Отзыв: Фильм "Рассекая волны" (1996) - Жертвенность, как спасение.
Достоинства: снято глубоко и метко, потрясающая актерская игра, небанальный режиссерский взгляд, музыка
Недостатки: Триер - специфический режиссер
Это мой самый любимый фильм одиозного и необычного датского режиссера Ларса фон Триера. Гарантирую: после просмотра у вас будет душевный бум.
"Я такое не могу смотреть", - говорит моя мама. Многие сознательно ограждают себя от сильных душевных эмоций, которые может дать кино и литература. Но я привыкла копаться в пороках и боли: работа у меня такая:-)
Главная героиня "Рассекая волны" - Бесс МакНил - очень странная девушка, совсем не приспособленная к обыденной жизни и быту. Все небезосновательно считают ее "не от мира сего". Бесс - простодушна до безобразия. Не зря ведь Триер в одном из интервью сказал: "В основе гуманизма лежит наивность".
Бесс живет среди членов ортодоксальной религиозной общины с суровыми пуританскими нравами. Ко всем этим людям так и цепляется прозвище - фарисеи. Букву они ставят выше слова, закон - выше любви. Они с легкостью навешивают ярлыки, не боятся судить и осуждать. Например, обращение пастора на похоронах к усопшему: "Ты - настоящий грешник. И место тебе - в аду!". Как вам? Я считаю, что изобличение фарисейства - огромная заслуга Триера. И, кстати, не его одного. Подобная же тема блистательно реализована в фильмах "Филомена"(католичество) и "Соседи Бога" (иудаизм). Жаль, не имела возможности увидеть столь же безжалостных изобличителей подобного порока в православии, представители которого тоже частенько страдают надменностью.
Но Бесс другая. Настолько другая, что кажется ненормальной. Почему только кажется? Она такая и есть в представлении обывателей. Бесс умеет ЛЮБИТЬ. Всем нутром. Каждой клеткой своей кожи. Объект любви - вполне себе земной мужичок, бурильщик нефти Ян. Здесь перехлестывается инфантильное и взрослое. Девственница, разговаривающая с Богом, выходит замуж и познает все прелести супружеской жизни. Прелести начинаются прямо в день свадьбы: невеста спешит отдаться жениху, не снимая подвенечного платья.
Свадьба - излюбленное торжество Триера. По крайней мере, в более свежем его фильме "Меланхолия" снова фигурирует это мероприятие. Триер над церемонией бракосочетания с последующим празднованием почти издевается. Но в "Рассекая волны" издевка еще не слишком явная. Хотя свадьба вышла еще та: дерганая, но унылая.
Другая "фишка" Триера - натурализм. Скачущая камера в стиле "home-video", персонажи, напрочь лишенные глянца, неудобные позы, сопение, возня. Словом, все, как в жизни. А красивая музыка будет только в промежутке между частями фильма. Поклонники рок-баллад не останутся равнодушными: Боб Дилан, Род Стюарт, Дэвид Боуи и Deep Purple.
Деление на части - еще одна особенность фильмов датского режиссера. К такому же композиционному приему он прибегнет и в "Меланхолии", и в "Нимфоманке".
Бесс - это запредельная по сложности роль. Даже не представляю, кто смог бы ее так точно исполнить, кроме Эмили Уотсон. Только представьте, по сюжету Бесс МакНил общается с Богом. Не монологом, а диалогом. То есть она еще и отвечает за него. И смотрится это так, что глаз не оторвать.
Говорят, что Триер выжимает из актеров всю душу. Бьорк после фильма "Танцующая в темноте" чуть с ума не сошла. Что происходило с Уотсон, можно только догадываться.
Любовь Бесс к Яну очень плотская. Она и сама этого не скрывает:
- Господь наделил талантом каждого из нас.
- В чем же талант Яна?
- Он великий любовник.
Но "ваниль" не будет долгой. Любовь испытают разлукой, ведь профессия бурильщика предполагает длительное отсутствие на континенте. Расставание станет мучительным, как "маленькая смерть". Кстати, ученые нашли вполне конкретное объяснение такому явлению: гормон любви "окситоцин" вызывает также боль и страх.
А дальше? Дальше будет величайшее испытание, гораздо более страшное, чем разлука. Я не знаю, как именно Триер относится к христианству, но очевидно, что он - человек верующий. Аллюзии на библейское у Триера отовсюду.
- Бережное отношение к слову. В свое время это получило реализацию в пословице: "Слово - не воробей. Вылетит - не поймаешь". Христианство порицает пустые слова. Бог велит "фильтровать базар".
- Изобличение эгоизма. Любовь - это не только владеть, но и отдавать.
- История Марии Магдалины. Правда, у Триера весьма оригинальная трансформация этого момента. Но суть в результате та же - развратница оказывается самой большой праведницей. Ступив на кривой путь греха, Бесс сохраняет чистоту. Парадоксально? Но ведь никто не обещал, что будет просто!
- Жертвенность. Главный акцент фильма и главный камень преткновения в отзывах об этом кино. Кто-то даже усмотрел умело завуалированный плевок на христианство. Мол, режиссер сам взял на себя миссию определять меру греха и оправдывать его. Я так не думаю. Вся суть христианства как раз в том, чтобы поставить любовь выше закона. Сам Иисус сказал: возлюби Господа своего и возлюби ближнего своего. Поэтому оправдание Бесс - вполне закономерно.
Финал оглушительный. Величественный луч в царстве скорби. После просмотра по лицу размазюканные слезы. А потом ночь почти без сна. "Рассекая волны" - не из тех фильмов, которые спустя какое-то время можно забыть. Кино буквально впечатывается тебе в душу. Навсегда.
И еще. "Рассекая волны" - первый фильм трилогии Триера "Золотое сердце". Два последующих - "Идиоты" и "Танцующая в темноте". Последний видела, но загрустила уже к середине. Не потому что фильм бездарный, а потому что он невероятно тяжелый. Несмотря на жанр - мюзикл.
P.S. О самом любимом писать и просто, и сложно. Я надеюсь, что каплей своей любви к этому фильму я заразила и вас.
"Я такое не могу смотреть", - говорит моя мама. Многие сознательно ограждают себя от сильных душевных эмоций, которые может дать кино и литература. Но я привыкла копаться в пороках и боли: работа у меня такая:-)
Главная героиня "Рассекая волны" - Бесс МакНил - очень странная девушка, совсем не приспособленная к обыденной жизни и быту. Все небезосновательно считают ее "не от мира сего". Бесс - простодушна до безобразия. Не зря ведь Триер в одном из интервью сказал: "В основе гуманизма лежит наивность".
Бесс живет среди членов ортодоксальной религиозной общины с суровыми пуританскими нравами. Ко всем этим людям так и цепляется прозвище - фарисеи. Букву они ставят выше слова, закон - выше любви. Они с легкостью навешивают ярлыки, не боятся судить и осуждать. Например, обращение пастора на похоронах к усопшему: "Ты - настоящий грешник. И место тебе - в аду!". Как вам? Я считаю, что изобличение фарисейства - огромная заслуга Триера. И, кстати, не его одного. Подобная же тема блистательно реализована в фильмах "Филомена"(католичество) и "Соседи Бога" (иудаизм). Жаль, не имела возможности увидеть столь же безжалостных изобличителей подобного порока в православии, представители которого тоже частенько страдают надменностью.
Но Бесс другая. Настолько другая, что кажется ненормальной. Почему только кажется? Она такая и есть в представлении обывателей. Бесс умеет ЛЮБИТЬ. Всем нутром. Каждой клеткой своей кожи. Объект любви - вполне себе земной мужичок, бурильщик нефти Ян. Здесь перехлестывается инфантильное и взрослое. Девственница, разговаривающая с Богом, выходит замуж и познает все прелести супружеской жизни. Прелести начинаются прямо в день свадьбы: невеста спешит отдаться жениху, не снимая подвенечного платья.
Свадьба - излюбленное торжество Триера. По крайней мере, в более свежем его фильме "Меланхолия" снова фигурирует это мероприятие. Триер над церемонией бракосочетания с последующим празднованием почти издевается. Но в "Рассекая волны" издевка еще не слишком явная. Хотя свадьба вышла еще та: дерганая, но унылая.
Другая "фишка" Триера - натурализм. Скачущая камера в стиле "home-video", персонажи, напрочь лишенные глянца, неудобные позы, сопение, возня. Словом, все, как в жизни. А красивая музыка будет только в промежутке между частями фильма. Поклонники рок-баллад не останутся равнодушными: Боб Дилан, Род Стюарт, Дэвид Боуи и Deep Purple.
Деление на части - еще одна особенность фильмов датского режиссера. К такому же композиционному приему он прибегнет и в "Меланхолии", и в "Нимфоманке".
Бесс - это запредельная по сложности роль. Даже не представляю, кто смог бы ее так точно исполнить, кроме Эмили Уотсон. Только представьте, по сюжету Бесс МакНил общается с Богом. Не монологом, а диалогом. То есть она еще и отвечает за него. И смотрится это так, что глаз не оторвать.
Говорят, что Триер выжимает из актеров всю душу. Бьорк после фильма "Танцующая в темноте" чуть с ума не сошла. Что происходило с Уотсон, можно только догадываться.
Любовь Бесс к Яну очень плотская. Она и сама этого не скрывает:
- Господь наделил талантом каждого из нас.
- В чем же талант Яна?
- Он великий любовник.
Но "ваниль" не будет долгой. Любовь испытают разлукой, ведь профессия бурильщика предполагает длительное отсутствие на континенте. Расставание станет мучительным, как "маленькая смерть". Кстати, ученые нашли вполне конкретное объяснение такому явлению: гормон любви "окситоцин" вызывает также боль и страх.
А дальше? Дальше будет величайшее испытание, гораздо более страшное, чем разлука. Я не знаю, как именно Триер относится к христианству, но очевидно, что он - человек верующий. Аллюзии на библейское у Триера отовсюду.
- Бережное отношение к слову. В свое время это получило реализацию в пословице: "Слово - не воробей. Вылетит - не поймаешь". Христианство порицает пустые слова. Бог велит "фильтровать базар".
- Изобличение эгоизма. Любовь - это не только владеть, но и отдавать.
- История Марии Магдалины. Правда, у Триера весьма оригинальная трансформация этого момента. Но суть в результате та же - развратница оказывается самой большой праведницей. Ступив на кривой путь греха, Бесс сохраняет чистоту. Парадоксально? Но ведь никто не обещал, что будет просто!
- Жертвенность. Главный акцент фильма и главный камень преткновения в отзывах об этом кино. Кто-то даже усмотрел умело завуалированный плевок на христианство. Мол, режиссер сам взял на себя миссию определять меру греха и оправдывать его. Я так не думаю. Вся суть христианства как раз в том, чтобы поставить любовь выше закона. Сам Иисус сказал: возлюби Господа своего и возлюби ближнего своего. Поэтому оправдание Бесс - вполне закономерно.
Финал оглушительный. Величественный луч в царстве скорби. После просмотра по лицу размазюканные слезы. А потом ночь почти без сна. "Рассекая волны" - не из тех фильмов, которые спустя какое-то время можно забыть. Кино буквально впечатывается тебе в душу. Навсегда.
И еще. "Рассекая волны" - первый фильм трилогии Триера "Золотое сердце". Два последующих - "Идиоты" и "Танцующая в темноте". Последний видела, но загрустила уже к середине. Не потому что фильм бездарный, а потому что он невероятно тяжелый. Несмотря на жанр - мюзикл.
P.S. О самом любимом писать и просто, и сложно. Я надеюсь, что каплей своей любви к этому фильму я заразила и вас.
Общее впечатление | Жертвенность, как спасение. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву26
Великое умение - надавить именно на ту плоть, где есть нервы.
Второй раз смотреть не хочу. Пока не хочу)
Поздравляю с познанием различных граней творчества Триера ;)
Я с сим шедевром еще не знакома.
Очень сильный фильм. Полностью с Вами согласна, что после просмотра этого фильма происходит настоящий душевный бум.
Я очень долго была "под впечатлением". Такие фильмы не забываются!
Спасибо за очень интересный и "душевный" отзыв!