Отзыв: Фильм "Владение 18" (2014) - В плену бетонных стен и ипотеки.
Достоинства: атмосфера, колоритные образы, эффекты
Недостатки: немного перегрузили концовку
Вот и подошел к концу еще один российский кинодолгострой. Вслед за Вием, съемки которого велись семь лет, на экраны вышел фильм, который, если судить по пресс-релизу, просто обязан был стать эпохальным. Подумать только, первый российский фильм ужасов, снятый по мировым канонам жанра.
Вышесказанное вовсе не означает, что жанра хоррор в российском кинематографе до недавнего времени не существовало. Сразу вспоминаются «Гонгофер», «Юленька», «Смерть советским детям», да и Вий образца 1967 года также не стоит списывать со счетов. Тем не менее, по задумке создателей картины, она должна была воплотить все сильные стороны, присущие лучшим зарубежным ужастикам.
Характерно, что идея создания фильма «Владение 18» была смелым шагом людей, доселе ничем себя в кинематографе не проявлявших.
Так режиссер картины Святослав Подгаевский до недавнего времени специализировался на создании музыкальных клипов. Сценарист Дмитрий Бесин, больше известный как Дмитрий «Архивист», также имеет отношение к музыке, являясь активным участником готического проекта Unreal, в настоящее время во многом определяющего лицо российской темной сцены.
Итак, что за история легла в основу сюжета столь эпохальной для российского кинематографа картины? Неужели все подчистую слизано с американских аналогов?
Да, завязка оригинальнее некуда: парочка переезжает на новое место жительства, где и происходят основные события. Да, прием, когда первыми неладное чувствуют братья наши меньшие, в этом фильме также имеет место. Да, так же, как и во многих зарубежных ужастиках, особую роль в сюжете играют видения героев. Но на этом сходства с иностранными аналогами заканчиваются, а начинается чисто русский хоррор.
Начнем с того, что семейным гнездышком молодой пары является не дом, а квартира, к тому же приобретенная в кредит. Вот вам и первое отличие: из кредитной квартиры вряд ли кто-то способен так легко и со свистом съехать, как это сплошь и рядом происходит у буржуинов. К тому же, в качестве жертв выбраны наиболее беззащитные в этом плане люди – детдомовские, сделавшие себя сами и не имеющие под боком родственников, которые приютят и помогут в случае беды…
Этот фильм берет не только и не столько эффектами, сколько гнетущей атмосферой. Посудите сами: одиноко стоящий явно за чертой крупного города дом, где ко всему прочему почти никто не живет – сейчас строить готовы абсолютно везде, где удастся выбить разрешение, не заботясь о комфорте жильцов. Добавим к этому быдловатого сторожа, ушлого риелтора с натянутой на жлобскую ряшку нарочито деланной улыбочкой, недоброжелательную полицию, и мы получим суровую картину российской реальности.
Теперь настало время вплотную поговорить о персонажах картины.
Прежде чем начать разговор о чете Галаниных, важно отметить, что в фильме «Владение 18» жертвы вовсе не похожи на туповатых подростков из американских страшилок. Перед нами честные, трудолюбивые и неглупые молодые люди с тяжелым прошлым – словом, по задумке сценариста, зритель должен сопереживать героям, а не злорадно предвкушать их страдания.
Максим изначально производит впечатление рассудительного и уравновешенного молодого человека. Лишь в самом конце у него будет повод проявить эмоции. Образ его супруги Светланы куда интереснее. Взять хотя бы момент, когда обыграно излишнее милосердие и желание помочь, которым в принципе частенько грешат многие представительницы прекрасного пола. Кстати, сыгравшая ее Мария Фомина – довольно известная актриса с неплохим послужным списком. Можно было бы назвать образы молодых супругов вполне живыми, если бы не легкая заторможенность, наблюдающаяся у Светланы практически с первых появлений.
Сторож – такой суровый и недоброжелательный персонаж в некоторых фильмах ближе к финалу вполне может предстать в роли ангела-хранителя, так что зрителю довольно долго предстоит гадать, на чьей же все-таки стороне бывший уголовник дядя Юра. Выглядит он очень колоритно и вполне под стать своему экранному прошлому.
Следователь изображен… нет, не ленивым и продажным, а каким-то утомленным и раздраженным, по сути своей, являясь частью удушающей серости, которая смыкается вокруг героев.
Частный детектив – типичный человек советской закалки, не признающий электронные сообщения и прочие sms. Такой типаж встречается и в действительности.
Риелтор – это просто картина маслом. Пузатый жлоб, неумело лыбящийся по поводу и без, - олицетворение современного русского продажника. Его, кстати, сыграл Сергей Колешня, пожалуй, наиболее именитый из всего актерского состава.
Но это, разумеется, не все. Из соседей героям мельком показывается лишь неприветливый пожилой аристократ с тростью, характерной для какого-нибудь некроманта, да ходят слухи о девушке, не способной в силу специфической фобии покидать пределы своей квартиры.
С первых кадров создается ощущение, что едва ли не каждый персонаж, за исключением собственно жертв, что-то да не договаривает, но вот от кого из них будет исходить основная угроза, зритель узнает лишь ближе к финалу.
Нужно отметить, что в концовке создатели немного переборщили, намудрив с гремучей смесью детектива и цыганской магии таким образом, что развязка получилась перенасыщенной событиями и оставила некоторые вопросы.
Теперь о том, какие приемы были использованы, дабы испугать зрителя.
Во-первых, тонкая грань между видениями и реальной жизнью. Вот героине привиделся очередной кошмар, но, спустя мгновение, уже не ясно, продолжение ли это видения. А если нет, быть может, недавний кошмар уже стал реальностью?...
Во-вторых, элемент внезапности. Когда что-то или кто-то резко возникает перед глазами героя и зрителей, многих это заставит содрогнуться на инстинктивном уровне. При правильном использовании такой прием работает, что называется, безотказно как автомат Калашникова.
В-третьих, темнота. Здесь необходимо особенно отметить, что создатели картины решили не искать простых путей, отдав героев на откуп ночи. Здесь даже не темнота, а гнетущая серость – серость неба, серость бетона при минимальном поступлении дневного света. На таком фоне даже кошмарный сон порой может показаться более светлым и жизнерадостным, нежели окружающая реальность, на поверку не менее суровая.
В-четвертых, музыкальное сопровождение. Плотный и слегка грязноватый шумовой фон сродни все той же серости, которая в определенные моменты окутывает героев, пытаясь в буквальном смысле раздавить. Эффектно усиливая или, наоборот, приглушая и разбавляя успокаивающими звуками наподобие тех, что издает металлофон, создатели фильма довольно успешно то гасят, а то внезапно нагнетают напряжение.
Если подвести итог, то первый российский ужастик «на западный манер» получился вполне удачным: не суперстрашный, но и не идущий ни в какое сравнение с многочисленными историями про глупых подростков. При этом атмосфера, которая играет в картине не последнюю роль, характерна именно для России, так что фильм вполне самобытен.
Да, небольшие огрехи имели место, но можно со всей уверенностью сказать, что начало положено хорошее.
Вышесказанное вовсе не означает, что жанра хоррор в российском кинематографе до недавнего времени не существовало. Сразу вспоминаются «Гонгофер», «Юленька», «Смерть советским детям», да и Вий образца 1967 года также не стоит списывать со счетов. Тем не менее, по задумке создателей картины, она должна была воплотить все сильные стороны, присущие лучшим зарубежным ужастикам.
Характерно, что идея создания фильма «Владение 18» была смелым шагом людей, доселе ничем себя в кинематографе не проявлявших.
Так режиссер картины Святослав Подгаевский до недавнего времени специализировался на создании музыкальных клипов. Сценарист Дмитрий Бесин, больше известный как Дмитрий «Архивист», также имеет отношение к музыке, являясь активным участником готического проекта Unreal, в настоящее время во многом определяющего лицо российской темной сцены.
Итак, что за история легла в основу сюжета столь эпохальной для российского кинематографа картины? Неужели все подчистую слизано с американских аналогов?
Да, завязка оригинальнее некуда: парочка переезжает на новое место жительства, где и происходят основные события. Да, прием, когда первыми неладное чувствуют братья наши меньшие, в этом фильме также имеет место. Да, так же, как и во многих зарубежных ужастиках, особую роль в сюжете играют видения героев. Но на этом сходства с иностранными аналогами заканчиваются, а начинается чисто русский хоррор.
Начнем с того, что семейным гнездышком молодой пары является не дом, а квартира, к тому же приобретенная в кредит. Вот вам и первое отличие: из кредитной квартиры вряд ли кто-то способен так легко и со свистом съехать, как это сплошь и рядом происходит у буржуинов. К тому же, в качестве жертв выбраны наиболее беззащитные в этом плане люди – детдомовские, сделавшие себя сами и не имеющие под боком родственников, которые приютят и помогут в случае беды…
Этот фильм берет не только и не столько эффектами, сколько гнетущей атмосферой. Посудите сами: одиноко стоящий явно за чертой крупного города дом, где ко всему прочему почти никто не живет – сейчас строить готовы абсолютно везде, где удастся выбить разрешение, не заботясь о комфорте жильцов. Добавим к этому быдловатого сторожа, ушлого риелтора с натянутой на жлобскую ряшку нарочито деланной улыбочкой, недоброжелательную полицию, и мы получим суровую картину российской реальности.
Теперь настало время вплотную поговорить о персонажах картины.
Прежде чем начать разговор о чете Галаниных, важно отметить, что в фильме «Владение 18» жертвы вовсе не похожи на туповатых подростков из американских страшилок. Перед нами честные, трудолюбивые и неглупые молодые люди с тяжелым прошлым – словом, по задумке сценариста, зритель должен сопереживать героям, а не злорадно предвкушать их страдания.
Максим изначально производит впечатление рассудительного и уравновешенного молодого человека. Лишь в самом конце у него будет повод проявить эмоции. Образ его супруги Светланы куда интереснее. Взять хотя бы момент, когда обыграно излишнее милосердие и желание помочь, которым в принципе частенько грешат многие представительницы прекрасного пола. Кстати, сыгравшая ее Мария Фомина – довольно известная актриса с неплохим послужным списком. Можно было бы назвать образы молодых супругов вполне живыми, если бы не легкая заторможенность, наблюдающаяся у Светланы практически с первых появлений.
Сторож – такой суровый и недоброжелательный персонаж в некоторых фильмах ближе к финалу вполне может предстать в роли ангела-хранителя, так что зрителю довольно долго предстоит гадать, на чьей же все-таки стороне бывший уголовник дядя Юра. Выглядит он очень колоритно и вполне под стать своему экранному прошлому.
Следователь изображен… нет, не ленивым и продажным, а каким-то утомленным и раздраженным, по сути своей, являясь частью удушающей серости, которая смыкается вокруг героев.
Частный детектив – типичный человек советской закалки, не признающий электронные сообщения и прочие sms. Такой типаж встречается и в действительности.
Риелтор – это просто картина маслом. Пузатый жлоб, неумело лыбящийся по поводу и без, - олицетворение современного русского продажника. Его, кстати, сыграл Сергей Колешня, пожалуй, наиболее именитый из всего актерского состава.
Но это, разумеется, не все. Из соседей героям мельком показывается лишь неприветливый пожилой аристократ с тростью, характерной для какого-нибудь некроманта, да ходят слухи о девушке, не способной в силу специфической фобии покидать пределы своей квартиры.
С первых кадров создается ощущение, что едва ли не каждый персонаж, за исключением собственно жертв, что-то да не договаривает, но вот от кого из них будет исходить основная угроза, зритель узнает лишь ближе к финалу.
Нужно отметить, что в концовке создатели немного переборщили, намудрив с гремучей смесью детектива и цыганской магии таким образом, что развязка получилась перенасыщенной событиями и оставила некоторые вопросы.
Теперь о том, какие приемы были использованы, дабы испугать зрителя.
Во-первых, тонкая грань между видениями и реальной жизнью. Вот героине привиделся очередной кошмар, но, спустя мгновение, уже не ясно, продолжение ли это видения. А если нет, быть может, недавний кошмар уже стал реальностью?...
Во-вторых, элемент внезапности. Когда что-то или кто-то резко возникает перед глазами героя и зрителей, многих это заставит содрогнуться на инстинктивном уровне. При правильном использовании такой прием работает, что называется, безотказно как автомат Калашникова.
В-третьих, темнота. Здесь необходимо особенно отметить, что создатели картины решили не искать простых путей, отдав героев на откуп ночи. Здесь даже не темнота, а гнетущая серость – серость неба, серость бетона при минимальном поступлении дневного света. На таком фоне даже кошмарный сон порой может показаться более светлым и жизнерадостным, нежели окружающая реальность, на поверку не менее суровая.
В-четвертых, музыкальное сопровождение. Плотный и слегка грязноватый шумовой фон сродни все той же серости, которая в определенные моменты окутывает героев, пытаясь в буквальном смысле раздавить. Эффектно усиливая или, наоборот, приглушая и разбавляя успокаивающими звуками наподобие тех, что издает металлофон, создатели фильма довольно успешно то гасят, а то внезапно нагнетают напряжение.
Если подвести итог, то первый российский ужастик «на западный манер» получился вполне удачным: не суперстрашный, но и не идущий ни в какое сравнение с многочисленными историями про глупых подростков. При этом атмосфера, которая играет в картине не последнюю роль, характерна именно для России, так что фильм вполне самобытен.
Да, небольшие огрехи имели место, но можно со всей уверенностью сказать, что начало положено хорошее.
Стоимость | 250 ₽ |
Общее впечатление | В плену бетонных стен и ипотеки. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву23
Вы так его расписали, что возникло непреодолимое желание непременно посмотреть фильм. Буду ждать его появления на торрент-трекерах.
Пользуясь случаем, Заклятие рекомендую в этом плане, если еще не доводилось смотреть.