5
Отзыв рекомендуют 22 6

Отзыв: Фильм "Планета бурь" (1961) - Это фильм предтеча, задавший уровень правдивости всех последующих фантастических космических фильмов.

Достоинства: Технология докомпьютерных съёмок. Интересные технические моменты и решения, неразгаданные до сих пор.
Недостатки: художественная часть фильма, диалоги.
Здравствуйте уважаемые друзья!

Этот научно-фантастический фильм впервые я посмотрел в детстве в далёком 1962 году. Помню яркие впечатления, которые он оставил. Картина гибели интеллектуального робота в лаве, двигающиеся динозавры, обсуждение гипотезы, что человечество не может быть единственной цивилизацией во Вселенной, камея с портретом венерианки, появление женщины в отражении ручья.

Значительно позже в 70-х годах в журналах о кино, я узнал, что этот фильм был варварски переделан в США, и выпущен под другим именем. То есть был сделан интеллектуальный плагиат. Благодаря интернету, мне удалось посмотреть американскую поделку и я рассказал об этом в отзыве о фильме "Путешествие на планету доисторических женщин".

После просмотра американского фильма мне вновь захотелось вернуться к первоисточнику и пересмотреть его. Конечно того яркого впечатления уже не было. В художественном плане фильм конечно слабоват. Немного плакатные диалоги, лёгкая попытка любовной линии, истерика на орбите героини актрисы Кюнны Игнатовой, после которой совершенно гармонично воспринимается фраза американского астронавта Аллана Керна, которого играл Георгий Тейх :"СООБРАЗИТЬ МОЖЕТ РОБОТ, НО НЕ ЖЕНЩИНА". Кстати, это одна из немногих художественных находок этого фильма.

Основным же достижением этого фильма является то, что он сумел задать ту планку правдоподобности и научности показа космической темы в кинематографе, ниже которой впоследствии опускаться было стыдно. А для такого показа надо было разработать специальные технологии.

Факт интеллектуального воровства говорит о том, что в условиях большого интереса зрительской аудитории к космической фантастике в начале 60х годов, вызванного первыми полётами человека в космос, американский кинематограф не владел технологиями научно правдивого показа космической темы в кино.

Такие технологии были в СССР и разработал их режиссёр научно-популярных фильмов Павел Клушанцев с группой соратников энтузиастов на ленинградской киностудии научно-популярных фильмов.

Недаром в последующем этот фильм был включён в кинематографические учебники в США. Стэнли Кубрик, Джордж Лукас и Стивен Спилберг называли Павла Клушанцева своим заочным учителем, предтечей космической фантастической темы в кинематографе. Я перепутал в предыдущем отзыве: с Павлом Клушанцевым встретился не Стэнли Кубрик, а помощник Кэмерона мастер спецэффектов Роберт Скотак. Когда он попросил наших киночиновников помочь организовать встречу - те лишь пожимали плечами и говорили, что не знают такого. Роберт Скотак приезжал к Клушанцеву домой в Ленинград и уточнял детали спецэффектов, о которых тот ему до этого подробно с фотографиями рассказал в письмах.

У нас же фильм был раскритикован, выпуск на экраны был задержан. Фурцевой не понравился образ советской космонавтки. Другим деятелям от кино не понравилось, что в состав советской экспедиции был включён американский астронавт. В результате Павел Клушанцев больше художественных фильмов не снимал.

Теперь рассмотрим некоторые моменты из фильма. Заметьте, что американский астронавт был с роботом. Робот был не советского, а американского производства. Штрих, но очень тонко подмечен уровень нашей и американской вычислительной и робототехники. Линия робота потом перекочевала в Звёздные войны.

Форма ракеты приближена к форме ракет "Восток". При взлёте с Венеры ракета оставляет на планете нижнюю ступень. Иначе взлететь невозможно. Против законов физики не попрёшь. С луны ракеты, как с астронавтами, так и с автоматами, луноходами взлетали точно также.

Космонавты ходят с магнитными подошвами. Потом эта идея прочно закрепилась во всех фильмах. Только к ней добавили звук клацания, а здесь просто об этом говорится. Показано кувыркание в невесомости.

На планете показаны двигающиеся динозавры, ящеры, летающий птеродакль. Задолго до американцев и без компьютерной графики. Потом все эти звери "перекочевали" в более поздние известные фильмы. Правдоподобно были сняты подводные кадры. Продуманы были скафандры, жидкое питание в них. Скафандры такой формы потом перекочевали во многие фильмы. Посмотрите, хотя бы Прометей. Идея гибели робота в жидкой металлической лаве перекочевала в Терминатор2.

В заключение.
Павел Клушанцев как режиссёр постановщик фантастических фильмов на космическую тему у нас просто не оценён, как при жизни, так и до сих пор. Он скончался в 1999 году. Его научно-фантастическая фильмография достойно оценена только на Западе, в тех же США, фантастические фильмы которых мы привыкли смотреть и восхищаться. А предтечей всех этих киношедевров был фильм "Планета бурь" и другие фильмы талантливого режиссёра Павла Клушанцева, задавшие планку научной правдивости во всех последующих космических фантастических фильмах.
Время использования 1ч20м
Общее впечатление Это фильм предтеча, задавший уровень правдивости всех последующих фантастических космических фильмов.
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву6

Виктория Волкова
Посмотрим на досуге, спасибо!
Сергей Серый
Но только не настраивайтесь на современный шедевр, всему своё время. Нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Фильм интересен техническими решениями и идеями спецэффектов опередившими время.
Ingreeda
Я зашла сюда почитать об этом фильме, сразу попала на Ваш отзыв, за что очень благодарна. Теперь мой выбор смотреть его или нет решён : смотреть)) Спасибо за факты, которые Вы привели и за правдивость изложения!
KURNATA
Значение этого фильма за прошедшие годы возрасло стократно. Хотелось бы его найти, очень любопытно.
Сергей Серый
фильм есть в рунете. Я именно там его пересмотрел после много-много летнего перерыва с начала 60х.
Гурвинек
Этот фильм я посмотрел лет десять назад, а узнал о нем случайно, читая про фильм о звездных войнах.