Отзыв: Сериал "Секретные материалы" (1993-2016) - Полный обзор сезонов.
Достоинства: основная сюжетная линия, актерский состав, актерское мастерство
Недостатки: много воды, динамика, спецэффекты, хронометраж
Сегодня гораздо сложнее найти человека, который не слышал о «Секретных материалах», чем того, кто этот сериал смотрел. Его смело можно назвать культовым, поскольку «зашел» он практически везде. Что-бы не рассусоливать, давайте пробежимся по сезонам.
1 сезон
С самого начала (имеется ввиду пилотная серия) к себе приковывают внимание образы главных героев – Скалли и Малдера. И тут же наблюдается нестандартный подход режиссера к описанию этих образов. Малдер – законченный романтик, который практически в каждой ситуации видит «руку пришельцев». Скалли – наоборот, пытается объяснить всё необычное с точки зрения логики и аналитики. Скажите, кому присущи полеты в облаках, а кому – логические умозаключения? В больше степени мужчины более логичны, женщины – более романтичны (но это не всегда. Чтобы меня не спалили на костре романтичные мужчины и логичные женщины).
Далее – приключения двух напарников. Лично я впервые на экране вижу подобное бадди-муви. Кто не в курсе – это такой поджанр фильма, в котором главными персонажами выступают одновременно два человека, чьи отношения связаны дружескими или приятельскими узами. Зачастую, подобный поджанр наблюдается в фильмах о полицейских (к примеру, «Мачо и ботан», или «Смертельное оружие» - в случае с двумя мужиками), «Красотки в бегах» (в случае с женщинами). Так вот. Тандемы мужчины и женщины для кинематографа непривычны, поскольку в понимании обычного обывателя дружбы между мужчиной и женщиной быть не может. Поэтому, я уверен, с самой первой серии практически все зрители ждали, когда же напарники полезут друг к другу в трусы (пардон за жаргон). Не могу сказать, что этот сериал – как наглядный пример того, что дружба между мужчиной и женщиной может существовать, но все же.
Переходим к манере подачи. Лично мне с самого начала показалось, что режиссеры слишком торопятся. С одной стороны, это хорошо. Каждая серия приковывает к себе внимание, и чтобы все понять, отходить от экрана нежелательно. С другой стороны, слишком объемный поток информации в кратчайший промежуток времени. Бросалось в глаза то, что режиссеры старались вместить историю в 45 минут эпизода. Ну, с этим, в принципе, справились. Кстати, в первом сезоне каждая серия будет отдельной историей, которая имеет свое начало и конец. Лишь несколько персонажей из первого сезона перенесутся дальше. Какой-либо основной сюжетной линии, по крайней мере по ходу сезона, не прослеживается. И это немного настораживает.
Теперь к недостаткам, которые я выделил (нет, я не придираюсь, но они реально были). Итак – личная жизнь агентов. Порой возникало ощущение, что перед нами роботы, которые могут не спать, не есть, не ходить в туалет. Полностью в работе. Я не знаю как кого, а меня фанатизм (даже в отношении работы) подбешивает. Тем более, что практически в половине случаев и Скалли, и Малдер ничего сделать или помочь не смогли. Выходит, зритель просто наблюдает за суетой, которая длится почти час. Но суета интересная, этого не отнять.
Ну и инопланетяне. Я не смотрел сериал, как только он вышел. Лишь отдельные эпизоды, которые крутили по телеку. Понятное дело, особенно исходя из того, что каждый эпизод, как отдельный фильм, ставили те серии, которые были самыми динамичными, остросюжетными и так далее. И поэтому у меня сложится стереотип, что весь сериал будет исключительно про друзей из космоса. Оказывается, нет. В первом сезоне их было настолько мало, что я даже немного взгрустнул. Ну а те, что были, отвечают всем общепринятым стандартам – маленькие зеленые человечки, с лысыми бОшками и большими темными глазами. На руках по три пальца. Короче – обычный штамп. Но в целом, мне такой формат пока подходит. По крайней мере – не скучно.
2 сезон
Этот сезон я могу разделить на три части. Можно было бы разделить и первый, но там я только вникал в суть, короче говоря – раскачивался. Так вот. Весь второй сезон (и я так подразумеваю, что и весь сериал) можно разделить на три категории. Нет, я не классифицирую задания агентов на тяжелые, или менее тяжелые, не распределяю преступления, которые раскрывают агенты. Ладно. Ближе к делу. Категории же такие: те серии, в которых Скалли и Малдер принимают активное участие, те, в которых агенты выступают зрителями (зачастую, подобные эпизоды являются связующими в других многосерийных фильмах), и те серии, в которых агентам грозит опасность. Если в первом сезоне агенты зачастую выступали либо зрителями, либо просто бегали, то здесь уже добавились эпизоды, где под угрозой их жизни.
Если вам кажется, что в фильме прибавилось динамики, то можете смело выдохнуть. Монотонные серии сбалансируют общую картинку. Поэтому, количество экшена останется на том же уровне. Кстати, уже второй сезон, а я еще не обмолвился о спецэффектах. Что касается гримов и костюмов – все выполнено четко. Придраться не к чему. Даже к резиновым маскам. А вот спецэффекты слабенькие. И странно, что режиссеры выбрали такую тематику, и толком к ним не прибегали. Видимо знали, где у них слабое звено.
Хотелось бы выделить и направление серий. Некоторые из них будут выполнены в жанре триллера, некоторые будут классическим детективом, а некоторые – ужастики с элементами мерзости. К слову, если вас не привлекают полу-откровенные сцены (я не о постельных говорю, если что), то можете некоторые эпизоды проматывать сразу. По ходу просмотра у меня возникало ощущение, что где-то что-то похожее я уже видел. Действительно, современные малобюджетные триллеры (вернее их режиссеры) брали в основу сюжетную линию какого-то из эпизодов «Секретных материалов», и выпускали полноценное кино. Но, и режиссеры «Материалов» тоже баловались завуалированным плагиатом. По крайней мере я увидел пару намеков на старенькие фильмы, наподобие «Нечто». Так что, никто не безгрешен.
Вернемся к роману Скалли и Малдера. Его по-прежнему не будет. Зато будут чувственные рукопожатия, томные взгляды, и тому подобное. Особенно связь проявляется при опасности для кого-либо из них. Просто обратите внимание, если будете смотреть сериал, как и я, с самого начала. Но ладно между собой – у агентов нет даже никого на стороне! Не подумайте, что я включаю Малахова, или хочу придать культовому сериалу привкус «Большой стирки», но отсутствие человеческой бытовухи у главных героев слегка настораживает. Объяснение «трудоголики» я не принимаю. В конце концов, стакан пивка после тяжелого рабочего дня могли бы пропустить.
Поговорим о толерантности. В каждом эпизоде встречается второстепенный персонаж, который либо негр, либо мексиканец, либо китаец. Это факт. Но стороннему зрителю такой аспект будет незаметен. Почему? Потому что режиссеры очень грамотно подошли к подбору актеров, гармонично вписав их при этом. И если этот персонаж должен быть темнокожим, то он таким будет. А если здесь подойдет товарищ с узким разрезом глаз, то другого актера на эту роль и представить будет сложно. Кстати, будут здесь и знакомые лица из других сериалов. Так, можно будет узнать некоторых актеров из сериала «Твин Пикс», попадутся и товарищи из многосерийного фильма «Остаться в живых». Лично меня их присутствие развеселило.
Ну и резюме по второму сезону. Пока что нет предпосылок к тому, что сериал может скатиться в какой-то унылое… действие. Наконец появляются группы эпизодов, чья сюжетная линия проходит сквозь несколько серий одновременно. Наконец появляется основная сюжетная линия (хотя, в ней заключается и недостаток. Слишком спонтанно она появилась. И в конце сезона). И наконец появилась интрига, которая завлекает зрителя к просмотру третьего сезона. Пока что я доволен. Что будет дальше – посмотрим.
3 сезон
Данный сезон можно похвалить только за пару вещей. Первое – увеличение динамических моментов, второе – более ярко выражена основная сюжетная линия. Но обо всем по порядку. В целом, третий сезон можно назвать «бенефисом Малдера». Скалли здесь будет не столько на побегушках, сколько выступит второстепенным персонажем, который будет так называемым связующим звеном между своим напарником и внешним миром. Однако, от этого сериал ни в коей мере не проигрывает.
Все же мне больше импонирует Малдер, нежели скептически настроенная Скалли.
Теперь о динамике. Конечно, по сравнению с другими сериалами, да и фильмами, в которых основной движущей силой выступает экшен, данный сериал проиграет. Но вот что касается предыдущих сезонов – беготни и перестрелок будет больше. Тем более что это будут не какие-то отдельные серии, где агенты напоролись на серьезное сопротивление, а четкая сюжетная линия, которая без динамики просто превратила бы сериал в болтовню. И все же, в глаза бросается то, что главных персонажей сериала режиссеры берегут. Слишком заметно, что сценарий расписан на много эпизодов вперед. Иначе я не могу объяснить удачное стечение обстоятельств для того, кто сам лезет в самую мясорубку.
Но были в этом сезоне и недочеты. Как ни странно, они также связаны с основной сюжетной линией. Слишком жирно выделена черта между важными сериями, и теми, которые на основной сюжет не оказывают никакого влияния. Режиссерам так и не удалось отойти от шаблонов первого сезона, где каждая серия являлась отельной историей. Я считаю, что сериал, особенно такого уровня, должен развиваться. Либо хотя бы должна видоизменяться его структура. А здесь перемены выглядят какими-то вымученными, тяжелыми.
Еще одна вещь, которую следует выделить, так это описание второстепенных героев. Как положительных, так и отрицательных. Изначально, я хотел отнести эти описания к недостаткам, но по мере развития событий перед зрителем вырисовывается целостная картинка, в которой каждый персонаж играет какую-то важную в отношении основного сюжета роль. Таким образом, в некоторых эпизодах на первый план выходят второстепенные персонажи, заменяя тем самым основных героев. Это также может быть неожиданным поворотом для фанатов сериала, которые привыкли видеть в главных ролях Скалли и Малдера.
Что касается инопланетян, то здесь они, наконец-то появятся. Хотя, четкого понимания того, что перед ним инопланетяне, у зрителя не будет. Режиссеры решили не проводить параллели с большеголовыми карликовыми существами, прилетевшими к нам на летающих тарелках, разрушив при этом еще один стереотип. В данном случае, пришельцы выступают в роли существ с человеческим обликом, логическим мышлением, и сверхспособностями, которых у людей, конечно же, нет. Именно пришельцы, вернее их взаимоотношения между собой, станут основным двигателем для развития событий.
Немного о морали большинства эпизодов в данном сезоне. Лично здесь режиссеры немного сплоховали. Грубо говоря, основной посыл практически каждой отдельно взятой серии заключался в цитате Малахова: «Берегите себя и своих близких». Согласитесь, какой бы актуальной фразой на все времена не была цитатка Малахова, в контексте сериала такого масштаба она звучит как минимум смешно.
Ну и самое главное – наконец-то режиссеры научились делать интригующие переходы от одного сезона к другому. При чем этот переход готовился не в последние пару эпизодов, а на протяжение всего сезона. И все же, на месте режиссеров я бы как-то сгустил краски в последующих сериях. На одном мотиве далеко не доедешь. И со временем зрителю просто надоест однотипное похождение двух агентов. По этому сезону у меня всё.
4 сезон
Данный сезон отличается от предыдущего все теми же классификациями эпизодов. На сей раз все намного проще. Первая группа серий – важные, вторая – не очень. К важным сериям я отношу те, которые как-то влияют на общий сюжет, и проходят красной нитью через весь сериал, касаясь непосредственно главных героев. Не очень важными сериями я называю те, которые не касаются основных героев, либо же только вскользь упоминают Малдера и Скалли. Эти неважные серии можно также разделить на две подгруппы: те, которые имеют какое-то отношение к агентам, или могут влиять на их будущее, описывая при этом прошлое, и те, которые рассказывают зрителю историю второстепенных героев. Такой прием наблюдается в каждом сериале (даже в детских мультяшных), когда режиссеры берут как бы перерыв, откровенно отдыхая в некоторых эпизодах.
В результате такого разделения серий, в общей динамике сериала наблюдается некоторый дисбаланс. То режиссеры куда-то спешат, стараясь уничтожить всех героев, которых показали ранее, то намеренно тянут кота за… усы. Касаемо перестрелок и беготни – в этом сезоне мне было их мало. В основном акцент делался не на экшен. И в таком случае возникает вопрос – а зачем в предыдущих сезонах этот компонент так прорабатывали? Зритель (в частности я) ожидает активного продолжения, а получает… Сейчас расскажу, что получает.
Ключевая особенность этого сезона – драматизм, и сопли безысходности (звучит, как какой-то новый супергеройский фильм, который крутят в кинотеатрах). И в целом, можно было бы закрыть на это глаза, если бы не одно «но». Основная сюжетная линия (которая, как я уже указывал, касается непосредственно главных героев) подается отрывками, и местами очень рвано. Чтобы вы понимали, что я имею ввиду, представьте в голове схему. Идет прямая линия, и резко она начинает плясать то вверх, то вниз. Как кардиограмма курильщика, который резко проснулся от того, что услышал сквозь сон новый трек Бузовой. Прямая линия – основная сюжетная линия, то есть сон. А вот эти сколы на линии – как раз трек вышеуказанной «певицы».
Перейдем к проблемам, которые поднимаются в данном сезоне. В целом, каждый сезон сериала отличается какими-то полезными посылами. И зритель также к этому привыкает. Важный момент – подходят ли эти посылы к основному контексту сериала? Лично мне кажется, что здесь немного отошли от константы. Теперь инопланетяне в сезоне встречаются крайне редко. Только в неважных сериях, и очень эпизодично. С каждой серией зрителя подводят к тому, что инопланетян нет и вовсе. Получается, что перечеркивается все то, что было усвоено все тем же зрителем в предыдущих сезонах. А как же эта внеземная романтика, которой всех заразил Малдер? Теперь он предстает дурачком, который сам себе накрутил в голове то, чего быть не могло, руководствуясь все теми же романтическими рассуждениями. И вместе с ним дурачками становятся и те, кто этот сериал смотрит, и Малдеру сопереживает. Нет, это определенно не то, что я хотел видеть.
Наблюдается в этом сезоне и своеобразный плагиат. При чем тех эпизодов, которые проскакивали в этом же сериале. В целом, это также не новость для сериала, в котором в большинстве случаев каждая серия – отдельная история. Думал только, что «Материалов» это не коснется.
Ну и пару слов о сезоне в общем. Лично я никакого развития не вижу. Такая же хоть пока и интересная детективная тягомотина, которая разбавлена редкими перестрелками, и шокирующими подробностями. Кульминация сериала все такая же интригующая, но подводить к ней начали, опять же, очень поздно. Ну, хоть про инопланетян в конце вспомнили. Что самое неприятное – я не вижу, за счет чего сериал может набрать обороты. А вот скатиться – может запросто. Достаточно всего лишь продолжать в том же духе, как можно реже акцентировать внимание на основных героях, и полностью избавиться от динамики, заменив ее болтовней. Не хотелось бы, чтобы все сезоны прошли в одном ключе. Тем более, что их действительно много. Посмотрим, что будет дальше.
5 сезон
Чем дольше я смотрю «Секретные материалы», тем более четкая картинка понимания намерений режиссеров у меня формируется. Если вкратце: товарищи создатели никоим образом не собираются улучшать параметры фильма (динамика, основная сюжетная линия, и так далее. Более подробно описано выше). Они создали так называемое лекало, по которому штампуют сезоны, при этом особо не напрягаясь. Зритель все равно будет хавать то, что ему дают. Рейтинги у сериала хорошие. Предпосылок для скоропостижного завершения нет. Вот и идем мы по проторенной дорожке. Как долго только получится идти – пока неизвестно. Надоедает однообразие.
Поэтому, предлагаю рассмотреть некоторые моменты, которые отличаются от предыдущих сезонов. Их здесь будет не так уж много, но все же. Прежде всего хочется обратить внимание на направленность серий, вернее их тематику. Впервые здесь затронут тему отцов и детей. Мне кажется, в контексте сериала данная тема не так уж уместна. Но, нестандартные детективные расследования и присутствие главных героев могут доказать обратное. Возникает ощущение, что Скалли и Малдера можно впихнуть даже в детский мультфильм, наподобие «Следствие ведут Колобки», и они там гармонично будут смотреться. Особое внимание тема отцов и детей приковывает и потому, что несколько серий подряд повествуют нам о тяжелых взаимоотношениях первых и вторых.
Следующий момент – сценаристы. Нет, это понятно, что в команде создателей сериала имеются и литературные негры, которые штампуют сценарии серий, предварительно ознакомившись с предложенными стандартами. Однако, в данном сезоне я отметил еще одну интересную вещь. К примеру, сценаристом в одном из эпизодов выступал не кто иной, как Стивен Кинг. Отмечу, что серия получилась как раз в его стиле. Манеру подачи Кинга не перепутаешь ни с каким-либо другим автором. Также, исходя из присутствия в этом сезоне, как я уже описывал выше, «ненужных» эпизодов, можно сделать вывод, что некоторые серии были задействованы в определенных кинематографических фестивалях разных жанровых направлений.
Касаемо динамики и взаимоотношений главных героев говорить ничего не хочется. Надоело уже эти темы мусолить. Как что-то изменится, так обязательно упомяну. А вот на чем хотелось бы заострить внимание, так это на кризисе Малдера и Скалли. Не совместном, а отдельном. В данном сезоне весь драматизм будет строиться исключительно вокруг непростых ситуаций, в которых оказываются агенты. Никаких дополнительных драматичных ситуаций наблюдаться не будет.
По поводу основной сюжетной линии. В данном сезоне она изображена наиболее коряво. Не было подготовки зрителя к чему-то грандиозному, как это было раньше, не было плавных переходов от одной основной серии, к другой. Ведущая сюжетная линия постоянно разбавлена какими-то нелепыми эпизодами, которые забываются практически сразу после просмотра. Дополнительное раздражение возникает в результате того, что зритель имеет дело с теми же шаблонами, установленными режиссерами в предыдущих сезонах. Единственное, что отличает эти сезоны друг от друга, это медленно, улиточное продвижение вперед. Иногда с пробуксовками на месте.
Но самый главный недостаток – неправильный акцент режиссеров на сериях. Объясню, что имею ввиду. По масштабу, по деталям и другим второстепенным факторам, эпизоды, которые не имеют отношения к основной сюжетной линии, на голову превосходят те серии, которые касаются непосредственно самих героев. Я считаю, что так получилось из-за того, что нет постоянного сценариста для сериала. Один автор видит так, другой – иначе. А в целом, получается какой-то дурацкий винегрет, который то и дело норовит прокиснуть. Посмотрим, что будет дальше.
6 сезон
Чем дольше я смотрю этот сериал, тем больше у меня возникает вопросов к режиссерам. Вернее, к тем, кому они доверили написание сценария к эпизодам. Где-то на 3-5 серии я думал вообще прекратить просмотр, так как концепция «Секретных материалов» в корне изменилась. Если раньше «посторонние» серии напоминали какое-то отдельное расследование с детективным подтекстом, то сейчас приключения Скалли и Малдера напоминают «Байки из склепа», которыми не напугаешь даже современных детишек.
Вы только вдумайтесь: серий, относящихся к основной легенде сериала (как я описывал выше – важные эпизоды) в данном сезоне начитывается всего 5! Всего лишь 5 серий из 22! Это как вообще понимать? То есть, чтобы дойти до какого-либо интересного момента, необходимо несколько часов смотреть кинематографическую ересь? Выходит, что да. И этот факт меня удивляет больше всего. Почему сериал не был закрыт из-за низких рейтингов. Ведь количество зрителей существенно уменьшилось с увеличением «не важных» эпизодов. Скорее всего, выручали ранние эпизоды, которые смогли влюбить зрителей в этот сериал. И поскольку я не хочу акцентировать внимание на плохом (так как сериал продолжает скатываться к тому, что называть вслух мне не позволит цензура сайта), перейдем к положительным моментам.
И самым положительным я считаю именно эти 5 эпизодов, которые и описывают главные приключения агентов. Отмечу, что в главных ролях этих серий не всегда были Скалли и Малдер. И если раньше меня такой ход событий мог возмутить, то сейчас я даже рад. Рад тому, что хоть второстепенные герои не дают заскучать по ходу просмотра. Кстати, манера подачи информации в этих эпизодах в корне разнится с той же манерой в других сериях. Это лишний раз доказывает то, что сценарий пишут разные люди. При чем, не всегда осведомленные с основной сюжетной константой «Материалов».
Еще один положительным моментом является динамика. Возможно мне показалось, но ее было немного больше, чем в других сезонах. Но в целом, к этому компоненту могут быть вопросы. Объяснением является только то, что и Духовны, и Андерсон не являются спортсменами, никакой специальной физической подготовки не имеют, да и не нужно им это. Акцент-то сделан не на беготне.
Также хочется отметить внешний вид актеров. Сколько они снимались на тот момент конкретно в этом проекте? Лет 6-8. И остались в одной поре. Равно как и другие второстепенные персонажи. Попробуйте не похудеть и не поправиться за 7 лет. Не уверен, что у каждого получится. Хотя, могут найтись умники, которые скажут: «С их бабками и возможностями…». Отвечу – с бабками и возможностями это сделать еще сложнее.
Ну и несколько завершительных реплик по сезону. Пока что сериал держится только на тех сериях, которые имеют отношение к основной сюжетной линии. На данный момент ни бытовуха агентов, ни их любовные взаимоотношения меня уже не касаются. Хочется зрелищ, потому что хлебом режиссеры сериала меня уже закормили так, что боком на балкон выйти не могу. Касаемо инопланетян. У меня такое ощущение, что режиссеры сериала очень пьющие. В одном сезоне они приводят доказательства их существования (естественно, в рамках сериала), потом – наоборот, дальше – снова «уверуйте в зеленых человечков». Может сложиться впечатление, что именно на этой интриге завязаны все «Секретные материалы». Но лично мне уже как-то пофиг. Слишком много «лишних» эпизодов здесь. И еще. Исключительность Малдера. В сериалах такого масштаба нельзя акцентировать внимание на каком-то одном персонаже. Иначе произойдет следующее: либо на второй план отойдет вся легенда в целом, либо следующие серии покажут ничтожность превозносимого персонажа. Пока что я наблюдаю и то, и другое. А это, знаете ли, грустно. Сейчас я четко вижу, что сериалу необходим своеобразный импульс, который встряхнет и зрителей, и сюжет в целом. При чем этот разряд не должен ограничиваться парочкой завершающих сезон эпизодов.
7 сезон
Честно говоря, я не до конца понимаю, зачем вообще был нужен этот сезон. Всё действие провисало не только на смысловом уровне, но и в категориях динамики, скорости развития событий, да и вообще – серии в большей степени были не интересными. На секунду я представил, что дела расследуют не Скалли и Малдер, а какая-то другая пара киношных детективов. И знаете что? Тогда бы сериал можно было бы как-то оценивать. А сейчас, после всего увиденного, у меня возникает мысль, что режиссеры просто расслабились, или же отправились в годичный отпуск, оставив вместо себя литературных негров для написания сценариев для эпизодов.
Если же оценивать то, что имеем, то выходит следующее. Сценаристы этого сезона решили последовать современным трендам, и выпускать эпизоды таких направлений, которые наиболее популярны среди зрителей того времени. Таким образом, мы можем увидеть несколько серий, посвященных мертвецам и семейным разборкам, приведшим к убийству того или иного члена семьи, или послуживших причиной для личностного падения до уровня «маньячества» опять же, одного из родственничков. Опять мы сталкиваемся с такой же проблемой, как и в прошлом сезоне: серий, которые имеют отношение к основной сюжетной линии, очень мало. Да те, которые есть, не пестрят какими-то невообразимыми поворотами, способными приковать к экрану. Скорее, эти эпизоды были всего лишь обыкновенными историями для того чтобы разбавить и без того скучные расследования агентов. Лишь заключительный эпизод (господи, как долго я его ждал!) немного встряхнет зрителя.
Но обратить внимание хотелось бы и на серию под номером 12. Впервые в сериале я заметил то, что явно выделялось из общей канвы эпизодов. Речь пойдет об истории о каком-то монстре, которые кошмарил местных жителей какого-то гетто. Но не так привлекателен сюжет, как манера подачи. В 12 эпизоде съемка будет вестись от первого лица, как я понял, какого-то оператора, прикрепленного к Скалли и Малдеру. Помимо неплохих спецэффектов, можно отметить абсолютно другой взгляд на то, чем занимались агенты, ведь теперь зритель находится не в стороне, а якобы является непосредственным участником беготни (да, в этой серии все персонажи постоянно находились в движении). Нечто подобное можно увидеть в компьютерных играх (в частности, в шутерах), ну или в таких фильмах как «Монстро», «Хардкор» или «Континуум». Что характерно, подобная манера подачи мне не импонирует. Обычно у меня быстро начинают болеть глаза. Но, в снотворном сезоне это была как чашка кофе без сахара. Поэтому, за нее я плюсую.
Еще в данном сезоне могу выделить отношения между Малдером и Скалли. Как говорил толстый синоптик в клетчатой рубахе и тремя подбородками по телеку во времена моего детства: наблюдается потепление. Нет, не могу сказать, что и раньше эти два агента не берегли друг друга, или намеренно подвергали опасности, но в данном сезоне (особенно в завершительных эпизодах), взгляды, прикосновения и разговоры проходили уже на другом уровне. Мне кажется, таким образом режиссеры хотели подогреть интерес хотя бы слабого пола. Потому что мужчины на тот момент, не зная, что будет в сериале дальше, скорее всего просто махнули рукой на него.
Ну а если рассматривать сезон в целом, то он абсолютно ничем не превосходит предыдущие. Режиссеры просто потянули время (не говорю, что выиграли, так как положительных моментов в сезоне практически не было). И до сих пор не ясно, собираются ли они раскачиваться. Из-за всего мною вышесказанного понятно, что масштаб сериала заметно сузился. Даже несмотря на непрекращающиеся правительственные заговоры, даже несмотря на попытки воскресить былую интригу с инопланетянами. Данный сезон внес еще один минус от меня в копилку общей оценки сериала. Да и итоговая серия хоть и всколыхнула эмоции немного, все равно явно не соответствует тому, чего ожидает зритель от 7 сезона. Единственный выход, который может исправить положение сериала – выпустить подряд несколько серий, которые будут отображать основную проблему сериала, а не распыляться на менее значимые эпизоды.
8 сезон
Этот сезон во многом стал переломным для создателей сериала. Во-первых, отсутствие главного персонажа Малдера. Вместо него появился менее харизматичный, но такой же самоотверженный… Т-1000 из «Терминатора»! Кто бы мог подумать, что Роберт Патрик будет выбран на главную роль в «Материалах», да еще и на положительную? Однако, я так восторженно говорю после того, как посмотрел весь сезон. На самом же деле, замена главного героя меня расстроила. А учитывая то, что не во всех сериях была и Скалли, на этом сезоне я планировал завершить просмотр. Какие изменения были внесены в общую концепцию «Секретных материалов»?
Ну, главного героя я уже упомянул. Его личностные характеристики не совпадают ни с романтичным Малдером, ни с прагматичной Скалли. Хотя нет. В данном случае, абсолютно все персонажи делятся на две категории: те, кто верит в что-то внеземное, и те, кто пытается найти какое-то логическое объяснение происходящему. Таким образом, Роберт Патрик, он же агент Доггет, занял позицию «Фомы неверующего», какой раньше была Скалли. В свою очередь Скалли стала своеобразным Малдером в юбке. Такое перевоплощение смотрелось достаточно контрастно, в вместе с этим – интересно. А это – самое главное.
Существенно увеличилось количество «важных» эпизодов. Теперь, практически каждая серия если не четко описывает детали основной сюжетной линии, то хотя бы намекает на них. И намеки эти отображаются как в поступках, так и действиях. В больше степени, связующим звеном является отсутствующий Малдер (кстати, кто не знал, мистер Духовны временно прекратил сниматься в сериале из-за разногласий с режиссерами касаемо зарплаты. Но он не ушел из проекта бесповоротно. В свое отсутствие в качестве киношного агента он выступал со-продюсером, и даже принимал участие в написании сценария для некоторых серий). К слову, отсутствие Малдера со временем послужило отличным толчком, и своеобразным новым импульсом для сериала. Режиссеры максимально постарались обойтись без него, и при этом не вычеркивая агента из канвы сценария. И это у них получилось.
Динамика. В данном сезоне этот компонент находится на качественно новом уровне, по сравнению с предыдущими. Опять же, это я могу объяснить большим количеством «важных» серий. Как мы уже успели понять, только в эпизодах, относящихся к основной сюжетной линии можно увидеть какую-то беготню, и минимум разговоров. Но что самое главное, в данном сезоне и болтовня была полезная. То есть каждая серия содержала в себе крупицы той информации, необходимой для общего понимания происходящего.
Воскрешение Малдера. Было бы нечестно по отношению к зрителям сериала не упомянуть этот момент. Скажу от себя. Лично я за несколько серий без этого агента-главного героя уже привык к тому, что его нет. Само появление Малдера вносило какой-то дисбаланс в общую картинку сериала. Режиссеры же предлагают зрителю снова стать на сторону Фокса, вновь выставляя его романтичным, и в то же время самым умным из имеющихся персонажей. Однако, и агент Доггет не вызывает неприязни у зрителя, поскольку он нигде не косячил, и полностью погрузился в работу над секретными материалами. Как можно понять, двум положительным персонажам в одном кадре не место. Но режиссеры действовали по принципу вожатого в детском лагере – если дети ссорятся и не общаются, практически все дела им будет поручено делать вместе. Рабочая, кстати, схема.
Ну и по поводу Малдера и Скалли. Все. Теперь стало понятно, что они – далеко не просто знакомые и коллеги. Это раз. Два – их связывает не только любовь к паранормальным явлениям. И три -... Это уже будет спойлер. Обойдемся без него. Завершается сезон очень бодро. Я уже не помню, когда в последний раз мне хотелось посмотреть новый сезон «Материалов» сразу же после предыдущего. Ставлю плюс, и смотрим дальше.
9 сезон
Этот сезон ознаменован очередным отсутствием Малдера. Одного из главных героев сериала не будет до самой последней серии. Это для тех, кто лелеял надежду увидеть Дэвида хотя бы еще разок. Вот только само это отсутствие будет объясняться иначе. И аргументы мне показались не слишком убедительными. Вообще, предыдущий сезон дал сильный толчок для развития основной сюжетной линии. 8 сезон сериала – самый лучший из всех (ну кроме первого). Но, получилось, как в дурацком анекдоте: чем дальше в лес, тем меньше вероятности, что на шашлыки.
С уходом Малдера (хотя, официально режиссеры по сюжету от него не избавлялись), изменилась общая концепция сериала. Нынешние главные герои, а это были Джон Доггет, и влюбленная в него телочка агент Рейес, хоть и продолжали расследовать необычные дела, никак не могут превзойти в харизме парочку Скалли-Малдер. Возможно, дело в их образах. А может зритель привык видеть в отделе Секретных материалов других людей. Изменилась и манера повествования. Ради интереса – включите какую-нибудь рядовую серию одного из первых сезонов, и эпизод из этого. Будто режиссерами выступили разные люди. Хотя, в титрах к каждой серии – одно лицо.
Что касается Скалли, то здесь она выступала на второстепенных ролях, совершенно не присущих ей. Теперь Дана будет каким-то детективным гуру, к которой все обращаются, или же прожженной бабенцией, чье мнение – истина в последней инстанции. Не идет хрупкой, полутораметровой Джиллиан Андерсон амплуа такой вот гром-бабы. Смешно смотрится. Будто маленькая собачка на всех гавкает, и норовит за штанину укусить (да простят меня поклонники этой героини). Отмечу, что в данном сезоне Скалли (вернее, актриса, которая ее играет) овладела новой эмоцией. Теперь она может долго смотреть в одну точку с томным взглядом и приоткрытым ртом, выражая какое-то скорбное обдумывание сложившейся ситуации. До этого агент Скалли ограничивалась только открытым ртом.
Немного о динамике и спецэффектах. В данном сезоне обошлось без экшена, да и эффектов толком не было. Бросалось в глаза, что режиссеры сами устали от сериала. И просто ехали по накатанной. Ненужных серий стало куда больше. И вместе с ними прибавилось болтовни, которую я описывал выше. Кроме того, именно в этом сезоне режиссеры начали максимально быстро подгонять все незаконченные сюжетные линии, и убивать всех второстепенных героев. Будто без этого обойтись нельзя было. Глядя на завершение некоторых сюжетных поворотов, начинаешь сомневаться в раздутом ранее масштабе. И касается это не только второстепенных сюжетных линий.
По традиции, итоговая серия должна была как-то всколыхнуть зрителя. Обратите внимание – каждый сезон заканчивался на мажорной ноте. Но здесь… Снова чувствуется отсутствие финансирования. Поэтому, экшен заменили на продолжительную, хоть и информативную болтовню, в которой раскроют все секреты. Мне даже было немного жаль самого себя. Смотрел этот сериал несколько месяцев, а вывод подвели за какие-то 20 минут. Не очень честно, что ли. Больше этот сезон, кроме как поставленной точкой, мне запомнился ничем.
Ну и подошло время подвести итог по всему сериалу. По крайней мере до 9 сезона. Главным героем, несмотря на продолжительное отсутствие в заключительных сезонах, выступил Малдер. Его черты характера, его исключительность и романтическая вера в что-то неизвестное, а также яростное отстаивание своих идей в ущерб собственных интересов и интересов близких людей намекает нам, что его образ – собирательный образ всех бунтарей человечества. Которые решили выступить против системы, против каких-то общепринятых норм, и так далее. Как показывает история, такие деятели долго не живут, либо же являются наркоманами или преступниками государственного масштаба. Как относиться к Малдеру, вернее его рьяным методам в поисках истины – лично дело каждого. Мое мнение – он заигрался. И задолбал не только окружающих, но и сам себя.
Касаемо основной проблематики сериала. Она прослеживается исключительно в основной сюжетной линии. Это – правительственные заговоры против человечества, и инопланетяне. Больше на основную сцену не выходят никакие идеи. Как бы не старались режиссеры намекнуть на проблемы родителей и детей, или на любовные сюжетные линии. Мне кажется, основная тема не раскрыта, так как в соотношении «нужных» эпизодов и левых, подавляющее число будет именно за последней категорией. Хотя, не могу сказать, что логического вывода не было. Он был, но показали зрителю его как-то однобоко. И в этом недостаток.
Ну и по поводу истины. В комментариях к этому сериалу, каждый второй пользователь высказался об истине, которую якобы искал Малдер. Но какого-либо понимания этой истины я не заметил. Наверное, потому, что каждый зритель понял сериал по-своему. Красивая фраза: истина где-то там. Но что именно, и где – дело уже другое. Мне кажется, в этом высказывании кроется куда более глубокий смысл, чем тот, который показали в сериале. Лично я считаю, что никакая истина не стоит жизней людей. Тем более близких. Мне гораздо ближе высказывание одного древнего мыслителя по фамилии Хайям, который нашел истину в вине, чем беготня Малдера.
А теперь покороче. К просмотру сериал рекомендовать можно. Но Будьте готовы к тому, что будет очень много воды. Целый пруд. С жабами. И болтовней. У меня, наконец-то, всё.
1 сезон
С самого начала (имеется ввиду пилотная серия) к себе приковывают внимание образы главных героев – Скалли и Малдера. И тут же наблюдается нестандартный подход режиссера к описанию этих образов. Малдер – законченный романтик, который практически в каждой ситуации видит «руку пришельцев». Скалли – наоборот, пытается объяснить всё необычное с точки зрения логики и аналитики. Скажите, кому присущи полеты в облаках, а кому – логические умозаключения? В больше степени мужчины более логичны, женщины – более романтичны (но это не всегда. Чтобы меня не спалили на костре романтичные мужчины и логичные женщины).
Далее – приключения двух напарников. Лично я впервые на экране вижу подобное бадди-муви. Кто не в курсе – это такой поджанр фильма, в котором главными персонажами выступают одновременно два человека, чьи отношения связаны дружескими или приятельскими узами. Зачастую, подобный поджанр наблюдается в фильмах о полицейских (к примеру, «Мачо и ботан», или «Смертельное оружие» - в случае с двумя мужиками), «Красотки в бегах» (в случае с женщинами). Так вот. Тандемы мужчины и женщины для кинематографа непривычны, поскольку в понимании обычного обывателя дружбы между мужчиной и женщиной быть не может. Поэтому, я уверен, с самой первой серии практически все зрители ждали, когда же напарники полезут друг к другу в трусы (пардон за жаргон). Не могу сказать, что этот сериал – как наглядный пример того, что дружба между мужчиной и женщиной может существовать, но все же.
Переходим к манере подачи. Лично мне с самого начала показалось, что режиссеры слишком торопятся. С одной стороны, это хорошо. Каждая серия приковывает к себе внимание, и чтобы все понять, отходить от экрана нежелательно. С другой стороны, слишком объемный поток информации в кратчайший промежуток времени. Бросалось в глаза то, что режиссеры старались вместить историю в 45 минут эпизода. Ну, с этим, в принципе, справились. Кстати, в первом сезоне каждая серия будет отдельной историей, которая имеет свое начало и конец. Лишь несколько персонажей из первого сезона перенесутся дальше. Какой-либо основной сюжетной линии, по крайней мере по ходу сезона, не прослеживается. И это немного настораживает.
Теперь к недостаткам, которые я выделил (нет, я не придираюсь, но они реально были). Итак – личная жизнь агентов. Порой возникало ощущение, что перед нами роботы, которые могут не спать, не есть, не ходить в туалет. Полностью в работе. Я не знаю как кого, а меня фанатизм (даже в отношении работы) подбешивает. Тем более, что практически в половине случаев и Скалли, и Малдер ничего сделать или помочь не смогли. Выходит, зритель просто наблюдает за суетой, которая длится почти час. Но суета интересная, этого не отнять.
Ну и инопланетяне. Я не смотрел сериал, как только он вышел. Лишь отдельные эпизоды, которые крутили по телеку. Понятное дело, особенно исходя из того, что каждый эпизод, как отдельный фильм, ставили те серии, которые были самыми динамичными, остросюжетными и так далее. И поэтому у меня сложится стереотип, что весь сериал будет исключительно про друзей из космоса. Оказывается, нет. В первом сезоне их было настолько мало, что я даже немного взгрустнул. Ну а те, что были, отвечают всем общепринятым стандартам – маленькие зеленые человечки, с лысыми бОшками и большими темными глазами. На руках по три пальца. Короче – обычный штамп. Но в целом, мне такой формат пока подходит. По крайней мере – не скучно.
2 сезон
Этот сезон я могу разделить на три части. Можно было бы разделить и первый, но там я только вникал в суть, короче говоря – раскачивался. Так вот. Весь второй сезон (и я так подразумеваю, что и весь сериал) можно разделить на три категории. Нет, я не классифицирую задания агентов на тяжелые, или менее тяжелые, не распределяю преступления, которые раскрывают агенты. Ладно. Ближе к делу. Категории же такие: те серии, в которых Скалли и Малдер принимают активное участие, те, в которых агенты выступают зрителями (зачастую, подобные эпизоды являются связующими в других многосерийных фильмах), и те серии, в которых агентам грозит опасность. Если в первом сезоне агенты зачастую выступали либо зрителями, либо просто бегали, то здесь уже добавились эпизоды, где под угрозой их жизни.
Если вам кажется, что в фильме прибавилось динамики, то можете смело выдохнуть. Монотонные серии сбалансируют общую картинку. Поэтому, количество экшена останется на том же уровне. Кстати, уже второй сезон, а я еще не обмолвился о спецэффектах. Что касается гримов и костюмов – все выполнено четко. Придраться не к чему. Даже к резиновым маскам. А вот спецэффекты слабенькие. И странно, что режиссеры выбрали такую тематику, и толком к ним не прибегали. Видимо знали, где у них слабое звено.
Хотелось бы выделить и направление серий. Некоторые из них будут выполнены в жанре триллера, некоторые будут классическим детективом, а некоторые – ужастики с элементами мерзости. К слову, если вас не привлекают полу-откровенные сцены (я не о постельных говорю, если что), то можете некоторые эпизоды проматывать сразу. По ходу просмотра у меня возникало ощущение, что где-то что-то похожее я уже видел. Действительно, современные малобюджетные триллеры (вернее их режиссеры) брали в основу сюжетную линию какого-то из эпизодов «Секретных материалов», и выпускали полноценное кино. Но, и режиссеры «Материалов» тоже баловались завуалированным плагиатом. По крайней мере я увидел пару намеков на старенькие фильмы, наподобие «Нечто». Так что, никто не безгрешен.
Вернемся к роману Скалли и Малдера. Его по-прежнему не будет. Зато будут чувственные рукопожатия, томные взгляды, и тому подобное. Особенно связь проявляется при опасности для кого-либо из них. Просто обратите внимание, если будете смотреть сериал, как и я, с самого начала. Но ладно между собой – у агентов нет даже никого на стороне! Не подумайте, что я включаю Малахова, или хочу придать культовому сериалу привкус «Большой стирки», но отсутствие человеческой бытовухи у главных героев слегка настораживает. Объяснение «трудоголики» я не принимаю. В конце концов, стакан пивка после тяжелого рабочего дня могли бы пропустить.
Поговорим о толерантности. В каждом эпизоде встречается второстепенный персонаж, который либо негр, либо мексиканец, либо китаец. Это факт. Но стороннему зрителю такой аспект будет незаметен. Почему? Потому что режиссеры очень грамотно подошли к подбору актеров, гармонично вписав их при этом. И если этот персонаж должен быть темнокожим, то он таким будет. А если здесь подойдет товарищ с узким разрезом глаз, то другого актера на эту роль и представить будет сложно. Кстати, будут здесь и знакомые лица из других сериалов. Так, можно будет узнать некоторых актеров из сериала «Твин Пикс», попадутся и товарищи из многосерийного фильма «Остаться в живых». Лично меня их присутствие развеселило.
Ну и резюме по второму сезону. Пока что нет предпосылок к тому, что сериал может скатиться в какой-то унылое… действие. Наконец появляются группы эпизодов, чья сюжетная линия проходит сквозь несколько серий одновременно. Наконец появляется основная сюжетная линия (хотя, в ней заключается и недостаток. Слишком спонтанно она появилась. И в конце сезона). И наконец появилась интрига, которая завлекает зрителя к просмотру третьего сезона. Пока что я доволен. Что будет дальше – посмотрим.
3 сезон
Данный сезон можно похвалить только за пару вещей. Первое – увеличение динамических моментов, второе – более ярко выражена основная сюжетная линия. Но обо всем по порядку. В целом, третий сезон можно назвать «бенефисом Малдера». Скалли здесь будет не столько на побегушках, сколько выступит второстепенным персонажем, который будет так называемым связующим звеном между своим напарником и внешним миром. Однако, от этого сериал ни в коей мере не проигрывает.
Все же мне больше импонирует Малдер, нежели скептически настроенная Скалли.
Теперь о динамике. Конечно, по сравнению с другими сериалами, да и фильмами, в которых основной движущей силой выступает экшен, данный сериал проиграет. Но вот что касается предыдущих сезонов – беготни и перестрелок будет больше. Тем более что это будут не какие-то отдельные серии, где агенты напоролись на серьезное сопротивление, а четкая сюжетная линия, которая без динамики просто превратила бы сериал в болтовню. И все же, в глаза бросается то, что главных персонажей сериала режиссеры берегут. Слишком заметно, что сценарий расписан на много эпизодов вперед. Иначе я не могу объяснить удачное стечение обстоятельств для того, кто сам лезет в самую мясорубку.
Но были в этом сезоне и недочеты. Как ни странно, они также связаны с основной сюжетной линией. Слишком жирно выделена черта между важными сериями, и теми, которые на основной сюжет не оказывают никакого влияния. Режиссерам так и не удалось отойти от шаблонов первого сезона, где каждая серия являлась отельной историей. Я считаю, что сериал, особенно такого уровня, должен развиваться. Либо хотя бы должна видоизменяться его структура. А здесь перемены выглядят какими-то вымученными, тяжелыми.
Еще одна вещь, которую следует выделить, так это описание второстепенных героев. Как положительных, так и отрицательных. Изначально, я хотел отнести эти описания к недостаткам, но по мере развития событий перед зрителем вырисовывается целостная картинка, в которой каждый персонаж играет какую-то важную в отношении основного сюжета роль. Таким образом, в некоторых эпизодах на первый план выходят второстепенные персонажи, заменяя тем самым основных героев. Это также может быть неожиданным поворотом для фанатов сериала, которые привыкли видеть в главных ролях Скалли и Малдера.
Что касается инопланетян, то здесь они, наконец-то появятся. Хотя, четкого понимания того, что перед ним инопланетяне, у зрителя не будет. Режиссеры решили не проводить параллели с большеголовыми карликовыми существами, прилетевшими к нам на летающих тарелках, разрушив при этом еще один стереотип. В данном случае, пришельцы выступают в роли существ с человеческим обликом, логическим мышлением, и сверхспособностями, которых у людей, конечно же, нет. Именно пришельцы, вернее их взаимоотношения между собой, станут основным двигателем для развития событий.
Немного о морали большинства эпизодов в данном сезоне. Лично здесь режиссеры немного сплоховали. Грубо говоря, основной посыл практически каждой отдельно взятой серии заключался в цитате Малахова: «Берегите себя и своих близких». Согласитесь, какой бы актуальной фразой на все времена не была цитатка Малахова, в контексте сериала такого масштаба она звучит как минимум смешно.
Ну и самое главное – наконец-то режиссеры научились делать интригующие переходы от одного сезона к другому. При чем этот переход готовился не в последние пару эпизодов, а на протяжение всего сезона. И все же, на месте режиссеров я бы как-то сгустил краски в последующих сериях. На одном мотиве далеко не доедешь. И со временем зрителю просто надоест однотипное похождение двух агентов. По этому сезону у меня всё.
4 сезон
Данный сезон отличается от предыдущего все теми же классификациями эпизодов. На сей раз все намного проще. Первая группа серий – важные, вторая – не очень. К важным сериям я отношу те, которые как-то влияют на общий сюжет, и проходят красной нитью через весь сериал, касаясь непосредственно главных героев. Не очень важными сериями я называю те, которые не касаются основных героев, либо же только вскользь упоминают Малдера и Скалли. Эти неважные серии можно также разделить на две подгруппы: те, которые имеют какое-то отношение к агентам, или могут влиять на их будущее, описывая при этом прошлое, и те, которые рассказывают зрителю историю второстепенных героев. Такой прием наблюдается в каждом сериале (даже в детских мультяшных), когда режиссеры берут как бы перерыв, откровенно отдыхая в некоторых эпизодах.
В результате такого разделения серий, в общей динамике сериала наблюдается некоторый дисбаланс. То режиссеры куда-то спешат, стараясь уничтожить всех героев, которых показали ранее, то намеренно тянут кота за… усы. Касаемо перестрелок и беготни – в этом сезоне мне было их мало. В основном акцент делался не на экшен. И в таком случае возникает вопрос – а зачем в предыдущих сезонах этот компонент так прорабатывали? Зритель (в частности я) ожидает активного продолжения, а получает… Сейчас расскажу, что получает.
Ключевая особенность этого сезона – драматизм, и сопли безысходности (звучит, как какой-то новый супергеройский фильм, который крутят в кинотеатрах). И в целом, можно было бы закрыть на это глаза, если бы не одно «но». Основная сюжетная линия (которая, как я уже указывал, касается непосредственно главных героев) подается отрывками, и местами очень рвано. Чтобы вы понимали, что я имею ввиду, представьте в голове схему. Идет прямая линия, и резко она начинает плясать то вверх, то вниз. Как кардиограмма курильщика, который резко проснулся от того, что услышал сквозь сон новый трек Бузовой. Прямая линия – основная сюжетная линия, то есть сон. А вот эти сколы на линии – как раз трек вышеуказанной «певицы».
Перейдем к проблемам, которые поднимаются в данном сезоне. В целом, каждый сезон сериала отличается какими-то полезными посылами. И зритель также к этому привыкает. Важный момент – подходят ли эти посылы к основному контексту сериала? Лично мне кажется, что здесь немного отошли от константы. Теперь инопланетяне в сезоне встречаются крайне редко. Только в неважных сериях, и очень эпизодично. С каждой серией зрителя подводят к тому, что инопланетян нет и вовсе. Получается, что перечеркивается все то, что было усвоено все тем же зрителем в предыдущих сезонах. А как же эта внеземная романтика, которой всех заразил Малдер? Теперь он предстает дурачком, который сам себе накрутил в голове то, чего быть не могло, руководствуясь все теми же романтическими рассуждениями. И вместе с ним дурачками становятся и те, кто этот сериал смотрит, и Малдеру сопереживает. Нет, это определенно не то, что я хотел видеть.
Наблюдается в этом сезоне и своеобразный плагиат. При чем тех эпизодов, которые проскакивали в этом же сериале. В целом, это также не новость для сериала, в котором в большинстве случаев каждая серия – отдельная история. Думал только, что «Материалов» это не коснется.
Ну и пару слов о сезоне в общем. Лично я никакого развития не вижу. Такая же хоть пока и интересная детективная тягомотина, которая разбавлена редкими перестрелками, и шокирующими подробностями. Кульминация сериала все такая же интригующая, но подводить к ней начали, опять же, очень поздно. Ну, хоть про инопланетян в конце вспомнили. Что самое неприятное – я не вижу, за счет чего сериал может набрать обороты. А вот скатиться – может запросто. Достаточно всего лишь продолжать в том же духе, как можно реже акцентировать внимание на основных героях, и полностью избавиться от динамики, заменив ее болтовней. Не хотелось бы, чтобы все сезоны прошли в одном ключе. Тем более, что их действительно много. Посмотрим, что будет дальше.
5 сезон
Чем дольше я смотрю «Секретные материалы», тем более четкая картинка понимания намерений режиссеров у меня формируется. Если вкратце: товарищи создатели никоим образом не собираются улучшать параметры фильма (динамика, основная сюжетная линия, и так далее. Более подробно описано выше). Они создали так называемое лекало, по которому штампуют сезоны, при этом особо не напрягаясь. Зритель все равно будет хавать то, что ему дают. Рейтинги у сериала хорошие. Предпосылок для скоропостижного завершения нет. Вот и идем мы по проторенной дорожке. Как долго только получится идти – пока неизвестно. Надоедает однообразие.
Поэтому, предлагаю рассмотреть некоторые моменты, которые отличаются от предыдущих сезонов. Их здесь будет не так уж много, но все же. Прежде всего хочется обратить внимание на направленность серий, вернее их тематику. Впервые здесь затронут тему отцов и детей. Мне кажется, в контексте сериала данная тема не так уж уместна. Но, нестандартные детективные расследования и присутствие главных героев могут доказать обратное. Возникает ощущение, что Скалли и Малдера можно впихнуть даже в детский мультфильм, наподобие «Следствие ведут Колобки», и они там гармонично будут смотреться. Особое внимание тема отцов и детей приковывает и потому, что несколько серий подряд повествуют нам о тяжелых взаимоотношениях первых и вторых.
Следующий момент – сценаристы. Нет, это понятно, что в команде создателей сериала имеются и литературные негры, которые штампуют сценарии серий, предварительно ознакомившись с предложенными стандартами. Однако, в данном сезоне я отметил еще одну интересную вещь. К примеру, сценаристом в одном из эпизодов выступал не кто иной, как Стивен Кинг. Отмечу, что серия получилась как раз в его стиле. Манеру подачи Кинга не перепутаешь ни с каким-либо другим автором. Также, исходя из присутствия в этом сезоне, как я уже описывал выше, «ненужных» эпизодов, можно сделать вывод, что некоторые серии были задействованы в определенных кинематографических фестивалях разных жанровых направлений.
Касаемо динамики и взаимоотношений главных героев говорить ничего не хочется. Надоело уже эти темы мусолить. Как что-то изменится, так обязательно упомяну. А вот на чем хотелось бы заострить внимание, так это на кризисе Малдера и Скалли. Не совместном, а отдельном. В данном сезоне весь драматизм будет строиться исключительно вокруг непростых ситуаций, в которых оказываются агенты. Никаких дополнительных драматичных ситуаций наблюдаться не будет.
По поводу основной сюжетной линии. В данном сезоне она изображена наиболее коряво. Не было подготовки зрителя к чему-то грандиозному, как это было раньше, не было плавных переходов от одной основной серии, к другой. Ведущая сюжетная линия постоянно разбавлена какими-то нелепыми эпизодами, которые забываются практически сразу после просмотра. Дополнительное раздражение возникает в результате того, что зритель имеет дело с теми же шаблонами, установленными режиссерами в предыдущих сезонах. Единственное, что отличает эти сезоны друг от друга, это медленно, улиточное продвижение вперед. Иногда с пробуксовками на месте.
Но самый главный недостаток – неправильный акцент режиссеров на сериях. Объясню, что имею ввиду. По масштабу, по деталям и другим второстепенным факторам, эпизоды, которые не имеют отношения к основной сюжетной линии, на голову превосходят те серии, которые касаются непосредственно самих героев. Я считаю, что так получилось из-за того, что нет постоянного сценариста для сериала. Один автор видит так, другой – иначе. А в целом, получается какой-то дурацкий винегрет, который то и дело норовит прокиснуть. Посмотрим, что будет дальше.
6 сезон
Чем дольше я смотрю этот сериал, тем больше у меня возникает вопросов к режиссерам. Вернее, к тем, кому они доверили написание сценария к эпизодам. Где-то на 3-5 серии я думал вообще прекратить просмотр, так как концепция «Секретных материалов» в корне изменилась. Если раньше «посторонние» серии напоминали какое-то отдельное расследование с детективным подтекстом, то сейчас приключения Скалли и Малдера напоминают «Байки из склепа», которыми не напугаешь даже современных детишек.
Вы только вдумайтесь: серий, относящихся к основной легенде сериала (как я описывал выше – важные эпизоды) в данном сезоне начитывается всего 5! Всего лишь 5 серий из 22! Это как вообще понимать? То есть, чтобы дойти до какого-либо интересного момента, необходимо несколько часов смотреть кинематографическую ересь? Выходит, что да. И этот факт меня удивляет больше всего. Почему сериал не был закрыт из-за низких рейтингов. Ведь количество зрителей существенно уменьшилось с увеличением «не важных» эпизодов. Скорее всего, выручали ранние эпизоды, которые смогли влюбить зрителей в этот сериал. И поскольку я не хочу акцентировать внимание на плохом (так как сериал продолжает скатываться к тому, что называть вслух мне не позволит цензура сайта), перейдем к положительным моментам.
И самым положительным я считаю именно эти 5 эпизодов, которые и описывают главные приключения агентов. Отмечу, что в главных ролях этих серий не всегда были Скалли и Малдер. И если раньше меня такой ход событий мог возмутить, то сейчас я даже рад. Рад тому, что хоть второстепенные герои не дают заскучать по ходу просмотра. Кстати, манера подачи информации в этих эпизодах в корне разнится с той же манерой в других сериях. Это лишний раз доказывает то, что сценарий пишут разные люди. При чем, не всегда осведомленные с основной сюжетной константой «Материалов».
Еще один положительным моментом является динамика. Возможно мне показалось, но ее было немного больше, чем в других сезонах. Но в целом, к этому компоненту могут быть вопросы. Объяснением является только то, что и Духовны, и Андерсон не являются спортсменами, никакой специальной физической подготовки не имеют, да и не нужно им это. Акцент-то сделан не на беготне.
Также хочется отметить внешний вид актеров. Сколько они снимались на тот момент конкретно в этом проекте? Лет 6-8. И остались в одной поре. Равно как и другие второстепенные персонажи. Попробуйте не похудеть и не поправиться за 7 лет. Не уверен, что у каждого получится. Хотя, могут найтись умники, которые скажут: «С их бабками и возможностями…». Отвечу – с бабками и возможностями это сделать еще сложнее.
Ну и несколько завершительных реплик по сезону. Пока что сериал держится только на тех сериях, которые имеют отношение к основной сюжетной линии. На данный момент ни бытовуха агентов, ни их любовные взаимоотношения меня уже не касаются. Хочется зрелищ, потому что хлебом режиссеры сериала меня уже закормили так, что боком на балкон выйти не могу. Касаемо инопланетян. У меня такое ощущение, что режиссеры сериала очень пьющие. В одном сезоне они приводят доказательства их существования (естественно, в рамках сериала), потом – наоборот, дальше – снова «уверуйте в зеленых человечков». Может сложиться впечатление, что именно на этой интриге завязаны все «Секретные материалы». Но лично мне уже как-то пофиг. Слишком много «лишних» эпизодов здесь. И еще. Исключительность Малдера. В сериалах такого масштаба нельзя акцентировать внимание на каком-то одном персонаже. Иначе произойдет следующее: либо на второй план отойдет вся легенда в целом, либо следующие серии покажут ничтожность превозносимого персонажа. Пока что я наблюдаю и то, и другое. А это, знаете ли, грустно. Сейчас я четко вижу, что сериалу необходим своеобразный импульс, который встряхнет и зрителей, и сюжет в целом. При чем этот разряд не должен ограничиваться парочкой завершающих сезон эпизодов.
7 сезон
Честно говоря, я не до конца понимаю, зачем вообще был нужен этот сезон. Всё действие провисало не только на смысловом уровне, но и в категориях динамики, скорости развития событий, да и вообще – серии в большей степени были не интересными. На секунду я представил, что дела расследуют не Скалли и Малдер, а какая-то другая пара киношных детективов. И знаете что? Тогда бы сериал можно было бы как-то оценивать. А сейчас, после всего увиденного, у меня возникает мысль, что режиссеры просто расслабились, или же отправились в годичный отпуск, оставив вместо себя литературных негров для написания сценариев для эпизодов.
Если же оценивать то, что имеем, то выходит следующее. Сценаристы этого сезона решили последовать современным трендам, и выпускать эпизоды таких направлений, которые наиболее популярны среди зрителей того времени. Таким образом, мы можем увидеть несколько серий, посвященных мертвецам и семейным разборкам, приведшим к убийству того или иного члена семьи, или послуживших причиной для личностного падения до уровня «маньячества» опять же, одного из родственничков. Опять мы сталкиваемся с такой же проблемой, как и в прошлом сезоне: серий, которые имеют отношение к основной сюжетной линии, очень мало. Да те, которые есть, не пестрят какими-то невообразимыми поворотами, способными приковать к экрану. Скорее, эти эпизоды были всего лишь обыкновенными историями для того чтобы разбавить и без того скучные расследования агентов. Лишь заключительный эпизод (господи, как долго я его ждал!) немного встряхнет зрителя.
Но обратить внимание хотелось бы и на серию под номером 12. Впервые в сериале я заметил то, что явно выделялось из общей канвы эпизодов. Речь пойдет об истории о каком-то монстре, которые кошмарил местных жителей какого-то гетто. Но не так привлекателен сюжет, как манера подачи. В 12 эпизоде съемка будет вестись от первого лица, как я понял, какого-то оператора, прикрепленного к Скалли и Малдеру. Помимо неплохих спецэффектов, можно отметить абсолютно другой взгляд на то, чем занимались агенты, ведь теперь зритель находится не в стороне, а якобы является непосредственным участником беготни (да, в этой серии все персонажи постоянно находились в движении). Нечто подобное можно увидеть в компьютерных играх (в частности, в шутерах), ну или в таких фильмах как «Монстро», «Хардкор» или «Континуум». Что характерно, подобная манера подачи мне не импонирует. Обычно у меня быстро начинают болеть глаза. Но, в снотворном сезоне это была как чашка кофе без сахара. Поэтому, за нее я плюсую.
Еще в данном сезоне могу выделить отношения между Малдером и Скалли. Как говорил толстый синоптик в клетчатой рубахе и тремя подбородками по телеку во времена моего детства: наблюдается потепление. Нет, не могу сказать, что и раньше эти два агента не берегли друг друга, или намеренно подвергали опасности, но в данном сезоне (особенно в завершительных эпизодах), взгляды, прикосновения и разговоры проходили уже на другом уровне. Мне кажется, таким образом режиссеры хотели подогреть интерес хотя бы слабого пола. Потому что мужчины на тот момент, не зная, что будет в сериале дальше, скорее всего просто махнули рукой на него.
Ну а если рассматривать сезон в целом, то он абсолютно ничем не превосходит предыдущие. Режиссеры просто потянули время (не говорю, что выиграли, так как положительных моментов в сезоне практически не было). И до сих пор не ясно, собираются ли они раскачиваться. Из-за всего мною вышесказанного понятно, что масштаб сериала заметно сузился. Даже несмотря на непрекращающиеся правительственные заговоры, даже несмотря на попытки воскресить былую интригу с инопланетянами. Данный сезон внес еще один минус от меня в копилку общей оценки сериала. Да и итоговая серия хоть и всколыхнула эмоции немного, все равно явно не соответствует тому, чего ожидает зритель от 7 сезона. Единственный выход, который может исправить положение сериала – выпустить подряд несколько серий, которые будут отображать основную проблему сериала, а не распыляться на менее значимые эпизоды.
8 сезон
Этот сезон во многом стал переломным для создателей сериала. Во-первых, отсутствие главного персонажа Малдера. Вместо него появился менее харизматичный, но такой же самоотверженный… Т-1000 из «Терминатора»! Кто бы мог подумать, что Роберт Патрик будет выбран на главную роль в «Материалах», да еще и на положительную? Однако, я так восторженно говорю после того, как посмотрел весь сезон. На самом же деле, замена главного героя меня расстроила. А учитывая то, что не во всех сериях была и Скалли, на этом сезоне я планировал завершить просмотр. Какие изменения были внесены в общую концепцию «Секретных материалов»?
Ну, главного героя я уже упомянул. Его личностные характеристики не совпадают ни с романтичным Малдером, ни с прагматичной Скалли. Хотя нет. В данном случае, абсолютно все персонажи делятся на две категории: те, кто верит в что-то внеземное, и те, кто пытается найти какое-то логическое объяснение происходящему. Таким образом, Роберт Патрик, он же агент Доггет, занял позицию «Фомы неверующего», какой раньше была Скалли. В свою очередь Скалли стала своеобразным Малдером в юбке. Такое перевоплощение смотрелось достаточно контрастно, в вместе с этим – интересно. А это – самое главное.
Существенно увеличилось количество «важных» эпизодов. Теперь, практически каждая серия если не четко описывает детали основной сюжетной линии, то хотя бы намекает на них. И намеки эти отображаются как в поступках, так и действиях. В больше степени, связующим звеном является отсутствующий Малдер (кстати, кто не знал, мистер Духовны временно прекратил сниматься в сериале из-за разногласий с режиссерами касаемо зарплаты. Но он не ушел из проекта бесповоротно. В свое отсутствие в качестве киношного агента он выступал со-продюсером, и даже принимал участие в написании сценария для некоторых серий). К слову, отсутствие Малдера со временем послужило отличным толчком, и своеобразным новым импульсом для сериала. Режиссеры максимально постарались обойтись без него, и при этом не вычеркивая агента из канвы сценария. И это у них получилось.
Динамика. В данном сезоне этот компонент находится на качественно новом уровне, по сравнению с предыдущими. Опять же, это я могу объяснить большим количеством «важных» серий. Как мы уже успели понять, только в эпизодах, относящихся к основной сюжетной линии можно увидеть какую-то беготню, и минимум разговоров. Но что самое главное, в данном сезоне и болтовня была полезная. То есть каждая серия содержала в себе крупицы той информации, необходимой для общего понимания происходящего.
Воскрешение Малдера. Было бы нечестно по отношению к зрителям сериала не упомянуть этот момент. Скажу от себя. Лично я за несколько серий без этого агента-главного героя уже привык к тому, что его нет. Само появление Малдера вносило какой-то дисбаланс в общую картинку сериала. Режиссеры же предлагают зрителю снова стать на сторону Фокса, вновь выставляя его романтичным, и в то же время самым умным из имеющихся персонажей. Однако, и агент Доггет не вызывает неприязни у зрителя, поскольку он нигде не косячил, и полностью погрузился в работу над секретными материалами. Как можно понять, двум положительным персонажам в одном кадре не место. Но режиссеры действовали по принципу вожатого в детском лагере – если дети ссорятся и не общаются, практически все дела им будет поручено делать вместе. Рабочая, кстати, схема.
Ну и по поводу Малдера и Скалли. Все. Теперь стало понятно, что они – далеко не просто знакомые и коллеги. Это раз. Два – их связывает не только любовь к паранормальным явлениям. И три -... Это уже будет спойлер. Обойдемся без него. Завершается сезон очень бодро. Я уже не помню, когда в последний раз мне хотелось посмотреть новый сезон «Материалов» сразу же после предыдущего. Ставлю плюс, и смотрим дальше.
9 сезон
Этот сезон ознаменован очередным отсутствием Малдера. Одного из главных героев сериала не будет до самой последней серии. Это для тех, кто лелеял надежду увидеть Дэвида хотя бы еще разок. Вот только само это отсутствие будет объясняться иначе. И аргументы мне показались не слишком убедительными. Вообще, предыдущий сезон дал сильный толчок для развития основной сюжетной линии. 8 сезон сериала – самый лучший из всех (ну кроме первого). Но, получилось, как в дурацком анекдоте: чем дальше в лес, тем меньше вероятности, что на шашлыки.
С уходом Малдера (хотя, официально режиссеры по сюжету от него не избавлялись), изменилась общая концепция сериала. Нынешние главные герои, а это были Джон Доггет, и влюбленная в него телочка агент Рейес, хоть и продолжали расследовать необычные дела, никак не могут превзойти в харизме парочку Скалли-Малдер. Возможно, дело в их образах. А может зритель привык видеть в отделе Секретных материалов других людей. Изменилась и манера повествования. Ради интереса – включите какую-нибудь рядовую серию одного из первых сезонов, и эпизод из этого. Будто режиссерами выступили разные люди. Хотя, в титрах к каждой серии – одно лицо.
Что касается Скалли, то здесь она выступала на второстепенных ролях, совершенно не присущих ей. Теперь Дана будет каким-то детективным гуру, к которой все обращаются, или же прожженной бабенцией, чье мнение – истина в последней инстанции. Не идет хрупкой, полутораметровой Джиллиан Андерсон амплуа такой вот гром-бабы. Смешно смотрится. Будто маленькая собачка на всех гавкает, и норовит за штанину укусить (да простят меня поклонники этой героини). Отмечу, что в данном сезоне Скалли (вернее, актриса, которая ее играет) овладела новой эмоцией. Теперь она может долго смотреть в одну точку с томным взглядом и приоткрытым ртом, выражая какое-то скорбное обдумывание сложившейся ситуации. До этого агент Скалли ограничивалась только открытым ртом.
Немного о динамике и спецэффектах. В данном сезоне обошлось без экшена, да и эффектов толком не было. Бросалось в глаза, что режиссеры сами устали от сериала. И просто ехали по накатанной. Ненужных серий стало куда больше. И вместе с ними прибавилось болтовни, которую я описывал выше. Кроме того, именно в этом сезоне режиссеры начали максимально быстро подгонять все незаконченные сюжетные линии, и убивать всех второстепенных героев. Будто без этого обойтись нельзя было. Глядя на завершение некоторых сюжетных поворотов, начинаешь сомневаться в раздутом ранее масштабе. И касается это не только второстепенных сюжетных линий.
По традиции, итоговая серия должна была как-то всколыхнуть зрителя. Обратите внимание – каждый сезон заканчивался на мажорной ноте. Но здесь… Снова чувствуется отсутствие финансирования. Поэтому, экшен заменили на продолжительную, хоть и информативную болтовню, в которой раскроют все секреты. Мне даже было немного жаль самого себя. Смотрел этот сериал несколько месяцев, а вывод подвели за какие-то 20 минут. Не очень честно, что ли. Больше этот сезон, кроме как поставленной точкой, мне запомнился ничем.
Ну и подошло время подвести итог по всему сериалу. По крайней мере до 9 сезона. Главным героем, несмотря на продолжительное отсутствие в заключительных сезонах, выступил Малдер. Его черты характера, его исключительность и романтическая вера в что-то неизвестное, а также яростное отстаивание своих идей в ущерб собственных интересов и интересов близких людей намекает нам, что его образ – собирательный образ всех бунтарей человечества. Которые решили выступить против системы, против каких-то общепринятых норм, и так далее. Как показывает история, такие деятели долго не живут, либо же являются наркоманами или преступниками государственного масштаба. Как относиться к Малдеру, вернее его рьяным методам в поисках истины – лично дело каждого. Мое мнение – он заигрался. И задолбал не только окружающих, но и сам себя.
Касаемо основной проблематики сериала. Она прослеживается исключительно в основной сюжетной линии. Это – правительственные заговоры против человечества, и инопланетяне. Больше на основную сцену не выходят никакие идеи. Как бы не старались режиссеры намекнуть на проблемы родителей и детей, или на любовные сюжетные линии. Мне кажется, основная тема не раскрыта, так как в соотношении «нужных» эпизодов и левых, подавляющее число будет именно за последней категорией. Хотя, не могу сказать, что логического вывода не было. Он был, но показали зрителю его как-то однобоко. И в этом недостаток.
Ну и по поводу истины. В комментариях к этому сериалу, каждый второй пользователь высказался об истине, которую якобы искал Малдер. Но какого-либо понимания этой истины я не заметил. Наверное, потому, что каждый зритель понял сериал по-своему. Красивая фраза: истина где-то там. Но что именно, и где – дело уже другое. Мне кажется, в этом высказывании кроется куда более глубокий смысл, чем тот, который показали в сериале. Лично я считаю, что никакая истина не стоит жизней людей. Тем более близких. Мне гораздо ближе высказывание одного древнего мыслителя по фамилии Хайям, который нашел истину в вине, чем беготня Малдера.
А теперь покороче. К просмотру сериал рекомендовать можно. Но Будьте готовы к тому, что будет очень много воды. Целый пруд. С жабами. И болтовней. У меня, наконец-то, всё.
Время использования | Несколько месяцев. |
Общее впечатление | Полный обзор сезонов. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву4