Отзыв: Выставка "Ex mea collectione… Исаак Бродский" в музее Академии художеств (Россия, Санкт-Петербург) - Интереснейшая двойная выставка работ художника и его частной коллекции.
Достоинства: Коллекция, собранная Бродским. Большая часть работ написанная им самим.
Недостатки: Официальные работы Бродского, никаких чувств кроме отвращения не вызывающие.
Здравствуйте! Сегодня я хотел бы рассказать о посещенной в один из дней заканчивающихся постепенно новогодне-рождественских каникул выставке, точнее двух выставках, связанных с именем российско-советского художника Исаака Бродского, на одной из которых можно увидеть работы самого Исаака Израеливича, а на другой картины других авторов, в основном его современников, собранные живописцем в свою частную коллекцию, а после его смерти оставленную государству. И хотя тема отзыва посвящена лишь одной из двух выставок, но я расскажу здесь об обоих, тем более они тесно связаны между собой.
Выставки проходят в настоящее время в музее Академии Художеств, который расположен в легендарном здании на Университетской набережной Васильевского острова Санкт-Петербурга. Снега, как можно убедиться, глядя на фотографию здания, у нас нет, как, наверное, практически всей европейской части России, за исключением, наверное, одной дачки небезизвестного товарища. Снега, как говорится, нет, а вы держитесь)).
Стоит заметить, что в тот день было запланировано посещение других выставок, работающих по идее в музее истории Петербурга, в Румянцевском особняке, на Английской набережной, на противоположной стороне Невы. В нем в декабре открылись две выставки, на одной из которых можно увидеть изображения уничтоженных исторических зданий, а на второй - городские пейзажи с изображениями Санкт-Петербурга.
Самое интересное, что я и накануне, и с утра, я заглядывал на сайт музея, но никакой информации о том, что Румянцевский особняк, являющийся одной из частей этого музея, закрыт на праздники, не было и в помине. И каково же было удивление когда мы подошли к зданию на Английской набережной и увидели объявление о том, что музей не работает все новогодние праздники, "с 1 по 8 января".
Странное, конечно, решение, в дни когда посещаемость музеев чуть ли не наибольшая, во многие знаковые места большие очереди выстраиваются, закрывать музей на столько дней, да ещё и не вывешивать информацию об этом на официальном сайте. Причём не только мы обламались, ещё несколько посетителей, как я видел, подходили к зданию музея, и недоуменно прочитав объявление удалялись прочь. Ну что же, раз уж оказались в центре, решили не возвращаться домой, я как раз вспомнил о выставках, про которые прочитал как раз на этом ресурсе, работающие в Академии Художеств, да и в музее Академии давно не бывал. Поэтому было решено перейти Неву по мосту Лейтенанта Шмидта, или по Благовещенскому, как он называется ныне.
О музее Академии я планирую рассказать отдельно, он того бесспорно заслуживает. Выставки же, о которых пойдёт речь сегодня, работают в двух парадных залах, выходящих окнами на Неву. Вот, как раз на снимке афиши, приглашающие на выставки "Другой Бродский" и "Ex mea collection... Исаак Бродский", которые можно назвать по сути единой выставкой, связанной с двумя сторонами жизни художника, которому в минувшем уже году исполнилось бы 135 лет.
Вначале мы попадаем в центральный из парадных залов Академии, так называемый Конференц зал, при входе в который и происходит контроль билетов. Кстати, к определённым минусам посещения помещений музея и временных выставок, можно отнести то, что единые билеты, по которым можно посетить их, стоимостью в 300 рублей, нужно предъявлять аж в четырёх местах, в том числе и при входе в парадные залы. А дальше, два варианта...
Если пройти налево, в Рафаэлевский зал, то можно попасть на выставку "Другой Бродский", на которой можно ознакомиться с творчеством художника.
При входе на экране нон-стоп транслируется документальный фильм, посвящённый Исааку Бродскому, в котором о художнике рассказывает самый известный и раскрученный петербургский краевед Лев Лурье.
Помимо того, что в этих залах можно ознакомиться с проходящими в них выставками, и полюбоваться великолепными залами тоже довольно таки интересно.
Тем более, что на стенах вывешены превосходно выполненные ещё в 19-м столетии копии легендарных произведений Рафаэля. Причём сами эти копии выполнены известнейшими живописцами, в частности Карлом Брюлловым.
Ну а теперь вкратце покажу некоторые из картин Исаака Бродского, представленные на выставке. Поначалу, многие работы, словно оправдывая название выставки, и правда представляют творчество этого талантливого, на самом деле, живописца, несколько с иной стороны, нежели представляется сразу, при упоминании его имени.
Вот мы видим автопортрет с дочерью, написанный в 1911 году на острове Капри, куда он ездил на средства как раз Академии Художеств в так называемую пенсионерскую поездку.
Его учителем в Академии был Илья Ефимович Репин, чей прекрасно выполненный портрет мы тоже видим на выставке.
Портреты, как видите, неплохо удавались Исааку Израилевичу.
Но не портретами едиными, интересно творчество Бродского. Очень запомнилась вот эта сцена, запечатлевшая корриду
Весьма примечательны и пейзажи, написанные Исааком Бродским. Вот, в частности, картина, запечатлевшая аллею Летнего сада осенью 1928 года. Того еще Летнего сада, не уничтоженного еще варварской "реставрацией" начала нынешнего десятилетия.
Запомнилось следующее полотно, "Город ночью" 1929 года. Чистый импрессионизм.
Ещё несколько мастерских пейзажей, глядя на которые, можно только сожалеть, во что вылилось в итоге творчество этого талантливого вроде бы человека.
Хотя выставка называется "Другой Бродский", в завершающей его части представлены несколько картин и вполне обычных и традиционных в представлении о творчестве этого живописца. С одной стороны, конечно же, из песни слов не выкинешь, но с другой, увидев подобные "творения", которые набили оскомину ещё в "школьные годы чудесные", сразу же невольно испортились впечатления и от прочих творений живописца. Недавно посещал выставку Дайнеко и Самохвалова, что работает в Центральном выставочном зале, что работает в Манеже, и о которой я посвящал отдельный отзыв, вот вроде тоже два официальных художника, но подобной реакции их картины, вспоминая свои чувства, совершенно не вызывали. А вот Бродский... Нет, все таки такое ничего кроме отвращения вызвать не может.
После этого, пройдя опять через Конференц зал, мы прошли в ещё один парадный, Тициановский зал, в котором выставлены картины из личной коллекции Исаака Бродского. Вот как оформлена выставка "Ex mea collectione", что можно перевести как "это моя коллекция".
Здесь, также как в Рафаэлевском зале, висят огромные полотна, копии шедевров итальянских живописцев эпохи Возрождения. Это не только работы Тициана, но копий творения этого великого венецианца несколько, и видимо поэтому, зал и носит данное название.
Собрание же картин из коллекции Бродского размещено вдоль двух боковых стен зала.
Произведения, которые собирал Бродский, принадлежат кисти исключительно русских живописцев, по преимуществу его современников, хотя есть и более старые работы. По какому принципу они выставлены я не совсем понял, даже полотна одних и тех же художников разнесены по разным частям экспозиции.
Вот полотно художника, чье имя не было хорошо знакомо, Бориса Григорьева "Улица блондинок".
В обычное время данная коллекция хранится в полном виде в стенах музея-квартиры Исаака Бродского, который работает на площади Искусств, в доме Голенищева-Кутузова, по соседству с Михайловским театром, с одной стороны, и арт-кафе "Бродячая собака", с другой. И вот на время выставки эти полотна покинули место постоянного своего пребывания. Ни разу не был в этом музее-квартире, как то не привлекало меня это имя, а про данную коллекцию ранее и не знал.
Представлены в коллекции и полотна известнейших живописцев. Вот, в частности, картина Валентина Серова "Ифигения в Тавриде".
Этюд Николая Богданова-Бельского "Девушка на диване".
Автора следующего полотна я не могу назвать, но запомнился образ этих пожилых, насколько я помню, римлянок.
Есть в этой прелюбопытной коллекции и картины кисти Константина Сомова. "Фейерверк"
Весьма забавна и следующая жанровая сцена авторства Сомова - "Первая любовь".
Кроме всего, некоторые картины позволили несколько по иному взглянуть на творчество тех или иных живописцев, подобно тому, как первая часть этой двойной выставки, изменила представление о творчестве самого Бродского. Вот, в частности, Борис Кустодиев, не очень то типичный и похожий сам на себя в этом творении.
Хотя есть и вполне типичное кустодиевское полотно, вывешенное в другой части выставки.
Самый же, что называется, хрестоматийный кустодиевский образ, это несомненно купчиха. А вот в коллекции Бродского можно увидеть портрет запечатлевший некого купца. Вот купцов, написанных Борисом Михайловичем, я ещё не видел.
Есть в коллекции, собранной Бродским и полотно Николая Константиновича Рериха, выполненное во вполне узнаваемом стиле.
А вот автора следующей картины сразу было и не определить. А между тем, это никто иной, как Кузьма Петров-Водкин, запечатлевший "Собаку". Запоминающийся образ, не очень то похожий на то, что мы привыкли видеть у этого живописца.
Удивительно было обнаружить и рисунок Марка Шагала "Интерьер с цветами", чуть ли не единственное произведение этого художника, как я слышал, которое можно было увидеть в советских музеях.
Персонаж следующей картины, Федор Иванович Шаляпин вполне узнаваем. Эта картина самая большая из представленных на выставке, ещё издали и без всяких подписей можно было догадаться кто же запечатлен на ней. Автор же полотна - Борис Григорьев, тот же чью картину, "Улица блондинок", мы видели в самом начале выставки.
А вот рисунок одного из Бенуа, а именно Александра Николаевича, одного из представителей этой известнейшей семьи, на котором изображен Большой каскад Петергофа.
Вот же каким увидел и изобразил утро в Угличе Константин Федорович Юон.
Совсем небольшое полотно Владимира Маковского "Просительница", тем не менее одно из запомнившихся на данной выставке.
Заставило удивиться и полотно тёзки коллекционера, Исаака Левитана. Это вовсе не один из многочисленных пейзажей художника. Нет, это "Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой". Между прочим интересная женщина, сама художница, возлюбленная самого Левитана, супруга полицейского врача, которого Василий Перов изобразил в роли рассказчика на своём великом полотне "Охотники на привале". Кроме того, именно она послужила прототипом героини рассказа Антона Павловича Чехова "Попрыгунья".
Есть на выставке и полотна учителя Бродского, Ильи Ефимыча Репина. Их по моему, три, но фотография получилась лишь одной картины, "Девочка с букетом" на которой живописец изобразил свою старшую дочку, Веру.
Есть в коллекции Бродского и пара полотен начала 19-го столетия. Парадный портрет авторства Владимра Лукича Боровиковского, запечатлевший Петра Петровича Новосильцева.
Вот такая разношерстная, но весьма интересная коллекция переехала на время из музея-квартиры художника на площади Искусств в Тициановский зал Академии художеств. Вот она произвела на меня прекрасное впечатление, тут трудно спорить, хороший вкус все таки имел Исаак Израилевич. Да и основная часть выставки работ Бродского поначалу вызвала положительные эмоции. Но вот её завершение, официальные портреты, ничего кроме отвращения, честно говоря, не вызвали. Но все же это лишь несколько работ, хотя их можно назвать этакой ложкой дегтя в бочке мёда. Так что в итоге от посещения этой сдвоенной выставки остались все же смешанные чувства, правда скорее положительные.
Работать же обе выставки будут вплоть до начала февраля, если быть точным, то до 2 числа, причем без выходных дней, коими в музее Академии являются понедельник и вторник. Ну а после завершения работы выставок все эти полотна переедут обратно, в музей-квартиру Исаака Бродского на площади Искусств.
Выставки проходят в настоящее время в музее Академии Художеств, который расположен в легендарном здании на Университетской набережной Васильевского острова Санкт-Петербурга. Снега, как можно убедиться, глядя на фотографию здания, у нас нет, как, наверное, практически всей европейской части России, за исключением, наверное, одной дачки небезизвестного товарища. Снега, как говорится, нет, а вы держитесь)).
Стоит заметить, что в тот день было запланировано посещение других выставок, работающих по идее в музее истории Петербурга, в Румянцевском особняке, на Английской набережной, на противоположной стороне Невы. В нем в декабре открылись две выставки, на одной из которых можно увидеть изображения уничтоженных исторических зданий, а на второй - городские пейзажи с изображениями Санкт-Петербурга.
Самое интересное, что я и накануне, и с утра, я заглядывал на сайт музея, но никакой информации о том, что Румянцевский особняк, являющийся одной из частей этого музея, закрыт на праздники, не было и в помине. И каково же было удивление когда мы подошли к зданию на Английской набережной и увидели объявление о том, что музей не работает все новогодние праздники, "с 1 по 8 января".
Странное, конечно, решение, в дни когда посещаемость музеев чуть ли не наибольшая, во многие знаковые места большие очереди выстраиваются, закрывать музей на столько дней, да ещё и не вывешивать информацию об этом на официальном сайте. Причём не только мы обламались, ещё несколько посетителей, как я видел, подходили к зданию музея, и недоуменно прочитав объявление удалялись прочь. Ну что же, раз уж оказались в центре, решили не возвращаться домой, я как раз вспомнил о выставках, про которые прочитал как раз на этом ресурсе, работающие в Академии Художеств, да и в музее Академии давно не бывал. Поэтому было решено перейти Неву по мосту Лейтенанта Шмидта, или по Благовещенскому, как он называется ныне.
О музее Академии я планирую рассказать отдельно, он того бесспорно заслуживает. Выставки же, о которых пойдёт речь сегодня, работают в двух парадных залах, выходящих окнами на Неву. Вот, как раз на снимке афиши, приглашающие на выставки "Другой Бродский" и "Ex mea collection... Исаак Бродский", которые можно назвать по сути единой выставкой, связанной с двумя сторонами жизни художника, которому в минувшем уже году исполнилось бы 135 лет.
Вначале мы попадаем в центральный из парадных залов Академии, так называемый Конференц зал, при входе в который и происходит контроль билетов. Кстати, к определённым минусам посещения помещений музея и временных выставок, можно отнести то, что единые билеты, по которым можно посетить их, стоимостью в 300 рублей, нужно предъявлять аж в четырёх местах, в том числе и при входе в парадные залы. А дальше, два варианта...
Если пройти налево, в Рафаэлевский зал, то можно попасть на выставку "Другой Бродский", на которой можно ознакомиться с творчеством художника.
При входе на экране нон-стоп транслируется документальный фильм, посвящённый Исааку Бродскому, в котором о художнике рассказывает самый известный и раскрученный петербургский краевед Лев Лурье.
Помимо того, что в этих залах можно ознакомиться с проходящими в них выставками, и полюбоваться великолепными залами тоже довольно таки интересно.
Тем более, что на стенах вывешены превосходно выполненные ещё в 19-м столетии копии легендарных произведений Рафаэля. Причём сами эти копии выполнены известнейшими живописцами, в частности Карлом Брюлловым.
Ну а теперь вкратце покажу некоторые из картин Исаака Бродского, представленные на выставке. Поначалу, многие работы, словно оправдывая название выставки, и правда представляют творчество этого талантливого, на самом деле, живописца, несколько с иной стороны, нежели представляется сразу, при упоминании его имени.
Вот мы видим автопортрет с дочерью, написанный в 1911 году на острове Капри, куда он ездил на средства как раз Академии Художеств в так называемую пенсионерскую поездку.
Его учителем в Академии был Илья Ефимович Репин, чей прекрасно выполненный портрет мы тоже видим на выставке.
Портреты, как видите, неплохо удавались Исааку Израилевичу.
Но не портретами едиными, интересно творчество Бродского. Очень запомнилась вот эта сцена, запечатлевшая корриду
Весьма примечательны и пейзажи, написанные Исааком Бродским. Вот, в частности, картина, запечатлевшая аллею Летнего сада осенью 1928 года. Того еще Летнего сада, не уничтоженного еще варварской "реставрацией" начала нынешнего десятилетия.
Запомнилось следующее полотно, "Город ночью" 1929 года. Чистый импрессионизм.
Ещё несколько мастерских пейзажей, глядя на которые, можно только сожалеть, во что вылилось в итоге творчество этого талантливого вроде бы человека.
Хотя выставка называется "Другой Бродский", в завершающей его части представлены несколько картин и вполне обычных и традиционных в представлении о творчестве этого живописца. С одной стороны, конечно же, из песни слов не выкинешь, но с другой, увидев подобные "творения", которые набили оскомину ещё в "школьные годы чудесные", сразу же невольно испортились впечатления и от прочих творений живописца. Недавно посещал выставку Дайнеко и Самохвалова, что работает в Центральном выставочном зале, что работает в Манеже, и о которой я посвящал отдельный отзыв, вот вроде тоже два официальных художника, но подобной реакции их картины, вспоминая свои чувства, совершенно не вызывали. А вот Бродский... Нет, все таки такое ничего кроме отвращения вызвать не может.
После этого, пройдя опять через Конференц зал, мы прошли в ещё один парадный, Тициановский зал, в котором выставлены картины из личной коллекции Исаака Бродского. Вот как оформлена выставка "Ex mea collectione", что можно перевести как "это моя коллекция".
Здесь, также как в Рафаэлевском зале, висят огромные полотна, копии шедевров итальянских живописцев эпохи Возрождения. Это не только работы Тициана, но копий творения этого великого венецианца несколько, и видимо поэтому, зал и носит данное название.
Собрание же картин из коллекции Бродского размещено вдоль двух боковых стен зала.
Произведения, которые собирал Бродский, принадлежат кисти исключительно русских живописцев, по преимуществу его современников, хотя есть и более старые работы. По какому принципу они выставлены я не совсем понял, даже полотна одних и тех же художников разнесены по разным частям экспозиции.
Вот полотно художника, чье имя не было хорошо знакомо, Бориса Григорьева "Улица блондинок".
В обычное время данная коллекция хранится в полном виде в стенах музея-квартиры Исаака Бродского, который работает на площади Искусств, в доме Голенищева-Кутузова, по соседству с Михайловским театром, с одной стороны, и арт-кафе "Бродячая собака", с другой. И вот на время выставки эти полотна покинули место постоянного своего пребывания. Ни разу не был в этом музее-квартире, как то не привлекало меня это имя, а про данную коллекцию ранее и не знал.
Представлены в коллекции и полотна известнейших живописцев. Вот, в частности, картина Валентина Серова "Ифигения в Тавриде".
Этюд Николая Богданова-Бельского "Девушка на диване".
Автора следующего полотна я не могу назвать, но запомнился образ этих пожилых, насколько я помню, римлянок.
Есть в этой прелюбопытной коллекции и картины кисти Константина Сомова. "Фейерверк"
Весьма забавна и следующая жанровая сцена авторства Сомова - "Первая любовь".
Кроме всего, некоторые картины позволили несколько по иному взглянуть на творчество тех или иных живописцев, подобно тому, как первая часть этой двойной выставки, изменила представление о творчестве самого Бродского. Вот, в частности, Борис Кустодиев, не очень то типичный и похожий сам на себя в этом творении.
Хотя есть и вполне типичное кустодиевское полотно, вывешенное в другой части выставки.
Самый же, что называется, хрестоматийный кустодиевский образ, это несомненно купчиха. А вот в коллекции Бродского можно увидеть портрет запечатлевший некого купца. Вот купцов, написанных Борисом Михайловичем, я ещё не видел.
Есть в коллекции, собранной Бродским и полотно Николая Константиновича Рериха, выполненное во вполне узнаваемом стиле.
А вот автора следующей картины сразу было и не определить. А между тем, это никто иной, как Кузьма Петров-Водкин, запечатлевший "Собаку". Запоминающийся образ, не очень то похожий на то, что мы привыкли видеть у этого живописца.
Удивительно было обнаружить и рисунок Марка Шагала "Интерьер с цветами", чуть ли не единственное произведение этого художника, как я слышал, которое можно было увидеть в советских музеях.
Персонаж следующей картины, Федор Иванович Шаляпин вполне узнаваем. Эта картина самая большая из представленных на выставке, ещё издали и без всяких подписей можно было догадаться кто же запечатлен на ней. Автор же полотна - Борис Григорьев, тот же чью картину, "Улица блондинок", мы видели в самом начале выставки.
А вот рисунок одного из Бенуа, а именно Александра Николаевича, одного из представителей этой известнейшей семьи, на котором изображен Большой каскад Петергофа.
Вот же каким увидел и изобразил утро в Угличе Константин Федорович Юон.
Совсем небольшое полотно Владимира Маковского "Просительница", тем не менее одно из запомнившихся на данной выставке.
Заставило удивиться и полотно тёзки коллекционера, Исаака Левитана. Это вовсе не один из многочисленных пейзажей художника. Нет, это "Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой". Между прочим интересная женщина, сама художница, возлюбленная самого Левитана, супруга полицейского врача, которого Василий Перов изобразил в роли рассказчика на своём великом полотне "Охотники на привале". Кроме того, именно она послужила прототипом героини рассказа Антона Павловича Чехова "Попрыгунья".
Есть на выставке и полотна учителя Бродского, Ильи Ефимыча Репина. Их по моему, три, но фотография получилась лишь одной картины, "Девочка с букетом" на которой живописец изобразил свою старшую дочку, Веру.
Есть в коллекции Бродского и пара полотен начала 19-го столетия. Парадный портрет авторства Владимра Лукича Боровиковского, запечатлевший Петра Петровича Новосильцева.
Вот такая разношерстная, но весьма интересная коллекция переехала на время из музея-квартиры художника на площади Искусств в Тициановский зал Академии художеств. Вот она произвела на меня прекрасное впечатление, тут трудно спорить, хороший вкус все таки имел Исаак Израилевич. Да и основная часть выставки работ Бродского поначалу вызвала положительные эмоции. Но вот её завершение, официальные портреты, ничего кроме отвращения, честно говоря, не вызвали. Но все же это лишь несколько работ, хотя их можно назвать этакой ложкой дегтя в бочке мёда. Так что в итоге от посещения этой сдвоенной выставки остались все же смешанные чувства, правда скорее положительные.
Работать же обе выставки будут вплоть до начала февраля, если быть точным, то до 2 числа, причем без выходных дней, коими в музее Академии являются понедельник и вторник. Ну а после завершения работы выставок все эти полотна переедут обратно, в музей-квартиру Исаака Бродского на площади Искусств.
Стоимость | 300 ₽ |
Год посещения | 2020 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Северо-Западный федеральный округ |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Улица | Университетская набережная |
Дом № | 17 |
Общее впечатление | Интереснейшая двойная выставка работ художника и его частной коллекции. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву44
А теперь не по теме. Очень впечатлила меня первая фраза Вашего отзыва! Читал, перечитывал, вчитывался. Как говорил мой старинный друг, "Паустовский отдыхает!"))
Так шпалеры и не убрали? А ведь обещали все ограждения из сада убрать.
Пейзажи все хороши! Теперь Петров-Водкин у меня будет ассоциироваться не только с Конем:))) Пес куда лучше