Отзыв: Третьяковская галерея (Россия, Москва) - А давайте прогуляемся для Души? Поехали))
Достоинства: Ценнейшая и непревзойденная коллекция русской живописи.
Недостатки: Не хочу о них думать и вникать
Всем привет дорогие Друзья и Читатели!
Сегодня я предлагаю чуть непривычный для меня формат написания отзыва.
Я не хочу вникать в организацию и вопрос где расположен гардероб, сколько стоил тогда билет и какие выставки проводились, не хочу поднимать вопрос иконописи и скульптуры и рассказывать сколько всего залов здесь находится,
я целиком и полностью хочу окунуться в прогулку по шедеврам русской живописи XVIII-XIX- начала XX веков одного из самых уникальных и неповторимых собраний Мира.
В непростой сейчас для всех период "Третьяковка" запустила на Ю-бе уникальный проект.
В связи с карантином до 10 апреля каждый день на её канале под хештегом ТретьяковкаДома выходит новое необычное видео продолжительностью в 6-8 (!) часов.
Сначала я не поняла в чём суть проекта и думала, что у меня проблемы со звуком, но
суть оказалась проста и гениальна.
На протяжении нескольких часов зрители виртуально находятся в одном из залов Третьяковской галереи перед определенной картиной.
Происходит это, словно, в режиме реального времени.
В зале пусто, абсолютная тишина, периодически слышен стук каблучков обслуживающего персонала, какая-то возня на далеком фоне, а Картина продолжает молча жить, глядя на своего зрителя по ту сторону экрана.
Нет никакого аудиосопровождения, нет субтитров, но...
К видео открыт доступ к чату, где люди в момент эфира делятся эмоциями и общаются.
Это очень здорово!
Пока что были представлены три полотна - "Царевна-Лебедь" Михаила Врубеля, «Березовая роща» Архипа Куинджи и «Явление Христа народу» Александра Иванова.
Что будет завтра можно посмотреть на официальном сайте галереи.
Помимо этого, Третьяковка ежедневно на своём канале выпускает онлайн-лекции и экскурсии, так что рекомендую этот стрессовый для всех месяц проводить с пользой!
Я тоже решила провести виртуальную прогулку по Галерее, которую посетила впервые много лет назад.
С тех пор многое забылось и когда в прошлом августе я увидела громадную очередь перед входом я, и вовсе, потеряла всякую надежду попасть туда в скором времени.
Я сейчас говорю о главном здании Третьяковки, том что в Лаврушинском переулке г. Москвы, но случилось Чудо.
Выйдя рано утром из своего уютного мини-отеля "Лайла" и планируя погулять по Коломенскому, интуитивный звоночек в голове дал команду заглянуть за ближайший угол и проверить ситуацию по очереди в Третьяковку.
Очередей в 10 утра не было:)
Вот так и состоялась моя вторая встреча с легендарным местом.
О Третьяковке знаю все, так же как и о её создателе, Павле Михайловиче Третьякове, представителе купеческого сословия, которому я в последнее время воспеваю оды.
То, что сделали купцы в XIX веке для культуры и искусства - это не поддается никакому сравнению и коллекция Третьякова яркий тому пример.
+=+=+=+=
Третьяковка настолько легендарна, что всё, что сейчас всплывёт в памяти у моих читателей из русской живописи окажется в фондах этой галереи.
"Грачи прилетели"? Здесь!
Попросила назвать маму любую известную картину, та сразу назвала "Тройку" Василия Перова.
Тоже здесь!
И так далее до бесконечности.
*** Может проверим?
Вспомните сейчас любое известное полотно русского художника той эпохи и, возможно, его вы увидите в отзыве или на сайте галереи.
+=+=+=+=
Ну что. Поехали!
Будем просто гулять, наслаждаться, вспоминать, ну, а может, и узнавать.
Рокотов, Левицкий, Боровиковский...
- традиционные фамилии из той категории художников XVIII - нач.XIX в., что обычно встречают в первых залах любых Художественных музеев.
Их работы - это парадные портреты важных персон.
*Дмитрий Левицкий - именитый портретист, в галерее которого есть даже Екатерина II.
Я привыкла, что он писал только аристократов, но оказывается в "Русском музее" хранится портрет его единственной дочери Агаши в красивом русском костюме.
Это "Портрет графини Урсулы Мнишек", 1782 г.
Другой выдающийся мастер-левша портрета, масон и мистификатор Владимир Боровиковский - ученик Левицкого и его, пожалуй, самая поэтичная работа -
Портрет Марии Лопухиной
72 х 53,5 см.
Очень жаль, что такая красавица из рода Толстых умерла совсем молодой, в 24 года.
Очень харАктерный портрет поэта "без левой руки" В. А. Жуковского Ореста Кипренского.
Вторая работа этого автора - это известный со школьных времен портрет А. С. Пушкина.
Картина оказалась совсем маленькой, всего 63 х 54 см., но это не помешало ей единолично занимать большое пространство целой стены.
Губы напряжены и чуть поджаты, взгляд смотрит вдаль - поэт явно думает, а может сочиняет.
Внешность Пушкина известна нам только по изображениям и описаниям в литературе, так вот на этой картине он показан максимально достоверно.
А это "Кружевница" Василия Тропинина, бывшего крепостного, прожившего к счастью долгую жизнь, а по тем временам сверхдолгую, аж 81 год.
74,7 х 59,3 см
Девушка явно не напряжена работой, она ей только в радость.
Мастер деревенского жанра Алексей Венецианов.
«На пашне. Весна»
52 х 66 см, 20-е годы XIX века
Очень внимательный зритель задаст ряд вопросов при взгляде на картину - почему девушка слишком нарядна, да и крупна по сравнению в фигурами лошадей?
Просто Венецианов добавил в реальность горсть романтики.
Работа которую он написал спустя 7 лет после "Пашни" -
"На жатве. Лето".
Известный жанровик и тонкий психолог Павел Федотов.
Его сразу можно узнать по обнажающему пороки почерку "этюдов" из жизни разных слоев общества.
Очень жаль, что такой яркий и остроумный художник-сатирик прожил недолгую жизнь, умерев бобылем в сумасшедшем доме в 37 лет.
+=+=+
"Свежий кавалер"
(он же, гуляка-игрок-алкаш-чиновнишко, который бравирует перед своей крестьянкой, что он "Важная птица")
С каким же выражением лица смотрит на него прислуга, сдерживая ироничную улыбку!
Картина небольшая, всего 48 х 42 см
Вспоминая сейчас работы Федотова я провела небольшое расследование в отношении его картины "Вдовушка", которую своими глазами видела в "Национальном музее изобразительного искусства" в Кишиневе.
Оказывается, существовало 4 варианта той картины, включая ту самую, незаконченную "с зелеными обоями", которая ни в одном источнике не указана, что хранится в Молдове.
Наоборот, все отправляют за ней сюда, в Третьяковку.
+=+=+
"Завтрак аристократа", который сам Федотов назвал "Не в пору гость".
Обратите внимание на руку которая приоткрывает занавесь в глубине картины справа.
Чтобы понять сюжет достаточно внимательно рассмотреть детали которые не столь ярко получились на фото.
Перед нами герой в шелковом халате, жующий кусок хлеба и его не предупредили о приходе гостя за неимением прислуги.
Рядом лежит пустой вывернутый кошелек, на полу символично разбросана колода карт.
Перед нами кутила-лоботряс недалекого ума, который стоит на грани распродажи и этой синий лампы, и кожаного кресла, и окончательной потери себя.
А вот легендарное "Сватовство майора", где бедную молодую купчиху мамаша ловит за подол пышного платья.
Поначалу, меня путала ситуация с чересчур нарядным платьем невесты с глубоким декольте и массой украшений, ведь жених пришёл, лишь, только свататься.
Но здесь всё представлено в ключе сатиры и высмеивания ситуации.
Один только контраст нелепой, но "дороХой" скатерти с платьем чего стоит!
У этой картины есть брат-близнец из "Русского музея", который отличается размером и деталями.
Картина настолько произвела фурор и благодушна принята, что автор получил за нее звание Академика.
Оренбуржец Алексей Чернышев, выходец из простой семьи, проделавший долгий путь, чтобы выучиться в Петербурге.
Яркое полотно «Шарманщик». 1852 г.
Холст, масло. 41,2 x 49,4 см.
Обратите внимание на мальчика, который вот-вот уронит содержимое тарелки, внимательно разглядывая слепого музыканта.
Известнейшее полотно "Автора одного шедевра" Василия Пукирева.
"Неравный брак".
1,73 x 1.36 м
Естественно, все обращают внимание на безысходность, смирение и жуткую ситуацию с молодой девушкой, но не все обращают внимание на образ жуткой старухи в свадебном наряде и еле видное престарелое лицо в свадебном венке за спиной Священника.
Покойницы-бывшие жёны, явившиеся на этот ужасный праздник жизни старого хрыча, безмолвно смотрят на подписание приговора очередной жертве.
Справа изображен несчастный Пукирев, возлюбленную которого и выдают замуж, а в камеру смотрит друг художника и вдохновившего на этот сюжет.
Константин Флавицкий и его знаменитая самозванка "Княжна Тараканова" в Петропавловской крепости.
Эта неизвестная особа настолька нагло авантюрила, что претендовала на Российский престол, возомнив себя дочерью Елизаветы Петровны.
В отличие от Пукирева, княжна стала финальным шедевральным аккордом в короткой жизни художника.
Художник-передвижник Василий Перов (при рождении Васильев).
В Третьяковке хранится много полотен этого мастера, но самые известные это трагичная "Тройка".
Повышающая настроение "Охотники на привале"
119 х 183
Грустная "Приезд институтки к слепому отцу". 1870.
61 х 53 см.
Известный со школы портрет Ф. М. Достоевского (1821-1881)
99.6 х 81 см
А вот и легендарные "Грачи прилетели" передвижника Алексея Саврасова, учителя Исаака Левитана, который, к сожалению, закончил жизнь запойным алкоголиком, передав сие "наследство" художнику сыну.
Ребят, буду откровенна, когда я увидела это шедевральный "прыщ" на большой стене я жутко расстроилась.
Во-первых, это оказался "лилипут" размером 62 х 48,5 см., а во-вторых, к нему было не подступиться, так как каждый экскурсовод непременно тащил сюда группу, закрывающей весь доступ.
Тем не менее, это полотно является Культовым.
В чём загадка?
Во-первых, смещением центра в угол;
во-вторых, в мастерском изображении на таком маленьком размере огромного пространства (Саврасов в этом первооткрыватель);
в- третьих, он умудрился обрезать деревья по бокам, не уменьшая зрительно пространство, а только расширяя его;
И, наконец, немыслимыми приемами он предал этому неприглядному периоду года бесконечную лирику.
- серость, тусклость, хандра, каша под ногами, шмыгание носом и сырость до костей, а в голове идут строчки "Краски ранней весны Душу пронзают насквозь..."
Ну куда же без мариниста Ивана Айвазовского?
"Черное море" (На Черном море начинает разыгрываться буря) с незаметным на фото маленьким корабликом, показывающим место человека среди бушующей стихии.
Кто мы? Так... Песчинки перед Мирозданием.
Знаменитая "Радуга".
102х132 см
А я перехожу в другой зал к легендарной живописи Ивана Шишкина и "сказочника" Виктора Васнецова.
Иван Шишкин и Константин Савицкий (кого-то удивит это соавторство)
Утро в сосновом лесу. 1889
139 х 213 см
Наверное не все знают, что фигурки медведей написал художник Савицкий, но Третьяков, почему-то, уничтожил его подпись, поэтому картину знают только как "шишкинскую".
Савицкого должны хорошо знать жители Пензы, так как в честь него названы улица города, картинная галерея и художественное училище.
Виктор Михайлович Васнецов, который первым начал сочетать историзм с русским фольклором, но к этому пришёл много позже, после своих бытовых, жанровых картин.
К счастью, его жизненный и творческий путь был долгим - 78 лет от сына священника до присвоения титула дворянина.
"Иван - Царевич на сером волке" и "Алёнушка".
Его же махина 247х132 см
"Царь Иван Васильевич Грозный".
Так же как и Васнецов, очень знаком по почерку Василий Верещагин, бравый вояка погибший вместе с командой на броненосце в годы Русско-Японской.
Здесь размещены картины из знаменитой "Туркестанской серии" цикла "Варвары", написанные в Германии.
Художник был абсолютно прав, когда поставил условие при продаже не разделять все 13 полотен и построить специальное помещение с особым освещением.
Третьяков, конечно-же, не раздумывал, но первое условие, увы, в период советской власти было нарушено - одна картина живет в Анкаре, другая в Ташкенте, но основная часть, к счастью, осталась здесь, в Третьяковке.
Мощные "Двери Тимура (Тамерлана)", 1872.
213 x 168 см.
"Узбекская женщина в Ташкенте".
"Представляют трофеи"
"Торжествуют".
Полотно большое и в первую очередь мы рассматриваем яркие одежды фигур людей, собак, тыквы для подаяние, красивое здание медресе площади Регистан в Самарканде, совершенно на замечая тонкие белые высокие шесты с обрубленными головами русских солдат.
На выставке в Лондоне все были в шоке от жуткой реалистичности Востока, которая раньше преподносилась красивыми гламурными картинками Делакруа и Жерома.
Легендарный и метафоричный "Апофеоз войны", который вначале назывался "Торжество Тамерлана".
На раме этой картины есть гравировка "Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим".
127х197 см.
Не придуманный сюжет "Побежденные (Панихида)" с полем трупов, взятый Верещагиным из своей жизни.
180 х300 см
А здесь знакомьтесь.
Перед вами бабушка режиссера Никиты Михалкова Оленька - Ольга Васильевна Сурикова, младшая дочь Василия Сурикова.
135x80
На мой взгляд, Василию Ивановичу достаточно было написать только одну "Боярыню", чтобы остаться в истории как Легенда русской живописи.
Огромное монументальное полотно рассказывает о периоде раскола церкви в результате реформ патриарха Никона.
Я была в "Этнографическом музее народов Забайкалья" в Улан-Удэ и много насмотрелась и начиталась о вере старообрядцев, вынужденных бежать далеко от столиц, чтобы сохранить свою веру и поэтому полностью понимаю всю трагичность картины.
Боярыню везут на верную погибель, такую богатую, но не сломленную в своей вере на постилке из соломы.
Ответное двуперстие ей посылает лишь нищий, которому и терять то нечего.
Кстати, именно бегущий мальчишка здОрово создает ощущение быстро движущихся саней, иначе бы, глаз ощущал статику центральной фигуры.
Суриков, как и сам Третьяков, был из рода старообрядцев, поэтому они прекрасно понимали что пишет один, а что покупает другой, причем за огромную сумму 25 тыс. рублей.
(для примера брюлловскую "Всадницу" он купил за 2 тыс)
Картина огромна - 304 х 587,5 см (!)
"Утро стрелецкой казни"- не менее легендарное полотно Василия Сурикова, также переполнено разными персонажами.
Размер тоже впечатляет 218x 379 см
Александр Иванов "Явление Христа Народу".1-я пол.XIX в.
Не открою ни для кого Америку если напомню, что он писал эту картину 20 лет, но не все знают, что картине посчастливилось быть законченной буквально за год кончины ее создателя.
5,4 м x 7,5 м
Очень яркий, трагический, полный отчаяния сюжет от жанровика, любившего изображать быт крестьян Василия Максимова "Больной муж".
Его работу "Бедный ужин" я встречала в Иркутском художественном музее им. В. П. Сукачева.
Работы художника-передвижника Николая Ярошенко
- "Всюду жизнь", Портрет актрисы П. А. Стрепетовой, "Кочегар", а вот его знаменитая "Курсистка" хранится в Калуге.
Иван Крамской, автор портретов выдающихся писателей и учитель Ильи Репина.
Прекрасный художник не дожил и до 50-ти умерев от болезни сердца, но оставил достойных наследников.
Знаменитая "Христос в пустыне" -картина, вызывающая чрезвычайное сопереживание.
Босиком, в глубоких раздумьях, переживающий Христос сидит босиком посреди каменистой пустыни - безусловно, цепляющий за живое Душу сюжет.
Архип Куинджи и его романтический импрессионизм в "Березовой роще".
Лично у меня создается ощущение соединения двух разных, но в то же время одинаковых, картинок.
Вот так мАстерски передал цветом обычный летний день художник.
Слишком "цветастый" художник-передвижник Валерий Иванович Якоби, представитель сословия помещиков.
(согласитесь, редкое и необычное имя для того времени).
Якоби не отличался выдающимся мастерством имея явные художественные огрехи, например в перспективе, оттого и отвлекал взгляд ярким сюжетом и сочными красками.
"Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны", 1872
Большая работа Карла Брюллова "Всадница".
Её размер — 291х 206 см
Кто же на самом деле изображен на картине спорили и разбирались долго.
Одно время думали, что наездница это сама заказчица картины Юлия Самойлова, возлюбленная Брюллова, потом свелись к тому, что это её воспитанница-итальянка.
К концу не очень счастливого финала судьбы Самойловой Третьякову удалось её выкупить через третих лиц.
Несравненный любитель русской природы и долгожитель (83 года), потомственный дворянин Василий Поленов с "Московским двориком" - одним из главных произведений.
"Заросший пруд"
И конечно же, "Бабушкин сад".
А это огромное, впечатляющее сочное полотно принадлежит Федору Малявину, выходцу из крестьянской семьи, в котором и не сразу увидишь танцующих на высоком эмоциональном подъеме женщин.
"Вихрь".
Я не ожидала, что она такая огромная - 223х 410 см!
При ближайшем рассмотрении знакомиться с ней бестолку - надо значительно отойти от картины, чтобы сполна насладиться этой бушующей красотой.
Первая работа художника наследника двух именитых купеческих родов Михаила Нестерова из цикла, посвященного Сергию Радонежскому "Видение отроку Варфоломею".
Нестеров её очень любил и был уверен в её бессмертности даже после своей смерти.
Размеры тоже впечатляют 160 х 211 см
Среди полотен оказался небольшой зал со скульптурой из мастерской Анны Семеновны Голубкиной, маститого женщины скульптора начала XX века, где меня очень впечатлила её работа из тонированного мрамора.
Старуха словно живая. "Старая". 1908 г
Ну, и завершающим фото будет картина в моем соавторстве с Виктором Михайловичем Васнецовым:
"Марина и её Богатыри, смотрящие не на неё, а, куда-то туда")))
О нет, я не глумлюсь над шедевром, я просто сейчас отдыхаю, супер наслаждаясь своим рассказом:)
Кто-то в начале отзыва вспомнил "Девочку с персиками" Серова, "Портрет Неизвестной" Крамского, кто-то работы Ильи Репина, что не увидели в моем отзыве, но они живут здесь, в Галерее, том месте куда ещё много-много лет будут стекаться люди, чтобы насладиться непревзойденными шедеврами русской живописи.
Я благодарю всех за внимание и участие в этой прогулке:))
Спасибо!
Сегодня я предлагаю чуть непривычный для меня формат написания отзыва.
Я не хочу вникать в организацию и вопрос где расположен гардероб, сколько стоил тогда билет и какие выставки проводились, не хочу поднимать вопрос иконописи и скульптуры и рассказывать сколько всего залов здесь находится,
я целиком и полностью хочу окунуться в прогулку по шедеврам русской живописи XVIII-XIX- начала XX веков одного из самых уникальных и неповторимых собраний Мира.
В непростой сейчас для всех период "Третьяковка" запустила на Ю-бе уникальный проект.
В связи с карантином до 10 апреля каждый день на её канале под хештегом ТретьяковкаДома выходит новое необычное видео продолжительностью в 6-8 (!) часов.
Сначала я не поняла в чём суть проекта и думала, что у меня проблемы со звуком, но
суть оказалась проста и гениальна.
На протяжении нескольких часов зрители виртуально находятся в одном из залов Третьяковской галереи перед определенной картиной.
Происходит это, словно, в режиме реального времени.
В зале пусто, абсолютная тишина, периодически слышен стук каблучков обслуживающего персонала, какая-то возня на далеком фоне, а Картина продолжает молча жить, глядя на своего зрителя по ту сторону экрана.
Нет никакого аудиосопровождения, нет субтитров, но...
К видео открыт доступ к чату, где люди в момент эфира делятся эмоциями и общаются.
Это очень здорово!
Пока что были представлены три полотна - "Царевна-Лебедь" Михаила Врубеля, «Березовая роща» Архипа Куинджи и «Явление Христа народу» Александра Иванова.
Что будет завтра можно посмотреть на официальном сайте галереи.
Помимо этого, Третьяковка ежедневно на своём канале выпускает онлайн-лекции и экскурсии, так что рекомендую этот стрессовый для всех месяц проводить с пользой!
Я тоже решила провести виртуальную прогулку по Галерее, которую посетила впервые много лет назад.
С тех пор многое забылось и когда в прошлом августе я увидела громадную очередь перед входом я, и вовсе, потеряла всякую надежду попасть туда в скором времени.
Я сейчас говорю о главном здании Третьяковки, том что в Лаврушинском переулке г. Москвы, но случилось Чудо.
Выйдя рано утром из своего уютного мини-отеля "Лайла" и планируя погулять по Коломенскому, интуитивный звоночек в голове дал команду заглянуть за ближайший угол и проверить ситуацию по очереди в Третьяковку.
Очередей в 10 утра не было:)
Вот так и состоялась моя вторая встреча с легендарным местом.
О Третьяковке знаю все, так же как и о её создателе, Павле Михайловиче Третьякове, представителе купеческого сословия, которому я в последнее время воспеваю оды.
То, что сделали купцы в XIX веке для культуры и искусства - это не поддается никакому сравнению и коллекция Третьякова яркий тому пример.
+=+=+=+=
Третьяковка настолько легендарна, что всё, что сейчас всплывёт в памяти у моих читателей из русской живописи окажется в фондах этой галереи.
"Грачи прилетели"? Здесь!
Попросила назвать маму любую известную картину, та сразу назвала "Тройку" Василия Перова.
Тоже здесь!
И так далее до бесконечности.
*** Может проверим?
Вспомните сейчас любое известное полотно русского художника той эпохи и, возможно, его вы увидите в отзыве или на сайте галереи.
+=+=+=+=
Ну что. Поехали!
Будем просто гулять, наслаждаться, вспоминать, ну, а может, и узнавать.
Рокотов, Левицкий, Боровиковский...
- традиционные фамилии из той категории художников XVIII - нач.XIX в., что обычно встречают в первых залах любых Художественных музеев.
Их работы - это парадные портреты важных персон.
*Дмитрий Левицкий - именитый портретист, в галерее которого есть даже Екатерина II.
Я привыкла, что он писал только аристократов, но оказывается в "Русском музее" хранится портрет его единственной дочери Агаши в красивом русском костюме.
Это "Портрет графини Урсулы Мнишек", 1782 г.
Другой выдающийся мастер-левша портрета, масон и мистификатор Владимир Боровиковский - ученик Левицкого и его, пожалуй, самая поэтичная работа -
Портрет Марии Лопухиной
72 х 53,5 см.
Очень жаль, что такая красавица из рода Толстых умерла совсем молодой, в 24 года.
Очень харАктерный портрет поэта "без левой руки" В. А. Жуковского Ореста Кипренского.
Вторая работа этого автора - это известный со школьных времен портрет А. С. Пушкина.
Картина оказалась совсем маленькой, всего 63 х 54 см., но это не помешало ей единолично занимать большое пространство целой стены.
Губы напряжены и чуть поджаты, взгляд смотрит вдаль - поэт явно думает, а может сочиняет.
Внешность Пушкина известна нам только по изображениям и описаниям в литературе, так вот на этой картине он показан максимально достоверно.
А это "Кружевница" Василия Тропинина, бывшего крепостного, прожившего к счастью долгую жизнь, а по тем временам сверхдолгую, аж 81 год.
74,7 х 59,3 см
Девушка явно не напряжена работой, она ей только в радость.
Мастер деревенского жанра Алексей Венецианов.
«На пашне. Весна»
52 х 66 см, 20-е годы XIX века
Очень внимательный зритель задаст ряд вопросов при взгляде на картину - почему девушка слишком нарядна, да и крупна по сравнению в фигурами лошадей?
Просто Венецианов добавил в реальность горсть романтики.
Работа которую он написал спустя 7 лет после "Пашни" -
"На жатве. Лето".
Известный жанровик и тонкий психолог Павел Федотов.
Его сразу можно узнать по обнажающему пороки почерку "этюдов" из жизни разных слоев общества.
Очень жаль, что такой яркий и остроумный художник-сатирик прожил недолгую жизнь, умерев бобылем в сумасшедшем доме в 37 лет.
+=+=+
"Свежий кавалер"
(он же, гуляка-игрок-алкаш-чиновнишко, который бравирует перед своей крестьянкой, что он "Важная птица")
С каким же выражением лица смотрит на него прислуга, сдерживая ироничную улыбку!
Картина небольшая, всего 48 х 42 см
Вспоминая сейчас работы Федотова я провела небольшое расследование в отношении его картины "Вдовушка", которую своими глазами видела в "Национальном музее изобразительного искусства" в Кишиневе.
Оказывается, существовало 4 варианта той картины, включая ту самую, незаконченную "с зелеными обоями", которая ни в одном источнике не указана, что хранится в Молдове.
Наоборот, все отправляют за ней сюда, в Третьяковку.
+=+=+
"Завтрак аристократа", который сам Федотов назвал "Не в пору гость".
Обратите внимание на руку которая приоткрывает занавесь в глубине картины справа.
Чтобы понять сюжет достаточно внимательно рассмотреть детали которые не столь ярко получились на фото.
Перед нами герой в шелковом халате, жующий кусок хлеба и его не предупредили о приходе гостя за неимением прислуги.
Рядом лежит пустой вывернутый кошелек, на полу символично разбросана колода карт.
Перед нами кутила-лоботряс недалекого ума, который стоит на грани распродажи и этой синий лампы, и кожаного кресла, и окончательной потери себя.
А вот легендарное "Сватовство майора", где бедную молодую купчиху мамаша ловит за подол пышного платья.
Поначалу, меня путала ситуация с чересчур нарядным платьем невесты с глубоким декольте и массой украшений, ведь жених пришёл, лишь, только свататься.
Но здесь всё представлено в ключе сатиры и высмеивания ситуации.
Один только контраст нелепой, но "дороХой" скатерти с платьем чего стоит!
У этой картины есть брат-близнец из "Русского музея", который отличается размером и деталями.
Картина настолько произвела фурор и благодушна принята, что автор получил за нее звание Академика.
Оренбуржец Алексей Чернышев, выходец из простой семьи, проделавший долгий путь, чтобы выучиться в Петербурге.
Яркое полотно «Шарманщик». 1852 г.
Холст, масло. 41,2 x 49,4 см.
Обратите внимание на мальчика, который вот-вот уронит содержимое тарелки, внимательно разглядывая слепого музыканта.
Известнейшее полотно "Автора одного шедевра" Василия Пукирева.
"Неравный брак".
1,73 x 1.36 м
Естественно, все обращают внимание на безысходность, смирение и жуткую ситуацию с молодой девушкой, но не все обращают внимание на образ жуткой старухи в свадебном наряде и еле видное престарелое лицо в свадебном венке за спиной Священника.
Покойницы-бывшие жёны, явившиеся на этот ужасный праздник жизни старого хрыча, безмолвно смотрят на подписание приговора очередной жертве.
Справа изображен несчастный Пукирев, возлюбленную которого и выдают замуж, а в камеру смотрит друг художника и вдохновившего на этот сюжет.
Константин Флавицкий и его знаменитая самозванка "Княжна Тараканова" в Петропавловской крепости.
Эта неизвестная особа настолька нагло авантюрила, что претендовала на Российский престол, возомнив себя дочерью Елизаветы Петровны.
В отличие от Пукирева, княжна стала финальным шедевральным аккордом в короткой жизни художника.
Художник-передвижник Василий Перов (при рождении Васильев).
В Третьяковке хранится много полотен этого мастера, но самые известные это трагичная "Тройка".
Повышающая настроение "Охотники на привале"
119 х 183
Грустная "Приезд институтки к слепому отцу". 1870.
61 х 53 см.
Известный со школы портрет Ф. М. Достоевского (1821-1881)
99.6 х 81 см
А вот и легендарные "Грачи прилетели" передвижника Алексея Саврасова, учителя Исаака Левитана, который, к сожалению, закончил жизнь запойным алкоголиком, передав сие "наследство" художнику сыну.
Ребят, буду откровенна, когда я увидела это шедевральный "прыщ" на большой стене я жутко расстроилась.
Во-первых, это оказался "лилипут" размером 62 х 48,5 см., а во-вторых, к нему было не подступиться, так как каждый экскурсовод непременно тащил сюда группу, закрывающей весь доступ.
Тем не менее, это полотно является Культовым.
В чём загадка?
Во-первых, смещением центра в угол;
во-вторых, в мастерском изображении на таком маленьком размере огромного пространства (Саврасов в этом первооткрыватель);
в- третьих, он умудрился обрезать деревья по бокам, не уменьшая зрительно пространство, а только расширяя его;
И, наконец, немыслимыми приемами он предал этому неприглядному периоду года бесконечную лирику.
- серость, тусклость, хандра, каша под ногами, шмыгание носом и сырость до костей, а в голове идут строчки "Краски ранней весны Душу пронзают насквозь..."
Ну куда же без мариниста Ивана Айвазовского?
"Черное море" (На Черном море начинает разыгрываться буря) с незаметным на фото маленьким корабликом, показывающим место человека среди бушующей стихии.
Кто мы? Так... Песчинки перед Мирозданием.
Знаменитая "Радуга".
102х132 см
А я перехожу в другой зал к легендарной живописи Ивана Шишкина и "сказочника" Виктора Васнецова.
Иван Шишкин и Константин Савицкий (кого-то удивит это соавторство)
Утро в сосновом лесу. 1889
139 х 213 см
Наверное не все знают, что фигурки медведей написал художник Савицкий, но Третьяков, почему-то, уничтожил его подпись, поэтому картину знают только как "шишкинскую".
Савицкого должны хорошо знать жители Пензы, так как в честь него названы улица города, картинная галерея и художественное училище.
Виктор Михайлович Васнецов, который первым начал сочетать историзм с русским фольклором, но к этому пришёл много позже, после своих бытовых, жанровых картин.
К счастью, его жизненный и творческий путь был долгим - 78 лет от сына священника до присвоения титула дворянина.
"Иван - Царевич на сером волке" и "Алёнушка".
Его же махина 247х132 см
"Царь Иван Васильевич Грозный".
Так же как и Васнецов, очень знаком по почерку Василий Верещагин, бравый вояка погибший вместе с командой на броненосце в годы Русско-Японской.
Здесь размещены картины из знаменитой "Туркестанской серии" цикла "Варвары", написанные в Германии.
Художник был абсолютно прав, когда поставил условие при продаже не разделять все 13 полотен и построить специальное помещение с особым освещением.
Третьяков, конечно-же, не раздумывал, но первое условие, увы, в период советской власти было нарушено - одна картина живет в Анкаре, другая в Ташкенте, но основная часть, к счастью, осталась здесь, в Третьяковке.
Мощные "Двери Тимура (Тамерлана)", 1872.
213 x 168 см.
"Узбекская женщина в Ташкенте".
"Представляют трофеи"
"Торжествуют".
Полотно большое и в первую очередь мы рассматриваем яркие одежды фигур людей, собак, тыквы для подаяние, красивое здание медресе площади Регистан в Самарканде, совершенно на замечая тонкие белые высокие шесты с обрубленными головами русских солдат.
На выставке в Лондоне все были в шоке от жуткой реалистичности Востока, которая раньше преподносилась красивыми гламурными картинками Делакруа и Жерома.
Легендарный и метафоричный "Апофеоз войны", который вначале назывался "Торжество Тамерлана".
На раме этой картины есть гравировка "Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим".
127х197 см.
Не придуманный сюжет "Побежденные (Панихида)" с полем трупов, взятый Верещагиным из своей жизни.
180 х300 см
А здесь знакомьтесь.
Перед вами бабушка режиссера Никиты Михалкова Оленька - Ольга Васильевна Сурикова, младшая дочь Василия Сурикова.
135x80
На мой взгляд, Василию Ивановичу достаточно было написать только одну "Боярыню", чтобы остаться в истории как Легенда русской живописи.
Огромное монументальное полотно рассказывает о периоде раскола церкви в результате реформ патриарха Никона.
Я была в "Этнографическом музее народов Забайкалья" в Улан-Удэ и много насмотрелась и начиталась о вере старообрядцев, вынужденных бежать далеко от столиц, чтобы сохранить свою веру и поэтому полностью понимаю всю трагичность картины.
Боярыню везут на верную погибель, такую богатую, но не сломленную в своей вере на постилке из соломы.
Ответное двуперстие ей посылает лишь нищий, которому и терять то нечего.
Кстати, именно бегущий мальчишка здОрово создает ощущение быстро движущихся саней, иначе бы, глаз ощущал статику центральной фигуры.
Суриков, как и сам Третьяков, был из рода старообрядцев, поэтому они прекрасно понимали что пишет один, а что покупает другой, причем за огромную сумму 25 тыс. рублей.
(для примера брюлловскую "Всадницу" он купил за 2 тыс)
Картина огромна - 304 х 587,5 см (!)
"Утро стрелецкой казни"- не менее легендарное полотно Василия Сурикова, также переполнено разными персонажами.
Размер тоже впечатляет 218x 379 см
Александр Иванов "Явление Христа Народу".1-я пол.XIX в.
Не открою ни для кого Америку если напомню, что он писал эту картину 20 лет, но не все знают, что картине посчастливилось быть законченной буквально за год кончины ее создателя.
5,4 м x 7,5 м
Очень яркий, трагический, полный отчаяния сюжет от жанровика, любившего изображать быт крестьян Василия Максимова "Больной муж".
Его работу "Бедный ужин" я встречала в Иркутском художественном музее им. В. П. Сукачева.
Работы художника-передвижника Николая Ярошенко
- "Всюду жизнь", Портрет актрисы П. А. Стрепетовой, "Кочегар", а вот его знаменитая "Курсистка" хранится в Калуге.
Иван Крамской, автор портретов выдающихся писателей и учитель Ильи Репина.
Прекрасный художник не дожил и до 50-ти умерев от болезни сердца, но оставил достойных наследников.
Знаменитая "Христос в пустыне" -картина, вызывающая чрезвычайное сопереживание.
Босиком, в глубоких раздумьях, переживающий Христос сидит босиком посреди каменистой пустыни - безусловно, цепляющий за живое Душу сюжет.
Архип Куинджи и его романтический импрессионизм в "Березовой роще".
Лично у меня создается ощущение соединения двух разных, но в то же время одинаковых, картинок.
Вот так мАстерски передал цветом обычный летний день художник.
Слишком "цветастый" художник-передвижник Валерий Иванович Якоби, представитель сословия помещиков.
(согласитесь, редкое и необычное имя для того времени).
Якоби не отличался выдающимся мастерством имея явные художественные огрехи, например в перспективе, оттого и отвлекал взгляд ярким сюжетом и сочными красками.
"Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны", 1872
Большая работа Карла Брюллова "Всадница".
Её размер — 291х 206 см
Кто же на самом деле изображен на картине спорили и разбирались долго.
Одно время думали, что наездница это сама заказчица картины Юлия Самойлова, возлюбленная Брюллова, потом свелись к тому, что это её воспитанница-итальянка.
К концу не очень счастливого финала судьбы Самойловой Третьякову удалось её выкупить через третих лиц.
Несравненный любитель русской природы и долгожитель (83 года), потомственный дворянин Василий Поленов с "Московским двориком" - одним из главных произведений.
"Заросший пруд"
И конечно же, "Бабушкин сад".
А это огромное, впечатляющее сочное полотно принадлежит Федору Малявину, выходцу из крестьянской семьи, в котором и не сразу увидишь танцующих на высоком эмоциональном подъеме женщин.
"Вихрь".
Я не ожидала, что она такая огромная - 223х 410 см!
При ближайшем рассмотрении знакомиться с ней бестолку - надо значительно отойти от картины, чтобы сполна насладиться этой бушующей красотой.
Первая работа художника наследника двух именитых купеческих родов Михаила Нестерова из цикла, посвященного Сергию Радонежскому "Видение отроку Варфоломею".
Нестеров её очень любил и был уверен в её бессмертности даже после своей смерти.
Размеры тоже впечатляют 160 х 211 см
Среди полотен оказался небольшой зал со скульптурой из мастерской Анны Семеновны Голубкиной, маститого женщины скульптора начала XX века, где меня очень впечатлила её работа из тонированного мрамора.
Старуха словно живая. "Старая". 1908 г
Ну, и завершающим фото будет картина в моем соавторстве с Виктором Михайловичем Васнецовым:
"Марина и её Богатыри, смотрящие не на неё, а, куда-то туда")))
О нет, я не глумлюсь над шедевром, я просто сейчас отдыхаю, супер наслаждаясь своим рассказом:)
Кто-то в начале отзыва вспомнил "Девочку с персиками" Серова, "Портрет Неизвестной" Крамского, кто-то работы Ильи Репина, что не увидели в моем отзыве, но они живут здесь, в Галерее, том месте куда ещё много-много лет будут стекаться люди, чтобы насладиться непревзойденными шедеврами русской живописи.
Я благодарю всех за внимание и участие в этой прогулке:))
Спасибо!
Время использования | 2 раза |
Год посещения | 2019 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Центральный федеральный округ |
Район | Москва |
Город или поселок | Москва |
Улица | Лаврушенский пер. |
Дом № | 12 |
Общее впечатление | А давайте прогуляемся для Души? Поехали)) |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву41
Портрет Пушкина помню "маленький")
Не даром сейчас очереди. Картины с детства перед глазами. Стоит увидеть грачей, вспоминается одноименная картина и уже не замечаешь грязь и слякоть))
Марину и её богатырей, я кажется уже видела. В отзыве о Москве, если не ошибаюсь:)
P.s. А что, больше фоточек после душа не будет (поправляя очки)? Ну тогда я пошёл (проверяя, с максимальным ли натягом заправлена застёгнутая на верхнюю пуговицу рубашка в брюки).
Да, картины все знакомые с детства.