Отзыв: Фильм "Тельма" (2017) - И вновь о теле и душе, или Неуютный, но красивый скандинавский триллер о трудностях взросления
Достоинства: визуально красиво; совершенно прелестная главная героиня; стирание границы между зрителем и героем
Недостатки: сам сюжет не нов, просто подобрана новая метафора
Знакомьтесь, "Тельма" - новая картина Йоакима Триера, который, конечно, хоть и не тот самый Триер, но тоже могёт. Фильм выдвинут Норвегией на кинопремию "Оскар", и российские зрители могут увидеть его на большом экране даже раньше, чем жители некоторых иных европейских стран, что приятно. Я, кстати, советую смотреть его именно в кинотеатре, или, по крайней мере на большом экране и с выключенным светом, потому что визуальная составляющая этого в данном случае требует.
"Тельма" прекрасно вписывается в линейку фильмов последних лет, которые на русском появились только в 2017, и не только потому, что там вновь олени по заснеженному лесу ходят, а тело и душа никак не могут слиться в гармоническом экстазе, но и по тем образам, приёмам и темам, которые поднимает режиссёр. Если уж сравнивать, то картина окажется смесью фестивальных хитов, от каждого из которых позаимствовала что-то или на уровне сюжета, или в изобразительном плане: "Сырого" (драматическая линия), "мамы!"(библейские образы), "Ведьмы" (дар и взаимоотношение с ним) и "Чёрного лебедя" (любовная линия), ну а тема взаимоотношений в семье и вовсе сейчас раскрывается в каждом втором фильме, чтобы не отходить далеко, пойдёт и прошлая работа Триера - "Громче, чем бомбы". По сути, это попытка вновь сказать опытному зрителю уже известное, только сказать по-другому, новыми словами: у Йоакима Триера есть свой набор образов, есть своё видение, он изящно рисует перед нами красивое полотно, в котором за фасадом триллера со множеством неизвестных скрывается драма о милой девочке, для которой пришла пора взросления.
Думаю многие читающие переживали в своей жизни то, что пережила на экране Тельма: болезненный отрыв от родителей, новый коллектив, в котором, кажется, все друг друга давно знают и тебе места нет, пересмотр жизненных приоритетов и сомнение в отношении тех вещей, что раньше казались единой существующей истиной, не подлежащей не то, что оспариванию, но даже сомнению. Новый этап жизни часто ведёт за собой полную смену устоявшейся парадигмы, и вот уже оказывается, что от пары кружек пива ты не попадёшь в ад, Земля явно возникла не шесть тысяч лет назад, а мама и папа - это не непререкаемые авторитеты. Внутренняя ломка героини Триером выводится из психики во вне: странная болезнь, которую наверняка без труда объяснят любители искать везде психосоматику, а потом и таинственные возможности, чуть ли не ведьмовство в каком-то там колене - всё это попытки показать, что творится в душе Тельмы, как милая нежная девочка начинает постепенно превращаться в молодую женщину, как реагирует на внезапно вспыхнувшее любовное чувство, как сомневается в вере, которую пронесла в себе через годы. Если героиня "Сырого" ела мяско, героиня "Оборотня" превращалось в дикое животное, героиня "Ведьмы" всё ближе приближалась к полюсу дьявольского отродья, то Тельма обнаруживает в себе невероятную силу мысли, и, что делать, с этим необходимо как-то ужиться.
Достаточно интересно показана Триером тема веры в бога и сомнения в ней: без желчи, без изображения религиозного фанатизма, но с постоянным знаком вопроса во всём, что касается личного выбора человека. Семья Тельмы обратилась к богу по нескольким причинам, и обе можно подвести под определение "несчастье": как это часто бывает, пока всё хорошо, о боге никто не думает, но когда всё плохо, вера в нечто сверхъестественное и чёткие религиозные правила становятся опорой. Вот только не для всех этот выбор не был добровольным, это стало теми кандалами, что надели на девочку в шестилетнем возрасте её родители, пытаясь сковать, промыть мозг и запихать в какие-то рамки. Но с вылетом из родительского гнезда в старых рамках всегда тесно, а тотальный контроль родителей начинает становится обузой. Да, если ты научен христианской любви, ты до поры до времени способен сдерживать в себе все негативные чувства, прощать чужие слабости и подставлять с улыбкой вторую щёку, но рано или поздно появляется необходимость осознанно разбираться с негативными эмоциями в адрес людей и не выходить за рамки не только потому что за это тебе будет уготован отдельный котёл в аду. Вера по концепции Триера хороша только тогда, когда ты приходишь к ней сам, в противном случае она лишь темница, в которой тебя прячут от внешнего мира, в котором полно искушений.
"Тельма" - по-скандинавски холодна и агрессивна, порой заставляет зрителя чувствовать себя неуютно, отводить глаза от экрана, или вовсе закрывать их, но при этом она в нужные моменты мастерски перетаскивает тебя из тёмного кинозала на место главной героини, напуганной, растерянной, не понимающей того, что происходит ни с её душой, ни с её телом. Поверю на слово, что кому-то это может быть неприятно, что это оттолкнёт и заставит, скрестив руки и надув губки, обидеться на режиссёра, который причинил дискомфорт, но куда важнее тот факт, что метод Триера работает, каждый зритель в какой-то момент времени, пусть и недолгий, и есть Тельма, которой абсолютно необходимо разобраться в себе и понять всё то, что происходит у неё внутри.
Как, наверное, и все красивые метафорический авторские триллеры, "Тельма" оставляет за собой ряд вопросов, на которые режиссёр не считает нужным отвечать, полутона, которые так и не станут никогда чёрным или белым, но при этом, в отличие, от, например, "Двуличного любовника" Озона, никакого раздражения это не вызывает. Есть образы, которые остаются просто красивыми детальками, нужными только для пущей эстетики, есть те, что кажутся слишком уж "толстыми" и совсем очевидными, словно на экране просто написали слово, вместо того, чтобы показать означаемое, но в отличие от Аранофски, Триер знает меру и вопроса о пошлости или зауми в данном случае не стоит. Учитывая даты проката, "Тельма" кажется прекрасной альтернативой "Снеговику", если пощекотать нервишки и поразгадывать загадки всё-таки хочется, но отрезанные головы и детективы с абстинентным синдромом вас уже давно не впечатляют.
"Тельма" прекрасно вписывается в линейку фильмов последних лет, которые на русском появились только в 2017, и не только потому, что там вновь олени по заснеженному лесу ходят, а тело и душа никак не могут слиться в гармоническом экстазе, но и по тем образам, приёмам и темам, которые поднимает режиссёр. Если уж сравнивать, то картина окажется смесью фестивальных хитов, от каждого из которых позаимствовала что-то или на уровне сюжета, или в изобразительном плане: "Сырого" (драматическая линия), "мамы!"(библейские образы), "Ведьмы" (дар и взаимоотношение с ним) и "Чёрного лебедя" (любовная линия), ну а тема взаимоотношений в семье и вовсе сейчас раскрывается в каждом втором фильме, чтобы не отходить далеко, пойдёт и прошлая работа Триера - "Громче, чем бомбы". По сути, это попытка вновь сказать опытному зрителю уже известное, только сказать по-другому, новыми словами: у Йоакима Триера есть свой набор образов, есть своё видение, он изящно рисует перед нами красивое полотно, в котором за фасадом триллера со множеством неизвестных скрывается драма о милой девочке, для которой пришла пора взросления.
Думаю многие читающие переживали в своей жизни то, что пережила на экране Тельма: болезненный отрыв от родителей, новый коллектив, в котором, кажется, все друг друга давно знают и тебе места нет, пересмотр жизненных приоритетов и сомнение в отношении тех вещей, что раньше казались единой существующей истиной, не подлежащей не то, что оспариванию, но даже сомнению. Новый этап жизни часто ведёт за собой полную смену устоявшейся парадигмы, и вот уже оказывается, что от пары кружек пива ты не попадёшь в ад, Земля явно возникла не шесть тысяч лет назад, а мама и папа - это не непререкаемые авторитеты. Внутренняя ломка героини Триером выводится из психики во вне: странная болезнь, которую наверняка без труда объяснят любители искать везде психосоматику, а потом и таинственные возможности, чуть ли не ведьмовство в каком-то там колене - всё это попытки показать, что творится в душе Тельмы, как милая нежная девочка начинает постепенно превращаться в молодую женщину, как реагирует на внезапно вспыхнувшее любовное чувство, как сомневается в вере, которую пронесла в себе через годы. Если героиня "Сырого" ела мяско, героиня "Оборотня" превращалось в дикое животное, героиня "Ведьмы" всё ближе приближалась к полюсу дьявольского отродья, то Тельма обнаруживает в себе невероятную силу мысли, и, что делать, с этим необходимо как-то ужиться.
Достаточно интересно показана Триером тема веры в бога и сомнения в ней: без желчи, без изображения религиозного фанатизма, но с постоянным знаком вопроса во всём, что касается личного выбора человека. Семья Тельмы обратилась к богу по нескольким причинам, и обе можно подвести под определение "несчастье": как это часто бывает, пока всё хорошо, о боге никто не думает, но когда всё плохо, вера в нечто сверхъестественное и чёткие религиозные правила становятся опорой. Вот только не для всех этот выбор не был добровольным, это стало теми кандалами, что надели на девочку в шестилетнем возрасте её родители, пытаясь сковать, промыть мозг и запихать в какие-то рамки. Но с вылетом из родительского гнезда в старых рамках всегда тесно, а тотальный контроль родителей начинает становится обузой. Да, если ты научен христианской любви, ты до поры до времени способен сдерживать в себе все негативные чувства, прощать чужие слабости и подставлять с улыбкой вторую щёку, но рано или поздно появляется необходимость осознанно разбираться с негативными эмоциями в адрес людей и не выходить за рамки не только потому что за это тебе будет уготован отдельный котёл в аду. Вера по концепции Триера хороша только тогда, когда ты приходишь к ней сам, в противном случае она лишь темница, в которой тебя прячут от внешнего мира, в котором полно искушений.
"Тельма" - по-скандинавски холодна и агрессивна, порой заставляет зрителя чувствовать себя неуютно, отводить глаза от экрана, или вовсе закрывать их, но при этом она в нужные моменты мастерски перетаскивает тебя из тёмного кинозала на место главной героини, напуганной, растерянной, не понимающей того, что происходит ни с её душой, ни с её телом. Поверю на слово, что кому-то это может быть неприятно, что это оттолкнёт и заставит, скрестив руки и надув губки, обидеться на режиссёра, который причинил дискомфорт, но куда важнее тот факт, что метод Триера работает, каждый зритель в какой-то момент времени, пусть и недолгий, и есть Тельма, которой абсолютно необходимо разобраться в себе и понять всё то, что происходит у неё внутри.
Как, наверное, и все красивые метафорический авторские триллеры, "Тельма" оставляет за собой ряд вопросов, на которые режиссёр не считает нужным отвечать, полутона, которые так и не станут никогда чёрным или белым, но при этом, в отличие, от, например, "Двуличного любовника" Озона, никакого раздражения это не вызывает. Есть образы, которые остаются просто красивыми детальками, нужными только для пущей эстетики, есть те, что кажутся слишком уж "толстыми" и совсем очевидными, словно на экране просто написали слово, вместо того, чтобы показать означаемое, но в отличие от Аранофски, Триер знает меру и вопроса о пошлости или зауми в данном случае не стоит. Учитывая даты проката, "Тельма" кажется прекрасной альтернативой "Снеговику", если пощекотать нервишки и поразгадывать загадки всё-таки хочется, но отрезанные головы и детективы с абстинентным синдромом вас уже давно не впечатляют.
Общее впечатление | И вновь о теле и душе, или Неуютный, но красивый скандинавский триллер о трудностях взросления |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву13
Рейтинг критиков - 80%, IMDb - 7.4, это всё довольно неплохо, учитывая прокатную судьбу и отсутствие "звёзд" в списке актёров.
Временами фильм очень трепетный…Не зря на постере изображена хрупкая птичка. Очень аллегорично, на мой взгляд.