Отзыв: Античный город Ликия (Турция, Демре) - «Машина времени» среди ликийской пустыни: можно видеть прошлое, даже трогать, но изменить ничего нельзя (много_фотографий)
Достоинства: хорошо сохранившаяся архитектура монументальных сооружений, искусная обработка камня, интересные артефакты, возможность прикоснуться к древности
Недостатки: сохранился лишь небольшой фрагмент города, проход к системе гробниц для туристов закрыт
Всем привет!
Сразу же хочу предупредить, что в этом тексте (как и в остальных моих отзывах) не будет никаких рефератов по истории, выписок и выжимок из школьных уроков или институтских курсов, пересказов статей из Вики или других сайтов, посвящённых исторической науке, а также изложений рассказов экскурсоводов. Всего этого в отзывах я очень не люблю, не приемлю и стараюсь не практиковать. Только личные впечатления.
Вообще я не очень увлекаюсь историей и довольно равнодушен ко всяческой архитектуре, музеям и памятникам, так что стараюсь обходить подобные места стороной, но если уж вышло так, что экскурсионная программа включает «погляделки» на развалины, то пусть их возраст будет измеряться не веками, а хотя бы тысячелетиями, и тут дело не во впечатляющем огромном временном расстоянии, которое сооружениям удалось преодолеть и даже не в инженерных решениях, благодаря которым это стало возможно, а в том, что постройки тех времён сопровождали человечество на том отрезке времени, когда оно ещё, на мой личный взгляд, имело все шансы сохранить гармонию с природой и пока не сорвалось в пропасть, неизбежное падение в которую отчаянно пытается замедлить по сей день. Итак, развалины юности цивилизации.
Посещение этого города для меня было самой главной «заманухой» в знаменитой на всём южном побережье Турции тройной экскурсии «Демре-Мира-Кекова». Если говорить уж совсем начистоту, воображение больше всего пленял, разумеется, Кекова: всё-таки затонувший город, турецкая «Антлантида», да и путешествие морем, все дела. Собственно, туда нас первым делом и повезли, перевернув экскурсию с ног на голову. (Пока другие туристические группы осматривают развалины, мы ходили на остров, чтобы во второй половине дня поменяться с ними местами). Только Кекова оказался намного скромнее, чем я себе представлял, поэтому я вернулся к «плану Б». Не могло же быть так, чтобы и здесь промах! И точно, так и есть, Мира оказался настоящей «бомбой».
Нужно сразу уточнить, что Ликия - это древнее государство со столицей Мира (современный Демре), а не город, однако место, куда возят туристов, очень часто называют Ликией, а оно довольно-таки небольшое, его и городом-то сложно назвать, во всяком случае, то, что осталось от былого, наверное, гораздо более обширного поселения. Если вкратце, это развалины амфитеатра с прилегающей к нему системой скальных гробниц. Вот, собственно и всё, что осталось от античного города. Маловато, конечно, но хорошо, хоть это сохранилось в достаточной целости, чтобы можно было, не особо напрягая воображение, понять, что собой представлял этот фрагмент знаменитого поселения.
Входные билеты, если вы приехали самостоятельно, можно купить прямо здесь же, нам же их просто выдали в туристическом автобусе, поэтому я даже не знаю точно, сколько они стоят. Какую-то чисто символическую сумму вроде десяти лир (около пяти долларов), не больше. Получив их, мы тут же, не теряя ни секунды, поспешили на территорию так называемого города.
Да и не только цвет, сама текстура камня тоже далеко не одинакова по всей поверхности: местами он рыхлый и рассыпчатый, а где-то достаточно твёрдый и будто отполированный. Может быть, это недалеко от истины, принимая во внимание то, сколько человеческих рук утолили жажду до него дотронуться и погладить ладонью.
Подобная неравномерная текстура создаёт впечатление того, что ты притрагиваешься к чему-то настолько древнему, что в сравнении с ним всё, что ты знаешь о жизни, всего лишь пыль, осыпающаяся с этих серых камней и улетающая вместе с первым порывом ветра. Это великолепное ощущение, я больше нигде до этого и ни разу после этого подобного не испытывал.
На территории города можно встретить разные интересные артефакты (назовём их так). От объёмных изображений лиц, напоминающих театральные маски, до колонн и причудливо обработанных элементов каменных строений. Всё это доступно не только для фото- и видеосъёмки, но и для физического контакта, всё можно потрогать, практически по всему полазить, хотя не стоит злоупотреблять последним, потому что дежурящие неподалёку полицейские обязательно обратят на вас внимание. И явно не для того, чтобы сфотографироваться с вами на память. В общем, обстановка столь же демократична, как и в парке динозавров Dinopark с той лишь разницей, что развалины, в отличие от динозавров, не шевелятся и не кричат голосами живших здесь когда-то людей. А жаль, картина была бы ещё более полной. Впрочем, воображение нам в помощь.
Там, где физическое присутствие туристов наиболее нежелательно, стоят металлические ограждения. По всему видно, что им (этим заборам) явно не сотни лет. Скорее всего, это сделано не столько в целях сохранности сооружений, сколько в целях безопасности самих туристов, потому что многие камни закреплены лишь на честном слове и даже на вид не слишком стабильны. Что-то не очень хотелось проверять их на прочность и устойчивость. Впрочем, возможно это только кажется. Судя по всему, вес этих глыб огромный и их даже при желании не так-то легко сдвинуть.
В город можно войти через огромный проход, по которому вы попадёте сразу же на арену амфитеатра, можно подняться по крутой каменной лестнице внутрь «подсобных помещений», чтобы из них попасть на верхние ряды, а можно немного обойти слева, чтобы воспользоваться лестницей деревянной, более пологой, её немного видно с левого края снимка.
Оказавшись на арене амфитеатра, чувствуешь какую-то странную тревогу, наверное, это игры воображения, только ощущение стойкое и отчётливое: ты под прицелом многих тысяч глаз, ты находишься на самом видном месте, тебя чуть ли не рассматривают в микроскоп, как препарированное земноводное. А всё потому, что сооружение громадное, хорошо сохранившееся, я бы даже сказал, не утратившее функциональности. Действительно, здесь легко можно разместить несколько тысяч человек, как на любом современном стадионе, и каждый из зрителей будет иметь прекрасную возможность видеть всё происходящее на арене, будь то ристалище или постановка театральной пьесы. К сожалению, ничего не могу сказать о здешней акустике, но теоретически должна быть неплохой, потому что все строительные материалы твёрдые.
Очень хорошо заметно деление на сектора: лестницы, по которым зрители могли перемещаться вверх и вниз, чтобы занять своё место в том или ином ряду, отлично сохранились, теперь по ним снуют туристы со всего мира, чтобы сделать снимки или попытаться почувствовать себя зрителем древнего мира.
Собственно, лестницы от самих «сидений» отличаются весьма условно: просто дополнительное углубление в ярусе и, таким образом, два уровня вместо одного, чтобы было легче подниматься или спускаться. Сами «сиденья» довольно удобные (хотя и жестковаты, всё-таки камень), многие туристы не прочь на них приземлиться, чтобы сделать снимок или просто отдохнуть и поиграть со своим воображением, глядя вниз, на арену или по сторонам.
Кулисы амфитеатра также довольно хорошо сохранились, можно пройти в арки или обычные дверные проёмы, погулять по коридорам и войти в каменные комнаты-«гримёрки». Пол в таких комнатах песчаный или поросший травой, часто застелен сравнительно ровными каменными плитами, а местами и деревянный - продукт современности, разумеется.
Самые верхние шесть рядов амфитеатра отделены от остальных и находятся на возвышении, соизмеримом с человеческим ростом. В некоторых местах можно по камням взобраться и на них, но дежурящие тут же полицейские делать этого не позволяют. Может оно и к лучшему, потому что оттуда можно запросто упасть и покалечиться, а вообще сбоку есть малозаметная лесенка, оборудованная деревянными перилами.
В некоторых подсобных помещениях жуткая темень и, если ничем не освещать себе путь, можно запросто расшибиться, так что ступать надо очень осторожно. Особенно учитывая, насколько крутые здесь лестницы. То ли люди прошлого были все поголовно более длинноногие, чем мы, то ли спартанские условия были в моде, то ли строителям было не до комфорта, поди разберись, но только после этих лестниц наши современные кажутся эскалаторами, которые сами поднимают вас наверх.
Местами даже деревянные подставки установлены, чтобы туристам было легче подниматься. Обращают на себя пристальное внимание и распорки, удерживающие своды коридоров (на предыдущем снимке их также очень хорошо видно вверху). Это уже не ради удобства, а в целях безопасности и сохранности конструкций.
К сожалению, с гробницами исследовательские дела обстоят несколько сложнее. К ним проход для туристов закрыт, так что их можно рассматривать лишь на расстоянии, используя хороший оптический зум фотокамеры и собственную зоркость. Кстати, именно эти ликийские гробницы являются неким символом данной тройной экскурсии, их изображение чаще всего печатают на рекламных буклетах и проспектах. В общем-то, понять это можно очень легко: строения и правда весьма необычны, хоть ими и нельзя полюбоваться вблизи.
Но даже и на почтительном расстоянии эти монументальные сооружения очень впечатляют. Причём впечатляют положительно: видны кропотливые старания мастеров древности, с которыми они обтачивали камень. На первый взгляд кажется, что работы были выполнены не на месте и под открытым небом, а где-то в более удобных условиях, с использованием стационарных устройств обработки, а потом привезены и установлены здесь, на каменной горе. Разумеется, это не так, и тем сильнее впечатление от увиденного.
Только представьте себе, это была монолитная скала, от которой планомерно, удар за ударом, откалывали «лишнее», отмеряли, выравнивали, шлифовали, местами неоднородная порода откалывалась, погребая труды многих месяцев, мастера ругались, собирались с силами и снова, под палящими лучами солнца, делали работу, результаты которой пережили не только их самих, но и многие века. Представили? А теперь смотрите:
Система гробниц многоэтажная, и каждый ярус повторяет предыдущий с едва заметными отличиями, как правило, в каких-то незначительных деталях. Если очень присмотреться, можно обнаружить барельефы с изображением людей или различной символикой, и это очень интересно, потому что некоторые детали, как ни старайся, видны не всем желающим, кто-то, как ни бейся, всё равно не видит очертаний каких-то узнаваемых образов на этих серых камнях, отшлифованных как людьми, так и многими веками.
Часть гробниц грубо разрушена, как будто их били огромным тараном, часть сохранилась так, словно никто к ним за эти годы ни разу так и не притронулся.
Вся система выглядит как огромное здание со множеством беспорядочно расположенных, но красиво очерченных и обработанных талантливой рукой окон, каждое из которых размером с большую дверь. В некоторые из этих «дверей», при желании, можно было бы даже протиснуться, хотя проход и частично закрыт. Где-то он открыт полностью, а где-то и протискиваться не нужно – вход свободный и достаточно большой. Правда, внутри смотреть не на что, ничего интересного там нет.
Некоторые гробницы расположены прямо за амфитеатром, точнее, немного выше его самых верхних рядов. А некоторые отдельные усыпальницы как будто намеренно сделаны особняком, либо в стороне и отдельно от остальных, либо очень высоко над ними. По всему видно, таким образом была подчёркнута исключительность особ, для которых они предназначались.
Растительность начинает понемногу заявлять о своих правах и, если с ней ничего не делать, думаю, со временем, она покроет всё, на что можно было бы посмотреть. Хотя, расти практически из камня, наверное, не так-то просто, а потому если это и произойдёт, то очень нескоро.
Неподалёку от сооружений можно увидеть систему теплиц (а точнее, «холодниц», так как они построены не для сохранения тепла а, скорее, для спасения от жары) для выращивания томатов. За колючей проволокой, разумеется, но можно подойти довольно близко, чтобы рассмотреть.
Уходя из города назад, к автобусам, я находился в прострации и уже почти не думал о том, что впереди нас ждёт ещё и знаменитый храм Николая Чудотворца в Демре, который, впрочем, не произвёл на меня столь сильного впечатления, как этот небольшой античный городок.
Словно я совершил абсолютно невозможное: среди ликийской пустыни нашёл машину времени и воспользовался ею, чтобы пронзить толщу веков. Прошлое было абсолютно реальным, на него можно было смотреть, его можно было трогать руками, по нему можно было ходить ногами, даже взять кусочек былого с собой, только изменить в нём уже ничего нельзя. Время безжалостно. Садясь в автобус, я буквально всем телом ощутил, как и это увлекательное путешествие становится лишь историей. Ещё одним навсегда ушедшим днём моей жизни, в котором уже ничего нельзя будет исправить. А и не очень-то хочется.
Отдыхайте активно, разнообразно и интересно! До новых встреч, друзья.
Сразу же хочу предупредить, что в этом тексте (как и в остальных моих отзывах) не будет никаких рефератов по истории, выписок и выжимок из школьных уроков или институтских курсов, пересказов статей из Вики или других сайтов, посвящённых исторической науке, а также изложений рассказов экскурсоводов. Всего этого в отзывах я очень не люблю, не приемлю и стараюсь не практиковать. Только личные впечатления.
Вообще я не очень увлекаюсь историей и довольно равнодушен ко всяческой архитектуре, музеям и памятникам, так что стараюсь обходить подобные места стороной, но если уж вышло так, что экскурсионная программа включает «погляделки» на развалины, то пусть их возраст будет измеряться не веками, а хотя бы тысячелетиями, и тут дело не во впечатляющем огромном временном расстоянии, которое сооружениям удалось преодолеть и даже не в инженерных решениях, благодаря которым это стало возможно, а в том, что постройки тех времён сопровождали человечество на том отрезке времени, когда оно ещё, на мой личный взгляд, имело все шансы сохранить гармонию с природой и пока не сорвалось в пропасть, неизбежное падение в которую отчаянно пытается замедлить по сей день. Итак, развалины юности цивилизации.
Посещение этого города для меня было самой главной «заманухой» в знаменитой на всём южном побережье Турции тройной экскурсии «Демре-Мира-Кекова». Если говорить уж совсем начистоту, воображение больше всего пленял, разумеется, Кекова: всё-таки затонувший город, турецкая «Антлантида», да и путешествие морем, все дела. Собственно, туда нас первым делом и повезли, перевернув экскурсию с ног на голову. (Пока другие туристические группы осматривают развалины, мы ходили на остров, чтобы во второй половине дня поменяться с ними местами). Только Кекова оказался намного скромнее, чем я себе представлял, поэтому я вернулся к «плану Б». Не могло же быть так, чтобы и здесь промах! И точно, так и есть, Мира оказался настоящей «бомбой».
Нужно сразу уточнить, что Ликия - это древнее государство со столицей Мира (современный Демре), а не город, однако место, куда возят туристов, очень часто называют Ликией, а оно довольно-таки небольшое, его и городом-то сложно назвать, во всяком случае, то, что осталось от былого, наверное, гораздо более обширного поселения. Если вкратце, это развалины амфитеатра с прилегающей к нему системой скальных гробниц. Вот, собственно и всё, что осталось от античного города. Маловато, конечно, но хорошо, хоть это сохранилось в достаточной целости, чтобы можно было, не особо напрягая воображение, понять, что собой представлял этот фрагмент знаменитого поселения.
Входные билеты, если вы приехали самостоятельно, можно купить прямо здесь же, нам же их просто выдали в туристическом автобусе, поэтому я даже не знаю точно, сколько они стоят. Какую-то чисто символическую сумму вроде десяти лир (около пяти долларов), не больше. Получив их, мы тут же, не теряя ни секунды, поспешили на территорию так называемого города.
Да и не только цвет, сама текстура камня тоже далеко не одинакова по всей поверхности: местами он рыхлый и рассыпчатый, а где-то достаточно твёрдый и будто отполированный. Может быть, это недалеко от истины, принимая во внимание то, сколько человеческих рук утолили жажду до него дотронуться и погладить ладонью.
Подобная неравномерная текстура создаёт впечатление того, что ты притрагиваешься к чему-то настолько древнему, что в сравнении с ним всё, что ты знаешь о жизни, всего лишь пыль, осыпающаяся с этих серых камней и улетающая вместе с первым порывом ветра. Это великолепное ощущение, я больше нигде до этого и ни разу после этого подобного не испытывал.
На территории города можно встретить разные интересные артефакты (назовём их так). От объёмных изображений лиц, напоминающих театральные маски, до колонн и причудливо обработанных элементов каменных строений. Всё это доступно не только для фото- и видеосъёмки, но и для физического контакта, всё можно потрогать, практически по всему полазить, хотя не стоит злоупотреблять последним, потому что дежурящие неподалёку полицейские обязательно обратят на вас внимание. И явно не для того, чтобы сфотографироваться с вами на память. В общем, обстановка столь же демократична, как и в парке динозавров Dinopark с той лишь разницей, что развалины, в отличие от динозавров, не шевелятся и не кричат голосами живших здесь когда-то людей. А жаль, картина была бы ещё более полной. Впрочем, воображение нам в помощь.
Там, где физическое присутствие туристов наиболее нежелательно, стоят металлические ограждения. По всему видно, что им (этим заборам) явно не сотни лет. Скорее всего, это сделано не столько в целях сохранности сооружений, сколько в целях безопасности самих туристов, потому что многие камни закреплены лишь на честном слове и даже на вид не слишком стабильны. Что-то не очень хотелось проверять их на прочность и устойчивость. Впрочем, возможно это только кажется. Судя по всему, вес этих глыб огромный и их даже при желании не так-то легко сдвинуть.
В город можно войти через огромный проход, по которому вы попадёте сразу же на арену амфитеатра, можно подняться по крутой каменной лестнице внутрь «подсобных помещений», чтобы из них попасть на верхние ряды, а можно немного обойти слева, чтобы воспользоваться лестницей деревянной, более пологой, её немного видно с левого края снимка.
Оказавшись на арене амфитеатра, чувствуешь какую-то странную тревогу, наверное, это игры воображения, только ощущение стойкое и отчётливое: ты под прицелом многих тысяч глаз, ты находишься на самом видном месте, тебя чуть ли не рассматривают в микроскоп, как препарированное земноводное. А всё потому, что сооружение громадное, хорошо сохранившееся, я бы даже сказал, не утратившее функциональности. Действительно, здесь легко можно разместить несколько тысяч человек, как на любом современном стадионе, и каждый из зрителей будет иметь прекрасную возможность видеть всё происходящее на арене, будь то ристалище или постановка театральной пьесы. К сожалению, ничего не могу сказать о здешней акустике, но теоретически должна быть неплохой, потому что все строительные материалы твёрдые.
Очень хорошо заметно деление на сектора: лестницы, по которым зрители могли перемещаться вверх и вниз, чтобы занять своё место в том или ином ряду, отлично сохранились, теперь по ним снуют туристы со всего мира, чтобы сделать снимки или попытаться почувствовать себя зрителем древнего мира.
Собственно, лестницы от самих «сидений» отличаются весьма условно: просто дополнительное углубление в ярусе и, таким образом, два уровня вместо одного, чтобы было легче подниматься или спускаться. Сами «сиденья» довольно удобные (хотя и жестковаты, всё-таки камень), многие туристы не прочь на них приземлиться, чтобы сделать снимок или просто отдохнуть и поиграть со своим воображением, глядя вниз, на арену или по сторонам.
Кулисы амфитеатра также довольно хорошо сохранились, можно пройти в арки или обычные дверные проёмы, погулять по коридорам и войти в каменные комнаты-«гримёрки». Пол в таких комнатах песчаный или поросший травой, часто застелен сравнительно ровными каменными плитами, а местами и деревянный - продукт современности, разумеется.
Самые верхние шесть рядов амфитеатра отделены от остальных и находятся на возвышении, соизмеримом с человеческим ростом. В некоторых местах можно по камням взобраться и на них, но дежурящие тут же полицейские делать этого не позволяют. Может оно и к лучшему, потому что оттуда можно запросто упасть и покалечиться, а вообще сбоку есть малозаметная лесенка, оборудованная деревянными перилами.
В некоторых подсобных помещениях жуткая темень и, если ничем не освещать себе путь, можно запросто расшибиться, так что ступать надо очень осторожно. Особенно учитывая, насколько крутые здесь лестницы. То ли люди прошлого были все поголовно более длинноногие, чем мы, то ли спартанские условия были в моде, то ли строителям было не до комфорта, поди разберись, но только после этих лестниц наши современные кажутся эскалаторами, которые сами поднимают вас наверх.
Местами даже деревянные подставки установлены, чтобы туристам было легче подниматься. Обращают на себя пристальное внимание и распорки, удерживающие своды коридоров (на предыдущем снимке их также очень хорошо видно вверху). Это уже не ради удобства, а в целях безопасности и сохранности конструкций.
К сожалению, с гробницами исследовательские дела обстоят несколько сложнее. К ним проход для туристов закрыт, так что их можно рассматривать лишь на расстоянии, используя хороший оптический зум фотокамеры и собственную зоркость. Кстати, именно эти ликийские гробницы являются неким символом данной тройной экскурсии, их изображение чаще всего печатают на рекламных буклетах и проспектах. В общем-то, понять это можно очень легко: строения и правда весьма необычны, хоть ими и нельзя полюбоваться вблизи.
Но даже и на почтительном расстоянии эти монументальные сооружения очень впечатляют. Причём впечатляют положительно: видны кропотливые старания мастеров древности, с которыми они обтачивали камень. На первый взгляд кажется, что работы были выполнены не на месте и под открытым небом, а где-то в более удобных условиях, с использованием стационарных устройств обработки, а потом привезены и установлены здесь, на каменной горе. Разумеется, это не так, и тем сильнее впечатление от увиденного.
Только представьте себе, это была монолитная скала, от которой планомерно, удар за ударом, откалывали «лишнее», отмеряли, выравнивали, шлифовали, местами неоднородная порода откалывалась, погребая труды многих месяцев, мастера ругались, собирались с силами и снова, под палящими лучами солнца, делали работу, результаты которой пережили не только их самих, но и многие века. Представили? А теперь смотрите:
Система гробниц многоэтажная, и каждый ярус повторяет предыдущий с едва заметными отличиями, как правило, в каких-то незначительных деталях. Если очень присмотреться, можно обнаружить барельефы с изображением людей или различной символикой, и это очень интересно, потому что некоторые детали, как ни старайся, видны не всем желающим, кто-то, как ни бейся, всё равно не видит очертаний каких-то узнаваемых образов на этих серых камнях, отшлифованных как людьми, так и многими веками.
Часть гробниц грубо разрушена, как будто их били огромным тараном, часть сохранилась так, словно никто к ним за эти годы ни разу так и не притронулся.
Вся система выглядит как огромное здание со множеством беспорядочно расположенных, но красиво очерченных и обработанных талантливой рукой окон, каждое из которых размером с большую дверь. В некоторые из этих «дверей», при желании, можно было бы даже протиснуться, хотя проход и частично закрыт. Где-то он открыт полностью, а где-то и протискиваться не нужно – вход свободный и достаточно большой. Правда, внутри смотреть не на что, ничего интересного там нет.
Некоторые гробницы расположены прямо за амфитеатром, точнее, немного выше его самых верхних рядов. А некоторые отдельные усыпальницы как будто намеренно сделаны особняком, либо в стороне и отдельно от остальных, либо очень высоко над ними. По всему видно, таким образом была подчёркнута исключительность особ, для которых они предназначались.
Растительность начинает понемногу заявлять о своих правах и, если с ней ничего не делать, думаю, со временем, она покроет всё, на что можно было бы посмотреть. Хотя, расти практически из камня, наверное, не так-то просто, а потому если это и произойдёт, то очень нескоро.
Неподалёку от сооружений можно увидеть систему теплиц (а точнее, «холодниц», так как они построены не для сохранения тепла а, скорее, для спасения от жары) для выращивания томатов. За колючей проволокой, разумеется, но можно подойти довольно близко, чтобы рассмотреть.
Уходя из города назад, к автобусам, я находился в прострации и уже почти не думал о том, что впереди нас ждёт ещё и знаменитый храм Николая Чудотворца в Демре, который, впрочем, не произвёл на меня столь сильного впечатления, как этот небольшой античный городок.
Словно я совершил абсолютно невозможное: среди ликийской пустыни нашёл машину времени и воспользовался ею, чтобы пронзить толщу веков. Прошлое было абсолютно реальным, на него можно было смотреть, его можно было трогать руками, по нему можно было ходить ногами, даже взять кусочек былого с собой, только изменить в нём уже ничего нельзя. Время безжалостно. Садясь в автобус, я буквально всем телом ощутил, как и это увлекательное путешествие становится лишь историей. Ещё одним навсегда ушедшим днём моей жизни, в котором уже ничего нельзя будет исправить. А и не очень-то хочется.
Отдыхайте активно, разнообразно и интересно! До новых встреч, друзья.
Время использования | 2014 |
Стоимость | 1000 ₽ |
Год посещения | 2014 |
Общее впечатление | «Машина времени» среди ликийской пустыни: можно видеть прошлое, даже трогать, но изменить ничего нельзя (много_фотографий) |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву316
"И точно, так и есть, Мира оказался настоящей «бомбой».
Нужно сразу уточнить, что Ликия - это древнее государство со столицей Мира (современный Демре), а не город, однако место, куда возят туристов, очень часто называют Ликией, а оно довольно-таки небольшое, его и городом-то сложно назвать..."
Странно, почему так назван объект, а отзывов уже девять штук ещё до моего было написано, но никто так и не пожаловался на название. Ну и я не стал. Хотя, может быть, стоит.
Просто Мира ныне уже Демре, насколько я знаю, а Демре довольно большой, в нём и улицы есть, и домов много, и людей немало живёт, мы по нему ездили.
Археологи могут быть в бешенстве сколько угодно, только если никто не будет спонсировать их работы, они и работать не смогут, бюджетники же. Если власти решили, что им нужен этот источник доходов, так тому и быть, значит. По мне так правильно сделано. Оно же каменное всё, полицейские следят за порядком, мелкого ничего нет, с собой ценности не унесёшь. А если бы совсем ничего трогать не давали, популярность была бы намного ниже. Я бы, например, вообще не поехал тогда.
Про энергетику ничего не скажу, я таких вещей не чувствую, но ощущение того, что ты находишься в совершенно необычном месте, присутствует однозначно. Ещё бы, на наши стадионы похоже мало, стройматериалы не те, да и размах другой совсем: арки, своды, всё так величественно.
Читал с интересом и снимки гармонично вплетены в рассказ
Меня немного удивляет упорство людей, живших тогда, в создании гробниц. Так стараться, рубить неприступную скалу, чтобы создать обитель для умершего...
А вот это ощущение, когда ты на сцене и на тебя смотрит множество глаз - это как наркотик. Знаю точно:-)
Скоро не Википедию будут цитировать. А тебя, Женя:-)
Насчёт гробниц, я думаю, всё дело не в упорстве строителей, а в тщеславии тех, кто эти гробницы заказывал. Всё то же самое, что и в Египте, хотя точно не знаю, мало читал на эту тему. А мотивировать-то можно по-разному, не только деньгами, но и огнём, и мечом.
Если наркотик, то у хоккеистов и футболистов, когда при пустых трибунах игра идёт (а так тоже бывает, если болельщики устраивают погром), наверное, страшная ломка! (Смеюсь)
Или погоди, "другая история" это ты намекаешь на то, что у тебя произошла "перезагрузка франшизы"?
Вот приехал я первый раз за границу, в Турцию в 2007, ночью в отель заселили я и не видел ничего . а утром проснулся и первое что я увидел, выйдя на улицу, были горы... и я офигел. Во это первое впечатление не сотрется никогда )). И отель казался верхом совершенства.
А на самом деле это рядовая, хотя и очень крепкая трешечка ))
В Казахстане с этого года возобновили рейсы на Египет! Скоро пойду по твоим стопам!
А чего сожалеть-то? Дети выросли, сам здоров и ещё не старый, езди да езди! И нас рассказами радуй!
Нам с мужем тоже больше всего понравились гробницы, все хотели их получше разглядеть засняв на фотик, но у нас тогда была очень слабая мыльница, а сейчас ваши снимки дают такую фозможность.
Я с вами согласна - время безжалостно, особенно четко это понимаешь, попав в такие места, где время как бы застыло.
А природа им и за несколько тысяч лет ничего серьёзного не смогла сделать, судя по тому, как хорошо они сохранились, этому я и удивился больше всего - разрушения минимальные.
Посмотрите отель Конкорд (спорт - 2-я береговая, а фронт - 1-я береговая)...
Конкорд спорт (2-я линия) иногда могут адекватные цены быть у Корала, или у Библов можно посмотреть на 4*-5* более-менее адекват в плане цены...
До Израиля из Шарма удобнее (а еще более из Дахаба). В Каир в любом случае 4-5 часов на автобусе ехать. Если будет возможность поищите экскурсию в Каир на 2 дня, иногда ее с Александрией совмещают...)
В Луксор удобнее и дешевле из Хургады, но на 1-й раз много экскурсий тоже не надо, чтобы перебора не было)))
Спасибо за отзыв, как всегда интересный и занимательный ;)
Теперь вот буду ломать голову, почему же и отчего же там все-таки камни эти такие двухцветные )
Такое ощущение, что куда вода (дожди) попадала, там посерела поверхность... или это пыль осела и прилипла на смоченный дождями камень?...
Тебе спасибо, что не обходишь вниманием.
Думаю, будут ли они жалеть наш уклад, что мол, бедненькие, у них не было того, что есть у нас)
Хорошо, что по амфитеатру разрешили лазать - визуальные впечатления конечно радуют, но хочется и руками все потрогать)
Ты тоже с 2008 года начал путешествовать? Вот ведь какой подъём экономики был тогда в лидирующих странах СНГ, скольких в туризм "вытолкнул", сколько же сейчас из-за кризиса ногти грызут. А то жили бы себе спокойно и не знали бы, как там, воспринимая международный туризм как "что-то такое красивое по телеку".
Да, после Рима в Ликии делать, в общем-то, нечего, охотно в это верю, там настоящее дыхание древности, а в Турции так, жалкие крохи.
От вас туда гораздо ближе лететь, у нас шестьсот долларов за неделю в этом направлении бывают только горящие туры и очень редко.
Спасибо.
Все это в прошлом и на фото можно представить как там было хорошо
Спасибо за чудесный отзыв!