Отзыв: Театр "Мариинский-2" (Россия, Санкт-Петербург) - Если забыть о внешнем облике, то внутри довольно симпатичный и современный театр.
Достоинства: Великолепная акустика зала. Удобные места и неплохая видимость даже с галерки. Техническое оснащение сцены.
Недостатки: Все таки внешний облик здания. Гардеробы скученные в одном месте. Можно попасть в давку при входе.
Здравствуйте! Сегодня я хотел бы поделиться своими впечатлениями от Новой сцены Мариинского театра, в которой впервые побывал не так давно. Если быть точным, то понятие "новая сцена", сейчас, когда прошло практически десять лет после ее открытия, выглядит несколько странно, хотя до сих пор эту сцену чаще всего именно так и называют, хотя существует и официальное наименование, отраженное и в названии темы - Мариинский-2.
Не буду рассказывать всю подноготную многолетнего строительства, в ходе которого было снесен красивый памятник сталинского классицизма, ДК Первой Пятилетки, но в результате появилось серое безликое здание, изуродовавшее облик этой части городского центра. И ладно было бы какое-нибудь ультрасовременное сооружение. В итоге, когда сняли леса с возводимого объекта, перед горожанами и гостями Петербурга предстало серое унылое здание в стиле каких нибудь обкомов или райкомов 80-х годов постройки. Не буду приводить фотографии внешнего облика второй сцены Мариинки, не стоит он того, слишком много, что называется, чести.
Так что, увидев внешний облик этого нового "храма искусств", желания побывать на этой сцене не появилось, хотя многие как я слышал и читал расхваливали внутреннее пространство второй сцены Мариинки.
Но благо в нашем городе есть где послушать оперу (с балетом я как то не дружу, от слова "совсем")). Это и та же историческая сцена Мариинского театра, концертный зал этого же театра, где тоже проходят оперные представления, мой любимый Михайловский театр, театр Санкт Петербург опера, который дает представления помимо основной сцены на Галерной улице, также в Эрмитажном театре. Есть ещё музыкальный театр "Зазеркалье", формально считающийся детским, но ставящий и неплохие постановки вполне взрослого репертуара, как к примеру, "Порги и Бес", которые довелось видеть на сцене, расположенной на улице Рубинштейна. Вдобавок ко всему ставятся оперные спектакли и в Мюзик-холле, возглавляемом Фабио Мастранджело. В этом театре на оперных представлениях не доводилось бывать, но видел на традиционном фестивале "Опера всем" на площади рядом с Екатерининским дворцом в Царском Селе оперу Россини "Золушка", в постановке как раз Фабио Мастранджело. Одним словом, это я к тому веду, что мест где можно послушать оперу в нашем славном городе более чем достаточно и без второй сцены Мариинки.
Так что я в течение почти десятка лет, что прошло с открытия этой сцены, обходился без визита в нее, хотя довольно регулярно слушаем оперу.
В итоге все таки сагитировали друзья меня на посещение Новой сцены. Я рассказывал недавно о ресторане "Фаворит" на Стремянной, в котором мы справляли аккурат на Рождество юбилей у подруги жены. И по пути домой наши друзья подбили пойти на один из оперных спектаклей, что проходят на этой сцене, а именно на постановку "Тангейзера" Рихарда Вагнера. Собственно пока ехали в метро и купил билеты на спектакль, был расслабленный после празднества и позволил себя в итоге уговорить, вот так, можно сказать "по пьяни" приобрел билеты на "Тангейзера", а коль уж купили, то решили пойти в итоге, ознакомившись заодно с интерьерами этого театрального здания.
Самое же интересное, что спустя чуть более чем неделю вновь посетители эту же сцену, в той же, надо сказать, компании. В тот вечер давали новую постановку "Волшебной флейты" Вольфганга "нашего" Амадея. Вот по итогам этих двух визитов я и решил поделиться своими впечатлениями, оставшимися от новой сцены Мариинского театра.
Расположен новая сцена Мариинского на берегу Крюкова канала, о котором я оставлял в свое время отзыв. Собственно этот канал и отделяет две столь различные и внешне, и внутри, сцены прославленного, уж извините за штамп, театра. Во время строительства новой сцены был сооружен переход над водами Крюкова канала между этими сценами, который виден на предыдущем снимке, испортивший вид, который открывался в сторону изящной колокольни Никольского собора. Его можно увидеть на предыдущем снимке.
Зато порадовало новогоднее ещё украшение Крюкова канала между двумя сценами Мариинки. Вот, в частности, какую балерина можно было увидеть на фоне исторического здания Мариинского театра.
Ближе к мосту Декабристов, бывшему Офицерскому, менявшему свои названия в соответствии с наименованиями улицы, которая проходит по этому мосту, мы видим ёлку. Да и парапеты набережной Крюкова канала тоже, как видите, были украшены.
А вот и главный вход в здание новой сцены Мариинского театра. Не удивляйтесь малому количеству народа, снимок был сделан во время одного из антрактов. Кстати, чтобы потом пропустили обратно, надо при выходе взять талончик. Хотя в зимнее время, если в театр входят люди без верхней одежды, то что, спрашивается, откуда они взялись, гуляли в таком виде по улицам и решили вдруг в театр войти?))
Но так пусто перед входом бывает далеко не всегда. Когда мы во второй раз посещали эту сцену, когда слушали "Волшебную флейту", то увидели такую картину.
В тот день, к слову сказать, Мариинка "отличилась". С утра мы ходили на запланированную ранее экскурсию по Николаевскому дворцу, расположенному неподалеку, на площади Труда. И когда возвращались домой, ведь билеты у нас были куплены на вечернее представление, а погода не распологала к бесцельным прогулкам, то проезжая на автобусе по Театральной площади увидели огромную очередь тянущуюся к основной сцене театра через всю площадь. Как оказалось, в тот день на исторической сцене было запланировано аж три балетных спектакля, причем не труппы Мариинки, а, если не ошибаюсь, то ли театра Бориса Эйфмана, то ли Леонида Якобсона. В результате первый из показов начался с довольно большой задержкой, и он завершился, когда должен был начаться следующий показ. Естественно публику, собравшуюся заранее, не запускали в театр, пока зрители с предыдущего представления не покинут здание. Затем эта огромная очередь даже в городские новости попала.
Самое же интересное, что и на второй сцене было тем субботним днём запланировано три представления, уже упомянутой выше "Волшебной флейты". Мы когда сидели с друзьями в кафе перед походом в театр, рассказали о том, что видели в первой половине дня, и опасались как бы не было похожей ситуации. Такой очереди как днём, к счастью, не было, но бока пришлось, что называется, помять. Если честно, вспомнились регулярные походы на старый добрый стадион "Петровский", где до 2017 года выступал "Зенит", с тех времён я не припомню чтобы попадал в подобную давку на входе на какое либо культурное или спортивное мероприятие.
Согласно расхожему выражению, театр начинается с вешалки. Вот с гардероба то я и начну свой рассказ об интерьерах этого театрального здания. Расположены гардеробы в подвальном помещении, в отличие от классических оперных театров, как та же историческая сцена Мариинки или Михайловский театр, где они распределены более менее равномерно по этажам театра. И вот это, на мой взгляд, не самое удачное решение. Как видно на снимке, сделанном во время одного из антрактов, когда гардероб, естественно, пустует, вроде бы помещение довольно просторное. Но по окончании представления, когда все зрители практически одновременно спускаются сюда, картина несколько иная, и кажется что те, кто проектировал здание несколько, и это ещё мягко сказано, просчитались. Помимо тесноты и давки возникает путаница, в какой именно из гардеробов стоит та или иная очередь.
И это при том, что оба раза когда мы ходили не было аншлагов, в первый раз, в будний день, и вовсе процентов на 70 от силы был заполнен зал, а во второй раз было чуть побольше публики, но все равно далеко не полный зал. Представляю что творится по окончании аншлаговых спектаклей. При этом в тех же упомянутых выше классических оперных театрах может быть очереди в гардероб могут быть не меньше, но за счёт, как я уже говорил, более или менее равномерного распределения гардеробов по театральному зданию все происходит куда более чинно и благородно.
Вот интерьеры здания, в отличие от его экстерьеров, производят весьма приятное впечатление. Не могу себя назвать поклонником современной архитектуры, но эти интерьеры мне в целом понравились. Правда иногда может сложиться впечатление что ты находишься в каком нибудь, пускай довольно навороченном торговом центре.
Основной цвет интерьера холла новой сцены Мариинки, в чем можно убедиться на снимках, жёлтый. В какой то степени облик можно назвать "сто оттенков жёлтого")). Во многом этот облик определяется стеной опоясывающей собственно сцену, которая покрыта, как считается, ониксом. Издалека он выглядит, и правда, весьма эффектно.
Правда вот когда подходишь поближе, то складывается несколько иное впечатление. Вблизи этот пресловутый оникс скорее напоминает пускай и качественный, но искусственный пластик, во всяком случае именно такое впечатление у меня возникло. Я понятно не геммолог, так вроде бы называют соответствующих специалистов, это взгляд профана, но повторюсь именно такое ощущение возникает.
А вот что восхитило в интерьере, так это светильники, которые изготовлены в виде множества пузырьков нанизанных на нити. Изготовлены эти люстры были небезызвестной фирмой "Сваровски".
Отдельно отметил бы этакий мостик с прозрачным полом, правда куда он ведет и как на него попасть я так и не понял. Да и не видел чтобы по нему кто-то шел.
Не обошлось на новой сцене Мариинки без выставочного пространства, расположенного в просторных театральных фойе. Это не основной музей театра, все таки он, как и положено, расположен на исторической сцене.
Здесь же сейчас работает выставка посвященная Петру Ильичу Чайковскому. Хотя выставка формально является временной, но она работает уже третий год, поскольку ее открытие было приурочено к 180-летию великого композитора, которое праздновалось ещё в 2020 году.
Выставку условно можно разделить на две части. В первой, в витринах рассказывается о создании и сценической судьбе шедевров Петра Ильича, премьера многих из которых состоялась как раз в Мариинском театре, естественно на исторической сцене.
Вот скажем опера "Чародейка", на премьере которой в Мариинском театре дирижировал сам композитор. Надпись на афише гласит что начало спектакля "в 7 1/2 часов". Интересный пример дореформенной орфографии.
Можно увидеть эскиз к "Чародейке" авторства Федора Федоровского, лауреата пяти Сталинских премий, автора проекта рубиновых звёзд на башнях Москвского Кремля.
Ещё одна опера, впервые поставленная в Мариинке, "Орлеанская дева", причем для того чтобы она была поставлена пришлось преодолевать цензурные ограничения.
А вот "Черевички", созданные по произведению Николая Васильевича Гоголя "Ночь перед Рождеством", впервые были поставлены в Москве, в Большом театре.
"Опричник" по одноименной трагедии Ивана Лажечникова также впервые была представлена публике на сцене Мариинки.
Вторая часть выставки, посвященной Петру Ильичу, представляет собой экспозицию сохранившихся костюмов из постановок произведений композитора Мариинским театром.
Ознакомиться с тем, из какого произведения тот или иной костюм, какого персонажа и кто выступал в нем, если речь идёт об основных ролях, можно с помощью выгравированной прямо на стекле витрины надписи. Скажем, женский костюм который вы видели выше, был создан для Ольги Кашеваровой, исполнительницы роли Марии в опере "Мазепа", дочери Кочубея и возлюбленной гетмана, заглавного героя оперы.
Балетные постановки тоже представлены на выставке. Вот, в частности, костюмы придворной дамы и королевы из "Спящей красавицы" 1952 года.
Костюм Придворной дамы из постановки "Лебединого озера" 1950 года.
Платье Татьяны, созданное к постановке 1982 года оперы "Евгений Онегин", а рядом костюм для артиста хора в "Пиковой даме" 1984 года по эскизам Игоря Иванова, главного художника тогда театра оперы и балета имени Кирова.
Костюмы Прилепы и Миловзора из "Пиковой дамы" постановки 1946 года. Удивляет, что и говорить, эта дата. Только год прошло после окончания войны, страна лежит ещё в развалинах, а тут шьют такие изысканные костюмы, причем для второстепенных вообщем-то персонажей.
Немного удивили костюмы из постановки оперы "Война и мир", которая создана, как известно, Сергеем Прокофьевым, которые не совсем понятно как затесались среди костюмов к произведениям Петра Ильича.
Запомнилась и стилизованная под старину тумба с афишами, копиями как я понял, исторических афиш к постановкам шедших на сцене Мариинского театра, причем не только Чайковского.
Вот скажем афиша 1915 года, то есть времён Первой Мировой, благотворительного показа "Сказки о царе Салтане" Римского-Корсакова, в пользу Императорского женского патриотического общества.
Ещё одна выставка, как я понял постоянная, представленная в фойе театра, носит название "Мариинский театр - мировые премьеры", на которой можно увидеть фотографии запечатлевшие постановкам балетных и оперных спектаклей, премьера которых состоялась на подмостках Мариинского театра. Причем отметил бы, что оформила эту выставку та же компания, что участвовала в создании оставившей прекрасное впечатление выставки посвященной Алексею Балабанову в пространстве "Севкабель Порт", о которой я рассказывал недавно.
Самый ранний снимок относится ещё к 70-м годам 19-го века и сделан он был во время премьеры "Борис Годунов" Модеста Мусоргского.
На следующем же снимке можно увидеть фотографии сделанные во время премьерного показа "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии", оперы Николая Римского-Корсакова. Первой исполнительницей партии Февронии была Мария Кузнецова-Бенуа, дочка довольно известного живописца, племянница Ильи Мечникова, в первом браке породнившаяся с легендарным семейством Бенуа, а в четвертом с известным французским композитором Жюлем Массне, выйдя замуж за его племянника.
Во время первого из визитов на новую сцену фойе театра украшала новогодняя ель, причем весьма необычная. Это, как я понял, новая традиция Мариинского театра, украшать ёлки, установленные на сценах театра самым нетривиальным образом. Скажем за год до этого, в Концертном зале театра мы видели ёлку под названием "Золотая Хохлома", украшенную, как нетрудно догадаться, изделиями хохломского промысла.
В данном же случае, на новой сцене мы видим ёлку, украшенную деревянными резными фигурами, которые изображают птиц.
Собственно и название ели, как можно увидеть на информационном плакате - "Птицы счастья". Невольно вспомнилась почти одноименная песня в исполнении Николая Гнатюка. Эти же птицы, согласно тому же плакату выполнены мастерами из Архангельска и Лодейного Поля и, надо сказать, весьма искусно выполнены.
Имеется на новой сцене и свой отдельный сувенирный магазин с разнообразной продукцией.
Правда, как я заметил, продукция представленная в магазине, по большей степени предназначена для любителей балета нежели оперы. Хотя вот посмотрел соотношение оперных и балетных спектаклей идущих на этой сцене в данное время, оказалось что в марте на 10 идущих здесь балетных представлений приходится два десятка оперных и плюс две оперетты, дают здесь и спектакли этого жанра.
Цены в магазине немаленькие, как нетрудно догадаться, хотя что то, как я заметил, покупали.
Имеются, разумеется, здесь и буфеты, их несколько на разных уровнях. Редко обычно посещаем подобные места в театрах, но тут в обоих случаях спектакли были довольно длительные, с двумя антракта и, причем довольно длительными, как это обычно и бывает на оперных представлениях, так что заходили выпить по чашечке кофе. Цены здесь, понятно, совсем не бюджетные, эспрессо обойдется, если не ошибаюсь, в 200 рублей. Кстати, отметил бы что весьма быстро стараются обслуживать посетителей работники, в основном молодые.
Правда большинство столиков, как заметил, было занято уже стоящими на них напитками и закусками, которые были, как я понял, заказаны заранее.
За чашечкой кофе неплохо полюбоваться панорамами, открывающимися сквозь огромные стекла новой сцены. Главный плюс тут в том, что само здание новой сцены изнутри, естественно, не видно. Зато открывается вид на ту же историческую сцену Мариинского театра и Крюков канал, неплохо, как я рассказывал выше, украшенный к новогодним праздникам.
Но все таки самое главное в любом театральном здании это сам зал, пора я думаю, войти в него. Интерьер его, конечно, не сравнить с той же главной сценой Мариинки. Здесь, как видите, преобладает дерево, никаких особых изысков и излишеств не наблюдается. Причем это дерево, как считается, обеспечивает уникальную акустику данного зала.
Да и видимость с большинства мест, как мне показалось, довольно неплохая. В первый раз мы сидели на местах на 1-м ярусе (интересно что второй ярус в театре отсутствует, выше лишь балкон). И хотя мы сидели на предпоследнем, 4-м ряду, видно, да и слышно все было отлично. Да и сами кресла, нельзя это не отметить, довольно удобные и комфортные.
Во второй же раз мы и вовсе сидели на самой, что называется, галерке, на последнем ряду балкона, правда ровно по центру. И даже с этих мест видимость была хорошая
И, в заключении, немного о том, что довелось видеть на этой сцене. Возможно чуть поподробнее об этих оперных постановках я расскажу отдельно, если время на это найдется, сейчас же вкратце.
В первый раз ходили на оперу Рихарда Вагнера "Тангейзер". Тут стоит сказать что хотя относительно часто посещаем оперные спектакли, но ранее не доводилось бывать на операх этого немецкого композитора, репутация которого немного подпорчена личностями некоторых поклонников его таланта. Да и, честно говоря, было определенное предубеждение к творчеству Рихарда Вагнера, оно казалось слишком тяжёлым для восприятия. Но друзья с которыми мы ходили на этот спектакль сумели убедить в том, что это не более чем заблуждение, и оказались абсолютно правы.
По крайней мере, по отношению к "Тангейзеру", опере с великолепными мелодиями, а какие в ней хоры, особенно отметил бы их, особенно во время второго действия. В мастерстве артистам Мариинского театра никак не откажешь, так что в этом плане все было на уровне, и довольно высоком. Оркестром дирижировал, к слову сказать, лично маэстро Валерий Гергиев, руководитель Мариинского театра, талантливый, что и говорить, музыкант, но человек с мягко говоря, неоднозначной репутацией. Но впрочем мы пришли в тот вечер оперу слушать, а руководил оркестром Валерий Абисалович, тут уж ничего не скажешь, великолепно.
Что же касается сценического воплощения "Тангейзера", то тут нельзя не отметить то, что время действия оперы было сильно приближено к современности, хотя понятно, что "Тангейзер" не историческое повествование, а скорее сказка, вне конкретных временных рамок. Да и сделано это было явно не в целях экономии на постановке, на те же костюмы, декорации явно не поскупились постановщики этой оперы Рихарда Вагнера. В данном случае нисколько не раздражало это осовременивание действия оперы, хотят не могу себя назвать сторонником подобного, но все таки все зависит от данного конкретного случая, и здесь это нисколько не мешало восприятию великой музыки и звучанию превосходных голосов артистов Мариинского театра.
Опера, как и большинство произведений Вагнера в этом жанре, довольно длительная, четыре часа с небольшим длился спектакль, но не показался столь уж затянутым.
Второй поход на новую сцену Мариинского театра был, если говорить точно, вовсе не на оперу. "Волшебная флейта" Вольфганга Амадея Моцарта, хотя ее часто называют этим словом, вообще то относится к жанру зингшпиль, этакому промежуточному звену между собственно оперой и опереттой с мюзиклами, включает в себя и просто драматические диалоги помимо музыкальной составляющей, что требует, понятно, от артистов помимо голоса и, в какой то степени, талант драматического артиста.
Ранее доводилось бывать на "Волшебной флейте" в Михайловском театре, та постановка оставила отличное впечатление, не говоря уже о музыке Моцарта. Были, к слову сказать, на ещё одном зингшпиле авторства того же Вольфганга Амадея "Похищение из сераля" в постановке театра "Санкт-Петербург Опера" на сцене красивейшего Эрмитажного театра.
И вот знакомство с новым вариантом прочтения "Волшебной флейты" но второй сцене Мариинки. Именно что новым, поскольку до недавних пор в Мариинском театре шла другая постановка по этому произведению Моцарта, и она, судя по отзывам, что я читал, вызывала довольно противоречивые впечатления.
Нынешний же вариант был впервые представлен публике в канун Нового года, а в тот субботний день в конце января, когда мы посещали эту сцену, был показан аж три раза, причем судя по информации приведенной на сайте театра, состав даже в течение дня менялся. Все таки исполнителям ведущих партий довольно таки тяжело выходить на сцену три раза в течение дня, а халтурить здесь, как я понимаю, не привыкли.
Прежде всего отметил бы великолепное оформление самого спектакля, и декорации, и костюмы, и свет. Тут постарался, судя по информации приведенной в программке, известный театральный художник, чье имя на слуху, Глеб Фильштинский. Это была самая красочная и необычная постановка оперных спектаклей, что доводилось видеть лично. И вот тут стоит отметить технические возможности, которые имеются на этой сцене, на той же исторической сцене вряд ли было бы возможно воплотить в жизнь все эти замыслы. И на "Тангейзере" я на это обратил внимание, но вот во время действия "Волшебной флейты" это особенно бросалось в глаза.
Что касается стоимости билетов, то она не столь высока. В первый раз на "Тангейзера" билеты нам обошлись в тысячу на Первый ярус, на "Волшебную флейту" на балкон, чуть подороже, хотя эти места и выше, в 1200 рублей, но все таки это был один из премьерных показов, к тому же был субботний вечер.
Вот такой вот запомнилась мне вторая сцена Мариинского театра во время двух первых 'премьерных" визитов в нее. Если отбросить внешний облик театрального здания, а тут я остаюсь при том же, весьма и весьма негативном мнении, то внутри, в целом, театр производит неплохое впечатление. Из явных минусов отметил бы прежде всего гардеробы, расположенные исключительно в подвальных помещениях и скученность которая возникает после окончания представлений. Ну и давка во время прохода на "Волшебную флейту", оставила не самое лучшее воспоминание.
Во всем же остальном все на уровне. Удобные комфортные места даже на галерке, отличный обзор сцены, те технические возможности, которые позволяют ставить спектакли с постоянно изменяющимися декорациями и прочими наворотами, многие из которых было бы трудно превратить в жизнь на сценах старой, если так можно сказать, формации. Да и помещения театральных фойе, довольно просторные оставили скорее позитивное впечатление. Пойду ли я ещё на эту сцену Мариинского театра - не исключаю, хотя все таки мне ближе старые классические театральные здания, пускай и без таких технических возможностей, которые есть на этой сцене.
Не буду рассказывать всю подноготную многолетнего строительства, в ходе которого было снесен красивый памятник сталинского классицизма, ДК Первой Пятилетки, но в результате появилось серое безликое здание, изуродовавшее облик этой части городского центра. И ладно было бы какое-нибудь ультрасовременное сооружение. В итоге, когда сняли леса с возводимого объекта, перед горожанами и гостями Петербурга предстало серое унылое здание в стиле каких нибудь обкомов или райкомов 80-х годов постройки. Не буду приводить фотографии внешнего облика второй сцены Мариинки, не стоит он того, слишком много, что называется, чести.
Так что, увидев внешний облик этого нового "храма искусств", желания побывать на этой сцене не появилось, хотя многие как я слышал и читал расхваливали внутреннее пространство второй сцены Мариинки.
Но благо в нашем городе есть где послушать оперу (с балетом я как то не дружу, от слова "совсем")). Это и та же историческая сцена Мариинского театра, концертный зал этого же театра, где тоже проходят оперные представления, мой любимый Михайловский театр, театр Санкт Петербург опера, который дает представления помимо основной сцены на Галерной улице, также в Эрмитажном театре. Есть ещё музыкальный театр "Зазеркалье", формально считающийся детским, но ставящий и неплохие постановки вполне взрослого репертуара, как к примеру, "Порги и Бес", которые довелось видеть на сцене, расположенной на улице Рубинштейна. Вдобавок ко всему ставятся оперные спектакли и в Мюзик-холле, возглавляемом Фабио Мастранджело. В этом театре на оперных представлениях не доводилось бывать, но видел на традиционном фестивале "Опера всем" на площади рядом с Екатерининским дворцом в Царском Селе оперу Россини "Золушка", в постановке как раз Фабио Мастранджело. Одним словом, это я к тому веду, что мест где можно послушать оперу в нашем славном городе более чем достаточно и без второй сцены Мариинки.
Так что я в течение почти десятка лет, что прошло с открытия этой сцены, обходился без визита в нее, хотя довольно регулярно слушаем оперу.
В итоге все таки сагитировали друзья меня на посещение Новой сцены. Я рассказывал недавно о ресторане "Фаворит" на Стремянной, в котором мы справляли аккурат на Рождество юбилей у подруги жены. И по пути домой наши друзья подбили пойти на один из оперных спектаклей, что проходят на этой сцене, а именно на постановку "Тангейзера" Рихарда Вагнера. Собственно пока ехали в метро и купил билеты на спектакль, был расслабленный после празднества и позволил себя в итоге уговорить, вот так, можно сказать "по пьяни" приобрел билеты на "Тангейзера", а коль уж купили, то решили пойти в итоге, ознакомившись заодно с интерьерами этого театрального здания.
Самое же интересное, что спустя чуть более чем неделю вновь посетители эту же сцену, в той же, надо сказать, компании. В тот вечер давали новую постановку "Волшебной флейты" Вольфганга "нашего" Амадея. Вот по итогам этих двух визитов я и решил поделиться своими впечатлениями, оставшимися от новой сцены Мариинского театра.
Расположен новая сцена Мариинского на берегу Крюкова канала, о котором я оставлял в свое время отзыв. Собственно этот канал и отделяет две столь различные и внешне, и внутри, сцены прославленного, уж извините за штамп, театра. Во время строительства новой сцены был сооружен переход над водами Крюкова канала между этими сценами, который виден на предыдущем снимке, испортивший вид, который открывался в сторону изящной колокольни Никольского собора. Его можно увидеть на предыдущем снимке.
Зато порадовало новогоднее ещё украшение Крюкова канала между двумя сценами Мариинки. Вот, в частности, какую балерина можно было увидеть на фоне исторического здания Мариинского театра.
Ближе к мосту Декабристов, бывшему Офицерскому, менявшему свои названия в соответствии с наименованиями улицы, которая проходит по этому мосту, мы видим ёлку. Да и парапеты набережной Крюкова канала тоже, как видите, были украшены.
А вот и главный вход в здание новой сцены Мариинского театра. Не удивляйтесь малому количеству народа, снимок был сделан во время одного из антрактов. Кстати, чтобы потом пропустили обратно, надо при выходе взять талончик. Хотя в зимнее время, если в театр входят люди без верхней одежды, то что, спрашивается, откуда они взялись, гуляли в таком виде по улицам и решили вдруг в театр войти?))
Но так пусто перед входом бывает далеко не всегда. Когда мы во второй раз посещали эту сцену, когда слушали "Волшебную флейту", то увидели такую картину.
В тот день, к слову сказать, Мариинка "отличилась". С утра мы ходили на запланированную ранее экскурсию по Николаевскому дворцу, расположенному неподалеку, на площади Труда. И когда возвращались домой, ведь билеты у нас были куплены на вечернее представление, а погода не распологала к бесцельным прогулкам, то проезжая на автобусе по Театральной площади увидели огромную очередь тянущуюся к основной сцене театра через всю площадь. Как оказалось, в тот день на исторической сцене было запланировано аж три балетных спектакля, причем не труппы Мариинки, а, если не ошибаюсь, то ли театра Бориса Эйфмана, то ли Леонида Якобсона. В результате первый из показов начался с довольно большой задержкой, и он завершился, когда должен был начаться следующий показ. Естественно публику, собравшуюся заранее, не запускали в театр, пока зрители с предыдущего представления не покинут здание. Затем эта огромная очередь даже в городские новости попала.
Самое же интересное, что и на второй сцене было тем субботним днём запланировано три представления, уже упомянутой выше "Волшебной флейты". Мы когда сидели с друзьями в кафе перед походом в театр, рассказали о том, что видели в первой половине дня, и опасались как бы не было похожей ситуации. Такой очереди как днём, к счастью, не было, но бока пришлось, что называется, помять. Если честно, вспомнились регулярные походы на старый добрый стадион "Петровский", где до 2017 года выступал "Зенит", с тех времён я не припомню чтобы попадал в подобную давку на входе на какое либо культурное или спортивное мероприятие.
Согласно расхожему выражению, театр начинается с вешалки. Вот с гардероба то я и начну свой рассказ об интерьерах этого театрального здания. Расположены гардеробы в подвальном помещении, в отличие от классических оперных театров, как та же историческая сцена Мариинки или Михайловский театр, где они распределены более менее равномерно по этажам театра. И вот это, на мой взгляд, не самое удачное решение. Как видно на снимке, сделанном во время одного из антрактов, когда гардероб, естественно, пустует, вроде бы помещение довольно просторное. Но по окончании представления, когда все зрители практически одновременно спускаются сюда, картина несколько иная, и кажется что те, кто проектировал здание несколько, и это ещё мягко сказано, просчитались. Помимо тесноты и давки возникает путаница, в какой именно из гардеробов стоит та или иная очередь.
И это при том, что оба раза когда мы ходили не было аншлагов, в первый раз, в будний день, и вовсе процентов на 70 от силы был заполнен зал, а во второй раз было чуть побольше публики, но все равно далеко не полный зал. Представляю что творится по окончании аншлаговых спектаклей. При этом в тех же упомянутых выше классических оперных театрах может быть очереди в гардероб могут быть не меньше, но за счёт, как я уже говорил, более или менее равномерного распределения гардеробов по театральному зданию все происходит куда более чинно и благородно.
Вот интерьеры здания, в отличие от его экстерьеров, производят весьма приятное впечатление. Не могу себя назвать поклонником современной архитектуры, но эти интерьеры мне в целом понравились. Правда иногда может сложиться впечатление что ты находишься в каком нибудь, пускай довольно навороченном торговом центре.
Основной цвет интерьера холла новой сцены Мариинки, в чем можно убедиться на снимках, жёлтый. В какой то степени облик можно назвать "сто оттенков жёлтого")). Во многом этот облик определяется стеной опоясывающей собственно сцену, которая покрыта, как считается, ониксом. Издалека он выглядит, и правда, весьма эффектно.
Правда вот когда подходишь поближе, то складывается несколько иное впечатление. Вблизи этот пресловутый оникс скорее напоминает пускай и качественный, но искусственный пластик, во всяком случае именно такое впечатление у меня возникло. Я понятно не геммолог, так вроде бы называют соответствующих специалистов, это взгляд профана, но повторюсь именно такое ощущение возникает.
А вот что восхитило в интерьере, так это светильники, которые изготовлены в виде множества пузырьков нанизанных на нити. Изготовлены эти люстры были небезызвестной фирмой "Сваровски".
Отдельно отметил бы этакий мостик с прозрачным полом, правда куда он ведет и как на него попасть я так и не понял. Да и не видел чтобы по нему кто-то шел.
Не обошлось на новой сцене Мариинки без выставочного пространства, расположенного в просторных театральных фойе. Это не основной музей театра, все таки он, как и положено, расположен на исторической сцене.
Здесь же сейчас работает выставка посвященная Петру Ильичу Чайковскому. Хотя выставка формально является временной, но она работает уже третий год, поскольку ее открытие было приурочено к 180-летию великого композитора, которое праздновалось ещё в 2020 году.
Выставку условно можно разделить на две части. В первой, в витринах рассказывается о создании и сценической судьбе шедевров Петра Ильича, премьера многих из которых состоялась как раз в Мариинском театре, естественно на исторической сцене.
Вот скажем опера "Чародейка", на премьере которой в Мариинском театре дирижировал сам композитор. Надпись на афише гласит что начало спектакля "в 7 1/2 часов". Интересный пример дореформенной орфографии.
Можно увидеть эскиз к "Чародейке" авторства Федора Федоровского, лауреата пяти Сталинских премий, автора проекта рубиновых звёзд на башнях Москвского Кремля.
Ещё одна опера, впервые поставленная в Мариинке, "Орлеанская дева", причем для того чтобы она была поставлена пришлось преодолевать цензурные ограничения.
А вот "Черевички", созданные по произведению Николая Васильевича Гоголя "Ночь перед Рождеством", впервые были поставлены в Москве, в Большом театре.
"Опричник" по одноименной трагедии Ивана Лажечникова также впервые была представлена публике на сцене Мариинки.
Вторая часть выставки, посвященной Петру Ильичу, представляет собой экспозицию сохранившихся костюмов из постановок произведений композитора Мариинским театром.
Ознакомиться с тем, из какого произведения тот или иной костюм, какого персонажа и кто выступал в нем, если речь идёт об основных ролях, можно с помощью выгравированной прямо на стекле витрины надписи. Скажем, женский костюм который вы видели выше, был создан для Ольги Кашеваровой, исполнительницы роли Марии в опере "Мазепа", дочери Кочубея и возлюбленной гетмана, заглавного героя оперы.
Балетные постановки тоже представлены на выставке. Вот, в частности, костюмы придворной дамы и королевы из "Спящей красавицы" 1952 года.
Костюм Придворной дамы из постановки "Лебединого озера" 1950 года.
Платье Татьяны, созданное к постановке 1982 года оперы "Евгений Онегин", а рядом костюм для артиста хора в "Пиковой даме" 1984 года по эскизам Игоря Иванова, главного художника тогда театра оперы и балета имени Кирова.
Костюмы Прилепы и Миловзора из "Пиковой дамы" постановки 1946 года. Удивляет, что и говорить, эта дата. Только год прошло после окончания войны, страна лежит ещё в развалинах, а тут шьют такие изысканные костюмы, причем для второстепенных вообщем-то персонажей.
Немного удивили костюмы из постановки оперы "Война и мир", которая создана, как известно, Сергеем Прокофьевым, которые не совсем понятно как затесались среди костюмов к произведениям Петра Ильича.
Запомнилась и стилизованная под старину тумба с афишами, копиями как я понял, исторических афиш к постановкам шедших на сцене Мариинского театра, причем не только Чайковского.
Вот скажем афиша 1915 года, то есть времён Первой Мировой, благотворительного показа "Сказки о царе Салтане" Римского-Корсакова, в пользу Императорского женского патриотического общества.
Ещё одна выставка, как я понял постоянная, представленная в фойе театра, носит название "Мариинский театр - мировые премьеры", на которой можно увидеть фотографии запечатлевшие постановкам балетных и оперных спектаклей, премьера которых состоялась на подмостках Мариинского театра. Причем отметил бы, что оформила эту выставку та же компания, что участвовала в создании оставившей прекрасное впечатление выставки посвященной Алексею Балабанову в пространстве "Севкабель Порт", о которой я рассказывал недавно.
Самый ранний снимок относится ещё к 70-м годам 19-го века и сделан он был во время премьеры "Борис Годунов" Модеста Мусоргского.
На следующем же снимке можно увидеть фотографии сделанные во время премьерного показа "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии", оперы Николая Римского-Корсакова. Первой исполнительницей партии Февронии была Мария Кузнецова-Бенуа, дочка довольно известного живописца, племянница Ильи Мечникова, в первом браке породнившаяся с легендарным семейством Бенуа, а в четвертом с известным французским композитором Жюлем Массне, выйдя замуж за его племянника.
Во время первого из визитов на новую сцену фойе театра украшала новогодняя ель, причем весьма необычная. Это, как я понял, новая традиция Мариинского театра, украшать ёлки, установленные на сценах театра самым нетривиальным образом. Скажем за год до этого, в Концертном зале театра мы видели ёлку под названием "Золотая Хохлома", украшенную, как нетрудно догадаться, изделиями хохломского промысла.
В данном же случае, на новой сцене мы видим ёлку, украшенную деревянными резными фигурами, которые изображают птиц.
Собственно и название ели, как можно увидеть на информационном плакате - "Птицы счастья". Невольно вспомнилась почти одноименная песня в исполнении Николая Гнатюка. Эти же птицы, согласно тому же плакату выполнены мастерами из Архангельска и Лодейного Поля и, надо сказать, весьма искусно выполнены.
Имеется на новой сцене и свой отдельный сувенирный магазин с разнообразной продукцией.
Правда, как я заметил, продукция представленная в магазине, по большей степени предназначена для любителей балета нежели оперы. Хотя вот посмотрел соотношение оперных и балетных спектаклей идущих на этой сцене в данное время, оказалось что в марте на 10 идущих здесь балетных представлений приходится два десятка оперных и плюс две оперетты, дают здесь и спектакли этого жанра.
Цены в магазине немаленькие, как нетрудно догадаться, хотя что то, как я заметил, покупали.
Имеются, разумеется, здесь и буфеты, их несколько на разных уровнях. Редко обычно посещаем подобные места в театрах, но тут в обоих случаях спектакли были довольно длительные, с двумя антракта и, причем довольно длительными, как это обычно и бывает на оперных представлениях, так что заходили выпить по чашечке кофе. Цены здесь, понятно, совсем не бюджетные, эспрессо обойдется, если не ошибаюсь, в 200 рублей. Кстати, отметил бы что весьма быстро стараются обслуживать посетителей работники, в основном молодые.
Правда большинство столиков, как заметил, было занято уже стоящими на них напитками и закусками, которые были, как я понял, заказаны заранее.
За чашечкой кофе неплохо полюбоваться панорамами, открывающимися сквозь огромные стекла новой сцены. Главный плюс тут в том, что само здание новой сцены изнутри, естественно, не видно. Зато открывается вид на ту же историческую сцену Мариинского театра и Крюков канал, неплохо, как я рассказывал выше, украшенный к новогодним праздникам.
Но все таки самое главное в любом театральном здании это сам зал, пора я думаю, войти в него. Интерьер его, конечно, не сравнить с той же главной сценой Мариинки. Здесь, как видите, преобладает дерево, никаких особых изысков и излишеств не наблюдается. Причем это дерево, как считается, обеспечивает уникальную акустику данного зала.
Да и видимость с большинства мест, как мне показалось, довольно неплохая. В первый раз мы сидели на местах на 1-м ярусе (интересно что второй ярус в театре отсутствует, выше лишь балкон). И хотя мы сидели на предпоследнем, 4-м ряду, видно, да и слышно все было отлично. Да и сами кресла, нельзя это не отметить, довольно удобные и комфортные.
Во второй же раз мы и вовсе сидели на самой, что называется, галерке, на последнем ряду балкона, правда ровно по центру. И даже с этих мест видимость была хорошая
И, в заключении, немного о том, что довелось видеть на этой сцене. Возможно чуть поподробнее об этих оперных постановках я расскажу отдельно, если время на это найдется, сейчас же вкратце.
В первый раз ходили на оперу Рихарда Вагнера "Тангейзер". Тут стоит сказать что хотя относительно часто посещаем оперные спектакли, но ранее не доводилось бывать на операх этого немецкого композитора, репутация которого немного подпорчена личностями некоторых поклонников его таланта. Да и, честно говоря, было определенное предубеждение к творчеству Рихарда Вагнера, оно казалось слишком тяжёлым для восприятия. Но друзья с которыми мы ходили на этот спектакль сумели убедить в том, что это не более чем заблуждение, и оказались абсолютно правы.
По крайней мере, по отношению к "Тангейзеру", опере с великолепными мелодиями, а какие в ней хоры, особенно отметил бы их, особенно во время второго действия. В мастерстве артистам Мариинского театра никак не откажешь, так что в этом плане все было на уровне, и довольно высоком. Оркестром дирижировал, к слову сказать, лично маэстро Валерий Гергиев, руководитель Мариинского театра, талантливый, что и говорить, музыкант, но человек с мягко говоря, неоднозначной репутацией. Но впрочем мы пришли в тот вечер оперу слушать, а руководил оркестром Валерий Абисалович, тут уж ничего не скажешь, великолепно.
Что же касается сценического воплощения "Тангейзера", то тут нельзя не отметить то, что время действия оперы было сильно приближено к современности, хотя понятно, что "Тангейзер" не историческое повествование, а скорее сказка, вне конкретных временных рамок. Да и сделано это было явно не в целях экономии на постановке, на те же костюмы, декорации явно не поскупились постановщики этой оперы Рихарда Вагнера. В данном случае нисколько не раздражало это осовременивание действия оперы, хотят не могу себя назвать сторонником подобного, но все таки все зависит от данного конкретного случая, и здесь это нисколько не мешало восприятию великой музыки и звучанию превосходных голосов артистов Мариинского театра.
Опера, как и большинство произведений Вагнера в этом жанре, довольно длительная, четыре часа с небольшим длился спектакль, но не показался столь уж затянутым.
Второй поход на новую сцену Мариинского театра был, если говорить точно, вовсе не на оперу. "Волшебная флейта" Вольфганга Амадея Моцарта, хотя ее часто называют этим словом, вообще то относится к жанру зингшпиль, этакому промежуточному звену между собственно оперой и опереттой с мюзиклами, включает в себя и просто драматические диалоги помимо музыкальной составляющей, что требует, понятно, от артистов помимо голоса и, в какой то степени, талант драматического артиста.
Ранее доводилось бывать на "Волшебной флейте" в Михайловском театре, та постановка оставила отличное впечатление, не говоря уже о музыке Моцарта. Были, к слову сказать, на ещё одном зингшпиле авторства того же Вольфганга Амадея "Похищение из сераля" в постановке театра "Санкт-Петербург Опера" на сцене красивейшего Эрмитажного театра.
И вот знакомство с новым вариантом прочтения "Волшебной флейты" но второй сцене Мариинки. Именно что новым, поскольку до недавних пор в Мариинском театре шла другая постановка по этому произведению Моцарта, и она, судя по отзывам, что я читал, вызывала довольно противоречивые впечатления.
Нынешний же вариант был впервые представлен публике в канун Нового года, а в тот субботний день в конце января, когда мы посещали эту сцену, был показан аж три раза, причем судя по информации приведенной на сайте театра, состав даже в течение дня менялся. Все таки исполнителям ведущих партий довольно таки тяжело выходить на сцену три раза в течение дня, а халтурить здесь, как я понимаю, не привыкли.
Прежде всего отметил бы великолепное оформление самого спектакля, и декорации, и костюмы, и свет. Тут постарался, судя по информации приведенной в программке, известный театральный художник, чье имя на слуху, Глеб Фильштинский. Это была самая красочная и необычная постановка оперных спектаклей, что доводилось видеть лично. И вот тут стоит отметить технические возможности, которые имеются на этой сцене, на той же исторической сцене вряд ли было бы возможно воплотить в жизнь все эти замыслы. И на "Тангейзере" я на это обратил внимание, но вот во время действия "Волшебной флейты" это особенно бросалось в глаза.
Что касается стоимости билетов, то она не столь высока. В первый раз на "Тангейзера" билеты нам обошлись в тысячу на Первый ярус, на "Волшебную флейту" на балкон, чуть подороже, хотя эти места и выше, в 1200 рублей, но все таки это был один из премьерных показов, к тому же был субботний вечер.
Вот такой вот запомнилась мне вторая сцена Мариинского театра во время двух первых 'премьерных" визитов в нее. Если отбросить внешний облик театрального здания, а тут я остаюсь при том же, весьма и весьма негативном мнении, то внутри, в целом, театр производит неплохое впечатление. Из явных минусов отметил бы прежде всего гардеробы, расположенные исключительно в подвальных помещениях и скученность которая возникает после окончания представлений. Ну и давка во время прохода на "Волшебную флейту", оставила не самое лучшее воспоминание.
Во всем же остальном все на уровне. Удобные комфортные места даже на галерке, отличный обзор сцены, те технические возможности, которые позволяют ставить спектакли с постоянно изменяющимися декорациями и прочими наворотами, многие из которых было бы трудно превратить в жизнь на сценах старой, если так можно сказать, формации. Да и помещения театральных фойе, довольно просторные оставили скорее позитивное впечатление. Пойду ли я ещё на эту сцену Мариинского театра - не исключаю, хотя все таки мне ближе старые классические театральные здания, пускай и без таких технических возможностей, которые есть на этой сцене.
Год посещения | 2023 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Северо-Западный федеральный округ |
Район | Санкт-Петербург |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Общее впечатление | Если забыть о внешнем облике, то внутри довольно симпатичный и современный театр. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву44
Очень странно было узнать о толчее в гардеробе. Никогда за десятки посещений у нас не возникало никаких проблем. Получали одежду за несколько минут без проблем. Да и толкучка при входе - явление довольно редкое (вероятно, это было связано с отмеченной Вами частотой спектаклей в выходные дни). Вот проблема с отъездом на общественном транспорте существует: спектакли на обеих сценах заканчиваются практически в одно время. С нетерпением ждём открытия станции метро…
А выставка костюмов, если я правильно помню, относится не только к спектаклям по произведениям Чайковского.
Для меня все побочные "недостатки" с лихвой перекрываются великолепной акустикой зала и, как Вы справедливо заметили, отличным обзором сцены практически с любого места.
Удивили насчёт гардероба, у меня меньший, конечно, опыт посещения этой сцены, но оба раза были толпы внизу и путанница, кому в какую очередь вставать.
Кстати, по выходным в фойе новой сцены проводятся концерты, смотрите "Фойе Стравинского" и "Зал Щедрина" в афише
Даа, Вагнера послушать - не поле перейти! Это я про длительность опер:)) Однако, я всегда о времени забываю, если играет классическую музыку настоящий оркестр и голоса хорошие.
С удовольствием бы посетила этот театр и оперы послушала бы!
Тоже долго нос воротила от Новой сцены, по той же причине. Но сходила в конце концов. Понравилось! В мой визит и толчеи не было, толчею я не выношу.
мне здание "второй пятилетки " определённо понравилось своей легкостью,
конечно ДК Первой пятилетки наибольшим образом вписан в перспеективу Крюкова канала,
даже с первого старого фото" бросается в глаза греческая монументальность мавзолейного типа"
да конечно внутреннее пространство уже не соответсвовало современным ожиданиям,
но фасады надо было оставлять,
эдакая связь поколений,
Так интересно читать Ваши театральные отзывы