Отзыв: Фильм "Вий" (2014) - Год спустя, на том же хуторе...
Достоинства: сюжет, спецэффекты, атмосфера
Недостатки: из разряда "всегда можно сделать лучше"
Если углубиться в историю, жанр хоррор в отечественном кинематографе – явление отнюдь не столь молодое, как может показаться неискушенным потребителям продуктов киноиндустрии. Да, это направление никогда не было столь же массовым, как на Западе, но отдельные и зачастую весьма достойные творения можно отыскать едва ли не на всех этапах истории становления российского кино.
Повесть «Вий» Николая Васильевича Гоголя – это, если хотите, классика и одновременно визитная карточка исконно русского хоррора в литературе. В свете этого не мудрено, что именно это произведение снискало особенную популярность у деятелей отечественного кино, в разные годы бравших на себя смелость создания картин в жанрах «ужасы» и «мистический триллер».
Первые экранизации Вия имели место более ста лет назад, во времена Российской Империи, и до наших дней не сохранились. Если брать только доступные для просмотра отечественные кинотворения, где за основу сюжета была взята знаменитая повесть, то к моменту выхода в прокат фильма «Вий 3D» их насчитывалось два: собственно Вий 1967 года, представляющий собой наиболее точную экранизацию повести, и Ведьма 2006 года – как говорится, очень по мотивам.
Что касается сюжета, то создатели фильма «Вий 3D» решили не повторяться, по сути, создав сиквел по отношению к событиям оригинального произведения Гоголя и фильма образца 1967 года. Подобная практика, когда сторонний автор создает продолжение или дополнение к уже существующей истории, успела прочно закрепиться в литературе, а не так давно дошла и до кинематографа. Яркий пример – «Оз: Великий и Ужасный» (2013) - очень достойное творение, представляющее собой приквел к серии книг Баума.
События, разворачивающиеся на экране, происходят через год после истории, описанной Н. В. Гоголем. Английский картограф Джонатан Грин, согрешивший с дочерью английского же лорда, отправляется в вынужденную командировку, дабы уберечься от праведного гнева разъяренного папаши. И надо же так случиться, что нелегкая заносит нашего горе-любовника не куда-нибудь, а в тот самый край, где и сгинул год назад Хома Брут.
Если вы думаете, что страсти на хуторе успели улечься с тех пор, вынужден вас разочаровать. Старая церковь, где и разворачивались события повести, стала проклятым местом, сунуться в которое не отваживаются даже самые смелые казаки, сотник и по совместительству отец той самой панночки по-прежнему убит горем и ищет утешение на дне бутылки, сдавая позиции представителю духовной власти, коварному и честолюбивому отцу Паисию, а на болотах и в лесной чаще нет-нет, да и встретится одинокому путнику бес в овечьей шкуре…
Приезд в эти края просвещенного английского ученого станет толчком к целой цепочке событий, порой комичных, порой неожиданных, а порой и пугающих, но в итоге дающих зрителям возможность взглянуть на повесть Гоголя немного под другим углом. Присутствует в сюжете и детективная составляющая, но ответы на все вопросы, коих по ходу просмотра возникнет немало, вы получите лишь в концовке.
Декорации для съемок фильма, проходивших в Чехии, подобраны весьма удачно: окружающие хутор болота и лесная чаща создают ту самую атмосферу страшной сказки, равно как и деревянная церковь на отвесной вершине…
В одном моменте сразу вспоминаются многочисленные экспонаты музеев пыток, которые есть в каждом уважающем себя городке, претендующем на звание туристической достопримечательности. Если раньше вы только представляли, как использовался по назначению трон с усеянными шипами спинкой и сиденьем, то теперь имеете все шансы увидеть сие изобретение в действии.
Предваряющий выход картины в прокат трейлер обещал потенциальным зрителям море компьютерных спецэффектов. Надо сказать, на этот раз пиарщики нас не обманули. Здесь стоит выделить эпизод с призрачными волками, где я отдельно отмечу операторскую работу, ведь лесные твари движутся настолько стремительно, что остаются загадкой не только для главного героя, но и для нас, зрителей, и только проглядывающие сквозь бока ребра вызывают ассоциации с собаками-зомби из романа Клайва Баркера «Проклятая игра».
Постарались операторы в моментах, связанных с появлением рогатого монстра. В итоге зрители до последнего будут терзаться в сомнениях о его природе: подлинный ли это бес, или простой смертный, а может быть, просто останки старого дерева пришли в движение по воле матушки-природы…
Продолжая же разговор о компьютерных спецэффектах, нельзя не отметить эпизод с появлением собственно Вия. Да, некоторые детали смотрятся немного сыровато, но в целом впечатление очень сильное.
Ну и, конечно, полеты ведьмы верхом на Хоме и гроба со все той же панночкой. Как вы уже могли догадаться, создатели картины нашли повод изобразить и наиболее яркие моменты оригинальной повести таким образом, чтобы они органично вплелись в сюжет. Здесь особенно заметен эффект технологии 3D. Впрочем, не могу быть уверенным, что в 2D эти моменты смотрелись бы намного менее зрелищно, все-таки, трехмерные фильмы пока остаются данью моде и поводом для кинотеатров повышать цены на билеты. В то же время, есть все основания полагать, что в недалеком будущем 3D-технология еще скажет свое веское слово в кинематографе, а пока будем снисходительны.
Актерский состав радует зрителя обилием лиц, известных еще по советскому кинематографу. Сыгравший сотника Юрий Цурило, первое появление которого на экранах датировано еще 1966 годом, отлично вошел в образ сильного человека, снедаемого горем изнутри, но имеющего силы свести видимую слабину к минимуму. Роль олицетворяющего продажное духовенство отца Паисия досталась Андрею Смолякову, еще в 70-80-е годы успевшему сыграть более чем в 20 картинах, - здесь мы видим ушлого и подлого, и в то же время одержимого жаждой публичной власти хуторского священника; да, в моменте, когда он объявляет, что станет новым пророком, палку немного перегнули, но в остальном поп хорош.
Ну и, конечно, Явтух, пожалуй, самый мудрый и рассудительный из жителей хутора. Эта роль стала последней в кино для Валерия Золотухина. Надо сказать, этот образ спокойного, умудренного опытом старого казака, умеющего до поры до времени оставаться в тени, но в те моменты, когда это необходимо, способного на поступки, на которые и из молодежи-то не всякий решится, как нельзя лучше подходит для лебединой песни заслуженного советского и российского актера, и остается только сожалеть, что сам мэтр не дожил до выхода картины в прокат.
Англичан, как ни странно, сыграли англичане, и если роль лорда Дадли, доверенная Чарльзу Дэнсу, стопроцентно эпизодическая, то Джеймсу Флеммингу выпала честь сыграть главного героя. В целом образ представителя просвещенной протестантской Англии, оказавшегося в глухой провинции чужой и, чего скрывать, абсолютно дикой страны, ведь на рубеже XVII-XVIII веков Петр Великий только начал рубить окно в Европу, удался британцу если не на «отлично», то на твердую четверку.
Сюжетная линия местами заплетена настолько хитро, что, если смотреть невнимательно, вы легко можете ее упустить. Тем не менее, в концовке весь клубок оказывается распутанным.
Пусть вас не разочарует основная идея о торжестве науки и здравого смысла, ведь даже в мире высоких технологий должно найтись место волшебству. Финал картины оставляет у зрителя не только вопрос: «Что из увиденных чудес произошло на самом деле, а что нет?», но и четкое осознание, что кое-что произошло точно…
Подводя итог, перед нами очень добротное творение в жанре темного фэнтези – на этот раз от отечественного производителя. Вряд ли у кого-то всерьез повернется язык назвать фильм «Вий 3D» ужасами, поскольку по-настоящему страшных моментов в картине просто нет, а вот атмосфера мрачной сказки не для самых маленьких передана на 100%. Да, можно сколько угодно придираться к порой не самым реалистичным компьютерным деталям, но этот фильм и не претендует на лавры шедевра мировой киноиндустрии, да и 28-миллионный бюджет смотрится по сравнению с голливудскими блокбастерами более чем скромно.
Тем не менее, есть все основания утверждать, что наиболее масштабный российский кинодолгострой удался если не на твердую «пятерку», то, пять с минусом ему точно можно поставить - авансом, так сказать.
Повесть «Вий» Николая Васильевича Гоголя – это, если хотите, классика и одновременно визитная карточка исконно русского хоррора в литературе. В свете этого не мудрено, что именно это произведение снискало особенную популярность у деятелей отечественного кино, в разные годы бравших на себя смелость создания картин в жанрах «ужасы» и «мистический триллер».
Первые экранизации Вия имели место более ста лет назад, во времена Российской Империи, и до наших дней не сохранились. Если брать только доступные для просмотра отечественные кинотворения, где за основу сюжета была взята знаменитая повесть, то к моменту выхода в прокат фильма «Вий 3D» их насчитывалось два: собственно Вий 1967 года, представляющий собой наиболее точную экранизацию повести, и Ведьма 2006 года – как говорится, очень по мотивам.
Что касается сюжета, то создатели фильма «Вий 3D» решили не повторяться, по сути, создав сиквел по отношению к событиям оригинального произведения Гоголя и фильма образца 1967 года. Подобная практика, когда сторонний автор создает продолжение или дополнение к уже существующей истории, успела прочно закрепиться в литературе, а не так давно дошла и до кинематографа. Яркий пример – «Оз: Великий и Ужасный» (2013) - очень достойное творение, представляющее собой приквел к серии книг Баума.
События, разворачивающиеся на экране, происходят через год после истории, описанной Н. В. Гоголем. Английский картограф Джонатан Грин, согрешивший с дочерью английского же лорда, отправляется в вынужденную командировку, дабы уберечься от праведного гнева разъяренного папаши. И надо же так случиться, что нелегкая заносит нашего горе-любовника не куда-нибудь, а в тот самый край, где и сгинул год назад Хома Брут.
Если вы думаете, что страсти на хуторе успели улечься с тех пор, вынужден вас разочаровать. Старая церковь, где и разворачивались события повести, стала проклятым местом, сунуться в которое не отваживаются даже самые смелые казаки, сотник и по совместительству отец той самой панночки по-прежнему убит горем и ищет утешение на дне бутылки, сдавая позиции представителю духовной власти, коварному и честолюбивому отцу Паисию, а на болотах и в лесной чаще нет-нет, да и встретится одинокому путнику бес в овечьей шкуре…
Приезд в эти края просвещенного английского ученого станет толчком к целой цепочке событий, порой комичных, порой неожиданных, а порой и пугающих, но в итоге дающих зрителям возможность взглянуть на повесть Гоголя немного под другим углом. Присутствует в сюжете и детективная составляющая, но ответы на все вопросы, коих по ходу просмотра возникнет немало, вы получите лишь в концовке.
Декорации для съемок фильма, проходивших в Чехии, подобраны весьма удачно: окружающие хутор болота и лесная чаща создают ту самую атмосферу страшной сказки, равно как и деревянная церковь на отвесной вершине…
В одном моменте сразу вспоминаются многочисленные экспонаты музеев пыток, которые есть в каждом уважающем себя городке, претендующем на звание туристической достопримечательности. Если раньше вы только представляли, как использовался по назначению трон с усеянными шипами спинкой и сиденьем, то теперь имеете все шансы увидеть сие изобретение в действии.
Предваряющий выход картины в прокат трейлер обещал потенциальным зрителям море компьютерных спецэффектов. Надо сказать, на этот раз пиарщики нас не обманули. Здесь стоит выделить эпизод с призрачными волками, где я отдельно отмечу операторскую работу, ведь лесные твари движутся настолько стремительно, что остаются загадкой не только для главного героя, но и для нас, зрителей, и только проглядывающие сквозь бока ребра вызывают ассоциации с собаками-зомби из романа Клайва Баркера «Проклятая игра».
Постарались операторы в моментах, связанных с появлением рогатого монстра. В итоге зрители до последнего будут терзаться в сомнениях о его природе: подлинный ли это бес, или простой смертный, а может быть, просто останки старого дерева пришли в движение по воле матушки-природы…
Продолжая же разговор о компьютерных спецэффектах, нельзя не отметить эпизод с появлением собственно Вия. Да, некоторые детали смотрятся немного сыровато, но в целом впечатление очень сильное.
Ну и, конечно, полеты ведьмы верхом на Хоме и гроба со все той же панночкой. Как вы уже могли догадаться, создатели картины нашли повод изобразить и наиболее яркие моменты оригинальной повести таким образом, чтобы они органично вплелись в сюжет. Здесь особенно заметен эффект технологии 3D. Впрочем, не могу быть уверенным, что в 2D эти моменты смотрелись бы намного менее зрелищно, все-таки, трехмерные фильмы пока остаются данью моде и поводом для кинотеатров повышать цены на билеты. В то же время, есть все основания полагать, что в недалеком будущем 3D-технология еще скажет свое веское слово в кинематографе, а пока будем снисходительны.
Актерский состав радует зрителя обилием лиц, известных еще по советскому кинематографу. Сыгравший сотника Юрий Цурило, первое появление которого на экранах датировано еще 1966 годом, отлично вошел в образ сильного человека, снедаемого горем изнутри, но имеющего силы свести видимую слабину к минимуму. Роль олицетворяющего продажное духовенство отца Паисия досталась Андрею Смолякову, еще в 70-80-е годы успевшему сыграть более чем в 20 картинах, - здесь мы видим ушлого и подлого, и в то же время одержимого жаждой публичной власти хуторского священника; да, в моменте, когда он объявляет, что станет новым пророком, палку немного перегнули, но в остальном поп хорош.
Ну и, конечно, Явтух, пожалуй, самый мудрый и рассудительный из жителей хутора. Эта роль стала последней в кино для Валерия Золотухина. Надо сказать, этот образ спокойного, умудренного опытом старого казака, умеющего до поры до времени оставаться в тени, но в те моменты, когда это необходимо, способного на поступки, на которые и из молодежи-то не всякий решится, как нельзя лучше подходит для лебединой песни заслуженного советского и российского актера, и остается только сожалеть, что сам мэтр не дожил до выхода картины в прокат.
Англичан, как ни странно, сыграли англичане, и если роль лорда Дадли, доверенная Чарльзу Дэнсу, стопроцентно эпизодическая, то Джеймсу Флеммингу выпала честь сыграть главного героя. В целом образ представителя просвещенной протестантской Англии, оказавшегося в глухой провинции чужой и, чего скрывать, абсолютно дикой страны, ведь на рубеже XVII-XVIII веков Петр Великий только начал рубить окно в Европу, удался британцу если не на «отлично», то на твердую четверку.
Сюжетная линия местами заплетена настолько хитро, что, если смотреть невнимательно, вы легко можете ее упустить. Тем не менее, в концовке весь клубок оказывается распутанным.
Пусть вас не разочарует основная идея о торжестве науки и здравого смысла, ведь даже в мире высоких технологий должно найтись место волшебству. Финал картины оставляет у зрителя не только вопрос: «Что из увиденных чудес произошло на самом деле, а что нет?», но и четкое осознание, что кое-что произошло точно…
Подводя итог, перед нами очень добротное творение в жанре темного фэнтези – на этот раз от отечественного производителя. Вряд ли у кого-то всерьез повернется язык назвать фильм «Вий 3D» ужасами, поскольку по-настоящему страшных моментов в картине просто нет, а вот атмосфера мрачной сказки не для самых маленьких передана на 100%. Да, можно сколько угодно придираться к порой не самым реалистичным компьютерным деталям, но этот фильм и не претендует на лавры шедевра мировой киноиндустрии, да и 28-миллионный бюджет смотрится по сравнению с голливудскими блокбастерами более чем скромно.
Тем не менее, есть все основания утверждать, что наиболее масштабный российский кинодолгострой удался если не на твердую «пятерку», то, пять с минусом ему точно можно поставить - авансом, так сказать.
Стоимость | 200 ₽ |
Общее впечатление | Год спустя, на том же хуторе... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву81
Как раз-таки в том и идея, что рассказанное Гоголем - это в известной степени плод народной фантазии, поскольку описанные события кроме Хомы никто и не видел.
Кстати, далеко не все считают, что во внедрении "чисто американских сюжетов" есть что-то плохое;)
И потом, если кино снято не по Гоголю, то зачем брать название? Я отвечу: для заманухи)
Остальные-то из чистого альтруизма фильмы снимают и народ вообще привлечь не пытаются)))