Отзыв: Кафедральный собор святых Петра и Павла (Литва, Каунас) - Суровый внешне, но удивительно красивый внутри собор в сердце старого Каунаса.
Достоинства: Свободное посещение собора. Чудеснейшая органная музыка, которую нам повезло услышать.
Недостатки: Нет.
Здравствуйте! Сегодня мне бы хотелось, продолжая свои рассказы о Литве, и в частности, о Каунасе, где довелось побывать в минувшем апреле, спустя 30 лет, вспомнить об интереснейшем соборе, довольно строгом снаружи, но на удивление прекрасном внутри. Собор этот является кафедральным и освящен в честь святых Петра и Павла, то есть, в какой то мере его можно считать "побратимом" нашего Петропавловского собора в одноименной крепости. Его можно отнести в плане интерьера к двум красивейшим местным храмам, наряду с костелом Пажайслисского монастыря, о котором я рассказывал недавно, и отзыв о котором не попал, как я понял, на ленту моих подписчиков.
Расположен собор Петра и Павла, можно сказать, в самом сердце старого Каунаса, в том месте где центральная улица этой части города, Вильняус гатве, или просто Вильнюсская, вливается в его центральную площадь, Ратушную. Вот, на снимке ниже, фасад храма, если на него смотреть как раз с пешеходной Вильнюсской улицы.
Я, конечно, читал еще до поездки вкратце об основных достопримечательностях Каунаса, и в частности, о данном соборе, но все равно, когда увидел такую красоту, особо контрастирующую с внешним обликом, прямо таки обомлел, честное слово.
В какой то момент, когда мы любовались интерьером храма, вдруг зазвучал этот орган, наполнив внутреннее помещение собора, уж извините за напыщенные слова, удивительно прекрасной и гармоничной музыкой. Что это было, мы так точно и не поняли, но, вполне возможно, это была репетиция, так как вроде никаких объявлений о концерте в это время мы не видели, службы тоже в это время не проводилось. Но, в принципе, какая разница, главное что мы послушали замечательную живую музыку, так гармонично дополнившую потрясающий интерьер собора. В конце отзыва вы можете посмотреть и прослушать этот концерт, ставший, повторюсь, для нас настоящим, и весьма приятным сюрпризом.
Окончив с отличием училище Михал вернулся в свои родные края, и хотя он и был итальянцем по происхождению, во время вспыхнувшего в 60-х годах 19-го века Польского восстания, присоединился к повстанцам. Ну а после провала восстания вынужден был скрыться за границу. Но, однако, не успокоился на этом, и вскоре на нелегальном положении вновь прибыл в Российскую империю в качестве эмиссара польских эмигрантов, и тут то и был схвачен. Но "суровый" царский режим вовсе не отправил его во "глубину сибирских руд" на каторгу.
Михал Андриолли был послан в ссылку в Вятку, жил в простом жилом доме, работал по профессии, расписывая местный собор. Что интересно, его помощником при этом был никто иной, как молодой еще и начинающий живописец Виктор Васнецов. При этом, Михал попутно обучал живописи еще одного Васнецова, Аполлинария, тоже в будущем художника, при этом хлопоча о продолжении его образования. Ну, вообщем после пяти лет такой "тяжелой" ссылки он вернулся на свою родину, где в числе прочего, написал целый ряд работ для украшения данного собора. Ну а более всего он прославился как художник-иллюстратор. В частности, даже в Советском Союзе, в 50-е годы, через много лет после смерти художника, продолжали выходить книги Мицкевича с иллюстрациями Андриолли. Вот такая вот интересная судьба, некоторыми подробностями которой, я не мог не поделиться.
Здесь, оказывается похоронена Юлия Александровна Татищева. Но, как прочитал я уже чуть позже ее биографию, она вообще то дочка шляхтича из Слонима, города в нынешней Гродненской области Белоруссии, некоего Конопки, соответственно католика-поляка. Один из ее братьев, Ян Конопка, принимал участие в польском антирусском восстании под руководством Костюшко, ну а после его разгрома уехал во Францию и дослужился до титула генерала, принимал участие во многих войнах, а по иронии судьбы, попал в плен в 1812 году недалеко от своего родного Слонима, когда его уланский полк подвергся нападению отряда, и что любопытно, руководил им русский генерал также польского происхождения, Ефим Чаплиц, из древнего дворянского рода (а его портрет, в числе других можно увидеть в Галерее Героев войны 1812 года в Зимнем Дворце). Ну а другие братья похороненной в этом храме Юлии Александровны, тоже воевали, причем по разным линиям фронта, кто на стороне французов, кто в русской армии.
Ну а наша героиня вышла замуж сначала за русского офицера Николая Безобразова. При этом, ей совершенно не подходила новая фамилия, Безобразова, она была одной из первых красавец, прославленнная, как тогда писали "гишпанской красотой". Ну а вскоре она познакомилась с дипломатом Дмитрием Татищевым, оформила развод с первым мужем, и стала вскоре Татищевой. Ну а в возрасте уже 49 лет, она возращалась из Вены в Петербург вместе с дочкой и внучкой. И при переправе через Неман в окрестностях тогдашнего Ковно (нынешнего Каунаса) случилось досадное происшествие. Сама Юлия Александровна благополучно переправилась на противоположный берег реки на первом пароме, а второй, на котором ехали дочка с внучкой столкнулся с какой-то лодкой, поднялся сильный переполох, и кто то сказал госпоже Татищевой, что ее родственники утонули. В результате с ней случился удар, с которым, несмотря на все старания докторов, Юлия Александровна уже не справилась. Самое интересное, что и с дочкой, и внучкой ничего страшного не произошло, тревога была ложная. Ну а Юлию Аьександровну, скончавшуюся в Ковно спустя несколько дней, в итоге похоронили в соборе Святых Петра и Павла, и ее могила, как можно видеть, сохранилась до сих пор.
Расположен собор Петра и Павла, можно сказать, в самом сердце старого Каунаса, в том месте где центральная улица этой части города, Вильняус гатве, или просто Вильнюсская, вливается в его центральную площадь, Ратушную. Вот, на снимке ниже, фасад храма, если на него смотреть как раз с пешеходной Вильнюсской улицы.
Я, конечно, читал еще до поездки вкратце об основных достопримечательностях Каунаса, и в частности, о данном соборе, но все равно, когда увидел такую красоту, особо контрастирующую с внешним обликом, прямо таки обомлел, честное слово.
В какой то момент, когда мы любовались интерьером храма, вдруг зазвучал этот орган, наполнив внутреннее помещение собора, уж извините за напыщенные слова, удивительно прекрасной и гармоничной музыкой. Что это было, мы так точно и не поняли, но, вполне возможно, это была репетиция, так как вроде никаких объявлений о концерте в это время мы не видели, службы тоже в это время не проводилось. Но, в принципе, какая разница, главное что мы послушали замечательную живую музыку, так гармонично дополнившую потрясающий интерьер собора. В конце отзыва вы можете посмотреть и прослушать этот концерт, ставший, повторюсь, для нас настоящим, и весьма приятным сюрпризом.
Окончив с отличием училище Михал вернулся в свои родные края, и хотя он и был итальянцем по происхождению, во время вспыхнувшего в 60-х годах 19-го века Польского восстания, присоединился к повстанцам. Ну а после провала восстания вынужден был скрыться за границу. Но, однако, не успокоился на этом, и вскоре на нелегальном положении вновь прибыл в Российскую империю в качестве эмиссара польских эмигрантов, и тут то и был схвачен. Но "суровый" царский режим вовсе не отправил его во "глубину сибирских руд" на каторгу.
Михал Андриолли был послан в ссылку в Вятку, жил в простом жилом доме, работал по профессии, расписывая местный собор. Что интересно, его помощником при этом был никто иной, как молодой еще и начинающий живописец Виктор Васнецов. При этом, Михал попутно обучал живописи еще одного Васнецова, Аполлинария, тоже в будущем художника, при этом хлопоча о продолжении его образования. Ну, вообщем после пяти лет такой "тяжелой" ссылки он вернулся на свою родину, где в числе прочего, написал целый ряд работ для украшения данного собора. Ну а более всего он прославился как художник-иллюстратор. В частности, даже в Советском Союзе, в 50-е годы, через много лет после смерти художника, продолжали выходить книги Мицкевича с иллюстрациями Андриолли. Вот такая вот интересная судьба, некоторыми подробностями которой, я не мог не поделиться.
Здесь, оказывается похоронена Юлия Александровна Татищева. Но, как прочитал я уже чуть позже ее биографию, она вообще то дочка шляхтича из Слонима, города в нынешней Гродненской области Белоруссии, некоего Конопки, соответственно католика-поляка. Один из ее братьев, Ян Конопка, принимал участие в польском антирусском восстании под руководством Костюшко, ну а после его разгрома уехал во Францию и дослужился до титула генерала, принимал участие во многих войнах, а по иронии судьбы, попал в плен в 1812 году недалеко от своего родного Слонима, когда его уланский полк подвергся нападению отряда, и что любопытно, руководил им русский генерал также польского происхождения, Ефим Чаплиц, из древнего дворянского рода (а его портрет, в числе других можно увидеть в Галерее Героев войны 1812 года в Зимнем Дворце). Ну а другие братья похороненной в этом храме Юлии Александровны, тоже воевали, причем по разным линиям фронта, кто на стороне французов, кто в русской армии.
Ну а наша героиня вышла замуж сначала за русского офицера Николая Безобразова. При этом, ей совершенно не подходила новая фамилия, Безобразова, она была одной из первых красавец, прославленнная, как тогда писали "гишпанской красотой". Ну а вскоре она познакомилась с дипломатом Дмитрием Татищевым, оформила развод с первым мужем, и стала вскоре Татищевой. Ну а в возрасте уже 49 лет, она возращалась из Вены в Петербург вместе с дочкой и внучкой. И при переправе через Неман в окрестностях тогдашнего Ковно (нынешнего Каунаса) случилось досадное происшествие. Сама Юлия Александровна благополучно переправилась на противоположный берег реки на первом пароме, а второй, на котором ехали дочка с внучкой столкнулся с какой-то лодкой, поднялся сильный переполох, и кто то сказал госпоже Татищевой, что ее родственники утонули. В результате с ней случился удар, с которым, несмотря на все старания докторов, Юлия Александровна уже не справилась. Самое интересное, что и с дочкой, и внучкой ничего страшного не произошло, тревога была ложная. Ну а Юлию Аьександровну, скончавшуюся в Ковно спустя несколько дней, в итоге похоронили в соборе Святых Петра и Павла, и ее могила, как можно видеть, сохранилась до сих пор.
Время использования | 30 минут. |
Год посещения | 2018 |
Общее впечатление | Суровый внешне, но удивительно красивый внутри собор в сердце старого Каунаса. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву50