Отзыв: Сериал "Пуаро Агаты Кристи" (1989-2013) - Идеальное попадание в эпоху и в образы. Но, увы - сериал...
Достоинства: Атмосфера и антураж старой Англии, великолепный Дэвид Суше
Недостатки: неизбежный недостаток сериала - второсортность. Некоторые сюжеты скучны и примитивны
Досмотрев до конца весь сериал, я решил несколько скорректировать первоначальный отзыв.
Редкий случай, когда в относительно новом фильме, сделанном как экранизация достаточно известного литературного источника, удалось (без всякого ненужного креатива) очень точно попасть как в атмосферу первоисточника, так и в атмосферу страны и времени, о котором в нем написано. Это действительно Англия перед первой мировой войной - архитектура, интерьеры, костюмы, автомобили, поведение людей. Точность и тщательность в деталях просто удивительная. Это действительно Агата Кристи - большинство серий просто следуют за авторским текстом, который очень аккуратно адаптирован к переложению его на экран, никакой ненужной отсебятины. Это тот самый темп развития событий (и тот самый темп самой жизни!), что в произведениях Кристи.
Самое главное - подбор актеров и созданные ими образы. Дэвид Суше просто непередаваемо хорош в роли Пуаро. Я не могу никого поставить рядом с ним в этой роли - просто не получается. Я бы даже сказал, что в фильме он лучше, чем в текстах Кристи. У Кристи он временами немного смешон - а в сериале я такого ни разу не видел - да, он иной раз попадает в забавные ситуации, но смешной оказывается ситуация, а не попавшие в нее персонажи. Да, он слегка эксцентричен и чудаковат - но ровно в той степени, в которой сам считает нужным. Если нужно, он перестает быть неловким чудаком и становится достаточно жестким, чтобы психологически подавить разоблаченного им преступника. Он элегантен, корректен, вежлив - и в то же время это вполне живой человек, с эмоциями. И он, безусловно, очень умен. Очень хороши и остальные постоянные персонажи - капитан Гастингс, инспектор Джепп, мисс Лемон (секретарша Пуаро). Уже только ради них это стоит смотреть.
Теперь о недостатках. Увы, они есть. Первое - это сериал, причем не просто длинный, а очень длинный. А сериал - это неизбежно кино второго сорта. Можно поймать образ и атмосферу, но невозможно сохранять их на изначально высоком уровне из серии в серию, если тех серий - аж 70. 13 сезонов - это уже к мексиканско-бразильской мыльной опере по формату приближается! И уровень серий просто неизбежно падает. Первые серии были великолепны, а потом - все бледнее и бледнее. Основные исполнители держат уровень, но с какого-то момента ты понимаешь - они уже не творят, а отрабатывают. Это, увы, заметно.
Хуже того, за время создания сериала менялись и режиссеры, и сценаристы (увы, это неизбежно). В результате очень заметно поменялась стилистика и настроение сериала. Фильмы первых сезонов - легкие, светлые, позитивные, несмотря на то, что практически в каждом происходит убийство и есть свой злодей. В них Пуаро не одинок - квартет с участием Пуаро, капитана Гастингса, инспектора Джеппа и мисс Лемон просто великолепен, иной раз и не поймешь, что в очередной серии интереснее - преступление и его раскрытие, или то, как эта четверка общается между собой по ходу дела, помогая друг другу, а часто - и подшучивая друг над другом. В первых сезонах много хорошего доброго английского юмора. Потом, к великому моему сожалению, ситуация в сериале начинает меняться. Это начинается в тот момент, когда из серий исчезает мультяшная заставка с паровозиком и главной музыкальной темой сериала. И где-то с середины, эпизода с 7 или 8, сериал становится совсем другим - мрачным, тревожным, никакого юмора. И Пуаро в нем остается один. Он по-прежнему великолепен, но и он меняется - уже нет юмора, только интеллект и грусть, иной раз - даже тоска. В последнем сезоне в одной серии великолепная четверка, сильно постаревшая, воссоединяется - но уже все не то, уже нет того эмоционального единства между ними. Их просто показали, и все... Пусть вторая часть сериала и сильнее первой по части показанных в ней детективных историй и по тому, как именно раскручиваются детективы (и то - далеко не всегда!), но начало мне нравится намного больше - все же стиль, характеры, настроение в детективе важны не меньше, чем преступление и его раскрытие!
Третий недостаток - сюжеты. Агата Кристи написала не просто много, а ОЧЕНЬ много повестей и рассказов с Пуаро в главной роли. Они просто физически не могут быть все одинаково хороши и интересны. Уровень "Восточного экспресса" - это все же исключение, а не правило. Иной раз встречается очевидный проходняк, который скучен и на экране. Встречаются версии одного и того же сюжета - а что было бы, если бы вот этот герой вот тут поступил бы не так, а эдак?
И, наконец, некоторые серии просто не удались, причем это относится в том числе и к знаковым произведениям Кристи. Так в более раннем мини-сериале про Пуаро, где его роль играл Питер Устинов, "Смерть на Ниле" и "Зло под солнцем" на порядок лучше аналогичных серий в этом сериале (за исключением образа Пуаро, Питер Устинов - замечательный актер, но роль Пуаро - не для него). Не удалось в этом сериале и "Убийство в Восточном экспрессе". Во-первых, изуродован сценарий, в начало фильма вставлены совершенно ненужные и нелепые эпизоды, призванные, вероятно, по замыслу сценариста, подготовить зрителя к развязке, а во-вторых, само действие как-то скомкано, урезано, а потому - непонятно и неубедительно. Самая первая экранизация этого романа, несмотря на кошмарную реализацию образа Пуаро и ряд других недостатков, намного лучше и убедительнее.
Несмотря на все перечисленные претензии, для меня просмотр предпоследней серии сериала стал грустным и печальным событием - сериал закончился. Последнюю серию, в которой Пуаро умирает, я принципиально смотреть не стал - для меня он останется живым, как и Шерлок Холмс.
Редкий случай, когда в относительно новом фильме, сделанном как экранизация достаточно известного литературного источника, удалось (без всякого ненужного креатива) очень точно попасть как в атмосферу первоисточника, так и в атмосферу страны и времени, о котором в нем написано. Это действительно Англия перед первой мировой войной - архитектура, интерьеры, костюмы, автомобили, поведение людей. Точность и тщательность в деталях просто удивительная. Это действительно Агата Кристи - большинство серий просто следуют за авторским текстом, который очень аккуратно адаптирован к переложению его на экран, никакой ненужной отсебятины. Это тот самый темп развития событий (и тот самый темп самой жизни!), что в произведениях Кристи.
Самое главное - подбор актеров и созданные ими образы. Дэвид Суше просто непередаваемо хорош в роли Пуаро. Я не могу никого поставить рядом с ним в этой роли - просто не получается. Я бы даже сказал, что в фильме он лучше, чем в текстах Кристи. У Кристи он временами немного смешон - а в сериале я такого ни разу не видел - да, он иной раз попадает в забавные ситуации, но смешной оказывается ситуация, а не попавшие в нее персонажи. Да, он слегка эксцентричен и чудаковат - но ровно в той степени, в которой сам считает нужным. Если нужно, он перестает быть неловким чудаком и становится достаточно жестким, чтобы психологически подавить разоблаченного им преступника. Он элегантен, корректен, вежлив - и в то же время это вполне живой человек, с эмоциями. И он, безусловно, очень умен. Очень хороши и остальные постоянные персонажи - капитан Гастингс, инспектор Джепп, мисс Лемон (секретарша Пуаро). Уже только ради них это стоит смотреть.
Теперь о недостатках. Увы, они есть. Первое - это сериал, причем не просто длинный, а очень длинный. А сериал - это неизбежно кино второго сорта. Можно поймать образ и атмосферу, но невозможно сохранять их на изначально высоком уровне из серии в серию, если тех серий - аж 70. 13 сезонов - это уже к мексиканско-бразильской мыльной опере по формату приближается! И уровень серий просто неизбежно падает. Первые серии были великолепны, а потом - все бледнее и бледнее. Основные исполнители держат уровень, но с какого-то момента ты понимаешь - они уже не творят, а отрабатывают. Это, увы, заметно.
Хуже того, за время создания сериала менялись и режиссеры, и сценаристы (увы, это неизбежно). В результате очень заметно поменялась стилистика и настроение сериала. Фильмы первых сезонов - легкие, светлые, позитивные, несмотря на то, что практически в каждом происходит убийство и есть свой злодей. В них Пуаро не одинок - квартет с участием Пуаро, капитана Гастингса, инспектора Джеппа и мисс Лемон просто великолепен, иной раз и не поймешь, что в очередной серии интереснее - преступление и его раскрытие, или то, как эта четверка общается между собой по ходу дела, помогая друг другу, а часто - и подшучивая друг над другом. В первых сезонах много хорошего доброго английского юмора. Потом, к великому моему сожалению, ситуация в сериале начинает меняться. Это начинается в тот момент, когда из серий исчезает мультяшная заставка с паровозиком и главной музыкальной темой сериала. И где-то с середины, эпизода с 7 или 8, сериал становится совсем другим - мрачным, тревожным, никакого юмора. И Пуаро в нем остается один. Он по-прежнему великолепен, но и он меняется - уже нет юмора, только интеллект и грусть, иной раз - даже тоска. В последнем сезоне в одной серии великолепная четверка, сильно постаревшая, воссоединяется - но уже все не то, уже нет того эмоционального единства между ними. Их просто показали, и все... Пусть вторая часть сериала и сильнее первой по части показанных в ней детективных историй и по тому, как именно раскручиваются детективы (и то - далеко не всегда!), но начало мне нравится намного больше - все же стиль, характеры, настроение в детективе важны не меньше, чем преступление и его раскрытие!
Третий недостаток - сюжеты. Агата Кристи написала не просто много, а ОЧЕНЬ много повестей и рассказов с Пуаро в главной роли. Они просто физически не могут быть все одинаково хороши и интересны. Уровень "Восточного экспресса" - это все же исключение, а не правило. Иной раз встречается очевидный проходняк, который скучен и на экране. Встречаются версии одного и того же сюжета - а что было бы, если бы вот этот герой вот тут поступил бы не так, а эдак?
И, наконец, некоторые серии просто не удались, причем это относится в том числе и к знаковым произведениям Кристи. Так в более раннем мини-сериале про Пуаро, где его роль играл Питер Устинов, "Смерть на Ниле" и "Зло под солнцем" на порядок лучше аналогичных серий в этом сериале (за исключением образа Пуаро, Питер Устинов - замечательный актер, но роль Пуаро - не для него). Не удалось в этом сериале и "Убийство в Восточном экспрессе". Во-первых, изуродован сценарий, в начало фильма вставлены совершенно ненужные и нелепые эпизоды, призванные, вероятно, по замыслу сценариста, подготовить зрителя к развязке, а во-вторых, само действие как-то скомкано, урезано, а потому - непонятно и неубедительно. Самая первая экранизация этого романа, несмотря на кошмарную реализацию образа Пуаро и ряд других недостатков, намного лучше и убедительнее.
Несмотря на все перечисленные претензии, для меня просмотр предпоследней серии сериала стал грустным и печальным событием - сериал закончился. Последнюю серию, в которой Пуаро умирает, я принципиально смотреть не стал - для меня он останется живым, как и Шерлок Холмс.
Общее впечатление | Идеальное попадание в эпоху и в образы. Но, увы - сериал... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву4
а скучное--по причине того что то время в англии--нам не знакомо