Отзыв: Дом-музей А.Н. Островского в Замоскворечье (Россия, Москва) - Малыш Островский бегал по этому дому
Достоинства: В центре Москвы, приятная, теплая атмосфера, словно попадаешь в декорации к пьесам.
Недостатки: Платная фотосъемка.
Выбирая в этот раз куда бы поехать за новыми впечатлениями мы не стали изобретать велосипед и снова отправились в музей. Выбор музея был, можно сказать, случайный, не хотелось ехать куда-то далеко, поэтому мы выбрали еще один небольшой музей в центре Москвы, расположенный в районе Замоскворечье.
Это Дом-музей великого драматурга А. Н. Островского. В этом самом доме он родился и прожил первые три года своей жизни.
Дом-усадьба Александра Николаевича расположен по адресу улица Малая Ордынка дом 9. И относится к филиалу Государственного Центрального Театрального Музея им. А. А. Бахрушина, расположен вблизи станции метро Третьяковская.
Если идти по улице, то вполне можно промахнуться и пройти мимо т. к. сам дом Островского "утоплен" между домами в глубине сада.
Но таблички, имеющиеся на резных оградах верно укажут вам путь, а так же часы работы музея.
В этом самом доме, в комнате на первом этаже 31 марта 1823 года и родился наш знаменитый соотечественник.
Его родители снимали три нижние комнаты у священника, который жил на втором этаже и служил тут же в церкви, которая раньше была установлена рядом с домом.
Она называлась церковь Покрова Богородицы в Голиках. Она была разрушена в 1931 году, но фото ее сохранилось:
Сейчас рядом с домом на том месте, где ранее стояла церковь (в которой и крестили А. Островского в возрасте 5 дней), установлен его бюст:
Сам музей уже активно просит о ремонте, собственно на момент нашего посещения во дворе уже была установлена бытовка и даже кажется начались какие-то строительно-копательные работы. конечно это надо делать непременно, в некоторых местах облицовка дома отвалилась большими кусками:
Но зато это нерадостное зрелище дало нам возможность посмотреть из чего был построен дом. Первый этаж - кирпичный, а второй-деревянный сруб.
Чтоб попасть в музей нам потребуются билеты. Они продаются в кассе в соседнем доме-музее, стрелка-указатель покажет вам путь. Стоимость взрослого билета 200 рублей, детский 100, а еще в 100 рублей обойдется вам фотосъемка на собственный фотоаппарат.
Поскольку раньше это был жилой дом, то все внутренние помещения имеют соответствующие размеры. Это совершенно невозможно сравнить, например, с Еврейским музеем, в котором гигантомания кричит о себе во весь голос.
Входим по сильно разрушенным (надеюсь не на всегда) ступенькам и попадаем внутрь.
Внутри мы попадаем в некое подобие холла, где нас встречают работники музея, они вам расскажут откуда логичнее начать осмотр экспозиции, покажут маленький-премаленький гардероб, ну и вообще ответят на все возникающие вопросы.
Кстати, тут же висит и старинное зеркало, и хотя оно тоже вроде как экспонат, я например, когда одевалась, воспользовалась им по прямому назначению.
Осмотр экспозиции начинаем со второго этажа. Там залы, посвященные истории постановок пьес А. Н. Островского. Не всех конечно :)
Поднимаемся по деревянной лестнице вверх.
Экспозиция начинается прямо на лестнице:
Проходим внутрь, первое, что тут сразу бросается в глаза - это макет малого театра в разрезе, то, как он выглядел в то время, когда он еще освещался свечами и в партере не стояли кресла т. к. центральная люстра была свечная и воск со свечей капал вниз. Когда-то там были самые дешевые места.
Всего в музее 9 выставочных залов, 6 из них как раз расположены на втором этаже. Это своего рода анфилада из смежных комнат, я бы даже сказала комнатенок. Первая из них посвящена "Грозе".
В каждой комнате есть вот такие (см. выше) вывески, рассказывающие об истории постановки той или иной пьесы.
Создавалось такое ощущение, что находишься внутри каких-то театральных декораций. Причем тут все предметы доступны для осязания, можно зайти в каждую комнату и прикоснуться к кусочку истории. А на окнах стоят очень простые цветочки в горшках, что дополнительно создает ощущение, словно хозяева на минутку вышли, и ты остался в комнате один.
Переходим в следующую комнату.
Кстати, обратите внимание на то, что стены изнутри дома бревенчатые, это толстый струганый брус. То, что стены имеют такой вид играет на руку сразу по двум направлениям. Во-первых, мы видим то, какими эти стены были в начале 19 века, и какими их видел в детстве Александр Островский. А во-вторых, они так же очень хорошо показывают колорит того времени, тех сцен, которые описывал в своих пьесах драматург.
Напротив стола с самоваром стенка печки.
Переходим в следующую комнату, тут мы видим продолжение, а точнее начало той самой печи:
Эта комната рассказывает о более поздних пьесах автора.
Это напоминает чей-то рабочий кабинет, оплавленные свечи на столе словно говорят нам, что ночью тут кто-то работал, а сейчас на время вышел из комнаты. По стенам развешаны картины со сценами из разных пьес, афиши.
А в углу есть панорама сцены к спектаклю "Доходное место" (на фото справа от двери).
Затем переходим в совсем маленькую комнату с большим зеленым плюшевым диваном и зеркалом с старинной деревянной раме.
В этой комнате под столом видимо в качестве "особого экспоната" стоял старый эмалированный чайник с водой, из которого видимо цветочки поливают. Пришлось передвинуть его в сторону, чтоб фото получилось в духе времени.
В этой же комнате есть фото самого А. Н. Островского, его жены и всех их шести детей, с небольшим рассказом про каждого из них.
Тут же за столом хорошо видны трубы отопления. В музее паровое отопление, и трубы горячие, сама лично проверяла, поэтому холодно там не бывает думаю даже зимой.
Идем в следующий зал.
Лично меня тут больше всего удивил деревянный верстак, на котором писатель, чтоб отвлечься от работы, изготавливал небольшие деревянные поделки, которые потом дарил своим друзьям и знакомым.
К верстаку сверху прикреплен деревянный нож работы Островского, который он когда-то подарил писателю Чаеву. Очень тонкая работа, не даром говорят - талантливый человек талантлив во всем. Тут же в деревянной витрине представлены предметы, которые использовались в спектаклях. Начиная от старинного набора грима для лица (который наносился кроличьей лапкой, которая так же прилагается), заканчивая перчатками и веерами.
Следующий зал самый большой на втором этаже. Лично мне он понравился больше всего. В нем представлены фото известных актеров в ролях тех или иных персонажей, есть рисунки сценических костюмов некоторых персонажей популярных пьес.
А так же есть несколько панорам (что я люблю больше всего) сцен спектаклей. Ну и разумеется афиши...
Не буду показывать все, что там есть, ведь что-то должно остаться и для личного посещения музея, покажу только то, что мне понравилось больше всего.
Это панорама сцены к спектаклю "Гроза", который был поставлен в камерном театре в Москве в 1924 году. Очень символично, надо сказать. причем в то время такое символичное и минималистичное оформление сцены было еще чем-то новым и необычным. Увидев эту сцену я сразу вспомнила постановку "Укрощение строптивой" в театре Сатиры, там присутствовал примерно такой же минимализм декораций, но зато когда смотришь, то уже ни на что не отвлекаешься, и имеешь возможность оценить в полной мере именно игру актеров.
А вот афиша того времени. Ее можно стоять и читать, как газету, не то, что современные, на которых никому не известная "звезда" в полный рост и обилие рекламы.
Под афишей стоит вот такой макет сцены:
Фото известных актеров в ролях известных персонажей пьес Островского, обратите внимание на чрезмерный грим, он сделан таким не случайно, а для того, чтоб еще сильнее подчеркнуть характер того или иного персонажа:
Красивые эскизы костюмов к "Бесприданнице":
Еще один макет сцены. Это к спектаклю "Поздняя любовь", постановки театра русской драмы имени Леси Украинки в Киеве 1983 году.
Ребенок у меня не мог оторваться от этого макета, все хотел заглянуть, что же там "за стеной".
И если говорить о музее в целом, то экспозиция на втором этаже мне понравилась гораздо больше, чем на первом, так сказать в "историческом" месте. Тут, несмотря на то, что все такое старенькое и потертое, есть дух того времени, даже вкус воздуха тут другой, пропитанный деревом тепло-сладкий. Чувствуешь себя словно в доме до сих пор живут люди, так и хочется присесть на стульчик. И хотя мебель тут не огорожена от посетителей, но вот присаживаться на нее очень не рекомендуется ибо это антикварные экспонаты 19 века.
Затем спускаемся вниз, на первый этаж. Тут смотрители бдительно смотрят, чтоб осмотр экспозиции вы начали с того места, с которого нужно, ну и если есть какие-то вопросы, то рассказывают.
И хотя комнаты эти не сохранили свой первоначальный исторический вид, но все равно интересно. Тут представлены некоторые вещи, которыми пользовался отец будущего великого драматурга.
На двери первой комнаты есть небольшой рассказ про семью Александра Островского.
В комнатах стоит старинная мебель и представлены некоторые предметы быта того времени. Тут заходить в комнаты нельзя, но можно протянуть руку и фотографировать.
Кабинет.
Спальня.
Протянув руку и сфотографировав я обнаружила на кровати (справа) какой-то кажется совсем не исторический предмет.
Есть тут еще и общая проходная комната с картинами и фотографиями.
Напротив, как я назвала его для себя "красный зал".
Не вся мебель тут имеет историческое происхождение. На эти пуфики при желании можно присесть. Тут же раньше, впрочем как и сейчас проводились разные интересные мероприятия, встречи.
Стены оформлены фотографиями, про некоторые из них нам рассказали, очень интересно.
А еще меня впечатлил клавикорд, до этого момента я его живьем вообще ни разу не видела.
К сожалению, не так много дошло до нас вещей, которыми пользовалась семья Островского, проживая в этом доме. Сам писатель жил в этом доме только до трех лет, а потом у батюшки его дела по службе пошли лучше и снимать комнаты необходимости уже не было, он начал покупать дома по Москве.
Но все-таки музей очень теплый и приятный, домашний. К сожалению он отчаянно кричит о необходимости ремонта, поскольку некоторые разрушения просто бросаются в глаза. Но как я говорила в самом начале, ремонт этот уже буквально стоит во дворе.
Надеюсь только, что он костется не только фасада, но и дома-музея изнутри, поскольку красный угол в комнате на фото выше буквально провалился.
Так же мне было приятно отношение работников музея. В общем-то мы никаких экскурсий не заказывали, просто пришли посмотреть, но когда сотрудница второго этажа поняла, что мы где-то "сгинули" в недрах музея, то пошла нас искать, а найдя сама начала рассказывать много разных интересных вещей, и про жизнь самого Островского, и про людей из его окружения, и про постановки его пьес - очень интересно. Последний раз похожие эмоции я испытывала после посещения музея В. А. Тропинина. Все-таки музей создают не только экспонаты, но во многом еще и люди, которые в нем работают.
Нам понравилось!
Это Дом-музей великого драматурга А. Н. Островского. В этом самом доме он родился и прожил первые три года своей жизни.
Дом-усадьба Александра Николаевича расположен по адресу улица Малая Ордынка дом 9. И относится к филиалу Государственного Центрального Театрального Музея им. А. А. Бахрушина, расположен вблизи станции метро Третьяковская.
Если идти по улице, то вполне можно промахнуться и пройти мимо т. к. сам дом Островского "утоплен" между домами в глубине сада.
Но таблички, имеющиеся на резных оградах верно укажут вам путь, а так же часы работы музея.
В этом самом доме, в комнате на первом этаже 31 марта 1823 года и родился наш знаменитый соотечественник.
Его родители снимали три нижние комнаты у священника, который жил на втором этаже и служил тут же в церкви, которая раньше была установлена рядом с домом.
Она называлась церковь Покрова Богородицы в Голиках. Она была разрушена в 1931 году, но фото ее сохранилось:
Сейчас рядом с домом на том месте, где ранее стояла церковь (в которой и крестили А. Островского в возрасте 5 дней), установлен его бюст:
Сам музей уже активно просит о ремонте, собственно на момент нашего посещения во дворе уже была установлена бытовка и даже кажется начались какие-то строительно-копательные работы. конечно это надо делать непременно, в некоторых местах облицовка дома отвалилась большими кусками:
Но зато это нерадостное зрелище дало нам возможность посмотреть из чего был построен дом. Первый этаж - кирпичный, а второй-деревянный сруб.
Чтоб попасть в музей нам потребуются билеты. Они продаются в кассе в соседнем доме-музее, стрелка-указатель покажет вам путь. Стоимость взрослого билета 200 рублей, детский 100, а еще в 100 рублей обойдется вам фотосъемка на собственный фотоаппарат.
Поскольку раньше это был жилой дом, то все внутренние помещения имеют соответствующие размеры. Это совершенно невозможно сравнить, например, с Еврейским музеем, в котором гигантомания кричит о себе во весь голос.
Входим по сильно разрушенным (надеюсь не на всегда) ступенькам и попадаем внутрь.
Внутри мы попадаем в некое подобие холла, где нас встречают работники музея, они вам расскажут откуда логичнее начать осмотр экспозиции, покажут маленький-премаленький гардероб, ну и вообще ответят на все возникающие вопросы.
Кстати, тут же висит и старинное зеркало, и хотя оно тоже вроде как экспонат, я например, когда одевалась, воспользовалась им по прямому назначению.
Осмотр экспозиции начинаем со второго этажа. Там залы, посвященные истории постановок пьес А. Н. Островского. Не всех конечно :)
Поднимаемся по деревянной лестнице вверх.
Экспозиция начинается прямо на лестнице:
Проходим внутрь, первое, что тут сразу бросается в глаза - это макет малого театра в разрезе, то, как он выглядел в то время, когда он еще освещался свечами и в партере не стояли кресла т. к. центральная люстра была свечная и воск со свечей капал вниз. Когда-то там были самые дешевые места.
Всего в музее 9 выставочных залов, 6 из них как раз расположены на втором этаже. Это своего рода анфилада из смежных комнат, я бы даже сказала комнатенок. Первая из них посвящена "Грозе".
В каждой комнате есть вот такие (см. выше) вывески, рассказывающие об истории постановки той или иной пьесы.
Создавалось такое ощущение, что находишься внутри каких-то театральных декораций. Причем тут все предметы доступны для осязания, можно зайти в каждую комнату и прикоснуться к кусочку истории. А на окнах стоят очень простые цветочки в горшках, что дополнительно создает ощущение, словно хозяева на минутку вышли, и ты остался в комнате один.
Переходим в следующую комнату.
Кстати, обратите внимание на то, что стены изнутри дома бревенчатые, это толстый струганый брус. То, что стены имеют такой вид играет на руку сразу по двум направлениям. Во-первых, мы видим то, какими эти стены были в начале 19 века, и какими их видел в детстве Александр Островский. А во-вторых, они так же очень хорошо показывают колорит того времени, тех сцен, которые описывал в своих пьесах драматург.
Напротив стола с самоваром стенка печки.
Переходим в следующую комнату, тут мы видим продолжение, а точнее начало той самой печи:
Эта комната рассказывает о более поздних пьесах автора.
Это напоминает чей-то рабочий кабинет, оплавленные свечи на столе словно говорят нам, что ночью тут кто-то работал, а сейчас на время вышел из комнаты. По стенам развешаны картины со сценами из разных пьес, афиши.
А в углу есть панорама сцены к спектаклю "Доходное место" (на фото справа от двери).
Затем переходим в совсем маленькую комнату с большим зеленым плюшевым диваном и зеркалом с старинной деревянной раме.
В этой комнате под столом видимо в качестве "особого экспоната" стоял старый эмалированный чайник с водой, из которого видимо цветочки поливают. Пришлось передвинуть его в сторону, чтоб фото получилось в духе времени.
В этой же комнате есть фото самого А. Н. Островского, его жены и всех их шести детей, с небольшим рассказом про каждого из них.
Тут же за столом хорошо видны трубы отопления. В музее паровое отопление, и трубы горячие, сама лично проверяла, поэтому холодно там не бывает думаю даже зимой.
Идем в следующий зал.
Лично меня тут больше всего удивил деревянный верстак, на котором писатель, чтоб отвлечься от работы, изготавливал небольшие деревянные поделки, которые потом дарил своим друзьям и знакомым.
К верстаку сверху прикреплен деревянный нож работы Островского, который он когда-то подарил писателю Чаеву. Очень тонкая работа, не даром говорят - талантливый человек талантлив во всем. Тут же в деревянной витрине представлены предметы, которые использовались в спектаклях. Начиная от старинного набора грима для лица (который наносился кроличьей лапкой, которая так же прилагается), заканчивая перчатками и веерами.
Следующий зал самый большой на втором этаже. Лично мне он понравился больше всего. В нем представлены фото известных актеров в ролях тех или иных персонажей, есть рисунки сценических костюмов некоторых персонажей популярных пьес.
А так же есть несколько панорам (что я люблю больше всего) сцен спектаклей. Ну и разумеется афиши...
Не буду показывать все, что там есть, ведь что-то должно остаться и для личного посещения музея, покажу только то, что мне понравилось больше всего.
Это панорама сцены к спектаклю "Гроза", который был поставлен в камерном театре в Москве в 1924 году. Очень символично, надо сказать. причем в то время такое символичное и минималистичное оформление сцены было еще чем-то новым и необычным. Увидев эту сцену я сразу вспомнила постановку "Укрощение строптивой" в театре Сатиры, там присутствовал примерно такой же минимализм декораций, но зато когда смотришь, то уже ни на что не отвлекаешься, и имеешь возможность оценить в полной мере именно игру актеров.
А вот афиша того времени. Ее можно стоять и читать, как газету, не то, что современные, на которых никому не известная "звезда" в полный рост и обилие рекламы.
Под афишей стоит вот такой макет сцены:
Фото известных актеров в ролях известных персонажей пьес Островского, обратите внимание на чрезмерный грим, он сделан таким не случайно, а для того, чтоб еще сильнее подчеркнуть характер того или иного персонажа:
Красивые эскизы костюмов к "Бесприданнице":
Еще один макет сцены. Это к спектаклю "Поздняя любовь", постановки театра русской драмы имени Леси Украинки в Киеве 1983 году.
Ребенок у меня не мог оторваться от этого макета, все хотел заглянуть, что же там "за стеной".
И если говорить о музее в целом, то экспозиция на втором этаже мне понравилась гораздо больше, чем на первом, так сказать в "историческом" месте. Тут, несмотря на то, что все такое старенькое и потертое, есть дух того времени, даже вкус воздуха тут другой, пропитанный деревом тепло-сладкий. Чувствуешь себя словно в доме до сих пор живут люди, так и хочется присесть на стульчик. И хотя мебель тут не огорожена от посетителей, но вот присаживаться на нее очень не рекомендуется ибо это антикварные экспонаты 19 века.
Затем спускаемся вниз, на первый этаж. Тут смотрители бдительно смотрят, чтоб осмотр экспозиции вы начали с того места, с которого нужно, ну и если есть какие-то вопросы, то рассказывают.
И хотя комнаты эти не сохранили свой первоначальный исторический вид, но все равно интересно. Тут представлены некоторые вещи, которыми пользовался отец будущего великого драматурга.
На двери первой комнаты есть небольшой рассказ про семью Александра Островского.
В комнатах стоит старинная мебель и представлены некоторые предметы быта того времени. Тут заходить в комнаты нельзя, но можно протянуть руку и фотографировать.
Кабинет.
Спальня.
Протянув руку и сфотографировав я обнаружила на кровати (справа) какой-то кажется совсем не исторический предмет.
Есть тут еще и общая проходная комната с картинами и фотографиями.
Напротив, как я назвала его для себя "красный зал".
Не вся мебель тут имеет историческое происхождение. На эти пуфики при желании можно присесть. Тут же раньше, впрочем как и сейчас проводились разные интересные мероприятия, встречи.
Стены оформлены фотографиями, про некоторые из них нам рассказали, очень интересно.
А еще меня впечатлил клавикорд, до этого момента я его живьем вообще ни разу не видела.
К сожалению, не так много дошло до нас вещей, которыми пользовалась семья Островского, проживая в этом доме. Сам писатель жил в этом доме только до трех лет, а потом у батюшки его дела по службе пошли лучше и снимать комнаты необходимости уже не было, он начал покупать дома по Москве.
Но все-таки музей очень теплый и приятный, домашний. К сожалению он отчаянно кричит о необходимости ремонта, поскольку некоторые разрушения просто бросаются в глаза. Но как я говорила в самом начале, ремонт этот уже буквально стоит во дворе.
Надеюсь только, что он костется не только фасада, но и дома-музея изнутри, поскольку красный угол в комнате на фото выше буквально провалился.
Так же мне было приятно отношение работников музея. В общем-то мы никаких экскурсий не заказывали, просто пришли посмотреть, но когда сотрудница второго этажа поняла, что мы где-то "сгинули" в недрах музея, то пошла нас искать, а найдя сама начала рассказывать много разных интересных вещей, и про жизнь самого Островского, и про людей из его окружения, и про постановки его пьес - очень интересно. Последний раз похожие эмоции я испытывала после посещения музея В. А. Тропинина. Все-таки музей создают не только экспонаты, но во многом еще и люди, которые в нем работают.
Нам понравилось!
Время использования | 1 раз |
Стоимость | 200 ₽ |
Год посещения | 2013 |
Общее впечатление | Малыш Островский бегал по этому дому |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву21