5
Отзыв рекомендуют 84 48

Отзыв: Ламповый предусилитель NFJ&FXAUDIO 6J1 с темброблоком - Ламповый оттенок в звуке.

Достоинства: Радиолампы в звуковом тракте дают звуку ламповый оттенок. Отличные параметры всего устройства, темброблок, компактные размеры, металлический корпус, приятный в использовании.
Недостатки: Для такого простого и относительно недорогого устройства пока не выявлены.
Ламповый предусилитель NFJ&FXAUDIO 6J1 по большому счёту является не ламповым устройством, а лампово-полупроводниковым. Каждая из радиоламп предусилителя работает как линейный усилитель звукового сигнала. А вот темброблок устройства выполнен на двух микросхемах, по одной на каждый из звуковых каналов.

Об аналогичном изделии Aiyima 6K4 со встроенным Bluetooth модулем отзыв был ранее. В целом ламповый предусилитель NFJ&FXAUDIO 6J1 аналогичен ламповому предусилителю Aiyima 6K4. Разница состоит только в отсутствии Bluetooth модуля, а также изначальной комплектацией блоком питания FXAudio AD-1A на 12V 1,5A. Кроме этого, в комплекте поставки предусилителя NFJ&FXAUDIO 6J1 не было звукового кабеля, а у предусилителя Aiyima 6K4 он был, притом очень приличного качества. Также у обоих предусилителей разница в типе комплектуемых радиоламп. У Aiyima 6K4 это были китайские радиолампы типа 6К4, полные аналоги советских радиоламп типа 6К4П, о существовании которых китайцы прекрасно осведомлены. Ток накала радиоламп типа 6К4П составляет 300 мА, а их нити накаливания по схеме предусилителя включены последовательно, и питаются от источника питания 12V. В предусилителе NFJ&FXAUDIO используются китайские радиолампы типа 6J1, полные аналоги советских радиоламп типа 6Ж1П. Ток накала радиоламп типа 6Ж1П составляет 170 мА, а нити накаливания по схеме предусилителя также включены последовательно.


Радиолампы 6J1 экономичнее радиоламп 6K4, и заметно ниже по высоте. Иными словами, они слабее нагреваются при работе, и меньше потребляют тока для накала. Практически полными аналогами радиолампам 6J1, кроме 6Ж1П, также являются советские пентоды типа 6Ж5П и 6Ж38П. Ну и та же самая радиолампа 6К4П тоже их аналог. По сравнению с китайскими, советские радиолампы имеют большую наработку на отказ, а также по ряду субъективных признаков выдают более качественное звучание. В настоящее время новые радиолампы советского производства вполне можно приобрести на вторичном рынке, а также в некоторых магазинах радиодеталей. У китайских продавцов на AliExpress лот из 10шт китайских радиоламп типа 6K4 можно найти в пределах 750 рублей, что выйдет в 75 руб. за одну радиолампу. Продаются у них и советские радиолампы, но они стоят заметно дороже.

Назначение лампового предусилителя NFJ&FXAUDIO 6J1 - усиление сигнала линейного выхода между источником сигнала и оконечным усилителем. В ряде случаев к выходу NFJ&FXAUDIO 6J1 можно напрямую подключить усилитель мощности ЗЧ без собственного предварительного усилителя. Автор протестировал предусилитель NFJ&FXAUDIO 6J1 на частотную характеристику и коэффициент усиления с использованием звукового генератора типа ГРН-2 с частотой генерации от 20 Гц до 200 кГц, и секции вольтметра переменного тока аналогового тестера типа ТЛ-4М. В итоге собственных измерений были получены результаты, которые будут приведены в конце отзыва.

Предусилитель пришёл по почте от продавца, а это магазин Aoshida-HIFI Audio Store, который расположен на сайте ритейлера AliExpress, в следующей заводской коробке:

Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком

В комплекте сам предусилитель, адаптер питания с US сетевой вилкой и US/EU переходником для наших сетевых розеток, а также две радиолампы типа 6J1, уложенные в собственные ячейки. Вид коробки снаружи:

Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком

Ссылка на фотографии и результаты тестирования комплектного блока питания предусилителя имеется в начале отзыва.
Радиолампы 6J1 из комплекта поставки:

Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком

Сам предусилитель, вид сверху:

Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком

Вид под углом на ламповые панельки:

Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком

Вид девайса сбоку:

Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком



Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком

Корпус предусилителя выполнен из алюминиевого сплава. Нижняя стенка корпуса снабжена ножками:

Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком

На задней стенке имеется гнездо 5,5 мм x 2,1 мм для подключения 12-вольтового адаптера питания. Также там размещены 4 RCA гнезда, два для стереофонического входного звукового сигнала, и два для выходного сигнала:

Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком

Передняя панель предусилителя выбирается при заказе, и может быть как чёрной, так и серебристой. Этот вариант с серебристой передней панелью:

Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком

На передней панели расположились вполне удобный тумблер включения, красный светодиод индикации включения, регуляторы тембра по НЧ и ВЧ, а также регулятор громкости. Все регуляторы вращаются с фиксацией щелчками, как будто они не плавные, а дискретные. Это вполне удобно, хотя по факту для всех трёх регуляторов используются обычные сдвоенные переменные резисторы.

Корпус предусилителя очень компактный, и весьма симпатичный:

Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком

Измеренные габариты корпуса:

Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком



Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком



Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком

Вид предусилителя во включенном виде. Радиолампы 6J1 снизу дополнительно подсвечиваются светодиодами красного свечения:

Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком



Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком

Вид предусилителя с установленными советскими радиолампами типа 6К4П, корпус которых заметно выше, чем у радиоламп 6J1:

Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком



Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком



Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком

Разнотипные радиолампы в предусилителе использовать нельзя, так как между ними возникнет перекос по накальному напряжению.
Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 в процессе снятия электрических параметров:

Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком



Ламповый предусилитель NFJ FXAUDIO 6J1 с темброблоком

Оба стереоканала предусилителя при собственных измерениях показали полную идентичность параметров.

Далее о результатах собственных измерений. Рабочий диапазон частот предусилителя с минимальным завалом амплитудно-частотной характеристики при среднем положении регуляторов тембра составил 30 - 30000 Гц. На частоте 20 Гц имеется довольно выраженный завал амплитудно-частотной характеристики примерно в 2 раза по сравнению с частотой 30 Гц. При входном напряжении 0,5 V в среднем положении регулятора громкости коэффициент усиления равен 1. В крайнем правом положении регулятора громкости коэффициент усиления всего предусилителя равен 5. Регулятор тембра низких частот на частоте 100 Гц по отношению к частоте 1000 Гц поднимает или заваливает амплитудно-частотную характеристику в 5 раз. Регулятор тембра высоких частот на частоте 10000 Гц по отношению к частоте 1000 Гц поднимает или заваливает амплитудно-частотную характеристику в 3 раза. Коэффициенты усиления обоих стереофонических каналов идентичные.

Таким образом, предусилитель имеет некоторый завал АЧХ на частотах ниже 30 Гц и выше 30 кГц. Однако с учётом допусков неравномерности АЧХ его реальный диапазон рабочих частот составляет 20 - 63000 Гц, что является отличным результатом. Коэффициент гармоник не измерялся, но субъективно он достаточно низкий, по паспорту не более 0,3%. Звучание звукового тракта, в который включается ламповый предусилитель NFJ&FXAUDIO 6J1, становится мягким и ненавязчивым. Жестковатый цифровой звук обогащается гармониками, и становится более похожим на звук от аналогового источника. Также в ряде случаев подъём АЧХ на низких и высоких частотах, который осуществляет темброблок предусилителя, дополнительно обогащает и насыщает звучание.

В настоящее время самое недорогое предложение лампового предусилителя NFJ FXAUDIO 6J1 - в магазине Shopping In Lisa's Store на AliExpress. Данная модель с чёрной передней панелью предлагается там на сегодня за 1 755,73 руб с бесплатной доставкой AliExpress Standard Shipping, с серебристой панелью стоит несколько дороже. Также следует учесть, что срок службы любых радиоламп ограничен, и в лучшем случае достигает нескольких тысяч часов наработки. Поэтому иметь в запасе дополнительные новые радиолампы одного типа потенциальному владельцу такого предусилителя не помешает.
Время использования Несколько недель.
Стоимость 1756 ₽
Год выпуска/покупки 2019
Общее впечатление Ламповый оттенок в звуке.
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву48

Анахорет
На вторичном рынке часто можно нарваться на лампы, потерявшие частично или почти полностью эмиссию. Лучше их проверять. В частности у этих ламп при включении по типовой схеме напряжение смещения на катодном резисторе должно быть около 2 вольт. А вообще у меня был простенький самодельный приборчик: 7 и 9 штырьковые ламповые панельки с параллельным соединением одинаковых гнёзд и 9 штырьковый разъём. На него на нужные ноги подаётся 6,3 В накала, а между катодом и первой, управляющей, сеткой обычным омметром измеряется сопротивление. Остальные ножки не задействуются, кроме проверки на внутренний обрыв или замыкание. У разных ламп оно разное, нужно прокалибровать на заведомо исправных с составлением таблицы. Порядок - сотни ом. При потере эмиссии оно увеличивается.
Vladsl
Это верно. На вторичном рынке вполне можно купить бэушные советские радиолампы под видом новых, у которых потеряна эмиссия катода. Проверять их при покупке вряд-ли по силам обычному пользователю. Поэтому с рук лучше приобретать радиолампы в заводской упаковке, и с одним годом и даже месяцем выпуска. Они будут наверняка новыми, из одной партии. Или приобрести новые китайские радиолампы у китайцев на AliExpress. На сегодня к примеру в китайском магазине SzMzxy Audio Store лот из 8 новых радиоламп 6K4-J стоит по акции всего 607,68 руб.
Анахорет
По ТУ срок хранения радиоламп - 5 лет. Следовательно, все советские можно отнести к некондиции. Всё равно с течением времени они "газуют", несколько теряется вакуум, да и другие изменения есть. Интересная история - развалить своё налаженное производство, чтобы потом покупать в Китае то, что умели делать сами, при чём лучше, как последний писк моды. Где-то читал, что свое время немцам на металлолом продали оборудование фирмы "Мелодия", (грампластинки). Потом пытались закупить там же оборудование, для выпуска винила, (начал в моду входить). Предложили наше же, но по драконовским ценам.
Vladsl
Да, глупые и жадные приватизаторы многое в свое время пустили с молотка. А про винил интересная история, но неудивительная для той вакханалии, что творилась в стране в «святые» по словам Наины Ельциной 1990-е годы, депрессивном периоде отечественной истории.
Также кажется, что новая советская радиолампа вряд-ли потеряет часть своего вакуума за годы и даже десятилетия своего хранения. Если она не имеет механических повреждений и изгибов выводов. По крайней мере, новые советские радиолампы типа 6К4П, которые в конце 1980-х годов стоили один советский рубль за штуку, новыми приобретались в то время в магазине радиотоваров самолично. И после многолетенего хранения они отлично работают в таком ламповом предусилителе, как описаннный.
Анахорет
Кстати, это же вышеописанное примитивное устройство позволяет оценочно проверить и вакуум. Если приложить щупы омметра в обратной полярности,(- на сетку,+ на катод), разумеется в прогретой лампе, то по её сопротивлению можно его оценить. В этом случае проводят ток не электроны, а положительно заряженные ионы газов. Чем их больше, тем меньше будет сопротивление, (мегаОмы). Чем меньше сопротивление катод - сетка в прямом включении и больше в обратном - тем лучше лампа. Как у диода полупроводникового. Фабричные приборы для проверки ламп используют и анодное напряжение, и сложны в основном цепями коммутации.
Vladsl
Хороший способ оценки радиоламп, как новых, так и бэушных. Может быть, кому-то пригодится.
Анахорет
Как я понял, специальный прибор, измеритель выхода, Вы не применяете. Что используете в качестве эквивалента нагрузки при снятии АЧХ предусилителя?
Vladsl
Эквивалент нагрузки при измерениях в данном случае не использовался вообще, так как тестер ТЛ-4М работает на пределе шкалы измерений переменного напряжения в 1 вольт. Входное сопротивление у него в этом режиме составляет не более 10 кОм/В. Так что можно считать, что сопротивление нагрузки одного канала предусилителя составляло на момент измерений порядка 10 Ком, что норма для линейных выходов любых предусилителей. Измерения производились для каждого канала по отдельности. Главное, что при заявленной для тестера ТЛ-4М верхней частоте измерений в режиме работы с переменным током в 15 кГц тестер уверенно измеряет переменное напряжение до частоты 100 кГц. Притом делает это линейно и без завалов, что удобно для правильной оценки АЧХ аудиоустройства. В частности, в своё время с помощью данного тестера и генератора ГРН-2 успешно снималась АЧХ полного усилителя ЗЧ
Усилитель Одиссей У-010
Аппарат высшего класса безо всяких оговорок.
кассетных дек, Hi-Fi видеомагнитофонов с вращающимися аудиоголовками для оценки АЧХ в режиме записи/воспроизведения, а также других аудиоустройств.
Анахорет
10 кОм/В… По теперешним временам очень мало. Да, конечно. Соизмеримо с переменными резисторами на входе УНЧ. Согласование будет.
Vladsl
Советские стрелочные тестеры в режиме вольтметра обычно имеют входное сопротивление от 10 до 20 кОм/В.
Анахорет
Не очень нравится схема с последовательным соединением нитей накала и их питанием от 12 вольтового источника. 1. Нормальное напряжение накала 6,3 вольта. 2. Из-за разброса параметров 12 вольт не распределятся строго пополам. Недокал, а заниженная температура катода очень сильно зависит от этого напряжения и очень вреден для ламп. Это не только снижает их эмиссию, но и приводит к "отравлению" катода остатками газов в лампе. Вакуум там не абсолютный, несмотря на геттер. В целом схема имеет право на жизнь, но накальный трансформатор и параллельное соединение нитей накала лучше. + используемой схемы в питании накала постоянным током. Это должно снизить уровень фона. Хоть он и небольшой у катодов за счёт тепловой инерции, но есть.
Vladsl
В принципе, использование для нитей накала радиоламп переменного напряжения 6,3 вольт от накального трансформатора увеличит уровень фона 50 Гц в усилителе. Накал от стабилизированного источника постоянного тока минимизирует этот фон до ничтожных величин, до получения отношения сигнал/фон порядка 90-100 дБ, что соответствует уровню современных цифровых устройств.
По даташитам номинальное напряжение накала для радиоламп 6Ж1П и 6К4П составляет 5.7-6.9 вольт, а для радиоламп 6Ж1П-ЕР и 6К4П-ЕР оно составляет 6-6,6 вольт. Поэтому в особой точности величины напряжения накала радиолампы не нуждаются, а последовательное включение их нитей накала к источнику питания 12V позволяет упростить подключение радиоламп, а также добиться максимальной экономичности их работы.
Анодное напряжение радиоламп в предусилителе подобного типа обычно составляет от 50 до 100 вольт. Тем не менее, при таком относительно низком анодном напряжении радиолампы хорошо усиливают звуковой сигнал.
Анахорет
Я как-то собирал электрометр на старинной лампе 1Ж1П. Из батарейного приёмника "Родина". Нормально работал от полуторавольтовой батарейки. И на накал и на анод 1,5 вольта.
Vladsl
Самоделки на основе радиоламп - вполне интересные вещи. Когда-то в начале 1980-х годов в «Юном Технике» была публикация по сборке ёмкостного реле на одной радиолампе. Садишься в кресло - такое реле автоматически зажигает лампу в торшере. Но на сегодня всё это уже давно неактуально. Радиолампы с их высокоомными входными характеристиками с успехом заменяют полевые транзисторы.
Анахорет
Да. Это так. Я про то, что напряжение на аноде совсем не обязательно должно быть высоким.
Vladsl
Что интересно, в сфере радиоламп по-прежнему ведутся новые разаработки.
В частности, вот такая цитата «В серийное производство отправлены необычные электронные лампы Nutube 6P1, на разработку которых Korg совместно с компанией Noritake Itron потратил несколько лет.
От микросхемы у этого устройства форма, расположение контактов и размеры — 4,5х1,6 см. От лампы, соответственно, — стеклянный вакуумный корпус с расположением электродов, больше всего напоминающем флюоресцентный индикатор. На дне плоского прямоугольного баллона размещены два планарных анода, а над ними — такие же плоские сетки и катод прямого накала, по сути представляющий собой просто вольфрамовую нить.
В отличие от большинства классических электронных радиоламп, эти двойные триоды не требуют высокого анодного напряжения (достаточно 10-20 вольт), и могут, по словам компании, похвастаться ресурсом наработки в 30 000 часов. То есть действительно ничто не мешает распаять такие лампы прямо на плате, скажем, звукового усилителя.
Лампы производятся в Японии на заводе Noritake Itron, и уже продаются по 5400 иен (порядка $53)».
Анахорет
Не удивлюсь, если вскоре в аппаратуру вернется когерер Бранли… А лампа -пентод миниатюрной бесцокольной серии у меня на входе канала вертикального отклонения осциллографа. Единственная в схеме. Видимо, из -за входных и проходных ёмкостей предпочитают полевику. Если бы дело было только в большом внутреннем сопротивлении…
Vladsl
По моему мнению, если сегодня восстановить производство катушечных магнитофонов высшего класса, типа Акаев из 1970-х - 1980-х, а также наладить массовое производство магнитной ленты для них, то на такую технику возникнет небольшой, но устойчивый спрос. Хотя по логике - зачем они сейчас нужны в эпоху господства цифрового звука? Но вид вращающихся катушек, мигающих индикаторов уровня, и кнопки управления механикой действуют на многих магически. И радиолампы чем-то из этой серии. В тех же ламповых магнитофонах, а также в дорогих ламповых радиоприёмниках в качестве индикатора в те времена часто использовалась индикаторная радиолампа типа 6Е1П, так называемый зелёный «кошачий глаз». На сегодня такая радиолампа 6Е1П продаётся по ценам от 1 до 2 тысяч рублей, в том числе и у китайцев на AliExpress. Ностальгия сейчас стоит дорого.
Анахорет
Круто! Помню такую. А до была октальная 6Е5С. На мой взгляд, еще круче смотрелась. При переезде оставил целую коробку ламп в гараже. В том числе и такие. Выкинули, наверное. Музейные экспонаты: ГУшки, газовые стабилитроны, октальная серия… Если собрать усилок с двухтактным выходом на двойных триодах 6Н5С, а эта фигуристая дура см 15 высотой и диаметром см 5 рассеивает мощность ватт 15… Прикольно будет смотреться. Трансформаторы выходные… Болячка ламповых усилков. И полоса, и нелинейные - их заслуга % на 70. Не выходит без них, как в транзисторных схемах. А вот если сделать транзисторный с трансформатором, пожалуй, получится "ламповое" уменьшение высших гармоник с подъемом средних.
Анахорет
Иногда беру, восстанавливаю старую технику. Я бы не сказал, что очень дорого стоит ширпотреб. Не дороже, чем стоил тогда, если отвлечься от рублей, по покупательской способности. Редкие, совсем старые, например, 40-х годов - да. Это дорого.
Анахорет
Субъективно, при подаче цифрового сигнала на вход, и особенно, транзисторного оконечного усилителя, а именно от него в первую очередь зависит "транзисторное" звучание разница ощутима? + транзисторный темброблок…Или это просто дань моде? Согласитесь, что цена за устройство, которое в принципе можно на коленке склепать, с чем раньше 7 классники управлялись, отнюдь не хилая… Интересно Ваше мнение
Vladsl
«Клепать на коленке» такое устройство смысла нет. Оно по расходам на радиодетали и переменные резисторы выйдет намного дороже готового. Плюс приличные трудозатраты при создании такого устройства. Также у заводского устройства отличный внешний вид, а у самодельного он будет так себе. В звуковой тракт подобный этому предусилитель добавляет «ламповых» гармоник, отличающихся от гармоник транзисторных усилителей. Кроме этого, предусилитель дополнительно усиливает звуковой сигнал, имеет отличные регуляторы, а также классический темброблок. Да и внешний вид работающих радиоламп очень приятен.
Проверку подобных ламповых китайских устройств следует начинать с извлечения из них радиоламп в процессе тестирования. Если устройство после извлечения радиоламп теряет работоспособность, то всё в норме. Это означает, что радиолампы там по настоящему усиливают звук. А если оно продолжает работать, то китайцы установили радиолампы чисто в декоративных целях, такое тоже случается.
Анахорет
Вот и я про то. Все эти разговоры о "ламповом звуке" или для аудиогурманов, или из разряда "сказки про голого короля". Отличный способ понять разницу! Не сообразили китайцы поставить декоративные лампы и тупо соединить вход с выходом. Так бы их этим способом не разоблачить) А так работает или нет не поймешь. Я как-то немного забыл о временах… Если покупать, то да. У меня в гараже не меньше 5 ламповых телевизоров стояло. Практически полный набор минимум для пары десятков таких предусилителей. Правда, лампы старались спрятать внутрь корпуса.
Vladsl
Главные достоинства этого предусилителя - то, что он имеет отличный внешний вид, компактный корпус, сам новый, в нём использованы две новые радиолампы, а также то, что он за свою цену комплектуется неплохим источником питания. Гаражное старьё в виде ламп из старых ламповых телевизоров вряд-ли куда применишь сегодня. Во-первых, большая часть ламп оттуда не годится по типам, во-вторых, у таких ламп севшая эмиссия. Плюс всё это старьё с крошащимися ламповыми панельками паять - сомнительное удовольствие. Да и от источника питания 12 вольт их запитать практически невозможно, нужно собирать преобразователь напряжения, это всё сложно и затратно. При питании от классического трансформатора такие предусилители будут фонить. Притом что новый трансформатор стоит бешеных денег, а габариты и мощность старых трансформаторов из телевизоров сильно избыточны для этих целей. В придачу, самоделка выйдет трудозатратной, неказистой и габаритной, с большой потребляемой от электрической сети мощностью. А электичество в настоящее время стоит недёшево. И, что самое главное, всё это бэушное ламповое старьё, возиться с которым не имеет никакого смысла.

У китайцев также предлагаются как наборы из печатной платы и радиодеталей, предназначенные для сборки подобных предусилителей, так и готовые собранные печатные платы ламповых предусилителей без корпуса. Цена таких решений находится от нескольких сотен до 700-800 рублей. Так что, если потребуется приобретение такого предусилителя без корпуса, это совсем недорого. Дешевле только даром. Минус у таких наборов - в большинстве из них по схеме нет темброблоков.

В целом подобный предусилитель в законченном виде, и в красивом корпусе приобрести выгоднее, чем набор деталей, или даже готовую собранную печатную плату. И темброблок в нём имеется. Выйдет несколько дороже, но оно того стоит. Плюс самостоятельная комплектация блоком питания тоже обойдётся минимум 200 рублей, а здесь блок питания уже включён в стоимость комплекта. Также китайцы предлагают такие же ламповые предусилители без темброблока, но практически по аналогичным ценам. Такой приобретать не советую. Кроме этого, у них продаются маломощные усилители ЗЧ с парой радиоламп и выходом для подключения наушников. Но они тоже большей частью предлагаются без темброблока.
Анахорет
Не буду по пунктам. Хотя… 1. В схеме 4 шт 6Ж1П, 1 шт 6Н1П - двойной триод. Это если собирать предусилитель, хватит на 3. На лампе 6Ф5П - триод и мощный пентод можно собрать полный ламповый усилитель, если уж следовать моде. Лампы 6П14П и 6П15П можно использовать в оконечном каскаде полного! лампового усилка. Трансформаторы есть. ТВК-70 можно использовать в качестве накального сразу. ТВК 100 то же. Нужно только подобрать гасящий резистор. ТВЗ = выходной для полноценно лампового усилка. Уровень фона можно снизить, сделав выпрямитель. Есть даже дроссель неплохой. Анодное питание можно сделать бестрансформаторным, только за шасси не стоит хвататься, если лень мотать транс, или использовать громоздкий имеющийся ТС…
Vladsl
Вот полный ламповый усилитель самому есть резон собирать, если имеются материалы и возможности. Такие готовые решения стоят очень дорого. Но опять таки, при интенсивной эксплуатации такой УЗЧ будет потреблять много электричества от электросети, и его аппетиты по энергопотреблению придётся оплачивать в виде счетов за электроэнергию. Но тогда и ламповый предусилитель типа этого китайского станет совсем ненужным. Ведь он - очень бюджетное решение для тех, кто за маленькие деньги желает немного ощутить лампового звука на транзисторной технике.
Анахорет
Я ж не о том!!! Я о том, будет ли разница в звуке ощутимой от этого предусилителя? Или просто дань моде? На столе стоит красивая коробка с лампами… Со светодиодной их подсветкой… Прямо как у ламп газующих, если поставить синие. Этакая фиолетовая подсветка в темноте. Может, правы китайцы? соединить вход с выходом. Запитать от 12 вольт пару, можно и больше, даже декоративных лампы. Впрочем… Можно даже не запитывать, подсветить светодиодами… Всё равно можно гордиться - круто, с лампами.
Vladsl
Ощутимая разница в звучании с ним при средних положениях регуляторов тембров или без него вряд-ли будет. Но за счёт темброблока подъём по НЧ и ВЧ обогащает звук. Также приятно осознавать, что в звуковом тракте работают радиолампы. В своё время более-менее качественный звук был на советских ламповых радиолах высшего класса типа «Симфония» или "Вега-001". Недорогие ламповые магнитофоны, радиолы и ламповые телевизоры имели звук иногда неплохой, но это был второй-третий класс. А вот электричества они наматывали много, хотя в советское время оно стоило недорого.
Анахорет
Это тот механизм, у которого был привод на моторчике на проводном пульте, управляющий механизмом КПЕ настройки на частоту? Сексуально извращались в высшем классе.) Магнитофоны подводила механика лентопротяга. У нас в общагу один пацан притащил, видимо выкинутый. Пассика не было. Приспособили резинку от трусов. Пощелкивал на шве, но пел. Из экономии пленки писали на скорости 9. Сто раз переписанная иносранщина, чуть ли не с радио Свобода писалась. Качество было ужасное.
Анахорет
Исходник - цифровой. Основное влияние на звук - оконечника. Там транзисторы.Темброблок - транзисторы… Ламповый? Это как к трактору прицепить телегу. Ретро…
Vladsl
У транзисторных усилителей гармоники находятся обычно на верхних частотах спектра, и они часто искажают прозрачность звука на ВЧ. Гармоники ламповых усилителей находятся в более низкочастотной части спектра, и они даже при больших количествах, чем у транзисторных усилителях, субъективно воспринимаются незаметнее. Иногда «сухие» цифровые источники сигнала нуждаются в обогащении гармониками ламповых усилителей, чтобы звучание больше походило на прежнее аналоговое. Например, чтобы казалось, что звук идёт не с Audio-CD плеера и воспроизводимого на нём компакт-диска, а с качественного японского катушечного магнитофона. Но это всё больше на субъективном уровне.
Анахорет
Кстати, ламповые панельки там отличные. Фарфоровые, если не в УНТ 47- 59. Там да, д…. Основная причина поломок ящиков. Не детали летели. Панельки сыпались. А с фарфоровыми другая проблема: они по центру на заклепке крепились. Приходилось её выкусывать при монтаже.
Vladsl
Фарфоровые ламповые панельки долговечные. Но они обычно рассчитаны для навесного монтажа на шасси.
Анахорет
Знакомы такие. Но в УЛПТ стояли рассчитанные на печатку. По центру крепились заклёпкой. "Уши", отогнуты, и в них крепились пружинки, поджимающие лампу. Надежные панельки. Выпаять такую была проблема: приклепана была к панельке. Чтобы где-то использовать, приходилось извращаться сексуально. А вот менять не приходилось ни разу. Качественные были. А вот в более новых УНТ панельки стали делать пластмассовые, наборные. Эти сыпались с новья. И металл контактов был ужасным: паялся скверно. Надежнее всего было заменить, взяв первые. Правда, была одна о 10 ногах лампа. Двойной пентод 6Р4П. Тут совсем фигово… Таких панелек не было.
Анахорет
Что касается гармоник. Задача хорошего усилителя передать сигнал без искажений, со всеми имеющимися гармониками. 400 Гц рояля и синтезатора, голоса певца звучат по разному из за них. А вот добавлять их… Лишние гармоники это не что иное как нелинейные искажения. Методика проверки на них такая: На вход усилителя подают чистую синусоиду, без гармоник. Измеряют на чистой синусоиде. На выходе измеряют выходное напряжение. Потом пропускают выходной сигнал через режекторный фильтр, полностью подавляющий синусоидальный сигнал этой частоты. Измеряют напряжение оставшихся искажений, кратных основной частоте, иначе, гармоник. Вычисляют их отношение - коэффициент нелинейных искажений. Получается, что добавление гармоник не что иное, как рост нелинейных искажений. Этого легко добиться без ламп. Добавление гармоник…Мудреное словоизвержение для непосвященных.
Vladsl
Это всё спорно. Коэффициент гармоник хорошего Audio-CD плеера может быть порядка 0,001%. Но это вовсе не означает, что его звук будет нравиться больше, чем звук LP винилового проигрывателя, у которого коэффициент гармоник, вносимый только головкой звукоснимателя, как мимнимум 0,1%. Коэффициент гармоник - это еще не все критерии хорошего звука. Главное, чтобы звук был чистым, мягким и неутомительным при длительном прослушивании.

Даже если взять FLAC звуковой файл 24bit 192 kHz, и записать его на катушечный магнитофон высшего класса, звук уже своеобразно изменится. Он приобретёт аналоговые нотки, хотя и будет записан с цифрового источника сигнала.

Также большую роль играет перегрузочая способность усилителя. Цифровые источники звука очень не любят перегрузок по амплитуде, при которых нелинейные искажения вырастают в сотни и тысячи раз, и становятся очень заметными на слух. Радиолампы в звуковом тракте плавно ограничивают амплитуду звука при перегрузках по амплитуде, и радикально меняют характер таких искажений в менее заметную сторону. Хотя, понятное дело, многое зависит от качества самого звукового источника.
Анахорет
Есть более продвинутый способ: анализаторы спектра. Но суть гармоник от этого не меняется.
Анахорет
Не обижаетесь, что дискутируем?)
Vladsl
Такую беседу двух достаточно компетентных в этой сфере людей полезно почитать ряду читателей, увлекающихся качественным звуковоспроизведением.
Valaton
Глупый вопрос: а вакуумные лампы (или как они правильно называются) до сих пор производят?
Vladsl
Отечественное ПАО «Светлана» из Петербурга по слухам до сих пор выпускает отдельные типы электронно-вакуумных ламп, отправляя их на экспорт. В 1920-е - 1980-е годы они выпускали, помимо другой продукции, в том числе радиолампы для внутреннего рынка. Другие отечественные заводы вряд-ли сохранили в настоящее время производство радиоламп, кому они у нас сейчас нужны. Хотя в военной технике, что не исключено, могут быть до сих пор востребованы, в том числе в качестве запчастей для старой советской техники. Так что их вполне могут по-прежнему выпускать, не афишируя это. А вот китайские заводы в настоящее время вовсю производят отдельные типы электронно-вакуумных ламп, в том числе полные аналоги советских. Ряд моделей таких радиоламп китайцы предлагают для покупки на AliExpress. Используются они в основном в ламповой звуковой технике.
Valaton
это что получается, у меня есть призрачная надежда оживить радиолу "Сакта"? Правда, я пока так и не поняла, почему она не работает.
Piter736
Чудо техники!И лампы с подсветкой…Опасное дело,в этой штуке разбираться нужно…взял и к Гегену за советом по настройке…))
Vladsl
Да, каждая радиолампа там снизу подсвечивается собственным светодиодом, синим или красным - какие поставят на фабрике. Также будет интересным вариантом попробовать в таком предусилителе совместимые радиолампы советского производства 6Ж1П и 6К4П - из них 6К4П покрупнее в длину, чем 6Ж1П, и ток накала у 6К4П будет повыше.
Fisher Hawk
Блин, какие вы наивные, рассуждаете, какая лампа лучше. В этих усилителях, равно как и в фонокорректорах, лампы не используются по своему назначению. Они как украшение стоят. Достаточно разобрать и посмотреть, там нет нормального питания на аноде. Преобразователя внутри тоже нет. Я в своем фонокорректоре померил, на одной лампе 11,8 вольта, на другой вообще 0 вольт. Однако работает:) Мистика, да? Вообще без разница, какую лампу совать, лишь бы была 7-штырьковая и накал на 3-4 ногах. Мой корректор куплен здесь https://goo.su/1QU8k.
Vladsl
Здесь лампы задействованы в звуковом тракте. Проверить просто - достаточно удалить лампу из панельки, и в этом канале исчезнет звук. Также после включения такого предусилителя звук появляется не сразу, а плавно в такт разогреву катода. В конкретно вашем устройстве все может быть по другому. Единственное, что усилительные возможности электронных ламп в таком устройстве использованы по минимуму. Их задача - обогатить звук небольшими "ламповыми" гармоническими искажениями.
Piter736
Я пошёл другим путём,собрал на 6Ф3П по-Манакову.))
iBUTCHER
Тоже интересный девайс.