Отзыв: Выставка "Петербург в фотографии 19 века" в музейно-выставочном центре "Росфото" (Россия, Санкт-Петербург) - Прекрасная выставка ретрофотографий в новом для меня выставочном пространстве.
Достоинства: Тематика выставки. Местоположение "Росфото".
Недостатки: Не очень удобные залы в которых работает выставка, самые неудачные в "Росфото".
Здравствуйте! Сегодня я хотел бы рассказать о замечательной выставке, которая только что, в последний день осени, открылась в музейно-выставочном центре "Росфото".
Давненько собирался посетить этот выставочный центр, про который слышал немало, но все как то ноги не доходили, а то и выставки, которые проходили в нем, не очень привлекали. А тут совпало, что называется. И время было, и узнал об открытии заинтересовавшей меня экспозиции, на котором можно увидеть фотографии, запечатлевшие Петербург на самой заре развития фотоискусства.
Что же касается центра " Росфото", то расположение его весьма удобное, в самом центре города, рядом с Исаакиевской площадью и Исаакиевским же собором. Вот как раз на снимке Исааккий и гостиница "Астория", расположенная на углу данной площади и Большой Морской улицы, на которой и находится здание под номером 35, в котором, на втором и третьем этажах, и работает центр "Росфото".
Этот дом интересен и сам по себе. Возведен он был в самом начале прошлого столетия в качестве доходного, для страхового общества "Россия", которому принадлежали и два соседних здания по этой, чрезвычайно престижной в те времена улице. Майоликовое оформление фасада, которое мы видим на верхних этажах, выполнено по рисункам, ни много, ни мало самого Николая Рериха на тему "русский север".
При входе мы видим информацию касательно времени и режима работы выставочных залов "Росфото". Всего их три, один во дворе, а два расположены в главном корпусе. Кстати, выходных в данном центре не предусмотрено, да и время работы довольно удобное.
Касса расположена на втором этаже, при входе в один из выставочных залов. Причём можно приобрести билет на одну из выставок, в этом случае он обойдётся в 150 рублей, или же единый, во все выставочные залы по 300. Карты принимаются, и даже как выразилась кассир, приветствуются для оплаты.
Поднимаемся наверх по парадной лестнице, которая и сама не может не заинтересовать своим оформлением.
А особенно впечатляют прекрасные витражи, чудом пережившие столько лет, в том числе и годы разрухи, блокадные годы.
Сразу вспомнилась экскурсия по парадным доходных домов Петроградской стороны, о которой я оставлял отдельный отзыв. Тогда мы тоже видели весьма интересные витражи, но эти впечатлили ещё больше.
Выставка же, о которой пойдёт речь сегодня работает на третьем этаже здания. Вот ее афиша, которая установлена в парадной, при входе в данное выставочное пространство.
Сразу мы попадаем в своеобразную прихожую, где при входе проверяют билеты, которые, напомню, необходимо приобрести этажом ниже. Тут же видим очередной камин, которых немало сохранилось в помещениях этого дома. Так что помимо центра "Росфото", его можно назвать своеобразным музеем каминов и печей в стиле модерн. По зданию, кстати устраиваются экскурсии, о чем приводится информация, в частности, в кассе. Жаль, что только по будням, если не ошибаюсь, по четвергам.
Также в этом фойе мы видим какую то сложную фотографическую технику, насколько помню, чешского производства. Как я понимаю, к выставке она не имеет отношения и находится здесь на постоянной основе.
Выставка "Петербург в фотографии 19-го века" открылась как раз в день посещения ее, 30 ноября, и продлится ещё чуть более двух месяцев, до 2-го следующего года. Какие символические получаются цифры - 2.02.2020, одни "двойки" и "нули". Был ли в этом специальный замысел или нет, не знаю даже, но если и нет, все равно весьма забавно получилось)).
Теперь же пройдём непосредственно в выставочное пространство. Вот оно из всех, имеющихся в наличии у "Росфото" самое неудачное, на мой взгляд. Основную часть помещения занимает длинный и довольно узкий коридор, плюс есть пара боковых комнат, не слишком то больших. Другие выставочные залы комплекса понравились все же куда больше.
Народу, кстати, на выставке, да и в целом в залах "Росфото", было немало. Вот этого не ожидал если честно, хотя понятно, что сказалась и суббота, и открытие новой выставки. Но все таки думал, что будет куда меньше посетителей. Может это и не чувствуется по снимкам, но я все же старался, чтобы поменьше народа в кадр попало.
Что же касается тематики выставки, то меня она безусловно заинтересовала. Люблю в целом любоваться на старинные фотографии, а когда на них запечатлены знакомые вроде бы, в основном, места, только в другом антураже и окружении, по сравнению с тем, к чему мы привыкли ныне, то это вдвойне интереснее.
Фотографии, которые представлены на выставке выполнены известными в своё время мастерами, а некоторые из них известны и сегодня, как к примеру, имя Карла Буллы, которое сразу и приходит на ум, при виде на подобные исторические фотоснимки.
Большинство работ подписаны (правда на некоторых указано, что автор фотографии неизвестен), но не буду сильно утомлять читателей этого отзыва. Большинство имён, все равно мало что скажут вам.
Кто то может сказать, а зачем идти куда то на выставку, если при желании можно и в интернете подобные снимки разыскать. Найти то, конечно, можно немало, но если руководствоваться этой логикой, то много чего можно в сети найти, тогда руководствуясь этим, можно и не ездить никуда, в музеи не ходить. Но мне лично, весьма интересно было смотреть на оригинальные фотоснимки где то полуторовековой давности, запечатлевшие уголки тогдашней столицы Империи.
На некоторые места было весьма интересно взглянуть, тем более вроде и большинство зданий на своём месте, но вот то, что окружает "привычный с детства вид" несколько иным представляется на этих черно-белых фотоснимках.
Вот в частности, вид с Невского проспекта на ныне, и тогда, Михайловскую, а когда-то улицу Бродского (Исаака, а не Иосифа), и на, соответственно, Михайловскую площадь на заднем плане, сквер на которой в те времена просматривался слабовато. Да и памятника Александру Сергеевичу авторства Аникушина не было ещё в проекте.
Угол Невского и Садовой улицы. Народу на данной фотографии "как на Невском")).
Если присмотреться на данный снимок повнимательнее, то видно не совсем обычное покрытие проезжей части Невского проспекта. Это и не асфальт, и не традиционная каменная брусчатка, а какие то ровные шестиугольные плитки. Вот я даже крупнее этот снимок запечатлел. Немного удивило меня это. Надо будет поискать информацию из чего же изготовлены это плиточное покрытие.
Площадь Островского, а в те времена, Александринская, названная так по театру, который мы видим на заднем плане. Вначале подумал что снимок сделан со здания Елисеевского магазина, а потом сообразил что в то время, когда сделан снимок, этого сооружения вроде бы ещё и в проекте не было.
Весьма непривычно смотрятся трамваи, курсирующие по Невскому проспекту.
А вот Аничков дворец, в советские годы - Дворец пионеров и школьников, в котором довелось заниматься одно время. Да и сейчас этот прекрасный как снаружи, а особенно внутри дворец, не изменил своей специализации, разве что называется несколько иначе.
А вот мы уже на окончании Невского проспекта, у входа в Александро-Невскую лавру, у так называемой Надвратной церкви, выходящей на нынешнюю площадь Александра Невского (когда то называвшейся, кстати, Красной).
А вот смотрящееся несколько одиноко на практически пустынной площади здание Исаакиевского собора, которое находится буквально в сотне метров от места проведения данной выставки. Никаких следов нынешнего сквера, расположеного у южного фасада храма, мы не видим и в помине.
Памятник же Николаю 1-му авторства Клодта, ныне находится на реставрации и покрыт сеткой, как раз мимо проходил по дороге к "Росфото".
Интересно было взглянуть и на Дворцовую площадь, на которой в момент снимка проходила какая то церемония. При этом с погодой, судя по количеству зонтов, не очень то повезло. Также в глаза бросается более тёмный, нежели в наше время, цвет фасада Зимнего дворца. Он, как известно, довольно часто менял свою окраску, а нынешний, зелёный цвет, пускай к нему все и привыкли, далеко не исторический.
Та же Дворцовая площадь, но на этот раз практически пустая. Судя по всему, данный снимок сделан с башни Адмиралтейства.
Как же на такой выставке без фотографий Невы и парусника, стоящего, судя по всему, где то в районе Мраморного дворца. Правда вот Троицкого моста ещё нет и в помине.
Увидев следующий снимок, вначале даже не сообразил, что же это, а потом приглядевшись, узнал ограду любимого мною с детства, но ныне практически уничтоженного варварской реставрацией, Летнего сада. А сбила меня с толку часовня Александра Невского, построенная на месте неудавшегося покушения Дмитрия Каракозова на Александра 2-го. Эта часовня была снесена в советское время, и в данном случае, то решение можно только приветствовать. Правда, понятно, оно было чисто идеологическим, но если взглянуть на эту, хотя бы, фотографию, то понимаешь, что данное сооружение у одной из прекраснейших в мире оград, явно "ни к селу, ни к городу", и только портит весь вид.
Вид на Летний дворец, расположенный в том же Летнем саду с противоположного берега Фонтанки.
Дальше, в одном из боковых помещений данного выставочного пространства, размещена экспозиция, касающаяся стереофотографий. Вот на снимке стереоскоп La Taxiphote, изготовленный во Франции в начале 20-го века, предназначенный для просмотра подобных фотографий.
На экране в этом зале показывается видео, касающееся технологии стереоснимков.
Посетители могут присесть за установленные в этом зале столики и полюбоваться фотографиями с эффектом объёмного изображения.
Вот как раз специальное приспособление в виде своеобразных очков со специальными стеклами, с помощью которых и добивается необходимый эффект.
Те же "очки" более крупным планом.
И правда, с помощью стекол в данном приспособлении возникает в итоге перед глазами вполне себе объёмное изображение. С помощью простого фотоснимка, который я сделал, этого, понятно, не передать. А жаль))!
В этом же помещении мы видим очередной интереснейший камин, которых, повторюсь, немало в этом здании.
После того, как полюбовался на объёмные фотографии более чем вековой давности, я продолжил знакомство с выставкой. Набережная Фонтанки в районе Невского и Аничкова моста. На углу видно здание дворца Белосельских-Белозерских, об экскурсии по которому я рассказывал в своё время.
Одинокая лодка, пришвартованная у спуска к Неве, как я понимаю, в районе Зимней канавки. Вдали же виден прекраснейший ансамбль стрелки Васильевского острова. А если взглянуть в небо над Биржей и соседними зданиями, то в глаза бросается отсутствие этой омерзительной кукурузины так называемого "Лахта-центра", ныне портящего многие панорамы центра города.
А вот то же здание Биржи на стрелке Васильевского острова, более крупным планом. В советское время здесь работал один из моих любимых тогда, в детские годы, музеев, Военно-Морской, ныне переехавший в здание бывших Крюковских казарм на берегу Крюкова же канала.
В первый день работы выставки, как можно видеть, не все объекты еще были готовы к показу. Но очень приятно удивила подобная забота о посетителях, по использованным билетам можно будет вновь посетить выставку, чтобы увидеть не готовую еще некую инсталляцию!
Некоторые места, которые я увидел на снимках, и вовсе заставили лезть сразу в смартфон, чтобы найти информацию о том, где же все это располагалось. Вот, в частности, часовня Христа Спасителя Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря.
Сам монастырь расположен в Московской области, а вот часовня, оказывается была выстроена в середине 19-го столетия на углу Невского и Периной линии, прямо перед изящнейшим портиком Руска. Снесена она была в конце 20-х годов уже 20-го, понятно, века, как "уродливая". Может быть, это была и отговорка, тогда немало церковных зданий, как известно, сносились. Но, учитывая местоположение, эти слова, по моему мнению, не так и далеки от истины. Если бы в каком другом месте располагалась бы часовня, то можно было бы сожалеть о сносе. Но здесь, прямо перед колоннадой портика Руска, неподалёку от изящного ансамбля площади Искусств, созданного Карлом Росси, такое недоразумение и правда, выглядело, скажу помягче, весьма странно.
Так что вот такие парадоксальные, на первый взгляд, можно было сделать, смотря на некоторые старинные снимки. Как то раньше представлялось, что обо всем, то что было утрачено в советские годы, из архитектуры нашего города можно только сожалеть, но вот глядя на снимки двух часовен, одной, находившейся у ограды Летнего сада, а второй, прямо перед портиком Руска могу сказать, что иногда эти действия были во благо города. Сразу скажу, что это моё личное мнение, и религиозной составляющей сноса часовен, тем более она мне параллельна, я не касаюсь, а говорю исключительно об архитектуре.
В заключительном зале выставки мы видим вот такое "чудо" фототехники.
С помощью него проецируются на повешенный спереди экран старинные фотоизображения различных частей города. Причём посетители с помощью карты, которая изображается на небольшом интерактивном мониторе, управлять тем, что они хотят увидеть.
В этом же зале, на стенах вывешены уже не полноценные большие фотоснимки, а небольшие открытки, запечатлевшие различные достопримечательности тогдашней столицы Империи.
Наряду со знаковыми местами, можно увидеть и менее известные, или вовсе исчезнувшие. Церковь Симеона и Анны, к счастью, сохранилась. Расположена она на углу Белинского и Моховой. А вот рядом мы видим двухэтажное здание, на месте которого в начале нынешнего столетия было возведено намного более высокое строение.
На следующем снимке мы видим памятник Якову Виллие, лейб-медику трёх российских императоров. Честно говоря думал что этого памятника давно нет, но нет, оказывается он до сих пор стоит у Военно-Медицинской академии. Бывал там, даже припоминаю этот памятник, но ранее и не задумывался о том, кому он установлен.
А вот мы видим старейшую в Санкт-Петербурге церковь, Троицко-Петровский собор на одноимённой, Троицкой площади, в первые годы существования города бывшей центральной в нем. Вот по поводу уничтожения этого храма в 30-е годы остаётся только сожалеть.
Следующее же здание, представленное на фотографии, сохранилось, можно сказать, наполовину. Когда была сделан этот снимок, в здании на набережной реки Мойки размещалась Немецкая реформаторская кирха. В советские же годы бывшая кирха была перестроена под нужды Дворца культуры работников Связи в духе конструктивизма.
На этом, пожалуй, пора и заканчивать с рассказом о выставке, тем более и лимит фотографий уже подошёл к концу. В целом данная экспозиция мне понравилась, хотя, если честно, ожидал все же большего количества фотографий, но тут ведь надо учитывать не столь уж и большое выставочное пространство, это же не соседний Манеж, в котором ныне работает Центральный Выставочный зал. Так что всем, кому интересны старые фотоснимки и архитектура нашего города, я могу рекомендовать посетить данную выставку, тем более она будет работать ещё на протяжении двух месяцев.
Что же касается общей оценки, то я снижу её всё же на один балл из-за не очень удобного выставочного пространства, в котором размещена данная экспозиция.
Давненько собирался посетить этот выставочный центр, про который слышал немало, но все как то ноги не доходили, а то и выставки, которые проходили в нем, не очень привлекали. А тут совпало, что называется. И время было, и узнал об открытии заинтересовавшей меня экспозиции, на котором можно увидеть фотографии, запечатлевшие Петербург на самой заре развития фотоискусства.
Что же касается центра " Росфото", то расположение его весьма удобное, в самом центре города, рядом с Исаакиевской площадью и Исаакиевским же собором. Вот как раз на снимке Исааккий и гостиница "Астория", расположенная на углу данной площади и Большой Морской улицы, на которой и находится здание под номером 35, в котором, на втором и третьем этажах, и работает центр "Росфото".
Этот дом интересен и сам по себе. Возведен он был в самом начале прошлого столетия в качестве доходного, для страхового общества "Россия", которому принадлежали и два соседних здания по этой, чрезвычайно престижной в те времена улице. Майоликовое оформление фасада, которое мы видим на верхних этажах, выполнено по рисункам, ни много, ни мало самого Николая Рериха на тему "русский север".
При входе мы видим информацию касательно времени и режима работы выставочных залов "Росфото". Всего их три, один во дворе, а два расположены в главном корпусе. Кстати, выходных в данном центре не предусмотрено, да и время работы довольно удобное.
Касса расположена на втором этаже, при входе в один из выставочных залов. Причём можно приобрести билет на одну из выставок, в этом случае он обойдётся в 150 рублей, или же единый, во все выставочные залы по 300. Карты принимаются, и даже как выразилась кассир, приветствуются для оплаты.
Поднимаемся наверх по парадной лестнице, которая и сама не может не заинтересовать своим оформлением.
А особенно впечатляют прекрасные витражи, чудом пережившие столько лет, в том числе и годы разрухи, блокадные годы.
Сразу вспомнилась экскурсия по парадным доходных домов Петроградской стороны, о которой я оставлял отдельный отзыв. Тогда мы тоже видели весьма интересные витражи, но эти впечатлили ещё больше.
Выставка же, о которой пойдёт речь сегодня работает на третьем этаже здания. Вот ее афиша, которая установлена в парадной, при входе в данное выставочное пространство.
Сразу мы попадаем в своеобразную прихожую, где при входе проверяют билеты, которые, напомню, необходимо приобрести этажом ниже. Тут же видим очередной камин, которых немало сохранилось в помещениях этого дома. Так что помимо центра "Росфото", его можно назвать своеобразным музеем каминов и печей в стиле модерн. По зданию, кстати устраиваются экскурсии, о чем приводится информация, в частности, в кассе. Жаль, что только по будням, если не ошибаюсь, по четвергам.
Также в этом фойе мы видим какую то сложную фотографическую технику, насколько помню, чешского производства. Как я понимаю, к выставке она не имеет отношения и находится здесь на постоянной основе.
Выставка "Петербург в фотографии 19-го века" открылась как раз в день посещения ее, 30 ноября, и продлится ещё чуть более двух месяцев, до 2-го следующего года. Какие символические получаются цифры - 2.02.2020, одни "двойки" и "нули". Был ли в этом специальный замысел или нет, не знаю даже, но если и нет, все равно весьма забавно получилось)).
Теперь же пройдём непосредственно в выставочное пространство. Вот оно из всех, имеющихся в наличии у "Росфото" самое неудачное, на мой взгляд. Основную часть помещения занимает длинный и довольно узкий коридор, плюс есть пара боковых комнат, не слишком то больших. Другие выставочные залы комплекса понравились все же куда больше.
Народу, кстати, на выставке, да и в целом в залах "Росфото", было немало. Вот этого не ожидал если честно, хотя понятно, что сказалась и суббота, и открытие новой выставки. Но все таки думал, что будет куда меньше посетителей. Может это и не чувствуется по снимкам, но я все же старался, чтобы поменьше народа в кадр попало.
Что же касается тематики выставки, то меня она безусловно заинтересовала. Люблю в целом любоваться на старинные фотографии, а когда на них запечатлены знакомые вроде бы, в основном, места, только в другом антураже и окружении, по сравнению с тем, к чему мы привыкли ныне, то это вдвойне интереснее.
Фотографии, которые представлены на выставке выполнены известными в своё время мастерами, а некоторые из них известны и сегодня, как к примеру, имя Карла Буллы, которое сразу и приходит на ум, при виде на подобные исторические фотоснимки.
Большинство работ подписаны (правда на некоторых указано, что автор фотографии неизвестен), но не буду сильно утомлять читателей этого отзыва. Большинство имён, все равно мало что скажут вам.
Кто то может сказать, а зачем идти куда то на выставку, если при желании можно и в интернете подобные снимки разыскать. Найти то, конечно, можно немало, но если руководствоваться этой логикой, то много чего можно в сети найти, тогда руководствуясь этим, можно и не ездить никуда, в музеи не ходить. Но мне лично, весьма интересно было смотреть на оригинальные фотоснимки где то полуторовековой давности, запечатлевшие уголки тогдашней столицы Империи.
На некоторые места было весьма интересно взглянуть, тем более вроде и большинство зданий на своём месте, но вот то, что окружает "привычный с детства вид" несколько иным представляется на этих черно-белых фотоснимках.
Вот в частности, вид с Невского проспекта на ныне, и тогда, Михайловскую, а когда-то улицу Бродского (Исаака, а не Иосифа), и на, соответственно, Михайловскую площадь на заднем плане, сквер на которой в те времена просматривался слабовато. Да и памятника Александру Сергеевичу авторства Аникушина не было ещё в проекте.
Угол Невского и Садовой улицы. Народу на данной фотографии "как на Невском")).
Если присмотреться на данный снимок повнимательнее, то видно не совсем обычное покрытие проезжей части Невского проспекта. Это и не асфальт, и не традиционная каменная брусчатка, а какие то ровные шестиугольные плитки. Вот я даже крупнее этот снимок запечатлел. Немного удивило меня это. Надо будет поискать информацию из чего же изготовлены это плиточное покрытие.
Площадь Островского, а в те времена, Александринская, названная так по театру, который мы видим на заднем плане. Вначале подумал что снимок сделан со здания Елисеевского магазина, а потом сообразил что в то время, когда сделан снимок, этого сооружения вроде бы ещё и в проекте не было.
Весьма непривычно смотрятся трамваи, курсирующие по Невскому проспекту.
А вот Аничков дворец, в советские годы - Дворец пионеров и школьников, в котором довелось заниматься одно время. Да и сейчас этот прекрасный как снаружи, а особенно внутри дворец, не изменил своей специализации, разве что называется несколько иначе.
А вот мы уже на окончании Невского проспекта, у входа в Александро-Невскую лавру, у так называемой Надвратной церкви, выходящей на нынешнюю площадь Александра Невского (когда то называвшейся, кстати, Красной).
А вот смотрящееся несколько одиноко на практически пустынной площади здание Исаакиевского собора, которое находится буквально в сотне метров от места проведения данной выставки. Никаких следов нынешнего сквера, расположеного у южного фасада храма, мы не видим и в помине.
Памятник же Николаю 1-му авторства Клодта, ныне находится на реставрации и покрыт сеткой, как раз мимо проходил по дороге к "Росфото".
Интересно было взглянуть и на Дворцовую площадь, на которой в момент снимка проходила какая то церемония. При этом с погодой, судя по количеству зонтов, не очень то повезло. Также в глаза бросается более тёмный, нежели в наше время, цвет фасада Зимнего дворца. Он, как известно, довольно часто менял свою окраску, а нынешний, зелёный цвет, пускай к нему все и привыкли, далеко не исторический.
Та же Дворцовая площадь, но на этот раз практически пустая. Судя по всему, данный снимок сделан с башни Адмиралтейства.
Как же на такой выставке без фотографий Невы и парусника, стоящего, судя по всему, где то в районе Мраморного дворца. Правда вот Троицкого моста ещё нет и в помине.
Увидев следующий снимок, вначале даже не сообразил, что же это, а потом приглядевшись, узнал ограду любимого мною с детства, но ныне практически уничтоженного варварской реставрацией, Летнего сада. А сбила меня с толку часовня Александра Невского, построенная на месте неудавшегося покушения Дмитрия Каракозова на Александра 2-го. Эта часовня была снесена в советское время, и в данном случае, то решение можно только приветствовать. Правда, понятно, оно было чисто идеологическим, но если взглянуть на эту, хотя бы, фотографию, то понимаешь, что данное сооружение у одной из прекраснейших в мире оград, явно "ни к селу, ни к городу", и только портит весь вид.
Вид на Летний дворец, расположенный в том же Летнем саду с противоположного берега Фонтанки.
Дальше, в одном из боковых помещений данного выставочного пространства, размещена экспозиция, касающаяся стереофотографий. Вот на снимке стереоскоп La Taxiphote, изготовленный во Франции в начале 20-го века, предназначенный для просмотра подобных фотографий.
На экране в этом зале показывается видео, касающееся технологии стереоснимков.
Посетители могут присесть за установленные в этом зале столики и полюбоваться фотографиями с эффектом объёмного изображения.
Вот как раз специальное приспособление в виде своеобразных очков со специальными стеклами, с помощью которых и добивается необходимый эффект.
Те же "очки" более крупным планом.
И правда, с помощью стекол в данном приспособлении возникает в итоге перед глазами вполне себе объёмное изображение. С помощью простого фотоснимка, который я сделал, этого, понятно, не передать. А жаль))!
В этом же помещении мы видим очередной интереснейший камин, которых, повторюсь, немало в этом здании.
После того, как полюбовался на объёмные фотографии более чем вековой давности, я продолжил знакомство с выставкой. Набережная Фонтанки в районе Невского и Аничкова моста. На углу видно здание дворца Белосельских-Белозерских, об экскурсии по которому я рассказывал в своё время.
Одинокая лодка, пришвартованная у спуска к Неве, как я понимаю, в районе Зимней канавки. Вдали же виден прекраснейший ансамбль стрелки Васильевского острова. А если взглянуть в небо над Биржей и соседними зданиями, то в глаза бросается отсутствие этой омерзительной кукурузины так называемого "Лахта-центра", ныне портящего многие панорамы центра города.
А вот то же здание Биржи на стрелке Васильевского острова, более крупным планом. В советское время здесь работал один из моих любимых тогда, в детские годы, музеев, Военно-Морской, ныне переехавший в здание бывших Крюковских казарм на берегу Крюкова же канала.
В первый день работы выставки, как можно видеть, не все объекты еще были готовы к показу. Но очень приятно удивила подобная забота о посетителях, по использованным билетам можно будет вновь посетить выставку, чтобы увидеть не готовую еще некую инсталляцию!
Некоторые места, которые я увидел на снимках, и вовсе заставили лезть сразу в смартфон, чтобы найти информацию о том, где же все это располагалось. Вот, в частности, часовня Христа Спасителя Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря.
Сам монастырь расположен в Московской области, а вот часовня, оказывается была выстроена в середине 19-го столетия на углу Невского и Периной линии, прямо перед изящнейшим портиком Руска. Снесена она была в конце 20-х годов уже 20-го, понятно, века, как "уродливая". Может быть, это была и отговорка, тогда немало церковных зданий, как известно, сносились. Но, учитывая местоположение, эти слова, по моему мнению, не так и далеки от истины. Если бы в каком другом месте располагалась бы часовня, то можно было бы сожалеть о сносе. Но здесь, прямо перед колоннадой портика Руска, неподалёку от изящного ансамбля площади Искусств, созданного Карлом Росси, такое недоразумение и правда, выглядело, скажу помягче, весьма странно.
Так что вот такие парадоксальные, на первый взгляд, можно было сделать, смотря на некоторые старинные снимки. Как то раньше представлялось, что обо всем, то что было утрачено в советские годы, из архитектуры нашего города можно только сожалеть, но вот глядя на снимки двух часовен, одной, находившейся у ограды Летнего сада, а второй, прямо перед портиком Руска могу сказать, что иногда эти действия были во благо города. Сразу скажу, что это моё личное мнение, и религиозной составляющей сноса часовен, тем более она мне параллельна, я не касаюсь, а говорю исключительно об архитектуре.
В заключительном зале выставки мы видим вот такое "чудо" фототехники.
С помощью него проецируются на повешенный спереди экран старинные фотоизображения различных частей города. Причём посетители с помощью карты, которая изображается на небольшом интерактивном мониторе, управлять тем, что они хотят увидеть.
В этом же зале, на стенах вывешены уже не полноценные большие фотоснимки, а небольшие открытки, запечатлевшие различные достопримечательности тогдашней столицы Империи.
Наряду со знаковыми местами, можно увидеть и менее известные, или вовсе исчезнувшие. Церковь Симеона и Анны, к счастью, сохранилась. Расположена она на углу Белинского и Моховой. А вот рядом мы видим двухэтажное здание, на месте которого в начале нынешнего столетия было возведено намного более высокое строение.
На следующем снимке мы видим памятник Якову Виллие, лейб-медику трёх российских императоров. Честно говоря думал что этого памятника давно нет, но нет, оказывается он до сих пор стоит у Военно-Медицинской академии. Бывал там, даже припоминаю этот памятник, но ранее и не задумывался о том, кому он установлен.
А вот мы видим старейшую в Санкт-Петербурге церковь, Троицко-Петровский собор на одноимённой, Троицкой площади, в первые годы существования города бывшей центральной в нем. Вот по поводу уничтожения этого храма в 30-е годы остаётся только сожалеть.
Следующее же здание, представленное на фотографии, сохранилось, можно сказать, наполовину. Когда была сделан этот снимок, в здании на набережной реки Мойки размещалась Немецкая реформаторская кирха. В советские же годы бывшая кирха была перестроена под нужды Дворца культуры работников Связи в духе конструктивизма.
На этом, пожалуй, пора и заканчивать с рассказом о выставке, тем более и лимит фотографий уже подошёл к концу. В целом данная экспозиция мне понравилась, хотя, если честно, ожидал все же большего количества фотографий, но тут ведь надо учитывать не столь уж и большое выставочное пространство, это же не соседний Манеж, в котором ныне работает Центральный Выставочный зал. Так что всем, кому интересны старые фотоснимки и архитектура нашего города, я могу рекомендовать посетить данную выставку, тем более она будет работать ещё на протяжении двух месяцев.
Что же касается общей оценки, то я снижу её всё же на один балл из-за не очень удобного выставочного пространства, в котором размещена данная экспозиция.
Год посещения | 2019 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Северо-Западный федеральный округ |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Общее впечатление | Прекрасная выставка ретрофотографий в новом для меня выставочном пространстве. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву50
Люблю такие ретро фотографии.
Очень нравится их сравнивать с тем, что мы видем сейчас)