Отзыв: Пешая прогулка по набережной Невы на Васильевском острове (Россия, Санкт-Петербург) - "Ни страны, ни погоста не хочу выбирать..."
Достоинства: Любимая, пожалуй, пускай и не такая популярная, как некоторые, набережная в родном городе.
Недостатки: Да как то и трудно припомнить.
Здравствуйте! Сегодня я хотел бы пригласить вас на прогулку по одной из набережных Невы, что служат несомненным украшением нашего города, а именно по набережной Лейтенанта Шмидта, что протянулась вдоль южного берега Васильевского острова, от Благовещенского (когда то как раз Лейтенанта Шмидта) моста до Горного института. Лично по моим ощущениям, это любимая, пожалуй, набережная в родном городе! Да, есть и более шикарные и известные, с большим количеством достопримечательностей, но "всех на свете мне милей", именно набережная Лейтенанта Шмидта.
Сейчас в условиях разворачивающихся на наших глазах мирового апокалипсиса, когда невозможно куда либо поехать, да и сложно планировать что либо, плюс ко всему "обнуления" культуры, то есть закрытия всех музеев, театров и так далее, помимо работы, которую лично для меня невозможно выполнять удаленно и сидения в четырёх стенах, только и осталось, что совершать прогулки по родному городу, благо рано пришедшая весна после затянувшейся на полгода осени, вполне способствует этому! И вот как раз в минувшее воскресенье, как раз таки и занесло в один из любимых уголков Петербурга, на набережную, уже чуть более века названную в честь одного из руководителей так называемого Севастопольского восстания, Петра Петровича Шмидта, или попросту, "лейтенанта Шмидта".
Вот ниже, на фотографии, сделанной с Благовещенского моста, перекинутого через Большую Неву, как раз видна эта набережная, заканчивающаяся у Горного института, чей белоколонный портик можно наблюдать в левой части снимка. Немного панораму портят трубы 7-й, если не ошибаюсь, ТЭЦ, но тут уж ничего не попишешь, это вещь необходимая, в отличие от той же "кукурузины" Лахта-центра.
Изящная решетка Благовещенского моста с фигурами морских коней выполнена по эскизам архитектора Андрея Брюллова, старшего брата гениального художника Карла Брюллова. Очень люблю эту решетку!
Последний раз гуляли здесь чуть менее года назад, в апреле месяце, при похожих погодных условиях, тоже ярко светило солнце, чувствовалась приходящая весна, разве что по Неве ещё вовсю плыли глыбы льда, после снежной и относительно морозной зимы того года. И, самое главное, общее настроение было несколько иным. Тогда как раз мы собирались в наше весеннее путешествие по Италии, о котором я все не допишу, как раз обсуждали наши планы, гуляя по набережной, и никто, даже в самых ужасных фантазиях не мог предположить, что же будет с той же Италией, да и многими другими странами всего менее чем через год.
И вот вновь, также ярко светит весеннее солнце, также летают чайки, все тот же гранит, в который одеты набережные нашей великой реки, а настроение соответствует моменту, что называется. "Твой фасад темно-синий я впотьмах не найду, Между выцветших линий, на асфальт упаду...".
Прямо напротив Благовещенского моста, как раз на стыке Университетской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта находится площадь Трезини. Точнее, этот пятачок, не очень то вообще-то и похожая на площадь, стала таковой не так и давно. Названа же данная площадь так в честь архитектора итальянского происхождения Доменико Трезини, которому принадлежал дом на участке лично выделенном для него Петром 1-м. Позже это здание не раз перестраивалось, так что ныне в нем трудно узнать первоначальный дом, принадлежащий первому архитектору Санкт-Петербурга. Ныне же в нем, как видно на снимке, работает отель "Дворец Трезини".
А вот памятник, стоящий перед отелем (и кто же его посадит)), который должен был увековечить Доменико Трезини (хотя он и так, своими постройками более чем увековечил себя сам), можно назвать одним из самых неудачных памятников города. Хотя это и не Церетели, как можно было бы подумать сперва, а всего лишь Павел Игнатьев, но данный монумент вызывает чувство отторжение, и не только у меня, к слову сказать.
Сперва набережная на южном побережье Васильевского острова была единой, и называлась просто и без детей - набережной Большой Невы. И лишь в конце 19-го столетия произошло ее разделение на две части, на нынешнюю Университетскую набережную, и на Николаевскую, в честь Николая 1-го, как раз и переименованную впоследствии в набережную Лейтенанта Шмидта.
Практически все здания на набережной, что и логично, расположены на правой, нечетной, по нумерациии домов, стороне проезжей части. И есть лишь одно исключение, это вот такой домик, рядом с Благовещенским мостом, единственный под четным номером - 2. Сейчас двери его заколочены, но я хорошо помню, когда в этом желтом домике работал пардон, общественный туалет.
Причём и изначально этот домик был возведен в самом начале прошлого века, именно с такой целью, и стал одним из первых общественных туалетов в Санкт-Петербурге. Он напоминает два таких же желтых домика, на противоположном берегу Невы, в Александровском саду, рядом с Адмиралтейством, в которых до сих пор функционируют соответствующие "заведения". Как я понял, это своеобразный типовой проект того времени для подобных, необходимых все таки, в условиях большого города, заведений.
Но самое любопытное, на мой взгляд, это одна городская легенда, посвящённая единственному четному строению на набережной. По преданию, в доме ровно напротив бывшего общественного туалета проживала одна красавица, руки которой добивался один богатый человек. Но она постоянно отказывала, и тогда этот богатей решил своеобразно отомстить, и якобы за одну ночь и был возведен этот домик, якобы при этом отверженный поклонник произнёс "Пускай напротив твоего дома будут толпиться мужчины с самыми грязными помыслами". Скорее всего эта история не имеет ничего общего с действительностью, но звучит весьма забавно.
Да, и ещё существует продолжение, якобы красавица в итоге переехала в другое место, на соседний остров, Петроградку, и тот же "воздыхатель" выстроил напротив её нового жилища опять же общественный туалет, и поклялся преследовать так бедную девушку куда бы она не переехала.
Один из первых же домов на набережной, это так называемый Дом Академиков, с рекордным, по крайней мере для нашего города количеством мемориальных досок, их тут около трёх десятков, данные в разных источниках разнятся, а сам лично, уж извините, не удосужился их подсчитать. Все дело в том, что это здание многие годы принадлежало Академии Наук, и здесь, соответственно, квартировались учёные. В их числе и Иван Павлов, чья квартира-музей ныне работает этом доме.
Сразу за домом Академиков мы видим то, что осталось от типовой застройки набережной, осуществлённой в первые десятилетия существования Санкт-Петербурга. Конечно, от тех зданий, что были первоначально выстроены по проекту Жана Батиста Леблона после неоднократных перестроек мало что осталось.
Помимо всего, традиционно, эта набережная является местом, где швартуются приходящие в наш город суда. Периодически, как правило летом, здесь выстраиваются в ряд целые эскадры судов, яхт, парусников, на некоторые из которых пускают публику, но и народу собирается в этом случае, соответственно, немало.
Не так далеко от Благовещенского моста видна памятная стела, обозначающая место, где был в своё время пришвартован так называемый "философский пароход", на котором в начале 20-х годов из Советской России высылали неблагонадежных представителей интеллигенции, в том числе и философов, отсюда и такое название. Если уж быть совсем точным, то вообще-то теплохода было два, немецкие пассажирские суда с труднопроизносимыми названиями с разницей во времени в полтора месяца забирали отсюда, практически навсегда, практически цвет нации. С другой стороны, ещё хорошо что выпустили, спустя полтора десятилетия несколько иначе поступали с подобными людьми, теми кто не прогнулся.
Что в какой то степени символично, ровно напротив памятной стелы расположено здание, в которым ныне работает филологический факультет Петербургского университета. В числе выпускников этого факультета - Ольга Берггольц, Михаил Веллер, Юрий Лотман, Юрий Рытхэу и даже Эдита Станиславовна окончила отделение психологии филологическего факультета.
Ещё одно здание неподалёку все время привлекает надписью на фасаде - школа имени Бунина. Когда то этот дом принадлежал известнейшему ученому Леонарду Эйлеру, о чем свидетельствует, в частности, мемориальная доска на здании, а в советские времена здесь заработала школа, сначала - школа для переростков Василеостровского района, а затем уже обычная средняя школа, а ныне учебное заведение с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков, получившая имя лауреата Нобелевской премии по литературе. В школе даже расположен музей, посвящённый Ивану Алексеевичу.
Периодически на соседние с набережной торчащие, можно сказать из воды, причальные сооружения ведут мостки (или как лучше их назвать), по которым, если нет пришвартванных судов, вполне можно пройти.
Сейчас эти причальные сооружения пустуют, а в более тёплое время года здесь наблюдается несколько иная картина. Если, повторюсь, нет пришвартованных судов, то многие проходят по мосткам, сидят, релаксируют на этих каменных сооружениях.
Тем временем мы подошли к зданию, в котором уже не одно столетие обучаются будущие моряки. По разному он назывался - Морской Кадетский корпус, Высшее Военно-морское училище имени Фрунзе (правда какое отношение имел Михаил Васильевич к флоту, не совсем понятно), а ныне Морской корпус Петра Великого, но смысл во все времена, и при всех режимах был один, моряки нужны всегда.
Ровно напротив здания этого легендарного учебного заведения расположена пристань, со спуском к Неве, а рядом с пристанью стоит памятник одному из самых известных воспитанников, а затем и директору Морского корпуса, Ивану Фёдоровичу (или Адаму Йоханну) Крузенштерну, "человеку и пароходу", как сказали про руководителя первой российской кругосветной экспедиции герои легендарного мультфильма "Трое из Простоквашино ".
Памятник же, один из прекрасных в нашем городе (какой контраст с тем безобразием в начале набережной, увековечивающим память о Трезини) выполнил в 70-х годах позапрошлого столетия ныне подзабытый скульптор Иван Шредер, немало памятников которого были уничтожены, к сожалению, в советские годы. В числе сохранившихся, в частности, интереснейший монумент Николаю Михайловичу Пржевальскому в Александровском саду, рядом с Адмиралтейством.
А этот монумент, помимо своих чисто художественных качеств, знаменит также традициями, которые поддерживают уже много лет курсанты морских учебных заведений, что учатся в соседнем здании. В числе них, надевание на бронзовую фигуру Ивана Федоровича в ночь накануне выпуска, гигантской тельняшки, сшитой втайне заранее.
За памятником Крузенштерну начинается уникальный для нашего города отрезок набережной. Дело в том, что дома здесь стоят как бы ступенчато. Дело в том, что Нева тут изгибается ближе к заливу, и здания как бы повторяют этот изгиб. Нигде больше, по крайней мере в центральной части Петербурга я подобной планировки городских кварталов что то не припомню.
Чуть дальше к набережной пришвартовано учебное парусное судно "Юный Балтиец". Оно было построено неподалёку, на Балтийском заводе, в конце 80-х годов для Ленинградского дворца пионеров и школьников, который работал в бывшем царском Аничковом дворце, по соседству с легендарным одноименным мостом, знаменитым прежде всего своими скульптурами, прославленными конями Клодта. И вот для кружка юных моряков " Юнга" и был сделан этот, во истину царский подарок.
"Юный Балтиец ", как я понял, периодически совершает плавания (ныне он приписан к Морскому техническому колледжу имени адмирала Сенявина), а в перерыве между ними пришвартовано именно в этом, очень романтичном месте набережной.
Рядом с "Юным Балтийцем" набережная фактически раздваивается на две части, нижнюю и верхнюю. У нас кстати, нет отдельного слова, обозначающего нижнюю, чисто пешеходную часть набережной, а по чешски эта часть набережной, насколько помню, называется "наплавкой".
Вдали сверкают позолоченные купола Успенской церкви. Мы к ней ещё подойдем и посмотрим поближе.
На этом участке набережной наибольшее число гуляющих, многие с детьми, тем более и погода вполне благоприятствует этому, но все равно, относительно того, что иной раз можно видеть в этом месте Васильевского острова, народу относительно немного. Куда меньше, чем птиц, для которых это место своеобразного птичьего общепита.
Вскоре перед нами предстает подводная лодка С-189, работающая ныне в качестве музея. Причём она пришвартована вовсе не у противоположного берега Невы, как можно было бы подумать сперва, а у пирса, параллельного набережной. По этому пирсу мы еще пройдемся.
А тем временем мы подошли к храму Успения Пресвятой Богородицы, изначально выстроенной для подворья Киево-Печерской лавры, в самом конце 19-го столетия архитектором Василием Косяковым, чья самая известная постройка, это Никольский Морской собор в Кронштадте, о котором я рассказывал в своё время.
В советские же годы, как и большинство храмов, Успенская церковь была закрыта. Как только её не использовали, и как спортзал, и как пункт ПВО в годы блокады, и как первый в Ленинграде крытый каток с искусственным льдом, на котором, в частности, тренировалась знаменитая пара Людмила Белоусова и Олег Протопопов, затем и вовсе заработала... баня, и в довершение ко всему, цветочная оранжерея, в которой выращивались цветы для продаж. По разнообразию использования церковного здания в советское время, как мне кажется, данный храм превзошел все аналогичные сооружения. Но и отдали его церкви одним из первых, ещё даже до августовского путча.
Обернувшись назад, можно оценить уже пройденное расстояние. На заднем плане виден Благовещенский мост, с которого и началась наша прогулка, а также купол здания Академии Художеств. Относительно недавно, на новогодних каникулах довелось побывать в музее, работающем в нем и посмотреть, в частности, прекрасные выставки, посвящённые Исааку Бродскому и коллекции живописи, собранной этим художником. А сейчас уже кажется, как же давно это было, в другой жизни((.
Ступенчатая планировка зданий, выходящих на набережную, после Успенской церкви продолжается, что видно на снимке.
А вот уже прямо напротив подлодки С-189. Кстати, это не единственная музеефицированная субмарина в городе, и даже на Васильевском острове. Ещё одна подлодка, "Народоволец", принимавшая участие в Великой Отечественной, установлена не так уж и далеко отсюда, в районе Гавани. "Народоволец" является филиалом Военно-морского музея, о котором я рассказывал не так давно, а вот лодка С-189, это частный проект, реализованный на деньги бизнесмена и, как нетрудно догадаться, подводника в прошлом.
Чуть вдали видны краны Балтийского завода, на котором, к слову сказать, и построили ту самую подводную лодку С-189.
К самой подлодке, хотя как музей она в эти дни, понятно, не функционирует, вполне можно подойти, воспользовавшись для этого мостиком, ведущим на причал, а затем на пирс, к которому и пришвартована субмарина. Никаких ограничений в этом плане нет и в помине.
Помимо всего, эти же причальные сооружения используются в обычное, так и хочется сказать, в мирное время, для швартовки приходящих в наш город круизных судов. Можно увидеть объявления насчёт того, что это таможенный пункт пропуска, но если никаких судов не пришвартовано, то не обращайте на это никакого внимания. Правда, как осуществляется пропуск посетителей на музейную подлодку в случае, когда здесь и вправду работает таможня, большой вопрос.
Если же проходя по мистику взглянуть направо, в направлении от центра, в сторону Финского залива, то видны стапеля судостроительного Балтийского завода и ещё строящиеся корабли. Также виден пришвартованный на "вечную стоянку" ледокол "Красин", работающий ныне в качестве музея. К нему мы ещё подойдем поближе.
А вот мы уже и на пирсе, к которому и пришвартована подлодка С-189.
На противоположном берегу реки видны цеха ещё одного нашего судостроительного завода, "Адмиралтейских верфей".
Плюс ко всему, этот пирс, по которому мы проходим к лодке, прекрасная смотровая площадка. Конечно, и про большую часть набережной можно сказать то же самое, но самое лучшее место для того, чтобы полюбоваться противоположным берегом Невы, это именно данный пирс.
Подлодка, ныне превращённая в музей была построена в середине 50-х годов неподалёку отсюда, на Балтийском заводе. На Балтике же и провела практически все время, что находилась в боевом строю. В начале 90-х была списана, осталась в Кронштадте, и в какой то момент попросту потеряла плавучесть и затонула, к счастью без людей.
Полтора же десятилетия тому назад бизнесмен и, как я уже указывал, бывший подводник Андрей Артюшин решил на собственные деньги поднять субмарину, отреставрировать её и превратить в частный музей. В итоге, задумка была осуществлена, как раз на днях исполнилось ровно десять лет с момента открытия этого не совсем обычного, но, повторюсь, не уникального для нашего города музея. Не доводилось пока что бывать в нем, а когда вновь предоставится такая возможность, по понятным причинам, большой вопрос.
Тем временем мы вернулись обратно на набережную. Как раз нижняя её часть, наплавка, если по чешски, завершается.
Перед завершающим набережную зданием Горного института мы видим целый комплекс зданий, выстроенных также, как многие строения набережной ступенчато. Когда то они были построены для лейб-гвардии Финляндского полка архитектором Луиджи Руска, тем самым чьё имя обессмертил знаменитый портик Руска, на Невском проспекте, рядом с Гостинкой.
Завершает же набережную, или же, если смотреть со стороны залива, открывает, здание Горного института, учебного заведения, работающего уже около двух с половиной столетий, и выпустивший за это время немало специалистов горного дела, инженеров, геологов и так далее. Формально он носит ныне название Санкт-Петербургского Горного университета, но не слышал, чтобы его кто то так называл.
Для петербуржцев это учебное заведение и роскошное здание, которое оно занимает, по прежнему, именно Горный институт, к примеру, строящаяся поблизости станция метрополитена, названа именно так. Правда, как я обратил внимание, на схемах метрополитена, размещённых в вагонах подземки, почему то исчезла эта станция, наряду с Театральной, из тех, что обозначены пунктиром, то есть, из тех, что строятся. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что и вообще почему то все строящиеся станции исчезли с подобных схем. Видимо, чтобы не вызывать путаницу.
Внешне это здание, возведённое в классическом стиле, скорее напоминает какой нибудь дворец, а не учебное здание. Между тем, изначально оно и было построено для учебных целей, для предшественника нынешнего университета, Горного кадетского корпуса, накануне войны 1812 года, Андреем Воронихиным, самое известное сооружение которого, это Казанский собор.
С обоих сторон двенадцатиколонного портика установлены скульптуры замечательных русских скульпторов. Справа - "Геркулес, удушающий Антея" Сергея Пименова.
С противоположной стороны - "Похищение Прозерпины Плутоном"
Василия Демута-Малиновского.
Также этому скульптору принадлежит авторство двух фризов, с обоих сторон от портика, на все те же мифологические темы.
Но вот оказавшись непосредственно перед главным фасадом Горного института, некоторые его детали вторгаются, честно говоря в ступор. Прежде всего я говорю о несколько странном сочетании, двуглавый орёл, а чуть ниже увеличенные копии орденов, что вручались этому учебному заведению в советские годы. С одной стороны, понятно, из истории эти награды, не выбросишь. По всей видимости, эти копии были вывешены ещё в советское время, но под фигурой двуглавого орла, они смотрятся несколько странно. На мой, сугубо личный взгляд, их все же можно было разнести в разные части этого здания.
Боковые же фасады Горного института увешаны множеством мемориальных досок. Тут их, может и не так много, как на Доме Академиков, расположенного, напомню, в самом начале набережной, но все равно их количество вызывает уважение.
Ровно напротив здания Горного к Неве можно спуститься по гранитным ступеням очередной пристани. Тут прежде всего привлекает внимание так называемый автоматический футшток, по которому определяется уровень воды в Неве.
Судя по всему, в тот воскресный день, что совершали эту прогулку, уровень в Неве был куда выше ординара.
Ну и завершает набережную, пришватрованный тут ледокол-музей "Красин", являющийся филиалом Калининградского музея Мирового океана. Изначальное название этого ледокола, а ему уже более века, построен он был в Англии, в годы Первой Мировой, "Святогор", а уже в советские времена он был переименован в честь Леонида Борисовича Красина, возглавлявшего в первые годы той самой советской власти внешнюю торговлю и поспособствовавший выкупу у Великобритании данного ледокола, так как он ей формально принадлежал.
В обычные дни по ледоколу можно совершить экскурсию, их несколько видов, а стоимость билетов для участия в сборной экскурсии составляла 400 рублей. Только вот когда это можно будет сделать вновь, большой вопрос. Но какая то жизнь на ледоколе-музее все же теплится, судя по дымку, который выходит из одного из помещений корабля.
Вот такая вот набережная, связанная прежде всего с моряками и учёными, пролегает по южному берегу Васильевского острова, оказываясь на котором, каждый раз на ум приходят гениальные строки Иосифа Бродского - "Ни страны, ни погоста, не хочу выбирать, На Васильевский остров я приду умирать...". Пускай несколько зловеще звучит, особенно в наши дни, но, как говорится, из песни строки не выкинешь. Но, не зря говорится, все пройдёт, пройдёт и это, очередная "чума" схлынет (правда во что превратится не только наша, но и мировая экономика, большой вопрос), а любимая набережная по прежнему останется на месте, по прежнему по ней можно будет совершать прогулки, об одной из которых я вкратце и рассказал в этом отзыве.
Сейчас в условиях разворачивающихся на наших глазах мирового апокалипсиса, когда невозможно куда либо поехать, да и сложно планировать что либо, плюс ко всему "обнуления" культуры, то есть закрытия всех музеев, театров и так далее, помимо работы, которую лично для меня невозможно выполнять удаленно и сидения в четырёх стенах, только и осталось, что совершать прогулки по родному городу, благо рано пришедшая весна после затянувшейся на полгода осени, вполне способствует этому! И вот как раз в минувшее воскресенье, как раз таки и занесло в один из любимых уголков Петербурга, на набережную, уже чуть более века названную в честь одного из руководителей так называемого Севастопольского восстания, Петра Петровича Шмидта, или попросту, "лейтенанта Шмидта".
Вот ниже, на фотографии, сделанной с Благовещенского моста, перекинутого через Большую Неву, как раз видна эта набережная, заканчивающаяся у Горного института, чей белоколонный портик можно наблюдать в левой части снимка. Немного панораму портят трубы 7-й, если не ошибаюсь, ТЭЦ, но тут уж ничего не попишешь, это вещь необходимая, в отличие от той же "кукурузины" Лахта-центра.
Изящная решетка Благовещенского моста с фигурами морских коней выполнена по эскизам архитектора Андрея Брюллова, старшего брата гениального художника Карла Брюллова. Очень люблю эту решетку!
Последний раз гуляли здесь чуть менее года назад, в апреле месяце, при похожих погодных условиях, тоже ярко светило солнце, чувствовалась приходящая весна, разве что по Неве ещё вовсю плыли глыбы льда, после снежной и относительно морозной зимы того года. И, самое главное, общее настроение было несколько иным. Тогда как раз мы собирались в наше весеннее путешествие по Италии, о котором я все не допишу, как раз обсуждали наши планы, гуляя по набережной, и никто, даже в самых ужасных фантазиях не мог предположить, что же будет с той же Италией, да и многими другими странами всего менее чем через год.
И вот вновь, также ярко светит весеннее солнце, также летают чайки, все тот же гранит, в который одеты набережные нашей великой реки, а настроение соответствует моменту, что называется. "Твой фасад темно-синий я впотьмах не найду, Между выцветших линий, на асфальт упаду...".
Прямо напротив Благовещенского моста, как раз на стыке Университетской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта находится площадь Трезини. Точнее, этот пятачок, не очень то вообще-то и похожая на площадь, стала таковой не так и давно. Названа же данная площадь так в честь архитектора итальянского происхождения Доменико Трезини, которому принадлежал дом на участке лично выделенном для него Петром 1-м. Позже это здание не раз перестраивалось, так что ныне в нем трудно узнать первоначальный дом, принадлежащий первому архитектору Санкт-Петербурга. Ныне же в нем, как видно на снимке, работает отель "Дворец Трезини".
А вот памятник, стоящий перед отелем (и кто же его посадит)), который должен был увековечить Доменико Трезини (хотя он и так, своими постройками более чем увековечил себя сам), можно назвать одним из самых неудачных памятников города. Хотя это и не Церетели, как можно было бы подумать сперва, а всего лишь Павел Игнатьев, но данный монумент вызывает чувство отторжение, и не только у меня, к слову сказать.
Сперва набережная на южном побережье Васильевского острова была единой, и называлась просто и без детей - набережной Большой Невы. И лишь в конце 19-го столетия произошло ее разделение на две части, на нынешнюю Университетскую набережную, и на Николаевскую, в честь Николая 1-го, как раз и переименованную впоследствии в набережную Лейтенанта Шмидта.
Практически все здания на набережной, что и логично, расположены на правой, нечетной, по нумерациии домов, стороне проезжей части. И есть лишь одно исключение, это вот такой домик, рядом с Благовещенским мостом, единственный под четным номером - 2. Сейчас двери его заколочены, но я хорошо помню, когда в этом желтом домике работал пардон, общественный туалет.
Причём и изначально этот домик был возведен в самом начале прошлого века, именно с такой целью, и стал одним из первых общественных туалетов в Санкт-Петербурге. Он напоминает два таких же желтых домика, на противоположном берегу Невы, в Александровском саду, рядом с Адмиралтейством, в которых до сих пор функционируют соответствующие "заведения". Как я понял, это своеобразный типовой проект того времени для подобных, необходимых все таки, в условиях большого города, заведений.
Но самое любопытное, на мой взгляд, это одна городская легенда, посвящённая единственному четному строению на набережной. По преданию, в доме ровно напротив бывшего общественного туалета проживала одна красавица, руки которой добивался один богатый человек. Но она постоянно отказывала, и тогда этот богатей решил своеобразно отомстить, и якобы за одну ночь и был возведен этот домик, якобы при этом отверженный поклонник произнёс "Пускай напротив твоего дома будут толпиться мужчины с самыми грязными помыслами". Скорее всего эта история не имеет ничего общего с действительностью, но звучит весьма забавно.
Да, и ещё существует продолжение, якобы красавица в итоге переехала в другое место, на соседний остров, Петроградку, и тот же "воздыхатель" выстроил напротив её нового жилища опять же общественный туалет, и поклялся преследовать так бедную девушку куда бы она не переехала.
Один из первых же домов на набережной, это так называемый Дом Академиков, с рекордным, по крайней мере для нашего города количеством мемориальных досок, их тут около трёх десятков, данные в разных источниках разнятся, а сам лично, уж извините, не удосужился их подсчитать. Все дело в том, что это здание многие годы принадлежало Академии Наук, и здесь, соответственно, квартировались учёные. В их числе и Иван Павлов, чья квартира-музей ныне работает этом доме.
Сразу за домом Академиков мы видим то, что осталось от типовой застройки набережной, осуществлённой в первые десятилетия существования Санкт-Петербурга. Конечно, от тех зданий, что были первоначально выстроены по проекту Жана Батиста Леблона после неоднократных перестроек мало что осталось.
Помимо всего, традиционно, эта набережная является местом, где швартуются приходящие в наш город суда. Периодически, как правило летом, здесь выстраиваются в ряд целые эскадры судов, яхт, парусников, на некоторые из которых пускают публику, но и народу собирается в этом случае, соответственно, немало.
Не так далеко от Благовещенского моста видна памятная стела, обозначающая место, где был в своё время пришвартован так называемый "философский пароход", на котором в начале 20-х годов из Советской России высылали неблагонадежных представителей интеллигенции, в том числе и философов, отсюда и такое название. Если уж быть совсем точным, то вообще-то теплохода было два, немецкие пассажирские суда с труднопроизносимыми названиями с разницей во времени в полтора месяца забирали отсюда, практически навсегда, практически цвет нации. С другой стороны, ещё хорошо что выпустили, спустя полтора десятилетия несколько иначе поступали с подобными людьми, теми кто не прогнулся.
Что в какой то степени символично, ровно напротив памятной стелы расположено здание, в которым ныне работает филологический факультет Петербургского университета. В числе выпускников этого факультета - Ольга Берггольц, Михаил Веллер, Юрий Лотман, Юрий Рытхэу и даже Эдита Станиславовна окончила отделение психологии филологическего факультета.
Ещё одно здание неподалёку все время привлекает надписью на фасаде - школа имени Бунина. Когда то этот дом принадлежал известнейшему ученому Леонарду Эйлеру, о чем свидетельствует, в частности, мемориальная доска на здании, а в советские времена здесь заработала школа, сначала - школа для переростков Василеостровского района, а затем уже обычная средняя школа, а ныне учебное заведение с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков, получившая имя лауреата Нобелевской премии по литературе. В школе даже расположен музей, посвящённый Ивану Алексеевичу.
Периодически на соседние с набережной торчащие, можно сказать из воды, причальные сооружения ведут мостки (или как лучше их назвать), по которым, если нет пришвартванных судов, вполне можно пройти.
Сейчас эти причальные сооружения пустуют, а в более тёплое время года здесь наблюдается несколько иная картина. Если, повторюсь, нет пришвартованных судов, то многие проходят по мосткам, сидят, релаксируют на этих каменных сооружениях.
Тем временем мы подошли к зданию, в котором уже не одно столетие обучаются будущие моряки. По разному он назывался - Морской Кадетский корпус, Высшее Военно-морское училище имени Фрунзе (правда какое отношение имел Михаил Васильевич к флоту, не совсем понятно), а ныне Морской корпус Петра Великого, но смысл во все времена, и при всех режимах был один, моряки нужны всегда.
Ровно напротив здания этого легендарного учебного заведения расположена пристань, со спуском к Неве, а рядом с пристанью стоит памятник одному из самых известных воспитанников, а затем и директору Морского корпуса, Ивану Фёдоровичу (или Адаму Йоханну) Крузенштерну, "человеку и пароходу", как сказали про руководителя первой российской кругосветной экспедиции герои легендарного мультфильма "Трое из Простоквашино ".
Памятник же, один из прекрасных в нашем городе (какой контраст с тем безобразием в начале набережной, увековечивающим память о Трезини) выполнил в 70-х годах позапрошлого столетия ныне подзабытый скульптор Иван Шредер, немало памятников которого были уничтожены, к сожалению, в советские годы. В числе сохранившихся, в частности, интереснейший монумент Николаю Михайловичу Пржевальскому в Александровском саду, рядом с Адмиралтейством.
А этот монумент, помимо своих чисто художественных качеств, знаменит также традициями, которые поддерживают уже много лет курсанты морских учебных заведений, что учатся в соседнем здании. В числе них, надевание на бронзовую фигуру Ивана Федоровича в ночь накануне выпуска, гигантской тельняшки, сшитой втайне заранее.
За памятником Крузенштерну начинается уникальный для нашего города отрезок набережной. Дело в том, что дома здесь стоят как бы ступенчато. Дело в том, что Нева тут изгибается ближе к заливу, и здания как бы повторяют этот изгиб. Нигде больше, по крайней мере в центральной части Петербурга я подобной планировки городских кварталов что то не припомню.
Чуть дальше к набережной пришвартовано учебное парусное судно "Юный Балтиец". Оно было построено неподалёку, на Балтийском заводе, в конце 80-х годов для Ленинградского дворца пионеров и школьников, который работал в бывшем царском Аничковом дворце, по соседству с легендарным одноименным мостом, знаменитым прежде всего своими скульптурами, прославленными конями Клодта. И вот для кружка юных моряков " Юнга" и был сделан этот, во истину царский подарок.
"Юный Балтиец ", как я понял, периодически совершает плавания (ныне он приписан к Морскому техническому колледжу имени адмирала Сенявина), а в перерыве между ними пришвартовано именно в этом, очень романтичном месте набережной.
Рядом с "Юным Балтийцем" набережная фактически раздваивается на две части, нижнюю и верхнюю. У нас кстати, нет отдельного слова, обозначающего нижнюю, чисто пешеходную часть набережной, а по чешски эта часть набережной, насколько помню, называется "наплавкой".
Вдали сверкают позолоченные купола Успенской церкви. Мы к ней ещё подойдем и посмотрим поближе.
На этом участке набережной наибольшее число гуляющих, многие с детьми, тем более и погода вполне благоприятствует этому, но все равно, относительно того, что иной раз можно видеть в этом месте Васильевского острова, народу относительно немного. Куда меньше, чем птиц, для которых это место своеобразного птичьего общепита.
Вскоре перед нами предстает подводная лодка С-189, работающая ныне в качестве музея. Причём она пришвартована вовсе не у противоположного берега Невы, как можно было бы подумать сперва, а у пирса, параллельного набережной. По этому пирсу мы еще пройдемся.
А тем временем мы подошли к храму Успения Пресвятой Богородицы, изначально выстроенной для подворья Киево-Печерской лавры, в самом конце 19-го столетия архитектором Василием Косяковым, чья самая известная постройка, это Никольский Морской собор в Кронштадте, о котором я рассказывал в своё время.
В советские же годы, как и большинство храмов, Успенская церковь была закрыта. Как только её не использовали, и как спортзал, и как пункт ПВО в годы блокады, и как первый в Ленинграде крытый каток с искусственным льдом, на котором, в частности, тренировалась знаменитая пара Людмила Белоусова и Олег Протопопов, затем и вовсе заработала... баня, и в довершение ко всему, цветочная оранжерея, в которой выращивались цветы для продаж. По разнообразию использования церковного здания в советское время, как мне кажется, данный храм превзошел все аналогичные сооружения. Но и отдали его церкви одним из первых, ещё даже до августовского путча.
Обернувшись назад, можно оценить уже пройденное расстояние. На заднем плане виден Благовещенский мост, с которого и началась наша прогулка, а также купол здания Академии Художеств. Относительно недавно, на новогодних каникулах довелось побывать в музее, работающем в нем и посмотреть, в частности, прекрасные выставки, посвящённые Исааку Бродскому и коллекции живописи, собранной этим художником. А сейчас уже кажется, как же давно это было, в другой жизни((.
Ступенчатая планировка зданий, выходящих на набережную, после Успенской церкви продолжается, что видно на снимке.
А вот уже прямо напротив подлодки С-189. Кстати, это не единственная музеефицированная субмарина в городе, и даже на Васильевском острове. Ещё одна подлодка, "Народоволец", принимавшая участие в Великой Отечественной, установлена не так уж и далеко отсюда, в районе Гавани. "Народоволец" является филиалом Военно-морского музея, о котором я рассказывал не так давно, а вот лодка С-189, это частный проект, реализованный на деньги бизнесмена и, как нетрудно догадаться, подводника в прошлом.
Чуть вдали видны краны Балтийского завода, на котором, к слову сказать, и построили ту самую подводную лодку С-189.
К самой подлодке, хотя как музей она в эти дни, понятно, не функционирует, вполне можно подойти, воспользовавшись для этого мостиком, ведущим на причал, а затем на пирс, к которому и пришвартована субмарина. Никаких ограничений в этом плане нет и в помине.
Помимо всего, эти же причальные сооружения используются в обычное, так и хочется сказать, в мирное время, для швартовки приходящих в наш город круизных судов. Можно увидеть объявления насчёт того, что это таможенный пункт пропуска, но если никаких судов не пришвартовано, то не обращайте на это никакого внимания. Правда, как осуществляется пропуск посетителей на музейную подлодку в случае, когда здесь и вправду работает таможня, большой вопрос.
Если же проходя по мистику взглянуть направо, в направлении от центра, в сторону Финского залива, то видны стапеля судостроительного Балтийского завода и ещё строящиеся корабли. Также виден пришвартованный на "вечную стоянку" ледокол "Красин", работающий ныне в качестве музея. К нему мы ещё подойдем поближе.
А вот мы уже и на пирсе, к которому и пришвартована подлодка С-189.
На противоположном берегу реки видны цеха ещё одного нашего судостроительного завода, "Адмиралтейских верфей".
Плюс ко всему, этот пирс, по которому мы проходим к лодке, прекрасная смотровая площадка. Конечно, и про большую часть набережной можно сказать то же самое, но самое лучшее место для того, чтобы полюбоваться противоположным берегом Невы, это именно данный пирс.
Подлодка, ныне превращённая в музей была построена в середине 50-х годов неподалёку отсюда, на Балтийском заводе. На Балтике же и провела практически все время, что находилась в боевом строю. В начале 90-х была списана, осталась в Кронштадте, и в какой то момент попросту потеряла плавучесть и затонула, к счастью без людей.
Полтора же десятилетия тому назад бизнесмен и, как я уже указывал, бывший подводник Андрей Артюшин решил на собственные деньги поднять субмарину, отреставрировать её и превратить в частный музей. В итоге, задумка была осуществлена, как раз на днях исполнилось ровно десять лет с момента открытия этого не совсем обычного, но, повторюсь, не уникального для нашего города музея. Не доводилось пока что бывать в нем, а когда вновь предоставится такая возможность, по понятным причинам, большой вопрос.
Тем временем мы вернулись обратно на набережную. Как раз нижняя её часть, наплавка, если по чешски, завершается.
Перед завершающим набережную зданием Горного института мы видим целый комплекс зданий, выстроенных также, как многие строения набережной ступенчато. Когда то они были построены для лейб-гвардии Финляндского полка архитектором Луиджи Руска, тем самым чьё имя обессмертил знаменитый портик Руска, на Невском проспекте, рядом с Гостинкой.
Завершает же набережную, или же, если смотреть со стороны залива, открывает, здание Горного института, учебного заведения, работающего уже около двух с половиной столетий, и выпустивший за это время немало специалистов горного дела, инженеров, геологов и так далее. Формально он носит ныне название Санкт-Петербургского Горного университета, но не слышал, чтобы его кто то так называл.
Для петербуржцев это учебное заведение и роскошное здание, которое оно занимает, по прежнему, именно Горный институт, к примеру, строящаяся поблизости станция метрополитена, названа именно так. Правда, как я обратил внимание, на схемах метрополитена, размещённых в вагонах подземки, почему то исчезла эта станция, наряду с Театральной, из тех, что обозначены пунктиром, то есть, из тех, что строятся. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что и вообще почему то все строящиеся станции исчезли с подобных схем. Видимо, чтобы не вызывать путаницу.
Внешне это здание, возведённое в классическом стиле, скорее напоминает какой нибудь дворец, а не учебное здание. Между тем, изначально оно и было построено для учебных целей, для предшественника нынешнего университета, Горного кадетского корпуса, накануне войны 1812 года, Андреем Воронихиным, самое известное сооружение которого, это Казанский собор.
С обоих сторон двенадцатиколонного портика установлены скульптуры замечательных русских скульпторов. Справа - "Геркулес, удушающий Антея" Сергея Пименова.
С противоположной стороны - "Похищение Прозерпины Плутоном"
Василия Демута-Малиновского.
Также этому скульптору принадлежит авторство двух фризов, с обоих сторон от портика, на все те же мифологические темы.
Но вот оказавшись непосредственно перед главным фасадом Горного института, некоторые его детали вторгаются, честно говоря в ступор. Прежде всего я говорю о несколько странном сочетании, двуглавый орёл, а чуть ниже увеличенные копии орденов, что вручались этому учебному заведению в советские годы. С одной стороны, понятно, из истории эти награды, не выбросишь. По всей видимости, эти копии были вывешены ещё в советское время, но под фигурой двуглавого орла, они смотрятся несколько странно. На мой, сугубо личный взгляд, их все же можно было разнести в разные части этого здания.
Боковые же фасады Горного института увешаны множеством мемориальных досок. Тут их, может и не так много, как на Доме Академиков, расположенного, напомню, в самом начале набережной, но все равно их количество вызывает уважение.
Ровно напротив здания Горного к Неве можно спуститься по гранитным ступеням очередной пристани. Тут прежде всего привлекает внимание так называемый автоматический футшток, по которому определяется уровень воды в Неве.
Судя по всему, в тот воскресный день, что совершали эту прогулку, уровень в Неве был куда выше ординара.
Ну и завершает набережную, пришватрованный тут ледокол-музей "Красин", являющийся филиалом Калининградского музея Мирового океана. Изначальное название этого ледокола, а ему уже более века, построен он был в Англии, в годы Первой Мировой, "Святогор", а уже в советские времена он был переименован в честь Леонида Борисовича Красина, возглавлявшего в первые годы той самой советской власти внешнюю торговлю и поспособствовавший выкупу у Великобритании данного ледокола, так как он ей формально принадлежал.
В обычные дни по ледоколу можно совершить экскурсию, их несколько видов, а стоимость билетов для участия в сборной экскурсии составляла 400 рублей. Только вот когда это можно будет сделать вновь, большой вопрос. Но какая то жизнь на ледоколе-музее все же теплится, судя по дымку, который выходит из одного из помещений корабля.
Вот такая вот набережная, связанная прежде всего с моряками и учёными, пролегает по южному берегу Васильевского острова, оказываясь на котором, каждый раз на ум приходят гениальные строки Иосифа Бродского - "Ни страны, ни погоста, не хочу выбирать, На Васильевский остров я приду умирать...". Пускай несколько зловеще звучит, особенно в наши дни, но, как говорится, из песни строки не выкинешь. Но, не зря говорится, все пройдёт, пройдёт и это, очередная "чума" схлынет (правда во что превратится не только наша, но и мировая экономика, большой вопрос), а любимая набережная по прежнему останется на месте, по прежнему по ней можно будет совершать прогулки, об одной из которых я вкратце и рассказал в этом отзыве.
Время использования | Вся жизнь. |
Год посещения | 2020 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Санкт-Петербург |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Общее впечатление | "Ни страны, ни погоста не хочу выбирать..." |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву73
вернулась к первому упомянутому памятнику и сравнила со вторым… вкусовщина, других слов нет
Будем гулять по любимым местам, несмотря ни на что)
Это понятно, просто у нас в Москве народ все равно ходит, а машин так вообще ужас, в пробке вчера простояла , как обычно, такое ощущение, что никакого карантина и нет.
А я всегда зимой приезжаю, по набережной особо не погуляешь.
История желтых домиков хороша. Теперь я знаю о первом общественном туалете Питера. Он появился в те же года, когда и в Москве по решению Млсковской городской думы открыли же такое заведение в усадьбе в Старосадском переулке.
А Крузенштерна любопытно было бы увидеть в тельняшке))
Но как же интересно мы тогда время провели, столько знакомств, столько впечатлений!!! Сколько вспомнилось то))
А у одного из желтых домиков приходилось некоторое время проживать, на Садовой у Никольского собора.
Замечательный отзыв, но навеял грусть.