Отзыв: Фильм "Сплит" (2016) - Дворцовый переворот в пределах одной головы
Достоинства: Макэвой - Бог, сильный выверенный сценарий, атмосфера напряженности и даже жути
Недостатки: Перегнули с темой "веры личности", но это стиль Шьямалана и мне даже понравилось
2016-ый год определенно удался не только в плане хороших фильмов, но и в плане триумфального возвращения режиссеров на большую арену. Сначала старина Гибсон выстрелил с "По соображениям совести" после долгого молчания в связи с многочисленными скандалами вокруг своей личности, теперь еще и Найт Шьямалан, чьи последние фильмы не снискали популярности, вернулся с великолепным "Сплитом" (уточню, что в Америке "Сплит" вышел еще в 2016-ом году).
Кевин страдает множественным расщеплением личности. В его голове живут 24 разных человека (разного пола, возраста, умений, взглядов и даже разного здоровья). В один прекрасный день одна из его личностей похищает трех девочек, будучи ведомой другой, более загадочной личностью, называющей себя Зверем, в существование которой не верил никто.
Те, кто знаком с книгой "Множественные умы Билли Миллигана" или просто знакомы с историей этого человека хотя бы из Википедии, сразу же найдут несколько параллелей. Так, в Билли, как и в Кевине личностей тоже 24 - вряд ли это совпадение. В остальном все совпадения (похожую терминологию, схожие мотивы происхождения личностей и т. д.) можно объяснить обычной врачебной практикой - Билли просто самый известный подобный пациент, есть и другие. Как и любой другой диагноз расщепление личности подвержено одним и тем же "симптомам", все заболевшие похожи друг с другом точно также как все простуженные чихают и температурят. Впрочем, скорее всего Найт Шьямалан как сценарист вдохновлялся в первую очередь именно "Множественными умами", так как материала по этому прецеденту просто-напросто больше.
Я к тому, что не нужно воспринимать "Сплит" как экранизацию "Множественных умов" (говорю об этом, так как постоянно натыкаюсь на сравнения и часто ругают люди фильм за то, что он чуть ли не плагиатит книгу) - это самостоятельный фильм, никак не ориентированный и не отсылающий к Билли Миллигану.
Найт Шьямалан известен своими триллерами с мистическим оттенком, фильмами, обладающими, на мой взгляд, уникальной атмосферой таинственности. Возможно сравнение со Стивеном Кингом будет раздутым, но мне почему-то хочется сравнить Шьямалана именно с ним. Да, у Найта были неудачные "Аватар" и "После нашей эры", но было и много хороших фильмов - "Шестое чувство", "Неуязвимый", "Знаки". Дядька определенно талантлив, но, скажем так, его фильмы "на любителя" - слишком специфичны.
Мне он по душе, по крайней мере работы начала-середины нулевых.
"Сплит" - пример хороших работ режиссера. Жуткая атмосфера, налет таинственности и мистики, но такой, как бы это сказать, реалистичной что ли. Неплохие диалоги и режиссура, сценарий выверен и держит в напряжении до конца. Интересная и напряженная концовка. В чем-то фильм тяжеловат, кому-то покажется мрачняком, но тут сразу нужно сказать, что ожидать от "Сплита" комедии и шуток нельзя. Впрочем, любителям глубокой мысли и философии тоже фильм не подойдет.
Чем хорош сценарий?
Во-первых, он отлично держит внимание зрителя. Лишних сцен нет, каждая на своем месте и появляется в свое время, фильм не надоедает и не успевает наскучить. Во-вторых, это действительно триллер - подобающая атмосфера и чувство тревоги у зрителя (конечно, это я так понимаю суть триллера, так как жанр довольно размыт и присутствует во многих других жанрах в той или иной степени). Некоторые сцены заставляли меня вжиматься в кресло и по-хорошему испытывать чувство страха. В-третьих, видно что Шьямалан поработал с теорией таких заболеваний. Чем специфичны пациенты с подобным диагнозом, как личности сами осознают себя, находясь в теле одного и того же человека, как они общаются между собой и как делят власть. В фильме есть такие понятия как "украсть свет" - то есть взять управление над телом на себя, упоминается о "неугодных личностях" - тех, которым запрещено "красть свет" ввиду тех или иных причин, есть личность-лидер (впрочем, мне показалось, что личность-лидер Кевина не смогла бы действительно быть лидером на деле - не те качества). Сами личности обладают несколькими ярко-выраженными чертами, что тоже соответствует реальности - как правило личности появляются для решения тех или иных ситуаций, для чего и наделяются несколькими такими особенностями, и это было отражено в "Сплите" (хоть истории появления всех личностей так и не были показаны).
Есть и такие, точечные плюсы, которые я для себя отметил. Так история главной героини привязана к сюжету и в конце дала свои плоды, и она не существует лишь для того, чтобы зритель сопереживал ей - что я называю "искусственное сопереживание". Две другие героини, которые позиционируются как избалованные девчонки, в критические моменты оказываются не такими уж и глупыми, могут действовать сообща, бороться, брать ситуацию в свои руки (но симпатии они все равно не вызывают).
Есть и точечные косяки. Сцена похищения немного глупая, так как самого похищения никто как будто бы и не заметил. В паре моментов, уже в плену у Кевина девчонки ведут себя неадекватно или ведут себя правильно, но с опозданием (впрочем это можно списать на особенности психики жертвы, но я, например, не поверил в такие моменты).
Персонажей, кроме главной героини Кейси и самого Кевина (и его личностей - да, их можно считать разными персонажами, но об этом позже) толком и не хочется обсуждать, так как именно они главные действующие лица. Можно, конечно, вспомнить лечащего врача Кевина, но она нужна была фильму, чтобы объяснить зрителю, не знакомого с диагнозом расщепления личности, что это такое и с чем это едят. Кейси понравилась, как по мне, она вела себя реалистична в плену, лишний раз не лезла на рожон (в тех ситуациях, когда расклад явно был не в ее пользу), осознав, что имеет дело с душевно больным человеком старалась использовать это преимущество и т. д. Да и ее история тронула до мурашек. Такой и должен быть хороший женский персонаж - не всесильной, но способной.
Так. А теперь о Кевине. Все его личности, показанные в "Сплите" замечательно проработаны. Обидно, что нам показали всего 8 личностей из 24, но для показа всех нужно было делать сериал (возможно, остальных покажут в сиквеле, если таковой состоится, хотя Шьямалан и не знаменит на продолжения своих фильмов, а без него фильм будет уже не тот). Все эти личности обладают своими качествами - манера речи, манера одеваться, мимика, жестикуляция, даже тембр голоса и физическое состояние, умственное развитие и привычки. Все это удалось показать не только благодаря сценарию, но и БОЖЕСТВЕННОЙ ИГРОЙ МАКЭВОЯ. Джеймс, я тобой восхищаюсь, серьезно. Он сыграл каждую личность так, что зритель мог без уточнения со стороны понять, кого мы видим - сдержанного перфекциониста Денниса или экстраверта-модника Барри, девятилетнего мальчика Хэдвига или спокойную мудрую Патрисию. В паре эпизодов Макэвой переиграл сам себя - в них он играл одну из личностей, которая в свою очередь притворялась другой. И зритель понимал, кто сейчас на экранах и кем этот кто-то притворяется! Это не просто сыграть две разных роли, двух персонажей, а сделать это одновременно - не в одном фильме, а в одной сцене, параллельно.
Просто божественно. ПРОСТО. БОЖЕСТВЕННО.
Что касается "шьямалановщины", которую многие так не любят. Да, здесь она тоже есть, и как и в других его работах, она хорошо и подробно объяснена, просто многих такое объяснение не устроит. В случае "Сплита" Найт просто продолжил мысль о том, что разные личности, находясь в одном человеке, могут иметь разный уровень здоровья, физические показатели и т. д. Да, смотрится нереалистично, но зато так сильно играет на атмосферу и вообще на происходящее...
Итог.
"Сплит" - придется по душе не всем. Кому-то не нравится почерк Шьямалана, кому-то не понравится мрачность фильма и его атмосфера, кто-то найдет кучу нестыковок в сценарии. Но клянусь, все это недостатки меркнут перед восхитительной игрой Макэвоя.
Фильм обязателен к просмотру как минимум из-за участия Макэвоя.
Кевин страдает множественным расщеплением личности. В его голове живут 24 разных человека (разного пола, возраста, умений, взглядов и даже разного здоровья). В один прекрасный день одна из его личностей похищает трех девочек, будучи ведомой другой, более загадочной личностью, называющей себя Зверем, в существование которой не верил никто.
Те, кто знаком с книгой "Множественные умы Билли Миллигана" или просто знакомы с историей этого человека хотя бы из Википедии, сразу же найдут несколько параллелей. Так, в Билли, как и в Кевине личностей тоже 24 - вряд ли это совпадение. В остальном все совпадения (похожую терминологию, схожие мотивы происхождения личностей и т. д.) можно объяснить обычной врачебной практикой - Билли просто самый известный подобный пациент, есть и другие. Как и любой другой диагноз расщепление личности подвержено одним и тем же "симптомам", все заболевшие похожи друг с другом точно также как все простуженные чихают и температурят. Впрочем, скорее всего Найт Шьямалан как сценарист вдохновлялся в первую очередь именно "Множественными умами", так как материала по этому прецеденту просто-напросто больше.
Я к тому, что не нужно воспринимать "Сплит" как экранизацию "Множественных умов" (говорю об этом, так как постоянно натыкаюсь на сравнения и часто ругают люди фильм за то, что он чуть ли не плагиатит книгу) - это самостоятельный фильм, никак не ориентированный и не отсылающий к Билли Миллигану.
Найт Шьямалан известен своими триллерами с мистическим оттенком, фильмами, обладающими, на мой взгляд, уникальной атмосферой таинственности. Возможно сравнение со Стивеном Кингом будет раздутым, но мне почему-то хочется сравнить Шьямалана именно с ним. Да, у Найта были неудачные "Аватар" и "После нашей эры", но было и много хороших фильмов - "Шестое чувство", "Неуязвимый", "Знаки". Дядька определенно талантлив, но, скажем так, его фильмы "на любителя" - слишком специфичны.
Мне он по душе, по крайней мере работы начала-середины нулевых.
"Сплит" - пример хороших работ режиссера. Жуткая атмосфера, налет таинственности и мистики, но такой, как бы это сказать, реалистичной что ли. Неплохие диалоги и режиссура, сценарий выверен и держит в напряжении до конца. Интересная и напряженная концовка. В чем-то фильм тяжеловат, кому-то покажется мрачняком, но тут сразу нужно сказать, что ожидать от "Сплита" комедии и шуток нельзя. Впрочем, любителям глубокой мысли и философии тоже фильм не подойдет.
Чем хорош сценарий?
Во-первых, он отлично держит внимание зрителя. Лишних сцен нет, каждая на своем месте и появляется в свое время, фильм не надоедает и не успевает наскучить. Во-вторых, это действительно триллер - подобающая атмосфера и чувство тревоги у зрителя (конечно, это я так понимаю суть триллера, так как жанр довольно размыт и присутствует во многих других жанрах в той или иной степени). Некоторые сцены заставляли меня вжиматься в кресло и по-хорошему испытывать чувство страха. В-третьих, видно что Шьямалан поработал с теорией таких заболеваний. Чем специфичны пациенты с подобным диагнозом, как личности сами осознают себя, находясь в теле одного и того же человека, как они общаются между собой и как делят власть. В фильме есть такие понятия как "украсть свет" - то есть взять управление над телом на себя, упоминается о "неугодных личностях" - тех, которым запрещено "красть свет" ввиду тех или иных причин, есть личность-лидер (впрочем, мне показалось, что личность-лидер Кевина не смогла бы действительно быть лидером на деле - не те качества). Сами личности обладают несколькими ярко-выраженными чертами, что тоже соответствует реальности - как правило личности появляются для решения тех или иных ситуаций, для чего и наделяются несколькими такими особенностями, и это было отражено в "Сплите" (хоть истории появления всех личностей так и не были показаны).
Есть и такие, точечные плюсы, которые я для себя отметил. Так история главной героини привязана к сюжету и в конце дала свои плоды, и она не существует лишь для того, чтобы зритель сопереживал ей - что я называю "искусственное сопереживание". Две другие героини, которые позиционируются как избалованные девчонки, в критические моменты оказываются не такими уж и глупыми, могут действовать сообща, бороться, брать ситуацию в свои руки (но симпатии они все равно не вызывают).
Есть и точечные косяки. Сцена похищения немного глупая, так как самого похищения никто как будто бы и не заметил. В паре моментов, уже в плену у Кевина девчонки ведут себя неадекватно или ведут себя правильно, но с опозданием (впрочем это можно списать на особенности психики жертвы, но я, например, не поверил в такие моменты).
Персонажей, кроме главной героини Кейси и самого Кевина (и его личностей - да, их можно считать разными персонажами, но об этом позже) толком и не хочется обсуждать, так как именно они главные действующие лица. Можно, конечно, вспомнить лечащего врача Кевина, но она нужна была фильму, чтобы объяснить зрителю, не знакомого с диагнозом расщепления личности, что это такое и с чем это едят. Кейси понравилась, как по мне, она вела себя реалистична в плену, лишний раз не лезла на рожон (в тех ситуациях, когда расклад явно был не в ее пользу), осознав, что имеет дело с душевно больным человеком старалась использовать это преимущество и т. д. Да и ее история тронула до мурашек. Такой и должен быть хороший женский персонаж - не всесильной, но способной.
Так. А теперь о Кевине. Все его личности, показанные в "Сплите" замечательно проработаны. Обидно, что нам показали всего 8 личностей из 24, но для показа всех нужно было делать сериал (возможно, остальных покажут в сиквеле, если таковой состоится, хотя Шьямалан и не знаменит на продолжения своих фильмов, а без него фильм будет уже не тот). Все эти личности обладают своими качествами - манера речи, манера одеваться, мимика, жестикуляция, даже тембр голоса и физическое состояние, умственное развитие и привычки. Все это удалось показать не только благодаря сценарию, но и БОЖЕСТВЕННОЙ ИГРОЙ МАКЭВОЯ. Джеймс, я тобой восхищаюсь, серьезно. Он сыграл каждую личность так, что зритель мог без уточнения со стороны понять, кого мы видим - сдержанного перфекциониста Денниса или экстраверта-модника Барри, девятилетнего мальчика Хэдвига или спокойную мудрую Патрисию. В паре эпизодов Макэвой переиграл сам себя - в них он играл одну из личностей, которая в свою очередь притворялась другой. И зритель понимал, кто сейчас на экранах и кем этот кто-то притворяется! Это не просто сыграть две разных роли, двух персонажей, а сделать это одновременно - не в одном фильме, а в одной сцене, параллельно.
Просто божественно. ПРОСТО. БОЖЕСТВЕННО.
Что касается "шьямалановщины", которую многие так не любят. Да, здесь она тоже есть, и как и в других его работах, она хорошо и подробно объяснена, просто многих такое объяснение не устроит. В случае "Сплита" Найт просто продолжил мысль о том, что разные личности, находясь в одном человеке, могут иметь разный уровень здоровья, физические показатели и т. д. Да, смотрится нереалистично, но зато так сильно играет на атмосферу и вообще на происходящее...
Итог.
"Сплит" - придется по душе не всем. Кому-то не нравится почерк Шьямалана, кому-то не понравится мрачность фильма и его атмосфера, кто-то найдет кучу нестыковок в сценарии. Но клянусь, все это недостатки меркнут перед восхитительной игрой Макэвоя.
Фильм обязателен к просмотру как минимум из-за участия Макэвоя.
Общее впечатление | Дворцовый переворот в пределах одной головы |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву5
Хотя… "танго белого мотылька" больше подходит для идеи,сущности и концепции этого фильма.
Кто метким ответом поймает загадку? ;)