Отзыв: Сериал "Молодой папа" (2016) - "От чего он умер? От того же, от чего умрёт Ватикан - от старости"
Достоинства: образ главного героя и актёрская игра Джуда Лоу; Рим и Ватикан глазами Соррентино просто прекрасны; чудесная несериальная постановка
Недостатки: ямы и пробуксовки в сюжете; последние секунды выглядят не очень логично
Ох уж это HBO, в поисках нового громкого проекта канал готов зайти так далеко, как до него не заходил никто. Что в итоге? Пока Amazon радуется вялому и мертворождённому проекту Вуди Аллена "Кризис в шести сценах" , а Netflix скупает фильмы молодых режиссёров, замеченных на Sundence, создатели "Игры престолов" и "Секса в большом городе" купаются в овациях и почивают на лаврах - их сериалы открывают Венецианский кинофестиваль. Когда такое было, чтоб многосерийный проект вдруг становился премьерой Канн и Венеции? А вот с этого года ничего невозможного нет: пока одни режиссёры клипают по фильму в год, вторые идут на ТВ и меняют формат под себя. В результате перед нами Содерберг с "Больницей Никербокер", Джо Сванберг с "Любовью" и "Проще простого", Скорсезе с "Винилом" и Паоло Соррентино с "Молодым Папой". Теперь, если у тебя есть Оскар, и куча связей в Голливуде, ты признанный гений мирового кинематографа, нет ничего зазорного в том, чтобы вместо очередного блокбастера снять сериал. Но только такой, за который не стыдно. И, собственно, если им не стыдно снимать, то мне не стыдно писать. До этой осени сериалы я, естественно, смотрела, но писать о них - ни-ни, как бы не были хороши "Девочки" (опять же HBO!), даже их я просто упоминала в суе, не делая объектом многостраничного разбора, потому что сериалы - это не искусство, а некая жвачка, которую иногда приятно посмотреть вечерком, пока жуёшь ужин и нет времени на нечто полнометражное. Но если ныне и "Искусство кино" от сериалов нос не воротит, то и мне негоже.
В общем, задумали HBOшники сделать какой-нибудь новый масштабный крутой проект, да и взяли в него Соррентино, который, в свою очередь, подключил к делу свою европейскую команду: сценарий, оператор, композитор, продюсеры - всё сплошные итальянцы, единственное, что досталось американцам - это парочка ролей. Но и тут не обошлось без подвоха: исполнитель главной роли и по совместительству продюсер проекта - Джуд Лоу - британский красава, на которого я пускала слюни во времена своего пубертата. Обломили американцев и с премьерой: в стране, пытавшейся победить капитализм и пиратство, сериал можно посмотреть уже сейчас (официальная премьера - 1 декабря, кстати), потому что в ноябре его демонстрировали в Европе, в США премьера проекта состоится только в середине января.
И проект весь этот не о чём-нибудь там и даже не об отцовстве, а о... новом Папе Римском, которым стал в возрасте 47 лет Ленни Белардо, родом из США. "Молодой Папа" название абсолютно точное, потому что речь в сериале вовсе не о вере или её кризисе, не о Ватикане и его интригах, не о священниках и их грехах, а о том, как один простой смертный пытается нести на себе такую символическую функцию, как наместник бога на земли. И что из этого, в общем-то, получается. Если вы ждёте что-то типа Борджиа, Рима, Спартака, или любого другого сериала о закулисных интригах сильных мира всего - смело проходите мимо. Если вы видели последний полнометражный проект Соррентино "Молодость" и остались, как и я, в диком восторге, смело включайте первую серию и планируйте посвятить сериалу следующие пару недель.
Почему пару недель, спросите вы, ведь первый сезон состоит лишь из десяти серий? Всё просто - это не тот случай, когда сериал стоит смотреть запоем, запихнув в выходные весь сезон. "Молодой Папа" просто требует быть растянут во времени и не торопить ход событий. Соррентино как бы намеренно тормозит весь процесс, никаких интриг, никаких развязок каждую серию, зрителю на голову не свалятся секреты всех героев, не придётся переваривать нечто, типа "Кровавой свадьбы" Роба Старка. Теперь папство - это просто обычная жизнь Ленни Белардо, и помимо светлого спортивного костюма и ветровки, он носит ещё и грамоздкие одеяния, которые не менялись чёрт знает с какого века и несут на себе столько символизма и смыслов, что хоть экскурсию по гардеробной води.
Я честно не понимаю, как критики умудряются писать рецензии на сериалы, когда посмотрели только пилот. Для меня "Молой Папа" просто не мог быть сложен в единый пазл, до конца просмотра 10 серии сезона. Каждая серия - виток в образе Пия Тринадцатого, и образ этот таков, что именно он удерживает на себе всё внимание 10 часов проекта, он заменяет лихой сюжет, он становится главной интригой, которую предстоит разгадывать зрителям. Пий Тринадцатый загадка для всех, зрители не знают, больше, чем персонажи, персонажи, пребывают в таком же неведении, как и зрители, кажется, что сами создатели до конца не уверены, кто же он, этот международный человек-загадка. Но, что самое удивительно, в абсолютном неведении касательно себя самого пребывает сам Ленни...
Сирота, воспитанный в сиротском приюте, при живых родителях. Он сын божий, но человеческое в нём настолько сильно, что этого ему мало, и уж больно хочется иметь отца земного, какого-нибудь бородатого хиппи, который 40 лет назад передал его на руки сестре Мэри. Его тотемным животным является кенгуру. Лиса - хитрость, слон - мудрость, заяц - трусость, а что вы можете сказать о кенгуру? Вот в такой же полной растерянности пребываешь и от Ленни: суровый Пий Тринадцатый, желающий превратить католичество в ортодоксальное христианство, бескомпромисный по отношению к грешникам, неуступчивый, по отношению к светским, он словно представитель Ветхого Завета, его бог карающий, насылающий муки и жаждущий жертв, но при этом, слишком юный для Ватикана Ленни, любящий посидеть с сигареткой на крыше и язвительно пошутить на встрече с кардиналами и совершенно точно осознающий, что бог есть любовь.
Кроме шуток, это действительно лучшая роль Джуда Лоу, без него представить себе проект кажется уже нереально: он словно создан для того, чтобы демонстрировать нам настолько сложный и многогранный образ, который от серии к серии можно чистить, как луковицу, пытаясь докопаться до того, что же находится внутри. Выражение лица, взгляд, ужимки - всё здесь настолько к месту, что понимаешь, почему актёрское мастерство вообще искусством зовётся.
Соррентино, в свою очередь, сделал всё, для того, чтобы зритель в каждом кадре узнавал его отпечаток. На самом деле, узнать его можно даже с закрытыми глазами: кроме Ксавье Долана, он один нынче так иронично относится к музыкальному сопровождению своих работ, вставляя в совершенно серьёзные сцены какие-нибудь танцевальные хиты или абсолютно попсовые мелодии, началось всё с "Великой красоты", продолжилось в "Молодости" и не обошлось без этого и в "Молодом Папе". Что касается визуальной части, то спор о том, что Соррентино не художник совершенно лишён смысла: каждый кадр - это полотно, абсолютно всё здесь построено на основе классической живописи, поэтому ракурсы, планы подбираются таким образом, чтобы смотря сериал вы совершенно случайно для самих себя задумывались о картина итальянского Возрождения. Ну а то, что Ватикан и Рим прекрасны - тут и спорить бесполезно, хотя бы ради видов Апостольского дворца, папских садов и площади Святого Петра уже стоит одним глазком взглянуть проект.
Теперь кратко обосную, почему я всё-аки ставлю 4 звезды, а не 5. Дело в том, что формат и жанр иногда диктуют свои правила, и не соблюдать их и не остаться в дураках могут далеко не все. Соррентино не пошёл по пути Аллена и не сделал порезанный фильм, но и к сериальному формату он приближался не во всех сериях. Как обычно: некий небольшой сюжет на серию, и крупный на сезон. В данном случае из 10 серий парочка были явно проходными, в которых не происходило ровным счётом ничего, только разговоры и прогулки. Если в начале ты всё ждёшь, что дальше сериал наберёт обороты, а в середине уже понимаешь, что этого не случится, то под конец он делает финт ушами и, наконец, стройно ладно движется по рельсам формата. И вот эти пробуксовки меня несколько расстроили: я вполне могу смириться с отсутствием сюжета, если это с лихвой компенсировано другим, но долго на этом не поездишь. В общем, в качестве двухчасового фильма история явно была бы на пятёрочку, ну а так, при всех достоинствах, только четыре балла. Но смотреть всё равно советую, уж больно хорош Лоу.
В общем, задумали HBOшники сделать какой-нибудь новый масштабный крутой проект, да и взяли в него Соррентино, который, в свою очередь, подключил к делу свою европейскую команду: сценарий, оператор, композитор, продюсеры - всё сплошные итальянцы, единственное, что досталось американцам - это парочка ролей. Но и тут не обошлось без подвоха: исполнитель главной роли и по совместительству продюсер проекта - Джуд Лоу - британский красава, на которого я пускала слюни во времена своего пубертата. Обломили американцев и с премьерой: в стране, пытавшейся победить капитализм и пиратство, сериал можно посмотреть уже сейчас (официальная премьера - 1 декабря, кстати), потому что в ноябре его демонстрировали в Европе, в США премьера проекта состоится только в середине января.
И проект весь этот не о чём-нибудь там и даже не об отцовстве, а о... новом Папе Римском, которым стал в возрасте 47 лет Ленни Белардо, родом из США. "Молодой Папа" название абсолютно точное, потому что речь в сериале вовсе не о вере или её кризисе, не о Ватикане и его интригах, не о священниках и их грехах, а о том, как один простой смертный пытается нести на себе такую символическую функцию, как наместник бога на земли. И что из этого, в общем-то, получается. Если вы ждёте что-то типа Борджиа, Рима, Спартака, или любого другого сериала о закулисных интригах сильных мира всего - смело проходите мимо. Если вы видели последний полнометражный проект Соррентино "Молодость" и остались, как и я, в диком восторге, смело включайте первую серию и планируйте посвятить сериалу следующие пару недель.
Почему пару недель, спросите вы, ведь первый сезон состоит лишь из десяти серий? Всё просто - это не тот случай, когда сериал стоит смотреть запоем, запихнув в выходные весь сезон. "Молодой Папа" просто требует быть растянут во времени и не торопить ход событий. Соррентино как бы намеренно тормозит весь процесс, никаких интриг, никаких развязок каждую серию, зрителю на голову не свалятся секреты всех героев, не придётся переваривать нечто, типа "Кровавой свадьбы" Роба Старка. Теперь папство - это просто обычная жизнь Ленни Белардо, и помимо светлого спортивного костюма и ветровки, он носит ещё и грамоздкие одеяния, которые не менялись чёрт знает с какого века и несут на себе столько символизма и смыслов, что хоть экскурсию по гардеробной води.
Я честно не понимаю, как критики умудряются писать рецензии на сериалы, когда посмотрели только пилот. Для меня "Молой Папа" просто не мог быть сложен в единый пазл, до конца просмотра 10 серии сезона. Каждая серия - виток в образе Пия Тринадцатого, и образ этот таков, что именно он удерживает на себе всё внимание 10 часов проекта, он заменяет лихой сюжет, он становится главной интригой, которую предстоит разгадывать зрителям. Пий Тринадцатый загадка для всех, зрители не знают, больше, чем персонажи, персонажи, пребывают в таком же неведении, как и зрители, кажется, что сами создатели до конца не уверены, кто же он, этот международный человек-загадка. Но, что самое удивительно, в абсолютном неведении касательно себя самого пребывает сам Ленни...
Сирота, воспитанный в сиротском приюте, при живых родителях. Он сын божий, но человеческое в нём настолько сильно, что этого ему мало, и уж больно хочется иметь отца земного, какого-нибудь бородатого хиппи, который 40 лет назад передал его на руки сестре Мэри. Его тотемным животным является кенгуру. Лиса - хитрость, слон - мудрость, заяц - трусость, а что вы можете сказать о кенгуру? Вот в такой же полной растерянности пребываешь и от Ленни: суровый Пий Тринадцатый, желающий превратить католичество в ортодоксальное христианство, бескомпромисный по отношению к грешникам, неуступчивый, по отношению к светским, он словно представитель Ветхого Завета, его бог карающий, насылающий муки и жаждущий жертв, но при этом, слишком юный для Ватикана Ленни, любящий посидеть с сигареткой на крыше и язвительно пошутить на встрече с кардиналами и совершенно точно осознающий, что бог есть любовь.
Кроме шуток, это действительно лучшая роль Джуда Лоу, без него представить себе проект кажется уже нереально: он словно создан для того, чтобы демонстрировать нам настолько сложный и многогранный образ, который от серии к серии можно чистить, как луковицу, пытаясь докопаться до того, что же находится внутри. Выражение лица, взгляд, ужимки - всё здесь настолько к месту, что понимаешь, почему актёрское мастерство вообще искусством зовётся.
Соррентино, в свою очередь, сделал всё, для того, чтобы зритель в каждом кадре узнавал его отпечаток. На самом деле, узнать его можно даже с закрытыми глазами: кроме Ксавье Долана, он один нынче так иронично относится к музыкальному сопровождению своих работ, вставляя в совершенно серьёзные сцены какие-нибудь танцевальные хиты или абсолютно попсовые мелодии, началось всё с "Великой красоты", продолжилось в "Молодости" и не обошлось без этого и в "Молодом Папе". Что касается визуальной части, то спор о том, что Соррентино не художник совершенно лишён смысла: каждый кадр - это полотно, абсолютно всё здесь построено на основе классической живописи, поэтому ракурсы, планы подбираются таким образом, чтобы смотря сериал вы совершенно случайно для самих себя задумывались о картина итальянского Возрождения. Ну а то, что Ватикан и Рим прекрасны - тут и спорить бесполезно, хотя бы ради видов Апостольского дворца, папских садов и площади Святого Петра уже стоит одним глазком взглянуть проект.
Теперь кратко обосную, почему я всё-аки ставлю 4 звезды, а не 5. Дело в том, что формат и жанр иногда диктуют свои правила, и не соблюдать их и не остаться в дураках могут далеко не все. Соррентино не пошёл по пути Аллена и не сделал порезанный фильм, но и к сериальному формату он приближался не во всех сериях. Как обычно: некий небольшой сюжет на серию, и крупный на сезон. В данном случае из 10 серий парочка были явно проходными, в которых не происходило ровным счётом ничего, только разговоры и прогулки. Если в начале ты всё ждёшь, что дальше сериал наберёт обороты, а в середине уже понимаешь, что этого не случится, то под конец он делает финт ушами и, наконец, стройно ладно движется по рельсам формата. И вот эти пробуксовки меня несколько расстроили: я вполне могу смириться с отсутствием сюжета, если это с лихвой компенсировано другим, но долго на этом не поездишь. В общем, в качестве двухчасового фильма история явно была бы на пятёрочку, ну а так, при всех достоинствах, только четыре балла. Но смотреть всё равно советую, уж больно хорош Лоу.
Общее впечатление | "От чего он умер? От того же, от чего умрёт Ватикан - от старости" |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву10
Лоу я не любитель, но тема интересная, правда, не знаю, или осилю без сюжета
А вот Ватикан не думаю, что умрет)