб, так пуля (стрела) лоб». Растительности у Арсения Петровича на лице тоже немного. В общем в очередной раз перефразируя мэра Виталия «всю глубину наших глубин не все могут понять. Вернее понять могут не только лишь все, мало кто может это делать». Я не смог понять сценарный или режиссерский замысел в этой сцене.
Что касается спецэффектов то они вполне достойные для такого бюджета. Как и декорации. Клим Жуков конечно может внести свои коррективы в аутентичность архитектуры, вооружения и доспехов как русских воинов как и половцев, но я не он и мне показалось всё довольно прилично. Если не знаете кто такой Клим Жуков можете посмотреть на ютубе у Гоблина его нескучные беседы про средневековье.
Женские персонажи тоже неплохи. Условно можно поделить на три возрастные группы как и персонажей мужских. Т. е. наблюдается некая симметрия. Виктору школьнику - Аленка, Алеше-Олешко – Росанка. Мелана симметрия Илье (сестра его). Дамы боевые, при атаке половцев не прячутся под лавками а тоже учавствуют в обороне. Вот только не вник в семейные взаимоотношения Меланы Росанки и Аленки. Родственники или нет но живут вроде в одной хате. Возможно Росанка старшая дочь а Аленка младшая и обе получается племянницы Ильи? А отец их кто и что с ним стало?
Ну и пару слов о половцах. Традиционные войны кочевники семантически связанные с монголами. За деталями к историкам и этнографам. Что радует, то что актеров взяли аутентичных, казахов Ержана Нурымбета и Ерболата Тогузакова. К их игре претензий нет, есть претензии к сценаристам. А именно то что не был раскрыт вопрос каким образом их язык понимает мальчик Витя? Ну ладно современники русские по необходимости освоили, но вроде как казахский или монгольский Витя в своем времени не изучал, но хана понимал. Я к тому что для добавления аутентичности половцы общались не только между собой на своем языке (казахском?) но и с противниками, и накладывался перевод на украинский или русский.
Фильм рекомендую к просмотру. Добрый и душевный. Скину одну звездочку за сценарий который можно было сделать и более увлекательным и за не всегда отличную актерскую игру. Спецэффекты достойные для затраченных денег. В старые времена режиссеры снимали отличные фильмы и без помощи компьютера и вешать на него всё глупо.
Общее впечатление | Душевная украинская альтернатива попсовому бездушному "Последнему богатырю". Постояли за Русь! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву73
В феврале 2015 году на Европейском кинорынке Берлинского международного кинофестиваля права на прокат фильма были проданы во Францию[10]. В марте 2016 на Гонконгском кино и телерынке фильм «Сторожевая застава» был продан дистрибьюторам на территорию Индии, Вьетнама и Малайзии
смотрела прошлым летом интервью с Романон Луцким - хороший мальчишка, вообще последнее время радует несказанно укр кинематограф, планируем на выходных Киборгов в кино посмотреть, его ооочень хвалят
Слово "русичи" на момент написания отзыва в голову не пришло.
как по мне что в казахах что в татарах что в монголах есть что-то общее :) в дебри этногенеза вдаваться не хочется…
но по моему от славянских племен эти племена все таки отличались
когда малец из стоибища сваливает (пытается), этот выход хана из дыма и прямой удар в торец в каких фильмах только не использовался.
Кстати к слову у Вите даже ссадины на лице вроде не было, хотя вполне мог легкое сотрясение получить
Чего не скажешь о просмотренном сегодня "Легенда о Коловрате"
"Последний богатырь" совсем другие ощущения дает. ни разу не сказочные. Какой-то стёб
так еще Илья Муромец какой-то дрыщ престарелый а не богатырь 80 левела