Отзыв: Книга "Белые и синие" - Александр Дюма - «Жизнь всего лишь кошмар наяву; стоит ли придавать ему значение, пока он длится?» - Александр Дюма
Достоинства: Довольно подробное изложение событий истории Великой Французской революции
Недостатки: См. по тексту.
«Белые и синие» - очередной роман Александра Дюма (1802-1870) из его серии о Франции времен Великой революции (1789-1799) и после нее.
Это первая книга, вторая – «Соратники Иегу» (Мой отзыв на книгу "Соратники Иегу"), третья – «Шевалье де Сент-Эрмин» (Мой отзыв на книгу "Шевалье де Сент-Эрмин"). Формально считается, что серия - это трилогия.
Однако, некоторыми литераторами утверждается, что есть ещё четвертая книга «Гектор де Сент-Эрмин», которая якобы дописана уже в наши дни по записям Дюма исследователем его творчества Клодом Шоппом. И якобы этот последний роман и завершает тетралогию.
Попробуем прочесть эти книги.
Трудно судить о четкости и конкретности сюжета «белых и синих». В книге просматривается нагромождение различных исторических событий, отчасти даже не связанных между собой. Фигурируют различные персонажи, выдвигаемые читателем на первый взгляд в главные герои. Вместе с тем, в последующих главах автор начисто забывает о них и вводит всё новых действующих лиц.
Возможно, эта сумятица вызвана тем, что книга написана в 1867 году и по хронологии, является первой книгой серии, хотя «Соратники Иегу», являясь второй книгой, написана раньше за десять лет до этой в 1857 году.
Считается, что серия посвящена вымышленной автором французской дворянской династии де Сент-Эрминов, однако в первой книге о ней упоминается только вскользь, в одном эпизоде.
Роман по сути исторический. В нем отражена жизнь Франции с 1793 по 1799 годы. Это время Великой Французской революции, время первой Республики, провозглашенной Национальным конвентом (1792-1795), упразднившим монархию, время иностранной интервенции и страшного террора.
«Революция, как бог Сатурн пожирает своих детей».
Эти слова некоторыми историками приписываются французскому революционеру Пьеру Верньо (1753-1793), а некоторыми и Жаку Дантону (1759-1794). Это выражение не пустой звук и словосочетание. Действительно во время террора 1793-1794 годов были уничтожены многочисленные организаторы и зачинатели революции. Последовательная физическая и юридическая ликвидация друг друга: жирондистов кордельерами, кордельеров якобинцами, а последних – термидорианцами реально имела место. Об этом Александр Дюма пишет в своих первых главах книги.
Согласия не было и в новом правительстве Франции – Директории (1795-1799), возглавляемой пятью директорами.
В последних главах писатель вводит нового главного героя – будущего императора Франции Наполеона I Бонапарта (1769-1821), с которым в некоторой степени связаны опять же только некоторые герои первых глав романа.
Александр Дюма боготворит Бонапарта, считая его выдающимся политическим и военным деятелем равным Александру Македонскому, Ганнибалу, Юлию Цезарю.
Не оспаривая очевидных заслуг этого человека, думаю, что Бонапарт действительно оказал Франции помощь в борьбе с интервенцией, в некоторой степени в Итальянской кампании (1796-1797). В то же время, борьба с Великобританией за колониальное господство в Африке, его неудачный поход в Египет с гибелью огромной массы французских войск, на мой взгляд, ничем оправданы быть не могут. Неслучайно поэтому планы завоевания мира Наполеоном I Бонапартом завершились полным поражением и его смертью.
Честно говоря, книга мне не очень понравилась.
Хаотичность изложения материала, нарушения логики и структуры сюжета, многочисленные описания мелких исторических событий и вымышленных историй скучны и усваиваются с трудом.
Писатель сам соглашается с подобной оценкой своего труда. В этом своем сочинении он выступает «скорее как романический историк, а не как исторический романист». Трудновато для читателя «чтение исторического труда, лишенного всякой художественности».
Ну что же будем ожидать более интересных и захватывающих сцен в его второй книге «Соратники Иегу».
До новых встреч, уважаемый читатель.
Это первая книга, вторая – «Соратники Иегу» (Мой отзыв на книгу "Соратники Иегу"), третья – «Шевалье де Сент-Эрмин» (Мой отзыв на книгу "Шевалье де Сент-Эрмин"). Формально считается, что серия - это трилогия.
Однако, некоторыми литераторами утверждается, что есть ещё четвертая книга «Гектор де Сент-Эрмин», которая якобы дописана уже в наши дни по записям Дюма исследователем его творчества Клодом Шоппом. И якобы этот последний роман и завершает тетралогию.
Попробуем прочесть эти книги.
Трудно судить о четкости и конкретности сюжета «белых и синих». В книге просматривается нагромождение различных исторических событий, отчасти даже не связанных между собой. Фигурируют различные персонажи, выдвигаемые читателем на первый взгляд в главные герои. Вместе с тем, в последующих главах автор начисто забывает о них и вводит всё новых действующих лиц.
Возможно, эта сумятица вызвана тем, что книга написана в 1867 году и по хронологии, является первой книгой серии, хотя «Соратники Иегу», являясь второй книгой, написана раньше за десять лет до этой в 1857 году.
Считается, что серия посвящена вымышленной автором французской дворянской династии де Сент-Эрминов, однако в первой книге о ней упоминается только вскользь, в одном эпизоде.
Роман по сути исторический. В нем отражена жизнь Франции с 1793 по 1799 годы. Это время Великой Французской революции, время первой Республики, провозглашенной Национальным конвентом (1792-1795), упразднившим монархию, время иностранной интервенции и страшного террора.
«Революция, как бог Сатурн пожирает своих детей».
Эти слова некоторыми историками приписываются французскому революционеру Пьеру Верньо (1753-1793), а некоторыми и Жаку Дантону (1759-1794). Это выражение не пустой звук и словосочетание. Действительно во время террора 1793-1794 годов были уничтожены многочисленные организаторы и зачинатели революции. Последовательная физическая и юридическая ликвидация друг друга: жирондистов кордельерами, кордельеров якобинцами, а последних – термидорианцами реально имела место. Об этом Александр Дюма пишет в своих первых главах книги.
Согласия не было и в новом правительстве Франции – Директории (1795-1799), возглавляемой пятью директорами.
В последних главах писатель вводит нового главного героя – будущего императора Франции Наполеона I Бонапарта (1769-1821), с которым в некоторой степени связаны опять же только некоторые герои первых глав романа.
Александр Дюма боготворит Бонапарта, считая его выдающимся политическим и военным деятелем равным Александру Македонскому, Ганнибалу, Юлию Цезарю.
Не оспаривая очевидных заслуг этого человека, думаю, что Бонапарт действительно оказал Франции помощь в борьбе с интервенцией, в некоторой степени в Итальянской кампании (1796-1797). В то же время, борьба с Великобританией за колониальное господство в Африке, его неудачный поход в Египет с гибелью огромной массы французских войск, на мой взгляд, ничем оправданы быть не могут. Неслучайно поэтому планы завоевания мира Наполеоном I Бонапартом завершились полным поражением и его смертью.
Честно говоря, книга мне не очень понравилась.
Хаотичность изложения материала, нарушения логики и структуры сюжета, многочисленные описания мелких исторических событий и вымышленных историй скучны и усваиваются с трудом.
Писатель сам соглашается с подобной оценкой своего труда. В этом своем сочинении он выступает «скорее как романический историк, а не как исторический романист». Трудновато для читателя «чтение исторического труда, лишенного всякой художественности».
Ну что же будем ожидать более интересных и захватывающих сцен в его второй книге «Соратники Иегу».
До новых встреч, уважаемый читатель.
Общее впечатление | «Жизнь всего лишь кошмар наяву; стоит ли придавать ему значение, пока он длится?» - Александр Дюма |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву18
Помогли и сейчас усиленно помогают не только забыть, но и опорочить, очернить наше прошлое. Это прошлое наше какое бы оно ни было.
Долг старшего поколения, родителей перед детьми заключается в том числе и в том, чтобы не взирая на политические "увертюры" властей приходящих, разъяснять молодежи правду жизни и правду прошлого.
Если судить по замыслам Президента РФ Путина, что для рывка вперед (а может быть назад?) нужно зачистить, всё что нам было дорогим и близким!
Это что? Зачистить родителей и стариков рожденных и живших при Советской власти, зачистить любовь к своему Отечеству и патриотизм, который по словам того же Президента оказывается является "прибежищем негодяев"?
А вы говорите подвижки.
Что касается императора Наполеона I Бонапарта, то свое мнение я высказал. Чем же Наполеон отличается от Адольфа Шикльгрубера (Гитлера), по моему ни чем. Талант военачальника - да, политика, наверное, вряд ли.