Отзыв: Фильм "Глубокие реки" (2018) - Выброшенную золу вновь в дом не заносят (с) Кабардинская пословица. А есть ли тот дом?
Достоинства: Мне всё увиденное напомнило творчество М.Ю.Лермонова, пропущенное режиссёром сквозь самого себя ледяной струей
Недостатки: Из этих глубоких рек можно и не выплыть в самом широком смысле
Если опираться на официальные рецензии, и заранее настроиться на поверхностный взгляд критиков с замыленным глазом, есть глубокий риск провалиться в эти "Глубокие реки" и в ужасе, цепляясь за любую возможность, поскорее вынырнуть из кадра и начать отмываться от следов мутных потоков сюжета.
Согласно краткому содержанию, картина выглядит таким образом, как лучше ишимского тобольца П. П. Ершова в "Коньке..." не сформулировать:
"... Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу..."
Канадская полуутопичная и угрюмо-улыбчивая лесоповально-каминная работа "Босиком на рассвете" - убаюкивающая тонкими аккордами средней степени надуманности чувств - условно биографический подарок сына - отцу, а вот на берегах "Глубоких рек" баюкать решительно некого.
Это идеальное решение: снять кино на языке народа, среди которого бытует закон в форме пословицы: "Если ты молод, будь как молодой; если ты дед, будь как дед" (никакого локального "Бессмертного полка" - в фильме ни следа пресловутого кавказского преклонения перед старостью, до того ли: не пристреленная лошадь, но и носить на руках - лишняя трата сил и времени, поломался - лежи, толку всё равно с тебя уже никакого, а жить надо, и это дорогое удовольствие) с текстовым переводом.
Сперва жестковатый отрывистый речевой ряд заставляет забеспокоиться - ой, а я тут пойму вообще, что-то?
Да. Можно было и вовсе не пояснять, о чем говорят между собой и с внешним миром герои фильма.
Фильм производит волнующее впечатление, точно наблюдаешь за гнездом хищных горных птиц типа беркутов, которое свито на краю скалы, которую вот-вот накроет сель, и несмотря на то, что жизнь бесстрашных детей природы уже многократно подвергалась драмам и смертельным опасностям, они, опираясь на ведомые им одним, мотивы, приняли решение стоять на своём до...
Первое, что кидает чёрную тень мрака - отсутствие будущего.
Это разорённое гнездо.
В нём нет потомства. Нет привычного признака семьи, опять же, как пел Булат Окуджава в моём любимом "Батальном полотне":
"Всё слабее запах очага и дыма, молока и хлеба.
Где-то под ногами и над головами - лишь земля и небо..."
То есть и хозяйство есть, и порядок, и леденящий и даже шокирующей острыми краями (не)уют.
Визуал мощный, с непременным условием, что чисто умозрительно очевидно: это и не эпическая байка, но и не документалистика, ибо за искажения фактов или их имитации от народа, о реалиях которого сняты "Глубокие реки", можно и схлопотать. Найдут, да. И принудят (предложат в определённом стиле) "за базар ответить" и "пояснить за шмот", как выражается желторотая юность.
Мягкость линий так же не обошла экран в "Глубоких реках": следует отдать должное исполнительнице женской роли - Мариане Казанчевой. Есть женщины, чьим глазам нечего сказать, не так-то просто ещё решиться взглянуть в них прямо.
Вероятно, в её положении после всего пережитого, героине нужен психолог. Какой-то кризисный. Или диванный. Однако, скорее всего, она даже не знает о существовании таковых: горизонт, прячущийся за горной цепью - вот её терапия.
Героям некогда молиться и некуда жаловаться: обрушивающиеся стволы - их молельный дом, а волки исковых заявлений не принимают, ибо в горах, как и в тайге, даже самосуда нет: достаточно просто зазеваться, и тобой уже хрустят.
Конфликтологии этноса в "Глубоких реках" тоже зацепиться не за что: по какой именно причине младший брат оказался в своей семье совершенно чужим, зритель так и не узнает, а самое главное, до финала так и не поверит, что это вообще их кровный родственник. Да он и сам понимает, что стал псом из посторонней стаи, который уже никогда не удостоится ничего, кроме травли, несмотря на то, что мог бы стать полезным семье.
Точно так же, как чужеродной общей среде стала и сама эта семья. По каким-то одичалым причинам родом из каменных веков, следы которых не смыть даже самой глубокой реке.
Ради чего они так убиваются, ведь впереди - ровным счетом никакого результата?
Почему предпочитают войну вместо жизни?
Вы знаете, а я не решилась бы задавать героям "Глубоких рек" подобные вопросы.
Они звучат оскорбительно для них.
Очень непривычный для стандартного восприятия фильм.
Хорошо, что режиссер и сценарист Владимир Битоков сто раз перед демонстрацией своей работы пояснил: это ничья биография и ничьи топоры, это просто вот так... мрачные мысли.
Как ему удалось войти в полную органику взаимопонимания с оператором Александром Демьяненко ("Антон тут, рядом", экранизация бунинского "Суходола", "Итальянец"), но ребята сделали невозможное: зарядили очень странным, диким, почти пугающим, обжигающим местами, теплом непереносимо ледяную канву.
Драма ли это?
Ни в какой иной жанр эту работу не поместишь, а с другой стороны, ни один герой и не намерен ни шага из происходящего - драматизировать: наступил на топор, попал под дерево, не увернулся от медведя, потерял наследника, послал ко всем чертям родного брата - значит, так тому и быть.
Только человек, который не знает, во что обходятся натурные съёмки такого класса, как в "Глубоких реках" станет возмущённо спрашивать: "И куда это утекли 38 млн. народных денег на эту депрессивную муть ни о чём?!", и только зритель, незнакомый с почерком Александра Сокурова будет раздражаться: "Зачем это постоянно упоминается - факт, что автор "Глубоких рек" - его прямой ученик?!".
Авторский почерк.
Сокуров действительно воспитал экранного мастера, который никогда не сможет снять попсу. Он художник, он так видит. А показывает так, что зритель и понять ничего толком не в силах, и выключить не решается, намертво примёрзнув к картинке. И даже понимая, что вот-вот грохнется либо в эту ледяную воду, либо нарвется на хищника, либо почувствует лезвие топора на какой-то части тела, всё равно досматривает.
Alexkubana, который посоветовал данный фильм, назвал его мужским.
Буду спорить.
В этом кино есть очень прочное место женщине.
И только в таких условиях, какие отражены в "Глубоких реках", ни тема "женщина - вещь!", ни "молчи, женщина!" (все те, что обожают обмусолить в фильмах о Северном Кавказе) не приживаются.
Сформулировать причины, по которым я ставлю этому фильму самые высшие баллы, не смогу, и, тем более, не буду его рекомендовать.
Те, кто стремится к такому кино, сам посмотрит, а отнимать у своих коллег драгоценное время на просмотр фильма, который напоминает краш-тест, я не рискну.
Решайте сами, с уважением к кинематографу не на продажу...
Согласно краткому содержанию, картина выглядит таким образом, как лучше ишимского тобольца П. П. Ершова в "Коньке..." не сформулировать:
"... Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу..."
Канадская полуутопичная и угрюмо-улыбчивая лесоповально-каминная работа "Босиком на рассвете" - убаюкивающая тонкими аккордами средней степени надуманности чувств - условно биографический подарок сына - отцу, а вот на берегах "Глубоких рек" баюкать решительно некого.
Это идеальное решение: снять кино на языке народа, среди которого бытует закон в форме пословицы: "Если ты молод, будь как молодой; если ты дед, будь как дед" (никакого локального "Бессмертного полка" - в фильме ни следа пресловутого кавказского преклонения перед старостью, до того ли: не пристреленная лошадь, но и носить на руках - лишняя трата сил и времени, поломался - лежи, толку всё равно с тебя уже никакого, а жить надо, и это дорогое удовольствие) с текстовым переводом.
Сперва жестковатый отрывистый речевой ряд заставляет забеспокоиться - ой, а я тут пойму вообще, что-то?
Да. Можно было и вовсе не пояснять, о чем говорят между собой и с внешним миром герои фильма.
Фильм производит волнующее впечатление, точно наблюдаешь за гнездом хищных горных птиц типа беркутов, которое свито на краю скалы, которую вот-вот накроет сель, и несмотря на то, что жизнь бесстрашных детей природы уже многократно подвергалась драмам и смертельным опасностям, они, опираясь на ведомые им одним, мотивы, приняли решение стоять на своём до...
Первое, что кидает чёрную тень мрака - отсутствие будущего.
Это разорённое гнездо.
В нём нет потомства. Нет привычного признака семьи, опять же, как пел Булат Окуджава в моём любимом "Батальном полотне":
"Всё слабее запах очага и дыма, молока и хлеба.
Где-то под ногами и над головами - лишь земля и небо..."
То есть и хозяйство есть, и порядок, и леденящий и даже шокирующей острыми краями (не)уют.
Визуал мощный, с непременным условием, что чисто умозрительно очевидно: это и не эпическая байка, но и не документалистика, ибо за искажения фактов или их имитации от народа, о реалиях которого сняты "Глубокие реки", можно и схлопотать. Найдут, да. И принудят (предложат в определённом стиле) "за базар ответить" и "пояснить за шмот", как выражается желторотая юность.
Мягкость линий так же не обошла экран в "Глубоких реках": следует отдать должное исполнительнице женской роли - Мариане Казанчевой. Есть женщины, чьим глазам нечего сказать, не так-то просто ещё решиться взглянуть в них прямо.
Вероятно, в её положении после всего пережитого, героине нужен психолог. Какой-то кризисный. Или диванный. Однако, скорее всего, она даже не знает о существовании таковых: горизонт, прячущийся за горной цепью - вот её терапия.
Героям некогда молиться и некуда жаловаться: обрушивающиеся стволы - их молельный дом, а волки исковых заявлений не принимают, ибо в горах, как и в тайге, даже самосуда нет: достаточно просто зазеваться, и тобой уже хрустят.
Конфликтологии этноса в "Глубоких реках" тоже зацепиться не за что: по какой именно причине младший брат оказался в своей семье совершенно чужим, зритель так и не узнает, а самое главное, до финала так и не поверит, что это вообще их кровный родственник. Да он и сам понимает, что стал псом из посторонней стаи, который уже никогда не удостоится ничего, кроме травли, несмотря на то, что мог бы стать полезным семье.
Точно так же, как чужеродной общей среде стала и сама эта семья. По каким-то одичалым причинам родом из каменных веков, следы которых не смыть даже самой глубокой реке.
Ради чего они так убиваются, ведь впереди - ровным счетом никакого результата?
Почему предпочитают войну вместо жизни?
Вы знаете, а я не решилась бы задавать героям "Глубоких рек" подобные вопросы.
Они звучат оскорбительно для них.
Очень непривычный для стандартного восприятия фильм.
Хорошо, что режиссер и сценарист Владимир Битоков сто раз перед демонстрацией своей работы пояснил: это ничья биография и ничьи топоры, это просто вот так... мрачные мысли.
Как ему удалось войти в полную органику взаимопонимания с оператором Александром Демьяненко ("Антон тут, рядом", экранизация бунинского "Суходола", "Итальянец"), но ребята сделали невозможное: зарядили очень странным, диким, почти пугающим, обжигающим местами, теплом непереносимо ледяную канву.
Драма ли это?
Ни в какой иной жанр эту работу не поместишь, а с другой стороны, ни один герой и не намерен ни шага из происходящего - драматизировать: наступил на топор, попал под дерево, не увернулся от медведя, потерял наследника, послал ко всем чертям родного брата - значит, так тому и быть.
Только человек, который не знает, во что обходятся натурные съёмки такого класса, как в "Глубоких реках" станет возмущённо спрашивать: "И куда это утекли 38 млн. народных денег на эту депрессивную муть ни о чём?!", и только зритель, незнакомый с почерком Александра Сокурова будет раздражаться: "Зачем это постоянно упоминается - факт, что автор "Глубоких рек" - его прямой ученик?!".
Авторский почерк.
Сокуров действительно воспитал экранного мастера, который никогда не сможет снять попсу. Он художник, он так видит. А показывает так, что зритель и понять ничего толком не в силах, и выключить не решается, намертво примёрзнув к картинке. И даже понимая, что вот-вот грохнется либо в эту ледяную воду, либо нарвется на хищника, либо почувствует лезвие топора на какой-то части тела, всё равно досматривает.
Alexkubana, который посоветовал данный фильм, назвал его мужским.
Буду спорить.
В этом кино есть очень прочное место женщине.
И только в таких условиях, какие отражены в "Глубоких реках", ни тема "женщина - вещь!", ни "молчи, женщина!" (все те, что обожают обмусолить в фильмах о Северном Кавказе) не приживаются.
Сформулировать причины, по которым я ставлю этому фильму самые высшие баллы, не смогу, и, тем более, не буду его рекомендовать.
Те, кто стремится к такому кино, сам посмотрит, а отнимать у своих коллег драгоценное время на просмотр фильма, который напоминает краш-тест, я не рискну.
Решайте сами, с уважением к кинематографу не на продажу...
Время использования | всего 75 минут, но какие это долгие минуты |
Общее впечатление | Выброшенную золу вновь в дом не заносят (с) Кабардинская пословица. А есть ли тот дом? |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | НЕТ |
Комментарии к отзыву29
Тяжко было смотреть на гордую смерть. На ничтожную, перепуганную - тошно и противно. А на эту - тяжко, просто давит.
Хотя я и после кассового "Союза спасения" таки дочитала амператорскую переписку…перебранку: лес - рубят, щепки - летят…
Вспомнился рассказ о древе, которое было живое, но его рубили, тк оно "мешало" развиваться городу…
А по факту оказалось, что древо и кормило этот городок, потом он буквально развалился на труху;)
"Моя оценка 5 , но смотреть не рекомендую ! ". Иными словами "За изобретение ставлю 5 , а по предмету "Неуд" !" И аппаратура прие́м !
А вообще , откинув веселье красивый у тебя сложился отзыв . Я ожидал такого письма … И действительно , по Сокуровски вышло , а не по Гайгерманиковски … Серо , озлобленно , ветренно , но не уныло . Есть талант у режиссера идти по грани , не свалившись в чернуху "Волчка" …
И умело ты заплела косу с Ершовским Коньком в эту холодную студёную водицу . Читая , мысленно опять посмотрел этот кин . Короче здорово вышло . Мой вердикт на счёт "мужского" - мои мысли мои скакуны …
У каждого есть увидеть себя в этом фильме , ну или свои очертания . По фантазии . Но кино не проходное . С крюком и обратным цевьём …
Желание можно уловить из чувств уже посмотревших, услышавших…
А насчет женского…
Потрясающая роль!!!!)))…
Она и не актриса… по сути…
- Здесь живут угнетенные женщины Кавказа?…алллеееооо…!
- Муж… Тут тебя к телефону…
"Молчи, женщина"…Вы тут забыли ещё один девиз - Цыц, баба!
А лошадки падать больно об бочок не будут? Что-т я с этой вьюгой такая сентиментальная стала)))
Можно было бы назвать его камерным, но мне он таковым не показался. Цепляет так, что след остаётся. Шрам.
Драма? Наверно, но по эту сторону экрана. А на экране - порядок вещей. Или беспорядок. Другая жизнь. И я хочу знать о ней.
И хоть меня "не пробила лермонтовщина", теперь соглашусь, что этот сквозняк присутствует - не уловила, увы.
Жаль, что смотрела в качестве…не ахти, так скажем. Но не настолько плохом, чтобы не оценить силу воздействия.