Отзыв: Фильм "Остров" (2006) - Чужой для меня фильм.
Достоинства: Отличная работа.
Недостатки: Наверно нет, но это не имеет значения.
Приветствую всех, кто читает. Смотря фильм "Остров", я испытывала различные чувства, самым сильным из которых была неловкость человека, нечаянно (за компанию, например) попавшего в незнакомое место, где незнакомые посторонние люди общаются на какие-то темы, которые тебя если и интересуют, но мнения их и взгляды совершенно тебе чужие. Я словно стояла в сторонке, невольно за всем наблюдая, но оставаясь равнодушной, лишь изредка чему-то улыбаясь или внутренне ахая, и постоянно поглядывала на часы в нетерпении.
С самого выхода картины я отовсюду слышала, что это шедевр. Но в то время я совсем не хотела ничего смотреть, а позже, встречая отклики на это знаменитое творение Павла Лунгина (о многом говорит, что я запомнила и название, и имя режиссёра), догадалась, что вряд ли оно мне придётся по душе.
И всё-таки не устояла перед рекомендацией. В таких случаях бывает сложно. Если бы я взялась смотреть фильм сама, то велика вероятность, что остановилась бы на начале и забыла, а если бы и досмотрела, то тоже бы быстро забыла. Хотя кое-что мне бы запомнилось, конечно. Но когда смотришь по совету людей, тобой уважаемых, отношение своё к произведению есть потребность аргументировать.
Во-первых, картина даже на невооружённый взгляд хороша. Во всех отношениях. Продуманный до мелочей сценарий, мастерская режиссёрская работа, при которой каждый актёр получил своё место и своё выражение. Единственный момент, вызвавший у меня слёзы, связан с мальчиком Ваней: мальчик играл, как настоящий артист, без угловатости, это называется - попасть в хорошие руки. Плюс картины - в её лаконичности, в том числе и цветовой. Отличные диалоги. Словом, форма безупречна, но даже неудобно как-то хвалить мне, такой далёкой от кино, столь признанного в среде профессионалов мастера, как Лунгин.
Второе - актёры замечательные. Начиная от Тимофея Трибунцева, которого запомнила в фильмах "Исаев", "Монах и бес". Исполнитель главной роли Пётр Мамонов был абсолютно живым "отцом Анатолием", его и не представлю я вне этой роли. Нина Усатова - всегда радость. Даже Дмитрий Дюжев, которого знаю "с миру по нитке" (в кусочке "Бригады", который не люблю и не смотрела почти, в каких-то музыкальных программах...), здесь мне приглянулся: такой монах-белоручка, отличник и ябеда, очень обычный человек, не лишённый своих плюсов и минусов.
Самым лучшим в данном фильме стал для меня персонаж Виктора Сухорукова - настоятель отец Филарет. Вообще этот актёр меня удивляет своей многогранностью, уверенностью, яркостью образов. Здесь у него одна из главных ролей, но его никогда не пропустишь, увидев во второстепенных (недавно имела удовольствие наблюдать Сухорукова в картине "Апофегей" ). Отец Филарет, можно сказать, примирил меня с "Островом", оказавшись единственным близким мне по настроению и самым понятным человеком. Я увидела в нём близкое себе отношение к происходящему вокруг. Эта его улыбка в глазах, словно говорящая "дышите глубже", не дающая драматизировать всякую ерунду, с которой к нему приходит отец Иов, то, как он с юмором относится к проделкам отца Анатолия, отнюдь не всегда внешне безобидным. Он получает радость от своей "профессии", он - на своём месте, ему хорошо - это очень видно. Ну и что, что сгорели сапоги и уплыло одеяло? Ничего плохого в том, чтобы комфортно обуваться и мягко спать, нет и в глазах Бога - я уверена. Но и без вещей этих жить можно вполне, но ведь и сапоги ещё будут - может, лучше прежних, и одеяло новое купится. Главное - пусть человек, которому отчего-то надо было "выгнать бесов", будет спокоен. Я именно так увидела тот эпизод. Для меня это не Бог преподнёс урок Филарету через Анатолия, это Филарет показал способность смиренно и с улыбкой признаться, что "грешен", хотя - в чём? Вряд ли автор фильма, вкладывающий такой глубокий смысл в своё детище, сам спит на куче угля и пьёт кипяток из железной кружки. Наблюдая за Филаретом, я словно слышала от него: "Чем бы дети ни тешились..."
Мне, как человеку далёкому от религии, пожалуй, всё-таки лучше такие фильмы не смотреть. В ответ на мое, в общем-то, равнодушие к "Острову" меня можно заподозрить и в непонимании, и в безверии. Что поделаешь, если любую церковь я считаю таким же далёким и таким же близким Богу местом, как дворец, хижина, лесная опушка или стадион? Если для меня нет понятий "грех", "раб Божий", "бесы"? И в моём представлении невозможно "прийти к Богу" или "предстать перед Богом", потому что мы ни в один миг своего существования (и не только земного) не бываем с Творцом врозь, являясь взаимно частью друг друга, целым, единым.
Это мировоззрение, когда Создавшую Тебя Силу ты считаешь чем-то внешним, ожидая извне и порицания, и наказания, и прощения, и помощи, и ответов на вопросы, - чужое мне. Как и удобная позиция возлагать ответственность за "грехи" на дьявола-искусителя - тоже внешнюю силу. Всё есть в нас. Но не все так считают. Я не знаю, как считает автор. Люди "с большой земли" едут на остров, чтобы встретиться с отцом Анатолием, который "обладает даром целительства и ясновидения". Они не в себе ищут ответы на вопрос "Для чего мне это и как с этим взаимодействовать на благо себе и миру?", они бегут к человеку, который и сам не нашёл ответа на вопрос, мучающий его тридцать лет. И почему-то надеются, что он сделает для них всё, когда сами не на всё ради себя и своих близких готовы (мать мальчика-инвалида).
Мне не понравился главный герой. Не тем, что сделал в молодости - его животный страх и желание жить были мне понятны. И не тем, что живёт в перепачканной углём котельной. Отшельнический быт мне понятен тоже - в глубине души во мне есть сильнейшая склонность к самому простому образу жизни, и к примитивному (по современным меркам) быту. Мне не понравилась его манера делать всё напоказ, демонстративно. С чего он взял, что "через него" Бог что-то доносит до людей? Мне показалось, чувство вины, внутренняя дисгармония побуждает его к столкновениям с тем же Иовом, в котором он видит отражение своих "грехов" - своих страхов и слабостей. А вовсе не мотив "наставить и воспитать их", служа инструментом Создателя. Отец Иов сказал: "Это гордыня!", когда Анатолий заявил о намерении уйти в мир иной и настаивал на "своей воле" относительно гроба. Гордыня. Ничуть не меньшая, чем у остальных. В жизни я всегда держусь от таких людей - беспокойных, демонстрирующих себя, провоцирующих окружающих - как можно дальше. Мне дорог мир в душе.
Не хотелось мне много писать, а получилось. И то - не всё... Многое созвучное моему восприятию фильма я встретила в отзыве L-Roy.
Думаю, что мне не следует "заходить на чужую территорию" - смотреть чужие мне фильмы и читать чужие мне книги. Редко такое случается. Ничего полезного лично для себя я в картине "Остров" не увидела. Потому дать высокий балл фильму не могу. Но советую смотреть - не зря же его считают шедевром...
С самого выхода картины я отовсюду слышала, что это шедевр. Но в то время я совсем не хотела ничего смотреть, а позже, встречая отклики на это знаменитое творение Павла Лунгина (о многом говорит, что я запомнила и название, и имя режиссёра), догадалась, что вряд ли оно мне придётся по душе.
И всё-таки не устояла перед рекомендацией. В таких случаях бывает сложно. Если бы я взялась смотреть фильм сама, то велика вероятность, что остановилась бы на начале и забыла, а если бы и досмотрела, то тоже бы быстро забыла. Хотя кое-что мне бы запомнилось, конечно. Но когда смотришь по совету людей, тобой уважаемых, отношение своё к произведению есть потребность аргументировать.
Во-первых, картина даже на невооружённый взгляд хороша. Во всех отношениях. Продуманный до мелочей сценарий, мастерская режиссёрская работа, при которой каждый актёр получил своё место и своё выражение. Единственный момент, вызвавший у меня слёзы, связан с мальчиком Ваней: мальчик играл, как настоящий артист, без угловатости, это называется - попасть в хорошие руки. Плюс картины - в её лаконичности, в том числе и цветовой. Отличные диалоги. Словом, форма безупречна, но даже неудобно как-то хвалить мне, такой далёкой от кино, столь признанного в среде профессионалов мастера, как Лунгин.
Второе - актёры замечательные. Начиная от Тимофея Трибунцева, которого запомнила в фильмах "Исаев", "Монах и бес". Исполнитель главной роли Пётр Мамонов был абсолютно живым "отцом Анатолием", его и не представлю я вне этой роли. Нина Усатова - всегда радость. Даже Дмитрий Дюжев, которого знаю "с миру по нитке" (в кусочке "Бригады", который не люблю и не смотрела почти, в каких-то музыкальных программах...), здесь мне приглянулся: такой монах-белоручка, отличник и ябеда, очень обычный человек, не лишённый своих плюсов и минусов.
Самым лучшим в данном фильме стал для меня персонаж Виктора Сухорукова - настоятель отец Филарет. Вообще этот актёр меня удивляет своей многогранностью, уверенностью, яркостью образов. Здесь у него одна из главных ролей, но его никогда не пропустишь, увидев во второстепенных (недавно имела удовольствие наблюдать Сухорукова в картине "Апофегей" ). Отец Филарет, можно сказать, примирил меня с "Островом", оказавшись единственным близким мне по настроению и самым понятным человеком. Я увидела в нём близкое себе отношение к происходящему вокруг. Эта его улыбка в глазах, словно говорящая "дышите глубже", не дающая драматизировать всякую ерунду, с которой к нему приходит отец Иов, то, как он с юмором относится к проделкам отца Анатолия, отнюдь не всегда внешне безобидным. Он получает радость от своей "профессии", он - на своём месте, ему хорошо - это очень видно. Ну и что, что сгорели сапоги и уплыло одеяло? Ничего плохого в том, чтобы комфортно обуваться и мягко спать, нет и в глазах Бога - я уверена. Но и без вещей этих жить можно вполне, но ведь и сапоги ещё будут - может, лучше прежних, и одеяло новое купится. Главное - пусть человек, которому отчего-то надо было "выгнать бесов", будет спокоен. Я именно так увидела тот эпизод. Для меня это не Бог преподнёс урок Филарету через Анатолия, это Филарет показал способность смиренно и с улыбкой признаться, что "грешен", хотя - в чём? Вряд ли автор фильма, вкладывающий такой глубокий смысл в своё детище, сам спит на куче угля и пьёт кипяток из железной кружки. Наблюдая за Филаретом, я словно слышала от него: "Чем бы дети ни тешились..."
Мне, как человеку далёкому от религии, пожалуй, всё-таки лучше такие фильмы не смотреть. В ответ на мое, в общем-то, равнодушие к "Острову" меня можно заподозрить и в непонимании, и в безверии. Что поделаешь, если любую церковь я считаю таким же далёким и таким же близким Богу местом, как дворец, хижина, лесная опушка или стадион? Если для меня нет понятий "грех", "раб Божий", "бесы"? И в моём представлении невозможно "прийти к Богу" или "предстать перед Богом", потому что мы ни в один миг своего существования (и не только земного) не бываем с Творцом врозь, являясь взаимно частью друг друга, целым, единым.
Это мировоззрение, когда Создавшую Тебя Силу ты считаешь чем-то внешним, ожидая извне и порицания, и наказания, и прощения, и помощи, и ответов на вопросы, - чужое мне. Как и удобная позиция возлагать ответственность за "грехи" на дьявола-искусителя - тоже внешнюю силу. Всё есть в нас. Но не все так считают. Я не знаю, как считает автор. Люди "с большой земли" едут на остров, чтобы встретиться с отцом Анатолием, который "обладает даром целительства и ясновидения". Они не в себе ищут ответы на вопрос "Для чего мне это и как с этим взаимодействовать на благо себе и миру?", они бегут к человеку, который и сам не нашёл ответа на вопрос, мучающий его тридцать лет. И почему-то надеются, что он сделает для них всё, когда сами не на всё ради себя и своих близких готовы (мать мальчика-инвалида).
Мне не понравился главный герой. Не тем, что сделал в молодости - его животный страх и желание жить были мне понятны. И не тем, что живёт в перепачканной углём котельной. Отшельнический быт мне понятен тоже - в глубине души во мне есть сильнейшая склонность к самому простому образу жизни, и к примитивному (по современным меркам) быту. Мне не понравилась его манера делать всё напоказ, демонстративно. С чего он взял, что "через него" Бог что-то доносит до людей? Мне показалось, чувство вины, внутренняя дисгармония побуждает его к столкновениям с тем же Иовом, в котором он видит отражение своих "грехов" - своих страхов и слабостей. А вовсе не мотив "наставить и воспитать их", служа инструментом Создателя. Отец Иов сказал: "Это гордыня!", когда Анатолий заявил о намерении уйти в мир иной и настаивал на "своей воле" относительно гроба. Гордыня. Ничуть не меньшая, чем у остальных. В жизни я всегда держусь от таких людей - беспокойных, демонстрирующих себя, провоцирующих окружающих - как можно дальше. Мне дорог мир в душе.
Не хотелось мне много писать, а получилось. И то - не всё... Многое созвучное моему восприятию фильма я встретила в отзыве L-Roy.
Думаю, что мне не следует "заходить на чужую территорию" - смотреть чужие мне фильмы и читать чужие мне книги. Редко такое случается. Ничего полезного лично для себя я в картине "Остров" не увидела. Потому дать высокий балл фильму не могу. Но советую смотреть - не зря же его считают шедевром...
Время использования | февраль 2020 года |
Общее впечатление | Чужой для меня фильм. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву21
значит , смотреть всё-таки не буду
Фильм очень непростой, наверно, из-за того, что у всех людей, смотревших его, разное отношение к человеческим ценностям, к жизни вообще. Поэтому и настолько разные мнения.
А проделки героя фильма - это, скорее всего, не черта характера, не склонность продемонстрировать себя, а попытка как-то скрыть душевную боль за внешней бравадой. Встречала таких людей и хорошо их понимаю - на людях шут, а что с таким человеком в минуты одинокого отчаяния творится - страшно подумать, вот и пытается обмануть других, да и себя тоже таким вот весельем.
Но это только моё восприятие фильма
А пример чего, интересно (на самом деле - нет, но я всегда умела поддержать любой разговор :))?