Отзыв: Дом-музей Германа Брахерта (Россия, Светлогорск) - Небольшой музей, оставивший самое яркое, пожалуй, впечатление из музеев в Калининградской области.
Достоинства: Красивейший сад с выставкой скульптур под открытым небом. Интересный аудиогид. Недорогие билеты. Минимум посетителей. Близость к морю и в то же время, тихое место.
Недостатки: Нет оплаты по карте. Отдаленность от центра Светлогорска.
Здравствуйте! Сегодня я, в продолжении одного из предыдущих моих отзывов, посвященного пляжам курортного городка Светлогорск, хотел бы рассказать о музее, посвященном творчеству замечательного немецкого скульптура Германа Брахерта. Какая связь между пляжной зоной и художественным музеем, могут спросить некоторые.
Все дело в том, что самый западный пляж Светлогорска расположен прямо под поселком Отрадное, являющимся формально частью Светлогорска. Во время прогулки по прибрежной полосе моя супруга попутно увлеченно собирала янтарь, любит она это дело, о чем я не раз рассказал в своих отзывах, причем ей интересен больше сам процесс, а не результат. И вот мы условились, что пока она собирает камушки в районе пляжа, я поднимусь наверх, в Отрадное, и схожу в музей, который как раз в этом поселке и расположен. Что я в итоге и сделал, благо идти от моря до входа в музей, не так далеко, минут десять от силы.
Сам посёлок Отрадное, бывший немецкий Георгенсвальде, оставляет весьма приятное впечатление, чистый, зелёный, с сохранившимися виллами немецкого времени.
Дом, в котором работает музей Германа Брахерта расположен на улице Токарева, которая соединяет подъём от пляжа и основную трассу, проходящую параллельно берега моря, идущую от Зеленоградска до Приморска и далее до Балтийска. То есть можно её назвать иначе "от косы до косы" (Куршская и Балтийская, разумеется, имеются ввиду).
Оттуда же, от этого шоссе, также можно, разумеется пройти к музею. В принципе и пешком можно прогуляться из центра города, скажем от центральной здесь железнодорожной станции Светлогорск-2 идти минут 25, по пути прогулявшись по симпатичному, к слову сказать, лесопарку Георгенсвальде. Можно и проехать на автобусах, идущих через Отрадное, а это 1-й, чисто городской маршрут, так и проходящие в сторону Донского, Янтарного и Балтийска. В этом случае нужно выйти из автобуса на остановке "Санаторий Отрадное" и вернуться немного до улицы Токарева.
И вот в доме под номером 7 по улице Токарева и работает мемориальный музей, посвященный Герману Брахерту. Режим работы его довольно удобный. Выходных дней, как видно на табличке, прибитой при входе нет вообще (ну может в отдельные праздники он не работает, если что можно уточнить на сайте музея).
Сам домик, как видите, совсем небольшой. Изначально это был просто загородный коттедж семьи Брахерт, которые постоянно проживали в Кенигсберге. После же прихода к власти нацистов, когда творчество скульптора было признано "дегенеративным", а сам он получил запрет на госзаказы, семья была вынуждена перебраться из главного города Восточной Пруссии сюда, в тогда тихий Георгенсвальде, предместье курортного Раушена, так тогда назывался Светлогорск.
Прежде всего я хотел бы отметить, может и не столь большой, но произведший самое приятное впечатление сад, окружающий домик. Причем вход в сад свободный и бесплатный, хотя его можно смело назвать музеем под открытым небом.
Схема территории дома-музея Германа Брахерта, на которой, в частности, можно увидеть расположение скульптур, которых немало в саду, окружающем домик, видна на следующем фотоснимке.
Тут стоит заметить, что на садовой территории можно увидеть работы не только Германа Брахерта, но и скульптуры современных ваятелей, а также произведения местных скульпторов, что немецких, что советских прошлого столетия. Но о них чуть ниже, неподалеку от входа в домик мы видим несколько работ Германа. Правда насчёт барельефа "Источник любви", стоявшего когда то на бульваре в Георгенсвальде, есть сомнения насчёт авторства.
Под навесом, защищающем от осадков и солнца установлены рельефы "Ткачи", когда то украшавшие фасад катушечной фабрики Кенигсберга, а позднее демонтированные с него и перевезенные в музей. Вот это точно работа Германа Брахерта.
В пустующий после войны дом в 1946 году поселили три семьи переселенцев, и про то, что здесь жил и творил известный скульптор со временем позабылось, пока в местную администрацию в конце 80-х годов не поступило письмо от сына скульптора, Томаса, который просил разыскать дом. Не сразу, но по фотографиям это удалось сделать, он относился уже к местному санаторию, и домик собирались сносить для строительства нового корпуса, но вовремя одумались и после реставрации в начале 90-х музей распахнул свои двери.
Продолжим прогулку по саду, окружающему домик. Ещё одна скульптура, "Танцующая девочка", является копией ещё одной работы Германа Брахерта, которая украшала когда то каскад Замкового пруда в Кенигсберге. Эта скульптура была утрачена, причем ещё в 30-е годы, когда Герман попал в немилость у тогдашних властей, а во время проводящихся здесь периодически фестивалей скульпторов несколько лет назад "Танцующая девочка" была воссоздана по фотографиям и моделям.
Во время фестивалей скульпторов, периодически проходящих на территории музея они творят, и лучшие работы остаются в коллекции музея и ими можно полюбоваться на территории этого уютнейшего сада. Вот, в частности, работа под названием "Родник" Людмилы Понамаревой, местной калининградской художницы.
"Шум моря" авторства Надежды Лихогруд.
"Плодородие" белорусского скульптора Сергея Арищенко.
Интересна и судьба ещё одной фигуры, изображающей животное, а если быть точным, то лосиху. Это часть композиции, которая изображала семью лосей, и была установлена на одном из спусков к морю в Светлогорске уже в послевоенное время, и выполнил эту семейку скульптор с фамилией Попандопуло, сразу напомнившей персонажа из "Свадьбы в Малиновке".
Но лось в итоге оказался неверным спутником своей подруги и сбежал куда то, а лосиха, как видите сохранилась, и была в итоге передана музею одной из местных турфирм.
Продолжаем прогулку по саду, в котором семья Брахерта любила слушать классическую музыку и наслаждалась пением птиц.
Совместная работа Ивана Ковалева и Александры Сулеймановой "Купальщица (Ленинградская пышка)".
"Красный конь" Сергея Арищенко, скульптора из Калининграда.
Ещё один раритет, скульптура, изображающая "Мальчика с гармошкой", точнее то, что осталось от мальчика, которая с 20-х годов уже прошлого века украшала один из уголков Раушена.
Особой художественной ценности, как я понимаю, она не представляет, поскольку производство подобных скульптур из бетона было поставлено на поток в одной из фабрик Саксонии, но просто, как свидетельство своего времени очень интересно взглянуть на нее.
А вот следующая, уже современная работа под названием "Собирательница янтаря", выполненная земляком, петербургским скульптором Станиславом Внуковским, сразу напомнила мне о занятии супруги, которая как раз в то время, как я любовался этим чудесным садиком, как раз занималась сбором янтаря на берегу.
"Волна" авторства Микимжона Турсунова.
"Купающиеся среди деревьев с золотыми плодами" итальянца Иньяцио Компанья.
Перед входом в домик установлены барельефы работы Германа Брахерта "Три девушки с янтарем" и "Рыбак и русалка", перенесенные сюда из красивейшего Лиственничного парка Светлогорска, расположенного в самом центре города. Ещё пару работ, выполненных скульптором для этого парка мы увидим уже в самом музее.
И завершает уличную экспозицию скульптуры фрагмент памятника Гансу Загану авторства Эрнста Филитца. Сам Ганс легендарная личность, простой подмастерье башмачника, сражавшийся на стороне рыцарей Тевтонского ордена в битве при Рудау (это нынешний посёлок Мельниково Калининградской области), в котором им противостояла коалиция литовских воинов, которых возглавляли такие известные исторические персонажи, как Ягайло, Ольгерд и Кейстутис, и воинов хана Мамая (а это было ровно за десять лет до сражения на Куликовом поле).
И вот этот Ганс Зиган, в решающий момент битвы, когда был убит военачальник рыцарей, возглавил войско сумел добиться перелома в битве. Великий Магистр ордена по легенде после той битвы даровал право раз в году приходить в Кенигсбергский замок Гансу и брать с собой столько простолюдинов, сколько захочется, и их поили пивом за счёт казны Тевтонского ордена.
А вот Эрнст Филитц, являлся учеником Брахерта, и он выиграл конкурс на изготовление памятника Гансу в Кенигсберге, но после прихода к власти нацистов вдруг вспомнили, что этот самый Ганс Заган якобы был евреем, и памятник было велено уничтожить, но вот его фрагмент, как видите, чудом сохранился.
Осмотрев сад, я направился в домик, интересно было взглянуть и на экспозицию, представленную внутри. Домик хоть и маленький, но его выстроил довольно маститый архитектор, Ханс Хопп, ровесник и, возможно, приятель Германа Брахерта, немало работавший в довоенном Кенигсберге, в частности, строивший виллы в престижном тогда районе Амаленау, ныне сохранившимся осколке разрушенного в целом главного города Восточной Пруссии.
После же войны архитектор и скульптор окажутся по разные стороны железного занавеса, а Ханс Хопп станет руководителем Союза архитекторов ГДР и застроит, в частности, Карл-Маркс-аллее (в те времена Шталин-аллее, то есть аллею Сталина).
Внешний облик домика, в чем можно убедиться, глядя на снимок, представленный в саду, практически не изменился, и соответствует облику этого здания тех времён, когда тут проживал Герман Брахерт с семьёй, и как его спроектировал Ханс Хопп.
Стоимость билетов в музей можно сказать, чисто символическая, 100 рублей. Кроме того, за те же сто рублей можно воспользоваться аудиогидом, что я и сделал. Единственное, в этом музее не предусмотрена оплата картами, но, к счастью, у меня нашлось 200 рублей налички, чтобы оплатить билеты и аудиогид.
Сразу хочу предупредить, что то, что я увидел внутри, не совсем соответствует тому, что я привык представлять при слове "дом-музей". Все таки привык что в подобных местах воссозданы, хотя бы частично, интерьеры жилища, здесь же мы видим внутри чисто музейную экспозицию, посвященную жизни и творчеству Германа Брахерта. Но, с другой стороны, сам домик не столь и большой, и если бы внутри восстанавливали интерьеры, то боюсь на экспозицию не хватило бы и места.
Проводятся в музее и камерные концерты, с афишей которых можно ознакомиться на сайте. Видимо для таких случаев тут стоит фортепиано.
Посетителей, кроме меня, поначалу не было никого. Лишь чуть позже пришла какая то парочка, и всё.
Помимо работ мастера, в музее рассказывается довольно подробно о его жизни, в том числе с помощью фотоснимков, а также текстовой информации. Ну и с помощью взятого мною аудиогида.
Вот на одном из снимков сам Герман, родившийся в Штутгарте, но немало лет проведший в Восточной Пруссии, и его супруга, Мия, как ее называли в семье (вообще то полное ее имя Мария Вильгельмина), и вовсе моя землячка, родом из Санкт Петербурга, из древнего остзейского дворянского рода Вистингаузенов. Ее отец, Максимилиан Вистингаузен учился в знаменитой гимназии Карла Мая на Васильевском острове, а дед со стороны матери был пастором Питеркирхе на Невском проспекте, главного лютеранского храма Петербурга.
Траут, приемная дочь семьи, трагически погибшая во время бомбардировки союзников в годы войны.
А вот Томас Брахерт, которого мы видим на следующем снимке, родной, но внебрачный сын скульптора. Его мамаша, оперная певица, подкинула малыша в семью отца, а сама упорхнула выступать на оперных подмостках. Томас жив, как говорится, дай бог ему здоровья, сыну скульптора уже за 90 лет.
Отдельные части экспозиции посвящены двум основным периодам в жизни и творчестве мастера. Прежде всего это названный условно кенигсбергским периодом, который, в свою очередь, разделен на две части, до рокового 33-го года, до прихода нацистов к власти, когда Брахерт проживал в главном городе региона, и после этого года, когда скульптор со своей семьёй проживал в этом домике в тогдашнем Георгенсвальде.
И период, связанный с Штутгартом, его родиной, в который Герман переехал в последние месяцы войны и прожил в главном городе Баден-Вюртемберга вплоть до своей смерти в начале 70-х годов.
Теперь же покажу некоторые работы, выполненные Германом Брахертом в самой разной стилистике. Скульптурный портрет Маргарет Штепат, лучшей ученицы мастера в кенигсбергской школе искусств и ремесел, впоследствии и сама талантливая художник и скульптор. Эту работу в числе некоторых других подарил музею сын скульптора, Томас Брахерт.
"Танцующую девочку" мы уже видели в дворовом пространстве, а вот "Шагающая девочка" еще один дар музею от сына скульптора.
Барельеф "Утренняя заря", перенесённый сюда из Лиственничного парка, выполнен во вполне классическом стиле, чем то напоминающий даже скульптурные работы мастеров античного времени.
Интересна и бронзовая "Деметра", дар музею от Бориса Бартельфельда, местного писателя и предпринимателя в одном лице.
В первую очередь в основном зале музея бросается в глаза одна из самых известных работ Германа Брахерта "Несущая воду", украшавшая Лиственничный парк Светлогорска и ставшая одним из символов города. Это оригинал, выполненный самим скульптором, на ее месте, в самом центре этого парка ныне установлена копия.
Ещё одна знаковая работа Германа Брахерта, изображающая Нимфу и ныне украшает прибрежный приморский променад Светлогорска. В музее мы видим фотоснимок этой скульптуры мастера, оригинал которой в советское ещё время был обрамлен изящной мозаичной раковиной, которую создал замечательный местный художник, Николай Фролов, создавший также те же уникальные мозаичные Солнечные часы на променаде Светлогорск, или обрамление местной водонапорной башни.
Кстати, и к организации данного музея Николай Фролов тоже приложил руку. Собственно именно он организовал поиски домика Германа Брахерта, после того, как было получено письмо от сына скульптора.
Помимо более крупной скульптуры в витринах представлены и небольшие пластические работы, и даже инструмент, с помощью которого работал Герман Брахерт.
В верхнем левом углу следующей витрины мы видим портрет Мии Брахерт, гипсовая работа найденная при реставрации этого дома.
Внизу же небольшие работы Штутгартского периода в творчестве Германа Брахерта. Рельеф "Играющий на лютне", является очередным даром сына скульптора. Соседний "Торг" подарила музею вдова мастера, Ирмгард Брахерт-Зиглох.
Еще две работы созданные в Штутгарте, "Чары русалки" и "Девушка на чужбине" в 50-х годах минувшего века.
Ещё одна грань таланта Германа Брахерта, это его работа в качестве художественного консультанта на местной янтарной фабрике в нынешнем поселке Янтарный. Кроме консультаций, скульптор также и сам работал с этим материалом. Помнится в калининградском музее Янтаря есть даже отдельный раздел, посвященный творчеству Германа Брахерта, связанному с "солнечным камнем". Правда здесь, насколько я помню, представлены все же не оригиналы, а современные копии. Но общее представление об этой грани таланта мастера они все же дают.
В одной из витрин музея можно увидеть работы, созданные в рамках фестиваля-симпозиума под названием "Гении места", в котором принимали участие профессиональные скульпторы в рамках Программы приграничного сотрудничества России и Литвы с портретами известных деятелей прошлого и настоящего Калининградской области и Литовской республики. Вот, к примеру, барельеф, на котором запечатлен Кристионис Данеляйтис, литовский поэт, зачинатель художественной литературы этой страны, авторства Дмитрия Кривоносова.
На этом знакомство с основной частью экспозиции закончилось. В отдельном зале, при входе, работала выставка, на которой представлены работы талантливого скульптора Сарры Лебедевой, современницы Германа Брахерта. Формально она уже завершилась за несколько дней до того, как я был в музее, но ее пока что не сворачивали, так что я с интересом ознакомились и с данной выставкой. Тем более это имя для меня было ранее незнакомым.
В выставке представлены скульптуры из коллекции Третьяковской галереи. Сарра считалась мастером портрета, самой же известной ее работой считается надгробие Бориса Пастернака на Переделкинском кладбище.
На выставке представлены в основном относительно небольшие статуэтки изображающие девушек за самым разным занятием, в частности за игрой на музыкальных инструментах, а объединяет их то, что почти все модели обнажены.
Всего мое знакомство с экспозицией музея, включая временную выставку, длилось порядка часа. Прекрасное впечатление произвел и сад, окружающий домик скульптора, с прекрасной уличной экспозицией, и сам музей, понравившийся и работами самого Германа Брахерта, а также интересным рассказом о нем, услышанном с помощью аудиогида. Да и временная выставка была довольно интересна.
Если подводить итог моему посещению этой экспозиции, то могу сказать что этот музей оставил, пожалуй, самое яркое впечатление из посещённых мною в Калининградской области. Есть, конечно, в этом регионе и куда более грандиозные музеи, в создание которых вложено немало труда, как тот же Музей Мирового океана или калининградский музей Янтаря, да долго можно перечислять. Но вот этот, совсем небольшой музей, нашел наибольший отклик в моей душе. Может быть сказалась ещё та солнечная, но в то же время не жаркая погода, во время которой особенно эффектно выглядел сад и скульптуры, размещенные в нем. Как бы то не было, я рекомендую посетить этот, незаслуженно, как мне кажется, обойденный вниманием музей, расположенный на окраине курортного Светлогорска, в поселке Отрадное.
Все дело в том, что самый западный пляж Светлогорска расположен прямо под поселком Отрадное, являющимся формально частью Светлогорска. Во время прогулки по прибрежной полосе моя супруга попутно увлеченно собирала янтарь, любит она это дело, о чем я не раз рассказал в своих отзывах, причем ей интересен больше сам процесс, а не результат. И вот мы условились, что пока она собирает камушки в районе пляжа, я поднимусь наверх, в Отрадное, и схожу в музей, который как раз в этом поселке и расположен. Что я в итоге и сделал, благо идти от моря до входа в музей, не так далеко, минут десять от силы.
Сам посёлок Отрадное, бывший немецкий Георгенсвальде, оставляет весьма приятное впечатление, чистый, зелёный, с сохранившимися виллами немецкого времени.
Дом, в котором работает музей Германа Брахерта расположен на улице Токарева, которая соединяет подъём от пляжа и основную трассу, проходящую параллельно берега моря, идущую от Зеленоградска до Приморска и далее до Балтийска. То есть можно её назвать иначе "от косы до косы" (Куршская и Балтийская, разумеется, имеются ввиду).
Оттуда же, от этого шоссе, также можно, разумеется пройти к музею. В принципе и пешком можно прогуляться из центра города, скажем от центральной здесь железнодорожной станции Светлогорск-2 идти минут 25, по пути прогулявшись по симпатичному, к слову сказать, лесопарку Георгенсвальде. Можно и проехать на автобусах, идущих через Отрадное, а это 1-й, чисто городской маршрут, так и проходящие в сторону Донского, Янтарного и Балтийска. В этом случае нужно выйти из автобуса на остановке "Санаторий Отрадное" и вернуться немного до улицы Токарева.
И вот в доме под номером 7 по улице Токарева и работает мемориальный музей, посвященный Герману Брахерту. Режим работы его довольно удобный. Выходных дней, как видно на табличке, прибитой при входе нет вообще (ну может в отдельные праздники он не работает, если что можно уточнить на сайте музея).
Сам домик, как видите, совсем небольшой. Изначально это был просто загородный коттедж семьи Брахерт, которые постоянно проживали в Кенигсберге. После же прихода к власти нацистов, когда творчество скульптора было признано "дегенеративным", а сам он получил запрет на госзаказы, семья была вынуждена перебраться из главного города Восточной Пруссии сюда, в тогда тихий Георгенсвальде, предместье курортного Раушена, так тогда назывался Светлогорск.
Прежде всего я хотел бы отметить, может и не столь большой, но произведший самое приятное впечатление сад, окружающий домик. Причем вход в сад свободный и бесплатный, хотя его можно смело назвать музеем под открытым небом.
Схема территории дома-музея Германа Брахерта, на которой, в частности, можно увидеть расположение скульптур, которых немало в саду, окружающем домик, видна на следующем фотоснимке.
Тут стоит заметить, что на садовой территории можно увидеть работы не только Германа Брахерта, но и скульптуры современных ваятелей, а также произведения местных скульпторов, что немецких, что советских прошлого столетия. Но о них чуть ниже, неподалеку от входа в домик мы видим несколько работ Германа. Правда насчёт барельефа "Источник любви", стоявшего когда то на бульваре в Георгенсвальде, есть сомнения насчёт авторства.
Под навесом, защищающем от осадков и солнца установлены рельефы "Ткачи", когда то украшавшие фасад катушечной фабрики Кенигсберга, а позднее демонтированные с него и перевезенные в музей. Вот это точно работа Германа Брахерта.
В пустующий после войны дом в 1946 году поселили три семьи переселенцев, и про то, что здесь жил и творил известный скульптор со временем позабылось, пока в местную администрацию в конце 80-х годов не поступило письмо от сына скульптора, Томаса, который просил разыскать дом. Не сразу, но по фотографиям это удалось сделать, он относился уже к местному санаторию, и домик собирались сносить для строительства нового корпуса, но вовремя одумались и после реставрации в начале 90-х музей распахнул свои двери.
Продолжим прогулку по саду, окружающему домик. Ещё одна скульптура, "Танцующая девочка", является копией ещё одной работы Германа Брахерта, которая украшала когда то каскад Замкового пруда в Кенигсберге. Эта скульптура была утрачена, причем ещё в 30-е годы, когда Герман попал в немилость у тогдашних властей, а во время проводящихся здесь периодически фестивалей скульпторов несколько лет назад "Танцующая девочка" была воссоздана по фотографиям и моделям.
Во время фестивалей скульпторов, периодически проходящих на территории музея они творят, и лучшие работы остаются в коллекции музея и ими можно полюбоваться на территории этого уютнейшего сада. Вот, в частности, работа под названием "Родник" Людмилы Понамаревой, местной калининградской художницы.
"Шум моря" авторства Надежды Лихогруд.
"Плодородие" белорусского скульптора Сергея Арищенко.
Интересна и судьба ещё одной фигуры, изображающей животное, а если быть точным, то лосиху. Это часть композиции, которая изображала семью лосей, и была установлена на одном из спусков к морю в Светлогорске уже в послевоенное время, и выполнил эту семейку скульптор с фамилией Попандопуло, сразу напомнившей персонажа из "Свадьбы в Малиновке".
Но лось в итоге оказался неверным спутником своей подруги и сбежал куда то, а лосиха, как видите сохранилась, и была в итоге передана музею одной из местных турфирм.
Продолжаем прогулку по саду, в котором семья Брахерта любила слушать классическую музыку и наслаждалась пением птиц.
Совместная работа Ивана Ковалева и Александры Сулеймановой "Купальщица (Ленинградская пышка)".
"Красный конь" Сергея Арищенко, скульптора из Калининграда.
Ещё один раритет, скульптура, изображающая "Мальчика с гармошкой", точнее то, что осталось от мальчика, которая с 20-х годов уже прошлого века украшала один из уголков Раушена.
Особой художественной ценности, как я понимаю, она не представляет, поскольку производство подобных скульптур из бетона было поставлено на поток в одной из фабрик Саксонии, но просто, как свидетельство своего времени очень интересно взглянуть на нее.
А вот следующая, уже современная работа под названием "Собирательница янтаря", выполненная земляком, петербургским скульптором Станиславом Внуковским, сразу напомнила мне о занятии супруги, которая как раз в то время, как я любовался этим чудесным садиком, как раз занималась сбором янтаря на берегу.
"Волна" авторства Микимжона Турсунова.
"Купающиеся среди деревьев с золотыми плодами" итальянца Иньяцио Компанья.
Перед входом в домик установлены барельефы работы Германа Брахерта "Три девушки с янтарем" и "Рыбак и русалка", перенесенные сюда из красивейшего Лиственничного парка Светлогорска, расположенного в самом центре города. Ещё пару работ, выполненных скульптором для этого парка мы увидим уже в самом музее.
И завершает уличную экспозицию скульптуры фрагмент памятника Гансу Загану авторства Эрнста Филитца. Сам Ганс легендарная личность, простой подмастерье башмачника, сражавшийся на стороне рыцарей Тевтонского ордена в битве при Рудау (это нынешний посёлок Мельниково Калининградской области), в котором им противостояла коалиция литовских воинов, которых возглавляли такие известные исторические персонажи, как Ягайло, Ольгерд и Кейстутис, и воинов хана Мамая (а это было ровно за десять лет до сражения на Куликовом поле).
И вот этот Ганс Зиган, в решающий момент битвы, когда был убит военачальник рыцарей, возглавил войско сумел добиться перелома в битве. Великий Магистр ордена по легенде после той битвы даровал право раз в году приходить в Кенигсбергский замок Гансу и брать с собой столько простолюдинов, сколько захочется, и их поили пивом за счёт казны Тевтонского ордена.
А вот Эрнст Филитц, являлся учеником Брахерта, и он выиграл конкурс на изготовление памятника Гансу в Кенигсберге, но после прихода к власти нацистов вдруг вспомнили, что этот самый Ганс Заган якобы был евреем, и памятник было велено уничтожить, но вот его фрагмент, как видите, чудом сохранился.
Осмотрев сад, я направился в домик, интересно было взглянуть и на экспозицию, представленную внутри. Домик хоть и маленький, но его выстроил довольно маститый архитектор, Ханс Хопп, ровесник и, возможно, приятель Германа Брахерта, немало работавший в довоенном Кенигсберге, в частности, строивший виллы в престижном тогда районе Амаленау, ныне сохранившимся осколке разрушенного в целом главного города Восточной Пруссии.
После же войны архитектор и скульптор окажутся по разные стороны железного занавеса, а Ханс Хопп станет руководителем Союза архитекторов ГДР и застроит, в частности, Карл-Маркс-аллее (в те времена Шталин-аллее, то есть аллею Сталина).
Внешний облик домика, в чем можно убедиться, глядя на снимок, представленный в саду, практически не изменился, и соответствует облику этого здания тех времён, когда тут проживал Герман Брахерт с семьёй, и как его спроектировал Ханс Хопп.
Стоимость билетов в музей можно сказать, чисто символическая, 100 рублей. Кроме того, за те же сто рублей можно воспользоваться аудиогидом, что я и сделал. Единственное, в этом музее не предусмотрена оплата картами, но, к счастью, у меня нашлось 200 рублей налички, чтобы оплатить билеты и аудиогид.
Сразу хочу предупредить, что то, что я увидел внутри, не совсем соответствует тому, что я привык представлять при слове "дом-музей". Все таки привык что в подобных местах воссозданы, хотя бы частично, интерьеры жилища, здесь же мы видим внутри чисто музейную экспозицию, посвященную жизни и творчеству Германа Брахерта. Но, с другой стороны, сам домик не столь и большой, и если бы внутри восстанавливали интерьеры, то боюсь на экспозицию не хватило бы и места.
Проводятся в музее и камерные концерты, с афишей которых можно ознакомиться на сайте. Видимо для таких случаев тут стоит фортепиано.
Посетителей, кроме меня, поначалу не было никого. Лишь чуть позже пришла какая то парочка, и всё.
Помимо работ мастера, в музее рассказывается довольно подробно о его жизни, в том числе с помощью фотоснимков, а также текстовой информации. Ну и с помощью взятого мною аудиогида.
Вот на одном из снимков сам Герман, родившийся в Штутгарте, но немало лет проведший в Восточной Пруссии, и его супруга, Мия, как ее называли в семье (вообще то полное ее имя Мария Вильгельмина), и вовсе моя землячка, родом из Санкт Петербурга, из древнего остзейского дворянского рода Вистингаузенов. Ее отец, Максимилиан Вистингаузен учился в знаменитой гимназии Карла Мая на Васильевском острове, а дед со стороны матери был пастором Питеркирхе на Невском проспекте, главного лютеранского храма Петербурга.
Траут, приемная дочь семьи, трагически погибшая во время бомбардировки союзников в годы войны.
А вот Томас Брахерт, которого мы видим на следующем снимке, родной, но внебрачный сын скульптора. Его мамаша, оперная певица, подкинула малыша в семью отца, а сама упорхнула выступать на оперных подмостках. Томас жив, как говорится, дай бог ему здоровья, сыну скульптора уже за 90 лет.
Отдельные части экспозиции посвящены двум основным периодам в жизни и творчестве мастера. Прежде всего это названный условно кенигсбергским периодом, который, в свою очередь, разделен на две части, до рокового 33-го года, до прихода нацистов к власти, когда Брахерт проживал в главном городе региона, и после этого года, когда скульптор со своей семьёй проживал в этом домике в тогдашнем Георгенсвальде.
И период, связанный с Штутгартом, его родиной, в который Герман переехал в последние месяцы войны и прожил в главном городе Баден-Вюртемберга вплоть до своей смерти в начале 70-х годов.
Теперь же покажу некоторые работы, выполненные Германом Брахертом в самой разной стилистике. Скульптурный портрет Маргарет Штепат, лучшей ученицы мастера в кенигсбергской школе искусств и ремесел, впоследствии и сама талантливая художник и скульптор. Эту работу в числе некоторых других подарил музею сын скульптора, Томас Брахерт.
"Танцующую девочку" мы уже видели в дворовом пространстве, а вот "Шагающая девочка" еще один дар музею от сына скульптора.
Барельеф "Утренняя заря", перенесённый сюда из Лиственничного парка, выполнен во вполне классическом стиле, чем то напоминающий даже скульптурные работы мастеров античного времени.
Интересна и бронзовая "Деметра", дар музею от Бориса Бартельфельда, местного писателя и предпринимателя в одном лице.
В первую очередь в основном зале музея бросается в глаза одна из самых известных работ Германа Брахерта "Несущая воду", украшавшая Лиственничный парк Светлогорска и ставшая одним из символов города. Это оригинал, выполненный самим скульптором, на ее месте, в самом центре этого парка ныне установлена копия.
Ещё одна знаковая работа Германа Брахерта, изображающая Нимфу и ныне украшает прибрежный приморский променад Светлогорска. В музее мы видим фотоснимок этой скульптуры мастера, оригинал которой в советское ещё время был обрамлен изящной мозаичной раковиной, которую создал замечательный местный художник, Николай Фролов, создавший также те же уникальные мозаичные Солнечные часы на променаде Светлогорск, или обрамление местной водонапорной башни.
Кстати, и к организации данного музея Николай Фролов тоже приложил руку. Собственно именно он организовал поиски домика Германа Брахерта, после того, как было получено письмо от сына скульптора.
Помимо более крупной скульптуры в витринах представлены и небольшие пластические работы, и даже инструмент, с помощью которого работал Герман Брахерт.
В верхнем левом углу следующей витрины мы видим портрет Мии Брахерт, гипсовая работа найденная при реставрации этого дома.
Внизу же небольшие работы Штутгартского периода в творчестве Германа Брахерта. Рельеф "Играющий на лютне", является очередным даром сына скульптора. Соседний "Торг" подарила музею вдова мастера, Ирмгард Брахерт-Зиглох.
Еще две работы созданные в Штутгарте, "Чары русалки" и "Девушка на чужбине" в 50-х годах минувшего века.
Ещё одна грань таланта Германа Брахерта, это его работа в качестве художественного консультанта на местной янтарной фабрике в нынешнем поселке Янтарный. Кроме консультаций, скульптор также и сам работал с этим материалом. Помнится в калининградском музее Янтаря есть даже отдельный раздел, посвященный творчеству Германа Брахерта, связанному с "солнечным камнем". Правда здесь, насколько я помню, представлены все же не оригиналы, а современные копии. Но общее представление об этой грани таланта мастера они все же дают.
В одной из витрин музея можно увидеть работы, созданные в рамках фестиваля-симпозиума под названием "Гении места", в котором принимали участие профессиональные скульпторы в рамках Программы приграничного сотрудничества России и Литвы с портретами известных деятелей прошлого и настоящего Калининградской области и Литовской республики. Вот, к примеру, барельеф, на котором запечатлен Кристионис Данеляйтис, литовский поэт, зачинатель художественной литературы этой страны, авторства Дмитрия Кривоносова.
На этом знакомство с основной частью экспозиции закончилось. В отдельном зале, при входе, работала выставка, на которой представлены работы талантливого скульптора Сарры Лебедевой, современницы Германа Брахерта. Формально она уже завершилась за несколько дней до того, как я был в музее, но ее пока что не сворачивали, так что я с интересом ознакомились и с данной выставкой. Тем более это имя для меня было ранее незнакомым.
В выставке представлены скульптуры из коллекции Третьяковской галереи. Сарра считалась мастером портрета, самой же известной ее работой считается надгробие Бориса Пастернака на Переделкинском кладбище.
На выставке представлены в основном относительно небольшие статуэтки изображающие девушек за самым разным занятием, в частности за игрой на музыкальных инструментах, а объединяет их то, что почти все модели обнажены.
Всего мое знакомство с экспозицией музея, включая временную выставку, длилось порядка часа. Прекрасное впечатление произвел и сад, окружающий домик скульптора, с прекрасной уличной экспозицией, и сам музей, понравившийся и работами самого Германа Брахерта, а также интересным рассказом о нем, услышанном с помощью аудиогида. Да и временная выставка была довольно интересна.
Если подводить итог моему посещению этой экспозиции, то могу сказать что этот музей оставил, пожалуй, самое яркое впечатление из посещённых мною в Калининградской области. Есть, конечно, в этом регионе и куда более грандиозные музеи, в создание которых вложено немало труда, как тот же Музей Мирового океана или калининградский музей Янтаря, да долго можно перечислять. Но вот этот, совсем небольшой музей, нашел наибольший отклик в моей душе. Может быть сказалась ещё та солнечная, но в то же время не жаркая погода, во время которой особенно эффектно выглядел сад и скульптуры, размещенные в нем. Как бы то не было, я рекомендую посетить этот, незаслуженно, как мне кажется, обойденный вниманием музей, расположенный на окраине курортного Светлогорска, в поселке Отрадное.
Время использования | 1 час. |
Стоимость | 200 ₽ |
Год посещения | 2021 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Калининградская область |
Район | Светлогорский городской округ |
Город или поселок | Светлогорск |
Общее впечатление | Небольшой музей, оставивший самое яркое, пожалуй, впечатление из музеев в Калининградской области. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву38
Беру на заметку, не премену воспользоваться Вашей рекомендацией в случае поездки, сочетание природы и искусства- это как раз то, что я люблю.
"Попович".) Отличный отзыв о музее!
Интересные экспозиции)