Отзыв: Спектакль "Дьявол" - Московский театр-студия под руководством Олега Табакова (Россия, Москва) - Заложник страсти
Достоинства: Литературная основа. Тема чести и выбора. Исполнитель главной роли - Максим Матвеев. Игра Розы Хайруллиной. Сценография.
Недостатки: Некоторым зрителям сложно понять главного героя - и чего мужик страдал?
Спекталь "Дьявол" поставлен в театре под руководством Олега Табакова в 2011 году как сценическая версия повести Льва Толстого.
Эта одна из повестей о взаимоотношениях мужчины и женщины, в которых главный герой стоит перед выбором: оставаться честным, отказавшись от соблазнов, или удовлетворить свои низменные желания, переступив черту порядочности.
В спектакле, благодаря тому, что очень грамотно расставлены акценты, полностью раскрывается внутренний посыл повести Льва Толстого: проблема выбора поднимается на более высокий уровень. Что есть мораль, что есть благо для человека, а что есть долг, честь и ответственность - эти вопросы возникают у зрителя, так же, как и после прочтения повести великого писателя и философа.
Практически все спектакли театра под руководством Олега Табакова, которые я имела счастье посмотреть, были мне интересны (даже спектакль "Вий", который показался мне неоднозначным).
Но на спектакль "Дьявол" я шла конкретно на Максима Матвеева.
За этим актером, "благодаря" экранным ролям стойко закрепилась репутация "героя-любовника", этакого романтического мальчика-мажора. А мне он запомнился своей первой киноролью. В фильме Валерия Тодоровского "Тиски" Максим Матвеев был очень убедителен в многогранном образе парня, попавшего в серьезную переделку.
Вот и в спектакле "Дьявол" мы видим на сцене все движения души героя Матвеева - от юношеской застенчивости до хозяйской уверенности, от нежной влюбленности до животной страсти.
Притом это моментальные преображения. Вот стоял перед нами здравомыслящий помещик Евгений Иртенев, рассуждал о конкретных реальных делах - о ремонте молотилки, об удобрении поля - и в один миг он превращается в Безымянного, обуянного бесом страстного желания.
Поначалу меня удивил образ предмета вожделения Иртенева. Крестьянка Степанида в исполнении Екатерины Стеблиной была "чистым животным": во время своего пребывания на сцене произносила минимум слов, изъяснялась больше мычанием, попискиванием, телодвижениями. Позже, прочитав повесть Толстого, обнаружила натуральное сходство театрального образа с литературным персонажем.
Интересно было бы посмотреть спектакль в новом составе, где роль сильной, физически развитой крестьянки будет исполнять утонченная Паулина Андреева.
На контрасте со Стеблиной играла Ольга Красько. Её героиня Лизонька Анненская - возлюбленная, а затем жена Иртенева - хрупкое, щебечущее создание, со своей какой-то птичьей любовью, вызывала жалость и сочувствие, переходящие в раздражение.
Из исполнителей других ролей выделила бы Бориса Плотникова. Его дядюшка Андрей - самовлюбленный, живущий за чужой счет, расслабленный, прекрасно поющий барин, выглядел очень органично.
Ну и конечно, восхитительная Роза Хайруллина. Несколько минут её игры на сцене дорогого стоят! Варвара Алексеевна Анненская в её исполнении - 100%-ная тёща, 40 кг колкостей и язвительных замечаний.
Мне очень понравилась сценография спектакля. Художник Алексей Вотяков в присущем ему стиле оформил сцену лаконично и предельно практично. Простые конструкции из строганых досок предстают перед нами и хозяйственными постройками, и задним двором, и домом помещика.
Сценографию Вотякова я отметила также в отзыве о спектакле "Дом" в МХТ им. Чехова.
PS: Если надумаете посмотреть спектакль "Дьявол", будьте готовы к его особому языку. Герои как будто читают повесть, пересказывают свою историю. Т. е. не сразу переходят к прямой речи, а читают вначале "слова автора" и затем произносят свои фразы.
Это немного напрягает вначале. Но, видимо, этим постановщики добивались того, чтобы не растерять ни одного слова Толстого.
Также хочу предупредить о том, что "Дьявол" - не для любителей больших театральных постановок. Это скорее камерный спектакль, с небольшим числом исполнителей.
Эта одна из повестей о взаимоотношениях мужчины и женщины, в которых главный герой стоит перед выбором: оставаться честным, отказавшись от соблазнов, или удовлетворить свои низменные желания, переступив черту порядочности.
В спектакле, благодаря тому, что очень грамотно расставлены акценты, полностью раскрывается внутренний посыл повести Льва Толстого: проблема выбора поднимается на более высокий уровень. Что есть мораль, что есть благо для человека, а что есть долг, честь и ответственность - эти вопросы возникают у зрителя, так же, как и после прочтения повести великого писателя и философа.
Практически все спектакли театра под руководством Олега Табакова, которые я имела счастье посмотреть, были мне интересны (даже спектакль "Вий", который показался мне неоднозначным).
Но на спектакль "Дьявол" я шла конкретно на Максима Матвеева.
За этим актером, "благодаря" экранным ролям стойко закрепилась репутация "героя-любовника", этакого романтического мальчика-мажора. А мне он запомнился своей первой киноролью. В фильме Валерия Тодоровского "Тиски" Максим Матвеев был очень убедителен в многогранном образе парня, попавшего в серьезную переделку.
Вот и в спектакле "Дьявол" мы видим на сцене все движения души героя Матвеева - от юношеской застенчивости до хозяйской уверенности, от нежной влюбленности до животной страсти.
Притом это моментальные преображения. Вот стоял перед нами здравомыслящий помещик Евгений Иртенев, рассуждал о конкретных реальных делах - о ремонте молотилки, об удобрении поля - и в один миг он превращается в Безымянного, обуянного бесом страстного желания.
Поначалу меня удивил образ предмета вожделения Иртенева. Крестьянка Степанида в исполнении Екатерины Стеблиной была "чистым животным": во время своего пребывания на сцене произносила минимум слов, изъяснялась больше мычанием, попискиванием, телодвижениями. Позже, прочитав повесть Толстого, обнаружила натуральное сходство театрального образа с литературным персонажем.
Интересно было бы посмотреть спектакль в новом составе, где роль сильной, физически развитой крестьянки будет исполнять утонченная Паулина Андреева.
На контрасте со Стеблиной играла Ольга Красько. Её героиня Лизонька Анненская - возлюбленная, а затем жена Иртенева - хрупкое, щебечущее создание, со своей какой-то птичьей любовью, вызывала жалость и сочувствие, переходящие в раздражение.
Из исполнителей других ролей выделила бы Бориса Плотникова. Его дядюшка Андрей - самовлюбленный, живущий за чужой счет, расслабленный, прекрасно поющий барин, выглядел очень органично.
Ну и конечно, восхитительная Роза Хайруллина. Несколько минут её игры на сцене дорогого стоят! Варвара Алексеевна Анненская в её исполнении - 100%-ная тёща, 40 кг колкостей и язвительных замечаний.
Мне очень понравилась сценография спектакля. Художник Алексей Вотяков в присущем ему стиле оформил сцену лаконично и предельно практично. Простые конструкции из строганых досок предстают перед нами и хозяйственными постройками, и задним двором, и домом помещика.
Сценографию Вотякова я отметила также в отзыве о спектакле "Дом" в МХТ им. Чехова.
PS: Если надумаете посмотреть спектакль "Дьявол", будьте готовы к его особому языку. Герои как будто читают повесть, пересказывают свою историю. Т. е. не сразу переходят к прямой речи, а читают вначале "слова автора" и затем произносят свои фразы.
Это немного напрягает вначале. Но, видимо, этим постановщики добивались того, чтобы не растерять ни одного слова Толстого.
Также хочу предупредить о том, что "Дьявол" - не для любителей больших театральных постановок. Это скорее камерный спектакль, с небольшим числом исполнителей.
Год посещения | 2015 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Москва |
Город или поселок | Москва |
Улица | ул Чаплыгина |
Дом № | 1 А |
Общее впечатление | Заложник страсти |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву8
А я пока только мечтаю попасть на спектакль на новой сцене