Отзыв: Книга "Аут" - Нацуо Кирино - Чудовищная книга о чудовищах (с)
Достоинства: Реалистичность наперекор событийности; легкость прочтения вопреки содержанию.
Недостатки: Может шокировать.
Если бы к каждому человеку прилагалась определенная шкала его нравственного, духовного и волевого предела, мы бы лучше понимали друг друга. Уж по крайней мере не переступали за границы человеческого - хотя бы из чувства самосохранения.
Вчера, дочитав книгу "Аут", я подумала о об этом, и еще о том, какими нелюдями мы можем стать в своем стремлении получить свободу. Особенно, если к этому желанию примешивается обида/ненависть к кому-то конкретному. Это не абстрактно, это и обо мне: однажды в моей жизни, много лет назад, был момент, когда серьезно обдумывала ситуацию, которая привела бы меня к освобождению от одного весьма опостылевшего и серьезно подпортившего мне жизнь человека. И единственный выход, который я видела в моем 5-минутном затмении - это то, что сделала одна из героинь "Аута". Видимо, своего предела я тогда все-таки не достигла. и ерез некоторое время проблема решилась более гуманным способом. Я понимаю, как это звучит, знаю, что шокирует, но меня поймут без лишних пояснений те, кто был в этой шкуре.
Но, возможно, поэтому "Аут" Нацуо Кирино меня не шокировал, не сшиб с ног и не взбудоражил. Тут сработало сразу два фактора: во-первых, с возрастом я стала гораздо циничнее, чем раньше. Во-вторых, ... даже не знаю. Слово "ностальгия" здесь, наверное, не слишком уместно, скорее узнавание и понимание. Единственный вопрос, на который я не дам ответа, это о том, понравился ли мне "Аут". Видите ли, эта не та книга, которую держат в семейной библиотеке и периодически перечитывают. Именно из-за узнавания.
Узнавать себя, если честно, не слишком приятно. Кирино Нацуо в своем отношении к персонажам превзошел многих: он подвергает их страшным ежедневным испытаниям, доводя оные до абсурда. Он делает эти испытания рутиной своих героев, заставляет переживать снова и снова. И вот он - предел человеческого, женского терпения: в конце концов оно лопается и далее... что вы думаете, скандал с мордобоем и битьем тарелок? Ничего подобного: эти зайдут куда как дальше. Если учесть, что действие книги происходит в Японии, где послушание и покорность в крови, то просто мороз по коже, вот он где, бунт-то, жестокий и беспощадный. Предел каждой героини будет нарушен, она же, переступив его, уже никогда не станет прежней.
Тут не так давно читала чей-то отзыв о детективе: автор возмущалась количеством чернухи на страницах книги, поражалась тому, с каким удовольствием люди "подглядывают" друг за другом (практически цитирую, так было выражено авторское отношение к тем, кто любит жанр). Вот этой девушке я бы точно не рекомендовала "Аут": это не просто подглядывание, и не просто дешевая рачлененка, замаскированная философией, как в "Шантараме", это какая-то фатальная неизбежность для тех, кто осмелился взбунтоваться и что-то сделать со своей рутиной. Что для этого нужно? Убить опостылевшего мужа? Сжечь дом, в котором к тебе относились, как к тряпке и прислуге? Сдать с потрохами подругу ради денег? Или продолжать рвать жилы, терпеть унижение от самых близких и относиться к этому как к должному? Жаль, что жизнь редко предлагает третий вариант - в виде помощи. Только массовой, реальной, не той, о которой по телевизору говорят, когда продвигают очередной социальный проект.
Это я так, ворчу по-стариковски. Лучше о книге. Знаете, как раскрываются героини книги именно в этих состояниях какого-то декадентского аффекта! Мобилизованы все силы, разум, воля, действия носят характер жестокого тайфуна, который походя разрушит и саму женщину. Сумеют они ли снова собрать себя? Не думаю. То, на что они отважились, находится за пределами понимания и человечности. разве кто-нибудь будет их выслушивать, кто-то согласится побыть в их шкуре? Поэтому большинство читателей просто осудит, бескомпромиссно, не вдаваясь в подробности.
Самый яркий персонаж книги - Масако, моя ровесница. Ей 43, она жена, мать, подруга. Поначалу она показалась мне цельной натурой, и я думала о ней так: Масако, конечно, психопатка та еще, но как было бы здорово иметь такую подругу! Умница, сильная, волевая, не из тех, кто за копейку удавится, щедрая, всегда поможет делом, а не просто словом утешения. Но после прочтения я дала себе пару дней на осмысление текста и сейчас скажу все-таки "нет". Масако прекрасно чувствует людей, но не на перспективу, а на "здесь и сейчас". Взять хотя бы эпизод с первым трупом: вынужденная вмешать в дело еще одну подругу, Кунико, она решает проблему сиюминутную, но по факту только усугубляет уже имеющуюся.
Это свойственно всем персонажам романа: закончить за упокой, не начав за здравие. Что это - свойство какого-то количества случайных людей, или это относится к обществу в целом? Если последнее, то, как говорил один литературный персонаж: "К черту такую цивилизацию", если это она так выжимает людей, выдавливая все силы и всю человечность, пережевывает и выплевывает либо размазню, либо чудовище - и никакой альтернативы.
Удивительно, насколько легко читается книга. Мне никогда не удавалось понять: вот у некоторых писателей вроде бы и сюжет интересный, и метафорами текст не перенасыщен, не витиеват, а все равно книга действует как снотворное. А эта наоборот, ласточкой пролетела, даром что куча японских имен и чернухи.
Кстати, о птичках. Третья книга "японского производства" - и все как одна упаднические, беспросветные какие-то. "Не отпускай меня" Исигуро, "Моя рыба будет жить" Озеки, и вот теперь еще "Аут" Кирино - везде человеческая трагедия, изничтожение личности, что это - случайность или тенденция? Мне проще верить в случайность: это же всего три книги, ведь сама выбирала, ориентируясь на аннотации и рейтинги на сайтах. Но если тенденция, то где она, та Япония, которую я выдумала себе, начитавшись хокку, насмотревшись репортажей о цветении сакуры, где вся эта разрекламированная "ускользающая красота"? Мне хочется утонченности, изысканности, а взамен я получаю... стеб? социальную сатиру? постапокалиптическое произведение? Е-мое, япона мать, что случилось с их литературой? Я никогда не читала Мураками, но уже что-то и боюсь начинать...
Наверное, Мураками я все-таки дам шанс, хотя бы в целях самообразования. И, чтобы взбодриться, скажу себе самым что ни на есть японистым стихом:
Потеряла лицо Таня-тян:
Плаче о мяче, укатившемся в пруд.
Возьми себя в руки, дочь самурая!
"Аут" - вне поля. Вы когда-нибудь ощущали себя вне поля/ читай: социума? Почитайте, тогда точно будете знать ответ на этот вопрос.
Вчера, дочитав книгу "Аут", я подумала о об этом, и еще о том, какими нелюдями мы можем стать в своем стремлении получить свободу. Особенно, если к этому желанию примешивается обида/ненависть к кому-то конкретному. Это не абстрактно, это и обо мне: однажды в моей жизни, много лет назад, был момент, когда серьезно обдумывала ситуацию, которая привела бы меня к освобождению от одного весьма опостылевшего и серьезно подпортившего мне жизнь человека. И единственный выход, который я видела в моем 5-минутном затмении - это то, что сделала одна из героинь "Аута". Видимо, своего предела я тогда все-таки не достигла. и ерез некоторое время проблема решилась более гуманным способом. Я понимаю, как это звучит, знаю, что шокирует, но меня поймут без лишних пояснений те, кто был в этой шкуре.
Но, возможно, поэтому "Аут" Нацуо Кирино меня не шокировал, не сшиб с ног и не взбудоражил. Тут сработало сразу два фактора: во-первых, с возрастом я стала гораздо циничнее, чем раньше. Во-вторых, ... даже не знаю. Слово "ностальгия" здесь, наверное, не слишком уместно, скорее узнавание и понимание. Единственный вопрос, на который я не дам ответа, это о том, понравился ли мне "Аут". Видите ли, эта не та книга, которую держат в семейной библиотеке и периодически перечитывают. Именно из-за узнавания.
Узнавать себя, если честно, не слишком приятно. Кирино Нацуо в своем отношении к персонажам превзошел многих: он подвергает их страшным ежедневным испытаниям, доводя оные до абсурда. Он делает эти испытания рутиной своих героев, заставляет переживать снова и снова. И вот он - предел человеческого, женского терпения: в конце концов оно лопается и далее... что вы думаете, скандал с мордобоем и битьем тарелок? Ничего подобного: эти зайдут куда как дальше. Если учесть, что действие книги происходит в Японии, где послушание и покорность в крови, то просто мороз по коже, вот он где, бунт-то, жестокий и беспощадный. Предел каждой героини будет нарушен, она же, переступив его, уже никогда не станет прежней.
Тут не так давно читала чей-то отзыв о детективе: автор возмущалась количеством чернухи на страницах книги, поражалась тому, с каким удовольствием люди "подглядывают" друг за другом (практически цитирую, так было выражено авторское отношение к тем, кто любит жанр). Вот этой девушке я бы точно не рекомендовала "Аут": это не просто подглядывание, и не просто дешевая рачлененка, замаскированная философией, как в "Шантараме", это какая-то фатальная неизбежность для тех, кто осмелился взбунтоваться и что-то сделать со своей рутиной. Что для этого нужно? Убить опостылевшего мужа? Сжечь дом, в котором к тебе относились, как к тряпке и прислуге? Сдать с потрохами подругу ради денег? Или продолжать рвать жилы, терпеть унижение от самых близких и относиться к этому как к должному? Жаль, что жизнь редко предлагает третий вариант - в виде помощи. Только массовой, реальной, не той, о которой по телевизору говорят, когда продвигают очередной социальный проект.
Это я так, ворчу по-стариковски. Лучше о книге. Знаете, как раскрываются героини книги именно в этих состояниях какого-то декадентского аффекта! Мобилизованы все силы, разум, воля, действия носят характер жестокого тайфуна, который походя разрушит и саму женщину. Сумеют они ли снова собрать себя? Не думаю. То, на что они отважились, находится за пределами понимания и человечности. разве кто-нибудь будет их выслушивать, кто-то согласится побыть в их шкуре? Поэтому большинство читателей просто осудит, бескомпромиссно, не вдаваясь в подробности.
Самый яркий персонаж книги - Масако, моя ровесница. Ей 43, она жена, мать, подруга. Поначалу она показалась мне цельной натурой, и я думала о ней так: Масако, конечно, психопатка та еще, но как было бы здорово иметь такую подругу! Умница, сильная, волевая, не из тех, кто за копейку удавится, щедрая, всегда поможет делом, а не просто словом утешения. Но после прочтения я дала себе пару дней на осмысление текста и сейчас скажу все-таки "нет". Масако прекрасно чувствует людей, но не на перспективу, а на "здесь и сейчас". Взять хотя бы эпизод с первым трупом: вынужденная вмешать в дело еще одну подругу, Кунико, она решает проблему сиюминутную, но по факту только усугубляет уже имеющуюся.
Это свойственно всем персонажам романа: закончить за упокой, не начав за здравие. Что это - свойство какого-то количества случайных людей, или это относится к обществу в целом? Если последнее, то, как говорил один литературный персонаж: "К черту такую цивилизацию", если это она так выжимает людей, выдавливая все силы и всю человечность, пережевывает и выплевывает либо размазню, либо чудовище - и никакой альтернативы.
Удивительно, насколько легко читается книга. Мне никогда не удавалось понять: вот у некоторых писателей вроде бы и сюжет интересный, и метафорами текст не перенасыщен, не витиеват, а все равно книга действует как снотворное. А эта наоборот, ласточкой пролетела, даром что куча японских имен и чернухи.
Кстати, о птичках. Третья книга "японского производства" - и все как одна упаднические, беспросветные какие-то. "Не отпускай меня" Исигуро, "Моя рыба будет жить" Озеки, и вот теперь еще "Аут" Кирино - везде человеческая трагедия, изничтожение личности, что это - случайность или тенденция? Мне проще верить в случайность: это же всего три книги, ведь сама выбирала, ориентируясь на аннотации и рейтинги на сайтах. Но если тенденция, то где она, та Япония, которую я выдумала себе, начитавшись хокку, насмотревшись репортажей о цветении сакуры, где вся эта разрекламированная "ускользающая красота"? Мне хочется утонченности, изысканности, а взамен я получаю... стеб? социальную сатиру? постапокалиптическое произведение? Е-мое, япона мать, что случилось с их литературой? Я никогда не читала Мураками, но уже что-то и боюсь начинать...
Наверное, Мураками я все-таки дам шанс, хотя бы в целях самообразования. И, чтобы взбодриться, скажу себе самым что ни на есть японистым стихом:
Потеряла лицо Таня-тян:
Плаче о мяче, укатившемся в пруд.
Возьми себя в руки, дочь самурая!
"Аут" - вне поля. Вы когда-нибудь ощущали себя вне поля/ читай: социума? Почитайте, тогда точно будете знать ответ на этот вопрос.
Время использования | несколько дней |
Общее впечатление | Чудовищная книга о чудовищах (с) |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву22
У него есть неплохие вещи типа "Послемрак", Dance Dance Dance и "Хроники заводной птицы"
Что касается Мурками, то Харуки - это наш Чехов, только в Японии и в 20-21 веке. Так что Рю мне кажется интереснее и самобытнее, он более японский.
сейчас взялась читать "Телефонные переговоры на английском языке"
Но другие вещи Кирино так не "зашли".
"Отдался" путешествиям,а это так затягивает!
Поэтому кое-что о вашем "ворчании".
Единственное, что напрочь портит людей в современном мире (или проверяет на прочность ) - это деньги.
Власть, как таковая тоже прельщает некоторых,но лишь единицы.
Слишком много нужно отдать сил(а нынешние люди стали очень ленивы,несмотря на то,из какого они поколения ) времени и,тех же денег ,чтобы достигнуть даже минимальных высот…
А вот деньги…Стремление к обогащению,ничего не делая и "Красивая жизнь ", хотя спроси их об этом - никто не сможет вразумительно ответить. Они сами не знают, что это такое. "Халява"!Везде, всегда и во всём, скорее всего будет их ответ!
Ладно, спасибо вам за отзыв и хороший слог. При случае, обязательно прочитаю эту книгу.
Всего вам доброго!