Отзыв: Фильм "Снеговик" (2017) - "Всем бы алкоголикам выглядеть как Фассбендер"
Достоинства: операторская работа; прекрасные пейзажи снежной Норвегии; Фассбендер; зловещие снеговики
Недостатки: много ненужных флешбеков; герой по минимуму участвует в расследовании; дурацкая развяка
Мои отношения с одноимённым романом Ю Несбё не сложились: читать было так нудно, несмотря на отрезанные головы и зловещих снеговиков, что я, едва осилив страниц 150, бросила это дело, хотя все мои подписчики в курсе, что я читатель серьёзный и обязательный, обычно довожу начатое до конца. Так что фильм для меня был просто возможностью перевернуть страницу, узнать кто убийца, садовник или дворецкий, никаких ожиданий, да и вообще, мне сложно представить, чтобы в наше время кто-то всерьёз ждал выходы на экраны тупо развлекательного триллера: а что от него ждать-то? В конце концов высидеть 2 часа в кинотеатре даже на не самом хорошем фильме проще, чем мучить себя днями текстовым вариантом.
Для тех, кто "в танке", "Снеговик" - это скандинавский нуарный триллер о том, как алкоголик-детектив Харри Холе ищет маньяка, что убивает женщин и отрезает им головы. Прозвище своё товарищ получил из-за пристрастия к лепке снеговиков, которым вместо верхнего кома приделывает голову жертвы, а иногда даже приделывает ком вместо отстреленной башки. Во как!
Мой компас отношения к "Снеговику" застрял где-то между "так себе" и "плохо", но мне и в голову не придёт называть его главным провалом или худшим фильмом года. Ну, во-первых, за день до того я посмотрела "Субурбикон" Джорджа Клуни, и на его фоне история о скандинавском маньяке вовсе не такая нудная, как казалось, и даже хоть как-то заставляет зрителя раскинуть мозгами, во-вторых, мои ожидания в принципе не были завышенными и сравнивать фильм с книгой, располагая их в одной плоскости, привычки не имею: ну назовите мне с десяток отличных триллеров последних лет, уверена, не выйдет, потому что в большинстве случаев фильмы этого жанра получаются как раз снеговиковского уровня - одноразовый просмотр и лучше не особо прикапываться к развязке.
Тем не менее и удачным фильм назвать язык не повернётся, главным образом потому, что сам формат кинофильма уже подобран к сюжету неудачно: хотя роман знатно пообтесали, фильм всё равно оказался слишком густонаселён для своего хронометража, переполнен флэшбеками на квадратный метр и сложен в темпе "галопом по Европам". Теперь-то уже очевидно, что куда логичнее было сделать из серии романов о Харри Холе сериал, за сезон которого раскрывалась бы парочка дел, а может даже и одно. И да, начинать, конечно, нужно с начала, а не с середины, чтобы бедный зритель не мучился вопросами "а это кто, а кто вот это", да и тогда не пришлось бы выкидывать часть персонажей (я, например, помню, что у Холе была сестра, и когда он не думал о Ракель или Олеге, он думал о ней, что порядком тормозило процесс чтения).
Что получилось, то получилось, и пара слов об этом. Если вы из тех, кто во время просмотра хочет сам вычислять убийцу, то "Снеговик" вам это сделать не даст, не потому, что тут всё так лихо закручено (хотя да, обманки и ложные следы есть), а потому что приближающаяся развязка тащит за собой лишь недоумение и вопросы. Естественно, здесь есть кульминационная сцена, в которой Харри Холи и маньяк встретятся лицом к лицу и даже чуток мило побеседуют, но всё это будет настолько неубедительно, что я до сих пор недоумеваю, как сценаристам это всё в голову пришло. Да, я в курсе, что студия значительно подсократила режиссёру количество съёмочных дней, а продюсеры в итоге серьёзно изменили конечный результат монтажа, и это реально плохая ситуация, как для "Снеговика", так и в целом для киноиндустрии, где последнее слово не за режиссёром, а за продюсером, но я-то зритель из сибирской глубинки, мне по большому счёту плевать, почему так вышло, мне важен исключительно результат, за просмотр которого я плачу деньги, а свои проблемы "кто тут главный" пусть без меня решают.
Ещё одна вещь, вызывавшая у меня недоумение во время просмотра - это само течение расследования. Видимо Харри Холе по мнению создателей фильма настолько гениален и крут, что ему вообще не нужно заниматься расследованием дел, достаточно просто хорошенько подбухнуть, затянуться сигаретой, и после трёх минут мозгового штурма, сопровождающегося монотонным "м", ответ сам придёт к нему в голову. Два часа небритый помятый Фассбендер (который всё равно хорош, шельмец!) ходит туды-сюды, спит на лавке в парке Вигеланда, и всячески демонстрирует, как ему скучно в этой благополучной Норвегии, где маньяка днём с огнём не сыщешь и полиции приходится кошек с дерева снимать, а потом как-то так рррраз и стараниями упорной Катрины (ну и глупостью маньяка, конечно), дело подходит к своему логическому завершению, зло наказывается, добро торжествует, в общем, всё как положено. Мне серьёзно в некоторые моменты казалось, что центральный герой тут вовсе не Холе, а Катрина, и это плохо, потому что цеплять-то должен именно Харри, тем паче, есть задел на целую серию фильмов о нём.
Перед просмотром я подумала, что если уж с триллером у "Снеговика" что не выйдет, просто буду обращать внимание на его драматическую составляющую, но и тут всё пошло наперекосяк. Да, в фильме поднимается много актуальных тем, от очень общих, типа отношений полов, до конкретных, типа пролайфовского движения, но так как экранное время пришлось поделить по принципу "в среднем по больнице", каждой из них уделено так мало внимания, что совершенно не понятно, что об этом говорит картина. Некоторые показанные вещи были просто не ясны и никак не объяснены, например, зачем гинеколог приводил лысому дядьке девушку, зачем тот её сфотал? Что это, намёк на сутенёрство в высшем обществе Норвегии? При этом значительная часть времени уделена линии персонажа Вэла Килмера, хотя, если честно, она выглядит, как пришитый кобыле хвост или пятая нога у собаки, причём, как по смыслу, так и по форме: вроде как современный кинематограф пришёл в к выводу, что флешбеки - это крайний случай, и их должно быть как можно меньше, в данном случае всё как раз наоборот.
Если "Снеговик" за что и хвалить, то за прекрасные виды Норвегии и мрачноватую атмосферу скандинавского нуара, который всё же можно почувствовать, во всяком случае, если смотреть фильм на большом экране. Конечно, триллер про маньяка - это не тот случай, когда идёшь повосторгаться природой северного края, но, почему бы и нет. И да, на мой взгляд из Фассбендера вышел прекрасный Харри Холе, примерно таким я его себе и представляла, но пока этому персонажу не хватает глубины.
В целом фильм проходной, не цепляющий и не захватывающий, слишком сумбурный и густонаселённый, если у вас нет какой-то своей причины для его просмотра, то это не тот случай, когда есть смысл настаивать. Если сравнивать его с ещё одной норвежской премьерой этой недели, тоже, кстати, триллеру, поднимающему весьма актуальные вопросы, то почти лишённой рекламы "Тельме", выдвинутой Норвегией на соискание "Оскара", "Снеговик" явно проигрывает по всем фронтам.
Для тех, кто "в танке", "Снеговик" - это скандинавский нуарный триллер о том, как алкоголик-детектив Харри Холе ищет маньяка, что убивает женщин и отрезает им головы. Прозвище своё товарищ получил из-за пристрастия к лепке снеговиков, которым вместо верхнего кома приделывает голову жертвы, а иногда даже приделывает ком вместо отстреленной башки. Во как!
Мой компас отношения к "Снеговику" застрял где-то между "так себе" и "плохо", но мне и в голову не придёт называть его главным провалом или худшим фильмом года. Ну, во-первых, за день до того я посмотрела "Субурбикон" Джорджа Клуни, и на его фоне история о скандинавском маньяке вовсе не такая нудная, как казалось, и даже хоть как-то заставляет зрителя раскинуть мозгами, во-вторых, мои ожидания в принципе не были завышенными и сравнивать фильм с книгой, располагая их в одной плоскости, привычки не имею: ну назовите мне с десяток отличных триллеров последних лет, уверена, не выйдет, потому что в большинстве случаев фильмы этого жанра получаются как раз снеговиковского уровня - одноразовый просмотр и лучше не особо прикапываться к развязке.
Тем не менее и удачным фильм назвать язык не повернётся, главным образом потому, что сам формат кинофильма уже подобран к сюжету неудачно: хотя роман знатно пообтесали, фильм всё равно оказался слишком густонаселён для своего хронометража, переполнен флэшбеками на квадратный метр и сложен в темпе "галопом по Европам". Теперь-то уже очевидно, что куда логичнее было сделать из серии романов о Харри Холе сериал, за сезон которого раскрывалась бы парочка дел, а может даже и одно. И да, начинать, конечно, нужно с начала, а не с середины, чтобы бедный зритель не мучился вопросами "а это кто, а кто вот это", да и тогда не пришлось бы выкидывать часть персонажей (я, например, помню, что у Холе была сестра, и когда он не думал о Ракель или Олеге, он думал о ней, что порядком тормозило процесс чтения).
Что получилось, то получилось, и пара слов об этом. Если вы из тех, кто во время просмотра хочет сам вычислять убийцу, то "Снеговик" вам это сделать не даст, не потому, что тут всё так лихо закручено (хотя да, обманки и ложные следы есть), а потому что приближающаяся развязка тащит за собой лишь недоумение и вопросы. Естественно, здесь есть кульминационная сцена, в которой Харри Холи и маньяк встретятся лицом к лицу и даже чуток мило побеседуют, но всё это будет настолько неубедительно, что я до сих пор недоумеваю, как сценаристам это всё в голову пришло. Да, я в курсе, что студия значительно подсократила режиссёру количество съёмочных дней, а продюсеры в итоге серьёзно изменили конечный результат монтажа, и это реально плохая ситуация, как для "Снеговика", так и в целом для киноиндустрии, где последнее слово не за режиссёром, а за продюсером, но я-то зритель из сибирской глубинки, мне по большому счёту плевать, почему так вышло, мне важен исключительно результат, за просмотр которого я плачу деньги, а свои проблемы "кто тут главный" пусть без меня решают.
Ещё одна вещь, вызывавшая у меня недоумение во время просмотра - это само течение расследования. Видимо Харри Холе по мнению создателей фильма настолько гениален и крут, что ему вообще не нужно заниматься расследованием дел, достаточно просто хорошенько подбухнуть, затянуться сигаретой, и после трёх минут мозгового штурма, сопровождающегося монотонным "м", ответ сам придёт к нему в голову. Два часа небритый помятый Фассбендер (который всё равно хорош, шельмец!) ходит туды-сюды, спит на лавке в парке Вигеланда, и всячески демонстрирует, как ему скучно в этой благополучной Норвегии, где маньяка днём с огнём не сыщешь и полиции приходится кошек с дерева снимать, а потом как-то так рррраз и стараниями упорной Катрины (ну и глупостью маньяка, конечно), дело подходит к своему логическому завершению, зло наказывается, добро торжествует, в общем, всё как положено. Мне серьёзно в некоторые моменты казалось, что центральный герой тут вовсе не Холе, а Катрина, и это плохо, потому что цеплять-то должен именно Харри, тем паче, есть задел на целую серию фильмов о нём.
Перед просмотром я подумала, что если уж с триллером у "Снеговика" что не выйдет, просто буду обращать внимание на его драматическую составляющую, но и тут всё пошло наперекосяк. Да, в фильме поднимается много актуальных тем, от очень общих, типа отношений полов, до конкретных, типа пролайфовского движения, но так как экранное время пришлось поделить по принципу "в среднем по больнице", каждой из них уделено так мало внимания, что совершенно не понятно, что об этом говорит картина. Некоторые показанные вещи были просто не ясны и никак не объяснены, например, зачем гинеколог приводил лысому дядьке девушку, зачем тот её сфотал? Что это, намёк на сутенёрство в высшем обществе Норвегии? При этом значительная часть времени уделена линии персонажа Вэла Килмера, хотя, если честно, она выглядит, как пришитый кобыле хвост или пятая нога у собаки, причём, как по смыслу, так и по форме: вроде как современный кинематограф пришёл в к выводу, что флешбеки - это крайний случай, и их должно быть как можно меньше, в данном случае всё как раз наоборот.
Если "Снеговик" за что и хвалить, то за прекрасные виды Норвегии и мрачноватую атмосферу скандинавского нуара, который всё же можно почувствовать, во всяком случае, если смотреть фильм на большом экране. Конечно, триллер про маньяка - это не тот случай, когда идёшь повосторгаться природой северного края, но, почему бы и нет. И да, на мой взгляд из Фассбендера вышел прекрасный Харри Холе, примерно таким я его себе и представляла, но пока этому персонажу не хватает глубины.
В целом фильм проходной, не цепляющий и не захватывающий, слишком сумбурный и густонаселённый, если у вас нет какой-то своей причины для его просмотра, то это не тот случай, когда есть смысл настаивать. Если сравнивать его с ещё одной норвежской премьерой этой недели, тоже, кстати, триллеру, поднимающему весьма актуальные вопросы, то почти лишённой рекламы "Тельме", выдвинутой Норвегией на соискание "Оскара", "Снеговик" явно проигрывает по всем фронтам.
Общее впечатление | "Всем бы алкоголикам выглядеть как Фассбендер" |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву25
Персонаж Симмонса тут исключительно для обманки: типа мы все уже поверили, что вот он, маньячина, ан нет.